морали, правил поведения сообщества; познавательное содержание, состоящее из освоения обычаев и традиций, законов и принципов деятельности, как познавательной, так и практической; способов трансляции содержания (с одной стороны, песни, праздники, поговорки, беседы, а с другой - научные способы наблюдения, эксперимента и др.). Таким образом, педагогическая практика есть форма организации педагогического процесса в вузе и сочетает в себе и общечеловеческую, и специализированную направленность.
Для соединения разных видов деятельности в единый процесс необходимо иметь специальные знания, которые должны стать основой понимания, что занятие каким-либо одним видом деятельности может повышать результативность и успешность в другом виде деятельности. Понимание необходимости подготовки кадров нового поколения, способного осуществлять управление социальными процессами в условиях информационных противоречий, требует включения новых форм деятельности.
Зарождение и становление практики специального образования связано с правовыми нормами и морально нравственными ценностями, базирующимися на деонтологическом и культурологическом подходах, включающих системы духовных ценностей, ценности, относящиеся к общественным проблемам, отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья и их месту в обществе.
А. Ю. Евглевская, Е. А. Барсукова
Бинарная модель обучения, как эффективная форма работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
Бинарный урок в последнее время довольно часто используется педагогами в качестве нетрадиционной интересной формы подачи материала. Это одна из форм реализации межпредметных связей и интеграции учебных предметов. При такой форме урока формируется целостная картина мира, обучающиеся применяют на практике знания, полученные в смежных дисциплинах, т. е. на таком уроке происходит перенос умения в новые области, не изучавшиеся ранее, что помогает учащимся принимать решения в творческих ситуациях, формируя деятельностный подход в обучении. Такие уроки проводятся нечасто и вызывают дополнительный интерес к обучению и ходу урока или занятия. Активнее протекает восприятие учебного материала, острее становится наблюдение, активизируется эмоциональная и логическая память, интенсивнее работает воображение. Эту форму работы можно использовать на всех этапах подачи и обобщения материала.
125
Также бинарный урок можно рассматривать как модель взаимодействия двух педагогов. На практике при проведении бинарного урока их деятельность взаимосвязана и преследует ряд общих целей.
Мы представляем опыт работы Государственного бюджетного специального коррекционного образовательного учреждения - школы № 13 Приморского района Санкт-Петербурга, в которой реализуются адаптированные образовательные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья. Таким образом, в нашем образовательном учреждении осуществляется принцип инклюзивного образования.
Обучение направлено на формирование полноценной социализированной личности ребенка с нарушением интеллектуального и психофизического развития через коррекционно-развивающее обучение и воспитание, направленное на личностное развитие, способствующее овладению необходимых жизненно важных знаний, умений и навыков, успешной социальной адаптации. Исходя их этого специалист строит свою работу в данном коррекционном учреждении.
Одним из самых важных принципов обучения в нашей школе является индивидуальный подход к каждому ребенку. Индивидуальный подход к обучающимся - это система педагогических мер, направленных на создание оптимальных для каждого ребенка условий обучения и воспитания. В коррекционной школе индивидуальный подход особенно важен в связи с большой неоднородностью умственного и психофизиологического развития обучающихся.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья бинарная модель обучения имеет особую актуальность, так как позволяет привнести в любой урок коррекционно-развивающую составляющую. Каждый учитель является еще и специалистом службы сопровождения, что позволяет объединить подходы, методики и принципы коррекционной педагогики, что значительно упрощает восприятие учебного материала.
Наши цели:
1) создать условия мотивированного практического применения знаний, умений и навыков, дать ученикам возможность увидеть результаты своего труда и получить от него радость и удовлетворение. Самое главное - это сделать для детей с ограниченными возможностями здоровья занятия доступными для успешного освоения материала;
2) заинтересовать ребят изучением предметов, сделать занятия любимыми, увлекательными;
3) совершенствовать коммуникативно-познавательные умения, направленные на систематизацию и углубление знаний и обмен этими знаниями в условиях общения.
126
Задачи, которые мы перед собой ставим:
1) введение современной педагогической технологии как формы организации обучения;
2) достижение учебных целей по предмету в совокупности с коррекционно-развивающими целями;
3) разнообразие форм урока как способ эффективного усвоения материала.
Как правило, все дети с большим желанием идут в школу, им все интересно. Но проходит некоторый промежуток времени, и этот интерес к учению постепенно угасает. Бинарные уроки позволяют интегрировать знания из разных областей для решения одной проблемы, дают возможность применить полученные знания на практике и, таким образом, почувствовать себя успешным в обучении.
Можно выделить несколько видов бинарного урока. Выбор формы зависит от возрастной категории детей, интересов и способностей.
Урок -
конференция
Урок-инсценировка
Урок-путешествие
Урок- Урок - Урок-
исследование дискуссия мастерская
Мы хотели бы поделиться опытом проведения бинарных уроков-мастерских с обучающимися начальной и основной школы, проведенных учителями технологии совместно с психологом и логопедом.
Помимо основных задач учителя-предметника можно сформулировать ряд коррекционно-развивающих:
• создание развивающей среды для успешного усвоения программы детьми с ограниченными возможностями здоровья;
• побуждение детей к самостоятельному художественному творчеству;
• установление творческих взаимоотношений между педагогом и ребенком в атмосфере увлеченности совместной деятельностью;
• активизация общеречевых умений и навыков, развитие связной самостоятельной речи и обогащение словарного запаса обучающихся в процессе предметной деятельности.
Данное занятие было очень полезно как для детей, так и для специалистов. Совместно с учителем ребята изучали элементы деятельности по конструированию, моделированию, ручному труду,
127
учились делать свою работу обдуманно и поэтапно. Важным моментом, на который мы обращаем внимание, является взаимодействие в группе. Мы наблюдали, как ребята могут проявить свои организаторские, лидерские и творческие способности в группе сверстников. Это дало нам множество информации для планирования дальнейшей работы: индивидуальной и групповой.
Также нами было проведено бинарное коррекционноразвивающее занятие, которое проводилось учителем-логопедом и педагогом-психологом с обучающимися первого класса с тяжелыми нарушениями речи. Тема занятия: «Развитие эффективного взаимодействия в группе детей с ограниченными возможностями здоровья средствами сказкотерапии и логоритмики». Такое сочетание двух направлений работы выбрано не случайно. Любая сказка воспринимается легче, становится интереснее в сочетании с музыкой. Различную по настроению, темпу и ритму музыку дети не только слушали, но и соотносили с сюжетом, а также получили возможность инсценировки сюжета сказки под музыку с использованием разнообразных выразительных движений. На таком занятии два специалиста получили больше возможностей в реализации поставленных задач средствами двух смежных дисциплин.
При проведении данного урока мы выявили повышение интереса обучающихся к занятиям, к групповой работе с одноклассниками и к совместному взаимодействию со взрослыми; отметили пользу для разностороннего развития личности ребенка.
Бинарная модель обучения - важное средство реализации коррекционной деятельности, она также является интегрированным средством обучения, помогающим разрешать многие задачи, а также организовать коррекционное сопровождение обучающихся.
О. В. Жданова
Соматически ослабленные дети: трудности обучения и особые образовательные потребности
Общеизвестно, что эффективность учебного процесса в современной школе во многом зависит не только от его научнометодического обеспечения, нацеленного на повышение качества учебной деятельности учащихся, но и от других факторов. Наиболее весомым из них является состояние здоровья школьников. Один из ведущих показателей состояния здоровья современных школьников - его физическое развитие, под которым понимают состояние мор-
128