УДК 37
С.И.Сахаева
БИБЛИОТЕРАПИЯ КАК ОДИН ИЗ ИНСТРУМЕНТОВ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИОГУМАНИТАРНОЙ СФЕРЫ
В статье проведено исследование библиотерапии как одного из инструментов подготовки специалистов социогуманитарной сферы. На основе научной электронной библиотеки eLIBRARY.RU. проведено библиомет-рическое исследование документально-информационного потока по библиотерапии. Выявлена видовая структура документального потока, оценена динамика публикационной активности за период с 2000 по 2015 годы, установлен список авторов обладающих наибольшим индексом цитирования. Проведена подготовка по библиотерапии библиотечных работников с помощью создания проектов в среде Serena OpenProj 1.4. Проведен статистический анализ результатов апробации экспертных систем по библиотерапии, показывающий положительную динамику формирования профессиональных компетенций специалистов социогуманитарной сферы.
Ключевые слова: библиотерапия, подготовка, библиометрический анализ, статистический анализ, экспертные системы, Serena OpenProj 1.4.
Sahaeva S.I. BIBLIOTHERAPY AS ONE OF THE TOOLS FOR THE TRAINING OF SPECIALISTS SOCIO-HUMANITARIAN SPHERE
This paper studied bibliotherapy as a tool for the training of specialists socio-humanitarian spheres. On the basis of the scientific electronic library eLIBRARY.RU. bibliometric study conducted by documents and information flow for bilioterapii. Information eLIBRARY.RU search by keyword, author, title of the magazine in new revenue in the thematic heading of magazines, in the alphabetical list of magazines was carried out on the basis of keywords, by author, title of the magazine in new acquisitions, in the thematic heading magazines in the alphabetical list of magazines was made 01.19.2016. On the basis of the identified keywords were conducted inquiries and statistical analysis of absolute and relative amounts of documents bioblioterapii scientific digital library eLIBRARY.RU, established specific structure of the documentary flow dynamics of the estimated publication activity in the period from 2000 to 2015, established a list of authors with the greatest index citation. The method used in training specialists in business bibliotherapy were games and practical exercises in the form of network interviews, expert systems. Poveda training bibliotherapy library workers through the creation of projects in the environment Serena OpenProj 1.4. The objective of the training was to create a project for the development and implementation of ES "Bibliotherapy", designed to analyze the use of bibliotherapy bases in the library. Statistical analysis of the results obtained in the control and experimental groups, showing improvement of professional skills by 36%. Analysis of the use of bibliotherapy as a tool for the training of specialists socio-humanitarian sphere shows a positive trend in the prevention of psychological illnesses in the formation of compassion and warm-heartedness of readers, as well as in the formation skills.
Keywords: bibliotherapy, training, bibliometric analysis, statistical analysis, expert systems, Serena OpenProj 1.4.
Современный мир невозможно представить без употребления терминов производных от слова информация, таких как «информационное пространство», «информационное взаимодействие», «информационная культура», «информационное общество» и т.д. [3,4]. Информационное общество давит на человека огромным количеством информации, несущей как позитивное так и негативное воздействие. Такие понятия как войны, смерть, старость, отсутствие защиты в окружающем мире ежедневно обрушиваются нас со средств массовой информации и могут вызвать агрессивное состояние. Для того чтобы индивид мог адекватно чувствовать себя социуме необходимо воспитывать у него стрессоустойчивость и умение сохранять душевное равновесие.
Библиотерапия позволяет сформировать эти качества за счет чтения книг.
«..Библиотерапия (от лат. biblio - книга и гр. therapia - лечение, уход за больным) - метод психотерапии, использующий литературу как одну из форм лечения словом. Термин ввел в 1916 году Rev. Samuel McChord Crothers, в 1941 году определение было добавлено в Dorland's Illustrated Medical Dictionary.
Использование чтения книг с лечебной целью в России началось еще в XIX веке (И.Е.Дядь-ковский, 1836), но термин вошел в употребление в 20-е годы ХХ в. в США. По определению, принятому Ассоциацией больничных библиотек США, библиотерапия - это «использование специально по-доб-ранного для чтения материала как терапевтического средства в общей медицине и психиатрии с целью решения личных проблем при помощи направленного чтения»...» [1].
Автором был проведен анализ динамики развития предметной области «Библиотерапия» как научного направления. Библиометрическое исследование документально-информационного потока предметной области «Библиотерапия» проводилось на основе научной электронной библиотеки eLIBRARY.RU. Информационный поиск в eLIBRARY.RU по ключевым словам, по автору, по названию журнала, в новых поступлениях, в тематическом рубрикаторе журналов, в алфавитном списке жур-
налов базе осуществлялся по ключевым словам, по автору, по названию журнала, в новых поступлениях, в тематическом рубрикаторе журналов, в алфавитном списке журналов был осуществлен 19.01.2016. В расширенном поиске в eLIBRARY.RU применялся список ключевых слов, организованный с учетом семантических отношений между ними и булевые операторы - AND и др. [8].
На основе выявленных ключевых слов были проведены запросы и статистический анализ абсолютного и относительного количеств документов по библиотерапии в научной электронной библиотеке eLIBRARY.RU, создана видовая структура документального потока.. Исследуемый ДИП по теме: «Библиотерапия» состоит из документов представляющих собой научные статьи, обзорные статьи, материалы конференции, краткие сообщения, научные публикации. Видовая структура ДИП позволяет увидеть значимость отдельных видов документов и степень изученности темы. Предметом библиометрического анализа по теме исследования «Библиотерапия» явились следующие виды документов: книги, статьи, отчеты, авторефераты диссертаций, представленные в научной электронной библиотеке eLIBRARY.RU. Процентный состав документов, вошедших в рассматриваемый публикационный массив составляет: 92% - статьи, далее следуют книги -5%, отчеты - 3 %, авторефераты диссертаций -5 % представлен ниже (Рис.1).
■ книги шстатьи
■ отчеты
■ авторефераты диссертаций
Рис.1. Видовая структура документального потока.
На основе информационного ресурса eLIBRARY.RU были выделены основные журналы, обладающие наибольшей активностью по исследуемой тематике. Анализ показывает, что наибольшей публикационной активностью обладают журналы «Библиотековедение», «Библиотечное дело», наименьшей публикационной активностью обладает журнал «Воспитание школьников». Для наглядной иллюстрации развития потоков научной информации в сфере информационных технологий далее был проведен некий статистический анализ, на основе которой был построены ряды динамики на основе изменений показателей документального потока во времени. Значения временного ряда были выбраны с 2000 по 2015 годы. По данным о распределении публикаций по годам, был построен точечный график (Рис.2). В 2008-2009 годах наблюдается спад, связанный с начавшимся кризисом в 2008 году, когда на рынке наблюдалась очень напряженная ситуация, в связи с чем некоторые издательства прекратили свою работу.
Рис. 2. Информационный мониторинг научного документопотока на основе eLIBRARY.RU по предметной области "Библиотерапия".
На основе результатов запроса по источникам был проведен анализ рассеяния статей из периодических изданий. Результаты анализа представлены в виде круговой диаграммы зонного рассеяния статей, представленного ниже (Рис. 3). Данная диаграмма позволяет сделать вывод, что тема исследования является многопрофильной. Статьи по данной тематике публикуются в журналах, и др. [8]. Профильным журналом, вносящим наибольший вклад в документальный поток является журнал «Библиотековедение», «Библиотечное дело», а периферийным - «Воспитание школьников»; 70% всех публикаций по исследуемой тематике относится к общенаучной зоне, что говорит о положительной динамике развития научных исследований в данной предметной области.
Одним из самых распространенных наукометрических показателей, указывающим на значимость публикаций в определенной области знаний является индекс цитирования. Наиболее цитируемыми авторами в области информационного дизайна, выявленными на основе запросов в научной электронной библиотеке eLIBRARY.RU является Верхова Ю.Л., Сократов Н.В., Бронникова Н.Г.. Проведенный анализ ДИП в пределах информационного ресурса eLIBRARY.RU дает возможность предположить, что научные исследования в области библиотерапии сегодня приобретают все большую актуальность, причем наибольший всплеск исследований приходится на 2011-2015 годы. Отметим, что в исследуемый ДИП включены лишь научные публикации, представленные в базе данных научной электронной библиотеки eLIBRARY.RU и не включены интернет - ресурсы - сайты, форумы, блоги.
Используемой методикой подготовки специалистов в области библиотерапии были деловые игры и практические задания с использованием сетевых и облачных технологий в виде сетевых опросов, экспертных систем [5,7].
Одним из этапов подготовки в области библиотерапии сотрудников библиотек явилось создание экспертной системы «Библиотерапия», с использованием сетевого программного продукта Serena OpenProj 1.4 [6].
Задачей обучения было создание проекта по разработке и внедрению ЭС «Библиотерапия», предназначенной для анализа использования основ библиотерапии в работе библиотеки [2]. Работа над этим проектом позволяла отработать навыки работы с сетевыми информационными технологиями, понять тонкость разработки экспертных систем, осуществить глубокое погружение в предметную область. Проект состоял из следующих этапов:
1. разработка заявки на создание ЭС «Библиотерапия»;
2. разработка концепции ЭС «Библиотерапия»;
3. разработка технического задания на ЭС «Библиотерапия»;
4. разработка эскизного проекта на ЭС «Библиотерапия»;
5. разработка технического проекта на ЭС «Библиотерапия»;
6. разработка рабочей документации на ЭС «Библиотерапия»;
7. ввод в действие ЭС «Библиотерапия».
При описании взаимосвязи и иерархии задач проекта представляется наиболее рациональной такая последовательность действий:
1. Описание состава наиболее важных мероприятий и их взаимосвязи в виде сетевого графика (в окне представления Диаграмма Ганта).
2%
■ зона профильная Л зона смежная
■ зона общенаучная
■ зона периферийная
Рис.3. Зонное рассеяние статей, процентный вклад
2. Уточнение типа связи между задачами верхнего уровня.
3. Разбиение некоторых задач верхнего уровня на подзадачи.
4. Описание типа зависимости между подзадачами внутри суммарных задач.
5. Выполнение двух предыдущих шагов для более низких уровней иерархии (если таковые есть смысл вводить).
Ниже предложена техника реализации перечисленных действий.
Добавим первое ключевое мероприятие - разработку заявки. Для этого следует установить курсор в первую строку таблицы, в столбец «Название» и указать название мероприятия - Разработка заявки, после чего нажать Enter.
Аналогичным образом добавьте следующие мероприятия:
1. разработка концепции;
2. разработка технического задания;
3. разработка эскизного проекта;
4. разработка технического проекта;
5. разработка рабочей документации;
6. ввод в действие.
Введенные наименования задач в окне диаграммы Ганта отображены их как не связанные друг с другом. Свяжем между собой задачу «Разработка заявки» и «Разработка концепции». Определим объем трудозатрат. Объем работ или трудозатраты - это общее количество «трудового участия» ресурса, необходимое для выполнения конкретной задачи проекта. Эта величина выражается в «человеко-часах», «человеко-днях», «человеко-месяцах» и т.д. Определим стоимость проекта. Исследуем соблюдение календарных сроков исполнения проекта. Исследуем сроки фактического исполнения проекта.
Созданные в процессе реализации проекта экспертные системы, предназначенные для анализа использования основ библиотерапии в работе библиотеки с использованием программного продукта Serena OpenProj 1.4. прошли первичную техническую апробацию. Статистический анализ полученных результатов в контрольной и экспериментальной группах показывает улучшение стрес-соустойчивости на 36%. Итоговый и рубежный контроль в исследуемой и контрольной группах показывал повышение уровеня профессиональных навыков по созданию экспертных систем. Таким образом, анализ применения библиотерапии как инструмента подготовки специалистов социогума-нитарной сферы выявляет положительную динамику как в профилактике психологических болезней, в формировании милосердия и душевной теплоты, а также помогает формированию профессиональных навыков в области информационных технологий.
Литература
1. Википедия. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki
2. Полубояров В.В., Полубоярова Н.М., Вуйлов Д.А. Проектирование информационных систем [Текст]: учеб.-метод. пос./ В.В.Полубояров, Н.М.Полубоярова, Д.А.Вуйлов; ВолГУ, Фак. математики и информ. технологий, Каф. информационных систем и компьютерного моделирования. - Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2012. - 61 с.
3. Сахаева С.И. Гаманитарная сфера как информационная инфраструктура //Математика. Компьютер. Образование: сб. науч. тр. XVII Междунар. конф., Дубна 25-30 января 2010 г. - Москва - Ижевск: изд-во НИЦ «Регулярная и хаотичная динамика», 2010. - С.121 - 130
4. Сахаева С.И. Социогуманитарная сфера в призме информационных технологий /С.И.Сахаева //Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств, 2014.-№1.-С.77-80.
5. Сахаева С.И. Активные методы обучения как один из аспектов подготовки специалистов социогумани-тарной сферы /С.И.Сахаева //Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств, 2013.-т.4-2.- С.113-115.
6. Сахаева С.И. Сетевые технологии как составляющие современного облика вуза /С.И.Сахаева//Ученые записки ИСГЗ, 2014.- Вып. 1 (12), ч. I. - С. 337-343.
7. Сахаева С.И. Облачные сервисы как инструмент переподготовки специалистов социогуманитарной сферы/С.И. Сахаева//Ученые записки ИСГЗ, 2015. -№ 1. - С.478-483
8. Сахаева С.И. Информационный дизайн: современное состояние и подготовка специалистов /С.И.Сахаева//Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств, 2014.-№3.- С.71-75.