Научная статья на тему 'Активные методы обучения как один из аспектов подготовки специалистов социогуманитарной сферы'

Активные методы обучения как один из аспектов подготовки специалистов социогуманитарной сферы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
296
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ / МОЗГОВОЙ ШТУРМ / МОЗГОВАЯ АТАКА / СОЦИОГУМАНИТАРНАЯ СФЕРА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / ACTIVE LEARNING METHODS / BUSINESS GAMES / BRAINSTORMING / SOCIO-HUMANITARIAN SPHERE / INFORMATION TECHNOLOGY / INFORMATION SPACE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сахаева С. И.

В статье рассмотрены вопросы об эффективности использования активных методов обучения в подготовке специалистов социогуманитарной сферы. Оценка тенденций развития активных методов обучения дает хорошую интеграцию в учебный процесс

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVE LEARNING METHODS AS A FORM OF TRAINING HUMANITARIAN SPHERE

The questions about the effectiveness of active learning in the training of socio-humanitarian sphere. Assessment of trends in the development of active learning provides a good integration in the educational process

Текст научной работы на тему «Активные методы обучения как один из аспектов подготовки специалистов социогуманитарной сферы»

УДК 378

С.И.Сахаева

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КАК ОДИН ИЗ АСПЕКТОВ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИОГУМАНИТАРНОЙ СФЕРЫ

В статье рассмотрены вопросы об эффективности использования активных методов обучения в подготовке специалистов социогуманитарной сферы. Оценка тенденций развития активных методов обучения дает хорошую интеграцию в учебный процесс.

Ключевые слова: активные методы обучения, деловые игры, мозговой штурм, мозговая атака, социогуманитарная сфера, информационные технологии, информатизация, информационное пространство.

Sakhaeva S.I. ACTIVE LEARNING METHODS AS A FORM OF TRAINING HUMANITARIAN SPHERE

The questions about the effectiveness of active learning in the training of socio-humanitarian sphere. Assessment of trends in the development of active learning provides a good integration in the educational process.

Key words: active learning methods, business games, brainstorming, brainstorming, socio-humanitarian sphere, information technology, information technology, information space.

Огромное количество информационных ресурсов, представленных как в бумажном виде - книги, журналы, газеты, буклеты, рекламные проспекты, так и в виде электронного контента - Web- сайты, порталы, форумы, блоги, электронные книги, On-line журналы, газеты, реклама и др., словно паутина окутывают сознание современного человека. В условиях жесткой конкуренции, экономического кризиса для привлечения все большего количества потребителей к своей продукции издательствам, для того чтобы не разориться (безработица все еще находится на высоком уровне) необходимы новые решения. Подготовка креативных специалистов в социогуманитарной сферы, способных создавать свои проекты позволяет решить вопросы с трудоустройством. Сегодня в высшей школе необходимо готовить таких специалистов, которые способны осуществлять на рынке труда продвижение собственных бизнес-проектов, их развитие на основе Стартап, так как рабочих мест на рынке труда мало и надо самому пробивать свое будущее.

Однако часто процесс подготовки специалистов социогуманитарной сферы в высшей школе напра-влен лишь на отработку лекционно-практических часов учебного плана. А с принятием ФГОС-3 вообще трансформировался в оформление документации (спущенную в новой форме) перед очередной проверкой руководства вуза, проверкой Минобра, хотя должен быть направлен на формирование конкурентоспособных профессионалов.

Процесс подготовки конкурентоспособных профессионалов в рамках дисциплин высшей школы достаточно непростой и требует от преподавателя большой эмоциональной и физической отдачи. Это ис-пользование новых методик обучения, изменение формы подачи материала, трансформация мышления самого преподавателя и мышления студентов. Главной задачей преподавателя становится воспитание в будущем выпускнике способности самостоятельно приобретать новые знания, в режиме самообучения осваивать новые технологии, для выполнения тех или иных операций, связанных с информационными процессами. Автором читается курс «Информационные технологии» для специальности «Издательское дело и редактирование». Для повышения мотивации к предмету автором применялись диалоговые технологии обучения, «погружение в предмет», игровые методики - мозговой штурм, мозговая атака, деловые игры и др.

Для оценки динамики развития предметной области «Деловые игры» в российском сегменте использовался документально-информационный поток (ДИП). Для подборки исходного массива данных ис-пользовалась электронная библиотека eLIBRARY.RU. Поиск в базе осуществлялся по ключевым словам, по автору, по названию журнала, в новых поступлениях, в тематическом рубрикаторе журналов, в алфавитном списке журналов. Тематика документального потока представлена 11 ключевыми словами. Наиболь-шей частотой встречаемости обладают ключевые слова: деловые игры, мозговой штурм, мозговая атака, информационные технологии управления, информационные технологии, информационные системы, интерактивные методы, информация. График распределения всех ключевых слов в порядке убывания частоты их появления показан ниже.

Рис. 1. Распределение ключевых слов в порядке убывания частоты их появления

На основе созданной подборки данных были изучены временные ряды динамики документально-информационного потока по теме: «Деловые игры». Исследуемый ДИП состоит из документов представляющих собой научные статьи, обзорные статьи, материалы конференции, краткие сообщения, научные публикации. По данным о распределении публикаций по годам, был построен точечный график (Рис.2)

Рис. 2. Информационный мониторинг научного документопотока на основе eLIBRARY.RU по

предметной области «Деловые игры»

Анализ ДИП показывает, с 2006 года количество статей по исследуемой тематике резко пошло в гору. Часть этих процессов связана с принятием государственной программы по информатизации, по которой Россия по задумке правительства должна была войти в лидеры стран мира по информационным технологиям. В 2008 году наблюдается уменьшение скорости роста публикаций, причина заключается в кризисе 2008 года, когда на рынке наблюдалась очень напряженная ситуация, в связи с чем некоторые издательства прекратили свою работу, еще один спад наблюдается в 2011 году, который коррелирует с экономическими процессами в России.

При исследовании ДИП автором было отмечено, что сегодня активные методы обучения применяются в самых различных сферах профессиональной деятельности и хорошо зарекомендовали себя в учебном процессе.

Для формирования креативной составляющей студентов специальности «Издательское дело и редактирование» при преподавании дисциплины «Информационные технологии» автор считает, что требуется комплексное применение активных и интерактивных методов обучения. Необходимо придерживается правила -увлечь, развлечь, удержать. Так раздел тематического плана «Издательские технологии» включал изучение традиционных приемов работы с настольными издательскими системами (Desktop Publishing - DTP, далее по тексту НИС), интерактивные формы обучения такие, как взаимопроверка студентов, а также задания по творческому применению НИС для создания полиграфической продукции. Для создания качественной полиграфической продукции, мало обучить только стандартным приемам работы с НИС, необходимо также сформировать основные представления о шрифтовом, цветовом дизайне и, естественно, приобщить к творческому подходу. Огромную роль в этом процессе играют деловые игры, мозговой штурм, мозговая атака и др. Деловая игра «Планируй и успей!» формирует навыки работы в коллективе, умение соблюдать трудовую дисциплину без ущерба творческому процессу работы и направлена на выработку стимула на достижение успеха.

Проблемная ситуация, выдвинутая в деловой игре на рассмотрение:

«В издательстве работают молодые творческие высококвалифицированные сотрудники, которые полностью справляются со своими обязанностями и приносят компании высокую, стабильную прибыль. Руководству удалось сформировать единую работоспособную команду. Однако сотрудники все чаще стали позволять себе опаздывать на работу, ссылаясь на транспортные и другие проблемы. Конфликтов в коллективе пока нет, но случившийся впервые конфликт с одним из заказчиков напрямую затрагивает репутацию фирмы. Для предотвращения подобных ситуаций с клиентами руководству компании требуется принять ряд решений, которые должны изменить отношение сотрудников к трудовой дисциплине, для четкого её соблюдения, но при этом решения не должны ухудшить экономическую стабильность организации и сложившуюся в компании атмосферу творчества и взаимовыручки».

Одной из задач деловой игры «Планируй и успей!» является:

1. Проанализировать ситуацию, сложившуюся в издательстве и причины, приведшие к данной ситуации.

2. Выработать и принять оптимальное управленческое решение, которое приведет к четкому соблюдению сотрудниками трудовой дисциплины и улучшит показатели трудовой активности.

Игра «Планируй и успей!» вызывает огромный эмоциональный подъем у студентов специальности «Издательское дело и редактирование». В результате моделирования реальной ситуации работы издательства, студенты учатся самоорганизации, самоанализу и тонкостям взаимодействия в коллективе. Имитационные игровые активные методы автором используются при изучении различных разделов тематического плана дисциплины «Информационные системы и технологии». Например, ниже приведены деловые игры цикла «Издательские технологии» (Рис. 3).

Деловые игры цикла «Издательские технологии»

Цель; фор ни ров ание творческого потенциала студентов -дизайнир'зв

. Задачи: е.: -:»ть ситуацию для использования знаний и умений работы с НИС.

Проекты: разработка дизайна календаря, создание бу!слета по продвижения;:- продум.'ии, разработка леятр много ¿чебно-(■-татсдического пособия V - ,р с гомощьк 1С. . Преследуют д»с!ижцкие профессиональных иа/мшив: работа в команде,: спигобность оценивать тыорчегску^ Е1абогу коллег: освоечче фактического материала курса «Информационные системы и технологии» в приложение кконкрк'^ой предметной области. . Улучшают уровень профессиональной подготовки будущих выпускников специальности «Прикладная информа тика (в дизайне;

Рис. 3. Имитационные игровые активные методы обучения

Использование интерактивных форм обучения, применение наглядных методик помогает улучшить усвоение материала студентами специальности «Издательское дело и редактирование». Так, для визуализации представлений об основных этапах создания полиграфической продукции, таких как формирование творческой концепции публикации, дизайн шрифтов и т.д., автором использовались лекции в форме мультимедиапрезентаций. Одним из приемов закрепления материала были творческие задания по созданию буклета на выбранную тему, визитки, газеты, описывающей жизнь группы и др. в издательской системе Scribus 1.4.1. Углубление понимания компьютерных технологий в издательском деле достигалось подбором, анализом и редактированием студентами материала по определенной тематике и осуществлением верстки созданного документа, созданием публикации с помощью программы Adobe PageMaker, Adobe InDesign. Реальные задачи воодушевляли студентов на творческие идеи по шрифтовому оформлению полиграфической продукции, ее стилевому решению, цветовым моделям, графическому дизайну и др. Оценка автором полученных знаний по НИС, на основе сетевого анкетирования студентов с помощью Документов Google, показывала улучшение усвоение материала на 38%.

Таким образом, использование интерактивных методов обучения, творческих заданий позволяет не только активизировать мышление студентов специальности «Издательское дело и редактирование», но и сформировать креативную составляющую, необходимую в их дальнейшей профессиональной деятельности в социогуманитарной сфере, благодаря которой можно достичь успеха в современном информационном обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.