БИБЛИОСФЕРА, 2014, № 3, с. 69-72
Информатика
УДК 002.2:025.5:001.8
ББК 78.606+78.602+78.371+78.07
БИБЛИОМЕТРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПУБЛИКАЦИЙ ПО ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ
© О. Л. Чурашева, 2014
Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств 191186, г. Санкт-Петербург, Дворцовая набережная, дом 2/4
Обобщены результаты библиометрического анализа публикаций по проблеме формирования информационной культуры личности, представленные в российских научных журналах за 2007-2013 гг. Выявлены наиболее продуктивные авторы и коллективы, разрабатывающие вопросы информационной культуры. Рассмотрена географическая, отраслевая и тематическая структура документального потока по проблеме. Проанализирована продуктивность научных журналов, публикующих статьи по вопросам формирования информационной культуры личности.
Ключевые слова: информационная культура личности, структура микропотока документов, продуктивность научных журналов.
The article reveals the results of bibliometric analysis of publications on the problem of forming personal information culture presented in Russian scientific journals during 2007-2013. The most productive authors and groups investigating the questions of information culture are identified; geographical, industrial and thematic structure of the document flow on the issue are considered; the productivity of scientific journals publishing articles on the forming personal information culture is analyzed.
Key words: personal information culture, structure of microflow of documents, scientific journals productivity.
Формирование информационной культуры (ИК) личности на современном этапе -одно из приоритетных направлений государственной библиотечной политики. Высокий уровень ИК рассматривается как важнейшее условие эффективного взаимодействия личности с современной информационной сферой. Научное сообщество давно приняло тот факт, что само по себе обилие, разнообразие поступающей информации, а также оперативность ее доставки не гарантирует осведомленности и компетентности личности. Непременное условие эффективного взаимодействия личности с информационной сферой - высокий уровень ИК, т. е. умение найти, отобрать, проанализировать информацию и встроить ее в собственную картину мира. В связи с этим научное сообщество проявляет большой интерес к разработке теории и технологии формирования ИК личности, что отражается в значительном количестве публикаций в профессиональных журналах.
Результаты данных библиометрических исследований публикаций по проблеме формирования ИК личности могут служить основой для корректировки научных изысканий, проводимых в этой сфере, в том числе учеными-библиотековедами.
Публикации выявлялись с помощью Научной электронной библиотеки eLibrary, текущих указателей государственной библиографии и систематической картотеки статей Российской национальной библиотеки. Всего найдено 365 публикаций. В процессе их изучения ставились задачи проанализировать:
• динамику микропотока документов по проблеме;
• авторов и организации, которые ведут разработки по вопросам формирования ИК личности;
• географическую структуру микропотока документов по проблеме;
• продуктивность научных журналов, в которых публикуются статьи по вопросам формирования ИК личности;
• отраслевую структуру микропотока документов, т. е. отрасли знания, в рамках которых исследуется проблема формирования ИК личности;
• тематическую структуру микропотока документов, т. е. наиболее актуальные вопросы в области ИК, стоящие перед исследователями на современном этапе.
Анализ микропотока документов по году издания свидетельствует о неуклонном росте числа публикаций, затрагивающих вопросы формирования ИК личности, начиная с 2009 г. Так, в 2009 г. вышло 12,4% всего объема исследуемых публикаций, в 2010 г. - 15,7, в 2011 г. - 16,5, в 2012 г. - 18,7, в 2013 г. - 19,5. Это свидетельствует о все возрастающей актуальности проблемы формирования ИК личности для российского общества, а также о росте интереса к ней со стороны исследователей.
Анализ авторской структуры микропотока документов показывает, что к проблеме ИК в указанный период обращался широкий круг авторов (выявлено 190 авторов). Эти люди представляют различные организации и работают в рамках разнообразных тематических направлений.
Наиболее продуктивным автором на протяжении всего рассматриваемого хронологического периода является Н. И. Гендина, профессор Кемеровского государственного университета культуры и искусств (КемГУКИ). Также следует отметить Г. А. Жаркову (Ульяновский государственный университет), С. В. Олефир (Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования), Л. Н. Рябцеву (КемГУКИ).
Анализ структуры микропотока документов по признаку научного коллектива позволяет более глубокого проанализировать выявленные тенденции. Всего найдено 150 организаций, чьи сотрудники публиковали работы в области формирования ИК личности. Согласно результатам анализа, наибольшее количество публикаций (8%) принадлежит специалистам КемГУКИ. У других организаций, как правило, по 1-2% публикаций. Эти организации представлены исключительно вузами, среди них: вузы культуры и искусств (Московский и Санкт-Петербургский университет культуры и искусств); педагогические вузы (Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Новосибирский государственный педагогический университет и др.); государственные университеты (Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Северо-Кавказский федеральный университет, Сибирский федеральный университет и др.).
Кроме того, имеются единичные публикации по проблемам ИК сотрудников технических, медицинских, сельскохозяйственных, военных, экономических вузов. Для этих учебных заведений изучение проблематики формирования ИК не является профильным направлением научных исследований. Углубленный анализ данных публикаций показал, что они большей частью ориентированы на узкие вопросы формирования ИК студентов этих вузов. Эти публикации носят отрывочный характер, не вносят ничего принципиально нового в теорию и практику формирования ИК, однако
демонстрируют важность развития ИК для успешной профессиональной деятельности специалистов различного профиля.
Анализ микропотока документов по признаку автора и научного коллектива позволяет говорить о наличии одного крупного стабильного центра, изучающего вопросы формирования ИК личности -КемГУКИ. Круг прочих организаций, сотрудники которых проявляют интерес к ИК личности, крайне широк и нестабилен. Эту тенденцию можно оценивать двояко. С одной стороны, как положительную, поскольку наличие стабильного крупного центра изучения ИК позволяет сконцентрировать научный потенциал, материально-технические и информационные ресурсы для глубокого и многоаспектного изучения проблемы. Кроме того, широкий круг организаций, ведущих разработки в области ИК, свидетельствует о междисциплинарности рассматриваемой проблемы. Однако, с другой стороны, данная тенденция - показатель отсутствия стабильного научного интереса к вопросам ИК у представителей всех организаций, за исключением КемГУКИ.
Анализ географической структуры микропотока документов свидетельствует о широкой географии изучения вопросов ИК личности. Лидирует по числу публикаций Сибирский федеральный округ (Кемеровская область и отчасти Новосибирская область). Значительно меньшее число публикаций приходится на Центральный федеральный округ (Москва и Московская область, Белгородская область и др.) и Южный федеральный округ (Краснодарский край, Ростовская область). Кроме того, в микропотоке документов представлены организации и остальных пяти федеральных округов. Таким образом, проблема формирования ИК личности изучалась практически на всей территории РФ, однако, центр ее разработки сосредоточен в Кемеровской области.
В круг высокопродуктивных журналов за период с 2007 по 2013 г. входят следующие журналы: «Вестник КемГУКИ», «Современные проблемы естествознания», «Вестник Южного федерального университета. Педагогические науки», «Вестник МГУКИ». В ареале рассеяния представлены как отраслевые журналы (педагогические, психологические, библиотековедческие, социологические, технические), так и межотраслевые, что еще раз подчеркивает междисциплинарный характер проблемы формирования ИК личности.
Анализ отраслевой структуры микропотока документов подтверждает данный вывод. Выявлено 16 отраслей знания, по которым распределились документы микропотока. Больше всего документов относится к области педагогики (33,8%). Согласно детальному анализу публикаций, формирование ИК рассматривается исследователями как
О. Л. Чурашева, 2014, № 3, с. 69-72
задача различных образовательных уровней (общего, профессионального и дополнительного образования).
Подчеркнем, что значительная часть документов микропотока (12,4%) относится к области библиотековедения. При этом грань между педагогическим и библиотековедческим аспектом изучения проблемы ИК личности крайне условна. Многие публикации, отражающие библиотековедческий аспект ИК, также могут быть отнесены к области педагогики, поскольку формирование ИК рассматривается в данных публикациях как один из аспектов реализации педагогической функции библиотеки в обществе знаний.
Помимо педагогики и библиотековедения, вопросы формирования ИК изучаются в рамках таких отраслей знания, как культурология (8,8% публикаций), социология (6,7%), философия (6,3%), психология (3,6%) и др. Отметим условность отраслевого деления. Анализ публикаций показывает, что зачастую одна статья интегрирует в себе педагогический, культурологический, психологический и другие аспекты, в связи с чем невозможно четко отнести конкретную работу к какой-либо одной отрасли.
Единичные документы в потоке принадлежат к таким отраслям знания, как языкознание, журналистика и др.
Анализ тематической структуры микропотока подтверждает, что в значительной части публикаций ИК рассматривается во взаимосвязи педагогического и библиотековедческого аспекта. Формирование ИК определяется как совместная задача образовательных учреждений и библиотек и позиционируется в качестве важнейшего аспекта реализации образовательной функции библиотеки в современном обществе.
В частности, рассматриваются следующие три вопроса:
1. Инициативы ЮНЕСКО и ИФЛА в области совершенствования ИК. Они освещены прежде всего Н. И. Гендиной, в работах которой всесторонне анализируется научная и методическая деятельность данных организаций по формированию ИК, в частности новая учебная программа ЮНЕСКО по обучению педагогов медиа- и информационной грамотности. Н. И. Гендина указывает, что «медиа-и информационная грамотность, по сути, представляет собой новое обобщающее понятие, сочетающее в себе как традиционные умения по поиску, анализу и синтезу информации, так и умения взаимодействовать с медийным пространством» [1, с. 65].
2. Формирование ИК как задача высшего образования. Подчеркнем, что в 2011-2013 гг. появилось новое тематическое направление, а именно -анализ задач Федеральных государственных стандартов высшего профессионального образования
в области формирования ИК студентов. Работы такой тематики породили необходимость включения компетенций в области ИК в учебные программы, создаваемые на основе новых образовательных стандартов.
3. Развитие ИК как задача системы дополнительного образования. Данный вопрос рассматривается в основном по отношению к преподавателям вузов как к трансляторам знаний и умений в области ИК в студенческую среду. Тем не менее отдельные публикации посвящены повышению квалификации в данной области представителей других профессий (журналистов, экономистов, менеджеров и др.).
В ряде публикаций рассматриваются риски информационного общества (виртуализация, медиатизация, фрагментарность информации, культурно-информационная экспансия, технократизм) и роль ИК в снижении данных рисков.
Отдельные публикации 2007-2010 гг. рассматривают влияние индивидуальных психологических особенностей на уровень ИК; взаимосвязь критического мышления и ИК личности, негативные психологические последствия низкого уровня ИК, провоцирующего информационную перегрузку. Однако в последние годы эти аспекты проблемы практически не изучаются. По нашему мнению, это ведет к поверхностному взгляду на исследуемую проблему, недостаточному вниманию к изучению глубинных причин низкого уровня ИК, которые зачастую лежат именно в области психологии.
Подводя итоги изучения микропотока документов по вопросам формирования ИК за период с 2007 по 2013 г. мы пришли к нескольким выводам.
Во-первых, вопросы формирования ИК изучает широкий круг специалистов. Наиболее продуктивный автор - Н. И. Гендина. Среди организаций, работающих по обозначенной тематике, преимущественно вузы культуры и искусств, а также педагогические вузы. Ведущим коллективом в разработке вопросов формирования ИК является Кем-ГУКИ. Это позволяет сконцентрировать значительные кадровые, финансовые и информационные ресурсы в рамках одного научного центра для глубокого исследования вопросов формирования ИК, но свидетельствует о неустойчивом интересе к проблеме у специалистов других организаций.
Во-вторых, круг высокопродуктивных журналов представлен такими изданиями, как: «Вестник КемГУКИ», «Современные проблемы естествознания», «Вестник Южного федерального университета. Педагогические науки», «Вестник МГУКИ». «Вестник КемГУКИ» показывает стабильно высокую продуктивность на протяжении всего исследуемого периода, что подтверждает лидерство сотрудников КемГУКИ в разработке вопросов формирования ИК.
Наконец, анализ ареала рассеяния публикаций, отраслевой и тематической структуры микропотока документов свидетельствует о междисциплинарном характере проблемы ИК личности. Однако преимущественно проблемы ИК рассматриваются в педагогическом контексте, в том числе как ключевое направление образовательной деятельности библиотеки в обществе знаний.
Литература
1. Гендина Н. И. Проблема интеграции информационной и медиаграмотности: международный опыт и российские реалии // Вестн. Кем. гос. ун-та культуры и искусств. - 2012. - № 19, ч. 1. - С. 54-71.
Материал поступил в редакцию 04.04.2014 г.
Сведения об авторе: Чурашева Ольга Леонидовна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры библиотековедения и теории чтения, тел.: (812) 314-31-67, e-mail: [email protected]