Научная статья на тему 'Использование инновационной компьютерной дидактики в организации самостоятельной работы студентов при изучении информатики'

Использование инновационной компьютерной дидактики в организации самостоятельной работы студентов при изучении информатики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
173
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УЧЕБНИК / ИННОВАЦИОННЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИННОВАЦИОННАЯ КОМПЬЮТЕРНАЯ ДИДАКТИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Высоченко Виктория Владимировна

В статье рассматривается проблема усиления самостоятельной работы студентов посредством учебных материалов нового поколения с компьютерной поддержкой. Предлагается модель учебника по информатике из трех модулей: информационного, самостоятельной работы и контрольного. Основная часть учебника ориентирована на самостоятельное освоение студентами предметного содержания с использованием компьютерных образовательных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Высоченко Виктория Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование инновационной компьютерной дидактики в организации самостоятельной работы студентов при изучении информатики»

УДК 378.147.88 ББК 74.580.267 В 93

В.В. Высоченко

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ КОМПЬЮТЕРНОЙ ДИДАКТИКИ В ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКИ

(РЕЦЕНЗИРОВАНА)

Аннотация. В статье рассматривается проблема усиления самостоятельной работы студентов посредством учебных материалов нового поколения с компьютерной поддержкой. Предлагается модель учебника по информатике из трех модулей: информационного,

самостоятельной работы и контрольного. Основная часть учебника ориентирована на самостоятельное освоение студентами предметного содержания с использованием компьютерных образовательных технологий.

Ключевые слова: самостоятельная работа, технологический учебник, инновационные дидактические технологии, инновационная компьютерная дидактика.

V.V. Vysochenko

USE OF INNOVATIVE COMPUTER DIDACTICS IN THE ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS AT COMPUTER SCIENCE STUDYING

Abstract. The paper examines the problem of strengthening independent work of students by means of teaching materials of new generation with computer support. The textbook model on computer science consisting of three modules is offered: information, independent work and control. The basic part of the textbook is focused on independent development by students of the subject contents with the use of computer educational technologies.

Keywords: independent work, the technological textbook, innovative didactic technologies, innovative computer didactics.

Основная задача высшего образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Решение этой задачи невозможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к студенту. Необходимо перевести студента из состояния пассивного потребителя знаний в состояние активного их творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность. Вместе с тем в письме Минобразования РФ от 27.11.2002 # 14-55-996ин/15 «Об активизации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений» говорится о низком уровне внимания в учебных заведениях к организации и проведению системной самостоятельной работы студентов. Появилась необходимость в создании учебных материалов по любому предмету, в которых заложена не только программа предметных знаний, но и программа тех действий (умений), которые учащиеся используют как средство усвоения знаний Модель учебника должна обеспечить максимальную технологичность учебной книги, то есть такое построение её содержания, при котором возможна эффективная самостоятельная работа учащегося с текстом, доступность и прозрачность ориентиров, организующих их ориентировочные действия. Такой подход создает условия для применения инновационных дидактических технологий, в том числе компьютерных [1].

Модель учебника нового поколения (автор А.И. Архипова) была разработана на кафедре современных технологий обучения Кубанского госуниверситета в 90-е годы прошлого века. Структура учебника нового поколения (УНТ) представлена тремя модулями: информационным, модулем самостоятельной работы и контрольным. В информационном модуле кратко излагается учебный материал, а в остальных двух модулях представлены дидактические технологии освоения новой информации (технологии самоподготовки и самопроверки), обобщения, систематизации и контроля знаний. Такой учебник называется технологическим, поскольку в нем примерно 20 % объема занимает изложение учебной информации, а 80 % - деятельностные технологии активного освоения этой информации. На базе этой модели разрабатывается технологический учебник (ТУ) по информатике с компьютерной поддержкой для студентов гуманитарных специальностей. Созданное к новому учебнику электронное приложение - это качественно новое средство обучения, интегрирующее педагогические инновации и компьютерные технологии [2]. Таким образом, технологический учебник по информатике использует технологии инновационной компьютерной дидактики (ИКД).

Информационный модуль такого учебника содержит текст, адаптированный к самостоятельному освоению студентом посредством логически правильно организованной структуры. Задача учебника - построить каркас базовых знаний студента, который постепенно будет наращиваться за счет дополнительной литературы, средств массовой информации. Поэтому он ориентирован, прежде всего, на освоение дидактических единиц государственного стандарта.

Модуль самостоятельной работы содержит несколько видов дидактических технологий: технологии работы с текстом и технологии самоподготовки и самопроверки (СС). Сложился определённый педагогический стереотип, в соответствии с которым учебный текст транслируется преподавателем (этап «изучение нового материала»), затем проводится закрепление нового материала (обычно для этого приглашаются «сильные» ученики) и подключаются формы контроля. В этой схеме выпадает этап активного освоения самого учебного текста. Такую методику выдающийся педагог В.Ф. Шаталов называл «жестокой педагогикой». Необходима организация работы по непосредственному изучению учебного текста. С помощью компьютера можно предложить разнообразные приёмы первичного освоения учебного текста, не дублируя его буквально. Работая этими приёмами, ученик вынужден неоднократно обращаться к тексту, что устраняет необходимость его принудительного многократного прочтения [3]. Поэтому ТУ по информатике содержит дидактический блок «Работа с текстом». Электронное приложение блока выполнено в программах Microsoft Word, Microsoft Power Point с использованием таблиц, схем, рисунков и электронных форм, Adobe Flash.

После непосредственной работы с текстом следует новый уровень освоения теоретического материала - выполнение упражнений и решение задач студентами, не имеющих перед глазами конспекта. Происходит закрепление и одновременно проверка знаний материала параграфа. Данные технологии образуют блок «Самоподготовка и самопроверка». Компьютерная версия всех упражнений представляет собой слайды презентации или кадры flash-ролика, которые взаимосвязаны между собой с помощью гиперссылок и позволяют студенту проверить свой ответ.

Контрольный модуль содержит дидактические технологии, осуществляющие различные виды контроля. Может использоваться студентами для самопроверки и преподавателями для контроля результатов самостоятельной работы студентов, а также обобщения и систематизации знаний. Первичную диагностику знаний основных понятий и определений параграфа студент может провести с помощью блока «Словарь». Здесь из списка терминов необходимо выбрать соответствующий заданию термин и заполнить пустые «клеточки» словаря. С помощью этой технологии у учащихся развивается способность к воспроизведению основной учебной информации. Осуществить текущий контроль освоения отдельной темы или всего параграфа позволяет задание «Перфокарта».

Оно представляет собой набор тестовых заданий закрытого типа с четырьмя вариантами ответа. Здесь можно использовать однотипные задачи, для которых ранее рассматривались примеры решения. В этом случае перфокарта поможет закрепить первичные практические умения. Следующий контролирующий блок «Да-Нет» позволяет провести факторизацию знаний студентов по рассматриваемым в параграфе темам, то есть определить количество правильных ответов по каждой из выделенных тем. Вопросы теста подразумевают один из двух ответов - «да» или «нет», их можно использовать для проверки качества усвоения целого раздела. В завершении предъявляется таблица ответов и диаграмма с факторизацией по темам, номера неправильных ответов и оценка. Для закрепления всего изученного материала и автоматизации его воспроизведения рекомендуется использовать технологию «Интеллектуальная лабильность», которая содержит до 40 несложных тестовых заданий, предъявляемых на время. Каждый вопрос представлен в виде трех фреймов, содержащих текст, рисунки, графики и т.п. Ограничение по времени способствует развитию у студентов общих интеллектуальных умений: восприятия структурной информации, концентрации внимания, развитию

оперативной памяти и т.п. Обобщению и систематизации знаний способствует выполнение технологии «Знания в систему». От студента требуется заполнить «слепую» схему. В центре схемы - ключевое понятие параграфа. В отдельной таблице находятся подчиненные ему понятия, определения, свойства, виды и т.п. При заполнении схемы у студента складывается целостное представление об изучаемой теме, ее структуре. Для дифференцированного контроля всего изученного материала целесообразно использовать технологию «Фасетный тест». Задачи теста формируются из отдельных элементов (фасеток) и распределены в три группы по сложности. За верный ответ в зависимости от уровня сложности вопроса студент получает один, два или три балла. Это позволяет выявить уровень усвоения студентами всего параграфа или раздела. Для организации дифференцированного обучения в учебнике предусмотрен различный уровень сложности излагаемых вопросов теории, более сложные вопросы выделены в отдельных блоках (расширяющих и проблемных). Эти блоки или отдельные задания можно предлагать по выбору сильным учащимся.

Таким образом, представленные технологии открывают широкие возможности для усиления самостоятельной работы студентов.

Примечания:

1. Пичкуренко Е.А. Учебник нового поколения в структуре профессиональной подготовки учителей: дис. ... канд. пед. наук. Краснодар, 2006. 272 с.

2. Архипова А.И. Теоретические основы учебно-методического комплекса по физике: дис. ... д-ра пед. наук. Краснодар, 1998. 454 с.

3. Вилков А.Л., Архипова А.И. Использование воспитательного потенциала компьютерных технологий при обучении русскому языку // Школьные годы. Краснодар, 2008. № 20, сентябрь-октябрь. С. 2-3.

References:

1. Pichkurenko E.A. The textbook of new génération in structure of professional teacher training: Dissertation for Candidate of Pedagogy degree. Krasnodar, 2006. 272 p.

2. Arkhipova A.I. Theoretical bases of an academic-methodical complex in physics: Dissertation for Doctor of Pedagogy degree. Krasnodar, 1998. 454 p.

3. Vilkov A.L., Arkhipova A.I. Use of educational potential of computer technologies at training to Russian//School Years. Krasnodar, 2008. No. 20, September-October. P. 2-3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.