БИБЛИОСФЕРА, 2017, № 1, с. 58-62 / BIBLIOSPHERE, 2017, no 1, pp. 58-62
Библиотековедение
УДК 023:331.548:373 ББК 78.34+74.200.53 DOI 10.20913/181 5-3186-2017-1 -58-62
БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
© В. В. Мишова, Э. Н. Огнева, 2017
Кемеровский государственный институт культуры, Кемерово, Россия; e-mail: [email protected]
Статья посвящена проблемам профессиональной ориентации старшеклассников в библиотечно-информаци-онной среде. Представлено исследование диссертационных работ, защищенных за последние 10 лет, в которых отражена проблематика профессионального самоопределения молодежи. Рассматриваются конкурсные мероприятия как вид профориентационной работы, проводимой преподавателями вуза, по формированию интереса к библиотечно-информационной деятельности.
Ключевые слова: профориентационная работа, профессиональное самоопределение, профессиональная ориентация, профориентационные конкурсы, библиотечно-информационная сфера.
Для цитирования: Мишова В. В., Огнева Э. Н. Библиотечно-информационная деятельность как объект профессионального самоопределения старшеклассников // Библиосфера. 2017. № 1. С. 58-62. DOI: 10.20913/18153186-2017-1-58-62.
LIBRARY-INFORMATION ACTIVITY AS AN OBJECT OF SENIOR PUPILS PROFESSIONAL
SELF-DETERMINATION
V. V. Mishova, E. N. Ogneva
Kemerovo State Institute of Culture, Kemerovo, Russia; e-mail: [email protected]
A modern specialist of library-information work should quickly solve extraordinary information problem, professionally carry out expert-consulting, research, design and creative activity. To implement the above mentioned tasks library-information institutions need to attract young creative professionals who have special training.
Dissertations defended for the last 10 years in Russia were analyzed in order to clarify the research development trends on the problems of young generation professional orientation. Analysis of dissertations e-library collection revealed 183 works on relevant topics, 77% of which were devoted to pedagogical specialties.
Kemerovo State Institute of Culture trains unique professionals at the Department of Automated Information Processing Technologies (DAIPT) at specialty «Library-Information Activities», profile «Technology of Automated LibraryInformation Systems». The uniqueness of these specialists is determined by a wide humanitarian education, integration of their training in the field of library-information technologies and resources, information-analytical technologies with acquiring modern software and hardware, information-communication technologies. To attract students to this training direction DAIPT's lecturers have developed forms of using information-communication technology in vocational guidance competitions for schoolchildren. To interact with contestants interactive forms are applied that allow activating participants and organizers joint activity. Competitive events are held both internally and in absentia. Thus, studied theses and the experience of holding vocational guidance competitions among schoolchildren show that there is the necessity to develop science-based approaches to implementation of career-oriented work by higher education institutions in the field of information-library activities using modern interactive forms that activate the conscious activity of pupils.
Keywords: professional orientation work, professional self-determination, vocational guidance, vocational guidance competitions, library-information sphere.
Citation: Mishova V. V., Ogneva E. N. Library-information activity as an object of senior pupils professional self-determination // Bibliosphere. 2017. № 1. P. 58-62. DOI: 10.20913/1815-3186-2017-1-58-62.
Библиотечно-информационная деятельность интегрирует достижения библиотековедения и информатики, педагогики и психологии, менеджмента и маркетинга и т. д. Это позволяет развивать практическую эффективность деятельности библиотек в новых условиях общественного развития.
Ранее библиотека виделась как хранитель информации дискретного характера и ее деятельность за-
ключалась в обеспечении сбора, хранения, обработки и выдачи информации. Сегодня библиотека представляет собой не только реальное, но и виртуальное пространство, обеспечивающее беспрепятственный доступ к информации, является уникальным информационным центром, предоставляющим пользователям необходимые информационные продукты и услуги [1].
В. В. Мишова, Э. Н. Огнева, 2017, № 1, с. 58-62 / V. V. Mishova, E. N. Ogneva, 2017, no 1, pp. 58-62
Современный специалист библиотечно-информа-ционной деятельности способен оперативно решать неординарные информационные задачи, профессионально осуществлять экспертно-консультационную, научно-исследовательскую, проектную и творческую деятельность [5]. Он владеет методами анализа современных документальных потоков, отраслевых информационных ресурсов, технологией аналитико-син-тетической переработки информации, методами выявления и изучения информационных потребностей субъектов информационного рынка, а также обладает профессиональными компетенциями в области проектирования, создания, внедрения и эксплуатации автоматизированных библиотечно-информационных систем.
Для решения этих задач библиотечно-информа-ционные учреждения привлекают молодых креативных специалистов, обладающих специальной профессиональной подготовкой.
Выбор будущей профессии всегда являлся одной из главных и сложнейших жизненных задач. Сегодня, когда происходит ускорение и постоянное обновление социальных и культурных процессов, молодым людям необходимо в более короткие сроки принимать решение о профессиональном и социальном самоопределении - уже в школе они вынуждены продумывать стратегию личностного развития. Поэтому одной из важнейших задач современного образования является создание условий для самоопределения личности [6], чему может содействовать профессионально ориентированная работа, проводимая вузами.
В целях уточнения тенденций развития научных исследований по проблемам профессиональной ориентации молодого поколения нами был проведен анализ диссертационных работ, защищенных в Российской Федерации за последние 10 лет. Базу исследования составил фонд научных работ, представленный в «Электронной библиотеке диссертаций» Российской государственной библиотеки (http://diss.rsl. ги/). Поиск работ осуществлялся по ключевым словам: «профориентация», «профориентационная работа», «самоопределение», «профессиональное самоопределение», «выбор профессии», «профессиональная ориентация», «планирование профессиональной карьеры», «жизненные перспективы».
В рамках исследования предполагалось решить следующие задачи:
• определить общий объем диссертационных работ, посвященных профессиональной ориентации молодежи;
• проанализировать количественное распределение работ по годам;
• определить перечень научных специальностей, по которым были защищены работы;
• выявить диссертационные работы, посвященные формированию готовности школьников к самоопределению в конкретных областях профессиональной деятельности и, в частности, в библиотечно-ин-формационной сфере.
Анализ фонда электронной библиотеки диссертаций позволил выявить 183 работы, соответствующие указанным критериям поиска. На рисунке 1 представлено количественное распределение работ с 2006 по 2015 г. Результаты исследования показали, что научный интерес к теме профориентации за этот период имеет тенденцию к снижению. С 2007 по 2013 г. количество защищенных работ варьируется незначительно и сопоставимо со статистической погрешностью.
Работы, вошедшие в выборку, были защищены по 15 различным научным специальностям. Анализ показал, что наибольшая часть диссертаций относится к педагогическим специальностям, что составляет 77% от общего объема работ. При этом по специальности 05.25.03 «Библиотековедение, библио-графоведение и книговедение» были выявлены две работы, посвященные профессиональной ориентации в сфере библиотечно-информационного образования.
Далее был проведен анализ диссертационных работ, в которых рассматриваются вопросы формирования готовности школьников к самоопределению в конкретных областях профессиональной деятельности. В результате за весь период была выявлена 21 работа, что составляет 11,5% от общего объема исследованных диссертаций.
Для распределения диссертационных работ по областям профессиональной деятельности использовался реестр областей и видов профессиональной деятельности, представленный на сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
Рис. 1. Количественное распределение диссертационных работ по годам Fig. 1. Distribution of dissertations number by years
(http://profstandart.rosmintrud.ru/reestr-oblastej-i-vidov-professionalnoj-deatelnosti). В представленном перечне отсутствовали рубрики, связанные с военным делом и экологией, которые были нами добавлены.
Результаты анализа (рис. 2) показывают, что большинство работ (8 работ) посвящены формированию готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению в областях, связанных с промышленностью. Диссертаций, представляющих исследования по профессиональной ориентации школьников в библиотечно-информационной сфере, выявлено не было.
Проблема формирования готовности к профессиональному самоопределению в библиотечно-инфор-мационной сфере является весьма актуальной и активно обсуждается в профессиональных сообществах. Так, например, А. С. Павлова освещала проблему профориентации в библиотечно-информацион-ной сфере, исследуя мотивы выбора библиотечной профессии среди студентов библиотечного факультета СПбГУКИ [2]. Э. Р. Сукиасян отмечал, что в российской системе подготовки библиотечно-информа-ционных кадров отсутствует важное звено, связанное с профориентационной работой [4]. М. И. Рассадина предлагает модульную систему организации профориентационной работы в системе непрерывного библиотечного образования [3].
Таким образом, научные разработки в сфере профессионального самоопределения в библиотечно-ин-формационной сфере ведутся. Однако проведенное исследование показало, что проблема организации профориентационной работы со старшеклассниками разработана в незначительной степени.
В рейтинге востребованных профессия библиотекаря стоит у молодого поколения россиян далеко не на первом месте.
Это связано с тем, что:
• большинство молодежи имеет поверхностное представления об этой профессии;
• в обществе сильны стереотипы восприятия профессий, связанных с библиотечно-информацион-ной деятельностью;
• в библиотечно-информационных учреждениях, как и во всех бюджетных организациях, невысокая заработная плата.
Между тем сегодня библиотечно-информацион-ные работники - это, как правило, высококвалифицированные специалисты, владеющие передовыми информационно-коммуникационными технологиями и методами информационного поиска.
В Кемеровском государственном институте культуры (КемГИК) на кафедре технологии автоматизированной обработки информации (ТАОИ) готовят уникальные кадры по направлению подготовки «Библио-течно-информационная деятельность», профилю «Технология автоматизированных библиотечно-информа-ционных систем». Будущие специалисты получают широкое гуманитарное образование, интегрируются в область библиотечно-информационных технологий и ресурсов, овладевают современными программными и техническими средствами, информационно-коммуникационными технологиями.
Для привлечения абитуриентов на указанное направление подготовки преподавателями кафедры ТАОИ регулярно проводятся различные профориен-тационные мероприятия. Помимо традиционных форм, которые включают личные встречи со школьниками, беседу о деятельности института и направлениях подготовки, проведение дней открытых дверей, предложена новая форма работы по активизации самоопределения школьников - профориентационные конкурсы. Такая форма профориентационной работы формирует положительное эмоциональное отношение школьников к обучению в вузе, стимулирует проявление самостоятельности, развивает мыслительное и эмоциональное познание в области будущей профессии и помогает находить приемы, способы и методы творческой деятельности.
Рис. 2. Соотношение диссертационных исследований по профориентации с областями профессиональной деятельности Fig. 2. Results of analyzing dissertation research topics on vocational guidance in specific professional areas
В. В. Мишова, Э. Н. Огнева, 2017, № 1, с. 58-62 / V. V. Mishova, Е. N. Одпеуа, 2017, по 1, рр. 58-62
Целью конкурсов является формирование интереса к библиотечно-информационной деятельности; духовно-нравственное, эстетическое воспитание учащихся; популяризация информационных технологий, используемых в образовательном процессе; создание условий для развития и реализации творческих способностей учащихся в ходе создания собственных проектов.
В ходе проведения конкурсных мероприятий решаются следующие задачи:
• выявление у учащихся личностных качеств, необходимых для будущей профессиональной деятельности;
• развитие творческих способностей;
• формирование у учащихся умений создавать, собирать, систематизировать информацию в электронном виде;
• отработка навыков использования ИКТ для поиска, идентификации и представления необходимой информации;
• обобщение опыта и анализ использования информационных технологий в учебном процессе;
• воспитание этических и правовых норм при работе в Интернете;
• мотивация учащихся к получению профессионального образования в библиотечно-информацион-ной сфере.
Преподавателями кафедры ТАОИ разработаны формы использования информационно-коммуникационных технологий при проведении профессиональных конкурсов. Для взаимодействия с конкурсантами используются интерактивные формы, которые позволяют активизировать совместную деятельность участников и организаторов. Конкурсные мероприятия проводятся как в очной, так и в заочной формах.
С использованием очной формы профориента-ционной работы проводится конкурс «Лоцманы Интернета». Мероприятие проходит в учебных лабораториях вуза, куда приглашаются команды школьников различных образовательных учреждений. В рамках конкурса школьникам даются задания, реализуя которые они выполняют разные типы поиска в Интернете: тематический, фактографический, адресный и др. Информация может быть представлена как в статическом, так и в динамическом виде, и содержать в себе текст, графику и звук.
В состав жюри конкурса входят как преподаватели вуза, так и представители общеобразовательных школ. Каждому члену жюри выдается оценочный лист; при оценивании выполненного задания учитываются не только скорость, но и релевантность, полнота, точность поиска, выбранная командой стратегия.
Список источников
1. Зверевич В. В. Пространство современной библиотеки: «реальное и виртуальное» // Научные и технические библиотеки. 2012. № 11. С. 7-17.
2. Павлова А. С. О профессиональной ориентации как важнейшем звене в системе непрерывного библиотечно-ин-формационного образования // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 3. С. 36-41.
В начале мероприятия и во время подведения итогов конкурса демонстрируются видеоролики, рассказывающие о современных тенденциях в библио-течно-информационной сфере и способствующие повышению интереса школьников к библиотечной профессии.
В заочной форме организован конкурс «Твори! Читай! Будь ярким!», на который необходимо представить творческий проект в виде электронной презентации или web-открытки на заданную тему.
Для интерактивного взаимодействия с конкурсантами необходимо было выбрать площадку для проведения конкурса. Это должен быть ресурс, востребованный среди молодежи и позволяющий обмениваться мнениями, выставлять свои работы и информировать всех участников. Проведя предварительные исследования, мы выбрали одну из наиболее распространенных социальных сетей среди школьников - «ВКонтакте». В ней была создана группа с одноименным названием конкурса «Твори! Читай! Будь ярким!» (http://vk.com/chitai_tvori), в которой приведены все требования, описаны номинации и сроки проведения.
Конкурсные работы оцениваются в соответствии со следующими критериями: соответствие заявленной теме конкурса, жанра и номинации; глубина и оригинальность раскрытия темы; аргументированность утверждений; авторский подход, творческая индивидуальность; логика, последовательность, структурированность изложения; грамотность.
Опыт проведения конкурсов показал увлеченность школьников такими мероприятиями. Конкурсы вызывают заинтересованность в учреждениях среднего общего образования и среднего профессионального образования, количество участников неуклонно растет. Участники отмечают, что конкурсы позволяют в более доступной и интересной форме познакомиться с направлениями работы в сфере биб-лиотечно-информационной деятельности.
Таким образом, исследование диссертационных работ и опыт проведения профориентационных конкурсов среди школьников показывают необходимость разработки научно обоснованных подходов к осуществлению вузами профориентации в информационно-библиотечной сфере с использованием современных интерактивных форм.
Профессиональное самоопределение является важным аспектом в современном мире и требует узконаправленного воздействия на личности школьников, создающего благоприятную среду для ознакомления с библиотечно-информационной деятельностью.
3. Рассадина М. И. Профессиональная ориентация как фактор совершенствования системы непрерывного библиотечного образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Москва : МГУКИ, 2010. 27 с.
4. Сукиасян Э. Р. В каком библиотечном образовании нуждается Россия - «с отрывом или без отрыва от производства» // Научные и технические библиотеки. 2010. № 9. С. 67-72.
5. Moly T. M. Career guidance through libraries in higher educational institutions // Annals of Library and Information Studies. 2007. № 54. P. 185-189.
6. Ahmad P., Yaseen M. The role of the library and information science professionals as managers: a comparative analysis // E-JASL : Electronic J. of Acad. a. Special Librarianship. 2009. № 3. URL: http://southernlibrarianship.icaap.org/content/ v10n03/ahmad_p01 .html (дата обращения: 07.12.2016).
References
1. Zverevich V. V. The modern library space: «real and virtual». Nauchnye i tekhnicheskie biblioteki, 2012, 11, 7-17. (In Russ.).
2. Pavlova A. S. Professional orientation as an important part of the system of continuing library-information education. Vest-nik Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta kul-tury i iskusstv, 2014, 3, 36-41. (In Russ.).
3. Rassadina M. I. Professional naya orientatsiya kak factor so-vershenstvovaniya sistemy nepreryvnogo bibliotechnogo ob-razovaniya [Professional orientation as a factor of improving the system of continuing library education]. Avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Moscow, MGUKI, 2010. 27 p. (In Russ.).
4. Sukiasyan E. R. What library education does Russia need -«on or out of work». Nauchnye i tekhnicheskie biblioteki, 2010,
9, 67-72. (In Russ.).
5. Moly T. M. Career guidance through libraries in higher educational institutions. Annals of Library and Information Studies, 2007, 54, 185-189.
6. Ahmad P., Yaseen M. The role of the library and information science professionals as managers: a comparative analysis. E-JASL: Electronic Jrnl. of Acad. a. Spec. Librarianship, 2009,
10, 3. URL: http://southernlibrarianship.icaap.org/content/ v10n03/ahmad_p01 .html (accessed 07.12.2016).
Материал поступил в редакцию 08.12.2016 г.
Сведения об авторах: Мишова Валерия Викторовна - кандидат педагогических наук,
доцент кафедры технологии автоматизированной обработки информации,
Огнева Элла Николаевна - доцент кафедры технологии автоматизированной обработки информации