Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ ЭЛЕКТРОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ ЭЛЕКТРОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА / INFORMATIZATION OF SOCIETY / КУЛЬТУРА / CULTURE / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / INFORMATION CULTURE / ЭЛЕКТРОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ELECTRONIC AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT / ELECTRONIC EDUCATION / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергиенко Иван Викторович, Крымова Миляуша Айратовна

В статье рассматривается вопрос формирования информационной культуры преподавателя в электронной информационно-образовательной среде, сконструирована модель формирования информационной культуры преподавателя вуза и представлены результаты опытно-экспериментальной работы по данной проблеме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сергиенко Иван Викторович, Крымова Миляуша Айратовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION CULTURE OF THE TEACHER IN THE CONDITIONS OF ELECTRONIC EDUCATION

In article the question of formation of information culture of the teacher in the electronic information and education environment is considered, the model of formation of information culture of the teacher of higher education institution is designed and results of skilled and experimental work on this problem are presented.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ ЭЛЕКТРОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

И.В. Сергиенко, М.А. Крымова

ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ ЭЛЕКТРОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ключевые слова: информатизация общества, культура, информационная культура, электронно-образовательная среда, электронное образование.

Аннотация: В статье рассматривается вопрос формирования информационной культуры преподавателя в электронной информационно-образовательной среде, сконструирована модель формирования информационной культуры преподавателя вуза и представлены результаты опытно-экспериментальной работы по данной проблеме.

Глобализация и информатизация современного общества носят всеобъемлющий характер и оказывают влияние на все институты жизнедеятельности человека, в том числе и на образование. Одним из перспективных векторов развития высшей школы выступает информатизация всех сфер ее деятельности, направленная, в первую очередь, на совершенствование и модернизацию организации образовательного пространства. Образовательный процесс немыслим без использования соответствующх информационно-коммуникационных технологий. В настоящее время особенно активно рассматриваются проблема и пути ее решения в контексте формирования единой электронной информационно-образовательной среды вуза, связанная с модернизацией и адаптивностью системы образования, которая способна подготовить человека к жизни в новых условиях постиндустриальной цивилизации [2]. Для успешного внедрения в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий, которые способны повысить его качество, необходимо развивать информационную культуру всех участников этого процесса, как обучающихся, так и профессорско-преподавательского состава [1].Формирование информационной культуры преподавателя в условиях электронного образования целесообразно рассматривать как процесс овладения определенным набором знаний, обобщенных умений и навыков, формирования компетенций, обеспечивающих успешное применение информационных технологий в процессе ведения образовательной деятельности. Информационная культура становится неотъемлемой частью общей культуры человека и формируется на протяжении всей жизни в различных аспектах социально-культурного и научно-образовательного взаимодействия человека с обществом, в процессе его обучения и самообследования.

Стремительно развивающаяся информатизация общества и образования значительно обогащает и расширяет трактовку информационной культуры в целом и привносит дополнительные смыслы в это понятие. По мнению О.С. Газмана, культура - это гармоничное сочетание знаний-убеждений, чувств-эмоций и действий-привычек поведения. К ней автор, прежде всего, относит культуру жизненного самоопределения, культуру семейных отношений, культуру труда и экологии, физическую, интеллектуальную, демократично-правовую, духовно-нравственную культуру. Только в таком сочетании можно действительно говорить о формировании человека высокой культуры, вырастающей на внутренней свободе, творчестве, реальном (а не мнимом) демократизме и гуманизме отношений взрослого и ребенка [8]. Большое значение вопросам информационной культуры уделяли: Ю.С. Зубов, А.П. Ершов, Н.И. Гендина, Г.А. Стародубова, Е.А. Лисина, Л.В. Скворцов, Н.Б. Зиновьева, Н.И. Колкова, И.Л. Скипор, К.К. Колин. Существенный вклад в развитие этого направления внес Ю.С. Зубов. В его статье «Информатизация и информационная культура» отмечалось, что «основная тенденция, просматривающаяся в динамике формирования нового исследовательского направления, связана с фундаментальностью и многоаспектностью рассмотрения информационной культуры не только как феномена, обусловленного условиями НТР, электронными средствами переработки, хранения и передачи социальной информации, но, прежде всего как деятельностной инфраструктуры, пронизывающей все исторические эпохи и цивилизации, все сферы человеческой деятельности и все стадии развития индивида как социального существа и личности» [13]. С.Д. Каракозова, Н.И. Гендина под понятием «ин-

36

пеппгогичесний ЖУРНПЛ ОПШМОРТОСТПНП N 2(69), В017

формационная культура» рассматривают уровень умений целенаправленной работы с информацией, использование новых информационных технологий для работы с ней; а также сформированность системы научных знаний и морально-этических норм работы с информацией, с которым мы полностью согласны и взяли за основу в своем исследовании [3].

Информационная культура позволяет преподавателю и обучающемуся свободно ориентироваться в информационном пространстве, участвовать в его формировании и способствовать информационному взаимодействию. Как видно, особую значимость информационная культура приобретает в профессии преподавателя, выступая не только одним из компонентов его общей педагогической культуры, но и важнейшим показателем его профессионального мастерства и профессионального уровня [8]. Глобальные изменения, связанные с процессом информатизации высшего образования, предъявляют новые требования к преподавателю, диктуют новые задачи образования. В новых условиях формирование преподавателями профессионально значимых качеств у обучающихся вуза должно быть ориентировано не только на полноту и качество конкретного передаваемого знания, но и развитие способности у обучающихся самостоятельной организации формирования умений и навыков и пополнения своих знаний. Обучающийся активно участвует в поиске знаний, овладевает способами познавательной деятельности. И поэтому преподаватель не только передает знания, но и управляет активной познавательной деятельностью. Большинство ведущих мировых университетов активно используют технологии оффлайн и он-лайн-образования и активно внедряют их в образовательный процесс. По нашему мнению, подобный подход позволяет вузу повысить уровень инновационного образовательного процесса и быть конкурентоспособным на мировом рынке образовательных услуг [7].

Проблема формирования и развития информационной культуры преподавателя требует дальнейшего перспективного анализа данного процесса, в частности, развития информационной культуры преподавателя в образовательном процессе с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения. Это предопределяет актуальность исследуемой проблемы. При организации электронного обучения у преподавателя появляются новые функции, изменяются роли: он не только осуществляет производство, передачу, распространение знаний, но и учит обучающихся работать с информацией, искать информацию, помогает ему адаптироваться в быстро меняющейся информационной среде, осуществлять информационную деятельность более эффективно и рационально. Именно теперь, как никогда, от преподавателя требуются профессиональные знания и умения для формирования и развития информационной культуры обучающихся. В этом контексте для нас и всего современного общества особую важность представляет задача формирования информационной культуры у всех граждан страны, начиная с уровня информатизации в школе, продолжая в ссузах и вузах и заканчивая послевузовской подготовкой и самообучением. В связи с этим, информационная культура преподавателей, их готовность к использованию компьютерных, технико-технологических и инновационных средств в обучении является важным фактором, определяющим успех информатизации общества [1].

В рамках изучения, разработки и реализации процесса формирования информационной культуры преподавателя и подготовки преподавателей к применению инфокоммуни-кационных технологий в образовательном процессе нами проведена опытно-экспериментальная работа на базе института педагогики Башкирского государственного педагогического университета имени М. Акмуллы в период с 2014-го по 2016 год. Основной целью опытно-экспериментальной работы являлось определение организационно-педагогических условий в процессе формирования информационной культуры преподавателя в электронно-образовательной среде. Для достижения данной цели были поставлены и решены следующие задачи:

педагогический журнпл бпшнортостпнп м я(69). го/7

1. Определение текущего уровня информационной культуры преподавателя через выявление компонентного состава информационной культуры.

2. Выявление возможностей и эффективности организации процесса формирования информационной культуры преподавателей в условиях электронно-образовательной среды;

3. Экспериментальная проверка и конструирование модели формирования информационной культуры преподавателей;

4. Апробация модели формирования информационной культуры преподавателей.

На первом этапе опытно-экспериментальной работы был осуществлен подбор и

изучение научно-педагогической, специальной и психолого-педагогической литературы, касающейся проблемы данного исследования; произведен анализ педагогического опыта формирования информационной культуры личности; определены теоретические положения исследования; определялся компонентный состав информационной культуры преподавателя вуза. Также для выявления сформированного текущего уровня информационной культуры преподавателей было проведено анкетирование. Результаты проведенного текущего анкетирования представлены в таблице 1.

Таблица 1

Уровень сформированности компонентов информационной культуры преподавателей

Компоненты информационной культуры Контрольная группа (КГ) Экспериментальная группа (ЭГ)

Низкий Средний Высокий Низкий Средний Высокий

мотивационно-ценностный 17,2 % 33,3 % 49,5 % 16,00% 33,5% 50,5%

когнитивно-технологический 11,4% 69% 19,4% 10,2% 70% 19,8%

профессионально-деятельностный 58,1% 30,7% 11,2% 56,3% 32% 11,7%

Анализ результатов показал, что большая часть преподавателей (49,5 % в КГ и 50,5 % в ЭГ) имеют высокий уровень мотивации к обучению средствам информационных технологий и их дальнейшему применению в своей профессиональной деятельности, они осознают необходимость использования интернет-технологий в эффективной организации учебного процесса; 69 % в КГ и 70 % в ЭГ преподавателей обладают средним уровнем пользовательских компетенций в области информационно-коммуникационных технологий. В то же время отмечается достаточно невысокий уровень сформированности профессио-нально-деятельностного компонента, что свидетельствует о неумении использовать инфо-коммуникационные и дистанционно-образовательные технологии в своей профессиональной деятельности.

На втором этапе эксперимента с учетом анализа полученной теоретико-методологической базы исследования и результатов проведенного текущего контроля была сконструирована модель формирования информационной культуры преподавателя вуза. Разработанная модель формирования информационной культуры преподавателя включает в себя целевой, содержательно-технологический, организационно-управленческий, мониторинговый и результативный блоки (рис. 1). Эффективность спроектированной модели, ее целостность определяется результатами изменения информационной культуры преподавателя.

Рис. 1. Модель формирования информационной культуры преподавателя вуза

На третьем этапе была проведена экспериментальная проверка созданных организационно-педагогических условий эффективности практической реализации модели формирования информационной культуры. Поставленные задачи, разработанные уровни и показатели информационной культуры были реализованы посредством проведения разработанного практико-ориентированного курса повышения квалификации «Организация учебного процесса и формирование электронного учебного курса в системе дистанционного обу-

педагогический журнпл епшнортостпнп м я(69). во 17 э^эЖэЖ&б

чения БГПУ им. М.Акмуллы». Апробация модели проводилась на базе института педагогики БГПУ имени М. Акмуллы в рамках научного исследования инновационной площадки Баш НЦ РАО «Бимодальный университет как стратегия инновационного и опережающего развития вуза». Для получения результатов, характеризующих сформированный уровень информационной культуры преподавателей, подтверждения эффективности разработанной модели было проведено повторное анкетирование в тех же группах тестируемых, после прохождения ими курсов повышения квалификации. Полученные результаты приведены в таблице 2.

Таблица 2

Уровень сформированности мотивационно-ценностного, когнитивно-технологического и профессионально_деятельностного компонентов информационной культуры

Компоненты информационной культуры Экспериментальная группа (ЭГ) Контрольная группа (КГ)

Низкий Средний Высокий Низкий Средний Высокий

мотивационно-ценностный 10% 25% 65% 16% 34% 50%

когнитивно-технологический 9,4% 30% 60,6% 10% 70% 30%

профессионально-деятельностный 20% 35,7 44,3% 56% 31% 13%

Анализ результатов показал, что итоговый уровень информационной культуры преподавателей, оцениваемый на заключительном этапе исследования у экспериментальной группы, сильно отличается по многим показателям от результатов текущего тестирования: увеличился уровень сформированности мотивационно-ценностного компонента (на 14,5 %), когнитивно-технологического компонента (на 40,8 %). А уровень профессионально-деятельностного компонента увеличился на 32,6 % по сравнению с уровнем текущего тестирования.

65,0%

10,0%

| Низкий 8 Средний □ Высокий

60,6

9,4%

30,0%

44,3%

20,0%

Рис. 2. Уровень сформированности мотивационно-ценностного, когнитивно-технологического и профессионально-деятельностного компонентов информационной культуры в экспериментальной группе

Полученные данные наглядно показывают возросший уровень информационной культуры преподавателя, активное вовлечение в электронно-образовательную среду [10]. Подводя итоги, можно сделать следующие выводы:

1. Стремительный рост темпов информатизации общества оказывает влияние на сущность и содержание информационной культуры преподавателей и на ее место в личностной парадигме образования.

2. Исследование уровня сформированности информационной культуры преподавателя в условиях электронного образования позволило определить компоненты информационной культуры преподавателя, критерии и показатели их сформированности; разработать модель формирования информационной культуры преподавателя.

3. Результаты опытно-экспериментальной работы и апробация модели свидетельствуют о росте информационной культуры преподавателей: повысился уровень сформиро-ванности мотивационно-ценностного компонента (на 14,5 %), когнитивно-технологического компонента (на 40,8 %) и профессионально-деятельностного компонента (на 32,6 %).

Таким образом, формирование и развитие информационной культуры преподавателя - это не только цель образования в условиях модернизации, но и средство, позволяющее наиболее эффективно осуществлять инновационные образовательные процессы. В настоящее время остро ощущается потребность в постоянном, оперативном и системном обновлении профессиональных знаний, поэтому информационная культура - это показатель уровня профессиональной компетентности современного преподавателя, условие его конкурентоспособности на рынке образовательных продуктов и услуг, показатель уровня передаваемых знаний обучающимся, показатель самостоятельной работы студента и показатель всего образовательного процесса в вузе и его места в образовательном пространстве.

1. Агмалова, А. Ф. Формирование информационной компетентности будущих учителей информатики [Текст] / А.Ф. Агмалова // Молодой ученый. - 2013. - №4. - С. 504-505.

2. Асадуллин, Р.М. Бимодальный университет: инновационный вектор развития БГПУ им. М. Акмуллы в системе образования РФ [Текст] / Р.М.Асадуллин, И.В. Сергиенко, И.В. Кудинов, Ю.Р. Галиханова // Педагогический журнал Башкортостана. - 2016. - №4 (65) - С.64-68.

3. Атаева, Э.А. Формирование информационной культуры будущего педагога профессионального обучения [Текст] : дис. канд. пед. наук : 13.00.08 / Э.А. Атаева. - Махачкала, 2014. - 200 с.

4. Власова, Е.З. Электронное обучение в современном вузе: проблемы, перспективы и опыт использования // Научная электронная библиотека «Киберленинка» [Электронный ресурс]. - URL : http://cyberleninka.ru/article/n/elektronnoe-obuchenie-v-sovremennom-vuze-problemy-perspektivy-i-opyt-ispolzovaniya, свободный.

5. Галиханова, Ю.Р., Проектирование и конструирование электронного учебного контента [Текст] : учебное пособие / авторы-составители: Ю.Р.Галиханова, Е.Б.Сергиенко, И.В.Сергиенко, Н.С.Сытина. - Уфа : Изд-во, БГПУ, 2016. - 98с.

6. Государев, И. Б. Электронное обучение: тенденции развития моделей и опыт применения// Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - СПб., 2013. №162. с.162-166 [Электронный ресурс]. - URL: http://lib.herzen.spb.ru/text/gosudarev_162_162_166.pdf, свободный

7. Денисова, Л.Н., Чернова, Л.Н. Информационная культура преподавателя и обновление содержания профессионального образования // успехи современного естествознания. - 2011. - № 5. - С. 133-136; URL : https://www.natural-sciences.nj/nj/article/view?id=21506, свободный.

8. Крымова, М.А. Формирование информационной культуры преподавателя вуза в условиях дистанционного обучения / З.И. Исламова, М.А. Крымова // Гуманистическое наследие просветителей в культуре и образовании: материалы X Международной научно-практической конференции - Уфа: Издательство БГПУ, 2015. - С. 175-176.

9. Крымова, М.А. Формирование информационной культуры преподавателя вуза в условиях электронно-образовательной среды / З.И. Исламова, М.А. Крымова // Педагогические традиции и инновации в образовании, культуре и искусстве: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 15-летию института педагогики и 50-летию БГПУ им. М.Акмуллы - Уфа: Изд-во БГПУ, 2016. - С. 123-127.

10. Крымова, М.А. Электронно-образовательная среда как условие формирования информационной культуры преподавателя вуза [Текст] : маг. дис. / М.А. Крымова - Уфа, 2017. - 74 с.

педагогический журнпл бпшнортостпнп м 2(69). го/7 sSSsSas

11. Лау, Х. Информационная грамотность: международные перспективы [Электронный ресурс] / Х. Лау. -Электрон. текстовые дан. - Москва : МЦБС, 2010.-240 с. - Режим доступа : http://www.ifap.ru/library/book009.pdf, свободный.

12. Можаева, Г.В. Электронное обучение в вузе: современные тенденции развития [Электронный ресурс]. - URL : http://ido.tsu.ru/files/pub2013/12-mozhaeva.pdf, свободный.

13. Полякова, Г. Феномен информационной культуры в современном обществе [Электронный ресурс]. -URL : http://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-informatsionnoy-kultury-v-sovremennom-obschestve, свободный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.