Научная статья на тему 'БИБЛИОТЕЧНАЯ ПРОФЕССИОЛОГИЯ В СТРУКТУРЕ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРОВ БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

БИБЛИОТЕЧНАЯ ПРОФЕССИОЛОГИЯ В СТРУКТУРЕ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРОВ БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
201
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
библиотечно-информационное образование / библиотечная профессиология / профессиональный стандарт / библиотека / библиотекарь / библиотечно-информационная деятельность. / library and information education / library professionology / professional standard / library / librarian / library and information activity.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Булдина Г.И., Лопатина Н.В.

Статья посвящена актуальным задачам теории и методики библиотечноинформационного образования. Определяется целесообразность проектирования кадрового потенциала отрасли посредством педагогического инструментария в соответствие с целевыми ориентирами, обозначенными в проекте профессионального стандарта «Специалист по библиотечно-информационной деятельности». Представлена созданная в Московском государственном институте культуры педагогическая система, объединяющая практикоориентированный подход и фундаментальные отраслевые знания и реализуемая в рамках направления подготовки 51.04.06 – Библиотечно-информационная деятельность (программа магистратуры «Теория и методология информационно-аналитической деятельности»). Раскрыта ориентация системы на формирование системного понимания библиотеки через углубленное изучение ее отдельных элементов посредством теоретического инструментария частных библиотечно-информационных научных дисциплин. Результативность системы рассмотрена на примере библиотечной профессиологии как комплексной дисциплины. Показано расширение ее функций и модернизация содержания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Булдина Г.И., Лопатина Н.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LIBRARY PROFESSIONOLOGY IN THE STRUCTURE OF THE PREPARATION OF MASTERS OF LIBRARY AND INFORMATION ACTIVITIES

The article is devoted to the actual problems of the theory and methodology of library and information education. The expediency of designing the personnel potential of the industry by means of pedagogical tools in accordance with the targets indicated in the draft professional standard “Specialist in library and information activities” is determined. The article presents a pedagogical system created at the Moscow State Institute of Culture, combining a practice-oriented approach and fundamental industry knowledge and implemented within the framework of the training area 51.04.06 – Library and Information activities (master’s degree program “Theory and methodology of information and analytical activities”). The orientation of the system to the formation of a systematic understanding of the library through an in-depth study of its individual elements through the theoretical tools of private library and information scientific disciplines is revealed. The effectiveness of the system is considered on the example of library professionology as a complex discipline. The expansion of its functions and the modernization of its content are shown.

Текст научной работы на тему «БИБЛИОТЕЧНАЯ ПРОФЕССИОЛОГИЯ В СТРУКТУРЕ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРОВ БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

БИБЛИОТЕЧНАЯ ПРОФЕССИОЛОГИЯ

В СТРУКТУРЕ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРОВ

БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УДК 023

http://doi.org/10.24412/1997-0803-2021-6104-143-150

Г. И. Б у л дин а, Н. В. Л о п а тин а

Московский государственный институт культуры, Химки, Московская область,

Российская Федерация,

e-mail: galabuldina@yandex.ru

Аннотация: Статья посвящена актуальным задачам теории и методики библиотечно-

информационного образования. Определяется целесообразность проектирования

кадрового

потенциала отрасли посредством педагогического инструментария в соответствие с

целевыми

ориентирами, обозначенными в проекте профессионального стандарта «Специалист

по библиотечно-информационной деятельности». Представлена созданная в Московском

государственном институте культуры педагогическая система, объединяющая

практико-

ориентированный подход и фундаментальные отраслевые знания и реализуемая в

рамках

направления подготовки 51.04.06 – Библиотечно-информационная деятельность

(программа

магистратуры «Теория и методология информационно-аналитической деятельности»).

Раскрыта

ориентация системы на формирование системного понимания библиотеки через

углубленное

изучение ее отдельных элементов посредством теоретического инструментария

частных

библиотечно-информационных научных дисциплин. Результативность системы

рассмотрена

на примере библиотечной профессиологии как комплексной

дисциплины. Показано расширение

ее функций и модернизация содержания.

Ключевые слова: библиотечно-информационное образование, библиотечная

профессиология,

профессиональный стандарт, библиотека, библиотекарь,

библиотечно-информационная

деятельность.

Для цитирования: Булдина Г.И., Лопатина Н.В. Библиотечная профессиология в

структуре

подготовки магистров библиотечно-информационной деятельности // Вестник

Московского

государственного университета культуры и искусств. 2021. № 6. С. 143-150.

http://doi.

org/10.24412/1997-0803-2021-6104-143-150

БУЛДИНА ГАЛИНА ИВАНОВНА – кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры

библиотечно-

информационных наук Московского государственного института культуры

ЛОПАТИНА НАТАЛЬЯ ВИКТОРОВНА – доктор педагогических наук, профессор, заведующий

кафедрой

библиотечно-информационных наук Московского государственного института культуры

BULDINA GALINA IVANOVNA – Candidate of Pedagogical Sciences, Associate

Professor, Associate Professor,

Department of Library and Information Sciences, Moscow State Institute of

Culture

LOPATINA NATALIA VIKTOROVNA – Doctor of Pedagogy, Professor, Head of the

Department of Library and

Information Sciences, Moscow State Institute of Culture

© Булдина Г.И., Лопатина Н. В., 2021

LIBRARY PROFESSIONOLOGY IN THE STRUCTURE

OF THE PREPARATION OF MASTERS OF LIBRARY

AND INFORMATION ACTIVITIES

G a lina I. B u l dina, N a ta li a V. L o p a t ina

Moscow State Institute of Culture, Khimki city, Moscow Region, Russian

Federation,

e-mail: galabuldina@yndex.ru

Abstract: The article is devoted to the actual problems of the theory and

methodology of library and

information education. The expediency of designing the personnel potential of

the industry by means of

pedagogical tools in accordance with the targets indicated in the draft

professional standard “Specialist

in library and information activities” is determined. The article presents a

pedagogical system created

at the Moscow State Institute of Culture, combining a practice-oriented

approach and fundamental

industry knowledge and implemented within the framework of the training area

51.04.06 – Library and

Information activities (master’s degree program “Theory and methodology of

information and analytical

activities”). The orientation of the system to the formation of a systematic

understanding of the library

through an in-depth study of its individual elements through the theoretical

tools of private library and

information scientific disciplines is revealed. The effectiveness of the system

is considered on the example

of library professionology as a complex discipline. The expansion of its

functions and the modernization

of its content are shown.

Keywords: library and information education, library professionology,

professional standard, library,

librarian, library and information activity.

For citation: Buldina G.I., Lopatina N.V. Library professionology in the

structure of the

preparation of masters of library and information activities. The Bulletin of

Moscow State University

of Culture and Arts (Vestnik MGUKI). 2021, no. 6 (104), pp. 143-150. (In

Russ.). http://doi.

org/10.24412/1997-0803-2021-6104-143-150

Проект профессионального стандарта

«Специалист по библиотечно-информаци-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

онной деятельности» [1], разработанный

и прошедший общественное обсуждение

в 2021 году, закрепляет компетентностные

ориентиры магистерской подготовки, вы-

страивая соответствие между конкретными

трудовыми функциями, требованиями к об-

разованию и уровнем квалификации. Уровень

квалификации 7, который предполагает нали-

чие квалификации магистра библиотечно-ин-

формационной деятельности, соответствует

обобщенным трудовым функциям (ОТФ):

«Библиографическая и информационно-

аналитическая деятельность», «Библиотечная

исследовательская, методическая и проектная

деятельность» и «Организация деятельности

структурного подразделения библиотеки» [1].

Каждая из перечисленных ОТФ отличается

усилением интеллектуального компонента

библиотечно-информационной деятельности

и владением готовности к принятию управ-

ленческих решений не только на уровне от-

дельной производственной операции (би-

блиотечно-информационной технологии),

но и на уровне библиотеки как системы в рус-

ле структурно-функционального подхода,

разработанного Ю.Н. Столяровым. [2] Это

определяет конфигурации взаимодействия

практико ориентированного подхода (который

выводится сегодня на уровень приоритетных

для системы высшего образования) и фун-

даментального знания (как основы для лю-

бых видов научной деятельности, готовность

к которой является обязательным результатом

магистерской подготовки).

С одной стороны, анализ ОПОП по на-

правлению подготовки 51.04.06 - «Библио-

течно-информационная деятельность» обяза-

тельно включают дисциплины теоретической

направленности, формирующие системное

понимание научного изучения библиотечных

и смежных практик в рамках классической

отраслевой триады «библиотековедение, би-

блиографоведение и книговедение». С другой

стороны, мы не наблюдаем выхода на экспли-

кацию системного понимания библиотеки

как организации через углубленное изучение

ее отдельных элементов – «библиотечного

фонда», «библиотекаря», «читателя», «мате-

риально-технической базы» - посредством

теоретического инструментария частных

библиотечно-информационных научных

дисциплин (библиотечно-информационных

дисциплин второго и третьего уровней).

И это позволяет усомниться в педагогической

результативности отраслевых магистерских

программ, формирующих не только научные

и педагогические компетенции, но и профес-

сиональные компетенции интеллектуального

и управленческого содержания, практико-

ориентированность более высоких уровней

профессиональной деятельности.

Столь сложная преамбула, которая

может показаться излишне наукообразной

и оторванной от реальности и для практи-

ков, и для библиотековедов, тем не менее, соз-

дает актуальный дискурс для методологии

и технологий библиотечно-информационного

образования как особого научного направ-

ления. Причем в данном случае речь идет

не только о дискурсивных практиках,

но и о новых возможностях социокультурного

проектирования библиотечного дела в русле

неоинституционального подхода, разработан-

ного Н.В. Лопатиной. В его основе - понимание

кадрового потенциала библиотечного дела

как ключевого фактора развития библиотеч-

ной и информационной сферы, а также рас-

крытие зависимости состояния и динамики

библиотечного дела от компетентностного

уровня отраслевых профессиональных ре-

сурсов. Проводимые лабораторией социаль-

но-информационных технологий МГИК ис-

следования с использованием методов сбора

и анализа данных из открытых источников

отраслевой профессиональной информации

показывают преобладание «мягких навыков»

(«гибких навыков») над профессиональны-

ми знаниями и владениями специфических

отраслевых инструментов (теоретических,

технологических) у отдельных категорий би-

блиотечно-ифнормационных специалистов,

относимых к уровню квалификации 7. На-

пример, владение универсальными техниками

работы в коллективе, универсальными мето-

диками проектной деятельности, коммуни-

кативные способности, лидерские качества,

сформированные на высоком уровне, весьма

часто «соседствуют» с полным отсутствием

базовых знаний производственного процесса

в библиотеке (производство информационных

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

продуктов и информационных услуг). Смыс-

ловой анализ письменных и устных текстов

занятых в библиотечном деле специалистов

данного уровня квалификации демонстрирует

отсутствие понимания специфики содержания

библиотечно-информационной деятельности

как особого рода целенаправленного взаи-

модействия социальных субъектов. Данная

ситуация не просто изменяет конфигурации

библиотечной профессии, но и приводит

к дисфункции библиотеки как социального

института.

Одним из решений современных про-

блем развития библиотечной профессии вы-

ступает целенаправленное проектирование

кадрового потенциала отрасли посредством

педагогического инструментария. В совре-

менной ситуации одним из таких решений

выступает реализация содержания обуче-

ния, отвечающего особенностям конкрет-

ного вида профессиональной деятельности.

Приложением такого решения к подготовке

магистров библиотечно-информационной

деятельности может стать декомпозиционное

освоения базовых элементов системы «би-

блиотеки как организации» в формате кон-

кретных учебных дисциплин с интеграцией

на уровне межпредметных связей и иных форм

учебной деятельности (например, практики,

научно-исследовательской работы).

Представим опыт подобных решений

на примере магистерской программы «Теория

и методология информационно-аналитиче-

ской деятельности» по направлению подготов-

ки 51.04.06 – Библиотечно-информационная

деятельность. В 2021 году были разработаны,

утверждены и внедрены в образовательный

процесс профессиональные компетенции,

сопряженные с проектом профессионального

стандарта. Системный характер библиотеч-

но-информационной деятельности находит

отражение в большинстве компетенций,

однако, на уровне отдельных индикаторов

и дисциплин делается акцент на конкретные

элементы, определенные Ю.Н. Столяровым [2],

с учетом специфики информационно-

аналитической деятельности как одного из ее

видов. (Таблица 1)

Экспликация, представленная в таблице,

безусловно, отражает специфику магистер-

ской программы, формируемую в ходе про-

филирования обучения. Выбор готовности

к информационно-аналитической деятельно-

сти в качестве ключевого педагогического ори-

ентира определяет особенности рассмотрения

базовых элементов библиотеки в сопряженно-

сти с проектом профессионального стандарта.

Например, «классическое» представление би-

блиотечного фондоведения в рамках данной

магистерской программы невозможно, так

как формирование готовности к трудовым

действиям, связанным с формированием,

учетом, обработкой, организацией и сохра-

нением библиотечных фондов осуществляется

в рамках программ бакалавриата. В рамках

комплексной готовности к информационно-

аналитической деятельности данный элемент

представляется дисциплинами, формирующие

знание целевых и функциональных возмож-

ностей информационных ресурсов и инфор-

мационных институтов и условий доступа

к ним; теории информационного мониторин-

га; теории информационного рынка; типов

и видов информационных продуктов и услуг;

пониманием актуальных тенденций развития

информационного рынка.

Особое внимание в рамках проектиру-

емой педагогической системы мы уделяем

библиотечной профессиологии как комплекс-

ной дисциплине, формирующей компетен-

ции, принципиально значимые не только

для информационно-аналитической деятель-

ности (как основной для данной программы),

но и для других видов библиотечно-инфор-

мационной деятельности, требующих уров-

ня квалификации 7. Комплексный характер

библиотечной профессиологии определяется

механизмами формирования и институциона-

лизации данного научного направления – как

в рамках библиотечной науки, так и в рамках

других отраслей. «Акмеологический словарь»

представляет профессиологию как научную

дисциплину, изучающую закономерности

и тенденции профессионализации отрасли,

и определяет ее комплексный характер, обо-

значая межпредметный генезис на стыке фи-

Таблица 1. Соотнесение категорий современной библиотечной науки с

дисциплинарными и компетентностными

декомпозициями программы магистратуры МГИК по направлению 51.04.06 (2021 год)

Категории

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

библиотековедения

(базовые элементы

библиотеки)

«Библиотечный фонд»

«Библиотекарь»

«Читатель» («потреби-

тель»)

«Материально-техниче-

ская база»

Профессиональные компетенции и их

индикаторы, определенные для программы

«Теория и методология информационно-

аналитической деятельности» (направление

подготовки 51.04.06)

ПК-7 Готов к разработке и созданию информаци-

онно-аналитических продуктов и услуг

ПК – 7.4 – Находит, отбирает, оценивает инфор-

мационные ресурсы в соответствии с задача-

ми информационно-аналитической поддержки

научной, образовательной, производственной,

социокультурной деятельности.

ПК-4 Готов к реализации аналитических, пе-

дагогических и управленческих задач развития

кадрового ресурса отрасли и непрерывного про-

фессионального библиотечно-информационного

образования

ПК 4.1 – Применяет актуальные технологии вза-

имодействия с профессиональным библиотеч-

но-информационным сообществом

ПК-1 - Готов к разработке, организации и про-

ведению научных исследований по актуальным

направлениям и проблемам библиотечно-инфор-

мационной деятельности

ПК-1.3 – Результативно изучает информационную

культуру современного общества и разрабатывает

проекты ее развития

ПК-6 Готов к проектированию, организации

и реализации информационно-аналитической

деятельности

ПК 6.3 – Проектирует материально-техническую

базу информационно-аналитической деятель-

ности

Дисциплина учебного плана

программы «Теория

и методология информационно-

аналитической деятельности»

(направление подготовки

51.04.06)

«Рынок информационных продук-

тов и услуг»;

«Интеллектуальные информа-

ционные системы»; дисциплины

по информационно-аналитическо-

му обеспечению отдельных видов

деятельности

«Библиотечная профессиология»

«Современная информационная

культура»

«Материально-техническая база

информационно-аналитической

деятельности»

лософии, социологии, психологии и других

наук. [3] Принципиальное значение профес-

сиологии было разработано Э.В. Балакиревой,

раскрывшей возможности профессиологиче-

ского подхода как методологии современного

профессионального образования. [4]

Следует отметить высокий уровень раз-

работанности профессиологического поля

в рамках библиотековедения, которая уходит

корнями в 1920-ые годы и активно развива-

ется, по мнению Э.Р. Сукиасяна, с 1970-х го-

дов. [5] Это определяется приоритетными

позициями в теоретико-методологическом

арсенале отраслевой науки структурно-функ-

ционального подхода, определяющего при-

стальное внимание к библиотечному специ-

алисту и детерминации системных связей как

объектам исследования. [2,6] Доказательное

обоснование библиотечной профессиологии

как учебной дисциплины, наряду с ее особым

научным статусом, представлено А.С. Чачко.

[7] Данная идея была реализована и введена

в традиционные практики библиотечного

образования [8,9,10].

Новизна предлагаемого решения опреде-

ляется, во-первых, тем, что оно разработано

специально для уровня подготовки «маги-

стратура», тогда как упомянутый опыт отно-

сился к уровню подготовки «специалитет»;

во-вторых, ориентацией на профессиональную

стандартизацию как инструмент управления

взаимодействием института профессии и об-

разования. [11]

Дисциплина «Библиотечная професси-

ология» выполняет в рамках магистерской

программы несколько формирующих функ-

ций. Во-первых, мировоззренческая функция,

предполагающая формирование адекватного

понимания динамики библиотечной профес-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

сии в условиях континуума информационного

развития.

Во-вторых, профессионально- и лич-

ностно-ориентационная функция, в основе

которой лежит поддержка профессиональной

карьеры студентов магистратуры, включение

механизмов профессиональной рефлексии.

В числе приоритетных задач выступает форми-

рование устойчивого позитивного отношения

к библиотечной профессии и способности

к самостоятельному построению профес-

сиональной, в том числе, образовательной,

траектории на основе полученных знаний

о библиотечной профессии и отраслевой про-

фессиональной среде.

В-третьих, формирования аналитических

и научно-исследовательских компетенций.

В данном случае основной акцент делается

на исследования человека, в частности, библи-

отечных специалистов, сквозь призму про-

фессиональных аспектов их деятельности,

изучение определенности характера социаль-

ной активности, социальных ролей и стату-

сов именно спецификой профессиональной

деятельности. Эти исследовательские задачи

отвечают современной повестке библиотеч-

но-информационных наук и стратегической

аналитики библиотечного дела.

В-четвертых, функция формирования

организационно-управленческих владений,

в основе которых не просто знание библи-

отечной профессиографии, но и готовность

к целесообразному и эффективному развитию

человеческого капитала в библиотечном деле,

а также к профессиографическому проекти-

рованию в рамках отдельной организации

или отрасли.

В-пятых, функция формирования пе-

дагогических компетенций и способности

к методической и педагогической деятельности

в условиях высокой динамики библиотеч-

ной профессии для обеспечения актуального

компетентностного состояния отрасли. Ре-

ализация этой функции имеет прямые дис-

циплинарные связи с дисциплиной «Теория

и методология библиотечно-информацион-

ного образования».

Курс включает 7 разделов: «Библиотечная

профессиология как научное направление»,

«Теоретико-методологические проблемы ос-

мысления библиотечной профессии», «Ме-

тодологическая специфика интерпретации

библиотеки и библиотечной профессии в со-

временной системе социальных и гуманитар-

ных наук», «Теоретико-методологические ос-

нования определения сущности библиотечной

профессии», «Неоинституциональный подход

к библиотечной профессии: теоретические

и прикладные перспективы», «Специфика со-

циальных позиций библиотечной профессии

в условиях информатизации», «Библиотечная

профессия и профессиональное образование».

Это содержание реализуется посредством

занятий лекционного и семинарского типа,

а также самостоятельных заданий текущего

контроля, при этом около 30% аудиторных

занятий проводится в интерактивной форме

(конференции, дискуссии, проблемные семи-

нары, взаимное оценивание). Промежуточная

аттестация проводится в форме эссе, позво-

ляющего оценить не только сформированные

в ходе знания, умения и владения, но и рефлек-

сивный компонент, уровень осмысления спец-

ифики библиотечной профессии, готовность

к проектированию своего места в ней. Выявлен-

ные в ходе текущего контроля и промежуточ-

ной аттестации показатели сформированности

заявленной компетенции и ее декомпозиций

в соответствие с заданными индикаторами,

а также показатели интеграции студентов

и выпускников в профессиональное сообще-

ство позволяют говорить о результативности

построенной педагогической системы.

Таким образом, актуальные задачи со-

временной методологии и технологий библи-

отечно-информационного образования опре-

деляются необходимостью целенаправленного

проектирования кадрового потенциала отрас-

ли посредством педагогического инструмента-

рия. Ответом на вызовы современной повест-

ки взаимодействия институтов библиотечной

профессии и профессионального образования

выступает проектирование педагогической

системы, обеспечивающей взаимодействие

практико- ориентированного подхода и фун-

даментального знания, идентифицирующего

уникальность библиотечно-информационной

деятельности.

В основе педагогической системы подго-

товки магистров библиотечно-информацион-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ной деятельности, представляемой в качестве

опытного образца Московским государствен-

ным институтом культуры, лежит форми-

рование системного понимания библиотеки

как организации через углубленное изучение

ее отдельных элементов – «библиотечного

фонда», «библиотекаря», «читателя», «мате-

риально-технической базы» - посредством

теоретического инструментария частных

библиотечно-информационных научных

дисциплин (библиотечно-информационных

дисциплин второго и третьего уровней),

в том числе – библиотечной профессиологии.

Результативным является внедрение в учеб-

ный процесс библиотечной профессиологии

как комплексной дисциплины предполагает

расширение ее функций и модернизацию со-

держания в русле реагирования на актуальные

процессы развития библиотечной профессии.

Спи с о к ли т ер а т у р ы

1. Профессиональный стандарт «Специалист по библиотечно-информационной

деятельности»: Проект.

Текст: электронный. URL: https://rgub.ru/files/profstandart_project-970-2.pdf

Дата обращения:

07.12.2021

2. Столяров Ю.Н. Библиотека: структурно-функциональный подход.- М.: Книга,

1981.- 255 с.

3. Акмеологический словарь / Под общ. ред. А.А. Деркача. – М.: Изд-во РАГС,

2004. – 161 с.

4. Балакирева Э.В. Профессиологический подход в профессиональном образовании. -

СПб.: Издательство

РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. - 255 с.

5. Сукиасян Э.Р. Библиотечная профессия. Кадры. Непрерывное образование: сб.

статей и докладов .- М.:

ФАИР-ПРЕСС, 2004 .- 448 с.

6. Соколов А.В. Библиотечная профессиология в системе библиотековедческих наук

// Библиотековеде-

ние. - 2003. № 4. - С. 29-33.

7. Чачко А.С. Проблемы совершенствования работы с кадрами крупной научной

библиотеки

(профессионально личностные качества библиотечных специалистов): автореф. дис.

.канд. пед.

наук. - Л.: ЛГИК, 1979. – 14 с.

8. Столяров Ю.Н. Библиотечная профессиология// Высшие библиотечные курсы:

Тематич.план

и программы. – М., 1993. – С.42-44.

9. Рубанова Т.Д. Библиотечная профессиология: Программа спецкурса и

метод.указания для студентов. –

Челябинск, 1990. – 24 с.

10. Библиотечная профессия: проблемы и их отражение висследованиях// Российское

библиотековедение:

ХХ век. Направления развития, проблемы и итоги: Опыт монографического

исследования/ Сост.

Ю.П. Мелентьева – М.: Гранд-Фаир, 2003. – С. 240-241.

11. Кузнецова Т.Я. Профессиональная стандартизация библиотечно-информационной

деятельности:

концептуальные подходы // Вестник Московского государственного университета

культуры

и искусств. – 2020. – № 6(98). – С. 144-150.

R ef er en c e s

1. Professional standard “Specialist in library and information activities”:

Project. Text: electronic. URL: https://

rgub.ru/files/profstandart_project-970-2.pdf Date of application: 07.12.2021

2. Stolyarov Yu.N. Library: a structural and functional approach. - M.: Book,

1981.- 255 p.

3. Acmeological dictionary / Under the general editorship of A.A. Derkach. –

M.: RAGS Publishing House,

2004. – 161 p.

4. Balakireva E.V. Professionological approach in vocational education. - St.

Petersburg: Publishing House of

A.I. Herzen RSPU, 2008. - 255 p.

5. Sukiasyan E.R. Library profession. Frames. Continuing education: collection

of articles and reports . - Moscow:

FAIR PRESS, 2004.- 448 p.

6. Sokolov A.V. Library professionology in the system of library sciences //

Librarianship. - 2003. No. 4. - pp. 29-33.

7. Chachko A.S. Problems of improving work with the staff of a large scientific

library (professional and personal

qualities of library specialists): autoref. dis. .candidate of Pedagogical

Sciences. - L.: LGIK, 1979. - 14 p.

8. Stolyarov Yu.N. Library professionology // Higher library courses:

Thematic.plan and programs. – M., 1993. –

pp.42-44.

9. Rubanova T.D. Library professionology: Special course program and

method.instructions for students. –

Chelyabinsk, 1990. – 24 p.

10. Library profession: problems and their reflection in research// Russian

Library Science: the twentieth

century. Directions of development, problems and results: The experience of

monographic research/ Comp.

Yu.P. Melentyeva – M.: Grand-Fair, 2003. – pp. 240-241.

11. Kuznetsova T.Ya. Professional standardization of library and information

activities: conceptual approaches //

Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts. – 2020. – № 6(98).

– Pp. 144-150.

Поступила в редакцию 06.12.2021

*

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.