Научная статья на тему 'Безопасность личности как педагогический феномен'

Безопасность личности как педагогический феномен Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
147
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ПАРАДИГМА ЗАЩИЩЕННОСТИ / ПАРАДИГМА РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Костенок П.И.

Статья рассматривает безопасность личности как педагогический феномен. Анали-зируется превалирующая в настоящее время в образовании концепция формирования культуры безопасности жизнедеятельности. Указывается на эклектичность используе-мых в ее рамках понятий, а также на гипертрофирование потребности человека в безо-пасности. Доказывается необходимость перехода от парадигмы защищенности к пара-дигме развития при определении методологических оснований построения педагоги-ческих концепций безопасности личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Костенок П.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Безопасность личности как педагогический феномен»

YAK 614.8:37.01 ББК 68.9+74.005

П.И. КОСТЕНОК

P.I. KOSTENOK

БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

SECURITY OF PERSON AS A PEDAGOGICAL PHENOMENON

Статья рассматривает безопасность личности как педагогический феномен. Анализируется превалирующая в настоящее время в образовании концепция формирования культуры безопасности жизнедеятельности. Указывается на эклектичность используемых в ее рамках понятий, а также на гипертрофирование потребности человека в безопасности. Доказывается необходимость перехода от парадигмы защищенности к парадигме развития при определении методологических оснований построения педагогических концепций безопасности личности.

The article is devoted to security of person as a pedagogical phenomenon. The prevailing present concept of the formation of a life safety culture is analyzed. The eclectic nature of the concepts used as well as the hypertrophy of a person's need for safety is indicated. The necessity of transition from the safety paradigm to the development paradigm when determining the methodological foundations for the construction of pedagogical concepts of the safety of the person is determined.

Ключевые слова: безопасность жизнедеятельности; безопасность личности; педагогический феномен; педагогическая концепция; педагогический процесс; парадигма защищенности; парадигма развития.

Key words: life safety; security of person; pedagogical phenomenon; pedagogical concept; pedagogical process; the safety paradigm; development paradigm.

Проблемы безопасности жизнедеятельности человека с каждым годом приобретают все большую актуальность, что иллюстрируется нарастающим количеством стихийных бедствий, техногенных аварий и катастроф, растущими показателями криминализации общества, заболеваемости и др. Так, по утверждению, заместителя главы МЧС России В. Артамонова, «экономический ущерб от стихийных бедствий составляет примерно 16,2 миллиона долларов каждый час, начиная с 2000 года. За этот период от бедствий пострадало 2,9 миллиарда человек, в среднем более 650 000 человек в день» [13]. Ежегодно в мире случаются 2-3 крупных аварии на промышленных предприятиях [2], а только в России на дорогах по различным данным погибает 2635 тысяч человек. По итогам 2015 года наша страна стала страной с крупнейшей эпидемией ВИЧ в мире [11]. Подобную статистику можно продолжить.

Указанные проблемы не оставались и не остаются без внимания специалистов из различных отраслей знания и практической деятельности. В частности, последние десятилетия ознаменовались появлением научных работ, рассматривающих проблемы безопасности в:

- философско-методологическом (М.Ю. Захаров, Н.Н. Рыбалкин, А.И. Субетто и др.), социологическом (Э. Гидденс, Н. Луман, В. Кузнецов и др.), психологическом (А.И. Баева, А.Г. Караяни, А.К. Сухов и др.) аспектах;

- контексте изучения различных видов безопасности: информационной (Л.В. Астахова, Н.П. Ващекин, М.И. Дзлиев, С.В. Марков и др.), экологической (В.Б. Казакова, И.Б. Мулин, А.М. Муравых и др.), национальной и социальной (М.С. Алешенков, О.В. Вознесенская, В.Н. Иванов, М.Ю. Швецов, Л.И. Шершнев, Р.Г. Яновский и др.).

В этот же период началось формирование междисциплинарной научной области «Безопасность жизнедеятельности» (С.В. Белов, В.А. Девиси-лов, О.Н. Русак, В.В. Сапронов, М.Б. Сулла и др.), основывающейся на данных

охраны труда, экологии, физиологии и медицины, психологии и др. и изучающей самый широкий круг вопросов (от повседневной безопасности человека и безопасности его профессиональной деятельности до национальной и глобальной безопасности).

Свою специфику имеет и решение проблем безопасности с педагогических позиций. Это связано, прежде всего, с появлением в начале 1990-х годов и последующим организационно-содержательным оформлением школьного учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) и учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД), преподаваемой в вузах и ссузах. К настоящему моменту наработана нормативно-правовая, научная, кадровая, учебно-методическая и учебно-материальная база преподавания ОБЖ и БЖД. Так, по данным В.В. Гафнера, только феномен «культура безопасности жизнедеятельности» («культура безопасности», «культура безопасного поведения») и только в 2002-2012 годах становился предметом тридцати двух диссертационных исследований, из них двадцать восемь - по педагогическим наукам [6, с. 6-7]. Изданы учебники и учебные пособия по ОБЖ и БЖД (авторы и/или научные редакторы: Э.А. Ару-стамов, С.В. Белов, Л.А. Михайлов, В.Н. Латчук, В.В. Поляков, А.Т. Смирнов и др.), учебные и учебно-методические пособия по методике обучения безопасности жизнедеятельности (авторы: С.В. Абрамова, Т.В. Зязина, А.И. Григорьев, А.А. Михайлов и др.). Учителей ОБЖ по направлению бакалавриата «Педагогическое образование» сейчас готовят более чем в сорока вузах России. Значительно усилилась мотивация изучения ОБЖ и БЖД у школьников и студентов.

Педагогическая составляющая стала неотъемлемой составляющей науки о безопасности жизнедеятельности, понимаемой как «область научных знаний, изучающая общие опасности, угрожающие каждому человеку, и разрабатывающая способы защиты от них в любых условиях обитания человека» [3, с. 20]. Она связана с формированием у обучаемых системы соответствующих знаний, умений и навыков безопасной жизнедеятельности, а также соответствующих личностных качеств. Соответственно, безопасность, понимаемая как «состояние защищенности личности, общества, государства и среды жизнедеятельности от внутренних и внешних угроз или опасностей» [4], обусловливается и педагогическими детерминантами, а значит, может трактоваться как педагогический феномен. Это, в свою очередь, требует разработки соответствующих педагогических концепций.

Концепцией, на которую ориентированы современные образовательные стандарты общего, профессионального и высшего образования в рассматриваемой нами области знаний является педагогическая концепция, выдвигающая и обосновывающая в качестве цели образования формирование у школьников и студентов культуры безопасности жизнедеятельности. Последняя характеризуется отношением обучаемых к вопросам безопасности и осуществлением ими активной практики по снижению рисков в повседневной жизни и профессиональной деятельности (Ю.Л. Воробьев, В.В. Гафнер, В.Н. Мошкин, С.В. Петров, Ю.В. Репин, А.М. Якупов, В.И. Ярочкин и др.). Например, согласно Федеральному государственному стандарту основного общего образования в числе предметных результатов (целей) по курсу ОБЖ называются:

- «формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера» [16];

- «понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности» [Там же].

Исходя из указанных целей образовательной деятельности, разрабатываются ее задачи, выстраивается содержание образования, определяют-

ся принципы, формы, средства и методы организации обучения и воспитания и т.д.

Уважая право сторонников концепции формирования культуры безопасности жизнедеятельности на собственное мнение, позволим не согласиться с правомерностью выделения самого понятия «культура безопасности жизнедеятельности». Оно представляется нам эклектичным, если принять во внимание, что понятие «жизнедеятельность» традиционно интерпретируется в науке в биологическом контексте (а именно как «способность живого организма к существованию, функционированию в определенной среде» [5, с. 353]), а культура - в контексте социальном (как «исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях» [10]. Расширительное же толкование жизнедеятельности с позиции ее природно-социальной двойственности, укоренившееся в настоящее время в учебниках и учебных пособиях, представляется нам неоправданным. Более приемлемым мы считаем употребление понятия «культура безопасности личности».

Именно о безопасности личности как социализированного индивида целесообразно говорить в рамках соответствующих педагогических концепций. Это изменит акценты в решении проблем безопасности. Подчеркнет важность обеспечения безопасности не только жизни (в ее биологическом смысле) и деятельности человека, трактуемой в настоящее время, как правило, в двух аспектах - повседневном и профессиональном, но и его духовного бытия, саморазвития и творчества. Хотя если говорить о названии учебного предмета или учебной дисциплины, то мы не исключаем возможного названия - «Безопасность человека и общества» [9].

Другим эклектичным и, по нашему мнению, недостаточно обоснованным, но часто используемым в научной литературе и педагогической практике понятием является понятие «личность безопасного типа поведения» (В.М. Губанова, Л.А. Михайлов, И.О. Степанов, Л.И. Шершнев и др.), обозначающее «характерологические особенности в человеке по дихотомическому разделению его активности на опасные и безопасные способы самореализации в окружающем мире, содержащие при этом необходимые мотивацион-ные установки, интеллект, эмоции и волевые качества» [15].

При этом авторы, обращаясь к мотивационным установкам личности безопасного типа поведения, в качестве ключевой (основополагающей, коренной) потребности человека рассматривают, как правило, его потребность в безопасности. Вместе с тем важнейшая потребность человека в безопасности не может быть ключевой, так как она:

- во-первых, редко выступает в качестве активной силы, проявляясь в основном в критических жизненных ситуациях [12];

- во-вторых, «зацикленность» на обеспечении своей безопасности не дает реализовываться другим потребностям, то есть потребностям высшего уровня» [8, с. 126];

- в-третьих, обязательным психологическим компонентом готовности личности к деятельности является не столько выраженность в достаточной степени потребности в безопасности, сколько ее удовлетворенность [7].

В качестве методологического основания педагогической концепции формирования культуры безопасности жизнедеятельности используется превалирующая сегодня в науке о безопасности парадигма защищенности. Согласно этой парадигме в дихотомии понятий «опасность - безопасность» определяющим является первое понятие. В самом обобщенном виде оно трактуется как условия (свойство, следствие деятельности людей, факт, фактор, ситуация, процесс, объект, источник и т.д.), характеризуемые (-ое; -ый) угрозой (негативным потенциальным или реальным воздействием, поражением людей, вредом здоровью, разрушением и гибелью системы, гибе-

лью людей, разрушающим действием и т.д.). Соответственно, безопасность понимается как условия (отсутствие потенциальной или реализованной опасности, система мер защиты, состояние, условия, фактор и т.д.), при которых (-ой, -ом) опасность не угрожает, существует определенная система мер защиты человека или системы, риск для здоровья и безопасности находится на приемлемом уровне и т.д. При этом наиболее востребованным является определение безопасности как состояния защищенности, приводимое нами в полном объеме выше по тексту на основе электронного словаря терминов МЧС [4].

Естественно, что при обозначенном подходе первоначальной задачей обеспечения безопасности выдвигается идентификация (распознавание) опасностей, окончательно очертить круг которых, учитывая реалии современного мира, не представляется возможным. Поэтому следование парадигме защищенности при разработке педагогических концепций безопасности личности неизменно приводит к:

- отождествлению безопасности с жизнедеятельностью, а значит, к гипертрофированию потребности человека в безопасности в ущерб потребностям высшего порядка (в принадлежности и любви, в уважении и признании, в самоактуализации и самовыражении);

- перманентному количественному и качественному расширению содержания соответствующих учебных предметов и дисциплин (в настоящее время - ОБЖ и БЖД) и усилению его инструктивного характера.

Несмотря на наше критическое отношение к концепции формирования культуры безопасности жизнедеятельности человека, мы считаем, что само ее появление не случайно. Обращаясь к феноменам культуры и личности в понимании проблем безопасности, сторонники рассматриваемой концепции, по сути, актуализируют вопрос о необходимости методологического перехода от парадигмы защищенности к парадигме развития. Последняя выдвигает первостепенным понятием в дихотомии «опасность - безопасность» понятие безопасности, а ведущим фактором обеспечения безопасности определяет развитие внутренних сил человека. При этом не исключается и борьба с внешними опасностями, не только и не столько угрожающими существованию субъекта, сколько препятствующими его самоутверждению [14].

Идея развития (а тем более саморазвития) естественна для любых систем, так как «система не может быть жизнеспособной, только сохраняя достигнутое, без изменений и развития. Парадигма защищенности в гипертрофированной форме в действительности не укрепляет безопасность, а разрушает объект. Поскольку источник развития находится вовне, то само развитие необходимо приобретает искусственный характер противопоставления иному <...>. В результате объект развивает не свои внутренние силы, а лишь свое противопоставление опасностям. И наоборот, <...> гипертрофированное самоутверждение в борьбе без защиты может привести к развалу системы» [1].

Следование парадигме развития, по нашему мнению, разрешает научные споры о сущности феномена безопасности личности и обусловливает ее полиаспектную трактовку как:

- состояния субъекта (Р.И. Айзман, О.Н. Русак, А.Т. Смирнов, А.М. Якупов и др.), в педагогическом ракурсе интерпретируемого в качестве результата обучения и воспитания;

- условий его деятельности [9], обеспечивающих безопасность и эффективность учебно-воспитательного процесса;

- педагогического процесса, имеющего специфическое мотивационно-целевое и содержательно-организационное оформление, если рассматривать проблему обеспечения безопасности субъекта.

Рассматривая мотивационно-целевой компонент упомянутого педагогического процесса, нельзя не сказать, что ориентация в толковании безопасности на парадигму развития не исключает ценностного отношения че-

ловека к безопасности. Она возвращает нас к ставшему классическим еще со времен А. Маслоу пониманию потребности в безопасности, в рамках которого ее удовлетворение, безусловно, значимо для индивида, но не всегда значимо для личности. К данному пониманию, по нашему мнению, целесообразно вернуться и в педагогической практике, не игнорируя вместе с тем мысль о том, что формирование других социально значимых мотивов человеческой деятельности невозможно без формирования мотива в обеспечении безопасности жизнедеятельности.

Определенные изменения необходимы также в определении целей обучения и воспитания. Так, в преломлении к вузовским реалиям обучающая цель должна предусматривать:

- во-первых, формирование у студентов системы знаний, умений и навыков по идентификации, предупреждению и ликвидации последствий воздействия опасностей, имеющих и/или могущих иметь место в их жизни, а также в повседневной и предстоящей профессиональной деятельности;

- во-вторых, знакомство студентов с различными теориями, концепциями и методиками развития (саморазвития) природных и сущностных сил человека и его социальных устремлений.

Причем порядок перечисляемых компонентов цели может (и, наверное, должен!) быть обратным.

Другие цели могут быть сформированы следующим образом:

2) воспитательная - воспитание самостоятельности, социального оптимизма и ответственности как социально значимых качеств личности;

3) развивающая - развитие личностного и профессионального мировоззрения обучаемых.

В содержании учебных дисциплин (в официально признанном варианте - ОБЖ и БЖД, в нашем варианте - «Основы безопасности человека и общества» и «Безопасность человека и общества») внедрение и усиление «обучающего блока развития (саморазвития)» должно осуществляться постепенно с учетом возрастных психофизиологических особенностей обучаемых. В частности, предмет «Окружающий мир», включенный сейчас в учебный план начальной школы, целесообразно так и оставить пропедевтическим по отношению к предмету «Основы безопасности человека и общества». При обучении школьников 5-6-х классов приоритетными должна стать задача формирования у них знаний, умений и навыков по идентификации, предупреждению и ликвидации последствий воздействия опасностей, а при обучении школьников 9-11-х классов и студентов - задача формирования у них знаний, умений и навыков саморазвития.

Сказанное позволяет сделать нижеследующие выводы. Во-первых, безопасность личности может и должна рассматриваться как педагогический феномен. Во-вторых, превалирующая ныне в образовании концепция формирования культуры безопасности жизнедеятельности не лишена недостатков, среди которых в частности эклектичность ряда используемых понятий, гипертрофирование потребности человека в безопасности, недостаточная обоснованность целевого компонента образовательного процесса по ОБЖ и БЖД. В-третьих, в качестве методологической базы построения современных педагогических концепций безопасности целесообразно применять не общеупотребительную ныне парадигму защищенности, а парадигму развития, определяющую ведущим фактором обеспечения безопасности развитие внутренних сил человека.

Литература

1. Астахова, Л.В. Гуманитарная сущность информационной безопасности [Электронный ресурс] / Л.В. Астахова. - Режим доступа: http://pycode. ги/2012/07/Ше^итап^апап-паШге-о^Ше-т&гтайоп^есиг^у/ (дата обращения: 7.12.2017).

2. Багрова, Л.А. Опасные техногенные катастрофы в энергетике как факторы экологического риска [Текст] / Л.А. Багрова, В.А. Боков, А.С.-А. Мазинов // Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского. Серия: «География». - Т. 25 (64). - 2012. - № 2. - С. 9-19.

3. Безопасность жизнедеятельности [Текст] : учебник для вузов / под ред. Л. А. Михайлова. - 2-е изд. - СПб. : Питер, 2012. - 461 с.

4. Безопасность. Термины МЧС [Электронный ресурс] // МЧС России. - Режим доступа: http://www.mchs.gov.ru/dop/terms/item/88452/ (дата обращения: 30.11.2017).

5. Большой толковый словарь русских существительных: идеографическое описание. Синонимы. Антонимы [Текст] / под общ. ред. Л.Г. Бабенко. - М. : АСТ-Пресс-книга, 2009. - 864 с.

6. Гафнер, В.В. Культура безопасности: аналитический обзор диссертационных исследований (педагогические науки, 2002-2012 гг.) [Текст] / В.В. Гафнер. - Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т, 2013. - 200 с.

7. Дондуков, С.Ц. Потребность в безопасности как условие психологической готовности личности к деятельности (на примере студентов железнодорожного вуза) [Текст] : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01 / С.Ц. Дондуков. -Хабаровск, 2003. - 169 с.

8. Каверин, С.Б. О психологической классификации потребностей [Текст] / С.Б. Каверин // Вопросы психологии. - 1987. - № 5. - С. 121-129.

9. Костенок, П.И. Преподавание учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в гуманитарном вузе: реальные диссонансы и потенциальный коллапс» [Текст] / П.И. Костенок // Мир науки, культуры, образования. - Горно-Алтайск, 2016. - № 1 (56). - С. 136-145.

10. Культура [Электронный ресурс] // Большой энциклопедический словарь. -Режим доступа: https://www.vedu.ru/bigencdic/32041/ (дата обращения: 2.12.2017).

11. Малышева, Е. ВИЧ африканского масштаба [Электронный ресурс] / Е. Малышева, К. Романова, П. Нетреба // Газета.ги. - Режим доступа: https://www. gazeta.ru/business/2016/07/14/9689903.shtml (дата обращения: 30.11.2017).

12. Маслоу, А. Мотивация и личность [Текст] / А. Маслоу. - 3-е изд. - СПб. : Питер, 2008. - 352 с.

13. На кого природа злится? МЧС предупреждает о росте числа стихийных бедствий в мире [Электронный ресурс] // Российская газета. - Режим доступа: https://rg.ru/2015/11/11/mchs.html (дата обращения: 30.11.2017).

14. Рыбалкин, Н.Н. Природа безопасности [Текст] / Н.Н. Рыбалкин // Вестник моск. ун-та. Сер. 7, Философия. - 2003. - № 5. - С. 36-52.

15. Степанов, И.О. Оценка сформированности качеств личности безопасного типа поведения при изучении предмета «Безопасность жизнедеятельности» [Электронный ресурс] / И.О. Степанов. - Режим доступа: http://pskgu. ru/projects/pgu/storage/wg6110/wgpgpu07/wgpgpu_07_31.pdf. (дата обращения: 3.12.2017).

16. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: утв. Приказом Министра образования и науки РФ от 17.12.2010 года № 1897 [Электронный ресурс] // Гарант.РУ. - Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070507/ (дата обращения: 30.11.2017).

References

1. Astakhova LV Humanitarian essence of information security. Available at: http://pycode.ru/2012/07/the-humanitarian-nature-of-the-information-security/ (accessed: 7.12.2017).

2. Bagrova L.A., Bokov VA., Mazinov A.S. Dangerous man-made disaster in the energy sector as environmental risk factors, Scientific Notes of Taurida national University named VI. Vernadsky, Series "Geography", Vol. 25 (64), 2012, N 2, pp. 9-19 (in Russian).

3. Life safety. Textbook for universities, 2nd ed. Ed. L. Mikhailov. SPb., Peter, 2012, 461 p.

4. Security. Terms of emergency situations [Electronic resource] // Ministry for emergencies. Available at: http://www.mchs.gov.ru/dop/terms/item/88452/ (accessed: 30.11.2017).

5. Large explanatory dictionary of Russian nouns: ideographic description. Synonyms. Antonyms, ed. L.G. Babenko. Moscow, AST-Press-book, 2009, 864 p.

6. Gafner VV. Safety Culture: analytical review of dissertations (pedagogical Sciences, 2002-2012). Ekaterinburg, Ural state pedagogical University, 2013, 200 p.

7. Dondukov S.C. The Need for security as a condition of psychological readiness of personality to the activity (on the example of the students of the railway University) : dis. ... Ph.D. of psychological Sciences: 19.00.01. Khabarovsk, 2003, 169 p.

8. Kaverin S. Psychological classification of needs, Questions of psychology, 1987, N 5, pp. 121-129 (in Russian).

9. Kostyonok P.I. Teaching of the discipline "Safety" in a liberal arts College: a real dissonance and potential collapse", World of science, culture, education. Gorno-Altaysk, 2016, N 1 (56), pp. 136-145.

10. Culture, Large encyclopaedic dictionary. Available at: https://www.vedu.ru/ bigencdic/32041/ (accessed: 2.12.2017).

11. Malysheva E., Romanov K., Netreba P. HIV African scale. Available at: https://www.gazeta.ru/business/2016/07/14/9689903.shtml (date of access: 30.11.2017).

12. Maslow A. Motivation and personality. St. Petersburg, Peter, 2008, 352 p.

13. Who's nature mad at? EMERCOM warns of the growing number of natural disasters in the world, Rossiyskaya Gazeta. Available at : https://rg.ru/2015/11/11/ mchs.html (date of access: 30.11.2017).

14. Rybalkin N.N. Nature of safety, Bulletin of Moscow University. Ser. 7, Philosophy, 2003, N 5, pp. 36-52 (in Russian).

15. Stepanov I.O. Assessment of formation of personality qualities of safe type of behavior in the study of the subject "life Safety". URL: http://pskgu.ru/projects/ pgu/storage/wg6110/wgpgpu07/wgpgpu_07_31.pdf (date accessed: 3.12.2017).

16. Federal state educational standard of basic general education: UTV. By order of the Minister of education and science of the Russian Federation from 17.12.2010 №1897. Available at: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070507/ (accessed: 30.11.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.