Научная статья на тему 'Структура интерактивной лекции в контексте герменевтического подхода'

Структура интерактивной лекции в контексте герменевтического подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
143
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНАЯ ЛЕКЦИЯ / ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЙ КРУГ / ИННОВАЦИОННАЯ КОМПЬЮТЕРНАЯ ДИДАКТИКА / УЧЕБНЫЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INTERACTIVE LECTURE / HERMENEUTICAL CIRCLE / INNOVATIVE COMPUTER DIDACTICS / EDUCATIONAL COMPUTER TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пичкуренко Елена Андреевна, Архипова Алевтина Ивановна

Развивается методика проведения лекции, структура которой отражает метод герменевтического круга, предлагающего изучение научных текстов выстраивать по принципу от общего к частному, а затем от него к общему. В соответствии с данной методикой изложение содержания лекции разбивается на отдельные этапы, завершаемые самостоятельной работой студентов над фрагментом лекции с помощью компьютерных технологий. Дано краткое описание этих компьютерных учебных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пичкуренко Елена Андреевна, Архипова Алевтина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Structure of an interactive lecture in the context of hermeneutical approach

The paper presents the technique of holding a lecture the structure of which reflects a method of the hermeneutical circle suggesting that learning scientific texts is built by the principle from the general to specific, and then from it to the general. According to this technique the content of the lecture breaks into the separate stages finished by independent work of students on a lecture fragment with the help of computer technologies. The short description of these computer educational technologies is given.

Текст научной работы на тему «Структура интерактивной лекции в контексте герменевтического подхода»

УДК 378.14:004 ББК 74.044.4 П 36

Пичкуренко Е.А.

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин Кубанского социально-экономического института, Краснодар, (861) 2345016, e-mail: apelena1961@mail.ru Архипова А.И.

Доктор педагогических наук, профессор кафедры информационных систем и технологий в образовании Кубанского государственного университета, Краснодар, e-mail: aiam@bk.ru

Структура интерактивной лекции в контексте герменевтического подхода

(Рецензирована)

Аннотация. Развивается методика проведения лекции, структура которой отражает метод герменевтического круга, предлагающего изучение научных текстов выстраивать по принципу - от общего к частному, а затем от него к общему. В соответствии с данной методикой изложение содержания лекции разбивается на отдельные этапы, завершаемые самостоятельной работой студентов над фрагментом лекции с помощью компьютерных технологий. Дано краткое описание этих компьютерных учебных технологий.

Ключевые слова: интерактивная лекция, герменевтический круг, инновационная компьютерная дидактика, учебные компьютерные технологии.

Pichkurenko E.A.

Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Department of the Humanities, Social and Natural-Science Disciplines, the Kuban Social Economic Institute, Krasnodar, ph. (861) 2345016, e-mail: apelena1961@mail.ru Arkhipova A.I.

Doctor of Pedagogy, Professor of Department of Information Systems and Technologies in Education, the Kuban State University, Krasnodar, e-mail: aiam@bk.ru

Structure of an interactive lecture in the context of hermeneutical approach

Abstract. The paper presents the technique of holding a lecture the structure of which reflects a method of the hermeneutical circle suggesting that learning scientific texts is built by the principle - from the general to specific, and then from it to the general. According to this technique the content of the lecture breaks into the separate stages finished by independent work of students on a lecture fragment with the help of computer technologies. The short description of these computer educational technologies is given.

Keywords: interactive lecture, hermeneutical circle, innovative computer didactics, educational computer technologies.

Известно, что в центре герменевтического подхода находится теория понимания научных текстов [1]. Но проецируя идеи этой теории на область образования, следует сделать акцент не только на процесс понимания, но и на применение понятых текстов в практических ситуациях в процессе синхронного закрепления. Подобную двуединую задачу мы поставили, разрабатывая структуру интерактивной лекции по математике для студентов экономического факультета.

Поскольку процесс понимания протекает в сознании обучаемых при условии организации самостоятельной мыслительной деятельности, то необходимо было разработать практические материалы, освоение которых и обеспечит протекание этого процесса. Опираясь на тезис «понимание - это организованность рефлексии», необходимо было предусмотреть такое структурирование содержания лекции с тем, чтобы каждый ее смысловой фрагмент подвергался в сознании студентов аналитической обработке и самоанализу. А поскольку в рамках герменевтического подхода рефлексия трактуется как «связка между имеющимся ментальным (умственным) опытом обучающегося и новым осваиваемым гносеологическим образом», то необходимо было актуализировать те знания, которые уже включены в этот опыт и содержательно связаны с новым материалом [2]. Но оставался нерешенным вопрос, каким образом преподаватель может убедиться, что основные вопросы излагаемого содержания поняты студентами в ходе рефлексивной деятельности. Для этого надо опереться на третье положение герменевтики: «интерпретация - это высказанная рефлексия». Поэтому необхо-

димо организовать обратную связь в системе «студент ^ преподаватель», то есть осуществить оперативный контроль выполненных заданий. Итак, герменевтическая теория понимания дала нам ориентиры для построения композиции лекции, которую можно отнести к типу интерактивной, поскольку организуется поэтапная обратная связь со студентами в течение всей лекции и не просто в форме диалога, а с использованием средств самостоятельной проработки ее содержания.

Была выбрана тема «Матрицы и их применение. Определители». Традиционно содержание раздела включает рассмотрение вопросов: определение и виды матриц, действия над матрицами, определение и вычисление определителей, свойства, миноры и алгебраические дополнения [3].

Но, используя метод герменевтического круга - от общего к частному, от него к общему, - мы были вынуждены отойти от традиционной последовательности предъявления вопросов учебной темы. Так, вводная часть лекции состояла из пропедевтического рассмотрения общей структуры раздела, который предстоит изучать. Структура раздела была представлена в виде граф-схемы с указанием основных понятий, их свойств и связей между ними (рис. 1). В процессе этого анализа студентам сообщались сведения:

- об основных понятиях, их историческом генезисе, о тех сферах науки, техники и общественной жизни, где эти понятия особенно значимы для решения профессиональных задач;

- сообщалось о вкладе выдающихся ученых-математиков в построение теории матриц;

- формулировались цель и задачи изучения раздела «Линейная алгебра», где матрица является одним из фундаментальных понятий;

- обсуждались также методы изучения темы и формы контроля.

Вводная часть лекции сопровождалась демонстрацией презентации. Вторая составляющая метода герменевтического круга переводит учебный процесс к освоению частных вопросов изучаемой темы. В нашем случае это вопросы, которые были включены в первую лекцию: задачи, приводящие к понятию матрицы, определение и виды матриц и операции над матрицами (элементы граф-схемы 1, 1.1, 1.2, 1.3). Так, пояснялось, что для решения многих экономических задач требуется преобразование информации в матричную форму; приводились примеры подобных задач [4]. Таким образом, введение понятия матрицы получало практическое обоснование. Далее студенты были ознакомлены с другими фундаментальными понятиями изучаемого раздела и со связями между ними.

Планируя структуру лекции, мы для каждого ее структурного элемента формулировали частную дидактическую задачу, для реализации которой подбирали соответствующую технологию из арсенала инновационной компьютерной дидактики [5]. Например, задача первичного ознакомления с понятием «матрица» была реализована с помощью технологии «интерактивный кроссворд», в который включены вопросы, составляющие внутреннюю структуру этого понятия: элемент, строка, столбец, главная диагональ, размерность матрицы (рис. 2).

Для рассмотрения видов матриц была разработана интерактивная компьютерная технология, с помощью которой студенты устанавливали соответствия между названиями матриц и их изображениями. Технология обеспечивала возможность перемещения объектов изучения на веб-странице, а также оперативную проверку результата с использованием контейнера <БОЯМ> </БОКМ>.

Освоение центрального вопроса темы лекции «операции над матрицами» потребовало создания нескольких интерактивных технологий. Так, технология «поле знаний» предназначена для выявления уровня освоения отдельных вопросов изучаемой темы (дидактических факторов знаний). Технология включает 36 заданий для 6 факторов: понятийный аппарат темы, виды, размерность, сложение и произведение матриц, их свойства. Компьютерная программа технологии выполняет как автоматическую проверку результатов работы студентов, так и демонстрирует их графическую интерпретацию в виде лучевой диаграммы (рис. 3). Следует отметить, что технология «поле знаний» по типу относится к учебным Интернет-технологиям, так как создается на сайте http://ya-znau.ru с помощью авторского конструктора технологий «Сила знаний» (регистрация в Роспатент за № 2013615237).

Рис. 1. Граф-схема темы «Матрицы. Определители. Системы линейных уравнений»

1 3 6 10

8 9

2

Введите ответ для первого вопроса

Вопрос 1 Дана матрица

(0 7 5 )

В =

3 8-5 V6 4 12,

Найдите разность между суммой элементов, стоящих на главной диагонали, и суммой элементов второго столбца.

Рис. 2. Интерактивный кроссворд

Рис. 3. Лучевая диаграмма

2

6

1

В структуру интерактивной лекции вошли и другие технологии, нацеленные на решение определенных дидактических задач. С их помощью реализуется центральная составляющая метода герменевтического круга. Например, проработка теоретических вопросов темы осуществляется посредством компьютерной Интернет-технологии «словарь знаний». На ее рабочем поле обозначены практически все изучаемые понятия, а программа последовательно демонстрирует комментарии к ним и оценивает результат.

Практические вопросы, относящиеся к операциям над матрицами, студенты самостоятельно изучают посредством технологий инновационной компьютерной дидактики «пробелы в знаниях» и «тест-соответствие», где используется множественный выбор ответа и автоматическая проверка результата.

Заключительный этап герменевтического круга предполагает обобщение всей изученной темы, что осуществлялось с помощью учебной компьютерной технологии «эстафета» и Интернет-технологии «матрица знаний». Первая из них предлагает переход между заданиями посредством ввода ответа первой задачи, который программа вносит в данные второй задачи и т.д. Вторая - обобщает содержание всей темы лекции, при этом программа построена

таким образом, что при верном распределении ответов на задания на поле матрицы выстраивается изображение из отдельных фрагментов. В данном случае был выбран портрет одного из создателей теории матриц.

Интерес у студентов вызвали материалы, посвященные историческим аспектам создания теории матриц, представленные на веб-странице в формате «.html». На странице размещены портреты ученых-математиков с указанием их фамилий. Кроме того, предлагались тексты, описывающие вклад конкретного ученого без указания автора. Задание состояло в том, чтобы найти соответствие между комментирующим текстом и портретом ученого. С этой целью студентам было рекомендовано найти соответствующую информацию в сети Интернет. Затем необходимо было заполнить интерактивный кроссворд «создатели теории матриц».

Окончательное завершение самостоятельной работы студентов состоялось в домашней обстановке, после чего они дистанционно сообщали персональные результаты.

Таким образом, структура интерактивной лекции с использованием инновационных компьютерных технологий соответствовала структуре главного метода герменевтики - метода герменевтического круга. Эффективность принятой методики проведения академической лекции оценили сами студенты, проявив большую активность в самостоятельной работе, качественно выполнив все задания, высказав пожелания о систематическом проведении подобных занятий.

Примечания:

1. Архипова А.И., Пичкуренко Е.А. Учебный текст как фундаментальный дидактический феномен и его роль в контексте педагогической герменевтики // Школьные годы. 2016. № 68. С. 26-42.

2. Пичкуренко Е.А., Архипова А.И. Роль технологий инновационной дидактики в развитии высших психических функций учащихся // Школьные годы. 2016. № 68. С. 54-61.

3. Математика: учебное пособие / М.Е. Бегларян, А.Н. Ващекин, В.Ю. Квачко, Е.А. Пичкуренко; под ред. А.Н. Ващекина. М.: РГУП, 2015. 184 с.

4. Красс М.С., Чупрынов Б.П. Математика для экономистов. СПб.: Питер, 2004. 464 с.

5. Пичкуренко Е.А., Архипова А.И. Герменевтический подход к созданию учебных материалов на основе моделей и технологий инновационной компьютерной дидактики: монография с Интернет приложением. Краснодар: Изд-во КСЭИ, 2016. 129 с.

References:

1. Arkhipova A.I., Pichkurenko E.A. An educational text as a fundamental didactic phenomenon and its role in the context of pedagogical hermeneutics // School Years. 2016. No. 68. P. 26-42.

2. Pichkurenko E.A., Arkhipova A.I. The role of technologies of innovative didactics in the development of higher mental functions of pupils // School Years. 2016. No. 68. P. 54-61.

3. Mathematics: a manual / M.E. Beglaryan, A.N. Vash-chekin, V.Yu. Kvachko, E.A. Pichkurenko; ed. by A.N. Vashchekin. M.: RSUP, 2015. 184 pp.

4. Krass M.S., Chuprynov B.P. Mathematics for economists. SPb.: Piter, 2004. 464 pp.

5. Pichkurenko E.A., Arkhipova A.I. The hermeneutic approach to the creation of teaching materials based on models and technologies of innovative computer didactics: a monograph with the Internet application. Krasnodar: KSEI Publishing House, 2016. 129 pp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.