Научная статья на тему 'Проблемы сохранения традиций Великой дидактики в процессе дистанционной цифровизации образования'

Проблемы сохранения традиций Великой дидактики в процессе дистанционной цифровизации образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
118
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКАЯ ДИДАКТИКА / ИННОВАЦИОННАЯ КОМПЬЮТЕРНАЯ ДИДАКТИКА / ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЙ КРУГ / МЕНТАЛЬНЫЙ ОПЫТ / РЕФЛЕКСИЯ / ПРОЦЕСС ПОНИМАНИЯ / GREAT DIDACTICS / INNOVATIVE COMPUTER DIDACTICS / HERMENEUTIC CIRCLE / MENTAL EXPERIENCE / REFLECTION / PROCESS OF UNDERSTANDING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Архипова Алевтина Ивановна, Пичкуренко Елена Андреевна, Шмалько Светлана Петровна

Изложена авторская позиция по отношению к методическому обеспечению системы открытого образования, структурно представленному двумя составляющими видео файлами с изложением научной информации и тестовыми методиками. Аргументируется идея о необходимости соблюдения педагогических традиций и в процессе организации дистанционных форм электронного обучения. Особый акцент делается на использовании герменевтических идей в образовании и их практической реализации в компьютерной дидактике. Приводятся примеры инновационных дидактических технологий и соответствующие ссылки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Архипова Алевтина Ивановна, Пичкуренко Елена Андреевна, Шмалько Светлана Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF PRESERVATION OF THE GREAT TRADITIONS OF DIDACTICS IN THE PROCESS OF DIGITALIZATION OF DISTANCE EDUCATION

The author's position in relation to the methodological support of the open education system, structurally represented by two components video files with the presentation of scientific information and dough-vymi techniques. The idea of the need to comply with pedagogical traditions and in the process of organization of distance forms of e-learning is argued. Special emphasis is placed on the use of hermeneutic ideas in education and their practical implementation in computer didactics. Examples of innovative didactic technologies and relevant references are given.

Текст научной работы на тему «Проблемы сохранения традиций Великой дидактики в процессе дистанционной цифровизации образования»

Педагогика

УДК 37.026.9

доктор педагогических наук, профессор Архипова Алевтина Ивановна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждения высшего образования

«Кубанский государственный университет» (г. Краснодар);

кандидат педагогических наук, доцент Пичкуренко Елена Андреевна

Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования

«Кубанский социально-экономический институт» (г. Краснодар);

кандидат педагогических наук Шмалько Светлана Петровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждения высшего образования «Кубанский государственный университет» (г. Краснодар)

ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ ТРАДИЦИЙ ВЕЛИКОЙ ДИДАКТИКИ В ПРОЦЕССЕ ДИСТАНЦИОННОЙ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Изложена авторская позиция по отношению к методическому обеспечению системы открытого образования, структурно представленному двумя составляющими - видео файлами с изложением научной информации и тестовыми методиками. Аргументируется идея о необходимости соблюдения педагогических традиций и в процессе организации дистанционных форм электронного обучения. Особый акцент делается на использовании герменевтических идей в образовании и их практической реализации в компьютерной дидактике. Приводятся примеры инновационных дидактических технологий и соответствующие ссылки.

Ключевые слова: великая дидактика, инновационная компьютерная дидактика, герменевтический круг, ментальный опыт, рефлексия, процесс понимания.

Annotation. The author's position in relation to the methodological support of the open education system, structurally represented by two components - video files with the presentation of scientific information and dough-vymi techniques. The idea of the need to comply with pedagogical traditions and in the process of organization of distance forms of e-learning is argued. Special emphasis is placed on the use of hermeneutic ideas in education and their practical implementation in computer didactics. Examples of innovative didactic technologies and relevant references are given.

Keyword: great didactics, innovative computer didactics, hermeneutic circle, mental experience, reflection, process of understanding.

Введение. Приступая к написанию статьи, мы решили отойти от традиции использования строго научного стиля изложения текста и предпочли научно-публицистический жанр, следуя гётевскому тезису: «Теория, мой друг, суха. Но зеленеет вечное дерево жизни». А современное «дерево жизни» - это динамичная действительность, угроза наступления эпохи технологической сингулярности с непредсказуемым ходом истории, вечно реформируемая педагогическая практика. Последняя в силу стремления следовать научно-техническому прогрессу вступила не просто в следующий этап своей эволюции, а в период коренной ломки веками сложившейся парадигмы и социально-исторических традиций. Это естественный процесс. Однако, в любой сфере объективной действительности эволюционная кривая приносит «на своём хвосте» не только прогрессивные, но и негативные последствия. Поэтому задача соответствующей науки - нивелировать эти последствия.

Те примеры реализации программ открытого образования, которые можно видеть в глобальной сети, вызывают, мягко говоря, обеспокоенность и тревогу, поскольку демонстрируют пока явный отказ от традиций Великой дидактики, заложенных Я.А. Коменским, а затем веками взращиваемой в недрах зарубежных и отечественных педагогических наук. Можно сказать, что в этих материалах в форме «он-лайн» лекций дидактика как теория и практика обучения явно отсутствует, так как нет никакого обучения, а есть только озвучивание научной информации, изложенной в сотнях текстов, научных и учебных. Например, прослушали лекцию по одной их математических дисциплин. Лектор абсолютно невыразительной внешности монотонно, без всякой педагогической экспрессии произносит традиционный текст плохо поставленным голосом с нечёткой дикцией. Некоторые фразы без комментариев сопровождаются символами на виртуальной доске. В конце следует приглашение выполнить контрольный тест. Подумали, что был бы у слушателей хоть какой-то интерес к процессу восприятия текста, если бы эту же роль исполнил харизматический актёр с хорошей дикцией и выразительным чтением (или победительница конкурса красоты).

В связи с этим приведём цитату из Великой дидактики, где сказано о главной традиции образования -учении с увлечением. «Мы решаемся обещать Великую дидактику, т.е. универсальное искусство всех учить всему. И притом учить с верным успехом; так, чтобы неуспеха последовать не могло; учить быстро, чтобы ни у учащих, ни у учащихся не было обременения или скуки, чтобы обучение происходило скорее с величайшим удовольствием для той и другой стороны; учить основательно, не поверхностно и, следовательно, не для формы, но подвигая учащихся к истинной науке, добрым нравам и глубокому благочестию» [1]. Согласно Коменскому, это нужно не только для процветания личности, но и для блага государства. Таким образом, вырастая из дидактики Коменского, идея мотивированного, увлекательного обучения приобретает общегосударственное значение, а в период деятельности её автора становясь опорой национальной аутентичности. Не случайно, в 90-е годы в России, в период относительной «педагогической свободы» в выборе траекторий, форм, методов и средств обучения (в том числе учебников и методического сопровождения) появляется много работ практикующих педагогов, посвящённых игровой обучающей деятельности. Например, создавая принципиально новый тип учебника, технологический, мы завершали каждую учебную тему комплексной обучающей игрой «Восхождение на Пик знаний», обобщающей все изученные вопросы [2, 3].

Изложение основного материала статьи. В настоящее время с приходом в школы компьютеров возможности реализации указанной задачи многократно возросли, а компьютерная дидактика уже наработала большое число технологий, превращающих процесс обучения в увлекательное занятие [7]. Это, прежде всего, различные интерактивные приёмы логической обработки учебного текста, стимулирующие не только

восприятие информации, но и побуждающие к размышлению. Например, мысленный диалог с компьютером, связь текста с изображениями, использование интерактивных технологий «Перемещение», «Учебный лабиринт», «Реконструкция» и др. [9]. Эти и другие приёмы мы активно используем в интерактивных лекциях [10], что помогает сохранить дидактическую традицию интересного обучения и в его электронной форме. Изложенное касается формальной стороны, так называемого, «он-лайн» обучения.

Не ставя перед собой задачу привести более менее полный перечень дидактических традиций, что невозможно вследствие его глобальности, обратим внимание на те исходные принципы, которые были заложены в самом начале становления педагогической науки, а со временем только приумножились и укрепились, приобретя статус традиций. По существу в «Великой дидактике», а также в последующих фундаментальных трудах основоположников педагогики заложены те принципы и незыблемые правила, которые в настоящее время оформились как современные методологические подходы, в русле которых выполняется большинство научных исследований. Например, правило «мы начинаем с того, что даём всем вещам разумное объяснение» [11] со временем трансформировалось в принципы и методы проблемного и деятельностного обучения.

Но в методиках открытого образования это правило вряд ли находит практическое применение, поскольку в этом случае реализуется парадигма догматического обучения с установкой на «готовое знание», исключая самостоятельную рефлексивную деятельность учащихся и студентов. Вместе с тем в арсенале инновационной компьютерной дидактики (научная школа проф. Архиповой А.И.) создано много технологий для осуществления указанного правила, поскольку набирает силу компьютерная дидактическая герменевтика, как составляющая педагогической герменевтики, парадигмальный вектор которой и направляет учеников и студентов на рефлексию научных текстов в процессе умственной деятельности. С указанной традицией напрямую связано и другое правило Великой дидактики: «Мы начинаем с подготовки ума», в котором заложен глубочайший смысл, выраженный в целевой ориентации герменевтических методик - «делать человека умнее», поскольку классическое «многознание не учит уму».

В то же время пока не происходит переориентация роли педагога из транслятора нормативного знания в творца инновационных методик в русле герменевтических идей. И эту устаревшую позицию «готового знания» в большой степени закрепляет методическая система открытого образования, опирающаяся на идею представления обучающимся научной информации, поскольку знания передать нельзя - они «производятся» в процессе самостоятельной умственной деятельности, а затем при наличии соответствующих педагогических условий трансформируются в структуры ментального опыта. Поэтому можно утверждать, что истоки компетентностного подхода, опирающегося на идею обогащения ментального опыта, а следовательно, и на стимулы непрерывного образования, следует искать в мудростях Великой дидактики. Однако о развитии ментального опыта обучающихся говорить не приходится, если методики системы открытого образования с принятым инструментарием его цифровизации игнорируют в принципе герменевтические способы самостоятельной работы студентов, включая только приёмы передачи информации и формы контроля.

Изложенное выше свидетельствует о том, что структура открытого образования реализует освоение научных теорий, минуя процесс их понимания. Но одна из основных герменевтических идей, актуальных для дидактики, состоит в том, что любое понимание текста зависит не только от смысла слов в их связях и от содержания всего текста, а преимущественно от активности изучающего этот текст (ученика, студента -интерпретатора) [4]. Поэтому для процесса понимания актуально не просто постижение смыслов текста, а производство новых для обучающегося смыслов, а сам процесс понимания, по существу, представляет собой организованность рефлексии. При этом процесс обучения рефлексии должен организовываться посредством специфических средств обучения, нацеленных, главным образом, не на заучивание текстов, а на их активную мыслительную проработку. Эту задачу и должна выполнять дидактика, т.е. создать условия для рефлексивной деятельности обучаемых, что наиболее продуктивно можно выполнить с помощью компьютера [7].

Между тем в трудах по инновационной компьютерной дидактике показано, что один из основных методов теории понимания, герменевтический круг, вполне может быть реализован средствами электронного обучения [7, 9]. В соответствии с этим принципом процесс понимания происходит в направлении: от целого к составляющим частям, от них к целому, т.е. мысль движется в своеобразном круге, который немецкий философ Шлейермахер назвал герменевтическим [4]. При этом подобный круг постоянно расширяется по мере включения в него частей целого. Таким образом, смысл текста раскрывается только в этом круговом движении между целым и частями. Образ круга, используемый в герменевтике, отражает подлинный смысл процесса понимания, который не сводится к замкнутой системе взаимодействия части и целого, так как познание предполагает расширение нашего понимания и постоянный выход за его пределы. Студентов надо учить не просто пониманию, т.е. готовой мысли и решению, изобретению или знанию, а учить именно рефлексии, выступающей в качестве методологического принципа мыслительных действий, способных привести к собственному открытию, пониманию или к собственному решению. Рефлексию можно определить как связку между имеющимся опытом и изучаемым гносеологическим образом, она нацеливает не просто на запоминание содержания изучаемых научных текстов, а на поиск в них смыслов, что продуцирует постановку вопросов: «зачем изучать», «почему следует изучать», «какова цель изучения», «каковы могут быть практические результаты изучения», «какова главная идея текста», «для чего изучать», «какова композиция текста», «в чём причины и следствия» и т.д.

Понятие круга даёт целый комплекс дидактических ориентиров: 1) изучаемый текст необходимо чётко структурировать, выделяя в нём смысловые части; 2) необходимо последовательно выявлять смыслы отдельных частей текста, уточняя и корректируя их в процессе соотнесения с целостным текстом; 3) включая в рассмотрение новые части текста, необходимо каждый раз возвращаться к прежним частям, а также к целому тексту, организуя движение мысли в своеобразном расширяющемся круге, что, несомненно, будет способствовать как рефлексивному пониманию, так и запоминанию содержания текста; 4) своеобразной верификацией понимания смысла текста может быть последующее его объяснение, адресованное, например, своему однокласснику, коллеге или группе слушателей; 5) движение мысли по герменевтическому кругу хорошо согласуется с методами систематизации и обобщения знаний в рамках целостной изученной теории. Эту деятельность необходимо организовать, для чего спланировать систему специальных технологий работы с текстом. В традиционном обучении это, в основном, диалоговые методики, в электронном - разнообразные

технологии трансформации и обработки текста [7, 9]. На рисунке 1 отражены некоторые технологи ИКД, используемые в процедурах обработки научных текстов.

При этом герменевтические приёмы обработки текстового учебного материала играют важную роль в формировании такого качества знаний как системность, что является первоосновой развития системного стиля мышления. Качество системности знаний в настоящее время приобретает особую актуальность для выпускников вузов, поскольку только системные знания могут обогатить их ментальный опыт и создать основу для сохранения и приумножения знаний в течение всего активного периода жизненного онтогенеза. Кроме того, именно система знаний, а не их конгломерат, являются условием успешных практических решений в любой деятельности, так как строятся на сильной и разветвленной рефлексии, осуществляемой в рамках герменевтического подхода.

Рисунок 1. Интерактивные технологии герменевтического круга

Герменевтический подход долгое время не признавался отечественной педагогикой, в которой превалировал догматический стиль обучения, а в последнее время стал доминирующим в структурах открытого образования. Поэтому можно утверждать, что две дидактические проблемы - формирование качества системности знаний и организация обучения на основе герменевтического подхода - находятся в тесной взаимосвязи. Таким образом, правило Великой дидактики о «подготовке ума» находит продуктивное развитие и практическое воплощение в теории и практике герменевтического и системного подходов.

Великая дидактика заложила ещё одну важнейшую традицию образования - использование наглядных методов обучения, поскольку «без примера ничему не выучишься», утверждал учёный. В этой связи уместно вспомнить учебные фильмы для школы, на создание которых в советский период работала целая кинематографическая индустрия. Они были сделаны высоко профессионально, с чётким дикторским текстом, с красочным иллюстративным материалом. Разумеется, в отличие от современных, эти технические средства обучения (ТСО) не обеспечивали интерактивность, но методически были хорошо продуманы. Их достоинство состояло также в том, что в них излагались не просто фрагменты научной информации и ключевые понятия, а структурные составляющие целостной научной теории, например, фундаментальные опыты, приводящие к обобщениям, моделям, следствиям и практические приложения теории. Поэтому слушатели воспринимали научную теорию не просто как набор разрозненных фактов, символов и выводов, а как завершённую систему. В этом и состояла одна из традиций классической дидактики - выстроить

содержание обучения так, чтобы оно адекватно отражало структуру научной теории, что является непременным условием формирования системных знаний. В этом одна из традиций классической дидактики, и для её сохранения в интерактивную среду инновационной компьютерной дидактики (ИКД) включаются специальные методы и приёмы систематизации и обобщения знаний. Например, в структуру сетевого конструктора технологий ИКД «Сила знаний» включены программы: 1) «Матрица знаний», обеспечивающая условия для обобщения знаний в рамках всей изученной теории (http://ya-znau.ru/znau_matr_znanii/sp); 2) «Формула знаний», включающая процедуру формирования правил и дефиниций изученных понятий из отдельных элементарных высказываний (http://ya-nau.ru/znau_formula_znanii/sp ); 3) «Фасетный тест», обеспечивающая повторение всей темы посредством задачных методик (http://ya-znau.ru/znau_faset_test/faset_index_sp/ ); 4) «Поле знаний», результатом которой является диагностика усвоения ключевых вопросов изученной тем - факторизация знаний по теме (http://ya-znau.ru/znau_pole_znanii/sp ) и т.д. Функции обобщения знаний выполняют и многие игровые компьютерные технологии ИКД, созданные как в локальном, так и в сетевом вариантах (http://ya-znau.ru/znaniya/zn/124).

Выводы. Таким образом, методическое сопровождение открытого образования может быть модифицировано в направлении сохранения традиций, заложенных Великой дидактикой, при условии, что эта система не будет замыкаться в узких рамках собственных методических и программистских решений, а будет активно взаимодействовать с другими инновационными коллективами и использовать результаты их деятельности. Но надежды на изменение ситуации в лучшую сторону пока мало, вследствие сложившейся в обществе традиции игнорировать достижения других авторов и коллективов.

Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ и администрации Краснодарского края в рамках научного проекта №18-413-230033 «Конструирование интерактивной обучающей среды по математике для общего и высшего образования как основы создания регионального кластера педагогических инноваций».

Литература:

1. https://ru.wikisource.org/wiki/Индекс: Великая_дидактика_(Коменский_1875).pdf

2. Архипова А.И. Механика. Технологический учебник. - Краснодар, АУФК, 2000.

3. Архипова А.И., Пичкуренко Е.А., Золотарёв Р.И. Компьютерные учебные игры // Школьные годы, 2017, № 74.

4. Шлейермахер Ф. Герменевтика. — СПб., «Европейский дом», 2004.

5. Богин Г. И. Обретение способности понимать: Введение в филологическую герменевтику. - М.: Психология и Бизнес ОнЛайн, 2001. - 516 с.

6. Закирова А.Ф. Теоретические основы педагогической герменевтики. Монография. - Тюмень: Издательство ТюмГУ, 2001. - 152 с.

7. Шевляк А.Г., Архипова А.И.. Реализация приемов понимания учебных текстов на основе герменевтического подхода с использованием среды HTML (на примере обучения математике) // Школьные годы № 43. Научно-методический журнал с электронным приложением. - Краснодар, 2012.

8. Архипова А.И., Шевляк А.Г. Формула знаний - дидактическая интернет технология с применением понятий алгебры логики // Современные проблемы науки и образования. - 2011. - № 5.

9. А.И. Архипова, Е.А. Пичкуренко. Учебный текст как фундаментальный дидактический феномен и его роль в контексте педагогической герменевтики // Школьные годы. - 2016. - № 68.

10. Е.А. Пичкуренко, А.И. Архипова. Технологии интерактивной лекции по математике в структуре герменевтического круга // Школьные годы. - 2016. - № 69.

11. Франсуа Тремолье, Катрин Ричи. От Ренессанса до века Просвещения. - LAROUSSE. Арт-Родник, 2003.

Педагогика

УДК: 37.022

кандидат педагогических наук, доцент Афзалова Альфия Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма» (г. Казань), Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Казанский национальный исследовательский технологический университет» (г. Казань)

ДИДАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В СИСТЕМЕ ПРЕЕМСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ШКОЛА-ВУЗ"

Аннотация. Современные информационные технологии помогают учителю по-новому выстраивать свою профессиональную деятельность. Даны этапы формирования информационной культуры педагога.

Ключевые слова: информатизация образования, информационная культура учителя, информационные ресурсы, профессиональная деятельность, формирование информационной культуры.

Annotation. Modern information technologies help the teacher in a new way to build their professional activities. The stages of formation of the information culture of the teacher are given.

Keywords: informatization of education, information culture of a teacher, information resources, professional activity, formation of information culture.

Введение. Идея информационного образования и повышения информационной культуры будущего учителя в настоящее время переросла национальные границы и приобрела глобальный характер, знаменующий вхождение человечества в информационное общество и общество знаний. В настоящее время цели, возникающие перед системой профессиональной информационно-компьютерной подготовки учителя существенно более многомерны, содержательны и конкретны. Поэтому следует создавать условия для непрерывного использования и развития, усвоенных студентами информационных понятий и их систем, необходимо выделить основные, содержательные линии, обеспечивающие всестороннее развитие сущностных сфер индивидуальности студентов при формировании информационной культуры будущего учителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.