Научная статья на тему 'Регентское дело: работа будущего дирижера православного церковного хора над репертуаром'

Регентское дело: работа будущего дирижера православного церковного хора над репертуаром Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
256
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИРИЖЕР-ХОРМЕЙСТЕР / ВУЗ / БОГОСЛУЖЕБНЫЙ РЕПЕРТУАР / БОГОСЛУЖЕБНЫЕ КНИГИ / УСТАВ / ТЕРМИНОЛОГИЯ / ТРАДИЦИИ ИСПОЛНЕНИЯ ПЕСНОПЕНИЙ / CHOIRMASTER / HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION / LITURGICAL BOOKS AND REPERTORY / MANUAL / TERMINOLOGY / TRADITIONS OF CHANTING

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Покровский Алексей Евгеньевич, Борисова Елена Николаевна

В статье поднимается проблема работы над богослужебным репертуаром дирижера-хормейстера. Анализируются профессиональный вектор направленности и некоторые педагогические и культурологические аспекты данной деятельности. Систематизируются определенные элементы работы с репертуаром православного церковного хора. Приведен в пример фрагмент работы будущих дирижеров-хормейстеров над богослужебным произведением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGENCY BUSINESS: THE WORK OF THE FUTURE CONDUCTOR OF THE ORTHODOX CHURCH CHOIR ON THE REPERTOIRE

The article deals with the choirmaster’s working on liturgical music repertory. A professional trend and some teaching and cultural studies-related aspects of the given activity are analyzed. Certain elements of working on Orthodox choral repertory are systematized. The article presents a fragment of such work carried out with choral university students.

Текст научной работы на тему «Регентское дело: работа будущего дирижера православного церковного хора над репертуаром»

6. Пригодина А.Г., Архипова А.И. Электронный образовательный ресурс «Самостоятельная работа с учебными текстами в программной среде HTML» // Научно-методический журнал с электронным приложением «Школьные годы». Краснодар. 2013. № 50. C. 19-34.

7. Пригодина А.Г., Архипова А.И., Пичкуренко Е.А., Данович Л.М. Использование герменевтических приемов для организации рефлексивной деятельности студентов инженерного вуза в процессе изучения математических текстов // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 № 2 (март - апрель), Том 7. Москва. http s://mir-nauki.com.

8. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1976. - 423 с.

9. https://docs.edu.gov.ru/document/54daf271f2cc70fc543d88114fa83250

Педагогика

УДК 37

доцент Покровский Алексей Евгеньевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российская академия музыки имени Гнесиных» (г. Москва); кандидат педагогических наук, доцент Борисова Елена Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российская академия музыки имени Гнесиных» (г. Москва)

РЕГЕНТСКОЕ ДЕЛО: РАБОТА БУДУЩЕГО ДИРИЖЕРА ПРАВОСЛАВНОГО ЦЕРКОВНОГО

ХОРА НАД РЕПЕРТУАРОМ

Аннотация. В статье поднимается проблема работы над богослужебным репертуаром дирижера-хормейстера. Анализируются профессиональный вектор направленности и некоторые педагогические и культурологические аспекты данной деятельности. Систематизируются определенные элементы работы с репертуаром православного церковного хора. Приведен в пример фрагмент работы будущих дирижеров-хормейстеров над богослужебным произведением.

Ключевые слова: дирижер-хормейстер, вуз, богослужебный репертуар, богослужебные книги, устав, терминология, традиции исполнения песнопений.

Annotation. The article deals with the choirmaster's working on liturgical music repertory. A professional trend and some teaching and cultural studies-related aspects of the given activity are analyzed. Certain elements of working on Orthodox choral repertory are systematized. The article presents a fragment of such work carried out with choral university students.

Keywords: choirmaster, higher educational institution, liturgical books and repertory, manual, terminology, traditions of chanting.

Введение. Православное богослужебное пение имеет глубокую историю. Вместе с формированием православного богослужения, формировалось его музыкальная сторона. Традиции исполнения канонических песнопений менялись, следуя общим изменениям в богослужении, выработанным правилам, а так же внешнему влиянию, моде и вкусу. В современном российском обществе интерес к православной культуре, в том числе, музыкальному исполнительству в данной области, очень высок. Социокультурная среда сегодня характеризуется массовостью проявления определенных эмоций и реакций, и нередко внимание к церковному хору и даже самому храму повышается в силу интересного, правильно подобранного музыкального репертуара и его подачи. Не стоит забывать, что общее музыкальное событие, которое затрагивает его участников (хор, дирижер, слушатель), случается лишь при учете определенных контекстов -музыкального, межличностного, культурного, психофизиологического и т.д. [1]. Однако успешность такого события в данном случае предопределяется его серьезной предварительной подготовкой.

В настоящее время общая схема богослужения неизменна. Она подчинена доступным для любого желающего канонам - богослужебному уставу, который отвечает за правильное сочетание богослужебных кругов (годовой, недельный, суточный) и правильное использовании богослужебных книг (октоих, минея, триодь постная и цветная, ирмологий). Опираясь на типикон, богослужебные указания, используя выше перечисленные книги, регент-уставщик может на каждый день составлять службу, определять порядок текстов песнопений.

Не менее важен вопрос с выбором репертуара. В идеале каждый регент-дирижер должен самостоятельно определить, какое музыкальное сопровождение должно быть для той или иной части богослужения. Список авторских сочинений, гармонизаций знаменного распева, монастырских напевов (Троице-сергиевой лавры, Киево-печерской лавры, Валаамского монастыря, Соловецкого монастыря и др.), иных напевов (киевский, болгарский, греческий), обработок и стилизаций, а так же песнопений на греческом и других языках велик и охватывает несколько веков.

Однако в современной богослужебной практике в России нередко работа с репертуаром сводится лишь к его формальному подбору, что показывает необходимость структурирования данного вопроса и делает очевидным актуальность разработки соответствующей системы работы с репертуаром для богослужения, начиная со студенческой скамьи.

Изложение основного материала статьи. Исследование, проведенное в рамках практики преподавания дисциплины «Литургика» в высших учебных заведениях, в частности, Российской академии музыки имени Гнесиных, в контексте работы с богослужебным репертуаром позволило тщательно проанализировать некоторые аспекты проблемы.

В первую очередь, будущий дирижер церковного хора должен быть компетентным уставщиком, способным подготовить структуру службы, знающим принципы взаимодействия богослужебных кругов, умеющим правильно выбрать главную тему дня при наличии двух и более тем. Например, если на воскресный день попадает один из двунадесятых богородичных праздников, то главной темой остается Воскресение (как малая Пасха), вторая тема - богородичная. Вариант взаимодействия годового круга богослужения (двунадесятый праздник) с недельным кругом (Воскресение). Уставщик должен правильно определить разряд праздника, когда служиться утреня с полиелеем, славословная служба или вседневная

(суточный круг богослужения). Внутри каждой отдельной службы необходимо четко представлять порядок песнопений: группа стихир на «Господи возввах» на вечерни воскресного дня заканчиваются догматиком, находятся после псалма «Блажен муж» и малой ектении, перед древним христианским гимном «Свете тихий».

Молодому специалисту в регентском деле надлежит научится пользоваться богослужебными книгами. Так, во время Великого поста основной книгой является «Триодь Постная» в сочетании с «Минеей и «Октоихом», в пасхальный период только «Триодь цветная», в другие дни - «Октоих» и «Минея». Особое место занимают «Ирмлогий», «Часослов»; можно быстро найти тексты изменяемых и неизменяемых песнопений для многих служб суточного круга: повечерия, вечерни, утрени, полунощницы, Литургии.

В процессе обучения начинающему регенту-дирижеру необходимо овладеть терминологией. Многие слова пришли в русское православное богослужение из греческого обихода. «Литургия» - греческое слово переводится как «общее дело», главная христианская служба, центр православного богослужения, на котором совершается Таинство Таинств «Евхаристия» - («благодарение», греч.). Встречаются слова, обозначающие не только суть и действие, но и состояние, особый характер происходящего момента. «Полиеелей» — «многая милость», «многомилостиво», торжественная часть богослужения, поются прославляющие Господа псалмы 134, 135. Прокимен - «впереди лежащий» стих из псалмов, соответствующий значению дня или праздника, исполняется перед чтением Священного Писания.

Важную роль в становлении регента практика, хормейстера, играет знание разных традиций исполнения песнопений в истории русского богослужебного пения. В первые века своего существования, в русской церкви звучало одноголосие, которое пришло к нам из Византии и Болгарии, закладывается система осмогласия. На отечественной почве родилась особая, ни на что не похожая древнерусская музыка — знаменный распев — поющее богословие, [3] ценнейшее сокровище русской культуры, стоящее на одном уровне с прославленной древнерусской иконописью и зодчеством. Строительным материалом знаменного распева является попевка, законченная мелодическая формула. Знаменное песнопение составляется из определенной комбинации попевок. Впоследствии знаменным распевом вдохновлялись в своем творчестве П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов, А.Д. Кастальский, П.Г. Чесноков и другие композиторы. В период знаменного пения рождались выдающиеся певцы и песнотворцы, основывались певческие коллективы, был образован хор Государевых певчих дьяков.

В период раннего русского многоголосия стали появляться новые распевы, путевой и демественный, строчное и троестрочное пение, новые выдающиеся певцы и мастера пения, гимнографы. Среди них царь Иоанн Васильевич Грозный. Появляется второй известнейший коллектив Патриаршие певчие дьяки. Оба прославленных хора, государевы певчие дьяки и патриаршие певчие дьяки представляли собой организованную корпорацию, предназначенную специально для исполнения, разработки, усовершенствования и дальнейшей передачи образцового пения.

Однако постепенно, со временем отходит основной принцип пения в русской церкви — быть одной из форм богослужения. Стираются мелодические, гармонические, ритмические отличия между пением богослужебным и светским. Появляются первые линейные нотации, среди них древнейшим памятником является Супрасльский Ирмологион из Супрасльского монастыря. Сталкиваются два церковно-музыкальных мира: православный, с монодией и богатством напевов, и католический, с инструментальной музыкой и многоголосным хоровым пением [2]. В этом взаимодействии происходит реформа знаменного распева, вводится партесное пение. Выдающимся теоретиком партесного пения был Н.П. Дилецкий, автор нескольких редакций учебника композиции, в которых можно найти напевы уставного пения, основанные на свободном, несимметричном ритме. Примерно же в это время в Московскую Русь проникают Киевский, Греческий и Болгарский распевы. Сильное влияние на дальнейшее развитие хорового церковного пение оказала итальянская светская музыка, начинается решительное преобладание Придворной певческой капеллы. Характерной чертой этого периода является большое распространение церковных хоров, организованных по образу придворных певчих. Развивается композиторская деятельность на богослужебные тексты в духе итальянской музыки. В Россию приезжают итальянские мастера. Знаменитый капельмейстер и композитор Бальдазаре Галуппи возглавляет капеллу, насчитывающую около 100 человек, в период царствования Екатерины II. Галуппи, а за ним и другие итальянские композиторы и их русские ученики сочиняли «концерты» на тексты из богослужебных книг.

Появилась традиция, которая сохраняется до сих пор, - исполнять запричастные концерты на Литургии вместо запричастного стиха. В лоне Придворной певческой капеллы возрастали одаренные мальчики, будущие композиторы духовной музыки. Самое большое значение среди этих выходцев принадлежат М.С. Березовскому и Д.С. Бортнянскому, сочинения которых востребованны и традиционно исполняются сейчас за богослужением. Следует отметить композиторов Г.Я. Ломакина и А.А. Архангельского, внесших определенный вклад в развитие национального пения.

В конце XIX века русское церковное пение обрело новое дыхание. Целый ряд известных и мало известных композиторов обратилось к церковно-музыкальному творчеству. Такое движение творчества в православной духовной музыке принято называть новым направлением. Основоположниками Нового направления стали Н.А. Римский-Корсаков и П.И. Чайковский, крупнейшими деятелями в разных областях были: директор Синодального училища С.В. Смоленский и его ученики А.Д. Кастальский, В.С. Орлов, регент Н.М. Данилин; теоретиками А.В. Преображенский, А.В. Никольский (Москва), Н.И. Компанейский, М.А. Лисицин (Питербург). Среди композиторов следует выделить таких, как С.В. Рахманинов, А.Т. Гречанинов, А.Д. Кастальский, П.Г. и А.Г. Чесноковы, А.В. Никольский, Вик. С. Калинников, Н.Н. Черепнин, С.В. Панченко, М.М. Ипполитов-Иванов, В.И. Ребиков, К.Н. Шведов, Н.С. Голованов, Н.И. Компанейский, М.А. Лисицин, Н.Н. Толстяков, Д.В. Аллеманов, Д.М. Яичков, С.М. Ляпунов и другие.

Духовная музыка нового направления наследовала средневековые традиции, композиторы обращались к церковным жанрам и формам. Важную роль в пропаганде и внедрения в церковную православную богослужебную практику большинства произведений данных композиторов сыграл Синодальный хор. В XX веке новые сочинения для церковной службы появляются у композиторов русского зарубежья (Б.М. Ледковский, Н.Н. Кедров — отец, Н.Н. Кедров — сын, М.Е. Ковалевский, и др.) Среди композиторов советского периода к литургической теме обращался Г.В. Свиридов, его перу принадлежит цикл «Песнопения и молитвы». Несмотря на то, что цикл предназначен для концертного исполнения, песнопения наполнены глубоким литургическим содержанием, соответствующему истинному православному духу.

Среди современных композиторов можно выделить С.З. Трубачева, архимандрита Матфея (Мормыль) их сочинения прочно вошли в обиход русской церкви.

Приведем в пример фрагмент работы будущих дирижеров-хормейстеров над богослужебным произведением. В таблице 1 представлена схема Всенощного бдения и характеристика некоторых неизменяемых песнопений.

Таблица 1

свящ. «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей...»; хор «Аминь»

свящ. «Придите, поклонимся...»

хор «Благослови, душе моя, Господа...» - пс. 103 (на глас 8-й) «Слава...и ныне». «Аллилуйя...»3-ды. Священник совершает каждение храма и затем читает светильничные молитвы

диакон «Миром Господу помолимся» - великая ектения

свящ. «Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение...»

хор «Аминь». «Блажен муж...» - 1 антифон I кафизмы (на глас 8-й)

диакон «Паки и паки. » - малая ектения; свящ. «Яко Твоя держава, и Твое есть Царство...»

хор «Аминь». «Внегда призвати ми.» - 2 антифон I кафизмы (на глас недели)

диакон «Паки и паки. » - малая ектения; свящ. «Яко благ и человеколюбец...»

хор «Аминь». «Господи Боже мой.» - 3 антифон I кафизмы (на глас недели)

диакон «Паки и паки. » - малая ектения; свящ. «Яко Ты еси Бог наш...»

хор «Аминь». «Господи, воззвах...» - вечерние (светильничные) псалмы 140,141,129,116 с припевами (на глас недели). На «Господи, воззвах...» 10 стихир: Октоиха (воскресные) и Минеи (святому). «Слава» - святому (если есть), «И ныне» - богородичен догматик гласа недели (I приложение) Во время пения догматика совершается вход со светильниками и кадилом. Священник перед святыми дверьми читает молитву входа «Вечер и заутра и полудне.»

диакон «Премудрость! Прости!»

хор «Свете тихий...» - вечерний гимн

диакон «Вонмем!»

свящ. «Мир всем»; хор «и духови твоему»

диакон «Премудрость! Вонмем! Прокимен глас 6-й. Господь воцарися.»

хор «Господь воцарися..»

диакон «Рцем вси...» - сугубая ектения

свящ. «Яко милостив и человеколюбец Бог еси...»; хор «Аминь»

чтец «Сподоби Господи...»

диакон «Исполним вечернюю молитву нашу Господеви» - просительная ектения

свящ. «Яко благ и человеколюбец Бог еси и Тебе славу возсылаем...»; хор «Аминь»

свящ. «Мир всем»; хор «и духови твоему»

диакон «Главы наша Господеви приклоним»; хор «Тебе, Господи»

свящ. После молитвы главопреклонения «Буди держава Царствия Твоего...»

хор «Аминь». Стихиры на литии

диакон «Спаси, Боже.»; хор «Господи, помилуй» 40 р. и прочее последованиелитии

свящ. «Владыко Многомилостиве. »

хор «Аминь». Стихиры на стиховне Октоиха гласа, «Слава» святому в Минее, «И ныне» 2-й богородичен по гласу «Славы» (I приложение).

чтец «Ныне отпущаеши...» Трисвятое по «Отче наш...».

свящ. «Яко Твое есть Царство...»

хор «Аминь». «Богородице Дево.» 3-ды

диакон «Господу помолимся!»; хор «Господи, помилуй»

свящ. «Господи Иисусе Христе.» - молитва на благословение хлебов

хор «Аминь». «Буди имя Господне.» 3-ды. «Благословлю Господа...» - пс. 33 до половины

свящ. «Благословение Господне на вас.» хор - «Аминь»

хор «Слава в вышних Богу. »

чтец Шестопсалмие (3, 37, 62, 89, 102, 142).

диакон «Миром Господу помолимся» - великая ектения

свящ. «Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение...»

диакон «Бог Господь...» со стихами

хор «Бог Господь...» (4 раза на глас недели). Тропарь воскресный гласа недели 2-ды. «Слава...» тропарь святому, «И ныне...» - богородичен по гласу тропаря святого (III приложение). «Господи, помилуй» 3-ды, «Слава...»

чтец «И ныне...». Кафизма 2-я

диакон «Паки и паки.» - малая ектения. Свящ. «Яко Твоя держава...»

чтец Седальны по первом стихослогии воскресные из Октоиха

хор «Господи, помилуй» 3-ды, «Слава...»

чтец «И ныне...». Кафизма 3-я

диакон «Паки и паки.» - малая ектения. Свящ. «Яко благ и человеколюбец Бог еси...»

чтец Седальны по втором стихослогии воскресные из Октоиха

хор «Хвалите имя Господне...» (Псс. 134 и 135) с «Аллилуия» (Избранный псалом с припевом «Величаем тя ...»); «Благословен еси Господи. Ангельский собор удивися.» - тропари по Непорочных

диакон «Паки и паки.» - малая ектения. Свящ. «Яко благословися имя Твое.» - хор «Аминь».

чтец Ипокои по непорочных Октоиха гласа

хор Антифоны Октоиха гласа

диакон «Премудрость! Вонмем! Прокимен глас.»

хор Прокимен гласа недели

свящ. «Яко свят еси Боже наш.»; хор «Аминь»

диакон «Всякое дыхание. »

хор «Всякое дыхание. »

свящ. Евангелие воскресное

хор «Воскресение Христово видевше. »

хор Пс. 50, «Слава. Молитвами апостолов. », «И ныне. Молитвами Богородицы. », «Помилуй мя, Боже.», «Воскрес Иисус от гроба.» - стихира по 50 псалме

диакон «Спаси, Боже...»; хор «Господи, помилуй» 12 р.; свящ. «Милостию и щедротами...»

Канон. 1-й из Октоиха воскресный на 4 (включая ирмос), 2-й канон из Октоиха на 3, 3-й канон из Октоиха Богородице на 3 и 4-й канон из Минеи святому на 4. После каждой песни поется катавасия праздничная или «Отверзу уста моя...» (19 гл. Типикона).

диакон По 3-й песни малая ектения. Свящ. «Яко Ты еси Бог наш.» хор «Аминь»

чтец Кондак и икос святому (в Минее по 6-ой песни), седален святому, «Слава...и ныне.» - богородичен (в Минее по 3-й песни).

диакон По 6-й песни малая ектения. Свящ. «Ты бо еси Царь мира...» - хор «Аминь».

чтец Кондак и икос воскресные (в Октоихе по 6-ой песни)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

диакон По 8-ой песни: «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим!»

хор «Величит душа моя Господа...» - песнь Богородицы с припевом «Честнейшую...».

диакон По 9-ой песни малая ектения. Свящ. «Яко Тя хвалят вся силы небесныя...» хор «Аминь».

диакон «Свят Господь Бог наш!» со стихами

хор «Свят Господь Бог наш!» 3-ды

чтец Ексапостиларий воскресный (приложение Октоиха по № воскресного евангелия), «Слава...» светилен святого, «И ныне...» - богородичен воскресного ексапостилария

хор «Всякое дыхание да хвалит Господа.» - утренние (хвалитные) псалмы 148,149,150 с припевами. Стихиры на хвалитех воскресные гласа недели 8; «Слава...» - стихира евангельская; «И ныне. » - «Преблагословенна еси Богородице Дево.»

свящ. хор «Слава Тебе, показавшему нам свет!» «Слава в вышних Богу...» - утренний гимн (праздничная ред-ия). Трисвятое.

хор Тропарь воскресный «Днесь спасение миру бысть.» или «Воскрес из гроба.»

диакон Сугубая ектения «Помилуй нас, Боже...». Свящ. «Яко милостив и человеколюбец Бог еси...»

диакон Просительная ектения; Свящ. «Яко Бог милости и щедрот и человеколюбия еси...»

свящ. «Мир всем» хор «и духови твоему».

диакон «Главы наша Господеви приклоним»; хор «Тебе, Господи».

свящ. После молитвы главопреклонения «Твое бо есть, еже миловати и спасати ны, Боже наш...»

диакон «Премудрость!» хор «Благослови».

свящ. «Сый благословен Христос Бог наш...». хор «Аминь. Утверди, Боже...»

свящ. «Пресвятая Богородица, спаси нас» хор «Честнейшую Херувим...»

свящ. «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше слава Тебе!»

хор «Слава...и ныне...», «Господи, помилуй» 3-ды, «Благослови».

свящ. «Воскресый из мертвых Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матери...» (полный отпуст). хор Многолетие

Всенощное бдение состоящее из великой вечерни и утрени, торжественная служба совершаемое в каждую субботу вечером накануне Воскресения, в двунадесятые и великие праздники, в праздники посвященные святым, если это указано в уставе.

Начало всенощного бдение торжественное, величественное, поется «Приидите поклонимся», 103 предначинательный псалом «Благослови душе моя Господа», «Блажен муж».

Ввиду торжественности момента стих «Приидите поклонимся» поется особым образом, каждое новое проведения стиха, который повторяется трижды, должен быть ярче предыдущего.

Во время пение 103 псалма при полном освящении, совершается каждение всего храма (современная традиция, в древности каждение не совершалось). Настоящий псалом выбран за особую полноту, за описание шести дней творения по порядку и уместность нахождения, дни творения начинались с вечера.

Третье песнопение «Блажен муж» - 1-3 псалмы из псалтыря, в нем восхваляется истинный служитель Господа, возможно таким служитель является сам воплотившийся Господь.

В следующем ряду неизменяемых песнопений стоит древнейший христианский гимн «Свете тихий», по смыслу он замыкает группу стихир (относящихся к изменяемым песнопениям) до него. Гимн представляет собой «светильничное благодарение» (название из греческого типикона) за возможность видеть (дожить) вечерний свет — Христа и через него прославить св. Троицу и Его Самого [4]. Устав предполагает петь данный гимн медленно, возможно тихо, в любом случае содержание предполагает тихое начало с последующем развитием.

«Ныне отпущаеши» - полная благодарности и спокойствия перед лицом смерти песня, «молитва» Симеона (евангелие от Луки 2-я глава, стих 29-32). Несмотря на высокопоэтический характер, древний устав предписывает читать текст песни настоятелем, однако в современном богослужении почти повсеместно «Ныне отпущаеши» поется, часто с солистом, как бы от лица Симеона.

«Богородице Дево»- тропарь (краткое песнопение определяющее суть праздника) воскресной вечерни. Торжественная песня исполняется трижды. Аналог в католической традиции «Ave Maria».

В нашей классификации первое неизменяемое песнопение воскресной утрени является Полиелей — псалмы 134 «Хвалите имя Господне», 135 «Исповедайтеся Господеви». Торжественны и однородны по своему содержанию, приглашают народ Израиля (всех верующих в Господа) к прославлению Творца. Пение псалмов сопровождается каждением, которое в богослужение совершается в наиболее торжественные и священные моменты.

Второе песнопение — тропари «Ангельский собор», по другому Тропари по Непорочных -Иерусалимского происхождения. Поются сразу после Полиелея.

Традиционно к неизменяемым песнопениям относится степенна из «песен степеней» 4-го гласа «От юности моея», общеназидательного и аскетического содержания, говорящая о крепкой надежды на Бога, способной заглушить горесть всяких бедствий.

«Воскресение Христово» - пасхальное песнопение, поется сразу после прочтения воскресного утреннего евангелия, в котором повествуется о воскресении Иисуса Христа. Центральное место во всенощном бдении, где радость молящихся достигает своего зенита. Песня «Воскресение Христово» упоминается в известном пасхальном иерусалимском «Доследовании» IX века.

Песнь Пресвятой Богородице «Величит Душа Моя Господа», западный аналог «Magnificat», текст из евангелия от Луки 1:46-56, занимает особое место среди библейских песен. Произведение высокохудожественного и высокодуховного содержания. Во время исполнения песни совершается полное каждения храма, устав предписывает «петь велегласно», что указывает на важный момент в богослужении.

«Великое славословие», в католических мессе «Gloria» - содержательное, многосоставное песнопение, в котором сила и теплота чувств молящихся достигает своего зенита [4]. В основу славословия легла ангельская песнь при рождении Спасителя. Далее звучит хвалебная часть, напоминающая величайшую песнь «Тебе поем» из Литургии. Следующая часть представляет собой компиляцию из Священного писания. Завершается песнопение молитвенным обращением. Особых указаний по поводу метода исполнения великого славословия нет, устав предполагает петь «тихогласно».

Рассмотренные неизменяемые песнопения всенощного бдения являются ключевыми. Их содержательная часть всегда, вне зависимости от корректировки богослужебного устава, изменений вследствие развития -расцвета или упадка музыкальной составляющей - неизменна. Опираясь на смысл православного богослужения, понимая законы богослужебного устава, зная историю и чувствуя традицию богослужебного пения, можно и должно весь накопившийся багаж православной музыки применять на практике, исполнять во время православного богослужения, украшая церковные священнодействия, преображая сердца и души людей.

Выводы. Наше исследование показывает, что работа с дирижерами-хормейстерами над репертуаром для православного церковного хора, помимо знания самих произведений, требует от них кропотливого изучения богослужебного устава, системы осмогласия, терминологии, умения пользоваться богослужебными книгами, знания истории богослужебного пения и традиций исполнения песнопений. Соответствующие знания, умения и навыки должны являться частью профессиональной компетентности дирижера и тщательно формироваться в рамках соответствующих дисциплин при обучении в музыкальных учебных заведениях.

Литература:

1. Борисова Е.Н., Гроховский В.А. Коллективная импровизация как коммуникация // Высшее образование сегодня. № 5-6 - 2018. С. 41-46.

2. Гарднер. И.А. Богослужебное пение Русской Православной Церкви: в 2 т. - Сергиев Посад: Московская духовная академия, 1998. - Т. 2. - 640 с.

3. Кутузов Б.П. Знаменный распев — поющее богословие. Сборник статей / Изд. 2-е дополненное и переработанное. - М., 2009. 416 с.

4. Скабалланович М. Толковый типикон. Обьяснительное изложение типикона с историческим введением. - М.: Издательство Сретенского монастыря, 2008 — 2-е изд, испр. 816 с.

Педагогика

УДК 371

заместитель начальника по работе с личным составом, кандидат юридических наук Поштарук Дмитрий Алексеевич

Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь); кандидат педагогических наук Лисецкая Ирина Анатольевна

Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь)

ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА И ИНФОРМАЦИОННАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК НЕОБХОДИМЫЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования готовности будущих педагогов к инновационной образовательной деятельности в информационном обществе. В работе характеризуется понятие «информационное общество», указываются требования к педагогу и его профессиональной деятельности в обществе такого типа. В статье обосновывается необходимость формирования информационной компетентности педагога и таких ее составляющих, как информационная культура и информационная грамотность. В исследовании охарактеризована сущность указанных понятий, обоснована их роль в системе профессионально значимых качеств современного педагога, изложены особенности их формирования у будущих учителей в процессе профессиональной подготовки в высшей школе.

Ключевые слова: педагогические инновации, инновационная образовательная деятельность, информационная компетентность педагога, информационная культура, информационная грамотность, информационное общество, профессиональная подготовка будущих педагогов.

Annotation. The article is devoted to the problem of formation of readiness of future teachers to innovative educational activities in the information society. The paper describes the concept of "information society", substantiates the requirements for the teacher and his professional activity in a society of this type. The article substantiates the need for the formation of information competence of the teacher and its components such as information culture and information literacy. The study characterizes the essence of these concepts, substantiates their role in the system of professionally significant qualities of a modern teacher, shows the features of their formation in future teachers in the process of training in high school.

Keywords: pedagogical innovations, innovative educational activity, information competence of the teacher, information culture, information literacy, information society, professional training of future teachers.

Введение. На современном этапе своего развития отечественный социум переживает процесс перехода от индустриального к постиндустриальному периоду. Новый этап развития общества ученые в области социологии, культурологии, экономики, политологии и других наук называют периодом информатизации. Так, сегодня отечественная социокультурная среда характеризуется становлением информационного общества, в котором основной ценностной единицей выступает информация.

Ведущей характеристикой процессов информатизации общества является внедрение инноваций во все сферы жизнедеятельности и активности человека. Не составляет исключения и образовательная сфера. Современные тенденции развития системы образования на всех его ступенях и уровнях характеризуются внедрением в учебно-воспитательный процесс педагогических инноваций различного плана. Ввиду указанного, современный учитель, помимо основных составляющих профессиональной готовности, должен обладать готовностью к реализации инновационной образовательной деятельности, что является одним из условий жизни и труда в инновационном обществе. В этой связи задачей педагогических вузов сегодня является осуществление подготовки будущих педагогов не только к реализации образовательных услуг на высоком качественном уровне, но и инновационной деятельности в учреждениях образования.

Инновационный подход к образованию предусматривает наличие у специалистов, в частности у педагогов, ряда новых знаний, умений, способностей, навыков и профессионально значимых личностных качеств, среди которых на первом месте выступают инновационное мышление, а также информационная компетентность как условие жизнедеятельности в постиндустриальном обществе.

Формирование у будущих педагогов информационной компетентности в высшей школе требует учета ее составляющих компонентов и факторов формирования, среди которых современные исследователи в первую очередь выделяют информационную культуру и информационную грамотность.

Изложение основного материала статьи. По мнению М.И. Царевой, «одной из ключевых проблем, стоящих перед высшим образованием, считается подготовка выпускника к профессиональной деятельности в информационном обществе» [9, с. 391. Данная проблема обосновывается спецификой современной социокультурной ситуации, сущности и форм деятельности в обществе. Исследовательница подчеркивает, что «информационное общество отличает тиражирование интеллектуального продукта, передача сведений о нем посредством печатных изданий, телеграфа, радио, телевидения, сети Интернет, лекций, семинаров в рамках системы всеобщего образования» [8, с. 911.

Сущность указанной профессиональной подготовки заключается в формировании информационной компетентности педагога как одного из показателей его готовности к инновационной образовательной деятельности в век господства информационных технологий. Иными словами, полноценная качественная профессиональная подготовка будущих педагогов на современном этапе предусматривает реализацию целенаправленной педагогической деятельности по формированию у выпускников всех компонентов информационной компетентности. Реализация данной цели, ввиду учета тенденций развития современного мирового социума, является не только важной задачей профессионального образования, но и острой потребностью времени, так как у будущего педагога, обладающего низким уровнем информационной компетентности, невозможно сформировать готовность к реализации инновационной профессиональной деятельности в информационном обществе [5].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.