учились делать свою работу обдуманно и поэтапно. Важным моментом, на который мы обращаем внимание, является взаимодействие в группе. Мы наблюдали, как ребята могут проявить свои организаторские, лидерские и творческие способности в группе сверстников. Это дало нам множество информации для планирования дальнейшей работы: индивидуальной и групповой.
Также нами было проведено бинарное коррекционноразвивающее занятие, которое проводилось учителем-логопедом и педагогом-психологом с обучающимися первого класса с тяжелыми нарушениями речи. Тема занятия: «Развитие эффективного взаимодействия в группе детей с ограниченными возможностями здоровья средствами сказкотерапии и логоритмики». Такое сочетание двух направлений работы выбрано не случайно. Любая сказка воспринимается легче, становится интереснее в сочетании с музыкой. Различную по настроению, темпу и ритму музыку дети не только слушали, но и соотносили с сюжетом, а также получили возможность инсценировки сюжета сказки под музыку с использованием разнообразных выразительных движений. На таком занятии два специалиста получили больше возможностей в реализации поставленных задач средствами двух смежных дисциплин.
При проведении данного урока мы выявили повышение интереса обучающихся к занятиям, к групповой работе с одноклассниками и к совместному взаимодействию со взрослыми; отметили пользу для разностороннего развития личности ребенка.
Бинарная модель обучения - важное средство реализации коррекционной деятельности, она также является интегрированным средством обучения, помогающим разрешать многие задачи, а также организовать коррекционное сопровождение обучающихся.
О. В. Жданова
Соматически ослабленные дети: трудности обучения и особые образовательные потребности
Общеизвестно, что эффективность учебного процесса в современной школе во многом зависит не только от его научнометодического обеспечения, нацеленного на повышение качества учебной деятельности учащихся, но и от других факторов. Наиболее весомым из них является состояние здоровья школьников. Один из ведущих показателей состояния здоровья современных школьников - его физическое развитие, под которым понимают состояние мор-
128
фологических и функциональных свойств и качеств, а также уровень биологического развития, отражающий динамику процесса обусловленных возрастом изменений размеров тела, телосложения, внешнего облика, мышечной силы и работоспособности.
Традиционно на основе медицинских критериев выделяют пять групп здоровья, варьирующихся от категории здоровых детей с нормальным физическим и психическим развитием, без анатомических дефектов, функциональных и морфофункциональных отклонений до категории детей, страдающих тяжелыми хроническими заболеваниями.
В педагогике данная категория детей традиционно обозначается целым рядом понятий: «соматически ослабленные дети», «дети с ослабленным здоровьем», «часто болеющие дети» и др. В целом под данными понятиями понимается категория детей «группы риска» по здоровью. Определяющую роль в изменениях состояния здоровья соматически ослабленных детей играют 3 группы факторов: генотип популяции, образ жизни, состояние окружающей среды.
Ряд особенностей познавательных и эмоциональных процессов у учащихся с ослабленным здоровьем накладывают негативный отпечаток на их учебную деятельность и, как правило, приводят к возникновению следующих трудностей в обучении:
1) низкая готовность к школьному обучению, личностная и мотивационная незрелость;
2) трудности в школьной адаптации (особенно в первом классе): нарушения функций приспособления, возникающие в ответ на изменение привычного уклада жизни и смены ведущей деятельности;
3) высокая утомляемость при выполнении заданий;
4) медленная переключаемость внимания с объекта на объект; выраженная невнимательность, из-за чего соматически ослабленных детей часто относят к категории ленивых;
5) низкий темп работы, особенно при письме и чтении;
6) высокая чувствительность к замечаниям учителя;
7) эмоциональная неустойчивость, особенно проявляющаяся в реакциях на поставленную оценку;
8) конфликтность ролевых позиций: на внутриличностном
уровне это проявляется на соотношении позиции «Я - больной», «Я
- школьник», «Я - ученик», «Я - личность». В первоначальном периоде у соматически ослабленного ребенка доминирует позиция «Я
- больной», затем, по мере выздоровления, эта позиция нередко выступает как защитно-имитационная;
9) особенности эмоционально-личностной сферы впоследствии влекут изменения личности ребенка: он считает, что имеет право на облегченную деятельность, щадящий режим, сострадание и соучастие со стороны педагогов и окружающих детей.
129
Самой главной особенностью, отличающей социальную ситуацию развития соматически ослабленного ребенка, является наличие образовательной депривации в результате частых пропусков школы и госпитализации. Подобные условия развития ребенка неизбежно влекут пропуски программного материала, его несистемное и непоследовательное усвоение и как следствие пробелы в знаниях.
Таким образом, категория соматически ослабленных детей представляет собой некий континиум между абсолютным благополучием и выраженной патологией, характеризующейся быстрой утомляемостью, тревожностью, неуверенностью, нарушением биоритмов, вегетативными пароксизмами, снижением работоспособности. В силу этого им присущи особые образовательные потребности, и они нуждаются в создании особых условий для обучения и воспитания.
По нашему мнению, при организации инклюзивного обучения соматически ослабленных школьников необходимо учитывать следующие показатели:
1) время выявления и диагностики болезненного процесса. Ранняя диагностика болезни позволит своевременно и регулярно проводить психолого-педагогическую диагностику, обеспечившую выявление нарушенных, задержанных, искаженных и (или) сохранных психических процессов и познавательных функций ребенка;
2) психолого-педагогическая поддержка и помощь. Она должна начинаться еще в дошкольном возрасте, ее основной задачей будет являться формирование полноценной готовности (мотивационной, личностной, речевой) ребенка к школьному обучению;
3) абилитация и реабилитация, которая должна проходить по индивидуальной психолого-педагогической программе, учитывающей как медицинские (группу здоровья ребенка, характер, форму и степень тяжести его заболевания, время постановки диагноза, время и характер получаемого лечения), так и психологопедагогические показатели;
4) особые формы организации образовательной среды и жизненного пространства: включение дополнительных выходных в учебную неделю - «щадящих» дней, более частое чередование пауз отдыха на уроке, выполнение трудных и облегченных заданий попеременно;
5) интеграция усилий педагогов, психологов, медиков и семьи в процессе инклюзивного обучения соматически ослабленного ребенка.
Обучение соматически ослабленных детей должно проводиться в особых условиях, по индивидуальным программам, специально разработанным с учетом особенностей их психического развития. Кроме того, для данной категории детей необходимо разрабатывать методы психолого-педагогической помощи, социально-
го
психологической и профессиональной адаптации. Решение этих задач возможно только с учетом особых образовательных потребностей данной категории детей.
1. Время начала образования - как правило, соматически ослабленные дети идут в школу в возрасте 7 лет. Но в силу определенных обстоятельств (частые и продолжительные заболевания, госпитализация, длительный реабилитационные период после перенесенного заболевания и т. п.) может случиться так, что ребенок поступает в школу в возрасте 8 лет и позже.
2. Содержание образования - потребность во введении специальных разделов обучения для соматически ослабленных детей не предусмотрена. В большинстве случаев эти дети интеллектуально сохранны и при определенных условиях вполне усваивают программу массовой общеобразовательной школы. Однако частые пропуски школы ребенка по болезни приводят к тому, что впоследствии ему приходится осваивать образовательную программу в сжатые сроки. Учет этого момента необходим в дифференциации учителем главного (обязательного для изучения!) и второстепенного в содержании программного материала.
В качестве особого факультативного раздела, включенного в содержание образования такого ребенка, можно рекомендовать раздел «Основы здоровьесберегающей среды и здорового образа жизни», который будет способствовать актуализация потребностей детей и их родителей в здоровьесбережении собственного ребенка.
3. Создание специальных методов и средств обучения - потребность в построении «обходных путей», использовании специфических средств обучения, в более дифференцированном, «пошаговом» обучении, чем этого обычно требует обучение нормально развивающегося ребенка. В индивидуальных программах обучения соматически ослабленных детей учителю следует перейти от повременного планирования учебного процесса к планированию с учетом продолжительного периода закрепления усвоенных учащимися знаний и опыта.
4. В особой организации обучения - потребность в качественной его индивидуализации, в особой пространственной, временной и смысловой организации образовательной среды:
а) преимущественное использование индивидуальных форм работы;
б) выделение промежуточных этапов достижения результата как самостоятельных в усвоении определенного содержания учебного материала;
в) усвоение основной программы через погружение в проблемно-творческие ситуации с использованием базовых элементов предметного мира (дерево, дом, человек, животное);
131
г) исключение состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость;
д) подбор индивидуального темпа работы и нагрузки учащегося;
е) избегание повышенной утомляемости детей;
ж) психологическое сопровождение образовательного маршрута.
5. В определении границ образовательного пространства - потребность в максимальном его расширении за пределы образовательного учреждения. Соматически ослабленного ребенка следует максимально включать во внеурочные и внешкольные формы взаимодействия, которые позволят ему ликвидировать коммуникативные и социальные барьеры в общении со сверстниками. Развитие соматически ослабленного ребенка должно быть организованным и комплексным, пробуждающим его познавательную активность, для чего необходимо выполнение основных условий: обеспечение доступности разнообразных физических контактов ребенка с предметным миром, ориентирование его мышления на сравнение и обобщение, понимание значимости ребенка членами семьи.
6. В продолжительности образования - потребность в пролон-гированности процесса обучения и выход за рамки школьного возраста - в особых случаях (случаях неусвоения образовательной программы) соматически ослабленные дети требуют пролонгиро-ванности обучения, т. е. его продолжения и (или) повтора.
7. В определении круга лиц, участвующих в образовании и их взаимодействии - потребность в согласованном участии квалифицированных специалистов разных профилей. Единство лечебных, педагогических, воспитательных и психологических задач в обучении и оздоровлении детей позволяет своевременно диагностировать нарушения физического развития, оказывать детям лечебную и коррекционную помощь, проектировать индивидуальнообразовательные маршруты, варьировать нагрузку для отдельных категорий детей, разрабатывать соответствующие рекомендации и проводить консультативную работу для педагогов и родителей.
Эмоциональное и социальное состояние, способность к обучению у таких детей могут медленно нормализоваться. Дети в этом случае нуждаются в помощи и поддержке со стороны родителей и учителей, а родители в свою очередь должны получать поддержку со стороны педагога и лечащего врача. В этом случае особого внимания в семье и учебном коллективе требует формирование благоприятного микроклимата, который в свою очередь зависит от постановки задач, решаемых в ходе инклюзивного обучения.
Сегодня роль педагога начального обучения заключается не только в передаче знаний, умений и навыков, но и в организации особой образовательной среды, особенно для тех учащихся, которые испытывают трудности в обучении и обладают особыми образовательными потребностями.
132