Научная статья на тему 'БИМОДАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ: ИННОВАЦИОННЫЙ ВЕКТОР РАЗВИТИЯ БГПУ ИМЕНИ АКМУЛЛЫ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ РФ'

БИМОДАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ: ИННОВАЦИОННЫЙ ВЕКТОР РАЗВИТИЯ БГПУ ИМЕНИ АКМУЛЛЫ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ РФ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
178
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИМОДАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / BIMODAL UNIVERSITY / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / DISTANCE LEARNING / ЭЛЕКТРОННЫЙ КОНТЕНТ / ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ELECTRONIC INFORMATION EDUCATIONAL ENVIRONMENT / E-CONTENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Асадуллин Раиль Мирваевич, Сергиенко Иван Викторович, Кудинов Илья Викторович, Галиханова Юлия Радиковна

В статье обозначены предпосылки внедрения в образовательный процесс высшей школы инновационных моделей организации обучения; рассмотрены различные организационные модели дистанционного обучения; выделено и определено понятие «Бимодальный университет» и его составляющих; определены стратегические направления развития БГПУ имени М.Акмуллы как бимодального вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Асадуллин Раиль Мирваевич, Сергиенко Иван Викторович, Кудинов Илья Викторович, Галиханова Юлия Радиковна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BIMODAL UNIVERSITY: INNOVATIVE VECTOR OF DEVELOPMENT OF BSPU AKMULLA IN THE EDUCATION SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article describes the conditions of implementation in educational process of higher education innovative models of organization learning. Considered different organizational models of distance learning. Define the concept of «Bimodal University» and its components. Determined the strategic direction of development of BSPU named M.Akmulla with the principles of bimodality.

Текст научной работы на тему «БИМОДАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ: ИННОВАЦИОННЫЙ ВЕКТОР РАЗВИТИЯ БГПУ ИМЕНИ АКМУЛЛЫ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ РФ»

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ * '\t

Р.М. Асадуллин, И.В. Сергиенко, И.В. Кудинов, Ю.Р. Галиханова БИМОДАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ: ИННОВАЦИОННЫЙ ВЕКТОР РАЗВИТИЯ БГПУ ИМЕНИ АКМУЛЛЫ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ РФ

Ключевые слова: бимодальный университет, дистанционное обучение, электронная информационно-образовательная среда, электронный контент.

Аннотация: В статье обозначены предпосылки внедрения в образовательный процесс высшей школы инновационных моделей организации обучения; рассмотрены различные организационные модели дистанционного обучения; выделено и определено понятие «Бимодальный университет» и его составляющих; определены стратегические направления развития БГПУ имени М.Акмуллы как бимодального вуза.

Развитие образовательных информационно-коммуникационных технологий, обеспечивающих универсальный, дистанционный, быстрый доступ к информации и знаниям, инициирует развитие педагогических технологий, представляющих новый тип образования - открытое образование. Оно характеризуется непрерывностью, гибкостью, модульностью, самостоятельностью, распределенность; работой на опережение и быстрое реагирование на запросы общества; на обеспечение равного доступа к образованию всем гражданам, независимо от местожительства, возраста, занимаемого положения, должности и с учетом ограниченных возможностей. Все это позволяет увеличить число потребителей образовательных услуг в разы.

Проблемы создания открытого образования, организации и управления образовательной организацией, при использовании дистанционных образовательных технологий (ДОТ) и программ непрерывного многоуровнего профессионального образования, не сводятся лишь к решению проблем эффективного применение ДОТ в учебном процессе. Использование ДОТ в организации образовательного процесса является важным элементом, определяющим особенности проектирования взаимодействия участников учебного процесса, организацию его деятельности и разработку системы управления его элементами и качеством образования (что находит отражение в периодическом изменении законодательной базы, регулирующей дистанционное образование) [1-3].

Становление системы дистанционного обучения (СДО) приводит к периодическому изменению организации традиционных систем учебного заведения для более четкого функционирования (и организационной поддержки) распределенного учебного процесса, управления организационной структурой вуза. Существующие в настоящее время электронные университеты, организации, занимающиеся дистанционным образованием, можно условно характеризовать, в зависимости от их организационной структуры, тремя моделями: бимодальная модель (on-off-campus model), дистанционная модель(off-campus) и модель консорциума [5]. К модели консорциума относятся организации, состоящие из нескольких взаимодействующих электронных университетов. С помощью консорциумов университеты могут совместно использовать ресурсы и оборудование для предоставления услуг в области образования. Дистанционная модель (в отличие от первой модели) представляет организационную систему, которая реализует только дистанционное образование и не имеет традиционного кампуса. Такие организации разрабатывают собственную учебную политику и присваивают собственные ученые степени; эти электронные университеты и учебные заведения распространены по всему миру. В то же время они могут различаться в зависимости от определенных условий той или иной страны - «национальных» особенностей.

Бимодальная модель представляет организацию, которая совмещает традиционную систему образования и систему электронного университета с дистанционным образованием. В большинстве случаев учебные курсы, программы, учебные пособия и экзамены

едины как для студентов-очников, так и студентов обучающихся дистанционно, которые должны отвечать одним и тем же критериям.

В бимодальных системах дистанционное образование интегрируется в структуру традиционной образовательной модели, и, вследствие взаимодействия двух форм, процесс обучения приобретает новый смысл. В бимодальных учебных заведениях студенты имеют возможность обучаться по дистанционным и очным программам, что дает им дополнительную свободу в составлении индивидуального плана занятий и решать проблемы, связанные с расписанием. В большинстве бимодальных систем дистанционное образование управляется и администрируется специальным подразделением организации. Такого рода учреждение обеспечивает максимально возможную гибкость в плане места и темпа обучения.

Изменяется также роль профессорско-преподавательского состава: при очном обучении в основном преподаватель определяет содержание и качество передачи / получения знаний на лекционных или семинарских занятиях; при дистанционном обучении за содержание и методы обучения несет ответственность не только преподаватель, но и группа тьюторов, методистов, редакторов и технических специалистов. Причем качество преподавания зависит как от преподавателя, так и от специалистов-организаторов дистанционного обучения, а также различных служб, созданных для технической и информационной поддержки студентов. Университеты, работающие по данной модели, обучают студентов очно (в стенах университета) и дистанционно; студенты обеих форм обучения проходят одинаковую программу и сдают одни и те же экзамены (в соответствии с одинаковыми стандартами).

В России существуют организации, использующие модель дистанционного обучения, и предпринимаются практические попытки формирования и функционирования модели консорциума и бимодальной модели. В качестве вуза-лидера, развивающего концепцию бимодального университета, можно назвать Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы» (БГПУ имени М. Акмуллы). Намечены два этапа стратегии развития университета как бимодального вуза.

Первый этап стратегии - бимодальный университет как массовый распределенный вуз. На данном этапе в 2016-2018 гг. планируется создание сети центров дистанционного доступа на территории РБ, РФ; 2018-2020 - РФ и за ее пределами, разработка и модернизация современного, качественного электронного контента, формирование электронной образовательной платформы.

Второй этап стратегии - бимодальный университет как массовый сетевой вуз, предполагающий создание виртуальной образовательной среды на основе облачных технологий (университетское корпоративное облако) с применением личных мобильных устройств обучающимися в образовательном процессе. Результатом второго этапа станет расширение виртуального образовательного пространства с возможностью доступа к образовательным ресурсам университета из любой точки мира, увеличение числа обучающихся и слушателей.

Для успешного функционирования вуза в качестве бимодального университета необходимо решить ряд задач: создание электронного открытого университета, модернизация единого электронного образовательного портала, формирование электронного учебного и информационно-библиотечного контента в соответствии с требованиями ФГОС, широкий охват потребителей образовательных услуг в регионе и расширение географии потребителей образовательных услуг.

Бимодальный университет представляется современным вузом, ведущим образовательную деятельность на основе единого образовательного контента, электронных библиотечных ресурсов, единого профессорско-преподавательского состава, единого администрирования. Ключевое понятие здесь - информационно-образовательная среда, использующая единые образовательный контент и электронные ресурсы. То есть, формирование электронной информационно-образовательной среды - основная задача современного вуза.

пелпгогичесний журнпл епшкортостпнп N 4(65). во га ёЖ§ЖёЖ5

Технологическая составляющая дистанционного обучения в бимодальном университете развивается на базе проекта «Открытый электронный университет», представляющего современный вуз, осуществляющий образовательную деятельность на основе единой информационно-образовательной среды, с использованием электронного образовательного контента, электронных библиотечных ресурсов, единого профессорско-преподавательского состава, единого администрирования, а также имеющий в качестве структурных подразделений территориально удаленные центры доступа к информационно-образовательным ресурсам в Российской Федерации и / или за рубежом, объединенные посредством интернет-технологий.

Основой Открытого электронного университета в бимодальном университете БГПУ (и завершающей фазой создания открытой виртуальной образовательной среды) станет единый виртуальный образовательный портал. Такой портал представляет собой электронную информационно-образовательную среду вуза, обеспечивающую требования ФГОС

- индивидуальный неограниченный доступ к электронно-библиотечным системам и индивидуальный неограниченный доступ к электронной информационно-образовательной среде вуза. [Электронная информационная среда сегодня определяется как совокупность электронных информационных ресурсов, электронных образовательных ресурсов, информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств, обеспечивающая освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме, независимо от места нахождения обучающихся. Электронная информационно-образовательная среда вуза должна обеспечивать доступ к электронным образовательным ресурсам, к указанным рабочим программам; фиксацию хода образовательного процесса и результатов освоения образовательной программы; формирование электронного портфо-лио обучающегося.]

Портал выступает основным информационным центром в управлении системой дистанционного обучения, содержащим учебно-методическую и дидактическую информацию, содержит электронный учебный контент - электронные учебно-методические комплексы по дисциплинам образовательной программы и силлабус, что отвечает требованиям глобальной виртуальной среды дистанционного обучения. В настоящее время университетом внедряются в электронный учебный процесс современные пропедевтические электронные учебные продукты (аннотация, глоссарий, слайд-лекции, модульные тестирования, интерактивный тренинг), разрабатываемые с учетом модульности и интерактивности; с использованием элементов контроля за качеством усвоения материала в процессе самостоятельной работы студентов.

Портал предоставляет возможность открытого доступа к электронным ресурсам через центры дистанционного доступа (созданные в учреждениях-партнерах и территориальных единицах) и посредством /Р-адресов (доступ к порталу возможен с любой точки нахождения потребителя образовательных услуг). Это поможет перейти к новой парадигме

- обучение на месте проживания и к новым педагогическим технологиям - безгрупповое обучение на основе индивидуальных учебных планов, безсессионное обучение на основе индивидуальных графиков усвоения знаний и безбумажные технологии на основе информатизации. Данные технологии позволяют реализовать индивидуальную траекторию обучения, что особенно важно для осуществления преемственности образовательных уровней, в особенности высшего и послевузовского образования, а также для освоения дополнительных образовательных программ в соответствии с потребностями общества и рынка труда, способностями и психофизиологическими особенностями обучающихся [4].

К результатам внедрения в образовательный процесс единого виртуального образовательного портала на основе системы оперативного и гибкого реагирования (с учетом стратегии опережающего развития образования) можно отнести:

- поддержку учебного процесса в малокомплектных школах с помощью электронного образовательного контента;

- организацию обучения в пенитенциарных учреждениях;

- создание самого большого в регионе электронного научного, образовательного, информационно-библиотечного контента;

- совершенствование образовательного процесса - экономия бюджетных средств, увеличение дохода от реализации образовательных услуг;

- увеличение контингента обучающихся в университете.

В бимодальном университете система дистанционного обучения должна развиваться исходя из определенных положений:

- программы дистанционного образования должны быть интегрированы в общую систему университетского образования; открытый электронный университет не должен представлять собой отдельное подразделение, единственной формой деятельности которого является обучение студентов-заочников;

- в процесс разработки и коррекции дистанционных программ в первую очередь должны привлекаться преподаватели университета; участие преподавателей университета в разработке дистанционных программ обучения должно стать неотъемлемой частью их педагогической деятельности в университете;

- деятельность по проектам дистанционного обучения должна осуществляться в соответствии с учебными планами, приоритетами, педагогической политикой и системой организации труда, принятыми в университете;

- должна проводиться системная подготовка будущих преподавателей дистанционного отделения и курсы повышения квалификации для тех преподавателей, которые уже вовлечены в процесс дистанционного обучения;

- необходимо для повышения уровня преподавания обеспечить в университете систему оценки и поощрения кадров;

- деятельность университета, направленную на повышение эффективности преподавания, следует рассматривать в научно-исследовательском контексте.

Успешное развитие бимодального университета БГПУ имени М. Акмуллы позволит достигнуть расширение географии обучающихся за счет реализации парадигмы «обучение на месте проживания», благодаря чему сохраняется и приумножается кадровый потенциал региона; обеспечится лидерство на рынке образовательных услуг; многократно повышается не только просветительский и культурный уровень, но и социальная значимость университета в регионе и в России. То есть, миссия бимодального университета БГПУ имени Акмуллы - обеспечение доступности для населения качественного непрерывного образования на месте проживания, а также продвижение российского образования на мировой рынок образовательных услуг.

1. Об образовании в РФ [Текст] Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-Ф3 // Собрание законодательства РФ, 31.12.2012, N 53 (ч. 1), ст. 7598. - Режим доступа : http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=194773.

2. Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ [Текст] Приказ Министерства образования и науки от 09.01.2014 №2 // Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165. - Режим доступа : http://base.garant.ru/70634148/.

3. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования. - Режим доступа : http://fgosvo.ru/.

4. Качество высшего образования [Текст] / под ред. М.П. Карпенко [Текст]. М. : Изд-во СГУ, 2012. - 291 с. - С.185.

5. Yenbamrung, Petamaporn. 1992. The Emerging Electronic University: Distance Education for the Twenty-first Century. 16th World Conference of the International Council for Distance Education. Bangkok: ICDE, pp. 317-21. - Режим доступа : http://www.distance-learning.ru/db/el/FC5AC4EB20E98DAEC3256F310024CEF1/doc.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.