СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
DOI: 10.24411 /2310-1679-2019-10413
Татьяна Витальевна ХРИСТИДИС,
доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики и психологии Московского государственного института культуры, Москва, Россия
e-mail: tahris@mail.ru
Мадина Газизовна ЖАРДЕМОВА,
аспирант кафедры педагогики и психологии Московского государственного института культуры, Москва, Россия
e-mail: mmukanova@mail.ru
В статье рассматриваются некоторые аспекты психолого-педагогической подготовки современного библиотечного работника в высшем учебном заведении. Профессионально-педагогическая деятельность библиотекаря, отличается, с одной стороны, многоаспектностью, с другой, целостностью, комплексностью отдельных ее направлений, представляет собой деятельность, направленную на воспитание, образование, развитие личности читателя специфическими средствами и методами библиотечной работы под воздействием определенных факторов, важнейшими из которых являются книга и сам библиотекарь как педагог. Психолого-педагогическая подготовка должна занимать центральное место в общем и профессиональном развитии, так как именно она способствует формированию готовности будущего специалиста к выполнению профессионально-педагогической деятельности на основе педагогической и психологической теории и методики работы с читателями.
Ключевые слова: профессионально-педагогическая деятельность библиотекаря, подготовка библиотечных работников, библиотечная педагогика, педагогическое мастерство, профессиональная подготовка библиотекарей.
PREPARATION OF LIBRARIANS FOR PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL ACTIVITY IN MODERN CONDITIONS
Tatyana V. Khristidis, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Department of Pedagogy and Psychology, Moscow State Institute of Culture, Moscow, Russia
e-mail: tahris@mail.ru
Madina G. Zhardemova, 2nd year postgraduate student at Moscow State Institute of Culture, Moscow, Russia
e-mail: mmukanova@mail.ru
The article considers some aspects of psychological and pedagogical training of a modern library worker in a higher educational institution. Professional-pedagogical
activity of the librarian, differs, on the one hand, the complexity and integrity, the complexity of the individual areas, is an activity aimed at the upbringing, education, personal development reader specific means and methods of library work, under the influence of certain factors, most important of which are the book and the librarian as a teacher. Psychological and pedagogical training should occupy a central place in the general and professional development, as it contributes to the formation of readiness of the future specialist to perform professional and pedagogical activities on the basis of pedagogical and psychological theory and methods of work with readers. Keywords: professional and pedagogical activity of a librarian, training of library workers, library pedagogy, pedagogical skills.
Социокультурная ситуация в нашей стране за последние годы значительно изменилась. Изменилось и отношение к книге, чтению и библиотеке у молодежи и взрослых.
Как известно, сегодня библиотеки расширяют свои функции, библиотека становится многофункциональным центром, приобретает и новые названия: информационно-библиотечный центр, интеллект-центр. Библиотеки осуществляют сегодня разнообразные творческие виды деятельности, имеют медиазалы, творческие студии развития личности, арт-площадки, группы общения и др. Одной из причин этого является то, что книга сегодня уже не является единственным источником информации, в настоящее время появились другие источники знаний, и разновидности их с каждым годом увеличиваются. В связи с этим изменяется и характер работы библиотеки и библиотекаря, современному библиотекарю необходимо обладать не только современными профессиональными компетенциями, но и психолого-педагогическими.
Кроме профессиональных знаний, ориентации в литературе, специалисту необходимы компетенции в области психолого-педагогических наук, в частности возрастной психологии, социальной психологии, психологии управления, конфликтологии, педагогики, психологии общения.
Процесс формирования личности посетителя библиотеки на основе традиционных и инновационных технологий имеющимися в распоряжении библиотеки средствами осуществляется в определенных организационных формах и методах, но он был бы не одушевлен без участия библиотекаря, без его профессионального и педагогического мастерства.
Вся технология библиотечной работы направлена на учет и развитие отдельных качеств личности посетителя библиотеки, нравственно-волевых, интеллектуально-эстетического потенциала, психофизиологических особенностей, профессионально-трудовой направленности. Это, безусловно, должно основываться на развитии разносторонних отношений в системе «посетитель — библиотечный работник». И сегодня библиотечный работник — педагог, занимающий центральное место в системе формируемых отношений личности к предметному миру, к книге, культуре, людям и самому себе.
Педагогическая деятельность библиотечного работника, отличается, с одной стороны, многоаспектностью, с другой, целостностью, комплексностью отдельных ее направлений.
«Педагогическое» в деятельности библиотечного работника — это, прежде всего, характеристика профессии, указывающая на ее педагогическую сущность, направленность на выполнение важнейших функций воспитания, образования, развития личности, помощь людям в самообразовании, саморазвитии, самореализации и социальной адаптации.
Принцип интеграции педагогики с библиотечной работой, выполняющих общие важные функции по развитию личности читателя, является ведущим в современном мире.
Идеи, высказываемые известными современными библиотековедами — В.К.Клюевым, Г.А.Ивановой, Е.Л.Кудриной, Н.В.Лопатиной, И.М. Немчиной, основаны на утверждении, что любая библиотека обладает педагогической функцией, и значит, любую библиотеку нужно рассматривать как педагогическую систему [3].
В наибольшей степени педагогическая сущность библиотеки, по мнению большинства исследователей, все-таки проявляется в образовательной, воспитательной и развивающей функциях.
Библиотечным работникам необходимо владеть технологией воспитательно-образовательного процесса, уметь устанавливать разносторонние отношения с людьми, осуществлять коммуникативную деятельность, уметь регулировать конфликтные ситуации.
С одной стороны, высшая школа учитывает изменения, происходящие в обществе, чутко реагирует на спрос и качество выпускаемых специалистов, с другой стороны, существуют определенные проблемы, которые указывают на необходимость внимательного отношения к профессиональной подготовке обучающихся по направлению подготовки «библио-течно-информационная деятельность» с учетом требований времени.
Среди таких проблем нам видится, в частности, проблема психолого-педагогической подготовки современных специалистов.
Подготовка библиотечных работников в вузах основана на требованиях федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования.
В рамках освоения программы бакалавриата выпускники должны быть готовы к решению задач профессиональной деятельности, организационно-управленческой и педагогической и др.
Во ФГОС ВО отмечается необходимость формирования общепрофессиональной компетенции — способности к педагогической деятельности в сфере библиотечно-информационной деятельности, что представляет собой процесс целостный, системный [6; 7]. В данную систему входят основные компоненты, логически взаимодействующие и направленные
на получение того результата, который прогнозировался при постановке главной цели образования: дать (получить) качественную подготовку специалистам в области педагогической работы, сформировать педагогические компетенции (коммуникативные, дидактические, исследовательские, организационные, перцептивные).
Реализации этой цели способствует решение задачи — творческое развитие личности специалиста на основе интеграции общего, профессионального и педагогического образования, которые тесно взаимосвязаны и взаимодействуют. Педагогическое здесь представляет тот интегративный компонент, который соединяет общее и профессиональное в подготовке специалистов этого профиля.
Профессионально-педагогическая подготовка библиотекарей как педагогов имеет несколько уровней. Можно условно обозначить их так: когнитивный, эмоционально-нравственный, профессионально-деятельностный.
Когнитивный уровень предполагает активизацию познавательной деятельности студентов. Для того, чтобы иметь собственное суждение относительно какого-либо педагогического явления или процесса, происходящего в библиотеке, обществе, нужно знание педагогической теории и практики, умение интегрировать информацию из различных областей знаний, представить себе развернутый во времени мир человеческих взаимоотношений и деятельности.
Эмоционально-нравственный, оценочный уровень базируется на предыдущем. На основе имеющихся знаний об окружающем мире, людях, культуре, самом себе будущие специалисты развивают у себя высокие нравственные чувства.
Профессионально-деятельностный уровень — контрольный, проверочный. Именно по этому уровню можно судить о качестве подготовленности студентов к педагогической деятельности.
От уровня к уровню усложняются цели, задачи, содержание, формы и методы профессионально-педагогической подготовки будущих специалистов.
Рассматривая содержание профессионально-педагогической подготовки студентов вуза культуры на когнитивном, эмоционально-нравственном и профессионально-деятельностном уровнях, нужно исходить из того, что библиотечному работнику для успешной работы с читателями нужно усвоить определенную систему знаний, умений и навыков, способствующих обеспечению профессионально-педагогических функций на необходимом уровне как библиотекарю-педагогу.
Данная система должна включать в себя несколько педагогических блоков:
I. Блок знаний:
1. о библиотеке как социальном институте воспитания, решающем задачи воспитания, образования развития личности читателя;
2. о библиотечной профессии как профессии педагогической;
3. о себе как профессионале, способном принять функции профессионально-педагогической деятельности в условиях библиотеки, творчески осуществляющем этот процесс;
4. о читателе: психолого-педагогические особенности, ближайший круг развития, в том числе и развитие читательских интересов;
5. о литературе и информации, в том числе той, которую читатели могут затребовать и которая является актуальной на современном этапе;
6. о принципах и методах воспитания, обучения в условиях библиотеки;
7. о методах изучения читателей и читательских интересов.
II. Блок умений:
1. общаться с людьми, используя эффективные техники;
2. подбирать дидактический материал;
3. творчески подойти к отбору традиционных и нетрадиционных форм и методов работы с читателями;
4. осуществлять педагогическое руководство самовоспитанием и самообразованием читателей в условиях библиотеки;
5. эффективно взаимодействовать с коллегами в трудовом коллективе библиотеки;
6. конструктивно решать конфликтные ситуации.
Данная система, безусловно, содержит не все блоки профессионально-педагогической подготовки, в нее мы включили лишь блоки знаний и умений, что же касается блока «владение», то он также включен в процесс профессиональной подготовки на этапе практики и основывается на этих двух.
Основные трудности при отборе компонентов в выделенные блоки заключаются в том, как сгруппировать знания и умения, составляющие основу творчески работающего специалиста, можно ли их уложить в традиционную схему учебного плана, учебных программ. Каждый творчески работающий преподаватель вправе усиливать или ослаблять ту или иную составляющую системы, исходя из поставленных им задач курса, но вместе с тем не замыкаться в рамках общеизвестного треугольника: преподаватель — студент — учебный предмет.
Как известно, эффективность любой профессиональной деятельности, ее значимость в личном и социальном плане зависят не только от наличия у специалиста определенной суммы знаний, умений и навыков, но и от отношения человека к этой деятельности.
Преподаватель, используя межпредметные связи, может давать студентам неполные знания, отсылая их к другому предмету, изучая который они получат более полную информацию на этот счет. А главное — дать целостную картину, сформировать целостное представление об их будущей профессионально-педагогической деятельности в условиях библиотеки.
Несмотря на то, что в последние годы в вузах культуры стоит важный вопрос о профилировании преподавания учебных курсов, психолого-педагогическая подготовка библиотекарей ограничивается, к сожалению, лишь изучением студентами педагогической и психологической теории. Изучается дисциплина «педагогика и психология» всего один семестр (36 часов) на очном отделении бакалавриата МГИК, а такие дисциплины, как социальная психология, возрастная психология, психология управления, социальная педагогика, важные, на наш взгляд, для библиотечного работника, не изучаются вовсе. Многие вопросы, которые могли бы быть сняты у студентов еще на вузовском этапе, по ряду причин не затрагиваются: на методику формирования основ педагогического мастерства — овладение педагогическим тактом, профессиональной этикой, педагогической культурой, развитие педагогических способностей — в учебном плане время не предусмотрено.
Вместе с тем знания в области педагогики и психологии имеют большое значение для библиотекарей, что отмечают и сами обучающиеся по направлению подготовки «библиотечно-информационная деятельность». Педагогическая теория обосновывает цель, методы, средства и формы воспитания, а психологическая теория дает возможность специалисту, работающему с людьми, находить верные подходы, учитывать возрастные и индивидуально-психологические различия, основываясь на знаниях закономерностей человеческой психики, особенностей личности.
Результаты проведенного авторами исследования позволили констатировать, что определенная часть студентов не имела четко выраженного интереса к избранной профессии, не осознавала ее педагогического характера. Это подтвердило предположение, что в ходе профессиональной подготовки специалистов следует обращать внимание на формирование у них педагогической направленности. Педагогическая направленность на выполнение профессионально-педагогической деятельности в будущем отсутствовала практически у большинства студентов, обучающихся по направлению подготовки «библиотечно-информационная деятельность» (у 65 % опрошенных). Изучение причин такого состояния дела позволило выяснить следующее: более половины (55 % опрошенных) поступили в вуз из любви к чтению, менее половины (33 %) — из желания работать с людьми, 12 % студентов не прошли по конкурсу в другой вуз (в основном в педагогический).
Удовлетворенность избранной профессией к концу первого года обучения составила 62 %, к концу второго года — 54 %, беседы и опрос студентов выпускного курса показали резкое падение интереса к избранной профессии (37 % опрошенных удовлетворены ее выбором) и ничтожно малую долю выпускников, имеющих настрой работать в библиотеке (20 %).
Одной из важнейших задач было выявление отношения будущих библиотекарей к своей профессии как педагогической.
Сам факт, что подавляющее большинство опрошенных считают свою будущую профессию педагогической и испытывают острую необходимость в изучении дополнительных психолого-педагогических дисциплин, даст основание ожидать, что студенты готовы к введению в учебный процесс эффективных нетрадиционных методов и психологических тренингов,
Итак, по нашему мнению, психолого-педагогическая подготовка должна занимать центральное место в общем и профессиональном развитии, так как именно она способствует формированию готовности будущего специалиста к выполнению профессионально-педагогической деятельности на основе педагогической и психологической теории и методики работы с посетителями библиотеки.
Литература
1. Айзенберг А.Я. Образовательная функция библиотеки // Развитие педагогических функций советских библиотек. М., МГИК, 1991. С. 43-51.
2. Барсукова Г.А. Профессиональная подготовка библиотечных работников. Взаимодействие вуза и библиотеки // Вестн. Томск. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение. 2015. № 1 (17). С. 39-44.
3. Иванова Г.А. Библиотечная педагогика: учебное пособие. М., РШБА, 2017. 247 с.
4. Клюев В.К. Новые реалии и перспективы высшего библиотечного образования // Вестн. Томск. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение. 2015. № 1 (17) С. 79-84.
5. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1990.
6. Кудрина Е.Л. Повышение качества подготовки специалистов библиотеч-но-информационного профиля в контексте социального партнерства вуза с библиотеками региона // Научные и технические библиотеки. 2008. № 2. С.31-36.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 51.03.06 Библиотечно-информацион-ная деятельность (уровень бакалавриат). 2017.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 51.04.06 Библиотечно-информацион-ная деятельность (уровень магистратура). 2017.