Таким образом, для того, чтобы заниматься проектной деятельностью, нужно писать проектные заявки, уметь обосновать необходимые расходы и четко представлять конечные результаты.
Список литературы
1. Матвеева, С. И. Коммуникационные проекты в библиотеках // Вестник Омского государственного педагогического университета. - 2015. - № 2. - С. 8-84.
2. Гурьева, А. А. Библиотека как символ заботы о гражданах: о некоторых социальных проектах в Сеуле // Россия и Корея в меняющемся мире : сб. ст. - Москва : Ин-т Д. Востока Рос. академии наук, 2014. -С. 265-273.
3. Цукерблат, Д. М. Партнёрские отношения библиотеки: возможности удовлетворения потребностей сообщества // Труды Государственной публичной научной библиотеки Сибирского отделения Российской академии наук. - 2014. - № 7. - С. 468-477.
4. Старкина, Г. В. «Книжные свидетели былых времен» - издательский проект Дальневосточной государственной научной библиотеки // Культура и наука Дальнего Востока. - 2017. - № 2. - С. 151-153.
Yulia S. Rinchinova, Ph. D. in Sociology, Associate Professor East-Siberian State Institute of Culture (Ulan-Ude, Russia)
rinchinovauliya@mail .ru
A LIBRARY IS AN AREA OF PROJECTION WORK
Abstract. The article is devoted to disclosing a set of the key directions of grant-seeking activities managed by today's libraries of Russia and the south Korea. The author names several projects that have been successfully executed by libraries with funds donated by governmental and non-governmental grant makers; gives practically significant ideas for projects that would find a financial or resource support from donors who are ready to help libraries, in particular. In the author's note, productive grant-seeking activity has a positive effect upon pieces of service range, upon quality of accesible library and informational products and services.
Keywords: a library, a project, creativity, a librarian, classification of projects, educational training librarians.
УДК 087.5-051+[027.53:027.625](571.150)
Л. В. Санкина, директор
Алтайская краевая детская библиотека им. Н. К. Крупской (Барнаул, Россия)
ДЕТСКАЯ БИБЛИОТЕКА И ПИСАТЕЛЬ: ТВОРЧЕСКИЙ ТАНДЕМ
Аннотация. В статье представлена обзорная характеристика некоторых наиболее значимых результатов многолетнего тесного сотрудничества Алтайской краевой детской библиотеки им. Н. К. Крупской (г. Барнаул, Россия) с крупнейшими детскими писателями сибирского региона. В частности, сообщается об открытии на базе библиотеки музея детских писателей Алтайского края; о промежуточных результатах реализации регионального издательского проекта последних лет, в рамках которого экземплярами вновь выпущенной краеведческой литературы пополняются фонды специализированных детских библиотек Алтайского края; об организации и проведении серии творческих встреч писателей с детьми, краевых культурных событий, мероприятий в форматах «квест» и «флешмоб».
Ключевые слова: детская библиотека, детский писатель, издательский проект, краевая сетевая акция, краевой патриотический флешмоб, квест, акция, музей детских писателей.
Вот уже около века Алтайская краевая детская библиотека им. Н. К. Крупской (АКДБ) осуществляет культурно-просветительскую деятельность, направленную на интеллектуальное и творческое развитие детей. Здесь они не только соприкасаются с историей и культурой через книгу, но и имеют возможность пообщаться непосредственно с автором - детским писателем.
Сотрудничество АКДБ с детскими писателями даёт вполне ощутимые эффективные результаты, все акции и проекты, направленные на продвижение чтения, получают благодарный отклик основной целевой аудитории - читателей-детей.
Итак, подробнее о некоторых совместных с писателями проектах. С 2011 г. с целью продвижения лучших произведений алтайских авторов, пишущих для детей, краевая детская библиотека реализует издательский проект «Писатели Алтайского края - детям».
Но сначала вкратце о предыстории его появления. Издательская деятельность, являющаяся одной из приоритетных в работе АКДБ, затрагивает в том числе и одно из ключевых направлений - краеведение, в частности - литературное краеведение, знакомство детей с творчеством писателей нашего уникального края. В 2005 г. был выпущен библиографический указатель «Чудесных детских книг творцы», содержащий сведения о 17 авторах, пишущих для детей, и ставший первым выпуском серии «Писатели Алтайского края - детям».
В 2010 г. серию продолжили уже биобиблиографические указатели по творчеству В. Новичи-хиной (указатель получил диплом Сибирского регионального конкурса «Университетская книга» в номинации «Лучшее краеведческое и историко-биографическое издание»); В. Нечунаева,
A. Никольской, В. Свинцова, В. Сидорова, Н. Чебаевского. Эти персональные указатели содержат биографические сведения о писателях, статьи их друзей и коллег, исследователей творчества, а также достаточно широкий перечень источников, отражающих информацию об отдельных изданиях произведений, публикациях в сборниках, периодических изданиях, литературу об их жизни и творчестве. При подготовке указателей используются материалы из фондов алтайских краевых библиотек, личных архивов писателей.
Кроме того, в течение ряда лет в серии выходили материалы информационно-библиографического характера: закладки, буклеты по творчеству писателей, рекомендательные списки литературы.
Следуя основной задаче детской библиотеки - популяризации чтения, детской книги, параллельно с информированием наших читателей о жизни и творчестве писателей Алтайского края мы посчитали необходимым познакомить их и с самим творчеством и стали выпускать художественную литературу. Таким образом, серия «Писатели Алтайского края - детям» продолжилась в названии нового издательского проекта АКДБ, преследующего цель продвижения произведений алтайских авторов, пишущих для детей. Актуальность этого проекта обусловлена ещё и тем, что в течение длительного периода времени библиотекари отмечают острую нехватку краеведческой детской литературы, в том числе и художественной.
Работа начинается с предоставленной писателем рукописи, на которую мы получаем авторитетное мнение специалистов по детской литературе. Затем ищем иллюстратора, делаем полную вёрстку макета издания и договариваемся с типографией.
Чтобы помочь коллегам, муниципальным библиотекарям, работающим с детьми, в продвижении изданных книг, мы готовим небольшие ролики, где автор сам представляет свою книгу, своё творчество. Чаще всего, в силу разных причин, у автора нет возможности выехать в районы края, а благодаря этим роликам дети в своей районной библиотеке могут увидеть обращение к ним писателя-земляка.
Издательский проект был представлен в Новосибирске на VIII Фестивале детских библиотек Сибири, где в одной из номинаций стал победителем.
Гордостью издательского проекта мы по праву считаем книгу «Далекие зимние вечера»
B. М. Шукшина. Благодаря инициативе и поддержке Губернатора Алтайского края к 85-летию великого земляка мы подготовили сборник его рассказов. Перед каждым рассказом помещён своеобразный отзыв - письмо или стихотворение ребёнка, участника читательской конференции, иллюстрациями к рассказам стали рисунки детей из городов и районов Алтайского края. На презентации книги, помимо почётных гостей, присутствовали дети-иллюстраторы, получившие авторский экземпляр и имевшие возможность услышать воспоминания о Шукшине из уст его родного
племянника - Сергея Александровича Зиновьева. Сборник рассказов стал победителем ежегодного краевого конкурса «Лучшая книга Алтая-2014».
Во время вечера памяти в столичном Театре наций вдова писателя Лидия Федосеева-Шукшина подарила эту книгу Президенту России. Фонд возрождения национального культурного наследия «Формула успеха» имени В. М. Шукшина, став обладателем гранта Президента России, выпустил дополнительный тираж книги.
Мы твёрдо уверены, что издавая детские книги алтайских авторов, доносим, конечно же, посредством библиотек, их творчество до самых отдалённых уголков края, делаем доступнее для ребят произведения их земляков.
В рамках проекта издано уже более 25 книг. Все они безвозмездно поступают в детские библиотеки края и становятся основой проведения краевой сетевой акции «День детской краеведческой книги на Алтае», которую ежегодно 27 мая объявляет наша библиотека.
В этот день присоединившиеся к акции муниципальные библиотеки согласно положению, которое определяет конкретных авторов для каждой возрастной категории пользователей, проводят различные мероприятия по продвижению чтения, краеведческой литературы. Это и громкие чтения с иллюстрированием, и квесты, и спектакли, и встречи с писателями, и ролевое чтение, и поэтические марафоны, и создание скетчбуков. Некоторые библиотеки посвящают краеведческой книге целую неделю. Затем все учреждения-участники присылают отчёты с фотографиями на сайт организатора акции.
В 2017 г. краевая сетевая акция «День детской краеведческой книги на Алтае» прошла уже в пятый раз. За эти годы она стала настолько популярной, что в ней принимают участие не только детские библиотеки, но и поселковые, и школьные, а также музеи и дошкольные учреждения. День детской краеведческой книги - 2017 охватил более 150 учреждения из 26 территорий края, а это - 4700 детей, прочитавших более 9000 книг алтайских писателей. Получая такие данные из отчетов участников, приятно осознавать, что краевая акция объединяет столько учреждений, работающих с детьми, желанием не только познакомить ребятишек с новыми краеведческими книгами, но и дать возможность в ходе разнообразных интерактивных мероприятий прочувствовать содержание этих книг.
В 2016 г. АКДБ им. Н. К. Крупской выступила с инициативой проведения краевого патриотического флешмоба «Связь поколений не прервётся!» с целью привития детям и подросткам чувства гордости за свой народ, благодарности защитникам Отечества, привлечения к чтению произведений местных авторов о Великой Отечественной войне. В качестве организационной поддержки на сайте АКДБ были опубликованы методические рекомендации по проведению флешмоба, предварительной подготовке к нему, включению определенных моментов в сценарий проведения.
Одно из основных обязательных мероприятий флешмоба - мастер-класс по изготовлению символа войны - фронтового треугольника. В письме дети выражали благодарность защитникам Родины, писали пожелания мира и добра, затем учились правильно сворачивать письмо. Стоит отметить, что абсолютно все творчески подошли к оформлению писем: наклеивали георгиевские ленточки, украшали цветами, рисовали военную технику, специально состаривали бумагу. В АКДБ даже изготовили штамп с надписью «1941-1945. С Днём Победы!», которым каждый ребёнок проштамповал своё письмо.
После мастер-класса и других мероприятий в стенах библиотеки проходило торжественное шествие по маршруту от библиотеки до местного памятника героям войны, минута молчания, чтение хором стихотворения алтайского писателя. Солдатские треугольники с пожеланиями мира и добра дети раздавали прохожим во время шествия, со словами благодарности предкам-воинам -возлагали к памятнику. Все взрослые, кому ребёнок по пути вручал такое трогательное послание, читали его и благодарили детей.
К проведению флешмоба было приурочено издание сборника стихотворений детской поэтессы В. Новичихиной «Разноцветный мир» под девизом «Дети войны - современным детям». В первой части сборника помещены стихи о войне, во второй - о мире. Сама Валентина Александровна принимала участие во флешмобе в нашей библиотеке, она принесла настоящее письмо своего отца с фронта и прочитала свои стихи.
Идею акции «Охотники за автографами» нам предложила постоянный читатель и друг библиотеки - молодой алтайский детский писатель Елена Ожич. Она вдохновила своих коллег на то, чтобы они присылали нам по почте открытки с автографами и добрыми пожеланиями своим читателям. В итоге мы получаем от детских писателей письма с открытками, которые вкладываем в их книги, давая тем самым шанс активным читателям их найти и оставить себе на память автограф и пожелания от любимого писателя. Удачливые «охотники» пишут отзыв на книгу и размещают его вместе с фотографией найденной открытки в нашей группе ВКонтакте. Акция продолжается - дети периодически находят открытки, очень радуются, что это тот самый писатель сделал им такой подарок. Среди приславших открытки - Елена Габова, Николай Пономарев, Наталья Щерба, Надея Ясминска, Дарья Вильке, Ирина Цхай, Ольга Колпакова и, конечно же, Елена Ожич и многие местные авторы, которых мы от всей души благодарим.
Все экскурсии по библиотеке начинаются знакомством с музеем детских писателей Алтая, который был открыт в нашей библиотеке в 2011 г. Сейчас в нём 4 крупных раздела, каждый из которых посвящён уроженцу Алтайского края, внесшему весомый вклад в развитие детской литературы: В. А. Новичихиной, А. О. Никольской, Г. Д. Целищеву, В. М. Нечунаеву. С каждым мы тесно общаемся, пополняя музей новыми экспонатами. Разделы музея снабжены наклейкой с QR-кодом, благодаря чему с любого гаджета наши читатели могут выйти на страницу с информацией о представленных персонах. Материалы о писателях нам помогают собирать и ребята, принимающие участие в историко-литературной игре в формате квеста «Алтай - пространство исследования».
С 2010 г. ежегодно более 500 школьников объединяются в команды и проходят этапы игры: проводят большую исследовательскую работу, встречаются с писателями или их родственниками, работают в библиотеках и архивах, систематизируют материал и на сайтах своих школ создают веб-страницы, посвящённые выбранной персоне. Особую радость у участников квеста вызывает последний этап - День игры в пространстве города, когда, предварительно разгадав точку маршрута, можно побегать от одной точки к другой, выполняя различные задания.
Начиная игру, мы предполагали участие в ней учителей русского языка и литературы, курирующих команды школьников, но в неё включились учителя истории, математики, иностранного языка, информатики, заведующие школьными библиотеками и музеями. Игра в формате квеста мобильна, содержательна, интерактивна; реализует командный метод работы, учитывает стремление подростков ко всему новому, яркому, необычному, несёт большой позитивный заряд.
За 7 сезонов игры, выполняя различные задания, ребята освоили работу со многими интернет-сервисами, научились получать информацию об объектах по QR-коду, создавать веб-страницы и блоги на сайтах школ, буктрейлеры, видеофильмы и скрайб-презентации, освоили систему электронного голосования при проверке своих знаний, глубоко погрузились в историю города Барнаула и Алтайского края. Игра позволяет развивать разноплановые таланты детей и подростков, навыки публичного выступления, учит вдумчиво работать с разнообразными печатными и электронными источниками, знакомит с интересными людьми города и края.
Конечно же, этими проектами не ограничивается наше тесное сотрудничество с детскими писателями, они не только участвуют в мероприятиях и творческих встречах по приглашению, но и просто заходят в гости в библиотеку, делятся своими мыслями и переживаниями. Мы вместе стараемся сделать нашу общую работу по привлечению детей к чтению хорошей литературы максимально качественной.
Lyudmila V. Sankina, Chief Krupskaya Altai Regional Library for Children (Barnaul, Russia)
A LIBRARY FOR CHILDREN AND A WRITER: CREATIVE TANDEM
Abstract. The article reviews some results of close long-term collaboration between Krupskaya Altai Regional Library for Children (Barnaul, Russia) and outstanding children's writers of the modern
Siberia. In particular, the author says about opening of Museum Children's Writers of the Altai Krai in the library; about intermediate results of the regional publishing project execution that lets to fill stocks of the libraries of the Altai territory with new issued local literature; about series of meetings local children's writers with young readers, cultural events, quests, flash mobs.
Keywords: a library for children, children's writer, a publishing project, a regional network action, regional patriotic flash mob, a quest, a cultural event, museum of children's writers.
УДК 371.26-057.875:378.1008(571.17)
Г. И. Сбитнева, кандидат педагогических наук, доцент Кемеровский государственный институт культуры (Кемерово, Россия)
sbitnevagalina@mail .ru
О. В. Дворовенко, кандидат педагогических наук, доцент Кемеровский государственный институт культуры (Кемерово, Россия)
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ БАКАЛАВРОВ
Аннотация. Статья посвящена анализу особенностей типовой структуры и содержания выпускных квалификационных работ, выполняемых бакалаврами на кафедре технологии документальных коммуникаций Кемеровского государственного института культуры (г. Кемерово, Россия). Рассмотрен перечень обязательных требований к форме и содержанию выпускной квалификационной работы, место последних в формировании конкретных профессиональных компетенций бакалавра. Рассмотрены ключевые организационно-управленческие, научно-методические, информационные механизмы реализации процедуры подготовки и защиты обучающимся выпускной квалификационной работы. Установлено, что содержание выпускной квалификационной работы, в целом, соответствует требованиям профессиональной практики, приложения к итоговой аттестационной работе обучающегося являются информационным продуктом, полностью готовым к внедрению в современную библиотечную практику. Предложены авторские рекомендации по дальнейшему совершенствованию технологии подготовки выпускной квалификационной работы бакалавра.
Ключевые слова: выпускные квалификационные работы (ВКР), бакалаврские исследования, структура выпускных работ, исследовательская компетентность, библиотечная практика, методы исследования.
Выпускная квалификационная работа (ВКР) бакалавра представляет собой самостоятельную работу, выполняемую на завершающем этапе обучения, в которой подводятся итоги уче б-ной и научной деятельности выпускника. ВКР, свидетельствующая об умении автора работать самостоятельно, демонстрирует владение общекультурными и профессиональными научно-исследовательскими компетенциями, приобретенными в ходе освоения профессиональной образовательной программы в соответствии с полученной квалификацией. Учебные цели и задачи работы состоят в закреплении знаний и умений, полученных в результате обучения, позволяют сформировать готовность к последующей научно-исследовательской деятельности. Выполнение ВКР предполагает выявление, анализ, обобщение теоретического и практического опыта по теме, овладение комплексом методов исследования сбора и анализа информации, осмысление и описание новых научных знаний и практических результатов, выработку обоснованных выводов и рекомендаций, овладение правилами представления информации и оформления работы.
Бакалаврское исследование позволяет выявить, проанализировать и найти пути решения проблем, стоящих перед библиотечной практикой.