Научная статья на тему 'Дистанционные интерактивные технологии в обучении географии в русле герменевтического подхода и межпредметная связь с курсом математики'

Дистанционные интерактивные технологии в обучении географии в русле герменевтического подхода и межпредметная связь с курсом математики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
81
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ КОМПЬЮТЕРНАЯ ДИДАКТИКА / HERMENEUTIC APPROACH / INTERDISCIPLINARY CONNECTIONS / INNOVATIVE TECHNOLOGIES OF TRAINING / INNOVATIVE COMPUTER DIDACTICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пичкуренко Елена Андреевна, Владимерец Екатерина Александровна, Шмалько Светлана Петровна

В статье презентуются некоторые интерактивные технологии обучения географии, нацеленные на стимулирование рефлексивной умственной деятельности в русле герменевтического подхода и современной концепции развития географического образования. Интерактивные версии технологий размещены в сети Интернет и могут открываться ссылкой [http://klaster.icdau.ru, точка роста № 8]. Описания технологий сопровождаются иллюстрациями рабочих страниц. Сделан акцент на применении межпредметных связей с курсом математики и информационными технологиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пичкуренко Елена Андреевна, Владимерец Екатерина Александровна, Шмалько Светлана Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISTANCE INTERACTIVE TECHNOLOGIES IN TEACHING GEOGRAPHY IN LINE WITH THE HERMENEUTIC APPROACH AND INTERDISCIPLINARY CONNECTION WITH THE COURSE OF MATHEMATICS

The article presents some interactive technologies of teaching geography aimed at stimulating reflective mental activity in line with the hermeneutic approach and the modern concept of the development of geographical education. The interactive version of the technology posted on the Internet and you can open the link [http://klaster.icdau.ru the growth point No. 8]. Technology descriptions are accompanied by illustrations of the work pages. Emphasis is placed on the use of interdisciplinary connections with the course of mathematics and information technology.

Текст научной работы на тему «Дистанционные интерактивные технологии в обучении географии в русле герменевтического подхода и межпредметная связь с курсом математики»

Педагогика

УДК 373.5

кандидат педагогических наук, доцент Пичкуренко Елена Андреевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кубанский государственный университет» (г. Краснодар);

учитель высшей категории, муниципальный тьютер Владимерец Екатерина Александровна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования средняя общеобразовательная школа № 20 (г. Краснодар); кандидат педагогических наук Шмалько Светлана Петровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждения высшего образования «Кубанский государственный университет» (г. Краснодар)

ДИСТАНЦИОННЫЕ ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ В РУСЛЕ ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКОГО ПОДХОДА И МЕЖПРЕДМЕТНАЯ СВЯЗЬ С КУРСОМ МАТЕМАТИКИ

Аннотация. В статье презентуются некоторые интерактивные технологии обучения географии, нацеленные на стимулирование рефлексивной умственной деятельности в русле герменевтического подхода и современной концепции развития географического образования. Интерактивные версии технологий размещены в сети Интернет и могут открываться ссылкой [http://klaster.icdau.ru, точка роста № 8]. Описания технологий сопровождаются иллюстрациями рабочих страниц. Сделан акцент на применении межпредметных связей с курсом математики и информационными технологиями.

Ключевые слова: герменевтический подход, межпредметные связи, инновационные технологии обучения, инновационная компьютерная дидактика.

Annotation. The article presents some interactive technologies of teaching geography aimed at stimulating reflective mental activity in line with the hermeneutic approach and the modern concept of the development of geographical education. The interactive version of the technology posted on the Internet and you can open the link [http://klaster.icdau.ru the growth point No. 8]. Technology descriptions are accompanied by illustrations of the work pages. Emphasis is placed on the use of interdisciplinary connections with the course of mathematics and information technology.

Keywords: hermeneutic approach, interdisciplinary connections, innovative technologies of training, innovative computer didactics.

Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта №18-413-230033/18 «Конструирование интерактивной обучающей среды по математике для общего и высшего образования как основы создания регионального кластера педагогических инноваций»

Введение. Известно, что теория понимания научных текстов находится в центре герменевтического подхода, который в настоящее время приводит к становлению нового направления педагогических исследований - педагогической герменевтики [1]. Процесс понимания протекает в сознании обучаемых при условии организации самостоятельной мыслительной деятельности и опирается на их ментальную рефлексивную деятельность обучаемых, в процессе которой и происходит развитие высших психических структур [2]. Понять текст, значит, не просто уметь пересказать его содержание, а выявить содержащиеся в нём смыслы и уметь их самостоятельно интерпретировать, поэтому необходимо разрабатывать инновационные технологии трансформации и логической обработки текста [5].

Благодаря герменевтическим приёмам и технологиям достигается высокий уровень знаний и развивается опыт рефлексивной мыслительной деятельности. «То, что объективно есть в тексте, может приобрести в сознании мыслящего человека субъективную форму существования только через собственную мыслительную активность», - считает С.Л. Рубинштейн [8].

В последние годы герменевтическому подходу к решению проблем образования посвящаются диссертационные исследования в области инновационной компьютерной дидактики. Эта работа проводится межвузовским коллективом преподавателей и аспирантов под руководством доктора педагогических наук, профессора А.И. Архиповой [3, 5]. При этом учителя и педагоги-исследователи опираются на современные нормативные документы, стимулирующие инновационную деятельность. Так, в 2018 году была принята «Концепция развития географического образования в Российской Федерации». «Настоящая Концепция представляет собой систему взглядов на базовые принципы, приоритеты, цели, задачи и основные направления развития географического образования и просвещения в Российской Федерации. Система географического образования, сложившаяся в России на протяжении многих лет, в настоящее время находится в состоянии деградации, что проявляется, в частности, в постоянном уменьшении количества часов, выделяемых на преподавание географии в основной и старшей школе. Внедрение новой системы географического образования должно обеспечить преемственность достижений русской и советской школы преподавания географии, ликвидировать существенные недостатки, проблемы и противоречия, имеющие место в настоящее время» [9]. Проблемы изучения и преподавания географии могут быть объединены в следующие основные группы: проблемы мотивационного характера; содержательного характера, методические, кадровые».

Изложение основного материала статьи. В связи с этим в Российском образовании идет процесс перехода к стандартам нового поколения, где подчёркивается роль информатизации и подтверждается факт вхождения человечества в эпоху глобализации информационных процессов.

Внедрение новых информационных технологий (ИТ) делает учебный процесс более интенсивным, поднимает интерес обучающихся к изучению предметов, реализовывает идеи развивающего обучения, способствует развитию логического мышления, культуры умственного труда. Использование в обучении этих технологий позволяет усиливать мотивацию учения у школьников, развивать у них творческие способности, формировать умение работать с информацией, активно вовлекать в учебный процесс; качественно менять формы контроля за деятельностью учащихся.

Для реализации нового подхода к преподаванию с применением ИТ необходимо знать возможности, представляемые компьютером для совершенствования учебного процесса на каждом этапе урока. В практике

преподавания географии применяются различные формы информационного сопровождения. Наиболее простым и эффективным приемом является использование готовых программных продуктов, но информация о некоторых из них излагается очень сухо, встречаются ошибки принципиального характера, некоторые задания чрезвычайно трудны для школьников. Поэтому возникает потребность в создании новых собственных учебных материалов.

В этой работе рассматриваются также вопросы межпредметной связи двух дисциплин - математики и географии, которые имеют много общего [4]. Приводятся примеры дидактических технологий с использованием средств компьютерной дидактики на примере темы «Районы Краснодарского края». Так как в «Концепции развития географического образования» в проблемах содержательного характера указывается на снижение внимания к краеведческому компоненту образования в результате исключения из программ 8-9 классов раздела «География родного края», что значительно уменьшило уровень компетентности обучающихся в сфере географии родного края, то была выбрана именно эта тема.

Для создания учебных материалов, выполняющих различные дидактические задачи, были использовали из средств инновационной компьютерной дидактике веб-шаблоны «формы», снабжённые текстовыми полями. Форма - это фрагмент HTML документа, предназначенный для ввода информации пользователем [6]. В практике ИКД формами называются веб-шаблоны, позволяющие создавать учебные технологии с возможностью модификации как обучающего контента, так и программной составляющей. При этом дидактические функции технологий, созданных на основе форм, могут изменяться. Разработанные авторские учебные материалы с применением компьютера создают условия для увлеченной работы над разнообразными заданиями, выполняя которые учащиеся непроизвольно запоминают необходимые сведения, поскольку учебный материал многократно повторяется, но в разных заданиях. Ниже приведем пример комплексного упражнения по теме «Регионы Краснодарского края» (рис. 1).

Рисунок 1. Вид титульной web-страницы упражнения

На данном слайде представлены шесть районов Краснодарского края (Абинский, Белореченский, Каневской, Ейский, Новокубанский, Темрюкский). Учащимся предлагается нажать кнопку «Описание районов Краснодарского края» и ознакомиться с информацией о них. О каждом районе дается краткая историческая справка, площадь района, численность населения, его половозрастной состав, основные направления промышленности районов. По каждому району подготовлено задание.

Задание 1. Первое задание «Ответ в таблице» относится к Абинскому району. На рабочей странице данные задачи представлены в таблице, в которой указан половозрастной состав района из Всероссийской переписи населения 2010 года. Сформулирована задача: «Используя данные таблицы, определите долю детей в возрасте от 0 до 14 лет Абинского района в 2010 году (в процентах) в общей численности населения. Полученный результат округлите до целого числа» (рис. 2). Дидактическая функция этой технологии состоит в решении задач на проценты и округление чисел. В белое окно с помощью клавиатуры записывается ответ. Программа сообщает результат решения данной задачи.

Половозрастной состав Всероссийской переписи населения 2010 года

Возраст Мужчины (чел) Женщины (чел) Обшая численность (чел)

О — 14 лет 7 319 6 863 14 182

15 — 59 лет 28 197 29 128 57 325

от 60 лет 7 473 12 929 20 402

Всего 42 989 48 920 91 909

1. Используя данные таблицы, определите долю детей в возрасте от 0 до 14 лет Абинского района в 201 О году (в процентах) в общей численности населения. Полученный результат округлите до целого числа.

Рисунок 2. Вид \уеЬ-страницы приёма «Ответ в таблице»

Задание 2. Задание «Пропущенные слова» относится к Белореченскому району. На рабочей странице размещены предложения, взятые из описания данного района (рис. 3). В этих предложениях пропущены слова. Для каждого из них в белом окне необходимо нажать кнопку «выбрать» и в выпадающем списке выбрать пропущенное слово. По каждому из вопросов в голубом поле будет появляться результат "Верно" или "Неверно". Дидактическая функция этой технологии состоит в закреплении терминов, правил, определений, понятий, в которых пропущены слова.

ЗАДАНИЕ 2. ПРОПУЩЕННЫЕ СЛОВА

1. Белореченский район был образован 2 июня 1924 года в составе_

округа Юго-Восточной области.

2. Площадь Белореченского района составляет_км2.

3. На низменной равнине текут с юга на север две бурливые реки_.

4. Численность населения Белореченского района на 2019 год составляет

человек.

5. Важнейшее место в структуре промышленного комплекса принадлежит _ промышленности.

(чел.

и

6. Используя данные текста, определите среднюю плотность населения в

Белореченском районе в 2019 г. Ответ запишете в виде целого числа_

на 1 км2).

7. Основу экономического потенциала района составляет_

перерабатывающая промышленность.

8. Доля сельского населения Белореченского района в 2006 году (в %) в обшей

численности населения составляет_. Ответ запишите в виде целого

числа.

9. В Белореченском районе_населённых пункта.

10. Население Белореченского района с 2006 года по 2019 год увеличилось на

человек.

Прочитайте текст "Описание Белореченского района". Нажимайте кнопки в белых окнах. В выпадающем списке находите пропущенное слово для каждого из предложении. 1 голубом поле будет появляться результат "Верно" или "Неверно". В конце работы нажмите кнопку "Очистить".

Первое утверждение Выбрать

Второе утверждение Выбрать -

Третье утверждение Выбрать ■»

Четвёртое утверждение Выбрать »

Пятое утверждение Выбрать т

Шестое утверждение Выбрать -

Седьмое утверждение. Выбрать •»

Восьмое утверждение. Выбрать •

Девятое утверждение. —

Десятое утверждение. в*™.

Рисунок 3. Вид web-cтpaницы приёма «Пропущенные слова»

Задание 3. Третье задание «Ответ в диаграмме» относится к Каневскому району. На рабочей странице размещены диаграммы по численности мужского и женского населения за 2006 г и 2018 г. Требуется определить величину изменения численности мужского населения данного района. Полученный результат округлить до целого числа. В данной задаче используются математические понятия «проценты» и

«округление чисел». Ответ записывается с помощью клавиатуры в текстовое окно. В красном окне появляется результат «Верно» или «Неверно».

Задание 4. «Пропущенные цифры». При нажатии на кнопку «Текст» на рабочей странице появятся данные по общей численности населения, а также численности пенсионеров и несовершеннолетних детей Ейского района (рис. 5). Появившийся текст исчезает через 25 секунд (в зависимости от задания время можно изменить). Необходимо запомнить эти данные и продолжить начатые предложения. Ответы необходимо вписывать в текстовые окна. Программа сообщает результат по данному пункту задания. Это задание нацелено на использование таких математических знаний, как «чтение и написание натуральных чисел», «классы», «разряды».

ЗАДАНИЕ 4. ПРОПУЩЕННЫЕ ЦИФРЫ

Нажмите на слово "ТЕКСТ". Он исчезнет через 25 секунд. В окна ответов запишите пропущенные цифры:

1) первое полугодие 2017 года составило ...;

2} пенсионеров

3) несовершеннолетних детей' Население района по состоянию на первое!

полугодие 2017 года составило 136687 человек; из них' 4) На 2019 год население состав , > - ~ 1 1 пенсионеров — 43952 человек, несовершеннолетних детей —

1 23896 человек. На 2019 год население составило 134491 |

ТЕКСТ ' человек. 1

Ответ 1

Ответ 2

Ответ 3

Ответ 4

|Неверно|

Рисунок 5. Вид луеЬ-странииы приёма «Пропущенные цифры»

Задание 5. Конспект. Конспект целесообразно разрабатывать на основе содержания фрагментов темы. В нём размещаются только основные сведения из темы, которые надо прочно запомнить. Конспект разделен на 5 частей. На титульном листе конспекта есть 5 ссылок, которые обозначены как управляющие кнопки (рис. 6).

Первая кнопка открывает пояснительный текст для первого фрагмента конспекта, затем ссылкой «Назад» можно вернуться к титульному листу конспекта. Нажав на вторую кнопку, попадаем на web страницу, где приведены уже два пояснения: к первому и второму фрагментам конспекта. Процесс продолжается, пока не будут проработаны все вопросы. Таким образом, первый фрагмент просматривается 5 раз, второй 4 раза и т.д. (рис. 7).

Задание 6. Экспресс-диктант. Приём назван экспресс-диктантом, так как он требует быстрого темпа чтения текста: ученик должен уловить смысл текста, поскольку он демонстрируется ограниченное время, которое в программе можно изменять. С помощью клавиатуры в окно ответов необходимо записать номер задания (рис. 8). Этот приём ориентирован на развитие умений грамотно использовать математические термины и понятия, а также на умения решать задачи на проценты и округление чисел.

ЗАДАНИЕ 6. ЭКСПРЕСС-ДИКТАНТ

Нажмите на слово «Рисунок». Он исчезнет черев 10 секунд. В окно ответов запишите номер задания, относящегося к данному рисунку.

В задании использованы вопросы:

1, Общая численность населения Темрюкского района в 2006 г. составила 115307 человек, в том числе горожан 35976 человек. Доля сельского

цо целого числа.

;ления мужчины составляют 46,3%. юго числа.

5 человек. Численность населения с ) числа.

|ь Темрюкского района, занятых под

населения (в %) в общей чис

2. Общая численность населения Темрюкского Женщин больше чем л

3. Общая численность населения Темрюкского р

2006 г. по 2019 г. во

4. Площадь земель Краснодарского края, занять виноградники в 2019 году -17689 га. Доля земель, занятых под виноградники Темрюкским районом В 2019 Г (в %) от общей земельной площади

Краснодарского края равна .... Полученный результат округлите до целого числа.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Площадь земель Краснодарского края, занятых под виноградники в 2019 году - 26947 га. Площадь земель Анапского района, занятых под виноградники в 2019 году - 3544 га. Доля земель, занятых под виноградники Анапским районом в 2019 г (в %) от общей земельной площади Краснодарского края равна.... Полученный результат округлите до целого числа.

6. Площадь земель Краснодарского края, занятых под виноградники в 2019 году - 26947 га. Площадь земель Туапсинского района, занятых под виноградники в 2019 году - 1081 га. Доля земель, занятых под виноградники Туапсинским районом в 2019 г {в %) от общей земельной площади Краснодарского края равна.... Полученный результат округлите до целого числа.

Рисунок

Рисунок 8. Вид \¥еЬ-страницы «Диктант»

Задания показывают, что реализация межпредметных связей может быть осуществлена различными способами. Одним из них является решение прикладных задач, позволяющих продемонстрировать учащимся применение математических методов для решения задач из других предметных областей. В качестве примера рассмотрим задачи.

Задача 1. Общая численность населения Темрюкского района в 2006 г. составила 115307 человек. Среди всего населения мужчины составляют 46,3%. Женщин больше чем мужчин на ... (чел). Полученный результат округлите до целого числа.

Задача 2. Площадь земель Краснодарского края, занятых под виноградники в 2019 году - 26947 га. Площадь земель Туапсинского района, занятых под виноградники в 2019 году - 1081 га. Доля земель, занятых под виноградники Туапсинским районом в 2019 г (в %) от общей земельной площади Краснодарского края равна .... Полученный результат округлите до целого числа.

Решение данных задач на уроке географии невозможно без умений оперировать такими понятиями как «сложение и вычитание натуральных чисел», «проценты» и «округление чисел». Задачи подобного рода представляют большую ценность, поскольку позволяют показать значимость математического аппарата для изучения других наук.

Выводы. Приведённые приёмы понимания учебных текстов - это начало большой работы по реализации герменевтической концепции понимания в обучении математике и географии. Необходимость связи между учебными предметами диктуется также дидактическими принципами обучения, воспитательными задачами школы, связью обучения с жизнью, подготовкой учащихся к практической деятельности. Межпредметные связи стимулируют тягу к знаниям, укрепляют интерес к предмету, расширяют заинтересованность в учебных предметах, углубляют знания, способствуют становлению интересов профессионального плана. Наша позиция в том, что гражданское общество нашей страны должно состоять из мыслящих людей, а технологии ИКД, исполненные в рамках герменевтического подхода, помогут решать эту важнейшую социальную задачу.

Литература:

1. Архипова А.И., Пичкуренко Е.А. Учебный текст как фундаментальный дидактический феномен и его роль в контексте педагогической герменевтики // Научно-методический журнал с электронным приложением «Школьные годы». Краснодар. 2016. № 68. С. 26-42.

2. Пичкуренко Е.А., Архипова А.И. Роль технологий инновационной дидактики в развитии высших психических функций учащихся // Научно-методический журнал с электронным приложением «Школьные годы». Краснодар. 2016. № 68. С. 54-61.

3. Пичкуренко Е.А., Архипова А.И. Герменевтический подход к созданию учебных материалов на основе моделей и технологий инновационной компьютерной дидактики: монография с Интернет приложением. Краснодар: Изд-во КСЭИ, 2016. 129 с.

4. Пичкуренко Е.А., Владимерец Е.А. Межпредметные связи в преподавании математики и географии с компьютерной поддержкой // Международный научный журнал <^рейш». - 2017. - № 4. - Краснодар: Изд-во «Светочь». - 148 с.

5. Пичкуренко Е.А., Архипова А.И., Шапошникова Т.Л. Теория развития высших психических функций в контексте герменевтического подхода к образовательному процессу. / Материалы III Международной научной конференции «Актуальные проблемы обучения математике и информатике в школе и вузе в свете идей Л.С. Выготского. 17-19 ноября 2016 г. // Под ред. М.В. Егоповой, Л.И. Боженковой -ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» (МПГУ), Издатель Захаров С.И. («СерНа»), 2016.

6. Пригодина А.Г., Архипова А.И. Электронный образовательный ресурс «Самостоятельная работа с учебными текстами в программной среде HTML» // Научно-методический журнал с электронным приложением «Школьные годы». Краснодар. 2013. № 50. C. 19-34.

7. Пригодина А.Г., Архипова А.И., Пичкуренко Е.А., Данович Л.М. Использование герменевтических приемов для организации рефлексивной деятельности студентов инженерного вуза в процессе изучения математических текстов // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 № 2 (март - апрель), Том 7. Москва. http s://mir-nauki.com.

8. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1976. - 423 с.

9. https://docs.edu.gov.ru/document/54daf271f2cc70fc543d88114fa83250

Педагогика

УДК 37

доцент Покровский Алексей Евгеньевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российская академия музыки имени Гнесиных» (г. Москва); кандидат педагогических наук, доцент Борисова Елена Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российская академия музыки имени Гнесиных» (г. Москва)

РЕГЕНТСКОЕ ДЕЛО: РАБОТА БУДУЩЕГО ДИРИЖЕРА ПРАВОСЛАВНОГО ЦЕРКОВНОГО

ХОРА НАД РЕПЕРТУАРОМ

Аннотация. В статье поднимается проблема работы над богослужебным репертуаром дирижера-хормейстера. Анализируются профессиональный вектор направленности и некоторые педагогические и культурологические аспекты данной деятельности. Систематизируются определенные элементы работы с репертуаром православного церковного хора. Приведен в пример фрагмент работы будущих дирижеров-хормейстеров над богослужебным произведением.

Ключевые слова: дирижер-хормейстер, вуз, богослужебный репертуар, богослужебные книги, устав, терминология, традиции исполнения песнопений.

Annotation. The article deals with the choirmaster's working on liturgical music repertory. A professional trend and some teaching and cultural studies-related aspects of the given activity are analyzed. Certain elements of working on Orthodox choral repertory are systematized. The article presents a fragment of such work carried out with choral university students.

Keywords: choirmaster, higher educational institution, liturgical books and repertory, manual, terminology, traditions of chanting.

Введение. Православное богослужебное пение имеет глубокую историю. Вместе с формированием православного богослужения, формировалось его музыкальная сторона. Традиции исполнения канонических песнопений менялись, следуя общим изменениям в богослужении, выработанным правилам, а так же внешнему влиянию, моде и вкусу. В современном российском обществе интерес к православной культуре, в том числе, музыкальному исполнительству в данной области, очень высок. Социокультурная среда сегодня характеризуется массовостью проявления определенных эмоций и реакций, и нередко внимание к церковному хору и даже самому храму повышается в силу интересного, правильно подобранного музыкального репертуара и его подачи. Не стоит забывать, что общее музыкальное событие, которое затрагивает его участников (хор, дирижер, слушатель), случается лишь при учете определенных контекстов -музыкального, межличностного, культурного, психофизиологического и т.д. [1]. Однако успешность такого события в данном случае предопределяется его серьезной предварительной подготовкой.

В настоящее время общая схема богослужения неизменна. Она подчинена доступным для любого желающего канонам - богослужебному уставу, который отвечает за правильное сочетание богослужебных кругов (годовой, недельный, суточный) и правильное использовании богослужебных книг (октоих, минея, триодь постная и цветная, ирмологий). Опираясь на типикон, богослужебные указания, используя выше перечисленные книги, регент-уставщик может на каждый день составлять службу, определять порядок текстов песнопений.

Не менее важен вопрос с выбором репертуара. В идеале каждый регент-дирижер должен самостоятельно определить, какое музыкальное сопровождение должно быть для той или иной части богослужения. Список авторских сочинений, гармонизаций знаменного распева, монастырских напевов (Троице-сергиевой лавры, Киево-печерской лавры, Валаамского монастыря, Соловецкого монастыря и др.), иных напевов (киевский, болгарский, греческий), обработок и стилизаций, а так же песнопений на греческом и других языках велик и охватывает несколько веков.

Однако в современной богослужебной практике в России нередко работа с репертуаром сводится лишь к его формальному подбору, что показывает необходимость структурирования данного вопроса и делает очевидным актуальность разработки соответствующей системы работы с репертуаром для богослужения, начиная со студенческой скамьи.

Изложение основного материала статьи. Исследование, проведенное в рамках практики преподавания дисциплины «Литургика» в высших учебных заведениях, в частности, Российской академии музыки имени Гнесиных, в контексте работы с богослужебным репертуаром позволило тщательно проанализировать некоторые аспекты проблемы.

В первую очередь, будущий дирижер церковного хора должен быть компетентным уставщиком, способным подготовить структуру службы, знающим принципы взаимодействия богослужебных кругов, умеющим правильно выбрать главную тему дня при наличии двух и более тем. Например, если на воскресный день попадает один из двунадесятых богородичных праздников, то главной темой остается Воскресение (как малая Пасха), вторая тема - богородичная. Вариант взаимодействия годового круга богослужения (двунадесятый праздник) с недельным кругом (Воскресение). Уставщик должен правильно определить разряд праздника, когда служиться утреня с полиелеем, славословная служба или вседневная

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.