Научная статья на тему 'БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА В СТРУКТУРЕ СОВРЕМЕННОГО БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА В СТРУКТУРЕ СОВРЕМЕННОГО БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
204
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА / БИБЛИОТЕЧНАЯ ПЕДАГОГИКА / БИБЛИОТЕЧНОИНФОРМАЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА / ИНФОРМАЦИОННОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ПЕДАГОГ-БИБЛИОТЕКАРЬ / «БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маслакова Мария Владимировна, Толстоухова Ирина Васильевна

Библиотечно-информационная педагогика представляет собой интеграцию педагогической, информационной и библиотечной видов деятельности, включающей педагогическую основу библиотечного дела, информационную основу информационных, библиотечных и учебно-познавательных процессов, информационное мировоззрение, педагогические компетенции, которые позволят применять новые информационно-коммуникационные технологии в теории и практики библиотечно-информационной деятельности. Введение библиотечноинформационной педагогики как учебной дисциплины обусловлено переходом на ФГОС 3++, введением профессиональных станДартов и появлением новой Должности «педагог-библиотекарь».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LIBRARY AND INFORMATION PEDAGOGY IN THE STRUCTURE OF MODERN LIBRARY AND INFORMATION EDUCATION

Increasing information and condensing the speed of information technologies constantly transforms the functionality of libraries (as information, cultural, educational organizations) to solve acute problems, for example, informational, cultural, educational and educational education and development of readers in the new information space. Modern society sets itself each time new tasks and methods for the development of pedagogical sciences, most often they are associated with an informational approach to learning, education and cognition. The impact of information processes on the education and training and retraining of new library and information professionals is acutely affected. Allocation of information pedagogy allows us to explore new information processes and pedagogical phenomena to develop the sectoral aspect of pedagogical science. Library pedagogy is aimed at training competent specialists in the field of library information and pedagogical activity, functionally oriented to the training, education, and development of library readers. Library and information activities accumulate in themselves different types of labor processes, representing the library as the center of cultural, social, informational and pedagogical beginnings. The authors of the work propose the formulation of scientific knowledge - «library and information pedagogy», as the most appropriate to the name of the «Library and information activity» training area within the framework of the current federal state educational standards 51.03.06 and 51.04.06 «Library and information activities». Library-information pedagogy is a comprehensive knowledge of library pedagogy, pedagogy in general, as well as information pedagogy, including: the pedagogical basis of library science, the information basis of information, library and educational processes, the information worldview, pedagogical competencies that will allow the use of new information and communication technologies in the theory and practice of library and information activities. The structure of library and information pedagogy is conditionally composed of three main components: the base, core and effect. Considering the fact that at present there is no such scientific discipline as library and information pedagogy, then for the modern generation of students, in the context of the implementation of professional standards, the transition to FSES 3 ++, the emergence of a new position «teacher-librarian», it could be very useful. So, the use of the library-information approach in pedagogy makes it possible to replace the traditional plane of the problematic of pedagogical research of the educational and educational processes with the problematics of library-information activity in the implementation of these processes.

Текст научной работы на тему «БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА В СТРУКТУРЕ СОВРЕМЕННОГО БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Вестник Томского государственного университета Культурология и искусствоведение. 2021. № 43

УДК 02:378.016

Б01: 10.17223/22220836/43/26

М.В. Маслакова, И.В. Толстоухова

БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА В СТРУКТУРЕ СОВРЕМЕННОГО БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Библиотечно-информационная педагогика представляет собой интеграцию педагогической, информационной и библиотечной видов деятельности, включающей педагогическую основу библиотечного дела, информационную основу информационных, библиотечных и учебно-познавательных процессов, информационное мировоззрение, педагогические компетенции, которые позволят применять новые информационно-коммуникационные технологии в теории и практики библиотечно-информационной деятельности. Введение библиотечно-информационной педагогики как учебной дисциплины обусловлено переходом на ФГОС 3++, введением профессиональных стандартов и появлением новой должности «педагог-библиотекарь».

Ключевые слова: информационная педагогика, библиотечная педагогика, библиотечно-информационная педагогика, информационное мировоззрение, педагог-библиотекарь, «Биб-лиотечно-информационная деятельность».

Информатизация современного общества занимает важную роль, в жизни каждого из нас, так как с помощью информации человек познает окружающий мир. Феномен «информации» очень многолик: помогает человеку интерпретировать события и явления, принимать решения, находить альтернативность действий. Буквальное значение термина «информация» - сведения, данные, знания, включающие и сопровождающиеся процессом хранения, преобразования и использования информации. В связи с увеличением информации и уплотнением скорости информационных технологий, функционал библиотек (как информационных, культурных, просветительских организаций) постоянно трансформируется для решения острых проблем, например, информационное, культурно-просветительское и образовательное воспитание и развитие читателей в новом информационном пространстве.

В последнее время современное общество ставит перед собой каждый раз новые задачи и методы для развития педагогических наук, чаще всего они связаны с информационным подходом к обучению, воспитанию, познанию и развитию. Затрагивается воздействие информационных процессов на обучение, подготовку и переподготовку новых специалистов библиотечно-информационной сферы. Выделение информационной педагогики позволяет исследовать новые информационные процессы и педагогические явления, развивать отраслевой аспект педагогической науки.

Актуальность исследования определяется трансформацией отечественного образования и активацией роли библиотек в жизни современного общества, обусловивших переосмыслить и переоценить информационный, интеллектуальный, досуговый, культурный контент библиотек и его сложившиеся традиционные

формы работы с различными пользователями, сформировать потребность к его многогранному использованию.

Библиотека всегда рассматривалась как необходимое средство образования и самообразования; библиотечно-информационная педагогика как особая область знаний и исследований изучает опыт педагогических учреждений, библиотечных занятий, различных форм и методов работы с читателями, выполняет функции обучения, развития и воспитания и включает: педагогические основы библиотечного дела, упорядоченную обработку информации, формирование и развитие информационного мировоззрения, библиотечно-библиографической грамотности, знаний и умений, которые позволят применять новые информационно-коммуникационные технологии в библиотечно-информационном обслуживании, создании, распространении и продвижении информационных продуктов и услуг.

Авторами статьи предпринята попытка определения граней соприкосновения информационных, библиотечных и педагогических знаний в одном понятии, предложены и разработаны определение и структура понятия «библиотечно-информационная педагогика», определен функционал библиотечно-информационного работника в связи с потребностями современного образования обучающихся направления подготовки «Библиотечно-информационная деятельность».

Информационная педагогика - комплексная наука, изучающая теорию получения, преобразования, передачи и усвоения информации в учебно-воспитательном процессе. Отличительной особенностью информационной педагогики, по мнению Л.Н. Хуторской, является «совмещение информационных процессов с учебно-воспитательным процессом, информационный подход к последнему как к сложному процессу обмена информацией между разными педагогическими системами: между воспитателями и воспитуемыми, между учителями и учениками, между всеми участниками системы управления обучением и воспитанием на всех уровнях, всех возрастов» [1].

Хотелось бы отметить, что применение информационного подхода в библио-течно-информационной деятельности даст возможность дополнить традиционное обучение молодых специалистов чем-то новым и вывести науку на новую ступень. Библиотечно-информационная деятельность - это один из видов человеческой деятельности, целью которой является сбор, обработка, хранение информационных ресурсов и удовлетворение на их основе потребностей пользователей в информации. ГОСТ 7.0-99 «Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения» [2] позволяет библиотечно-информационную деятельность трактовать как область деятельности по организации библиотечно-информационного обслуживания, направленного на удовлетворение информационных потребностей.

Б.П. Гущиным в 1915 г. было введено в понятийно-терминологический аппарат библиотековедения понятие «библиотечная педагогика». В работе В.С. Крей-денко и Ю.Ф. Андреевой представлен обзор ученых, изучающих библиотечную педагогику на разных этапах развития: А.Н. Оленин, М.А. Корф, Д.А. Балика, А.В. Соколов, И.И. Тихомирова, В.П. Потемкина и др. [3].

Г. А. Иванова считает, что библиотечная педагогика формируется как интегра-тивная наука, находящаяся на стыке педагогики и библиотековедения, «рассмат-

ривающая теоретические и методологические основы библиотечно-педагогической деятельности, проблемы становления и развития педагогики детского и юношеского чтения, изучения читателей и чтения разных возрастных групп» [4. С. 7]. Цель библиотечной педагогики - это подготовка компетентных специалистов в сфере библиотечно-информационной и педагогической деятельности, функционально ориентированных на обучение, воспитание, развитие читателей библиотек.

Таким образом, библиотечно-информационная деятельность аккумулирует в себе разные виды трудовых процессов, представляющих библиотеку как центр культурных, социальных, информационных и педагогических начал. Поэтому авторы работы предлагают формулировку научного знания - «библиотечно-информационная педагогика», которая наиболее отвечает наименованию направления подготовки «Библиотечно-информационная деятельность» в рамках действующих федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС).

Появление в Едином квалификационном справочнике должностей новой должности «педагог-библиотекарь» и обобщенной трудовой функции «Библио-течно-педагогическая деятельность образовательной организации общего образования» в рамах профессионального стандарта «Специалист в области воспитания» и трудовых функций такого специалиста (информационно-библиотечное сопровождение учебно-воспитательного процесса; проведение мероприятий по воспитанию у обучающихся информационной культуры; организационно-методическое обеспечение мероприятий по развитию у обучающихся интереса к чтению [5]) подтверждает нужность педагогических компетенций, формирующихся в том числе библиотечно-информационной педагогикой.

В настоящее время многие вузы осуществляют подготовку педагогов-библиотекарей, но не все директора школ готовы к введению новой должности.

Таким образом, модернизация школьного образования требует изменения педагогических компетенций, информационно-библиотечных услуг, расширения и усложнения функций школьных библиотек. Школьная библиотека не только обеспечивает учебно-образовательный процесс и организует чтение школьников, но и является ресурсной базой обновления школьного образования, информационным центром для учителей. Библиотекарь выступает как посредник между пользователем и информацией, направляя пользователя и подсказывая пути и способы поиска необходимых информационных источников в информационном пространстве [6. С. 322].

Библиотечно-информационная педагогика - это комплексное познание библиотечной педагогики, педагогики в целом, а также информационной педагогики, включающее педагогическую основу библиотечного дела, информационную основу информационных, библиотечных и учебно-познавательных процессов, информационное мировоззрение, педагогические компетенции, которые позволят применять новые информационно-коммуникационные технологии в теории и практики библиотечно-информационной деятельности.

Структуру библиотечно-информационной педагогики условно составляют три основных деления (основание, ядро и следствие).

1. Основание.

1.1. Информатизация общества затрагивает и библиотечно-информационную сферу. В библиотечно-информационную практику внедряются информационные

технологии. В рамках ведущих для отрасли наук (библиотековедение, библио-графоведение, книговедение) протекают информационные процессы (хранение, переработка, поиск, распространение, создание), создающие новые нормы, правила, закономерности, знания. Библиотека консолидирует два предметных поля феномена «информация»: производство информации (выставки, библиографические списки и пр.) и производство информационных услуг (копирование, электронная доставка документа и пр.). Кроме того, библиотека наряду с образовательными учреждениями активно участвует в формировании и развитии информационной культуры личности, подразумевающей «соблюдение информационной гигиены, формирует знания, умения и навыки работы с информацией, способствует формированию информационного мировоззрения и защиты от негативного влияния информации» [7. С. 76].

1.2. Знания, содержание которых получено из анализа педагогического опыта, анализа, синтеза поиска, переработки, распространения профессиональной/учебной/научной информации.

1.3. Совокупность теоретических достижений - концептуальные положения, теория информационного воспитания, библиотековедения, библиографоведения, книговедения, психологии, информатики, социологии, философии и др.

2. Ядро.

2.1. Основные понятия: информация, библиотека, информационный процесс, библиотечный процесс, учебно-воспитательный процесс, библиотечно-информационная деятельность, библиотечно-информационное обслуживание, информационное воспитание, информационное образование и пр.

2.2. Структурно-функциональный подход к информации (к ее получению, переработке, передаче, приему) в библиотечно-информационных процессах получения, передачи, усвоения учебной информации (например, библиотечные уроки по формированию и развитию информационной культуры).

2.3. Взаимозависимость тенденций (познание информации с позиции психологии, педагогики, информатики, культурологии, организация рефлексии и др.).

2.4. Библиотековедческие (контент-анализ, методы анализа читательских формуляров, читательских биографий, «карточек обратной связи»), библиографоведческие (анализ «книжной производительности», библиометрический метод), книговедческие (типографический, сравнительно-исторический), информационные (убеждение), педагогические (наблюдение, изучение опыта, первоисточников, анализ школьной документации, изучение ученического творчества, беседы, изучение читателя и покупателя, их интересов и запросов) методы исследования.

3. Следствие.

3.1. Практическая библиотечно-информационная деятельность обучающего, педагога библиотечных дисциплин, педагога-библиотекаря.

3.2. Информационные основы учебно-методических/научных/профессиональных изданий, занятия, консультационной и воспитательной работы и др.

3.3. Применение средств информации и информационных-телекоммуникационных технологий в педагогике библиотечно-информационной деятельности и пр.

На данный момент такой научной дисциплины, как библиотечно-инфор-мационная педагогика, нет, но для современного поколения обучающихся, в

рамках профессиональных стандартов («Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования», «Специалист по информационным ресурсам», «Специалист по организационному и документационному обеспечению управления организацией», «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», «Специалист в области воспитания»), она бы могла быть очень полезной.

Таким образом, библиотечно-информационная педагогика является одним из направлений педагогической науки и определяется как междисциплинарная область научного знания, формирующегося на пересечении педагогики, психологии, библиотековедения и информациологии, и построенная на его основе специфическая практическая деятельность, исследующая библиотечные формы коммуникации, способы продвижения информационных продуктов и услуг в передаче и восприятии информации с точки зрения педагогики, является действенным средством формирования профессиональной компетентности будущих биб-лиотечно-информационных работников.

В качестве цели освоения дисциплины «Библиотечно-информационная педагогика» выступает подготовка компетентных специалистов в информационной, библиотечной, педагогической сферах деятельности, способных осуществлять разносторонний функционал в библиотеках разного типа. Социальные и коммуникативные функции библиотеки позиционируют ее как одну из базовых элементов культурной, образовательной и информационной инфраструктуры страны, существенно дополняющих образование, воспитание и развитие подрастающего поколения.

Структуру библиотечно-информационной педагогики условно составляют три основных деления: 1) информатизация современных библиотек; 2) эмпирическая основа; 3) теоретическая основа.

Итак, применение библиотечно-информационного подхода в педагогике дает возможность заменить традиционную плоскость проблематики педагогического исследования учебного и воспитательного процессов проблематикой библиотеч-но-информационной деятельности при осуществлении этих процессов.

Литература

1. Хуторская Л.Н. Информационная педагогика. URL: http://eidos.ru/journal/2002/0825.htm (дата обращения: 19.02.2019).

2. ГОСТ 7.0-99. Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения. Минск, 1999. 23 с.

3. Крейденко В.С., Андреева Ю.Ф. Библиотечная педагогика как профильная дисциплина подготовки бакалавров // Вестник СПбГУКИ. 2017. № 4. С. 170-174.

4. Иванова Г.А. Библиотечная педагогика. М. : Ассоциация школьных библиотекарей русского мира, 2017. 248 с.

5. Профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания»: зарегистрировано в Минюсте России 26.01.2017 № 45406. URL: http://niro53.ru/sites/default/files/public/News/ profstandart.pdf (дата обращения: 19.02.2019).

6. Маслакова М.В., Бажутина И.В. Трансформация школьной библиотеки в библиотечно-информационный центр // Динамика систем, механизмов и машин: X юбилейная IEEE Междунар. науч.-техн. конф. (15-17 ноября 2016 г.). Омск, 2016. Т. 4, № 1. С. 312-318.

7. Маслакова М.В. Информационно-психологическая безопасность - основа формирования информационной культуры личности // Инновации в образовании. 2019. № 1. С. 72-78.

Maria V. Maslakova, Tyumen State Institute of Culture (Tyumen, Russian Federation). E-mail: mary_nosoreva@mail.ru

Irina V. Tolstoukhova, Tyumen Industrial University (Tyumen, Russian Federation). E-mail: i_tolstouhova@inbox.ru

Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Kul'turologiya i iskusstvovedeniye - Tomsk State University Journal of Cultural Studies and Art History, 2021, 43, pp. 298-304 DOI: 10.17223/22220836/43/26

LIBRARY AND INFORMATION PEDAGOGY IN THE STRUCTURE OF MODERN LIBRARY AND INFORMATION EDUCATION

Keywords: information pedagogy; library pedagogy; library and information pedagogy; information worldview; teacher-librarian; library and information activities.

Increasing information and condensing the speed of information technologies constantly transforms the functionality of libraries (as information, cultural, educational organizations) to solve acute problems, for example, informational, cultural, educational and educational education and development of readers in the new information space.

Modern society sets itself each time new tasks and methods for the development of pedagogical sciences, most often they are associated with an informational approach to learning, education and cognition. The impact of information processes on the education and training and retraining of new library and information professionals is acutely affected. Allocation of information pedagogy allows us to explore new information processes and pedagogical phenomena to develop the sectoral aspect of pedagogical science. Library pedagogy is aimed at training competent specialists in the field of library information and pedagogical activity, functionally oriented to the training, education, and development of library readers.

Library and information activities accumulate in themselves different types of labor processes, representing the library as the center of cultural, social, informational and pedagogical beginnings. The authors of the work propose the formulation of scientific knowledge - «library and information pedagogy», as the most appropriate to the name of the «Library and information activity» training area within the framework of the current federal state educational standards 51.03.06 and 51.04.06 «Library and information activities».

Library-information pedagogy is a comprehensive knowledge of library pedagogy, pedagogy in general, as well as information pedagogy, including: the pedagogical basis of library science, the information basis of information, library and educational processes, the information worldview, pedagogical competencies that will allow the use of new information and communication technologies in the theory and practice of library and information activities.

The structure of library and information pedagogy is conditionally composed of three main components: the base, core and effect.

Considering the fact that at present there is no such scientific discipline as library and information pedagogy, then for the modern generation of students, in the context of the implementation of professional standards, the transition to FSES 3 ++, the emergence of a new position «teacher-librarian», it could be very useful.

So, the use of the library-information approach in pedagogy makes it possible to replace the traditional plane of the problematic of pedagogical research of the educational and educational processes with the problematics of library-information activity in the implementation of these processes.

References

1. Khutorskaya, L.N. (2002) Informatsionnayapedagogika [Information pedagogy]. [Online] Available from: http://eidos.ru/journal/2002/0825.htm (Accessed: 19th February 2019).

2. Russia. (1999) GOST 7.0-99. Informatsionno-bibliotechnaya deyatel'nost', bibliografiya. Terminy i opre-deleniya [Information and librarian activity, bibliography. Terms and definitions]. Minsk: [s.n.].

3. Kreydenko, V.S. & Andreeva, Yu.F. (2017) Library pedagogy as profile discipline for preparation of bachelors. Vestnik SPbGUKI - Bulletin of Saint Petersburg State University of Culture. 4. pp. 170-174. (In Russian).

4. Ivanova, G.A. (2017) Bibliotechnaya pedagogika [Library pedagogy]. Moscow: Assotsiatsiya shkol'nykh bibliotekarey russkogo mira.

304

M.B. MacnaKoea, H.B. Toncmoyxoea

5. Russia. (2017) Professional'nyy standart "Spetsialist v oblasti vospitaniya": zaregistrirovano v Minyuste Rossii 26.01.2017 № 45406 [Professional standard "Specialist in education": registered as No. 45406 in the Ministry of Justice of Russia on January 26, 2017]. [Online] Available from: http://niro53.ru/sites/default/files/public/News/ profstandart.pdf (Accessed: 19th February 2019).

6. Maslakova, M.V. & Bazhutina, I.V. (2016) Transformatsiya shkol'noy biblioteki v bibliotechno-informatsionnyy tsentr [Transformation of a school library into a library and information center]. Dinamika sistem, mekhanizmov i mashin [Dynamics of Systems, Mechanisms and Machines]. Proc. of the Tenth IEEE International Conference. Omsk, November 15-17, 2016. Vol. 4(1). pp. 312-318.

7. Maslakova, M.V. (2019) Informatsionno-psikhologicheskaya bezopasnost' - osnova formirovaniya in-formatsionnoy kul'tury lichnosti [Information and psychological security - the basis for the formation of information culture of the individual]. Innovatsii v obrazovanii - Innovations in Education. 1. pp. 72-78.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.