Таким образом, семантический сдвиг представляется результатом изменяющегося дискурса. Семантический сдвиг вызывает смещение границ когнитивной модели. Историчность знания обусловлена историчностью представления, поэтому знания вне дискурса не существует. Список использованной литературы:
1. Аристотель. Метафизика // Соч.: в 4 т. М., 1976. Т.1. С. 65 - 367.
2. Гераклит // Фрагменты ранних греческих философов / Лебедев А. В. (ред.). М., 1989. Ч. 1. С. 176 - 257.
3. Гончаренко М.В. Реальность феноменов в контексте традиции // В мире научных открытий. - Красноярск, 2011. - №11.2. - С. 793 - 798.
4. Конт О. Дух позитивной философии. М.: Либроком, 2012.
5. Кун Т. Структура научных революций. М.: Ермак, 2003.
6. Парменид // Фрагменты ранних греческих философов / Лебедев А.В. (ред.). М.: Наука, 1989. Ч. 1. С. 274 - 298.
7. Поппер К. Логика и рост научного знания. М.: Прогресс, 1983.
8. Фейерабенд П. Прощай, разум. М.: Астрель, 2010.
9. Фрэзер Д. Золотая ветвь. М.: АСТ: Ермак, 2003.
10.Хайдеггер М. Бытие и время. М.: Академический проект, 2011.
©Гончаренко В.Н., Гончаренко М.В., 2017
УДК 1
А.И. Низамутдинов
студент 2 курса, факультет «Инженерно-экономический» ФГБОУ ВО «Ульяновский Государственный Технический Университет»
г. Ульяновск, Российская Федерация
БИОЭТИКА Аннотация
Статья посвящена такому понятию как биоэтика. Биоэтика - не только новое направление в научном исследовании, но и иная сфера философского познания жизни и ее сохранения на Земле.
Ключевые слова Биоэтика, философия, наука, познание, медицина.
Междисциплинарная область знания. Так определяют биоэтику. Ее считают разделом философии. Но, фактически биоэтика - слияние медицины, юриспруденции, биологии, социологии. Философия - лишь дополнительная составная. Зато философия биоэтики - отдельная и самодостаточная тема. Ей и посвятим статью.
Биоэтика рассматривает нравственный аспект действий медиков и биологов. Действия могут быть направлены на любых существ. Если рассуждать лишь о поступках по отношению к людям, разговор пойдет о деонтологии. Так называют медицинскую этику.
В философском плане биоэтика опирается на проблему жизни и смерти. Последнюю наука рассматривает в прямом смысле, отбрасывая в сторону метафорические термины типа «смерть личности», «социальная гибель». Разговор идет о биологической смерти, то есть остановке сердца и отмирании мозга [5]. До этой точки - жизнь. Ее понимание тоже разнится. Официальной формулировкой, принятой в 20-ом веке считается: «Способ существования материи, закономерно возникающей на уровне высокомолекулярных соединений и характеризующийся динамичными структурами, функцией самообмена и саморегулированием». При этом, с религиозной точки зрения, к примеру, жизнь - «чудесное свойство, не
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №05/2017 ISSN 2410-6070_
имеющее связи с материей, даваемое и забираемое Богом».
Справедливости ради упомянем и о противоречиях в трактовке самой биоэтик. Основатель науки биохимик Ван Поттер видел ее как общую доктрину, ставящую этической целью спасение жизни на Земле [3]. К врачебной этике философское направление «скатилось» к концу 20-го века. Основы же закладывались в начале прошлого столетия. Соответственно, биоэтика - молодое направление философии. Привести цитаты Сократа не можем. Проще найти материалы Дэниэла Уиклера или Александра Каплана. Они издали ряд книг на тему биоэтики, в частности биоэтики в США. Именно в этой стране и зародилось философское направление.
В медицинскую тематику направление биоэтики сошло в 70-ые годы. В США одновременно активизировались движения за права темнокожих, феминистические клубы, борьба за права инвалидов и умственнонеполноценных. Пошла волна общественного обсуждения правильности отправки солдат во Вьетнам. На этой «волне» и перекинулись на вопросы медицины. Итогом стали билль о правах пациентов и организация исследовательского центра биоэтики. Он располагается в Нью-Йорке.
Теперь, от общей биоэтики к конкретике. Вспомним животрепещущие вопросы философского направления, к примеру, эвтаназию. Первый прецедент 1976-го года в штате Нью-Джерси для многих перевернул картину мира. Сам Гиппократ говорил: « Я не дам никому просимого у меня смертельного средства» [4]. А тут такое. От аппаратов поддержания жизни отключили 17-летнюю девочку. Кстати, отключение аппаратов затрагивает философские проблемы даже в стандартном виде. Встает вопрос, что именно считать биологической смертью. В какой именно момент врачи имеют право прерывать работу техники, да и свою.
Философский взгляд на эвтаназию сводится к дискурсу о праве человека на смерть. Биоэтика сравнительно легко справилась с активным прерыванием жизни по просьбе пациента. Так проявляется уважение к его личности и милосердие, ведь безнадежный может испытывать нестерпимые боли. Спорным моментом является отрицание возможности ошибочного диагноза. Философы вспоминают фразу: - «Пока есть жизнь, есть надежда». Если эта надежда утрачена больным, не обязанность ли медиков вновь вселить ее и самим верить в спасение?
Своеобразной эвтаназией можно назвать волеизъявление Валерия Спиридонова. Российский программист подписал согласие на операцию по пересадке головы. Она намечена на декабрь 2017-го года. Проведет операцию Серджио Канаверо. Врач нейрохирург готов попробовать сделать пересадку в гипотермических условиях. Обе стороны понимают риски. Валерий страдает спинальной атрофией мышц. Движется лишь голова. Мужчина готов на новую жизнь, или же смерть. А ведь правда, с философской точки зрения и жизнь может быть все равно, что смерть. Валерий признается: «С каждым годом мне хуже. Я хочу начать жить, или же не мучить родственников». [6]
Обсуждая проблему Валерия Спиридонова, философы вспоминают Стивена Хокинга. Английский физик теоретик полностью парализован, но дал миру десятки трудов, открытий. Помогли специальные интерфейсы. Они позволили Стивену, замкнутому в собственном теле, общаться с миром, передавать письменные знаки на компьютер. Один из разработчиков программ - Александр Каплан [1], [2]
Если Хокинг - «золотой резерв» человечества и науки, стоит ли позволять рисковать собой прочим людям с ограниченными возможностями ради шанса двигаться? Это один из жестких вопросов биоэтики. Многие тяжелые пациенты талантливы. Перед человечеством встает вопрос: лечить и рисковать жизнью гениев, или 100-процентно сохранить их для себя?
Относят к популярным вопросам биоэтики и клонирование. В 1981-ом воссоздали мышь, а к 2017-му создали десятки копий собак, скота. Команда американских и тайских ученых уже клонировали эмбрион человека. Биоэтика обсуждает при этом несколько тем. Во-первых, отсутствие у копий души, если верить что она дается Богом. В этом случае клонирование оскорбляет чувства верующих, создает бездушные объекты. Вот в чем отличие, к примеру, от однояйцовых близнецов. С физиологической точки зрения они -точные клоны друг друга.
Вторая тема обсуждения клонирования в биоэтики - потребительское отношение к копиям. Стоит ли уважать право на жизнь клона, если от него требуются органы для больного оригинала? Как в любых
философских дискусах, существуют полярные точки зрения. Цель - совместить полюса, найдя истину. Некоторые назовут ее золотой серединой, а другие - никчемной серостью. Тогда, в этом ли цель? В обилии вопросов вся биоэтика. Молодая наука успела углубиться в размышления, но еще не утвердилась в ответах на них. В этом и заключается современная философия биоэтики, философия поиска и стремления понять. Список использованной литературы:
1. А. Шульга, Интервью с доктором биологических наук профессором А. Я. Капланом, интернет-источник Geektimes от 23.05.2011 г.
2. А. Я. Каплан, На линии - мозг, интернет-публикация Национальной сети Аспирантур по Биотехнологиям в Нейронауках с контактом akaplan@mail.ru 2000 г.
3. В. Р. Поттер, Глобальная биоэтика,[перевод с английского С. В. Вековшининой] // Практичная фiлософiя - №1 2004 г.
4. Гиппократ Этика и общая медицина, перевод В. И. Руднева, Изд. «Мир книги» (с.37-42) 2007 г.
5. Д. Уиклер, Определение смерти: задача для философов, статья в переводе Л. Коноваловой 2004 г
6. Иван Сычев, В 2017 году голову российского программиста пересадят на другое тело, статья-интервью из интернет-источника Geektimes от 8.04.2015
© Низамутдинов А.И., 2017
УДК 141.32
В.М. Цыганенко
Старший преподаватель Иркутский государственный медицинский университет г. Иркутск, Российская Федерация
ЗНАНИЕ И ВЕРА КАК ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ ПОНЯТИЯ
Аннотация
В статье рассматриваются понятия знания и веры с позиций гносеологического и экзистенциального подходов. Осуществляется оценка рациональной обоснованности и практической целесообразности соответствующих им различений данных понятий. Обосновываются преимущества экзистенциального подхода.
Ключевые слова
Знание, вера, свобода, экзистенция.
Знание и вера являются фундаментальными философскими понятиями. В литературе нередко можно видеть попытки их определения в едином контексте. При этом в подавляющем большинстве случаев разграничение данных понятий проводится с гносеологической позиции, полагающей в основание своего подхода понятие «знание». Однозначность такого решения, как правило, даже не ставится под сомнение, т. к. возможность альтернативного решения, а тем более его предпочтительности не усматривается. Между тем, такой подход к пониманию знания и веры в действительности не только не является единственным, но даже наиболее предпочтительным, в том числе по причинам рационалистического порядка. В противоположность ему в статье предлагается экзистенциальный подход, находящийся в пределах культурологического знания, с позиции которого знание и вера рассматриваются не в объектном, а субъектном плане, в качестве определенных показателей экзистенциального и культурного состояния субъекта.
Прежде всего, обратим внимание, на то значение знания, которое оно имеет в контексте противопоставления вере в гносеологическом подходе. Знание означает такое содержание сознания, соответствие которого своим интенционально подразумеваемым границам (смысловому горизонту) надежно