Научная статья на тему 'Дидактические аспекты развития информационной культуры в системе преемственного образования "школа-вуз"'

Дидактические аспекты развития информационной культуры в системе преемственного образования "школа-вуз" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
38
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА УЧИТЕЛЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ / INFORMATIZATION OF EDUCATION / INFORMATION CULTURE OF A TEACHER / INFORMATION RESOURCES / PROFESSIONAL ACTIVITY / FORMATION OF INFORMATION CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Афзалова Альфия Николаевна

Современные информационные технологии помогают учителю по-новому выстраивать свою профессиональную деятельность. Даны этапы формирования информационной культуры педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Афзалова Альфия Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIDACTIC ASPECTS OF DEVELOPMENT OF INFORMATION CULTURE IN THE SYSTEM OF CONTINUOUS EDUCATION SCHOOL-UNIVERSITY

Modern information technologies help the teacher in a new way to build their professional activities. The stages of formation of the information culture of the teacher are given.

Текст научной работы на тему «Дидактические аспекты развития информационной культуры в системе преемственного образования "школа-вуз"»

содержание обучения так, чтобы оно адекватно отражало структуру научной теории, что является непременным условием формирования системных знаний. В этом одна из традиций классической дидактики, и для её сохранения в интерактивную среду инновационной компьютерной дидактики (ИКД) включаются специальные методы и приёмы систематизации и обобщения знаний. Например, в структуру сетевого конструктора технологий ИКД «Сила знаний» включены программы: 1) «Матрица знаний», обеспечивающая условия для обобщения знаний в рамках всей изученной теории (http://ya-znau.ru/znau_matr_znanii/sp); 2) «Формула знаний», включающая процедуру формирования правил и дефиниций изученных понятий из отдельных элементарных высказываний (http://ya-nau.ru/znau_formula_znanii/sp ); 3) «Фасетный тест», обеспечивающая повторение всей темы посредством задачных методик (http://ya-znau.ru/znau_faset_test/faset_index_sp/ ); 4) «Поле знаний», результатом которой является диагностика усвоения ключевых вопросов изученной тем - факторизация знаний по теме (http://ya-znau.ru/znau_pole_znanii/sp ) и т.д. Функции обобщения знаний выполняют и многие игровые компьютерные технологии ИКД, созданные как в локальном, так и в сетевом вариантах (http://ya-znau.ru/znaniya/zn/124).

Выводы. Таким образом, методическое сопровождение открытого образования может быть модифицировано в направлении сохранения традиций, заложенных Великой дидактикой, при условии, что эта система не будет замыкаться в узких рамках собственных методических и программистских решений, а будет активно взаимодействовать с другими инновационными коллективами и использовать результаты их деятельности. Но надежды на изменение ситуации в лучшую сторону пока мало, вследствие сложившейся в обществе традиции игнорировать достижения других авторов и коллективов.

Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ и администрации Краснодарского края в рамках научного проекта №18-413-230033 «Конструирование интерактивной обучающей среды по математике для общего и высшего образования как основы создания регионального кластера педагогических инноваций».

Литература:

1. https://ru.wikisource.org/wiki/Индекс: Великая_дидактика_(Коменский_1875).pdf

2. Архипова А.И. Механика. Технологический учебник. - Краснодар, АУФК, 2000.

3. Архипова А.И., Пичкуренко Е.А., Золотарёв Р.И. Компьютерные учебные игры // Школьные годы, 2017, № 74.

4. Шлейермахер Ф. Герменевтика. — СПб., «Европейский дом», 2004.

5. Богин Г. И. Обретение способности понимать: Введение в филологическую герменевтику. - М.: Психология и Бизнес ОнЛайн, 2001. - 516 с.

6. Закирова А.Ф. Теоретические основы педагогической герменевтики. Монография. - Тюмень: Издательство ТюмГУ, 2001. - 152 с.

7. Шевляк А.Г., Архипова А.И.. Реализация приемов понимания учебных текстов на основе герменевтического подхода с использованием среды HTML (на примере обучения математике) // Школьные годы № 43. Научно-методический журнал с электронным приложением. - Краснодар, 2012.

8. Архипова А.И., Шевляк А.Г. Формула знаний - дидактическая интернет технология с применением понятий алгебры логики // Современные проблемы науки и образования. - 2011. - № 5.

9. А.И. Архипова, Е.А. Пичкуренко. Учебный текст как фундаментальный дидактический феномен и его роль в контексте педагогической герменевтики // Школьные годы. - 2016. - № 68.

10. Е.А. Пичкуренко, А.И. Архипова. Технологии интерактивной лекции по математике в структуре герменевтического круга // Школьные годы. - 2016. - № 69.

11. Франсуа Тремолье, Катрин Ричи. От Ренессанса до века Просвещения. - LAROUSSE. Арт-Родник, 2003.

Педагогика

УДК: 37.022

кандидат педагогических наук, доцент Афзалова Альфия Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма» (г. Казань), Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Казанский национальный исследовательский технологический университет» (г. Казань)

ДИДАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В СИСТЕМЕ ПРЕЕМСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ШКОЛА-ВУЗ"

Аннотация. Современные информационные технологии помогают учителю по-новому выстраивать свою профессиональную деятельность. Даны этапы формирования информационной культуры педагога.

Ключевые слова: информатизация образования, информационная культура учителя, информационные ресурсы, профессиональная деятельность, формирование информационной культуры.

Annotation. Modern information technologies help the teacher in a new way to build their professional activities. The stages of formation of the information culture of the teacher are given.

Keywords: informatization of education, information culture of a teacher, information resources, professional activity, formation of information culture.

Введение. Идея информационного образования и повышения информационной культуры будущего учителя в настоящее время переросла национальные границы и приобрела глобальный характер, знаменующий вхождение человечества в информационное общество и общество знаний. В настоящее время цели, возникающие перед системой профессиональной информационно-компьютерной подготовки учителя существенно более многомерны, содержательны и конкретны. Поэтому следует создавать условия для непрерывного использования и развития, усвоенных студентами информационных понятий и их систем, необходимо выделить основные, содержательные линии, обеспечивающие всестороннее развитие сущностных сфер индивидуальности студентов при формировании информационной культуры будущего учителя.

Исходя из концепции педагогики индивидуальности ([1], [2]) учитывая требования принципов непрерывности и преемственности разработана поэтапная модель и программа преемственно взаимосвязанной системы целей формирования сфер индивидуальности для развития информационной культуры будущего учителя.

Изложение основного материала статьи. Анализ сложившейся теории и практики формирования информационно-компьютерной подготовки будущего учителя позволил выявить ряд пробелов и трудностей. Во-первых, программы информационной подготовки имеют знаниецентрический характер и практически не учитывает фактор индивидуальности будущего учителя. Вопросы изучения личности будущих учителей, особенности различных сфер индивидуальности при формировании информационной культуры не входят в содержание дисциплин "Информатика" и "Использование информационных технологий в образовании". Во-вторых, отсутствие у будущих учителей целостного представления о создании дидактических комплексов информационного обеспечения преподаваемого предмета, умения определять формы, методы и критерии управления познавательной деятельностью учащихся при использовании информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе, моделирования алгоритмов взаимодействия учащихся с информационными технологиями, формирования их информационно-компьютерной культуры, в умении извлекать информацию из различных источников: как из периодической печати, так и из электронных коммуникаций, представлять ее в понятном виде и уметь ее эффективно использовать, во владении основами аналитической переработки информации, в умении работать с различной информацией, в знании особенностей информационных потоков в своей области деятельности. Не рассматривается часть коммуникационного компонента, как владение методикой коллективного принятия решений, умения взаимодействовать в информационном поле с другими людьми, что является важным признаком человека информационного общества. Вследствие всего перечисленного возникает проблема мотивации использования НИТ в учебно-воспитательном процессе, отсутствует индивидуальный интерес к повышению профессионального мастерства. Это обстоятельство должно послужить основанием для включения в учебный процесс вуза специального курса в содержании, которого разрешались бы эти проблемы.

Целесообразность использования новых информационных технологий в подготовке учителей обуславливается тем, что с их помощью наиболее эффективно реализуются такие дидактические принципы как научность, наглядность предоставления информации, сознательность и активность обучаемых при нахождении и использовании полученной информации, индивидуальный подход к обучению, сочетание методов, форм, и средств обучения, прочность овладения знаниями, умениями и навыками.

Повышение уровня формирования информационной культуры будущего учителя достигается при выполнении следующих дидактических условий применения новых информационных технологий: направленность новых информационных технологий на выполнение главной цели -формирование информационной культуры высококвалифицированного учителя, способного использовать возможности ЭВМ для развития информационной культуры школьников.

Структура и содержание профилирующих дисциплин отражают содержание, характер и условия профессиональной деятельности современного учителя и строятся на основе учета преемственности формирования знаний.

Многообразие педагогических технологий актуализирует проблему их типологизации. Нами предложена соответствующая типология, в основе которой лежит такой признак, как доминирующая ориентация на развитие той или иной сферы индивидуальности. С учетом этого выделяются педагогические технологии развития интеллектуальной, мотивационной и других сущностных сфер человека. Преимущество этой типологии состоит в ее универсальности, гуманистическом "сквозном" характере (применимости в любом звене системы непрерывного образования), поскольку именно конкретный человек (школьник, студент, учитель, преподаватель) переходит из одного звена системы образования в другое звено. Раскрыто содержание общедидактических критериев выбора педагогической технологии проблемного обучения и выявлены особенности последних на этапе профессиональной подготовки учителя. Студентам оказывалась помощь на всех этапах учебно-воспитательного процесса, предусматривалась вариативность учебных и других проблем и способов их решения, студенты информировались о сути познавательных действий, о репертуаре мыслительных операций, побуждение обучающихся к осознанию своих действий происходило на основе рефлексии.

Дидактические условия применения новых информационных технологий в педагогической деятельности.

Повышение уровня формирования информационной культуры будущего учителя достигается при выполнении следующих дидактических условий применения новых информационных технологий: в процессе решения учебно-профессиональных задач при индивидуальных формах обучения, в которых использовались дифференцированные задания, предусматривающие самостоятельный выбор студентами средств поиска, обработки и предоставления информации с помощью НИТ используемых в педагогической деятельности, что позволяет формировать все сферы индивидуальности будущего учителя.

Рассмотренные формы и методы обучения, особенности организации и проведения учебного процесса влияют, на степень усвоения пройденного материала, на способность к длительному запоминанию новых знаний, способствуют формированию умений использовать полученные знания и навыки в работе, побуждают к творческому подходу использования знаний, стимулируют потребность совершенствования и углубления знаний, позволяют устойчиво формировать составляющие информационной культуры будущего учителя, а именно: практическая составляющая, которая является не чем иным, как опыт осуществления известных способов деятельности, воплощенных в умениях и навыках; когнитивная составляющая, которая отражает систему приобретенных знаний, необходимых учителю для творческого решения профессиональных задач; деятельностно-творческая составляющая, способствующая формированию и развитию у будущих учителей разнообразных способов деятельности, необходимых для самореализации в профессиональной деятельности; личностная составляющая, которая проявляется в творческой индивидуальности каждого человека.

Введение дисциплины "Компьютерная обработка данных экспериментальных исследований" в учебный процесс бала достигнута цель показать когда, где и как информационно-коммуникационные технологии могут быть использованы: как инструмент профессиональной деятельности, как средство межличностной, корпоративной и межкультурной коммуникации, как инструмент образования и самообразования, как

средство творческого развития личности. Организационно-экономические методы формируют и обеспечивают функционирование систем защиты секретной и конфиденциальной информации, их сертификацию и лицензирование, стандартизацию способов и средств защиты информации, контроль над действием персонала защищенных информационных систем. Студенты усвоили, что компьютерные программные средства выступают как новые интерактивные средства обучения, обладающие целым рядом дидактических достоинств и позволяющие качественно изменить методы, формы и содержание обучения. Так же современный учитель должен быть подготовлен к применению всего спектра ИКТ в профессиональной деятельности, и в качестве средств обучения, и как средства организации своей педагогической деятельности. Обучение применению средств ИКТ должно носить опережающий характер -специалист должен быть готов к самостоятельному изучению и использованию ИКТ, которые получат распространение в ближайшем будущем.

Были рассмотрены критерии выбора технологии проблемного обучения, средства информационно-предметного обеспечения, при проведении лабораторных занятий использовались различные эвристические приемы в виде аналогий или контрольных вопросов.

Основной формирующий эксперимент был направлен на расширение содержания информационной культуры будущего учителя в ходе освоения курсов предложенных вузом. Дидактическим ориентиром в отборе содержания, средств и методов работы со студентами стал разработанный нами компонентный состав структуры информационной деятельности для будущего учителя с использованием информационно-коммуникационных технологий. С целью предупреждения возникновения психологического барьера в ходе освоения практического курса по использованию компьютерных средств, основным дидактическим принципом стал принцип доступности. На начальном этапе обучения это выражалось в многоуровневой системе практических заданий по использованию информационных технологий в учебной деятельности, начиная с подробного описания последовательности выполнения действий и кончая общей краткой формулировкой задания и индивидуальным подходом к студентам. Интегральный показатель самооценки мотивации рассчитывался как среднее значение 4-х выбранных критериев и составил 100%.

Анализ результатов диагностики уровня усвоения материала и мотивации использования информационных технологий в учебном процесс и самосовершенствования будущих учителей дает основание сделать вывод о соответствии содержания, методик их потребностям, реализации образовательных учебных интересов преподавателем и желании использовать полученные знания в своей профессиональной деятельности с целью совершенствования педагогического процесса в целом.

Выводы. Мы отмечаем, что понятие "информационной культуры учителя" в настоящее время в исследованиях четко не определено, что объясняется многоплановостью проблемы формирования информационной культуры личности. Целостного системного анализа этого понятия нет. При рассмотрении вопросов формирования информационной культуры личности в современных педагогических исследованиях выделяется пять аспектов: оцениваются различные характеристики знаний личности, касающиеся информационной деятельности, оцениваются качественные характеристики самой личности в приложении к ее профессиональной деятельности, оцениваются различные характеристики умений и навыков личности, касающиеся информационной деятельности, делается акцент на общечеловеческие составляющие информационной культуры, такие как общеучебные знания и умения, умения общаться и т.п., приоритетным считают формирование стиля мышления, адекватного требованиям современного информационного общества.

Не претендуя на общность и следуя современным тенденциям в трактовке понятия "информационная культура личности" и учитывая, что насыщение жизни каждого современного человека вызвано огромным лавинообразным потоком информации, быстро меняющейся информации, в которой необходимо не только найти нужную, но и "переварить" новую с учетом уже имеющейся, ставит перед педагогами задачу не сообщения определенной суммы знаний, а научить самостоятельно жить в потоке информации, а значит подготовить подрастающее поколение к самообразованию, мы делаем вывод:

Информационная культура будущего учителя предполагает наличие у него таких качеств, как:

I. информационная грамотность, а также стройная, логически связанная, преемственная система знаний информационных технологий, в том числе компьютерных, умения и навыка любой деятельности, связанной с информацией, а также умения и навыка планирования своей педагогической деятельности, проектирования и построения информационных моделей, коммуникации, дисциплины общения и структурирования сообщений, инструментирования всех видов учебной и педагогической деятельности, использования современных технических средств в жизни, как базовую компоненту.

II. Осознанная мотивация личности на удовлетворение своих информационных потребностей на базе знаний информационных компьютерных технологий, повышение своего общекультурного, общеобразовательного и профессионального кругозора, развитие умений и навыков информационной деятельности и информационного общения на основе использования компьютерных информационных технологий.

III. Определенный стиль мышления, главные характеристики которого самостоятельность и креативность.

Процесс формирования информационной культуры студента педагогического вуза включается в общую систему учебно-воспитательного процесса вуза. Определяя структуру процесса формирования информационной культуры будущего учителя, мы выделяем систему компонент, а именно: целевую, содержательную, деятельностную, результативную.

Целью данного процесса является формирование информационной культуры будущего учителя. Являясь генеральной целью, она распадается на подцели в соответствии с логикой формирования отдельных компонент информационной культуры студента педагогического вуза.

Так, формирование базовой компоненты информационной культуры будущего учителя предполагает формирование информационной грамотности, а также формирование стройной, логически связной, преемственной системы знаний информационных технологий, формирование умений и навыков любой деятельности, связанной с информацией, умений и навыков планирования своей деятельности, проектирования и построения информационных моделей, коммуникации, дисциплины общения и структурирования сообщений, инструментирования всех видов деятельности, использования современных технических средств в жизни.

Формирование мотивационной компоненты информационной культуры студента согласуется с формированием мотивов, побуждающих личность к непрерывному образованию. А формирование интеллектуальной компоненты информационной культуры студента предполагает сформированность операций умственной деятельности (анализа, сравнения, выделение существенного, синтеза, установления причинно-следственных связей, абстрагирования и др.), видения проблем и выбора путей их решений.

Содержательная компонента процесса формирования информационной культуры будущего учителя представляет собой те знания, умения, навыки, мотивы, которые обеспечивают сформированную информационную культуру личности, а также тот особый стиль мышления, который мы охарактеризовали как самостоятельный и креативный.

Результативная компонента процесса формирования информационной культуры будущего учителя, отражая эффективность его протекания, характеризует достигнутые сдвиги в соответствии с поставленной целью.

Процессы формирования информационного общества настоятельно ставят во главу угла создание единого информационного пространства, перманентного развития всех направлений информатизации, в том числе создания адекватной системы кадрового обеспечения ее процессов.

В частности, необходима соответствующая подготовка в области информатизации будущих учителей т.е. обучение их приемам и методам использования информационных технологий применительно к учебной деятельности.

Имеющийся опыт по преподаванию и методологическому обеспечению дисциплин, соотносящихся с информатизацией, показал назревшую проблему широкого применения информационных технологий на всех стадиях учебного процесса подготовки учителей, в том числе при выполнении дипломных и курсовых работ. Кроме того, настоятельно требуется повышение компьютерной грамотности преподавательского состава, что позволит активно внедрять и применять информационные технологии при подготовке будущих учителе.

Информационная культура студента педагогического вуза может быть сформирована в естественных условиях учебно-воспитательного процесса вуза в процессе освоения компьютерных информационных технологий, если выполняется следующий комплекс дидактических условий:

1) в основе учебно-воспитательного процесса вуза лежит личностно ориентированный подход в условиях информационного общения с акцентом на формирование самостоятельного креативного стиля мышления;

2) самостоятельная учебно-познавательная деятельность студентов организована с учетом особенностей индивидуальных заданий при освоении компьютерных информационных технологий, а именно: творческого характера, частичного информационного дефицита, профессиональной направленности;

3) процесс освоения компьютерных информационных технологий базируется на принципах комплексности, системности, преемственности.

Эксперимент предполагал формирование трех компонент информационной культуры будущего учителя в естественных условиях учебно-воспитательного процесса вуза, основная форма организации которого спаренные уроки. В силу того, что процесс освоения компьютерных информационных технологий происходит в рамках изучения курса "Информатика", количество часов, которых явно недостаточно для овладения высоким уровнем информационной культуры.

На основании анализа психолого-педагогической литературы, изучения деятельности студентов, в том числе и в процессе освоения компьютерных информационных технологий, мы определили критерии сформированности компонент информационной культуры будущего учителя, механизм перевода качественных показателей в количественные, комплекс которых состоял из 8 показателей.

Констатирующий этап эксперимента подтвердил, что существующая традиционная система организации учебно-воспитательного процесса вуза и процесса освоения компьютерных информационных технологий обеспечивает недостаточный уровень сформированности информационной культуры будущего учителя и ее компонент, тем самым не подготавливает их должным образом к самостоятельному продолжению своего образования.

Результаты первого этапа обучающего эксперимента показали, что каждое педагогическое условие "работает" в той или иной мере на формирование базовой, мотивационной, интеллектуальной компонент информационной культуры студента.

На втором этапе обучающего эксперимента мы проверяли эффективность выделенных педагогических условий в комплексе. Результаты второго этапа обучающего эксперимента подтвердили гипотезу исследования.

Выделенный комплекс дидактических условий является достаточным для успешного формирования информационной культуры будущего учителя так как, подтверждена статистическая значимость этого комплекса с помощью методов статистического анализа. Сформулированные таким образом дидактические условия являются тем множеством условий, объем которого включает в себя другие более мелкие или конкретные условия, так как сформулированы они на уровне базовых понятий психологии мышления, концептуальных понятий логики, философии и педагогики.

Настоящее исследование не исчерпывает содержания рассматриваемой проблемы. Оно может быть продолжено в следующих направлениях: изучение структуры информационной культуры и условий ее формирования в контексте особенностей коммуникативных процессов, неотъемлемым элементом которых становится компьютер и сеть Интернет, изучение особенностей развития информационной культуры будущего учителя при различных формах обучения, например, дистанционном.

Литература:

1. Гребенюк, О.С. Основы педагогики индивидуальности: Учеб. пособие / О.С. Гребенюк, Т.Б. Гребенюк - Калинингр. гос. ун-т. - Калининград, 2000. - 572 с.

2. Ибрагимова, Е.М. Дидактическая система формирования информационной культуры будущего учителя. / Е.М. Ибрагимова, А.Н. Афзалова - Наука и школа. Научно-методический журнал. - Набережные Челны. 2009 - №2 - С. 11 - 18

Педагогика

УДК 37.01

доктор педагогических наук, профессор Баринова Ирина Ивановна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский педагогический государственный университет» (МШ У) (г. Москва); кандидат педагогических наук, доцент Беляева Татьяна Константиновна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕЙ КОНЦЕПЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ СРЕДСТВАМИ СОВРЕМЕННОГО КРАЕВЕДЕНИЯ

Аннотация. В статье рассмотрены возможности реализация идей Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России средствами современного краеведения. Определена роль современного краеведения в формировании гражданской позиции и национального самосознания школьника, показаны примеры изучения курса дополнительного образования «Основы краеведения Москвы».

Ключевые слова: Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, краеведение, комплексное краеведение, формальное, неформальное, информальное образование, методические пути изучения родного края.

Annotation. The article considers the possibility of implementing the ideas of the Concept of spiritual and moral development and education of the individual citizen of Russia by means of modern local history. The role of modern local history in the formation of citizenship and national consciousness of the student, the examples of studying the course of additional education " Fundamentals of local history of Moscow."

Keywords: the Concept of spiritual and moral development and education of the individual citizen of Russia, local history, integrated local history, formal, informal, informal education, methodological ways of studying the native land.

Введение В современных политических, экономических, социальных условиях значение духовно-нравственного воспитания как никогда становится актуальным. Утрачена система прежних духовных ценностей и ориентиров, а новые пока не выработаны. Поэтому сегодня все более современным становится тезис о возрождении духовности, воспитании патриотизма, который тесно связывается с формированием национальных (патриотических) и интернациональных (общечеловеческих) чувств, необходимых для возвышения к ценностям человеческой культуры.

«Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования (далее - Концепция) разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию Российской Федерации.

Концепция является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования [4].

Изложение основного материала статьи. Концепция представляет собой ценностно-нормативную основу взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации - семьей, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации.

Концепция определяет:

- характер современного национального воспитательного идеала;

- цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи;

- систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального народа Российской Федерации;

- основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Концепция формулирует социальный заказ современной общеобразовательной школе как определенную систему общих педагогических требований, соответствие которым обеспечит эффективное участие образования в решении важнейших общенациональных задач.

В «Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования» говорится, что «современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации» [4].

Современная ситуация в отечественном и зарубежном образовании может рассматриваться как этап формирования нового образовательного пространства, который обусловлен изменениями целей образования, форм освоения новых знаний, организации учебного процесса в связи с использованием новых инновационных технологий, в том числе и ИКТ.

Ученые к основным особенностям образования XXI века относят следующие: дистанционность и мобильность; формирование нового вида грамотности - информационно-коммуникативной; интерактивность; проектность, технологичность, усиление креативности школьников, возможность одновременного движения по нескольким образовательным траекториям; образование на протяжении всей жизни.

Образовательный процесс усложняется и удлиняется, опираясь на взаимодействие технологий формального, неформального и информального образования. Доминировавший длительное время акцент на преимущества формального образования, которое осуществляется в школах, колледжах и высших учебных заведениях на основе специально разработанных программ, постепенно ослабевает за счет развития различных форм неформального образования. При этом к неформальному образованию относят учебную деятельность, которая может осуществляться как в школе, так и за ее пределами. Характер этой деятельности может быть очень широким - от предпрофессиональной до общекультурной. Наиболее продолжительным

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.