Научная статья на тему 'Безопасность как социальный компонент в цепях поставок'

Безопасность как социальный компонент в цепях поставок Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
217
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕПИ ПОСТАВОК / УПРАВЛЕНИЕ / БЕЗОПАСНОСТЬ / РИСК / СТАНДАРТ / SUPPLY CHAIN / MANAGEMENT / SECURITY / RISK / STANDARD

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Атаев Керим Ибадуллах Оглы, Гайнуллина Рената Маратовна

В данной статье освещены проблемы методической разработки и практической реализации требований к системе менеджмента безопасности цепей поставок. За последние годы коренным образом меняется подход к управлению процессами поставки и транспортировки пассажиров и грузов на базе требований международных стандартов. Предприятия транспортного комплекса РФ осознали, что с помощью логистики и управления процессами участников, входящих в цепи поставки, можно не только снизить издержки, улучшить качество обслуживания, но в итоге повысить общий уровень безопасности людей и грузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SAFETY AS A SOCIAL COMPONENT IN SUPPLY CHAINS

This article highlights the problems of methodical development and practical implementation of the requirements for the supply chain security management system. In recent years, the approach to managing the processes of supplying and transporting passengers and cargoes has been radically changing based on the requirements of international standards. The enterprises of the transport complex of the Russian Federation realized that with the help of logistics and process management of participants in the supply chain, it is possible not only to reduce costs, improve the quality of service, but in the end increase the overall level of safety for people and goods.

Текст научной работы на тему «Безопасность как социальный компонент в цепях поставок»

БЕЗОПАСНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ В ЦЕПЯХ

ПОСТАВОК 1 2 Атаев К.И. , Гайнуллина Р.М. Email: [email protected]

1Атаев Керим Ибадуллах оглы - кандидат технических наук, доцент, кафедра менеджмента; 2Гайнуллина Рената Маратовна - студент, специальность: организация перевозок и управление на транспорте, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет,

г. Москва

Аннотация: в данной статье освещены проблемы методической разработки и практической реализации требований к системе менеджмента безопасности цепей поставок.

За последние годы коренным образом меняется подход к управлению процессами поставки и транспортировки пассажиров и грузов на базе требований международных стандартов. Предприятия транспортного комплекса РФ осознали, что с помощью логистики и управления процессами участников, входящих в цепи поставки, можно не только снизить издержки, улучшить качество обслуживания, но в итоге - повысить общий уровень безопасности людей и грузов. Ключевые слова: цепи поставок, управление, безопасность, риск, стандарт.

SAFETY AS A SOCIAL COMPONENT IN SUPPLY CHAINS Ataev K.I.1, Gaynullina R.M.2

1Ataev Kerim Ibadullakh ogly - Ph.D. Technical, Associate Professor, CHAIR OF MANAGEMENT; 2Gaynullina Renata Maratovna -student, SPECIALTY: ORGANIZATION OF TRANSPORT AND TRANSPORT MANAGEMENT, MOSCOW AUTOMOBILE AND ROAD CONSTRUCTION STATE TECHNICAL UNIVERSITY,

MOSCOW

Abstract: this article highlights the problems of methodical development and practical implementation of the requirements for the supply chain security management system. In recent years, the approach to managing the processes of supplying and transporting passengers and cargoes has been radically changing based on the requirements of international standards. The enterprises of the transport complex of the Russian Federation realized that with the help of logistics and process management ofparticipants in the supply chain, it is possible not only to reduce costs, improve the quality of service, but in the end increase the overall level of safety for people and goods. Keywords: supply chain, management, security, risk, standard.

УДК 005.932

Проблемы методической разработки и практической реализации требований к системе менеджмента безопасности цепей поставок были предметом анализа и обсуждения на четырех научно-практических конференциях «Интегрированные системы менеджмента и безопасность цепочек поставок», проводимых на базе Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета. Большой интерес к проблеме проявляется не только учеными университетов России, Украины, Азербайджана, но и представителями бизнеса, предприятиями авиационного комплекса, аэропортов[2].

Практически с 2008 года к исследованию проблемы подключились наши европейские партнеры в лице Российско-германского научного логистического сообщества DR-LOG и ряда университетов Германии.

Приобретая интегрированный характер, транспорт становится уязвимым к различным инцидентам с точки зрения обеспечения устойчивости, что приводит к ощутимым материальным и людским потерям. Большинство компаний, непосредственно зависящих от внешних поставщиков, подвергаются воздействию рисков нарушения работы всей транспортной цепочки, которая выступает системообразующим элементом современной инфраструктуры.

Скоординированное взаимодействие предприятий по защите людей и товарно-материальных ценностей является одной из актуальных проблем с точки зрения прикладной науки и практики, а также эффективного управления значительной частью экономического потенциала любой страны. Это направление научно-прикладной деятельности в сфере комплексной безопасности цепей поставок (CSCS) смыкается с принятой правительством РФ транспортной стратегией до 2030 года.

Современные масштабы мировой интеграции требуют использование новых методов по снижению расходов с учетом приемлемых рисков. Эти факторы является доминирующими, так как играют решающую роль в управлении безопасностью цепи поставок (ЦП). Включение аналитической составляющей в управление ЦП, опирающейся на методологию комплексной безопасности цепей поставок и современные информационные технологии, содержат высокий потенциал развития транспортной инфраструктуры. Цепь поставок, построенная на указанных требованиях, обладает способностью к адаптации в постоянно меняющейся внешней среде, созданию организационно-технологического ядра безопасности. Среди факторов безопасности транспортной системы, кроме антитеррористического (противодействия актам незаконного вмешательства в транспортную деятельность) нами выделяются также технико-технологический и организационно-управленческий факторы.

Рассматриваемый методологический подход на основе комплексного управления безопасностью цепей поставок построен на использовании критерия приемлемого риска ALARA. На этой основе применяются современные методические и аналитические инструменты управления, такие как SCEM-системы, борьба с потерями, бережливое управление и 6 сигм.

Системы SCEM (Supply Chain Event Management - управление событиями в цепи поставок) предназначены именно для выявления нарушений и отклонений в выполнении работ, таких как запаздывание или поломка транспортного средства, превышение уровня страхового запаса, отклонения в производственных и транспортных процессах, и т.д. Результатом реализации поставленных целей будет создание систем управления безопасностью цепями поставок, обеспечивающих эффективный контроль за перемещением материальных объектов, в том числе грузов, преодоление узко отраслевой направленности логистических систем, объединение в рамках единого информационного пространства различных участников ЦП и решение задач государственного регулирования в стратегической перспективе.

Интегрированный подход к менеджменту безопасности цепей поставок предполагает действия в масштабах объединения заинтересованных участников транспортного рынка с целью увеличения способности такого сообщества предотвращать, управлять и смягчать воздействие существующих рисков. Он также дает возможность отдельной организации (звену) в ЦП применять свои требования в соответствии со специфической моделью бизнеса и ее ролью и функцией в общей цепочке. Предприятие должно установить и задокументировать корректные уровни безопасности в пределах ЦП и в дальнейшем принимать сбалансированные основанные на рисках решения. Необходимо также учитывать степень воздействия инцидентов, возникающих при транспортировке. Что означает отклонения от нормального уровня функционирования процесса транспортировки и срочность инцидента, т.е. приемлемую задержку разрешения инцидента [1].

Можно выделить три центральных области, где взаимодействие между участниками создаст предпосылки для идентификации и уменьшения рисков:

1. Информация - углубленное изучение и построение риск - сообщества. В этой области можно выделить две составляющие: углубленное изучение характеристик рисков и совершенствование информационного потока между заинтересованными лицами.

Предприятиям необходимо улучшать идентификацию критических точек в комплексных причинно-следственных цепях, где оперативное вмешательство может уменьшить вероятность осуществления риска или уменьшить серьезность его воздействия, если реализуется инцидент безопасности.

2. Ресурсы - улучшение распределения ресурсов и обеспечение стимулов частного сектора. Под этим понимается анализ закономерностей рисков в цепочке поставок, что может потребовать перераспределить ресурсы. Однако ресурсы управления, обеспечивающие экономические стимулы и высвобождение средств для менеджмента рисков, часто зависят от сотрудничества между частными и государственными предприятиями, и это необходимо учитывать при составлении прогноза, идентификации и анализе.

3. Организация - поддержание устойчивости в осуществлении процессов. Предприятиям необходимо встраивать и усиливать организационную структуру на всех уровнях цепочек поставок с целью уменьшения риска. На национальном и региональном уровне должны внедряться методы улучшения управления портфелями рисков. Ключевым требованием в этой области становится построение таких структур управления, которые будут способны уменьшить вероятность инцидента безопасности и увеличить скорость реакции при реализации различных категорий рисков [3].

Опора на применение международных стандартов и мобильных технологий становится основой модернизации систем доставки грузов и развития электронных сервисных услуг, для их интегрирования с процессами безопасности. Поэтому глобальные тенденции по интеграции участников транспортировки грузов и услуг на базе модели управления цепями поставок (SCM) формируют новые принципы и механизмы обеспечения конкурентоспособности:

1. Ориентация на интегрирование транспортных компаний и грузоотправителей (грузополучателей) в интегрированные ЦП (сети) в целях повышения устойчивости и увеличения добавленной экономической ценности - EVA.

2. Переход о традиционной модели качества ИСО 9000:2000 к адаптивным стратегиям, обеспечивающим комплексную безопасность цепей поставок (CSCS);

3. Ориентация на международный стандарт ИСО 28000:2007 «Спецификации систем менеджмента безопасности для цепей поставок» с последующей его гармонизацией.

Решение масштабных задач по снижению общих потерь как для транспортных компаний, так и для грузоотправителей, должно опираться на серьезный фундамент нормативно-правового обеспечения, отвечающего требованиям международных стандартов, Федеральных законов РФ «О техническом регулировании» и «О транспортной безопасности».

Главная задача технического регулирования на всех уровнях сводится к защите здоровья и жизни человека при использовании различных товаров и услуг. Ограниченность применения стандартов и других регулирующих документов рассматривается пропорционально степени риска. «Риск» с точки зрения международных требований означает сочетание (комбинацию) вероятности и степени ущерба, которое может возникнуть в опасной ситуации. Оценка риска продукции является условием для выпуска безопасной продукции на рынок и в Европе принимается во внимание на различных этапах производства и рыночного мониторинга. В этом контексте подходы к оценке рисков были уточнены в международном стандарте ISO/IEC 17000:2004 «Оценка соответствия - Терминология и основные принципы». Согласно стандарту оценка соответствия - демонстрация

соблюдения определенных требований, относящихся к товару, процессу, системе, лицу или органу.

Систематически осуществляемые оценки соответствия направлены на выявление слабых мест в процессах и результатах, формирующихся в ЦП, что сказывается на снижении общих издержек и потерь. На этом фоне существует необходимость развития инструментов аналитического управления цепочками поставок. В ходе проведения анализа получается подробное описание всех текущих видов деятельности в операционной системе поставки. Цель - собрать и проанализировать необходимую информацию о существующих приемах и показателях. Осуществляется анализ таких элементов, как описание процедур, затрат, используемой инфраструктуры (терминалов, транспортных средств, пассажиров и др.), оценочных показателей.

Для решения главной стратегической цели необходимо выполнить следующие задачи:

- выработать системные требования по осуществлению операционной интеграции участников с учетом требований безопасности и возможности самовосстановления каналов доставки при наступлении инцидентов;

- сформировать единое информационное пространство на основе объединения участников цепей поставок в безопасную систему доставки грузов различными видами транспорта, развития электронной системы управления услугами;

- разработать комплекс мер по борьбе с потерями в транспортных системах на основе идентификации и управления рисками, а также по сертификации систем менеджмента безопасности цепочек на базе требований ISO 28000:2007.

Список литературы /References

1. Некрасов А.Г. Инновационные методы управления жизненным циклом процессов

в транспортно-логистических системах / А.Г. Некрасов, Е.Ю. Фаддеева,

М.М. Стыскин, А.С. Синицына // Транспорт: наука, техника, управление. 2018.

№ 10. С. 3-7.

2. Миротин Л.Б., Некрасов А.Г. Логистика интегрированных цепочек поставок:

Учебник / Л.Б. Миротин, А.Г. Некрасов. М.: Издательство «Экзамен», 2003. 256 с.

3. Некрасов А.Г. Основы технологического менеджмента: Учебное пособие / МАДИ

(ГТУ). М., 2007. 135 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.