Научная статья на тему 'Кластерный подход как методология и практика создания и внедрения дидактических инноваций с компьютерной поддержкой'

Кластерный подход как методология и практика создания и внедрения дидактических инноваций с компьютерной поддержкой Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
289
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕР / CLUSTER / КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД / CLUSTER APPROACH / ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ / DIDACTIC INNOVATIONS / ИННОВАЦИОННЫЙ УЧЕБНИК / INNOVATIVE TEXTBOOK / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР / EDUCATIONAL CLUSTER / КОМПЬЮТЕРНАЯ ДИДАКТИКА / COMPUTER DIDACTICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Архипова Валентина Ивановна, Аракелов Александр Владимирович, Пичкуренко Елена Андреевна

Обозначены проблемы продвижения в практику образования инновационной литературы, в частности, учебников и электронных ресурсов. Приведены примеры безуспешных попыток внедрения новых учебников и учебных материалов. Показано, что решение указанных проблем возможно в рамках кластерного подхода с его инновационной ориентированностью и включением механизмов внедрения новых продуктов. Приведены предпосылки создания кластеров инновационной дидактической продукции с компьютерной поддержкой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Архипова Валентина Ивановна, Аракелов Александр Владимирович, Пичкуренко Елена Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLUSTER APPROACH AS METHODOLOGY AND PRACTICE OF CREATION AND INTRODUCTION OF DIDACTIC INNOVATIONS WITH COMPUTER SUPPORT

The paper deals with the problems of developing the promotion of innovation literature, in particular, textbooks and electronic resources in the practice of education. Examples of unsuccessful attempts to introduce new textbooks and teaching materials are given. The solution of the specified problems is possible within the cluster approach, with its innovative focus and turning on of mechanisms of the introduction of new products. Prerequisites for the creation of clusters of innovative educational products with computer support are given.

Текст научной работы на тему «Кластерный подход как методология и практика создания и внедрения дидактических инноваций с компьютерной поддержкой»

ЧАСТНЫЕ МЕТОДИКИ И ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

SPECIFIC TECHNIQUES AND TECHNOLOGIES OF EDUCATION

УДК 37.014:004 ББК 74.202.53 А 87

А.И. Архипова

Доктор педагогических наук, профессор кафедры информационных систем и технологий в образовании Кубанского государственного университета; E-mail: aiam@bk.ru

А.В. Аракелов

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры теоретической физики, декан инженерно-физического факультета Адыгейского государственного университета; E-mail: arakelov12@yandex.ru

Е.А. Пичкуренко

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-гуманитарных и естественно-научных дисциплин Кубанского социально-экономического института; E-mail: apelena1961@mail.ru

КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД КАК МЕТОДОЛОГИЯ И ПРАКТИКА СОЗДАНИЯ И ВНЕДРЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИННОВАЦИЙ С КОМПЬЮТЕРНОЙ ПОДДЕРЖКОЙ

(Рецензирована)

Аннотация. Обозначены проблемы продвижения в практику образования инновационной литературы, в частности, учебников и электронных ресурсов. Приведены примеры безуспешных попыток внедрения новых учебников и учебных материалов. Показано, что решение указанных проблем возможно в рамках кластерного подхода с его инновационной ориентированностью и включением механизмов внедрения новых продуктов. Приведены предпосылки создания кластеров инновационной дидактической продукции с компьютерной поддержкой.

Ключевые слова: кластер, кластерный подход, дидактические инновации, инновационный учебник, образовательный кластер, компьютерная дидактика.

A.I. Arkhipova

Doctor of Pedagogy, Professor of Department of Information Systems and Technologies in Education; E-mail: aiam@bk.ru

A.V. Arakelov

Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Theoretical Physics Department, Dean of Engineering-Physics Faculty, Adyghe State University; E-mail: arakelov12@yandex.ru

E.A. Pichkurenko

Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Department of the Humanities,

Social and Natural-Science Disciplines, Kuban Social Economic Institute;

E-mail: apelena1961@mail.ru

CLUSTER APPROACH AS METHODOLOGY AND PRACTICE OF CREATION AND INTRODUCTION OF DIDACTIC INNOVATIONS WITH COMPUTER SUPPORT

Abstract. The paper deals with the problems of developing the promotion of innovation literature, in particular, textbooks and electronic resources in the practice of education. Examples of unsuccessful attempts to introduce new textbooks and teaching materials are given. The solution of the specified problems is possible within the cluster approach, with its innovative focus and turning on of mechanisms of the introduction of new products. Prerequisites for the creation of clusters of innovative educational products with computer support are given.

Keywords: cluster, cluster approach, didactic innovations, innovative textbook, educational cluster, computer didactics.

Казалось бы, что понятие «кластерный подход», пришедшее в гуманитарное знание из практики транснациональных компаний и обеспечившее им максимальные конкурентные преимущества, не может коррелировать с теорией и практикой системы образования, поскольку этот подход может быть реализован только в условиях рыночных отношений, наличия конкуренции и свободного рынка. Однако постепенно этот подход начинает завоёвывать позиции и в этой области социальной деятельности, куда многие глобальные инновации приходят из экономики и производства, в которых реализуются определённые «степени свободы». Так происходит и с кластерным подходом, поскольку в настоящее время на государственном уровне как одна из ключевых инвестиционных инициатив рассматривается кластерная политика, которая может предложить инструменты диверсификации как российской экономики, так и социальных структур и институтов. В связи с этим многие субъекты РФ стали разрабатывать стратегии развития, основанные на кластерных технологиях, в частности, появились проекты развития образовательных кластеров, в основном с функциями

оптимизации процедур административного характера [1].

Известно, что кластер объединяет в себе три составляющие: инновационные научные изыскания, производство инновационного продукта, механизм его внедрения. Именно такая структура свойственна транснациональным компаниям, что обеспечивает им колоссальные преимущества в сфере рыночных отношений и свободной конкуренции [2-4]. Эта интеграция способствует интенсификации процесса обмена информацией между участниками кластера, стимулирует научно-исследовательские разработки, создавая особую форму инноваций - коллективный инновационный продукт, а также механизмы его внедрения благодаря развитию логистических теорий и практик.

Почему же именно в рамках кластерного подхода возможно решение проблем создания и внедрения (широкой диффузии) результатов инновационных педагогических практик? Обоснуем несколькими практическими примерами.

Известно, что новое в любой области применения знаний всегда несет в себе риск быть не принятым консервативными, хорошо проверенными методологиями, отметающими

новизну как сырой, недоработанный продукт. Такая тенденция особенно характерна для сферы образования, где внедрение новой учебной продукции жестко регламентировано управленческими структурами, а издание учебной литературы монополизировано крупными издательствами. С целью аргументации этой позиции приведём несколько примеров из практики внедрения проектов инновационной компьютерной дидактики редакцией научно-методического журнала с электронным приложением «Школьные годы», имеющим федеральную регистрацию СМИ и широкую Интернет-поддержку (сайты http://icdau.ru, http://ya-znau.ru, http://icdau.kubsu. ш, Ы^р://школьные годы.рф) [1].

Когда более четверти века назад автор нового учебника презентовал свой труд учителям, то зал аплодировал стоя. После такого одобрения макет учебника был отправлен в одно из центральных издательств. Получили одобрительную рецензию от московского учителя-новатора, но вторым рецензентом был назначен автор действующего во всех школах страны учебника, и его ответ был предсказуем. Однако первый вариант учебника всё же был небольшим тиражом издан школами нескольких регионов РФ в период, когда ещё не были введены запреты на такую деятельность федеральным руководством образования. Идеи учебника продолжали развиваться, учебник обогащался новыми технологиями, а с наступлением компьютерной эпохи приобрёл и электронное приложение, аспекты его концепции защищались в диссертациях, а его модель и практические варианты по физике и математике были признаны победителями федерального конкурса инновационных проектов (проект «Информатизация системы образования» е^р/с1^г/001_001) [5].

Вновь была получена одобрительная, без единого критического замечания рецензия, в которой констатировалось, что концепция учебника

«презентует модель инновационного образовательного проекта, основные элементы которого служат изменению традиционной образовательной среды в области «Математика». В рецензии был приведен перечень достоинств учебника: «Изучение сопровождается преимущественным использованием поисковых и проблемных методов обучения», «способствует развитию у учащихся навыков поисковой и исследовательской деятельности, умения работать с различными источниками и формами информации», учебник «функционален, он интегрирует функции учебника, сборника задач, справочника, сборника дидактических материалов, рабочей тетради, функции пособия по мультимедийным дидактическим технологиям», «методика оценивания результатов обучения нетрадиционна, является «рейтинговой системой оценивания». В учебнике «приводятся методики использования в учебном процессе инновационных дидактических технологий». В завершении была рекомендация внедрения нового учебника в практику. В связи с изложенным была предпринята повторная попытка издать учебник, но сначала надо было пройти процедуру получения грифа в Минобрнау-ки РФ. Академия наук РФ дала положительную рецензию, но от РАО был назначен рецензент, который сам издал учебник для этой же параллели по этому же предмету. Поэтому результат повторился, только с большими материальными затратами (оплата за рецензирование).

В рамках научной школы «Инновационная компьютерная дидактика» организовано взаимодействие с учителями, которые используют в своей профессиональной деятельности 1Т-технологии и публикуют статьи в журнале «Школьные годы». Многие из них участвуют в различных конкурсах, где презентуют инновационные проекты, подготовленные совместно с редакцией журнала. Например, один из

авторов, учитель немецкого языка из сельской школы, систематически направляет на конкурсы свои работы. О её профессиональном уровне свидетельствует то, что на брифинг краевой администрации с участием представителей немецкого посольства была приглашена от учителей края именно она для презентации своих работ (компьютерный учебный комплекс «Федеральные земли Германии», выполненный на основе программы «Путешествие по городам и странам» - свидетельство о государственной регистрации программ для ЭВМ № 2011612440 Роспатента РФ, авторы А.И. Архипова, Р.И. Золотарёв). Комплекс получил высокую оценку немецких коллег. Но когда она приняла участие в местном конкурсе на получение гранта, то получила только третье место, хотя «лидеры» конкурса затруднялись даже демонстрировать свои электронные презентации. Позже организуется краевой семинар учителей иностранных языков, на который районное руководство посылает именно нашего автора, а не «лидеров». Группа учителей из других станиц на семинаре выразила автору одобрение словами: «Когда мы в программе семинара увидели вашу фамилию, то сразу решили ехать». «Это моя главная награда», -говорит сельский учитель. И подобная ситуация типична.

В том, что «победители» большинства конкурсов заранее известны, а все остальные участники нужны только для исполнения роли статистов, мы убедились в очередной раз, когда по настоянию руководства университета (КубГУ) послали работы на конкурс «Прорыв». В номинацию «Мотивирующая компьютерная игра» была направлена учебная игра «Дороги», выполненная в программных средах Flash, HTML, VBA. Замысел игры был в том, чтобы предложить учащимся пройти по пяти дорогам, ведущим в музей (разработки учителей ИЗО), в храм (материалы кандидата

педагогических наук, члена молодёжной православной общины), путешествия (разработки учителей иностранных языков) в науку (разработки учителей русского языка), в «никуда» (компьютерный комплекс по антинаркотической профилактике, подготовленный с участием сотрудников ФСКН РФ). Пройдя по дорогам, ученики с помощью технологии «Поле знаний» в режиме online на сайте «Сила знаний» выявляют победителя [1].

Наш проект не был отмечен, но кто же победил в этом конкурсе «Прорыв»? В их числе была тривиальная компьютерная игра, замысел которой основан на TV-проекте «Кто хочет стать миллионером?», где ученики отвечали на вопросы об устройстве компьютера и получали вместо обычных баллов виртуальные деньги.

Таким образом, приобретённый опыт внедрения инноваций в практику образования привёл к выводу о необходимости поиска альтернативных путей решения этой проблемы. Тогда мы обратились в ОАО «Российская венчурная компания» -государственный фонд фондов и институт развития Российской Федерации, один из ключевых инструментов государства в деле построения национальной инновационной системы. Основные цели деятельности ОАО «РВК»:

- обеспечение ускоренного формирования эффективной и конкурентоспособной национальной инновационной системы, мобилизующей человеческий потенциал России;

- создание и поддержка специализированной сервисной инфраструктуры для игроков венчурного рынка, развитие инвестиционных механизмов для укрепления отраслевых технологических кластеров в России [6-7].

В ответном письме из РВК содержалось одобрение проекта «Учебник нового поколения - технологический», и рекомендовалось обратиться к венчурным фондам, которым

были направлены громадные государственные финансовые средства. Но ни один из шести фондов не отреагировал на нашу заявку, однако позднее, из материалов «Счётной палаты», мы узнали, что никакие инновации из системы образования их не заинтересовали.

Анализ литературных источников показал, что обозначенная выше проблема внедрения педагогических инноваций имеет системный характер. Например, в аналитическом докладе по результатам выполнения программ компонента «Учебное книгоиздание» (Инновационный проект развития образования) указано, что функцию экспертизы учебных изданий для общеобразовательных учреждений России традиционно выполняет Федеральный экспертный совет (ФЭС). Его функция - разработка проектной модели создания учебников, а также модели продвижения учебной литературы.

Однако анализ практической работы ФЭС показал, что применение к учебникам критериев зачастую носит произвольный и субъективный характер, применяются традиционные требования. Качественно новые учебные издания зачастую пока еще остаются недооцененными, так как их оригинальность кажется многим экспертам, склонным к традиционным подходам, не достоинством, а недостатком. Следовательно, инновационные учебники с большим трудом выдерживают экспертизу ФЭС.

Мы считаем, что требует коренного изменения и действующая в стране процедура продвижения на рынок изданной учебной литературы. В результате её применения возникают парадоксальные ситуации. Например, по словам одного учителя, в его школе в середине учебного года в приказном порядке был заменён учебник физики. При этом раздел «Молекулярная физика» в первом учебнике излагался в конце, а во втором в начале курса. В связи с этой заменой важнейший раздел совсем «выпал» из учебного процесса.

Учитель спрашивал, как же теперь ребятам сдавать ЕГЭ.

В соответствии с утверждённой процедурой авторы изданных учебников и представители издательств с целью их внедрения вынуждены разъезжать по регионам, встречаться с местным руководством образования и пропагандировать свой труд, а учителя должны «выбирать» тот учебник, который рекомендован руководством. Реализация сценария, основанного на полном недоверии к учителю и фактическом лишении его свободы выбора учебной литературы, очевидно, приводит к обострению проблемы коррупции. Следовательно, о становлении свободного рынка педагогической продукции говорить не приходится. Создатели подобных схем внедрения, по-видимому, игнорируют сам факт существования Интернета, с помощью которого возможно информирование общества о новинках учебной литературы, демонстрация их фрагментов, дистанционное консультирование и встречи с авторами (без посредников-чиновников), обучение инновационным технологиям, сбор заказов и передача их издательствам. Однако структуры с такими функциями могут быть созданы только в рамках кластерного подхода при свободной конкуренции предлагаемых изданий.

Мы намеренно привели только факты, которые можем документально подтвердить, избегая делать какие-либо глобальные выводы, поскольку последние очевидны и тривиальны. Ясно, что решение проблем внедрения инноваций в сферу образования посредством модели «внедрение сверху» приводит к абсолютной несвободе выбора и зависимости учителя от воли руководящего сегмента. В качестве альтернативы иногда используется модель «внедрение снизу», когда разработчики инноваций непосредственно встречаются с практикующими педагогами, в частности, на занятиях в системе

дополнительного педагогического образования. Например, слушатели из группы учителей информатики на занятиях в КубГУ переписали более трёх гигабайтов наших электронных ресурсов. При этом на вопрос, зачем вы переписываете компьютерные комплексы по

программе «Музыкальное искусство» («Музыка и живопись», «Музыкальный кроссворд», «Инструменты симфонического оркестра» и др.), который был подготовлен редакцией совместно с учителем сельской школы, был дан ответ: «Мы будем учить своих коллег,

Таблица 1

Матричная методическая модель образовательного кластера инновационной компьютерной дидактики

Наименование модуля и его цель Решаемые задачи Прогнозируемые результаты

Модуль базовой инновационной платформы Обобщение созданных инструментов компьютерной поддержки учебного процесса. 1. Обоснование концепции модульной структуры компьютерной поддержки учебного процесса. 2. Аккумулирование имеющегося арсенала дидактических инноваций (ДИ). 3. Каталогизация и систематизация ДИ. 1. Формирование мотива-ционной основы внедрения продукции ИКД. 2. Создание теоретических и практических предпосылок развития инновационного образовательного менеджмента и маркетинга.

2. Модуль аналитического исследования проблем компьютерного обучения Выявить актуальные проблемы компьютерного обучения и наметить пути их решения. 1. Исследовать перспективы развития компьютерного обучения. 2. Исследовать соответствие методик компьютерного обучения лич-ностно ориентированному, системному и деятельностному подходам в обучении. 3. Выявить возможности компьютерной интерпретации педагогических технологий методической системы В.Ф. Шаталова. 4. Рассмотреть проблему создания для компьютерного обучения специфического методического обеспечения и специальной учебной литературы. 1. Обоснование развития сферы образования в направлении диверсификации форм и методов компьютерного обучения. 2. Обоснование концепции компьютерного обучения на основе принципов методики В.Ф. Шаталова. 3. Обоснование концепции создания специального методического обеспечения для компьютерного обучения.

3. Модуль диагностики регионального образовательного инновационного потенциала с использованием средств ИКД. Создание инструментов для оценки инновационного потенциала учебных заведений системы общего и начального профессионального образования. 1. Разработать параметры оценки инновационного потенциала образовательных учреждений и средства сбора данных. 2. Создать механизм получения данных о готовности образовательных учреждений к внедрению готовых ДИ. 3. Выявить наличие в педагогических коллективах инновационной составляющей профессиональной деятельности. 4. Выявить потребность образовательных учреждений в компьютерной поддержке учебного процесса. 1. Разработка количественных и качественных критериев развития инновационного потенциала образовательных учреждений (в сфере ИКТ). 2. Создание технологической карты потребностей образовательных учреждений в продукции ИКД. 3. Разработка перспективного плана взаимодействия разработчиков продуктов ИКД с потребителями этой продукции.

Продолжение таблицы 1

4. Модуль интеграции дидактических инноваций и компьютерных технологий Диверсификация программной составляющей технологий ИКД. 1. Рассмотреть основы методики «формы - режимы», регламентирующей выбор компьютерных технологий в зависимости от формы предъявления учебной информации и режимов её функционирования. 2. Модифицировать указанную методику в соответствии с современными Интернет-технологиями. Модификация методики трансформации дидактических инноваций в интерактивные формы.

5. Модуль реализации преемственности обучения в системе школа - вуз. Реализация в технологиях ИКД принципа системности знаний. 1. Разработать процедуру построения моделей системных знаний на основе применения ИКТ. 2. Привести примеры реализации системного принципа в компьютерном обучении. Создание концепции системности знаний в компьютерном обучении.

6. Модуль общественного обсуждения и общественной диагностики качества продукции ИКД Создание инновационного сегмента свободного рынка педагогической продукции. 1. Разработать методику и инструменты общественной диагностики качества продукции ИКД. 2. Разработать процедуру проведения общественной экспертизы продукции ИКД. Создание компьютерного инструментария оценки дидактических инноваций членами педагогического сообщества.

7. Модуль типологии и структуры продукции ИКД Создание теоретической базы для новых разработчиков инновационной дидактической продукции. 1. Обобщить модели инновационной дидактической продукции: учебника нового поколения (технологического), инновационных компьютерных УМК, локальных технологий обучения. Расширение контингента потенциальных создателей и потребителей инновационной дидактической продукции.

8. Модуль электронного сопровождения учебной литературы для компьютерного обучения Создание вариативной модели электронного сопровождения учебной литературы нового поколения. 1. Обосновать концепцию электронного сопровождения учебной литературы для компьютерного обучения. 2. Предложить опытные образцы фрагментов электронного приложения к технологическим учебникам. 1. Привлечение преподавателей-предметников в коллектив создателей новой учебной литературы для компьютерного обучения. 2. Обогащение арсенала электронных образовательных ресурсов.

9. Модуль инновационного обучения педагогов Создание компьютерных инструментов для экспресс-обучения участников образовательного кластера ИКД. 1. Разработать методику и процедуры экспресс-обучения посредством Интернет-технологий. 2. Создать дистанционную сетевую модель перманентного обучения педагогов применению и созданию продуктов ИКД. Создание нового типа (Интернет-школы) перманентного дополнительного педагогического образования на основе моделей и технологий ИКД.

Продолжение таблицы 1

10. Модуль аккумулирования, дополнения и развития локальных технологий ИКД Создание динамической базы данных новых технологий ИКД, расширение географии контингента кластера.

1. Разработать структуру указанного модуля, а также форму аккумулирования и дополнения новых технологий ИКД.

2. Исследовать возможности использования сайтов ИКД для аккумулирования и дополнения арсенала ЭОР ИКД.

Создание базы данных предметных технологий ИКД в сети Интернет с возможностью её постоянного расширения.

учителей музыки, применять технологии 1Т». Следовательно, в педагогическом сообществе (особенно в системе общего образования) сформировалась глубокая потребность в компьютерной поддержке своей профессиональной деятельности. Именно эта модель внедрения наиболее соответствует кластерному подходу, благодаря чему могут быть реально созданы условия для преобразования образовательного процесса в инновационный тип. В некоторых университетах (КубГУ, АГУ) уже созданы предпосылки для решения указанной задачи, например, функционируют научные школы инновационной компьютерной дидактики (другое название «информационная дидактика»), в рамках которых выполняются теоретические исследования и создан большой арсенал инновационных электронных ресурсов. В таблице 1 приведены структурные составляющие, входящие в соответствующий кластер, объединяющий студентов, преподавателей вузов и учителей школ.

Кластер может считаться виртуальным, поскольку это открытая структура, без организационного оформления, интегрирующая единомышленников из разных учреждений образования. При этом инструментами интеграции выступают научно-методический журнал с электронным приложением и вебсайты, а в последнее время в качестве средств коммуникации при создании коллективных инновационных

продуктов стали использоваться облачные технологии [8].

Другая, не менее важная проблема состоит в подготовке кадров для деятельности в рамках общего кластера, которые должны обладать креативным потенциалом, быть подготовленным в области самих инноваций, обладать гибким системным мышлением и коммуникативными способностями. В связи с этим в преподавание спецкурсов по проблемам компьютерной дидактики в традиционный учебно-воспитательный процесс стали включаться технологии коллективного творчества студентов, которые можно классифицировать как кластерные.

Кроме того, российская действительность потребует от молодых людей, которые отважатся включиться в эту работу, позитивного конформизма. Последнее свидетельствует о том, что решение проблемы создания свободного рынка педагогических инноваций, в том числе компьютерной дидактики, лежит как в политическом, так и в психологическом пространстве. Следовательно, информатизация образования должна развиваться не только в направлении создания новых электронных ресурсов, но и создавать новые формы их апробации и внедрения.

Сделаем ряд выводов.

- Образовательный кластер определяется как среда, в которой могут взаимодействовать его участники в процессе совместной работы: обмениваться идеями, создавать инновационные интеллектуальные

продукты, включать в познавательный и творческий процесс студентов и учащихся.

- В создании кластера важен принцип взаимной замены его частей таким образом, что при выходе из строя некоторых его компонентов кластер в целом сохраняет полноценную функциональную работоспособность. Поэтому кластер можно определить как структуру, обеспечивающую условия создания и внедрения на рынок коллективного инновационного продукта.

- Объединение в кластер формирует не спонтанную концентрацию научных и технологических идей и изобретений, а определенную систему распространения новых знаний и технологий, что обеспечивает ему определённые конкурентные преимущества.

- Посредством кластерных технологий происходит интеграция интеллектуального потенциала

участников кластера, что сопровождается оптимизацией управления, сокращением административных барьеров, в целом структура становится более мобильной и перманентно развивающейся.

Изложенные выше качества кластерных структур особенно актуальны для системы образования, где в последнее время аккумулирован громадный инновационный потенциал, который в значительной мере является невостребованным вследствие отсутствия структур и подразделений, выполняющих целенаправленно функции внедрения педагогических инноваций. Определённую роль в этом отношении может сыграть создание региональных предметных кластеров на базе реперной площадки, объединяющих творческие коллективы специалистов из сферы общего и профессионального образования региона.

Примечания:

1. Проект развития образовательных кластеров в республике Татарстан // Официальный портал Правительства Республики Татарстан. URL: http://mert. tatar.ru

2. Салий В.А. Инновации в бизнес-образовании // Школьные годы. 2011. № 39. С. 2-4.

3. Мигранян А.А. Теоретические аспекты формирования конкурентоспособных кластеров. URL: http://www.krsu.edu.kg/vestnik/v3/a15.html

4. Портер М., Кетелс К. Конкурентоспособность на распутье: направления развития российской экономики: доклад. URL: ttp://xrumer.csr.ru/news/ original_1324.stm

5. Архипова А.И., Золотарёв Р.И., Мочалова М.С. Проблемы внедрения проектов инновационной компьютерной дидактики и венчурного бизнеса в сфере образования // Информатизация как целевая ориентация и стратегический ресурс образования: материалы междунар. Науч. Конф. Архангельск, 2012. С. 124-131.

6. Гулькин П. Введение в венчурный бизнес России // Англо-русский словарь венчурного инвестирования. СПб.: РАВИ, 2001. С. 18-41.

7. Игнатова И., Екимова Н. Кластерный подход в управлении образовательным учреждением // Народное образование. 2009. № 8. С. 173-192.

8. Архипова А.И., Седых С.П. Концепция и типология электронных образовательных ресурсов в структуре кластера инновационной компьютерной дидактики // Школьные годы. 2013. № 48. С. 4-13.

References:

1. The project of the development of educational clusters in the Republic of Tatarstan // The Official Portal of the Government of the Republic of Tatarstan. URL: http: //mert.tatar.ru

2. Saliy V.A. Innovations in business education // School years. 2011. No. 39. P. 2-4.

3. Migranyan A.A. Theoretical aspects of the formation of competitive clusters. URL: http://www.krsu.edu.kg/vestnik/v3/a15.html

4. Porter M., Ketels Ch. Competitiveness at the crossroads: directions of the development of the Russian economy: report. URL: ttp: //xrumer.csr.ru/news/ original_1324.stm

5. Arkhipova A.I., Zolotarev R.I., Mochalova M.S. Problems of introduction of projects of innovative computer didactics and venture business in the sphere of education // Informatization as a target orientation and strategic resource of education: materials of the international scient. conf. Arkhangelsk, 2012. P. 124-131.

6. Gulkin P. Introduction to Venture Business of Russia // Anglo-Russian Dictionary of Venture Investment. SPb.: RAVI, 2001. P. 18-41.

7. Ignatova I., Ekimova N. Cluster approach in the management of an educational institution // Public education. 2009. No. 8. P. 173-192.

8. Arkhipova A.I., Sedykh S.P. The concept and typology of electronic educational resources in the structure of the cluster of innovative computer didactics // School years. 2013. No. 48. P. 4-13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.