Научная статья на тему 'БИБЛИОМЕТРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ В НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ ELIBRARY.RU'

БИБЛИОМЕТРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ В НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ ELIBRARY.RU Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
41
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОКУМЕНТОПОТОК / ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ / БИБЛИОМЕТРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / ЧТЕНИЕ ДЕТЕЙ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Подгорнова Е.Ю.

Представлены проблемы отражения вопросов читательской грамотности в документальном потоке. Выявлены основные направления изучения читательской грамотности. Дана оценка динамики документопотока. Выделены особенности авторской структуры и оценка их цитирования. Охарактеризована типо-видовая структура документопотока и рассеяние публикаций в периодических изданиях, отраслевая характеристика микропотока по проблемам чтения и читательской грамотности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BIBLIOMETRIC ANALYSIS OF READING LITERACY PROBLEMS IN SCIENTIFIC ELECTRONIC LIBRARY ELIBRARY.RU

The paper presents the problems of reflecting the issues of reading literacy in the document flow. The main directions of reading literacy research are identified. The dynamics of document flow are evaluated. The peculiarities of authorship structure and evaluation of their citations are highlighted. Characterized the type-species structure of the document flow and the dispersion of publications in periodicals, industry characteristics of the micro-flow on the problems of reading and reading literacy.

Текст научной работы на тему «БИБЛИОМЕТРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ В НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ ELIBRARY.RU»

РАБОТЫ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ И ПРАКТИКОВ. ПОДГОРНОВА Е.Ю. БИБЛИОМЕТРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ В НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ ELIBRARY.RU

Представлены проблемы отражения вопросов читательской грамотности в документальном потоке. Выявлены основные направления изучения читательской грамотности. Дана оценка динамики документопотока. Выделены особенности авторской структуры и оценка их цитирования. Охарактеризована типо-видовая структура документопотока и рассеяние публикаций в периодических изданиях, отраслевая характеристика микропотока по проблемам чтения и читательской грамотности.

Ключевые слова: документопоток, читательская грамотность, библиометрический анализ, чтение детей.

PODGORNOVA E. YU. BIBLIOMETRIC ANALYSIS OF READING LITERACY PROBLEMS IN SCIENTIFIC ELECTRONIC LIBRARY ELIBRARY.RU

The paper presents the problems of reflecting the issues of reading literacy in the document flow. The main directions of reading literacy research are identified. The dynamics of document flow are evaluated. The peculiarities of authorship structure and evaluation of their citations are highlighted. Characterized the type-species structure of the document flow and the dispersion of publications in periodicals, industry characteristics of the micro-flow on the problems of reading and reading literacy.

Keywords: document flow, reading literacy, bibliometric analysis, children's reading.

РАБОТЫ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ И ПРАКТИКОВ. ПОДГОРНОВА Е.Ю. БИБЛИОМЕТРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ В НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ ELIBRARY.RU

Изучение вопросов развития читательской грамотности у детей началось еще в начале ХХ века на основе общих принципов системного подхода. Проблемы формирования читательской грамотности являлись предметом осмысления многих известных педагогов и просветителей, таких, как Н.К. Крупская, Н.А. Рубакин, А.А. Покровский, Л.Б. Хавкина, Я. Шафир, В.А. Невский, Л.С. Выготский, П. Гуров, А.П. Нечаев, Н.А. Рыбников и др.

В рамках пилотного исследования проведен анализ документного потока по современным проблемам читательской грамотности детей. Поиск источников осуществлялся в Научной электронной библиотеке (НЭБ) eLIBRARY.RU (https://elibrary.ru/defaultx.asp).

НЭБ eLIBRARY.RU - электронная библиотека научных публикаций, интегрированная с Российским индексом научного цитирования (РИНЦ). Электронная библиотека содержит сведения о выходных данных, авторах публикаций, местах их работы, ключевых словах и предметных областях, а

также аннотации и пристатейные списки литературы. Библиотека включает инструменты, позволяющие в автоматизированной режиме оценивать списки публикаций по тематике, году, журналу, в котором была опубликована работа, соавторам, организациям, в которых выполнялись работы, типу публикаций и т.д.

Исследование документного потока проводилось за период с 2013 по 2022 год.

В соответствии с тематическим рубрикатором электронной библиотеки eLIBRARY.RU поиск изначально был ограничен рубриками: 13.31.00 «Библиотечное дело. Библиотековедение»; 13.41.00 «Библиография. Библиографоведение». Поиск осуществлен по ключевым словам и словосочетаниям, приведенным в таблице 1. Были выделены исключительно релевантные публикации, удалено дублирование, поиск по языкам не ограничен.

Всего выявлено 3229 публикаций. В процессе их изучения ставились следующие задачи:

- проанализировать динамику документопотока по проблеме;

- выявить авторов и организации, которые занимаются исследуемой проблемой;

- определить видовую структуру документопотока;

- определить отраслевую структуру документопотока документов, т.е. отрасли знания, в рамках которых исследуется проблема;

- проследить тематическую направленность потока документов, т.е. наиболее актуальные вопросы по формированию читательской грамотности подростков.

Исследование проходила в несколько этапов.

Первым этапом стало выявление литературы и составление рабочей картотеки, которая позволила определить дальнейшие показатели исследований публикаций.

Вторым этапом проведения библиометрического анализа на основе составленной картотеки стал анализ предметного поля темы, с помощью которого выявлены ключевые слова и частота их встречаемости. Тематическая структура документопотока показала, что все работы можно разделить на 9 групп:

1) культура чтения (887);

2) читательская грамотность (78);

3) функциональная грамотность (31);

4) формы работы с детьми в библиотеке (119);

5) проблема чтения у подростков (57);

6) библиопсихология (71);

7) информационная культура (1505);

8) информационная грамотность (271);

9) информационная компетентность (210).

Высокая частота этих слов встречается в литературе за 2018-2020 гг. (табл. 1)

Таблица 1 - Распределение по годам количества публикаций по вопросам формирования читательской грамотности у детей ^ и подростков ____

Ключевые слова Всего 2022 2021 2020 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013

Культура чтения 887 90 89 94 85 81 51 65 50 38 27

Читательская грамотность 78 17 13 6 7 9 3 6 1 2 3

Функциональная грамотность 31 7 3 5 4 4 0 1 2 1 0

Формы работы с детьми в библиотеке 119 19 22 19 13 14 5 4 4 3 2

Проблема чтения у подростков 57 9 9 5 9 4 8 1 1 2 2

Библиопсихология 71 6 9 4 15 8 4 4 1 0 1

Информационная культура 1505 86 93 148 137 146 118 110 111 78 71

Информационная грамотность 271 31 27 38 29 29 23 14 19 19 8

Информационная компетентность 210 22 18 18 29 24 18 8 15 8 12

Итого 3229 287 283 337 328 319 230 213 204 151 126

Больше всего выявлено публикаций по следующим ключевым словам: информационная культура (1505) и культура чтения (887), это связано с тем, что данные словосочетания являются наиболее распространенными в профессиональной литературе. Меньше всего было выявлено документов по ключевым словам: проблема чтения у подростков (57) и функциональная грамотность (31).

Анализ документного потока по году издания свидетельствует о росте числа публикаций по исследуемой проблематике с 2018 по 2020 г., пик публикационной активности в этот период связан с внушительным количеством проведенных конференций по исследуемой теме, рост публикаций в 2018 году свидетельствует о возросшем интересе к данной проблеме (рис. 1).

0

2022 2021 2020 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 Рис. 1 - Распределение по годам количества публикаций по вопросам формирования

читательской грамотности у детей

Третьим этапом проведен анализ авторской структуры потока документов по теме исследования, выявлено более 300 авторов, обращающихся к данной проблеме. Значительная часть публикаций представлена в соавторстве. Авторы представляют различные организации: от научно-исследовательских центров до библиотек. К сожалению, в силу междисциплинарного характера проблемы, круг наиболее продуктивных авторов по проблемам культуры чтения детей и подростков выявить в полной мере сложно.

Формирование читательской грамотности у детей и подростков привлекало внимание таких исследователей и педагогов как К.Д. Ушинский, В.П. Вахтеров, П.О. Афанасьев, С.П. Редозубов, Н.П. Кононыкин, Н.А. Щербакова, Н.Н. Щепетова, М.М. Рубинштейн. Вопросы эволюции понятия «читательская грамотность» отражены в публикациях И.И. Тихомировой, Т.Г. Галактионовой, Ю.П. Мелентьевой, В.А. Бородиной и др.

На современном этапе вопросами изучения формирования читательской грамотности в библиотеках занимаются такие специалисты как Г.Н. Теплова, Д.А. Ольшанский, Н.И. Гендина, В.А. Минкина, Р. Ф. Перцовская и др.

В исследовании выявлены наиболее активные авторы, освещающие проблемы данной тематики, представлен рейтинг цитирований РИНЦ и Индекс Хирша (таблица 2).

База данных РИНЦ выполняет функцию не только инструмента для оценки учёных или научных организаций на основе индекса цитирования, но и авторитетного источника библиографической информации по российской научной периодике.

Индекс Хирша является количественной характеристикой продуктивности учёного, группы учёных, научной организации или страны в целом, основанной на количестве публикаций и количестве цитирований этих публикаций.

Таблица 2 - Рейтинг цитирования авторов

№ Фамилия автора Цитирования в РИНЦ Индекс Хирша

8 Гендина Н.И. 3047 22

4 Волкова ВН. 1424 8

2 Мелентьева Ю.П. 1269 12

7 Минкина В.А. 1001 15

3 Маслова А.Н. 907 11

6 Зверев В.А. 721 8

10 Бородина В.А. 690 8

15 Сметанникова Н.Н. 551 9

13 Мосунова Л.А. 538 11

5 Эрлих В.А. 384 6

17 Равинский Д.К. 376 9

16 Шамсутдинова Т.М. 356 10

11 Тихомирова И.И. 340 7

1 Гузнер И.А. 154 13

12 Мамонтова М.С. 60 4

14 Викулова Л.Г. 44 1

9 Ольшанский Д.А. 7 1

Наибольшее количество работ по исследуемой проблеме выявлено у сотрудников Государственной публичной научно-техническая библиотеки (ГПНТБ СО РАН) (Новосибирск) (Гузнер И.А., Волкова В.Н.), Научный и издательский центр «Наука» РАН (Москва) (Мелентьева Ю.П.), Санкт-

Петербургский государственный институт культуры (Санкт-Петербург) (Минкина В.А.), Московский государственный институт культуры (Москва) (Гендина Н.И.), Российская национальная библиотека (Санкт-Петербург) (Маслова А.Н.).

На четвертом этапе изучена типовая и видовая структура документального потока. По виду издания преобладают в основном статьи (93,6 %), но встречаются и книги (монографии, учебные пособия) (6,4 %). По типу литературы выделяются 2 категории - научная (93,6 %) и учебная (6,4).

Все проанализированные издания были выпущены на русском языке. Динамика типовой и видовой структуры документального потока представлена в виде графика (рис. 2).

Научная ■ Учебная Рис. 2 - Типо-видовая структура документального потока

Из графика видно, что научная литература представляет более 93% документопотока, что свидетельствует о популярности данной темы у исследователей.

Проведен анализ рассеяния статей в периодических изданиях. Объектом данного этапа исследования стало количество публикаций в изданиях. Наибольшее количество публикаций, касающихся читательской грамотности, отражено в изданиях: «Библиотечное дело», «Библиотековедение», «Современная библиотека», «Библиотека», «Молодые в библиотечном деле», «Школьная библиотека», «Библиография» и др. (рис 3).

Библиография 87

Школьная библиотека 156

в БД 196

Библиотека ¡^Н^И^Н^Н^Н^^^^Н^ННН 234

Библиотека 256

Библиотековел=дение 289

Библиотечное дело 350

Рис. 3 - Рассеяние статей в периодических изданиях

В круг высокопродуктивных журналов по исследуемой проблематике вошли профессиональные журналы: Библиотечное дело (350), Библиотековедение (289), Современная библиотека (256), Библиотека (234).

Анализ микропотока по видам документов. Проблематика представлена преимущественно в статьях профессиональных журналов - 68%, в сборниках статей и материалах конференций - 25%, в книгах - 4%, в диссертациях - 3% (рис. 4).

68%

1СО.

.'О

4% 3%

Журналы Сборники Книги Диссертации

Рис. 4 - Анализ микропотока по видам документов

Шестым этапом представлен анализ отраслевой структуры микропотока документов, анализ подтверждает тезис о междисциплинарном характере проблемы. Выявлено 9 отраслей знаний, по которым распределились документы микропотока. Больше всего документов относится к области культура (16%), культурология (9%), педагогика (20%), архивное дело (3%),

книжное дело (11%), информатика (11%), психология (10%), социология (10%), философия (10%).

Предположим, что в данном аспекте исследования, отрасль библиотековедения будет преобладать. Вопросы читательской грамотности и информационной культуры в целом справедливо изучаются в рамках других отраслей знания. Единичные документы в потоке принадлежат к таким отраслям знания, как экономика, литература, политика, география, религия и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

др.

Составление динамических рядов развития типовой и видовой структуры фрагмента документального потока в виде графика позволило обнаружить, что количество проанализированных публикаций увеличилось (с 2013 г. - 2222 г.). Рекордное количество статей по теме выявлено в период с 2018 по 2020 г., что свидетельствует об актуальности данной темы. Количество научных статей с 2018 г. увеличивалось, достигнув своего пика в 2020 г., затем наблюдается снижение количества публикаций.

Тематика проанализированных публикаций достаточно разнообразна. Н. Н. Сметанникова [3, 4] рассматривает актуальные вопросы в области чтения, грамотности и компетентности читателей в связи с принятием различных программ поддержки и развития чтения в Российской Федерации, анализирует современный понятийно-терминологический аппарат по теме исследования, также в её трудах рассматриваются вопросы, посвященные необходимости, возможности и направленности продвижения чтения, которое диктуется снижением уровня образованности молодежи, переходом на новую модель обучения и распространением чтения с экрана.

Д. К. Равинский [2] обращается к судьбе печатного издания и чтения в век информатизации и технологической революции, автор обращается к проблеме необходимости формирования читательской грамотности как базового компонента функциональной грамотности у детей дошкольного возраста.

Н. И. Гендина [1] раскрывает концепцию формирования информационной культуры личности. Характеризует соотношение концепции формирования информационной культуры личности и идеи разработки международных стандартов информационной грамотности. Автор делает акцент на том, что проблемами информационной грамотности занимаются специалисты зарубежных и отечественных библиотек и вузов, при этом в разных странах ее понимают по-разному.

Т. М. Шамсутдинова [5] рассматривает вопросы формирования профессиональной компетентности выпускников вузов в условиях информатизации общества. При этом анализирует понятия информационной культуры и информационной компетенции, приводит этапы формирования профессиональной информационной компетентности студентов.

Подводя итоги изучения документного потока по вопросам формирования читательской грамотности у подростков, мы пришли к следующим выводам.

Исследуемая проблематика преимущественно представлена в статьях профессиональных журналов и материалах различных конференций. Научная статья остается общепринятым источником отражения и распространения нового знания. Материалы научных конференций подтверждают интерес авторов к данной проблеме, их заинтересованности в поиске путей и методов решения данной проблемы.

Исследуемая проблема носит междисциплинарный характер, находясь на стыке таких отраслей, как культура, библиотековедение, информатика и педагогика, психология, философия, книжное дело и др. Тематическая направленность исследований многогранна: от читательской грамотности к информационной и цифровой компетентности.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Гендина, Н.И. Информационная культура и медиаграмотность в России / Н.И. Гендина // Знание. Понимание. Умение. - 2013. - № 4. - С. 7783

2. Равинский, Д.К. Судьбы книги, судьбы чтения: о чем спорят зарубежные специалисты / Д.К. Равинский // Чтение в XXI веке: традиции и тенденции : Материалы Всероссийской научно-практической конференции. К 115-летию Свердловской областной универсальной научной библиотеки им. В.Г. Белинского, Екатеринбург, 29-30 мая 2014 года / Составление и общая редакция: О.В. Моревой. - Екатеринбург: Уральский университет, 2014. - С. 131-137.

3. Сметанникова, Н.Н. Продвижение чтения с помощью чтения с экрана / Н.Н. Сметанникова // Библиотековедение. - 2015. - № 3. - С. 60-78.

4. Сметанникова, Н.Н. Чтение, грамотность, читательская компетентность: стратегия развития / Н.Н. Сметанникова // Библиотековедение. - 2017. - Т. 66. - № 1. - С. 41-48.

5. Шамсутдинова, Т.М. Информационная компетентность как аспект информационной культуры студентов / Т.М. Шамсутдинова // Электронный научно-практический журнал Культура и образование. - 2014. - № 1(5). - С. 41.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Подгорнова Елена Юрьевна, магистрант 2 курса направления подготовки «Библиотечно-информационная деятельность», профиль «Теория и методология информационно-аналитической деятельности», ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.