Научная статья на тему 'БЕЗОПАСНОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ: УГРОЗЫ И ПРИОРИТЕТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ'

БЕЗОПАСНОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ: УГРОЗЫ И ПРИОРИТЕТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
403
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ / БЕЗОПАСНОСТЬ / ОПАСНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ УВЛЕЧЕНИЯ / ТРАВЛЯ / ДЕСТРУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ЗАЦЕПИНГ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Репьев Артем Григорьевич, Репьева Анна Михайловна

В работе авторами выявляются современные угрозы окружающей действительности, создающие опасность для несовершеннолетних, проводится их научный и практико-прикладной анализ. В ходе исследования проблематики аргументируются тенденции, связанные с приоритетными направлениями обеспечения безопасности подростков. Выдвигается гипотеза о том, что базовым условием эффективного формирования безопасной среды подростка становится межведомственное взаимодействие всех органов власти в контакте с институтами гражданского общества. Авторами предложены основные составляющие опасности, в которую попадает ребенок. Установлены проблемы реализации деятельности по обеспечению безопасности подростка, предложены пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Репьев Артем Григорьевич, Репьева Анна Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

JUVENILE SAFETY: THREATS AND PRIORITIES PROVISION

In the work of the authors, modern threats to the environment of reality are revealed, which pose a danger to minors, their scientific and practical-applied analysis is carried out. In the course of the study of issues, trends related to priority areas for ensuring the safety of adolescents are argued. It is hypothesized that the basic condition for the effective formation of a safe environment for adolescents is the interdepartmental interaction of all authorities in contact with civil society institutions. The authors propose the main components of the danger to which the child falls. Problems have been identified in the implementation of activities to ensure the safety of adolescents, and ways have been proposed to solve them.

Текст научной работы на тему «БЕЗОПАСНОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ: УГРОЗЫ И ПРИОРИТЕТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ»

Научная статья УДК 34.03

https://doi.org/10.36511/2078-5356-2022-1-92-97

Безопасность несовершеннолетних: угрозы и приоритеты обеспечения

Репьев Артем Григорьевич1, Репьева Анна Михайловна2

1 2Академия управления МВД России, Москва, Россия

1repev-artem@yandex.ru

2anna-repeva@yandex.ru

Аннотация. В работе авторами выявляются современные угрозы окружающей действительности, создающие опасность для несовершеннолетних, проводится их научный и практико-приклад-ной анализ. В ходе исследования проблематики аргументируются тенденции, связанные с приоритетными направлениями обеспечения безопасности подростков. Выдвигается гипотеза о том, что базовым условием эффективного формирования безопасной среды подростка становится межведомственное взаимодействие всех органов власти в контакте с институтами гражданского общества. Авторами предложены основные составляющие опасности, в которую попадает ребенок. Установлены проблемы реализации деятельности по обеспечению безопасности подростка, предложены пути их решения.

Ключевые слова: несовершеннолетний, безопасность, опасные социальные увлечения, травля, деструктивное поведение, зацепинг

Для цитирования: Репьев А. Г., Репьева А. М. Безопасность несовершеннолетних: угрозы и приоритеты обеспечения // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2022. № 1 (57). С. 92—97. https://doi.org/10.36511/2078-5356-2022-1-92-97.

Original article

Juvenile safety: threats and priorities provision Artem G. Repev1, Anna M. Repeva2

1 2Academy of management Ministry of Internal Affairs of Russia, Moscow, Russian Federation

1repev-artem@yandex.ru

2anna-repeva@yandex.ru

Abstract. In the work of the authors, modern threats to the environment of reality are revealed, which pose a danger to minors, their scientific and practical-applied analysis is carried out. In the course of the study of issues, trends related to priority areas for ensuring the safety of adolescents are argued. It is hypothesized that the basic condition for the effective formation of a safe environment for adolescents is the interdepartmental interaction of all authorities in contact with civil society institutions. The authors propose the main components of the danger to which the child falls. Problems have been identified in the implementation of activities to ensure the safety of adolescents, and ways have been proposed to solve them.

Keywords: minor, safety, dangerous social hobbies, bullying, destructive behavior, hooking For citation: Repev A. G., Repeva A. M. Juvenile safety: threats and priorities provision. Legal Science and Practice: Bulletin of the Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2022, no. 1 (57), pp. 92—97. (In Russ.). https://doi.org/10.36511/2078-5356-2022-1-92-97.

Введение. Очевиден тот факт, что положе- и специальный конгломерат, отличающийся

ние подростка в современном мире выходит за своим особым социальным и правовым стату-

рамки его восприятия исключительно с точки сом, характеризуемым в том числе становлени-

зрения возрастного аспекта. На сегодняшний ем в качестве полноценных участников жизни

момент среда несовершеннолетних — это еще общества. Особенностью жизнедеятельности

© Репьев А. Г., Репьева А. М., 2022

детей и подростков является столкновение с опасностями, характерными и для жизни взрослого человека. При этом фактором, повышающим степень риска, является невысокая готовность несовершеннолетнего к безопасному поведению.

Нельзя не сказать о том, что безопасность несовершеннолетних — это не только один из приоритетов государственной политики Российской Федерации, но и ключевой, комплексный показатель благополучия общества в целом. Полагаем уместным остановиться на дефиниции рассматриваемого понятия. Убеждены, что безопасность несовершеннолетних определяется не только как совокупность факторов, обеспечивающих защищенность этой социальной группы, но еще и как сформированный комплекс условий, необходимых для полноценного развития молодого поколения, не вызывающих риска (предупреждающих риски) причинения вреда жизни, физическому и психическому здоровью детей и подростков.

На уровень безопасности влияют действия практически всех органов власти и подведомственных им организаций, контрольных и надзорных структур, а также применяемые ими правовые средства воздействия. Программы, планы, мероприятия, нацеленные на обеспечение безопасности молодежи, а также общие показатели результативности этой работы должны носить межведомственный характер.

Для выработки наиболее эффективного подхода при формировании средств воздействия на обеспечение безопасности предлагаем оттолкнуться от антитезиса, то есть установить угрозы окружающей действительности, создающие опасность, среди которых: а) травматизм и гибель подростков вследствие опасных социальных увлечений; б) травля в подростковой среде, а также попытки самоубийств несовершеннолетних, этим обусловленные; в) влияние медиаконтента, в том числе в части распространения террористических и экстремистских материалов, вербовки вступления в преступные сообщества.

Безусловно, в рамках научной статьи сложно очертить полный перечень проблемных зон обеспечения безопасности молодежи, поэтому нами выделены лишь основные, наиболее «острые» на сегодняшний момент.

Травматизм и гибель детей и подростков вследствие опасных социальных увлечений. За последнее время получили широкую популярность молодежные движения «смертельное селфи», «зацепинг» и пр. Стоит

отметить, что такое поведение можно охарактеризовать как «неосторожное самоубийство». Несмотря на кажущуюся противоположность двух составных используемого нами словосочетания, анализ поведения несовершеннолетнего при рассматриваемом девиантном поведении указывает на тот факт, что опасность абсолютно очевидна, однако подросток относится к ней легкомысленно, пренебрежительно.

Движимые желанием самоутвердиться среди окружения, получить желанные «лайки» в социальных сетях за экстрим-видео подростки идут на неоправданный риск. Россия — одна из антилидеров среди стран по числу погибших в результате попыток сделать опасное селфи, уступая лишь Индии [1]. Однако принимаемых мер по закреплению правовых средств воздействия на вышеуказанный фактор девиантного поведения несовершеннолетних на сегодняшний день недостаточно. К примеру, 2017 год был ознаменован дополнением Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ) статьей 267.1 «Действия, угрожающие безопасной эксплуатации транспортных средств» [2]. По своей сути, исходя из толкования объективной стороны рассматриваемого преступления, действия так называемых «зацеперов» входят в ее состав [3, с. 162; 4, с. 113—114]. Однако на данный момент отсутствуют как законодательное закрепление перечня конкретных действий, угрожающих безопасности эксплуатации транспортных средств, так и разъяснения Пленума Верховного суда Российской Федерации, что порождает проблемы правоприменения статьи 267.1 УК РФ.

Стоит обратить внимание также на тот момент, что согласно части 2 статьи 20 УК РФ рассматриваемое преступление предусматривает общий возраст наступления уголовной ответственности за его совершение, в частности — 16 лет. В свете анализа субъектного состава совершения действий, подпадающих под понятие «зацепинг», не совсем ясна логика законодателя, не снизившего возраст наступления уголовной ответственности до 14 лет. Учитывая сказанное, дополнение УК РФ статьей 267.1 было положительным шагом в направлении улучшения, расширения правовых средств воздействия на девиантное поведение несовершеннолетних. Однако проблемы конструирования правовой нормы, ее толкования и правоприменения сделали указанное положительное начинание малоэффективным.

Травля в подростковой среде, а также попытки самоубийств несовершеннолетних,

этим обусловленные. Психологическое и физическое третирование в обучающей или иной устойчивой социальной среде (секции, клубе) со стороны третьих лиц, именуемое термином «буллинг», весьма распространено сегодня [5]. Травля (это буквальное значение английского термина bullying) оставляет неизгладимый след в психике человека, в особенности не сформировавшейся. Самые частые психологические нарушения — это снижение самооценки, закрепление статуса «жертвы», различные психосоматические расстройства, формирование неврозов и фобий. Как результат, возрастание противоправных форм защитной реакции (как один из примеров, «school shooting» в переводе с английского «школьная стрельба»), а также ау-тоагрессивное поведение, в том числе суициды.

На сегодняшний момент одним из правовых средств воздействия на суицидальное поведение несовершеннолетних является криминализация в УК РФ таких деяний, как доведение до самоубийства, склонение к совершению самоубийства или содействие совершению самоубийства, организация деятельности, направленной на побуждение к совершению самоубийства (ст. 110, 110.1, 110.2 УК РФ). В структурах данных статей посягательства в отношении несовершеннолетнего образуют квалифицированные или особо квалифицированные составы (п. «а» ч. 2 ст. 110, п. «а» ч. 3 ст. 110.1, ч. 5 ст. 110.1 УК РФ), что абсолютно логично и обоснованно. Несмотря на значительное преобразование уголовного закона в 2017 году, в части стремления к предотвращению большего круга возможных случаев негативного влияния на несовершеннолетнего, все же данные нормы по прошествии нескольких лет изобличили ряд изъянов законодательного и правоприменительного плана [6, с. 18—19].

К примеру, речь идет об отсутствии в диспозиции части 1 статьи 110 УК РФ определения формы вины по отношению к последствиям, что вызывает разночтения в ее толковании; о существовании исключительного перечня способов доведения до самоубийства (или покушения на него) в статье 110 УК РФ, что значительно сужает возможность ее правоприменения; о сложностях в понимании признаков объективной стороны состава преступления, предусмотренного статьей 110.2 УК РФ, разграничении со статьей 110.1 УК РФ при отсутствии «конкретной жертвы» и пр.

Причины суицидального поведения в большей степени возникают из-за ошибочного содержания ценностных ориентаций,

неблагополучных, а зачастую и деликтных, се-мейно-бытовых отношений, отсутствия контроля родителей за поведением детей. Ошибки семейного воспитания нередко дополняются воздействием извне на личность молодого человека: негативное влияние на подрастающее поколение средств массовой информации, социальная дифференциация и разрыв общества по материальному признаку. Исследования показывают, что самоубийства совершаются часто при наличии не одной, а нескольких причин.

Следует отметить, что отсутствие надлежащего внимания со стороны сверстников и взрослых, так называемое социальное отторжение личности, неограниченное использование подростками средств массовой информации и интернет-ресурсов деструктивного содержания также способствуют аутоагрессивному поведению подростков, о чем речь более подробно пойдет далее.

Обеспечение информационной безопасности в подростковой среде, противодействие распространению терроризма и экстремизма среди несовершеннолетних. Отдельного внимания заслуживают информационные угрозы безопасности. Речь идет прежде всего о слабо урегулированном с правовой и социальной точек зрения интернет-пространстве. Ситуация на сегодняшний момент складывается таким образом, что несовершеннолетний имеет относительно свободный доступ к интернет-ресурсам различного содержания, в том числе и опасного для его психологического состояния.

Информация, содержащаяся в сети «Интернет», к сожалению, часто имеющая деструктивный характер, значительно влияет на формирование негативных внутренних установок и убеждений молодого человека. Подростковая среда — исторически благодатная почва для насаждения, к примеру, правового нигилизма, вовлечение в секты деструктивного толка и иные субкультурные сообщества (АУЕ, неонацисты и т. д.). Современный информационный период развития государства не только не стал исключением, но и усугубил ситуацию. По итогам девяти месяцев 2021 года в нашей стране зафиксировано 1 243 факта вовлечения несовершеннолетних в совершение преступления или антиобщественных действий. Социальные и политические события и процессы (выборы в Государственную Думу Российской Федерации, введение режимов ограничений, обусловленных противоэпидемиологическими мероприятиями и пр.) детерминировали рост протестной

активности с вовлечением молодежи. Резко возросло количество общественно опасных деяний в виде хулиганства, совершенного с применением оружия, взрывчатых веществ, групповых форм данного общественно опасного деяния, по итогам октября 2021 года на 481,5 % (зарегистрировано 1 070 фактов) [7].

Стоит отметить, что в подавляющем большинстве случаев вышеуказанное вовлечение стало возможным в результате использования сети «Интернет», а именно социальных сетей, с помощью применения различного рода новейших методов психологии (программирование, гипноз, зомбирование, двадцать пятый кадр, иные техники суггестии) [8, с. 29—30].

Более того, информационное пространство сегодня создало реальную угрозу омертвления внутреннего мира. Подростки создают для себя другой, виртуальный мир, где каждый из них может выступать в любой желаемой роли. Чего только стоит воплощение в реальную жизнь эпизодов южнокорейского веб-сериала в жанре выживания «Игра в кальмара». Платформа «Ш^К» уже сейчас пестрит роликами о подражании смертельному турниру подростками по всему миру, пожалуй, самые безобидные из которых демонстрируют, как за невыполнение задания несовершеннолетние получают удары палкой.

На сегодняшний момент государство, безусловно, пытается предпринимать шаги по совершенствованию правовых средств воздействия на рассматриваемое нами деструктивное поведение несовершеннолетних. Одним из таких примеров является Федеральный закон от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» [9]. Однако его содержательная составляющая, особенно в части классификации информационной продукции относительно возрастных ограничений, или конкретнее — информационные знаки о допустимости информационного продукта к восприятию несовершеннолетними определенных возрастных групп, подвергается значительной критике со стороны научного сообщества. Кроме того, данный нормативный правовой акт далеко не в полной мере регламентирует отношения, заявленные в его наименовании, в связи с чем нуждается в значительной корректировке и дополнении.

Одним из негативных факторов, влияющих на состояние общественной безопасности, в том числе безопасности молодежи, стало распространение различных экстремистских

проявлений. По итогам десяти месяцев 2021 года зарегистрирован существенный рост уголовно наказуемых деяний, предусматривающих ответственность за публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, публичное оправдание терроризма или его пропаганду (ст. 205.2 УК РФ) — 306 деяний, данный показатель на 49,3 % выше аналогичного периода 2020 года. Идентичная ситуация сложилась с публичными призывами к осуществлению экстремистской деятельности (ст. 280 УК РФ). Таких фактов за обозначенный временной период выявлено 419, что на 43 % больше, чем за десять месяцев 2020 года. Как следствие этого наблюдается увеличение общего количества преступлений экстремистской направленности на 29,2 % (915 деяний за январь-октябрь 2021 г.) [7].

Профилактика экстремизма среди несовершеннолетних, которые в силу психологии наиболее подвержены манипулированию и влиянию радикальных идей и настроений, должна иметь свои особенности с учетом нюансов распространения современного медиапростран-ства. К примеру, популярная среди молодежи и подростков социальная сеть «ВКонтакте», объединяющая около 460 млн пользователей, насчитывает более полумиллиона различных групп и сообществ, в том числе и деструктивной направленности (сообщества в поддержку движений «Колумбайн», «School shooting» и пр.). Сотрудниками подразделений полиции на системной основе осуществляется мониторинг сети «Интернет» в целях выявления подобных групп, и ежедневно регистрируются материалы доследственных проверок.

Подчеркнем, что это лишь некоторые, наиболее приоритетные векторы создания безопасной среды подростков. Кроме того, безусловно, что и приведенные нами средства воздействия на девиантное и суицидальное поведение несовершеннолетних также не исчерпывающие.

Заключение. Безопасность несовершеннолетних — явление полярное. Если еще десять-двадцать лет назад подросток выступал в роли наблюдателя, то сегодня становится участником активной социально-политической жизни общества. Особенности психологического состояния современного несовершеннолетнего, его ценностные ориентации, открытые для внешнего воздействия, обусловливают потребность в формировании «новой безопасной среды». При отсутствии целенаправленного положительного влияния этот дефицит компенсируется наличием негативных факторов: деструктивных

политических движений, субктультурных сообществ, экстремистских организаций.

Опасность, в которую попадает ребенок, имеет, как правило, сочетание трех основных элементов: «опасная среда — деструктивное (возможно, виктимное) поведение — безнадзорность». Положительное влияние в направлении обеспечения безопасности несовершеннолетних возможно лишь при нивелировании факторов всех вышеуказанных составляющих.

Так, направления деятельности по формированию безопасной среды несовершеннолетних должны включать:

1) постоянный мониторинг и контроль, профилактику и своевременное устранение факторов, представляющих опасность для подростков в местах их постоянного или временного нахождения. Такая деятельность должна быть направлена на минимизацию деструктивного (в том числе виктимного) поведения как в повседневной жизни при социализации (при общении с незнакомыми и малознакомыми людьми, при массовом скоплении граждан; при угрозе чрезвычайной ситуации, насильственных действий, физическом и психологическом насилии со стороны других людей), так и в сети «Интернет». К примеру, в информационной среде особую актуальность приобретает государственная поддержка волонтерского движения «кибердружин», помощь в тренинге волонтеров, осуществляющих мониторинг медиапространства и своевременно информирующих правоохранительные органы о выявлении деструктивного контента;

2) разработку достаточной нормативной правовой базы, предусматривающей ответственность за нарушение требований, связанных с обеспечением безопасности несовершеннолетних; совершенствование существующей нормативной правовой базы путем внесения соотвествующих изменений;

3) обеспечение сопровождения подростков в любых потенциально опасных ситуациях со стороны взрослых, обладающих высокой мерой ответственности и предусмотрительности, способностью к прогнозу негативного развития ситуации, а в ряде случаев и прошедших специальное обучение либо инструктаж. Данный посыл позволит свести к минимуму такую составляющую опасности, как безнадзорность в широком ее понимании;

4) формирование непосредственно в мышлении подростка навыков безопасного поведения, а также позитивного образа своего будущего. К примеру, путем использования потенциала специализированных учебных курсов, классных часов и дней правового информирования.

Список источников

1. Названы страны, лидирующие по числу смертей во время селфи // Российская газета. 2018. 4 октября.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года № 63-Ф3 (в ред. от 1 июля 2021 г) (с изм. и доп., вступ. в силу с 22 августа 2021 г.) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25, ст. 2954; 2021. № 27, ст. 5090.

3. Голик Ю. В. Ответственность за хулиганство: изменение законодательства // Lex Russia. 2017. № 8 (129). С. 162—166.

4. Изгагина Т. Ю. Противодействие движению за-цеперов // Криминологические проблемы поведения несовершеннолетних и молодежи, пути их решения: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. М.: Университет прокуратуры Российской Федерации, 2020. С. 109—118.

5. Теоретические подходы к обоснованию существования буллинга в детской и подростковой среде: коллективная монография / под общ. ред. Е. В. Ве-зетиу. Ялта: Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского», 2021. 176 с.

6. Нуркаева Т. Н., Артамонова М. А. Спорные вопросы толкования нормы об организации деятельности, направленной на побуждение к совершению самоубийства // Научный портал МВД России. 2020. № 2 (50). С. 16—22.

7. Состояние преступности в Российской Федерации. URL: https:/Av^^/reports/item/ 27024130/ (дата обращения: 12.12.2021).

8. Воронцова М. А. Конституционно-правовые основы личной безопасности несовершеннолетних в Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2018. 211 с.

9. О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию: федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-Ф3 (в ред. от 1 июля 2021 г) // Собрание законодательства РФ. 2011. № 1, ст. 48; 2021. № 27, ст. 5092.

References

1. The countries leading in the number of deaths during selfies are named. Rossiyskaya Gazeta, 2018, October, 4. (In Russ.)

2. The Criminal Code of the Russian Federation no. 63-FZ of June 13, 1996 (as amended of July 1, 2021) (with amendments and additions, intro. effective of August 22, 2021). Collection of legislative acts of the RF, 1996, no. 25, art. 2954; 2021, no. 27, art. 5090. (In Russ.)

3. Golik Yu. V. Responsibility for hooliganism: changing legislation. Lex Russia, 2017, no. 8 (129), pp. 162— 166. (In Russ.)

4. Izgagina T. Yu. Counteraction to the zatseper movement. Criminological problems of behavior of minors and youth, ways to solve them: collection of materials of the All-Russian scientific and practical conference. Moscow: University of the Prosecutor's Office of the Russian Federation Publ., 2020. Pp. 109—118. (In Russ.)

5. Theoretical approaches to substantiating the existence of bullying in children and adolescents: a collective monograph / gen. ed. by E. V. Vesetiu. Yalta: Humanitarian and Pedagogical Academy (branch) Federal State Educational Institution of Higher Education "V. I. Verna-dsky Crimean Federal University" Publ., 2021. 176 p. (In Russ.)

6. Nurkaeva T. N., Artamonova M. A. Controversial issues of interpretation of the norm on the organization

of activities aimed at inducing suicide. Scientific portal of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2020, no. 2 (50), pp. 16—22. (In Russ.)

7. The state of crime in the Russian Federation. URL: https://MBfl.p0/reports/item / 27024130/ (accessed 12.12.2021). (In Russ.)

8. Vorontsova M. A. Constitutional and legal bases of personal safety of minors in the Russian Federation. Dissertation... candidate of legal sciences. Saint-Petersburg, 2018. 211 p. (In Russ.)

9. On the protection of children from information that harms their health and development: federal law no. 436-FZ of December 29, 2010 (as amended of July 1, 2021). Collection of legislation of the RF, 2011, no. 1, art. 48; 2021, no. 27, art. 5092. (In Russ.)

Информация об авторах

А. Г. Репьев — доктор юридических наук, доцент; А. М. Репьева — кандидат юридических наук.

Information about the authors

A. G. Repev — Doctor of Law, Associate Professor; A. M. Repeva — Candidate of Sciences (Law).

Статья поступила в редакцию 27.12.2021; одобрена после рецензирования 13.01.2022; принята к публикации 10.03.2022.

The article was submitted 27.12.2021; approved after reviewing 13.01.2022; accepted for publication 10.03.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.