Научная статья на тему 'ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА БИМОДАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ'

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА БИМОДАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
74
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИМОДАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / BIMODAL UNIVERSITY / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / КОМПОНЕНТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ / COMPONENTS OF EDUCATIONAL ENVIRONMENT / ЭЛЕКТРОННЫЙ КОНТЕНТ / ELECTRONIC CONTENT / ЦЕНТР РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ / COMPETENCE DEVELOPMENT CENTER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Асадуллин Раиль Мирваевич, Сергиенко Иван Викторович, Галиханова Юлия Радиковна

В статье проанализирована образовательная среда бимодального университета. Авторами выделены компоненты образовательной среды бимодального университета, оказывающих влияние на качество подготовки студентов. В статье рассмотрены Центры развития компетенций как новый тип структурного подразделения вуза и неотъемлемой части в организации образовательного процесса бимодального университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Асадуллин Раиль Мирваевич, Сергиенко Иван Викторович, Галиханова Юлия Радиковна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE BIMODAL UNIVERSITY AS A FACTOR OF IMPROVEMENT QUALITY OF EDUCATION STUDENTS

The article analyzes the educational environment of the bimodal university. The authors selected the components of the educational environment of the bimodal university, which influence the quality of students' training. The article describes the Competence Development Centers as a new type of structural subdivision of the university and an integral element in the organization of the educational process of the bimodal university.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА БИМОДАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ»

НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: материалы научно-методического совещания

Р.М. Асадуллин, И.В. Сергиенко, Ю.Р. Галиханова

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА БИМОДАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ

Ключевые слова: бимодальный университет, образовательная среда, компоненты образовательной среды, электронный контент, центр развития компетенций.

Аннотация: В статье проанализирована образовательная среда бимодального университета. Авторами выделены компоненты образовательной среды бимодального университета, оказывающих влияние на качество подготовки студентов. В статье рассмотрены Центры развития компетенций как новый тип структурного подразделения вуза и неотъемлемой части в организации образовательного процесса бимодального университета.

Качество профессиональной подготовки студентов педагогических вузов зависит от многих факторов, центральным из которых, на наш взгляд, является образовательная среда. В аспекте педагогики термин «среда» определяется как совокупность условий, влияющих на развитие и формирование способностей, потребностей, интересов, сознания личности [10].

Понятиями «образовательная среда» и «качество образовательной среды» на протяжении последних пятнадцати лет занимается ряд отечественных и зарубежных ученых, их работы посвящены значимости образовательной среды в контексте компетентностного подхода (Р.М. Асадуллин, А.А. Вербицкий, М.П. Карпенко, В.П. Делия, В.Г. Иванов, Т.В. Менг, Н.А. Морозова, А.Г. Шабанов, В.А. Ясвин и др.). В своей работе В.А. Ясвин определяет образовательную среду как систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении [10]. Следует подчеркнуть, что всеми исследователями отмечается многокомпонентность образовательной среды. По этому вопросу А.А. Вербицкий отмечает, что любая новая образовательная модель затрагивает все структурные звенья педагогической системы, предполагая их определенную «переналадку»: цели, содержание, формы, методы и средства обучения и контроля, деятельность преподавателя и обучающихся, образовательную среду [4]. Также автор встраивает в понятие «образовательная среда» ряд методически взаимосвязанных элементов: цели образования, субъект, через их взаимодействие в содержании обучения, в выборе организационных форм, методов и средств обучения и воспитания. Это, собственно, и составляет образовательную среду, способствующую качественному освоению образовательной программы. Т.В. Менг рассматривает образовательную среду вуза как «многомерное социально-педагогическое явление, связанное в единое целое различными коммуникативными механизмами и оказывающее ситуативное влияние на развитие ценностных ориентаций личности, отношений и способов поведения, актуализирующихся в процессах освоения, потребления и распространения социокультурных ценностей» [8].

А.И. Артюхина, исследуя педагогическую составляющую образовательной среды вуза, представляет ее как «развивающийся континуум пространственно-временных, социально-культурных, деятельностных, коммуникативных, информационных и др. факторов, которые предстают как целенаправленно создаваемые и спонтанно возникающие условия взаимодействия развивающейся личности и объективного мира высшей школы» [1]. В своих исследованиях Н.А. Морозова и М.Э. Жуковская анализируют многокомпонентность образовательной среды и рассматривают последнюю «как целостность, объединяющую две со-

пеппгогичеснии ЖУРНПЛ СЛШМОРТОСТПНП N 3(70), В017 sS®9S®9

ставляющие: внешнее (по отношению к образовательному учреждению) образовательное пространство и внутреннюю образовательную среду образовательного учреждения» [9].

Обзор современных работ, посвященных анализу образовательной среды и ее качества, позволил сделать вывод, что образовательная среда рассматривается как многоструктурный и многокомпонентный, системный и социально-педагогический фактор, содержащий специальные организационно-педагогические условия и возможности для обучения. В своей монографии А.А. Вербицкий отмечает, что «изменение хотя бы в одном структурном звене неизбежно приводит к системному эффекту - изменению в каком-то отношении (лучшем или худшем) функционирования всей системы и качества ее работы» [3].

Несмотря на активные исследования образовательной среды традиционного вуза и традиционного вуза с элементами электронного обучения, вопросы качества образовательной среды и влияния на него компонентов среды недостаточно освещены, а образовательная среда бимодального университета, где реализуется в полном объеме традиционное и в полном объеме электронное обучение, не исследовано. Таким образом, определение тех основных компонентов образовательной среды и их возможной вариативной интеграции, оказывающих существенное влияние на ее качество, является актуальным в настоящее время. Исследование данной проблемы нашло отражение в научно-образовательной и практико-экспериментальной деятельности БГПУ имени М. Акмуллы и Российской академии образования в рамках совместного проекта «Бимодальный университет как стратегия инновационного и опережающего развития вуза».

Целью проекта является разработка методологии и организационно-технологических основ универсального образовательного комплекса с широким спектром образовательных программ бимодального характера (прим. автора, от лат. bi - дву(х), modus - способ, метод) и его апробация в системе высшей школы. Для достижения данной цели были сформулированы задачи, в том числе, направленные на решение вопросов по формированию образовательной среды бимодального университета, а именно: разработка научно-методических основ практического формирования образовательной среды бимодального университета и выявление компонентов образовательной среды бимодального университета, оказывающих существенное влияние на ее качество. В процессе исследования и реализации поставленных задач в проекте был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования: теоретические (анализ отечественной и зарубежной литературы, систематизация материалов по проблеме исследования, синтез); эмпирические (обобщение педагогического опыта). Практическая значимость исследования заключается в формировании инновационной образовательной среды вуза и системной работы в направлении повышения ее качества.

В настоящее время БГПУ имени М. Акмуллы реализует стратегию формирования и развития инновационного университета, реализующего образовательный процесс посредством вариативно-интегрированных традиционных и дистанционных технологий обучения [2]. Результатом такой интеграции становится формирование нового типа образовательной организации - бимодального университета, в основе которого лежит новая образовательная среда, сформированная на более качественном уровне, вследствие повышения эффективности образовательной деятельности в результате вариативной интеграции компонентов этой среды.

Практика исследования образовательной среды бимодального университета в рамках реализации проекта позволила выделить основные компоненты, включающие в себя интегрированные характеристики компонентов традиционной и электронной среды (см. табл. 1). Все это позволяет по-новому организовать образовательную деятельность вуза, обеспечить ей более высокий качественный уровень благодаря новой интегрированной образовательной среде.

педагогический журнпл спшнортостпнн м з(70). яои ае®аа§2

Таблица 1

Компоненты образовательной среды бимодального университета_

Компоненты Характеристика

Образовательная технология бимодального вуза - модульный принцип изучения учебного материала по всем дисциплинам; - доступ ко всей учебной информации с любого компьютерного места, что обеспечивает возможность обучения по месту проживания; - гибкая и адаптивная подстройка средств и технологий обучения к личностным психофизиологическим особенностям обучаемого (темп усвоения знаний утомляемость, особенности восприятия информации и т. д.); - технологии поддержки обучаемых через систему онлайн и оффлайн консультаций по учебным и организационным вопросам; - инновационное практико-ориентированное освоение ключевых компетенций в центрах развития компетенций.

Информационная система «1С: Университет ПРОФ» обеспечение сбора, хранения, передачи и обработки всей учебной и административной информации в университете и объединение всех баз данных в единой системе.

ППС вуза (функции: разработка образовательных программ, контента, консультации, аттестации) - высшая квалификация (академик, доктор, профессор); - высокая креативность; - адаптивность к изменениям в сфере образовании; - высокая результативность практической деятельности; - способность к инновационному академическому управлению; - инновационный потенциал; - владение ИКТ-компетенциями.

Электронный учебный контент (учебные материалы) - плановый внутривузовский и / или заказной метод разработки электронного учебного «смарт» контента; - встраивание контроля качества на каждом этапе разработки и изготовления, периодическая актуализация и модернизация; - современные технологии конструирования; - объективная оценка на основе научных исследований эргономичности и экологической безопасности учебных продуктов и методов обучения; - создание электронного учебного контента на основе научного исследования психофизического механизма работы с тексто-графическими, аудио- и видеоматериалами.

Информационно-библиотечная система и доступ к базам знаний - научная, учебная, периодическая литература, учебные продукты, базы данных и знаний, другие типы ресурсов прямого доступа и в режиме виртуального читального зала; - информационно-библиотечные ресурсы онлайн-библиотек; - высокоскоростной доступ с любого места (компьютера, мобильного устройства); - эффективность и безопасность средств и технологий передачи информации.

Система повышения квалификации преподавателей и сотрудников - 100%-й охват всех категорий сотрудников; - внедрение опережающего обучения в контексте развития общества и его потребностей.

Этапная детализация учебного планирования - проектирование ОПОП на основе ФГОС; - формирование семестровых индивидуальных учебных планов; - разработка индивидуального плана студента.

Мониторинговый контроль формирования компетенций - мониторинговый контроль качества учебного процесса; - автоматизированная система количественной оценки знаний студента на основе сравнения с заданными критериями, необходимых для каждого уровня и объема аттестаций.

Модернизация технико-технологического оснащения университета - обеспечение надежности непрерывного функционирования ИКТ-сети университета и защиты информации (целостность, сохранность, исключение несанкционированного доступа и использования); - переход на облачные технологии хранения и передачи информации; - обоснованное оснащение учебных классов, ЦРК техническими средствами обучения; - непрерывный мониторинг российских и мировых достижений в области 1Т с целью анализа возможности использования для развития образовательной технологии; - периодическое обновление парка технических средств ИК ДОТ по мере их материального и морального износа.

Активный маркетинг - формирование «своего» абитуриента; - учет потребностей региона и требований потребителей (студенты, их родители, работодатели и общество в целом) при стратегическом планировании развития образовательных программ; - учет потребностей образовательного рынка стран ШОС и БРИКС и других регионов; - практическое взаимодействие с партнерами и заинтересованными сторонами; - формирование системы опережающего обучения; - развитие региональной сети центров дистанционного доступа (ЦДД) для продвижения образовательных услуг

пепп готический ЖУРНПЛ СЛШНОРТОСТПНП N 3(70), В017 sSSSsSs

Рассмотрим основные компоненты образовательной среды БГПУ имени М. Акмуллы как бимодального университета, на наш взгляд, оказывающие значительное влияние как на качество самой среды, так и, непосредственно, на качество подготовки обучающихся.

1. Образовательная технология бимодального университета. В бимодальных системах дистанционное образование интегрируется в структуру традиционной образовательной модели и вследствие взаимодействия двух форм процесс обучения приобретает новое качество и содержание.

Башкирский государственный педагогический университет осуществляет процесс дистанционного обучения в модульной объектно-ориентированной динамической обучающей среде ЬЫБ Мооб!в. В настоящее время обучение в среде Мооб!в может рассматриваться как эффективный способ обучения и получения знаний. Учебный процесс построен по модульному принципу и заключается в самостоятельном изучении обучающимися электронного учебного контента при опосредованном контроле со стороны преподавателей. Доступ к электронным ресурсам системы дистанционного обучения осуществляется через центры дистанционного доступа и посредством /Р-адресов. Доступ возможен с любой точки нахождения потребителя образовательных услуг, с любого компьютера или мобильного устройства. Это позволяет реализовывать новую образовательную парадигму - «обучение на месте проживания» и перейти к новым педагогическим образовательным технологиям -обучение на основе индивидуальных учебных планов без привязки к учебной группе, обучение на основе индивидуальных графиков усвоения знаний с применением облачных технологий.

Новым типом структурного подразделения вуза и неотъемлемой частью в организации образовательного процесса бимодального университета являются центры развития компетенций (ЦРК). ЦРК - учебное инновационное структурное подразделение, создающее условия для развития и формирования у педагогов и обучающихся - будущих педагогов личностных качеств и профессиональных компетенций, востребованных в XXI веке (рис.1).

Базовый центр развития ИКТ-компетенций

учебные учебные тренажёры учебные педагогические

тренажёры по по основам работы тренажёры по симуляторы

работе с с основам

техническими коммуникационными работы с

средствами программными программами

средствами и и/еЬ- пакета

браузерами Microsoft

Office

Прочие базовые ЦРК

Родовые ЦРК

I_

Видовые ЦРК

Федеральный государственный образовательный

Общекультурные компетенции (ОК) Общепрофессиональные компетенции (ОПК) Профессиональные компетенции (ПК) Специализирован ные компетенции

1—,—1

общепользовательская ИКТ-компетентнасть

общепедагогическая Некомпетентность

предметно-педагогическая Некомпетентность

ИКТ-компетентности (профессиональный стандарт педагога)

Рис. 1. Центр развития ИКТ-компетенций

Построение бимодального университета, развитие электронного обучения выдвинуло на передний план такое структурное подразделение, как центр развития ИКТ-компетенций. Основная цель центра развития ИКТ-компетенций - формирование и развитие личностных качеств, позволяющих применить на практике профессиональные знания, умения и навыки, и ИКТ-компетентности у педагогов (в соответствии с профессиональным стандартом).

педагогический журнпл спшнортостпнп м з(70). яои ае®аа§2

Центр развития ИКТ-компетенций является не только научно-образовательным центром, через который реализуется учебный процесс, но и подразделением вуза, где конструируются новые виды учебных занятий - тренажеры, симуляторы, разрабатывается современный электронный контент, апробируются инновационные образовательные технологии.

Основные задачи центра развития ИКТ-компетенций:

1) формирование и реализация дополнительных профессиональных программ и мероприятий, направленных на повышение квалификации ППС, обучающихся (конференции, круглые столы, семинары, курсы повышения квалификации, курсы переподготовки, стажировки);

2) развитие научно-технического сотрудничества с вузами, научными организациями, предприятиями и организациями в целях развития дуального образования, усиления интеграционных процессов образования, науки и промышленности, повышения эффективности учебно-научной деятельности;

3) разработка обучающих тренажеров и симуляторов;

4) формирование электронного портфолио;

5) организация виртуальной воспитательной работы с обучающимися через реализацию воспитательно-культурных проектов;

6) организация сетевого взаимодействия с вузами-партнерами, обмен ФОС, реализация сетевых образовательных программ.

Структура центра развития компетенций представлена на рисунке 2.

Г-\

ПЕДАГОГ

Профессиональный стандарт

Трудовые функции

Рис. 2. Структура центра развития ИКТ-компетенций

Ноу-хау в реализации образовательного процесса центром развития ИКТ-компетенций являются обучающие электронные тренажеры, на которых обучающиеся многократно отрабатывают заданные действия. Работа с обучающими тренажерами направлена на повышение качества обучения с применением информационных технологий в жизнедеятельности человека и способствует формированию у будущих педагогов общепользовательской ИКТ-компетентности в соответствии с профессиональным стандартом педагога.

2. Информационная система БГПУ имени М. Акмуллы «1С: Университет ПРОФ». Анализ программных комплексов, разработанных и применяемых различными вузами, показал, что в большинстве случаев в них автоматизированы отдельные процессы, не объединенные в единую вузовскую систему с единой информационной базой. Это не позволяет гово-

пепп готический журнал слшкортостпнп ы з(7о), ао17 ааэЖаб

рить об общей информатизации вузовских процессов и информационных систем. Примером одной из наиболее развитых отечественных разработок в области системного решения проблемы автоматизации образовательных бизнес-процессов вуза является информационная система «1С: Университет ПРОФ». В БГПУ имени М. Акмуллы данная информационная система внедрена и функционирует как один из элементов структуры бимодального университета, обеспечивая электронное взаимодействие между структурными подразделениями университета и сферами их деятельности. Информационная система «1С: Университет ПРОФ» реализует множество функций управления современным вузом: управление разработкой учебной информации; академическое администрирование (составление индивидуальных учебных планов, расписаний, подготовка приказов и т. д.); административно-хозяйственные функции вуза и так далее. Система осуществляет информационное сопровождение каждого обучающегося и контроль за ним от момента зачисления до выдачи документов об образовании; электронную идентификацию обучающихся при проведении аттестационных процедур; составление индивидуальных расписаний, индивидуальных учебных планов; подготовку приказов и пр. Система «1С: Университет ПРОФ» является одним из решающих факторов обеспечения оперативности, объективности и качества образования.

3. Профессорско-преподавательский состав вуза. Изменения в системе образования ставят перед университетом и преподавателями новые задачи, касающиеся модернизации процесса обучения, а именно: поиск новых форм взаимоотношения со студентами, внедрение новых видов занятий, организация учебного процесса в ЦРК в рамках СРС, разработка и внедрение нормирования новых учебных видов занятий. Все это заставляет по-новому взглянуть на роль преподавателя вуза: в системе интегрированного обучения преподаватель станет тьютором (преподаватель-тьютор), обеспечивающим выполнение образовательного проекта, вследствие чего меняется динамика курса обучения, а соотношение пре-подаватель-обучающийся наполняется иным новым значением. В связи с этим, основными функциями преподавателя-тьютора станут: проектировочная, организационно-мотивационная, информационно-коммуникационная, аналитическая и рефлексивная [7]. Еще одной важной, специфической функцией преподавателя-тьютора, является функция создания и проектирования информационно-образовательной среды вуза. Это включает в себя, в том числе, создание интерактивного, избыточного, разнообразного, целостного электронного учебного контента.

4. Электронный учебный контент. С целью формирования качественной информационно-образовательной среды и повышения уровня усвоения учебного материала и контроля в университете разрабатываются СМАРТ («умные») электронные учебные продукты для самостоятельного изучения со встроенными контрольными точками в виде элементов оценочных средств и учебные продукты, представленные ФОС (фонд оценочных средств). На сегодняшний день базовый электронный учебный контент представлен следующими электронными образовательными продуктами, разработанными в соответствии с требованиями БГПУ имени М. Акмуллы [5]:

- «Аннотация» - знакомит обучающихся с кратким содержанием электронного учебного курса, отличительными особенностями и достоинствами курса, с целями курса, приобретаемыми компетенциями, предметной областью, формой организации учебного процесса, структурой и трудоемкостью дисциплины, формой контроля успеваемости.

- «Глоссарий» - направлен на работу со словарем узкоспециализированных терминов по изучаемой дисциплине с толкованием, иногда переводом на другой язык, комментариями и примерами, персоналиями и датами.

- «Список основной и дополнительной литературы» - знакомит обучающихся в процессе обучения с составной частью библиографического аппарата, который содержит биб-

педагогический журнал сашнортостана м з(70). яои ае®аа§2

лиографическое описание использованных источников. Они представлены библиографическими ссылками и библиографическим списком литературы.

- «Конспект лекций» - это основной учебный материал, предназначенный для самостоятельной работы студента, детальной проработки изучаемого материала, закрепления получаемых знаний и активации творческой деятельности.

- «Слайд-лекция» - учебный продукт, представленный слайдами с информацией по изучаемой дисциплине с наличием аудио / видео сопровождения данного учебного материала, наличием контрольных точек в виде теста по изложенному материалу.

- «Интерактивный тренинг» - это метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков. Обучающемуся предлагается ответить на ряд контрольных вопросов. В случае неверного ответа на контрольные вопросы обучающийся автоматически переходит к изучению учебного материала по данной тематике. После изучения материала обучающийся повторно выполняет контрольное задание.

- «Контрольное задание» - учебно-методические материалы, предназначенные для выработки умений и навыков практического применения теоретических знаний.

- «Электронное тестирование». Контроль знаний студентов ЭО и ДОТ является одним из основных элементов учебного процесса, поскольку позволяет осуществить проверку результатов учебно-познавательной деятельности обучающихся, педагогического мастерства преподавателя и качества созданной электронной системы обучения.

Изменения в системе высшего образования обуловливают регулярную модернизацию разработанного ранее контента и создания современного с учетом специфики рынка образовательных услуг, конкуренции на этом рынке. Такой контент должен быть интересным для обучающегося (мотивировать к изучению), наполненным интерактивными элементами; разрабатываться с учетом психофизиологических и дидактических особенностей построения и проведения электронных занятий (а не только быть удобным в разработке преподавателю).

Одним из видов такого современного контента, принятого к разработке в университете, являются учебные поточные онлайн-лекции. Разработка онлайн-лекций осуществляется не только тактически, но и стратегически с дальнейшим формированием из них онлайн-курсов и размещением их на открытых образовательных платформах. Включение онлайн-лекции в учебный процесс позволит на базе университета сформировать кластер образовательных ресурсов с лучшими «смарт»-лекциями и учебными курсами, апробировать их с последующей трансляцией на вузы республики и за ее пределами, а также сплотить лучших педагогов на кафедрах университета. В целях повышения качества и наполнения кластера образовательных ресурсов лучшими, востребованными лекциями по всем направлениям подготовки БГПУ им. М. Акмуллы, помимо использования в учебном процессе своих лекций, приглашает преподавателей других вузов. Это станет предпосылкой к появлению нового вида структурного подразделения бимодального университета - распределенных (экстерриториальных) кафедр, объединяющих педагогический состав БГПу имени М. Акмуллы и педагогов других вузов единым виртуальным образовательным пространством.

5. Информационно-библиотечная система и доступ к базам данных. С точки зрения изменения парадигмы обучения, ставящей обучаемого в центр образовательного процесса и развития бимодального университета, традиционная и цифровая библиотека университета подвержены модернизации и интеграции. Электронная составляющая информационно-библиотечных ресурсов вуза будет представлена центром хранения баз данных, информации, с высокоскоростным безопасным доступом к ним 24/7/365. Это позволит в современном обществе знаний при массовом обучении «через всю жизнь» и «на месте проживания» обеспечить доступ к образовательным ресурсам широким слоям населения. При этом обеспечивается индивидуальный режим освоения учебного материала с использованием программных и информационных средств и технологий обучения, адаптирующихся к инди-

педагогический журнал спшнортостпнп ы з(7о), яо17 §ж§®э®9

видуальному темпу усвоения знаний обучаемого и базирующихся на современных достижениях в области психофизиологии и инновационной дидактики.

6. Система повышения квалификации. Современное развитие и эффективная реализация электронного образования и дистанционных образовательных технологий в университете выявили необходимость подготовки профессорско-преподавательского состава и специалистов вуза для формирования информационно-коммуникационных компетенций, позволяющих профессионально работать в среде электронного обучения. В университете разработаны и реализуются практико-ориентированные курсы повышения квалификации в данной области. Важным результатом прохождения курса является не только теоретическая подготовка и получение удостоверения о повышении квалификации, но и практически разработанные и самостоятельно загруженные в систему дистанционного обучения электронные учебные курсы. Что немаловажно, в процессе обучения на практико-ориентированных курсах формируется особая среда обучения и общения не только между преподавателями и слушателями, но и между самими слушателями, способствующая росту мотивации к использованию технологий электронного обучения. Все это способствует повышению информационной грамотности, повышению практического уровня владения информационно-коммуникационными технологиями преподавателей и созданию в вузе атмосферы лояльности и открытости к применению и развитию технологий электронного обучения в учебном процессе.

7. Этапная детализация учебного планирования. Развитие образовательной среды бимодального вуза способствует формированию индивидуального образовательного окружения обучающегося. Переход от жестко регламентированной образовательной среды к формированию индивидуальной (персональной) образовательной среды самим обучаемым, в максимальной степени отвечающей его индивидуальным требованиям и ожиданиям, которая приводит к детализации учебного планирования, перестройки в целом системы учебного планирования и организации учебного процесса в вузе. В таком ключе развития образовательной среды вуза необходимо расширить процедуру планирования образовательного процесса от разработки учебных планов по семестру и групповых занятий до индивидуальной детализации учебного планирования. Целью деятельности в данном направлении является предоставление каждому обучающемуся возможности выстроить индивидуальную образовательную траекторию и разработать удобное индивидуальное расписание, с необходимым определенным количеством учебных занятий, обеспеченных соответствующим качественным электронным образовательным контентом.

8. Мониторинговый контроль за уровнем знаний и формированием компетенций. Для обеспечения и подтверждения гарантированного усвоения знаний и применения их в профессиональной практике в университете осуществляется система мониторинга формирования компетенций. Она представляет собой контроль за качеством учебного процесса, организованного на базе ЦРК. Мониторинг, то есть включенный контроль за качеством освоения учебного процесса в процессе формирования компетенций, начинается с входного контроля за базовыми знаниями обучающихся, следующий этап - контроль за освоением заданий и прохождением тренажеров, размещенных в информационной системе ¡МБ Мооб!в, далее осуществляется контроль за текущей и промежуточной аттестацией, завершается итоговой аттестацией. Фиксация уровня усвоения знаний и формирования компетенций на каждом этапе осуществляется с помощью информационной системы ¡МБ Мооб!в. Интеллектуальный аспект информационной системы заключается в автоматизации сопоставления полученных студентом результатов аттестаций с заданными критериями и при совпадении - автоматический допуска студента к аттестации следующего уровня.

9. Модернизация технико-технологического оснащения университета. Технико-технологическая основа образовательной среды бимодального вуза формируется и совершенствуется на основе интеграции облачных технологий и центров хранения данных. В

педагогический журнал спшнортостпнп м з(7о). sot7 sssssss

университете создается вузовское образовательное облако, включающее совокупность программных комплексов и обучающих программ, а также центр хранения и обработки данных, обеспечивающий бесперебойную работу образовательного облака и постоянную доступность к данным. В итоге студентам и преподавателям предоставляется постоянный высокоскоростной доступ (24/7/365) к информационно-образовательным и информационно-библиотечным ресурсам вуза.

10. Активный маркетинг. Развитие БГПУ как бимодального университета определило не только изменение внутренней инфраструктуры в виде создания ЦРК, экстерриториальных кафедр, но внешние инфраструктурные изменения в виде создания сети ЦДД. Это позволило масштабно расширить географию предоставления образовательных услуг университета в традиционном и электронном формате, географически увеличить количество точек доступа к образовательным ресурсам вуза с целью реализации парадигмы «обучения по месту проживания» и решения проблемы доступности качественного высшего и непрерывного образования для широких слоев населения как с социальной, так и с экономической точки зрения, что в свою очередь привлечет дополнительные финансовых средства от реализации основных и дополнительных образовательных программ.

Таким образом, рассмотрены наиболее важные компоненты образовательной среды бимодального вуза с точки зрения их влияния на качество обучения. Качество подготовки выпускников зависит от двух факторов - наследственных и средовых, следовательно, повышения качества обучения выпускников можно добиться либо путем набора наиболее одаренных студентов, либо совершенствованием образовательной среды. Одаренные студенты с высокими результатами ЕГЭ могут поступить в элитные вузы. Таким образом, для типовых вузов формирование образовательной среды является ведущим способом повышения качества образования [6]. В вузах, реализующих не элитарное высшее профессиональное, а образование доступное широким слоям населения, качество обучения определяется качеством образовательной среды. Если университет обеспечивает высокое качество образовательной среды, то это позволяет обучающимся получать качественное образование независимо от элитарности вуза и качества базового уровня подготовки абитуриентов (за счет совершенствования образовательной среды стираются различия в индивидуальных способностях обучающихся).

Формирование качественной образовательной среды современного университета -это трудная задача для всего коллектива вуза, она вызывает ряд проблем, вопросов, решение которых порой затруднительно, не всегда популярно. Но если современный университет стремится стать инновационным и лидером среди социально-педагогических и иных вузов, он должен меняться. Именно бимодальный университет позволяет быть в числе первых и реализовать парадигму XXI века: «Обеспечение массового качественного высшего и непрерывного образования, доступного широким слоям населения».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Артюхина, А.И. Образовательная среда высшего учебного заведения как педагогический феномен (на материале проектирования образовательной среды медицинского университета) [Текст] : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Волгоград, 2007. - 40 с.

2. Асадуллин Р.М. и др. Бимодальный университет: инновационный вектор развития БГПУ имени Акмуллы в системе образования РФ / Р.М. Асадуллин, И.В. Сергиенко, И.В. Кудинов, Ю.Р. Галиханова // Педагогический журнал Башкортостана. - 2016. - № 4(65). - С. 69-73.

3. Вербицкий, А. А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение [Текст] : монография. - Москва : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. - 75 с.

4. Вербицкий, А.А., Ларионова О.Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании. Проблемы интеграции [Текст]. - Москва : Логос, 2009. - 336 с.

5. Галиханова, Ю.Р. и др. Проектирование и конструирование электронного учебного контента [Текст] : учебное пособие / Ю.Р. Галиханова, Е.Б. Сергиенко, И.В. Сергиенко, Н.С. Сытина.- Уфа : Изд-во, БГПУ, 2016. - 98 с.

6. Карпенко, М.П. Качество высшего образования [Текст] : монография. - Москва : Изд-во СГУ, 2012. - 291 с.

7. Маркелова, Ю.И. Роль тьютора в системе дистанционного обучения [Текст] / Ю.И. Маркелова // Известия вузов. Серия «Гуманитарные науки». - 2013.- №4 (3). - С. 198-201.

педагогический МСЫРНПЛ СПШКОРГОСТПНП М 3(70), В017 sS®9S®9

8. Менг, Т.В. Педагогические условия построения образовательной среды вуза [Текст] : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Санкт-Петербург, 1999. - 23 с.

9. Морозова, Н.А. Моделирование и экспертиза образовательной среды вуза при проектировании компетентно-стно-ориентированной основной общеобразовательной программы высшего профессионального образования. Образовательный модуль для программы повышения квалификации преподавателей вузов в области проектирования ООП, реализующих ФГОС ВПО / Н.А. Морозова, М.Э. Жуковская. - Москва : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010. - 46 с.

10. Ясвин, В.А. Образовательная среда. От моделирования к проектированию [Текст]. - 2-е изд. - Москва : Смысл, 2001. - 365 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.