УДК 021.9:336.563.1(470+571+519.5)
Ю. С. Ринчинова, кандидат социологических наук, доцент Восточно-Сибирский государственный институт культуры (Улан-Удэ, Россия)
rinchinovauliya@mail .гц
БИБЛИОТЕКА - ТЕРРИТОРИЯ ПРОЕКТНОГО ТВОРЧЕСТВА
Аннотация. Статья посвящена характеристике состава ключевых направлений грантосоиска-тельской деятельности современных библиотек России и Южной Кореи. Автор приводит ряд примеров проектов, успешно реализованных библиотечными структурами на средства государственных и негосударственных грантов, формулирует перечень практически значимых проектных идей, могущих найти потенциальную поддержку грантодателей, готовых оказать материальную и/или финансовую поддержку учреждениям библиотечного профиля. Результативная грантосоискательская деятельность положительно влияет на широту ассортимента и качество библиотечно-информационных продуктов и услуг.
Ключевые слова: библиотека, проект, творчество, работник библиотеки, классификация проектов, библиотечное образование.
Библиотеки - одни из самых консервативных организаций, это позволило им сохранить свою суть, мало изменившуюся с момента возникновения: накопление и выдача документов. Но меняются времена, появляются новые носители информации, теперь на картах памяти размером с ноготь может храниться целая библиотека. Однако многими библиотека по-прежнему воспринимается как строгий храм науки, доступный и необходимый малому количеству людей в силу развития новых информационных технологий.
Библиотеки делают активные попытки «выйти из зоны» тихого места для чтения, и стать площадкой встреч - событий - информационных поводов. Библиотекари новой формации имеют не только специальное библиотечное образование, тот или иной багаж жизненного опыта, но и «заточены» на поиск и внедрение инноваций. Активная творческая работа в библиотеке позволяет не терять интерес к труду, постоянно повышать квалификацию, быть в курсе профессиональных новостей и сохранить библиотеку как место работы.
Возможно, системно изменить библиотеки, сделать их единым слаженным механизмом по подобию централизованных советских библиотек, сегодня не реально. Отличаются условия внешней среды, материально-техническая база, контингент пользователей/читателей, их потребности и ожидания работников, менталитет тех, кто работает и пользуется библиотекой. К примеру, Интернет обеспечивает связь с другими регионами и странами, позволяет быть в курсе новостей оперативно и работать с коллегами над общими сетевыми проектами. Но еще не все населенные пункты обеспечены доступом к Всемирной информационной сети. Есть места на условной карте библиотек России, где электронный каталог - обыденная данность, интуитивно понятная, и есть места, где такой каталог требуют создать, он есть в планах, а компьютеров не предоставляют, рабочее место не оборудовано ПК и выходом в Интернет.
И тут возникает необходимость точечного улучшения качества обслуживания - проектная деятельность. Проекты могут быть:
- социальные;
- коммуникационные;
- партнёрские с другими организациями и учреждениями культуры;
- проекты и акции по продвижению чтения;
- издательские;
- дизайн-проекты библиотек и др.
Социальные проекты реализуются в Южной Корее. Например, проект «Библиотеки в шаговой доступности» - за период с 2010 по 2013 гг. было открыто около 30 библиотек в сеульском районе Кванак-ку [2]. Библиотеки в основном профилированные, детские, поэтические и др.,
во главе - служащий из аппарата районной администрации. Книги можно прочитать и в метро -на станциях размещены специальные аппараты, на которых (или с помощью телефона) можно заказать заранее книгу и в назначенному времени книги можно взять и так же вернуть. В целом, корейские проекты развития библиотек преследуют несколько целей: формирование любви к чтению, ознакомление с историей страны и её культурой, обучение иностранным языкам как средство адаптации в глобальное пространство и связь между поколениями. Немало внимания уделяется организации безбарьерной среды, формированию межкультурной коммуникации, оказанию внимания к старшему поколению (финансовая помощь при написании мемуаров), и др. Эти задачи вписываются в общую культурную политику Кореи.
В нашей стране тоже есть удачные примеры - социально-педагогический проект «Библиотека для дошкольников» Центральной городской библиотеки им. И. Черемных в г. Братск Иркутской области; проект «Страна, район, поселок - вот родина моя» преследует цель создания на базе детской библиотеки № 16 ЦМСДБ Самары библиотечного районного историко-культурного центра для детей и юношества - БРИК-центра «Красноглинский». Подобные проекты являются одним из эффективных средств создания положительного имиджа библиотеки.
Интересен коммуникационный проект «Культурный трафик через Кунгур» - встречи с известными писателями и литераторами, которые посещают г. Кунгур [1, с. 82]. Такие встречи несут роль культурного обогащения от личного знакомства со знаменитостью, позволяют проникнуться проблемами творческого поиска, осмыслить роль книги в современном обществе. В непринужденной обстановке писатели и читатели обсуждают злободневные вопросы, участвуют в автограф-сессиях. И сами литераторы, и гости города получают заряд для написания новых произведений, погостив в Кунгуре. Кунгуряки создали информационный сайт «Литературная карта Кунгура» (http://kungurlitera.ru), где размещена литературно-краеведческая информация, доступная всем: достопримечательности, Кунгур кино- и театральный, библиотечный, краеведы и художники Кунгура, и др. Проект реализуется в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения (2007-2020 гг.), при поддержке Министерства культуры, молодёжной политики и массовых коммуникаций Пермского края. Конечно, информации еще не так много, но организаторы - специалисты Центральной городской библиотеки им. К. Т. Хлебникова продолжают свой труд, с 2014 г. выходит газета «Кунгур литературный».
Партнёрские проекты расширяют возможности библиотек. Как отмечает Д. М. Цукерблат, в условиях библиотечно-информационного пространства можно выделить: партнёрство внутри библиотечной системы между социальными группами данной профессиональной общности (общества, объединения, ассоциации); партнёрство, в которое вступают работники библиотеки, контактируя с представителями разных сфер общественного воспроизводства; партнёрство, которое инициирует библиотека как особая сфера социальной жизни, делающая вклад в становление гражданского общества [3, с. 470]. В стране успешно функционируют культурно-информационные центры (КИЦ), объединяющие клубы и библиотеки, действуют творческие мастерские и клубы по интересам при библиотеках, где можно научиться петь, танцевать, мастерить и выступать перед публикой. Особенно быстрыми темпами идет развитие сетей социального партнёрства на селе, где наблюдается кооперация кадровых, материальных ресурсов и общие зрители/пользователи.
Одним из значимых направлений деятельности современных библиотек стали акции и проекты, направленные на поощрение читательской деятельности, развитие кругозора и повышение интеллектуального капитала общества. Это могут быть квесты, встречи с читателями, конкурсы, игры и т. п. Национальной библиотекой Республики Бурятия на протяжении ряда лет реализуется проект «Книжный салон», приобретший международный размах. Ежегодно это мероприятие собирает под эгидой библиотеки книгоиздателей и читателей, в его рамках организуются республиканские конкурсы «Книга года», «Лучший читатель года», «Лучший читатель года на бурятском языке».
Ряд библиотек обладает возможностями для реализации собственных издательских проектов. К примеру, Дальневосточная государственная научная библиотека в 2017 году реализовала проект «Электронный сборник «Книжные свидетели былых времен». В этот сборник вошли 116 статей и 17 мультимедийных презентаций по проблемам формирования библиотечных фондов, создания электронных баз данных на старопечатные издания, материалы о редких и ценных
изданиях в фонде библиотеки, книжных памятниках и работы о сохранности библиотечных фондов [4, с. 152].
Кроме вышеперечисленных, библиотеками могут быть реализованы проекты по преображению интерьера и дизайна, внедрению эффективных форм труда и его оценки, организации работы с отдельными категориями пользователей, в том числе с лицами с особыми потребностями, экологические и патриотические проекты и др. Многие библиотеки сегодня занимаются информационной поддержкой туризма, как следствие, разрабатываются соответствующие проекты.
Проектная деятельность дает возможность библиотекам стать более конкурентоспособными, привлечь новых пользователей и удержать интерес тех, кто уже давно пользуется их услугами, стать более привлекательными и получить поддержку со стороны общества и благотворителей. В качестве особенностей проектной деятельности библиотек в последние годы отмечаем все больший переход в цифровую сферу, анализ публикаций по проблеме показал значимую долю расходов в бюджете проектов на приобретение техники и оборудования.
Недостатками проектной деятельности считаем отсутствие квалифицированных кадров для разработки, а главное, дальнейшей реализации проекта, отсутствие ресурсов и времени у библиотекарей. Мало купить ризограф, копир и сканер для устройства мини-типографии, необходимо иметь соответствующее требованиям пожарной и санитарной безопасности помещение (с чем обычно сложности). Практически все библиотеки создали свои сайты, но их нужно постоянно обновлять, предлагать интересные и своевременные новости и другой контент. Для разработки мобильного приложения (это могло бы привлечь молодёжную аудиторию) необходимо не просто найти и подобрать материалы (учитывая требования авторского права), но и разбираться в основах бутстрэппинга (развитие бизнеса на собственные деньги, без привлечения заемных средств), определить необходимую функциональность приложения, разработать дизайн или знать, где можно взять шаблоны, и многое другое.
Проекты нужны библиотеке, но кто их будет писать и тратить время (неучтенное в планах работы)? Крупным библиотекам объективно легче заниматься проектной деятельностью, ведь больше штатных единиц, есть возможность перераспределения текущей нагрузки. Еще одной сложностью является условие в ряде проектов об обязательности собственного вложения части средств, помимо труда разработчиков, чаще всего не оплачиваемого.
Решением проблемы - как научить работников библиотеки писать проекты и что с ними делать дальше, сейчас занимаются как на уровне головных библиотек, так и на уровне организации обучающих семинаров на базе образовательных организаций, администрации, и др. Но теория не всегда может помочь, бывает, что возникла интересная идея, потенциальная возможность привлечь деньги в бюджет библиотеки, но неизвестно, как оформить эту идею. Поэтому часто в библиотеке проблемой подготовки проектной документации занимаются одни и те же специалисты, у которых появился положительный опыт, возникла уверенность в своих силах, и они знают, на чем сделать акцент в заявке, как распределить время, как защитить проект, доказать его актуальность и значимость перед строгим жюри.
Важно понимать, что проектная деятельность не только связана с информатизацией, иннова-тикой можно будет считать проекты, идеи развития, стратегические ориентиры, которые будут жизненно важны именно для той или иной библиотеки, даже если у большинства библиотек это пройденный этап. Тематика проектов многообразна, зависит от пересечения интересов пользователей и возможностей библиотекарей.
На занятиях по проектной деятельности для студентов и слушателей курсов переподготовки на базе Восточно-Сибирского государственного института культуры (г. Улан-Удэ) мы стараемся рассмотреть темы потенциальных проектов достаточно широко, вплоть до отправки библиотекаря в космос для привлечения внимания к проблемам чтения, пиара библиотеки. Работающие в библиотеках студенты считают актуальными такие темы проектов, которые могут принести дополнительный доход (выставка-продажа каких-либо результатов творческого труда, организация дополнительных услуг при библиотеке и др.). Студенты очного отделения обычно романтизируют профессию, предлагая в качестве проектного исследования идеи, связанные с повышением комфортности библиотечно-информационного обслуживания, включая некие точки питания (автомат с бутербродами), отдыха и развлечения.
Таким образом, для того, чтобы заниматься проектной деятельностью, нужно писать проектные заявки, уметь обосновать необходимые расходы и четко представлять конечные результаты.
Список литературы
1. Матвеева, С. И. Коммуникационные проекты в библиотеках // Вестник Омского государственного педагогического университета. - 2015. - № 2. - С. 8-84.
2. Гурьева, А. А. Библиотека как символ заботы о гражданах: о некоторых социальных проектах в Сеуле // Россия и Корея в меняющемся мире : сб. ст. - Москва : Ин-т Д. Востока Рос. академии наук, 2014. -С. 265-273.
3. Цукерблат, Д. М. Партнёрские отношения библиотеки: возможности удовлетворения потребностей сообщества // Труды Государственной публичной научной библиотеки Сибирского отделения Российской академии наук. - 2014. - № 7. - С. 468-477.
4. Старкина, Г. В. «Книжные свидетели былых времен» - издательский проект Дальневосточной государственной научной библиотеки // Культура и наука Дальнего Востока. - 2017. - № 2. - С. 151-153.
Yulia S. Rinchinova, Ph. D. in Sociology, Associate Professor East-Siberian State Institute of Culture (Ulan-Ude, Russia)
rinchinovauliya@mail .ru
A LIBRARY IS AN AREA OF PROJECTION WORK
Abstract. The article is devoted to disclosing a set of the key directions of grant-seeking activities managed by today's libraries of Russia and the south Korea. The author names several projects that have been successfully executed by libraries with funds donated by governmental and non-governmental grant makers; gives practically significant ideas for projects that would find a financial or resource support from donors who are ready to help libraries, in particular. In the author's note, productive grant-seeking activity has a positive effect upon pieces of service range, upon quality of accesible library and informational products and services.
Keywords: a library, a project, creativity, a librarian, classification of projects, educational training librarians.
УДК 087.5-051+[027.53:027.625](571.150)
Л. В. Санкина, директор
Алтайская краевая детская библиотека им. Н. К. Крупской (Барнаул, Россия)
ДЕТСКАЯ БИБЛИОТЕКА И ПИСАТЕЛЬ: ТВОРЧЕСКИЙ ТАНДЕМ
Аннотация. В статье представлена обзорная характеристика некоторых наиболее значимых результатов многолетнего тесного сотрудничества Алтайской краевой детской библиотеки им. Н. К. Крупской (г. Барнаул, Россия) с крупнейшими детскими писателями сибирского региона. В частности, сообщается об открытии на базе библиотеки музея детских писателей Алтайского края; о промежуточных результатах реализации регионального издательского проекта последних лет, в рамках которого экземплярами вновь выпущенной краеведческой литературы пополняются фонды специализированных детских библиотек Алтайского края; об организации и проведении серии творческих встреч писателей с детьми, краевых культурных событий, мероприятий в форматах «квест» и «флешмоб».
Ключевые слова: детская библиотека, детский писатель, издательский проект, краевая сетевая акция, краевой патриотический флешмоб, квест, акция, музей детских писателей.