УДК 37.015.31
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ КУРСА «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО АКМЕОЛОГА ЧТЕНИЯ»
Т. Г. Фирсова
Фирсова Татьяна Геннадьевна - кандидат филологических наук, доцент, кафедра начального языкового и литературного образования, Саратовский государственный университет, Россия E-mail: [email protected]
Понятия «чтение» и «читательская компетентность» рассмотрены в широком социокультурном аспекте. Читательская некомпетентность истолкована как фактор социального риска. Выделены пути решения проблемы интенсификации чтения и повышения функциональной грамотности в зарубежных странах и Российской Федерации. Обоснована актуальность разработки инновационного учебного курса; определена методологическая база дисциплины; раскрыто содержание модульной системы курса («Введение в курс», «Читательское развитие личности: теоретико-методический аспект», «Инновационные технологии приобщения к чтению», «Диагностика читательского развития»). Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован в образовательной практике формирования профессиональных навыков акмеолога чтения (специалиста по детскому чтению).
Ключевые слова: акмеология, акмеология чтения, акмеолог чтения, тьюторинг в читательском развитии.
Введение
В условиях социально-экономической и культурной трансформации общества чтение обретает сложную смысловую структуру, понимается как полифункциональный феномен личности, общества, культуры. Чтение выполняет образовательную, развивающую, информационную, эстетическую, гедонистическую, адаптационную функции. Уровень культуры чтения граждан является чутким индикатором общественного, социального и культурного развития страны, общества.
В начале ХХ в. Н. А. Рубакин отмечал, что «процесс создавания, циркуляции и утилизации библиопсихологических ценностей является одним из основных процессов, на каких держится современная, в сущности, вербальная цивилизация и культура человечества» [1, с. 16]. Анализируя взаимоотношения визуальной, письменной и компьютерной культур в конце ХХ в., философ Умберто Эко прогнозировал разделение в ближайшем будущем социума на два класса: большинство, которое пользуется только зрительной телекоммуникацией и получает готовые образы, и литературную и компьютерную элиту, управляющую этими коммуникациями [2].
Снижение доли активно читающего населения, наблюдаемое в последние годы, при-
водит к возрастающему дефициту знаний и конструктивных идей в обществе, сказывается на качестве трудовых ресурсов, уровне общей образованности, формировании системы нравственных и духовных ценностей и ориентиров. Малообразованные члены общества составляют группу социального и культурного риска. Их некомпетентность может привести к негативным последствиям из-за непродуманных социально значимых решений, неумения грамотно выразить мысль, непонимания значения слов родного языка и смысла идей, сконцентрированных в письменных источниках.
Начиная с конца 1970 - начала 1980-х гг. и особенно теперь в развитых странах мира начинают широко обсуждать проблему «кризиса чтения», считая, что его последствия негативно могут сказаться на экономической, социальной и духовной жизни нации. Представители культур -ных, интеллектуальных, политических, деловых элит ищут эффективные способы целенаправленных контрмер. Так, во Франции было создано Управление по делам книги и чтения, которое определило политику с учетом всего «пути книги» - от момента создания ее автором до предложения читателям. В США политика в области чтения осуществляется с помощью Центра книги, который имеет полномочия правительственного агентства и является частью Библиотеки конгресса. В Германии действует Немецкий фонд чтения (1988 г.), который представляет собой «мастерскую идей», призванную помочь всем, кто хочет пробудить интерес к чтению: школам, библиотекам, книготорговым организациям, детским садам и семьям [3].
Ввиду большой значимости проблем распространения чтения к их решению все интенсивнее подключаются различные международные и российские организации: ООН, ЮНЕСКО, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), под эгидой последней проводятся международные исследования уровня развития грамотности PISA и PIRLS; Международная ассоциация чтения (International Reading Association IRA), Русская Ассоциация Чтения (РАЧ), IFLA (International Federation of Library Associations), Секция чтения, Русская школьная библиотечная ассоциация, Российская библиотечная ассоциация, Круглый стол по чтению, некоммерческий фонд «Пушкинская библиоте-
© Фирсова Т. Г., 2014
ка», секция «Психология и педагогика чтения» Российского психологического общества, Центр развития русского языка, под эгидой которого проходит «БиблиОбраз» (Всероссийский конкурс библиотек общеобразовательных учреждений), фонд поддержки чтения им. Н. А. Рубакина.
В России государственная политика в области поддержки чтения и грамотности в последние годы также начинает оформляться: была создана «Национальная программа поддержки и развития чтения», принятая правительством в 2007 г. [4]. В национальной программе подчеркивается, что чтение - это важнейший способ освоения базовой социально значимой информации - профессионального и обыденного знания, культурных ценностей прошлого и настоящего, сведений об исторически непреходящих и текущих событиях, нормативных представлений, - составляющей основу, системное ядро многонациональной и многослойной российской культуры; оно является самым мощным механизмом поддержания и приумножения богатства родного языка [4].
Главная задача «Национальной программы поддержки и развития чтения» определяется следующим образом: вызвать у подрастающего поколения интерес к чтению и вернуть в ранг активных читателей многочисленные группы сравнительно образованных работающих россиян, которые определяют настоящее России, закладывают основы ее будущего и которые по разным причинам почти перестали читать за последние двадцать лет. Авторами подчеркивается тот факт, что необходимо создать в стране условия для массовой интенсификации процессов чтения, повышения качества и разнообразия прочитываемой литературы во всех областях знаний, обмена мнениями о прочитанном, для роста престижности чтения как культурной ценности [4].
Ситуация осложняется тем, что ни один вузовский стандарт не готовит специалистов в области чтения, хотя уже закреплены в многочисленных исследованиях такие понятия, как «руководитель чтения», «акмеолог чтения» [5], «тьютор в читательском развитии» [6]. Вместе с этим очевидно, что сложность самого явления «чтение», его полифункциональность, встро-енность во все виды речевой и психической деятельности в социокультурном пространстве по горизонтали и вертикали требуют иного методического подхода в читательской социализации подрастающего поколения. Именно это противоречие стало основанием для включения в учебный план подготовки педагогов-магистров на факультете психолого-педагогического и специального образования Саратовского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского дисциплины «Педагогическое мастерство акмео-лога чтения».
Концепция учебного курса
Теория читательского развития рассматривалась в работах Г. М. Андреевой, Л. И. Беляевой, Л. Н. Засориной, О. Л. Кабачек, А. А. Леонтьева, Н. Г. Морозовой, М. Д. Смородинской, А. В. Соколова, Ю. Н. Столярова, В. П. Таловова, И. И. Тихомировой, С. А. Трубникова, Б. Г. Ум-нова. Этапы раннего развития читателя стали предметом теоретико-методического изучения в работах К. Б. Бархина, А. Бертин, П. П. Блон-ского, Н. Е. Добрыниной, Е. Л. Гончаровой, З. А. Гриценко, О. С. Жуковой, М. М. Кольцовой, А. Н. Корнева, В. В. Лайло, Н. Левитова, О. Б. Сизовой, И. Н. Тимофееевой, И. И. Тихомировой, Н. П. Трифоновой, А. Трошина, Л. М. Шварца, Д. Б. Эльконина.
Методологической основой курса «Педагогическое мастерство акмеолога чтения» является теория акмеологизации чтения, отражающая интегративный подход к Homo legens - человеку читающему. В. А. Бородина рассматривает суть читательского развития как путь к вершинам чтения во всей его многогранности и многоступенчатости [7]. Акмеология чтения - научная дисциплина о закономерностях достижения вершин на каждом этапе читательского развития на основе принципа единства сознания личности, деятельности и общения. Таким образом, акмеолог чтения - это тот «проводник», который помогает ребенку подниматься к вершинам своего читательского развития. Педагог начальной школы, овладевший методиками акмеологического чтения, способен реализовать все стороны чтения: аксиологическую, креативную, когнитивную, аффективную, эстетическую, рефлексивную. Эта идея стала магистральной в блоке целеполагания учебной дисциплины.
Цель курса «Педагогическое мастерство акмеолога чтения» направлена на формирование у педагогов-магистров основных компонентов профессиограммы акмеолога чтения (специалиста по детскому чтению). В связи с этим решается комплекс задач: освоение социокультурного пространства чтения; овладение способами освоения читательского мира на основе аксиологических, креативных, когнитивных, аффективных и рефлексивных принципов; формирование представлений об акмеологической концепции чтения, об основных теориях, концепциях, технологиях и методиках читательского развития в акме-среде; обучение психологическим и социологическим методам исследования читательской аудитории и приемам коррекции читательского развития.
Модульная модель курса
Структурно учебный курс представлен в виде четырех модулей: «Введение в курс», «Читатель-
38
Научный отдел
ское развитие личности: теоретико-методический аспект», «Инновационные технологии приобщения к чтению», «Диагностика читательского развития» .
В рамках первого модуля рассматриваются вопросы: акмеология как наука; акмеология чтения; институциализация и профессионализация чтения; «Национальная программа поддержки и развития чтения в РФ» как парадигма решения вопроса повышения читательской компетентности россиян; акмеология чтения в отечественном читателеведении и библиотековедении; «акмеолог чтения» как новая педагогическая специальность; профессиограмма акмеолога чтения.
В содержании второго модуля теоретико-методическое решение получают следующие вопросы: эвристический и прогностический потенциалы развития; читательское развитие как понятие читателеведения; читательское развитие и читательская социализация; сферы читательского развития (читательское сознание, читательская деятельность, читательское общение); основной принцип читательского развития - единство читательского сознания, читательской деятельности и читательского общения.
Характеризуются девять основных этапов читательского развития, особо рассматриваются стратегии становления читателя на этапе пре-натального развития, дошкольного и младшего школьного возрастов. Анализируются пути читательского развития: целенаправленное психолого-педагогическое воздействие, стихийное формирование, самоформирование, самоуправление, раскрываются теоретико-методические основы построения индивидуальных траекторий читательского развития.
В рамках третьего раздела магистранты знакомятся с инновационными технологиями приобщения к чтению. Изучаются такие технологии, как развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) (Ч. Темпла, К. Мередита, Дж. Стилл, Д. Огл), «Школа, где процветает грамотность» (Н. Н. Сметанниковой), «ЛУЧ: Лучшее Учение - Чтение» (В. А. Бородиной), «Чтение в радость» (под руководством Н. Б. Захаровой), «Вдумчивое чтение» (Е. В. Посашковой), всероссийский проект «Успешное чтение». Происходит практическое овладение акме-технологиями: развивающим чтением, изучающим чтением, динамическим чтением, творческим, «лего-чте-нием», С11огу8аск8.
Особое внимание уделяется анализу электронного пространства как инструмента развития и стимулирования читательской активности, разнообразных интерактивных форм читательского развития и общения (электронные тренажеры, интерактивные читательские дневники, интернет-сообщества читателей и т.д.).
В рамках четвертого модуля магистранты овладевают профессиональными компетенциями в области диагностики читательского развития, рассматриваются психологические и диалоговые методы в изучении читательского развития, литературная игра и ее разновидности как метод изучения читателя. Раскрывается сущность психодиагностики как метода изучения (распознавания) характера читательской деятельности, отношения личности к чтению, уровня читательской культуры и восприятия текста, диагностика проявления творческих способностей в процессе чтения; отзывы, рисунки и другие продукты читательской деятельности как материал для изучения восприятия читателя. Практически осваиваются диалоговые методы изучения читателей: прямые (беседы, обсуждения и др.) и опосредованные («заборгазеты», «выставки-диалоги», письма другу и др.).
Заключение
Педагог начальной школы, прошедший данный курс, будет ориентирован на достижение личностных результатов обучающихся в процессе изучения предметов образовательной области «Филология». В соответствии с ФГОС НОО предметом оценивания и других педагогических манипуляций станут не предметные результаты (набор отдельных операций и сумма сформированных представлений), а индивидуальный прогресс ребенка в той или иной учебной деятельности. Педагог будет способен спроектировать и реализовать индивидуальные траектории читательского развития, диагностировать уровень читательского развития на разных онтогенетических этапах с помощью системы методов, выбирать наиболее подходящие технологии и методики воспитания и обучения чтению в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей субъектов читательской деятельности. Только в такой среде станет возможным усиление аксиологического компонента «читательской компетентности», заявленного в содержании ФГОС по предмету «Литературное чтение», и достижение цели и задач национальной политики чтения.
Библиографический список
1. Рубакин Н. А. Психология читателя и книги. Краткое введение в библиологическую психологию. М., 1977. 263 с.
2. Сабадаш Ю. С. Культурологический модернизм и эстетика масс-медиа в контексте исследования Умберто Эко «Апокалипсис откладывается». URL: http://www. info-library.com.ua/libs/stattya/5950 (дата обращения: 02.02.2014).
Акмеология образования
39
3. ЧудиноваВ. П. «Политика в области чтения» в странах Запада // Недетские проблемы детского чтения : детское чтение в зеркале «библиотечной» социологии. М., 2004. 69 с.
4. Национальная программа развития и поддержки чтения в РФ. URL: http://www.mcbs.ru/files/File/ nats_programma_podderzhki_chteniya.pdf (дата обращения: 02.02.2014).
5. Бородина В. А. О подготовке библиотекарей - акме-ологов чтения // Школьная библиотека. 2007. № 5. С. 35-38.
6. Фирсова Т. Г. Акмеолог детского чтения : к вопросу о тьюторстве в читательском развитии // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2013. Т. 2, вып. 1(5). С. 103-109.
7. Бородина В. А. Теория и технология читательского развития в отечественном библиотековедении. М., 2006. 336 с.
Conceptual Framework of «Pedagogical Skills of a Reading Acmeologist» Course Design
Tatiana G. Firsova
Saratov State University
83, Astrakhanskaya, Saratov, 410012, Russia
E-mail: [email protected]
The terms «reading» and «reader's competence» are examined in the broad socio-cultural aspect. Reader's incompetence is interpreted as a factor of social risk. The article highlights ways of solving problems linked to intensification of reading and increase of functional literacy in foreign countries and the Russian Federation. The article substantiates the significance of designing this innovative educational course. The article defines methodological foundation of the course. It discloses the content of the module course system («Introduction», «Reader's personal development: theoretical and methodological aspect», «Innovative technologies of exposure to reading», «Diagnostics of reader's development»). The applied aspect of the problem under study can be implemented in educational practice aimed at formation of reading acmeologist's (childhood reading specialist) professional skills. Key words: acmeology, acmeology of reading, tutoring in reader's development.
References
1. Rubakin N. A. Psikhologiya chitatelya i knigi. Krat-koe vvedenie v bibliologicheskuyu psikhologiyu (A reader's and a book's psychology. The short entering into bibliological psychology). Moscow, 1977. 263 p. (in Russian).
2. Sabadash Yu. S. Kul 'turologicheskiy modernizm i este-tika mass-media v kontekste issledovaniya Umberto Eko «Apokalipsis otkladyvaetsya» (Culturological modernism and mass-media's esthetic at the context of Umberto Eko's investigation «Apocalypse is lied over». Available at: http://www.info-library.com.ua/libs/stattya/5950 (accessed 02 February 2014).
3. Chudinova V. P. «Politika v oblasti chteniya» v stranakh Zapada («Policy of reading» at West countries). Nedetskieproblemy detskogo chteniya: Detskoe chtenie v zerkale «bibliotechnoy» sotsiologii (Unchildish problems of childhood reading. Childhood reading in the mirror of «library» sociology). Moscow, 2004. 69 p. (in Russian).
4. Natsional 'naya programma razvitiya i podderzhki chteniya v RF (The national program of development and support of reading at RF). Available at: http://www. mcbs.ru/files/File/nats_programma_podderzhki_chteni-ya.pdf (accessed 02 February 2014).
5. Borodina V. A. O podgotovke bibliotekarey - akme-ologov chteniy. (Abote training of librarians - reading acmeologists). Shkol'naya biblioteka (School library), 2007, no. 5, pp35-38 (in Russian).
6. Firsova T. G. Akmeolog detskogo chteniya: k voprosu o t 'yutorstve v chitatel 'skom razvitii (Children's reading acmeologist: to the question of tutorship for readers' development). Izv. Saratov. Univ. (N.S.). Ser. Educational Acmeology. Developmental Psychology), 2013, vol. 2, iss. 1(5), pp. 103-109 (in Russian).
7. Borodina V. A. Teoriya i tekhnologiya chitatel'skogo razvitiya v otechestvennom bibliotekovedenii (Theory and technology of reader's development at native li-brarianship). Moscow, 2006. 336 p. (in Russian).
УДК 159. 9
ТЕМПОРАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПОВЫШЕНИЯ АКМЕ УРОВНЯ ЛЫЖНИКА-ГОНЩИКА
А. В. Милехин, И. А. Милехина
Милехин Александр Викторович - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра физической культуры, Саратовский государственный аграрный университет им. Н. И. Вавилова, Россия E-mail: milehina 62@mail. ru
Милехина Ирина Алексеевна - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра физического воспитания и спорта, Саратовский государственный социально-экономический университет, Россия E-mail: milehina 62@mail. ru
Показано, что физические качества лыжника-гонщика не гарантируют достижения наилучшего временного показателя прохождения им соревновательной дистанции. Отмечено, что одним из существенных факторов достижения наивысшего спортивного результата - времени прохождения дистанции - является темпоральный фактор. Обосновано, что развитие всех физических качеств спортсмена должно происходить оптимально, учитывая временные требования как к процессу их развития, так и к ко-
© Милехин А В., ГАплехпна П. А, 2014