УДК 378
С.И.Сахаева
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КАК ОДИН ИЗ АСПЕКТОВ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИОГУМАНИТАРНОЙ СФЕРЫ
В статье рассмотрены вопросы об эффективности использования активных методов обучения в подготовке специалистов социогуманитарной сферы. Оценка тенденций развития активных методов обучения дает хорошую интеграцию в учебный процесс.
Ключевые слова: активные методы обучения, деловые игры, мозговой штурм, мозговая атака, социогуманитарная сфера, информационные технологии, информатизация, информационное пространство.
Sakhaeva S.I. ACTIVE LEARNING METHODS AS A FORM OF TRAINING HUMANITARIAN SPHERE
The questions about the effectiveness of active learning in the training of socio-humanitarian sphere. Assessment of trends in the development of active learning provides a good integration in the educational process.
Key words: active learning methods, business games, brainstorming, brainstorming, socio-humanitarian sphere, information technology, information technology, information space.
Огромное количество информационных ресурсов, представленных как в бумажном виде - книги, журналы, газеты, буклеты, рекламные проспекты, так и в виде электронного контента - Web- сайты, порталы, форумы, блоги, электронные книги, On-line журналы, газеты, реклама и др., словно паутина окутывают сознание современного человека. В условиях жесткой конкуренции, экономического кризиса для привлечения все большего количества потребителей к своей продукции издательствам, для того чтобы не разориться (безработица все еще находится на высоком уровне) необходимы новые решения. Подготовка креативных специалистов в социогуманитарной сферы, способных создавать свои проекты позволяет решить вопросы с трудоустройством. Сегодня в высшей школе необходимо готовить таких специалистов, которые способны осуществлять на рынке труда продвижение собственных бизнес-проектов, их развитие на основе Стартап, так как рабочих мест на рынке труда мало и надо самому пробивать свое будущее.
Однако часто процесс подготовки специалистов социогуманитарной сферы в высшей школе напра-влен лишь на отработку лекционно-практических часов учебного плана. А с принятием ФГОС-3 вообще трансформировался в оформление документации (спущенную в новой форме) перед очередной проверкой руководства вуза, проверкой Минобра, хотя должен быть направлен на формирование конкурентоспособных профессионалов.
Процесс подготовки конкурентоспособных профессионалов в рамках дисциплин высшей школы достаточно непростой и требует от преподавателя большой эмоциональной и физической отдачи. Это ис-пользование новых методик обучения, изменение формы подачи материала, трансформация мышления самого преподавателя и мышления студентов. Главной задачей преподавателя становится воспитание в будущем выпускнике способности самостоятельно приобретать новые знания, в режиме самообучения осваивать новые технологии, для выполнения тех или иных операций, связанных с информационными процессами. Автором читается курс «Информационные технологии» для специальности «Издательское дело и редактирование». Для повышения мотивации к предмету автором применялись диалоговые технологии обучения, «погружение в предмет», игровые методики - мозговой штурм, мозговая атака, деловые игры и др.
Для оценки динамики развития предметной области «Деловые игры» в российском сегменте использовался документально-информационный поток (ДИП). Для подборки исходного массива данных ис-пользовалась электронная библиотека eLIBRARY.RU. Поиск в базе осуществлялся по ключевым словам, по автору, по названию журнала, в новых поступлениях, в тематическом рубрикаторе журналов, в алфавитном списке журналов. Тематика документального потока представлена 11 ключевыми словами. Наиболь-шей частотой встречаемости обладают ключевые слова: деловые игры, мозговой штурм, мозговая атака, информационные технологии управления, информационные технологии, информационные системы, интерактивные методы, информация. График распределения всех ключевых слов в порядке убывания частоты их появления показан ниже.
Рис. 1. Распределение ключевых слов в порядке убывания частоты их появления
На основе созданной подборки данных были изучены временные ряды динамики документально-информационного потока по теме: «Деловые игры». Исследуемый ДИП состоит из документов представляющих собой научные статьи, обзорные статьи, материалы конференции, краткие сообщения, научные публикации. По данным о распределении публикаций по годам, был построен точечный график (Рис.2)
Рис. 2. Информационный мониторинг научного документопотока на основе eLIBRARY.RU по
предметной области «Деловые игры»
Анализ ДИП показывает, с 2006 года количество статей по исследуемой тематике резко пошло в гору. Часть этих процессов связана с принятием государственной программы по информатизации, по которой Россия по задумке правительства должна была войти в лидеры стран мира по информационным технологиям. В 2008 году наблюдается уменьшение скорости роста публикаций, причина заключается в кризисе 2008 года, когда на рынке наблюдалась очень напряженная ситуация, в связи с чем некоторые издательства прекратили свою работу, еще один спад наблюдается в 2011 году, который коррелирует с экономическими процессами в России.
При исследовании ДИП автором было отмечено, что сегодня активные методы обучения применяются в самых различных сферах профессиональной деятельности и хорошо зарекомендовали себя в учебном процессе.
Для формирования креативной составляющей студентов специальности «Издательское дело и редактирование» при преподавании дисциплины «Информационные технологии» автор считает, что требуется комплексное применение активных и интерактивных методов обучения. Необходимо придерживается правила -увлечь, развлечь, удержать. Так раздел тематического плана «Издательские технологии» включал изучение традиционных приемов работы с настольными издательскими системами (Desktop Publishing - DTP, далее по тексту НИС), интерактивные формы обучения такие, как взаимопроверка студентов, а также задания по творческому применению НИС для создания полиграфической продукции. Для создания качественной полиграфической продукции, мало обучить только стандартным приемам работы с НИС, необходимо также сформировать основные представления о шрифтовом, цветовом дизайне и, естественно, приобщить к творческому подходу. Огромную роль в этом процессе играют деловые игры, мозговой штурм, мозговая атака и др. Деловая игра «Планируй и успей!» формирует навыки работы в коллективе, умение соблюдать трудовую дисциплину без ущерба творческому процессу работы и направлена на выработку стимула на достижение успеха.
Проблемная ситуация, выдвинутая в деловой игре на рассмотрение:
«В издательстве работают молодые творческие высококвалифицированные сотрудники, которые полностью справляются со своими обязанностями и приносят компании высокую, стабильную прибыль. Руководству удалось сформировать единую работоспособную команду. Однако сотрудники все чаще стали позволять себе опаздывать на работу, ссылаясь на транспортные и другие проблемы. Конфликтов в коллективе пока нет, но случившийся впервые конфликт с одним из заказчиков напрямую затрагивает репутацию фирмы. Для предотвращения подобных ситуаций с клиентами руководству компании требуется принять ряд решений, которые должны изменить отношение сотрудников к трудовой дисциплине, для четкого её соблюдения, но при этом решения не должны ухудшить экономическую стабильность организации и сложившуюся в компании атмосферу творчества и взаимовыручки».
Одной из задач деловой игры «Планируй и успей!» является:
1. Проанализировать ситуацию, сложившуюся в издательстве и причины, приведшие к данной ситуации.
2. Выработать и принять оптимальное управленческое решение, которое приведет к четкому соблюдению сотрудниками трудовой дисциплины и улучшит показатели трудовой активности.
Игра «Планируй и успей!» вызывает огромный эмоциональный подъем у студентов специальности «Издательское дело и редактирование». В результате моделирования реальной ситуации работы издательства, студенты учатся самоорганизации, самоанализу и тонкостям взаимодействия в коллективе. Имитационные игровые активные методы автором используются при изучении различных разделов тематического плана дисциплины «Информационные системы и технологии». Например, ниже приведены деловые игры цикла «Издательские технологии» (Рис. 3).
Деловые игры цикла «Издательские технологии»
Цель; фор ни ров ание творческого потенциала студентов -дизайнир'зв
. Задачи: е.: -:»ть ситуацию для использования знаний и умений работы с НИС.
Проекты: разработка дизайна календаря, создание бу!слета по продвижения;:- продум.'ии, разработка леятр много ¿чебно-(■-татсдического пособия V - ,р с гомощьк 1С. . Преследуют д»с!ижцкие профессиональных иа/мшив: работа в команде,: спигобность оценивать тыорчегску^ Е1абогу коллег: освоечче фактического материала курса «Информационные системы и технологии» в приложение кконкрк'^ой предметной области. . Улучшают уровень профессиональной подготовки будущих выпускников специальности «Прикладная информа тика (в дизайне;
Рис. 3. Имитационные игровые активные методы обучения
Использование интерактивных форм обучения, применение наглядных методик помогает улучшить усвоение материала студентами специальности «Издательское дело и редактирование». Так, для визуализации представлений об основных этапах создания полиграфической продукции, таких как формирование творческой концепции публикации, дизайн шрифтов и т.д., автором использовались лекции в форме мультимедиапрезентаций. Одним из приемов закрепления материала были творческие задания по созданию буклета на выбранную тему, визитки, газеты, описывающей жизнь группы и др. в издательской системе Scribus 1.4.1. Углубление понимания компьютерных технологий в издательском деле достигалось подбором, анализом и редактированием студентами материала по определенной тематике и осуществлением верстки созданного документа, созданием публикации с помощью программы Adobe PageMaker, Adobe InDesign. Реальные задачи воодушевляли студентов на творческие идеи по шрифтовому оформлению полиграфической продукции, ее стилевому решению, цветовым моделям, графическому дизайну и др. Оценка автором полученных знаний по НИС, на основе сетевого анкетирования студентов с помощью Документов Google, показывала улучшение усвоение материала на 38%.
Таким образом, использование интерактивных методов обучения, творческих заданий позволяет не только активизировать мышление студентов специальности «Издательское дело и редактирование», но и сформировать креативную составляющую, необходимую в их дальнейшей профессиональной деятельности в социогуманитарной сфере, благодаря которой можно достичь успеха в современном информационном обществе.