БЕЗУСЛОВНОЕ И БЕСКОНЕЧНОЕ В ПОЭЗИИ ОЛЬГИ СЕДАКОВОЙ (НА ПРИМЕРЕ ЦИКЛА «КИТАЙСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»)
О. В. НАРБЕКОВА
В статье рассматривается тематика стихотворного цикла «Китайское путешествие» О. Седаковой, осмысление поэтом безусловного и бесконечного. Делается акцент на том, что все сущее, все происходящее - любовь, смерть, сострадание, преодоление, поиски, щедрость, прощение, благодарность - тематика цикла - преломлено поэтом через религиозный аспект, через религиозный опыт.
Ключевые слова: поэт, цикл, сборник, стихотворение, Китай, жизнь, люди, щедрость, прощение, небо, земля, любовь, свет.
Ольга Александровна Седакова - поэт, ученый, переводчик, прозаик. Она лауреат множества премий, в том числе премии Андрея Белого, премии Солженицына, Ватиканской премии им. Вл. Соловьева. Поэзия в ее жизни играет ключевую роль. В одном из интервью О. Седакова призналась, что поэтический опыт для нее не что иное, как род духовной жизни.
Поэзия Ольги Седаковой непроста, местами крайне философична, но необыкновенно музыкальна, магнетична. Она не только звучит как музыка, она погружает в себя и долго не отпускает. Мы рассмотрим несколько стихотворений из цикла «Китайское путешествие», написанном, по словам поэта, по воспоминаниям пребывания в Китае, где она жила со своей матерью, будучи ребенком. Это, конечно, не просто воспоминание, это размышление уже взрослого, зрелого человека, в основу которых легли впечатления детства.
В качестве эпиграфа к циклу Седакова взяла слова китайского мыслителя Лао Дзы, тем самым определяя тон, настроение всего сборника:
Если притупить его проницательность освободить его от хаотичности, умерить его блеск, уподобить его пылинке, то оно будет
казаться ясно существующим.
Оно не называется, у Лао Дзы оно - это глубочайшее, первопричина, основа основ. Для поэта важно здесь, что оно нигде и везде, оно ни в чем и во всем, оно ничто и оно все. Невидимое и неслышимое, но наличествующее:
Величиной с око ласточки, с крошку сухого хлеба, с лестницу на крыльях бабочки с лестницу, кинутую с неба... [1].
Все сущее, все происходящее - любовь, смерть, сострадание, преодоление, поиски, щедрость, прощение, благодарность - тематика цикла - будет так или иначе преломлено через религиозный аспект, через религиозный опыт.
Сборник состоит из восемнадцати стихотворений, «отправной точкой » к размышлениям является, как правило, то, что и кто вокруг: деревья, пруд, река, горы, небо, люди. Но Седакова смотрит на них через призму мудрости и простоты, естественности одновременно.
И меня удивило: как спокойны воды, как знакомо небо,
как медленно плывет джонка в каменных берегах.
Родина! вскрикнуло сердце при виде ивы: такие ивы в Китае,
смывающие свой овал с великой охотой, ибо только наша щедрость встретит нас за гробом.
В этой обычной, казалось бы, картине необыкновенная органичность земного и небесного, готовность земного отдавать себя, ибо в этом устройство мира. Как нигде, чувствуется и принимается это в Китае, с его созерцательностью, особенной вдумчивостью.
О щедрости и следующее стихотворение:
Пруд говорит:
были бы у меня руки и голос, как бы я любил тебя, как лелеял!
Люди, знаешь, жадны и всегда болеют и рвут чужую одежду себе на повязки.
Мне же ничего не нужно:
ведь нежность - это выздоровленье.
Положил бы я тебе руки на колени, как комнатная зверушка, и спускался сверху голосом, как небо.
Мы скупы на внимание к ближнему, мы не умеем заботиться о других, но требуем внимания от других к себе, мы ждем помощи от кого-то, но сами не спешим помочь, мы больны равнодушием, мы скупы на ласковое слово, на саму ласку, а ведь «...нежность - это выздоровление». Это завет, это закон. Но мы об этом забыли.
Несколько иначе эта тема звучит и в восьмом стихотворении цикла («Крыши, поднятые по краям.»), в котором поэт говорит об отношении китайцев к миру, друг к другу - доброжелательном, участливом, и это лучшие «сердечные капли, целебный настой», потому и «.в Китае никто не болеет: небо умеет вовремя ударить длинной иглой» - люди просто уходят, уходят, когда наступает срок, когда позовет небо.
Вообще, всему, что есть на востоке, свойственна редкая для менталитета западного человека «нежная глубина и глубокая нежность» («С нежностью и глубиной.»). В «тысяче лиц» можно узнать того, «кто ее видел», «на кого она поглядела». В мировосприятии, в жизни они должны быть неразделимы, для Седаковой это очевидно. Потому, конечно же, ее чаяния о том, чтобы светом такого солнца - нежности и глубины - зажегся «теплый светильник запада».
Одно из самых проникновенных стихотворений цикла посвящено деревьям: «.деревья мои старые - пагоды, дороги!» («Падая, не падают. ») Седакова не устает восхищаться ими, удивляться им, каждая встреча с ними как первая, при которой замирает сердце. Они храм и дорога к храму. В жизни человек обязательно должен найти эту, непременно свою, дорогу к храму, встать на нее:
Не довольно ли мы бродили,
чтобы наконец свернуть на единственно милый, никому не обидный, не видный
путь?
Деревья - это «шапка-невидимка», «одежда божества, одежда из глаз»: их не каждый видит, их нет - они везде. «Деревья, слово люблю только вам подходит» - потому что они воплощение божественного.
Путь жизни у всех индивидуален, по-разному складывается и судьба: кто-то идет по жизни легко, не встречая преград, не зная рефлексии, счастлив и тот, кто находит себя, свое дело («Велик рисовальщик, не знающий долга, кроме долга играющей кисти.»), ему достаточно «восхищенья», «смущенья», «кротости», и - «.он проникает в само бессмертье - и бессмертье играет с ним». Однако это восприятие внешнего, видимого, сущего - окружающего нас «бессмертья», и «бессмертье», конечно, этому не противостоит, но «.с почтением склоняются небеса» перед тем, кто, оказавшись в тяжелейших жизненных обстоятельствах, в череде беспросветных неудач, когда уже «покидает дух», находит в себе силы и не просто встает, но «.в десятый раз на мутном месте видит светлый ключ», кто «.не скажет -пусты чудеса.» - видит в жизни светлое и прекрасное, верит в саму жизнь в безграничности ее проявлений.
Весьма своеобразно заявлена тема прощения в сборнике. Седакова «представляет» «несчастных» людей следующим образом: это тот, кто «беседует с гостем и думает о завтрашнем дне», «кто делает дело и думает, что он его делает, а не воздух и луч им водят» (он ведом вдохновением, а оно посылается), «кто берет аккорд и думает, каким будет второй» («Несчастен, кто беседует с гостем.»). Таких людей автор называет боязливыми и скупыми. Самый же «несчастный» человек - это не умеющий прощать «безумный», ибо он совершенно не знает
как аист ручной из кустов выступает, как шар золотой сам собой взлетает в милое небо над милой землей.
Когда прощаешь и отпускаешь, становишься более восприимчивым к обычному, чувствуешь острее жизнь.
Тема женской любви заявлена в двух стихотворениях цикла - это открытое признание в любви и расставание. Примечательно, что в них нет надрыва, ярко выраженного страдания. Тем не менее, внутренний драматизм, душевная боль метафорично переданы в канве вполне, казалось бы, спокойного философского размышления в стихо-
творении «Неужели и мы, как все, как все расстанемся?», рефреном еще дважды звучат эти слова: «Неужели мы расстанемся, как простые невежды?», «Неужели мы расстанемся, как простые скупцы и грубияны?». Героиня Седаковой недоумевает, поскольку у нее с ее избранником много общего, они, «любящие быть вместе», одинаково «знающие» о страсти «быстрее конца», о мире «меньше гроша», являющимся всего лишь раковиной «без жемчужин». Им обоим понятно, что все это ничто, если не озарено особенным светом, не сопровождается слышным не всем звуком, понятно, что есть огонь восхищенья. В этом знании, ощущениях сути они едины, зачем же рубить эти невидимые, но явно существующие, связывающие их канаты?
Любовь - это незабываемый огонь и преображающий жизнь свет, это возможность женского счастья («Ты знаешь, я так тебя люблю ...»). Лирическая героиня абсолютно растворяется в своем чувстве, не стыдится этого:
Ты знаешь, я так люблю тебя, что от этого не отличу вздох ветра, шум веток, жизнь дождя, путь, похожий на свечу... и что бормочет мрак чужой, что ум, как спичка, зажгло, и даже бабочки сухой несчастный стук в стекло.
Замыкает цикл стихотворение «Похвалим нашу землю .». Это ода земле и тому, что
Невидимому, но присутствующему во всем, всегда, потому и повторяются опять эти строки.
В этой оде наша благодарность, наша признательность, наше проявление заботы как преграда от возможного зла:
И то, что есть награда, что есть преграда для зла, что, как садовник у сада, -у земли хвала.
Литература
1. Седакова Ольга. Стихи. М., 2001.
* * *
UNCONDITIONAL AND ENDLESS IN OLGA SEDAKOVA'S POETRY (ON THE
EXAMPLE OF THE CYCLE OF POEMS "THE CHINESE TRAVEL")
O. V. Narbekova
In article the subject of O. Sedakova's poetic cycle "The Chinese travel", judgment by the poet unconditional and endless is considered. The emphasis is made on that all real, all events -love, death, compassion, overcoming, searches, generosity, forgiveness, gratitude - cycle subject - are refracted by the poet through religious aspect, through religious experience.
Key words: poet, cycle, collection, poem, China, life, people, generosity, forgiveness, sky, earth, love, light.
... ни с кем и со всеми, что нигде и везде -величиной с око ласточки, с крошку сухого хлеба с лестницу на крыльях бабочки, с лестницу, кинутую с неба.