Научная статья на тему 'Оценка безопасности логистической системы товародвижения скоропортящейся продукции'

Оценка безопасности логистической системы товародвижения скоропортящейся продукции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
187
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / SAFETY / ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / LOGISTICS SYSTEM / СКОРОПОРТЯЩАЯСЯ ПРОДУКЦИЯ / PERISHABLE PRODUCTS / РЕАЛИЗАЦИЯ / МЕТОДИКА ОЦЕНКИ И СНИЖЕНИЯ РИСКОВ / METHODOLOGY OF ASSESSMENT AND REDUCTION OF RISK / SELLING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гиссин В.И., Датченко А.А.

В статье рассматриваются вопросы обеспечения безопасности логистической системы с целью сохранения ее целостности на всем протяжении товародвижения от снабжения производства сырьем до реализации потребителю. Предложена методика оценки безопасности процессов, позволяющая выявить отклонения в процессах с целью проведения корректирующих воздействий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with issues of providing of safety of logistics system in order to maintain its integrity throughout the goods movement from the providing of production of raw materials and to the selling to the consumer. Methodology of safety assessment of processes, allowing to identify the deviations in the process in order to conduct corrective action, is proposed in the article.

Текст научной работы на тему «Оценка безопасности логистической системы товародвижения скоропортящейся продукции»

В. И. Гиссин, А. А. Датченко

ОЦЕНКА БЕЗОПАСНОСТИ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ТОВАРОДВИЖЕНИЯ СКОРОПОРТЯЩЕЙСЯ ПРОДУКЦИИ

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы обеспечения безопасности логистической системы с целью сохранения ее целостности на всем протяжении товародвижения от снабжения производства сырьем до реализации потребителю. Предложена методика оценки безопасности процессов, позволяющая выявить отклонения в процессах с целью проведения корректирующих воздействий.

Ключевые слова

Безопасность, логистическая система, скоропортящаяся продукция, реализация, методика оценки и снижения рисков.

V. I. Gissin, A. А. Datchenko

SAFETY ASSESSMENT OF LOGISTICS SYSTEMS MERCHANDISE PERISHABLE GOODS

Annotation

The article deals with issues of providing of safety of logistics system in order to maintain its integrity throughout the goods movement from the providing of production of raw materials and to the selling to the consumer. Methodology of safety assessment of processes, allowing to identify the deviations in the process in order to conduct corrective action, is proposed in the article.

2015 № 3 (51) Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)

Keywords

The safety, logistics system, the perishable products, the selling, methodology of assessment and reduction of risk.

Одним из показателей эффективности функционирования логистической системы является безопасность. На процесс функционирования всей системы могут оказывать влияние различные факторы, как внешние, так и внутренние, которые могут нарушить ее целостность. Поэтому основным условием безопасности логистической системы является сохранение ее целостности.

Для оценки уровня безопасности системы необходимо проводить регулярный мониторинг качества работы всех звеньев системы, формируя ее безопасное состояние. С этой целью следует получать постоянную информацию о состоянии логистической системы, которая позволит осуществить прогноз ее работы и при нарушении заданных характеристик провести необходимые управляющие мероприятия.

Чтобы повысить эффективность функционирования логистической системы? следует в качестве главной цели компании поставить удовлетворенность потребителя, что позволит подчинить логике упорядочение всей системы.

В последние годы особое внимание d функционирован^ логистических систем уделяется проблеме безопасности цепей поставок. Так, например, в 2005 г. были изданы технические условия [1] на системы менеджмента безопасности, которые позволили усилить ее в международной торговле. В России в 2009 г. приняты национальные стандарты [2, 3], цель которых — уменьшение опасности процессов цепей поставок.

Однако внимания только к безопасности цепей поставок недостаточно для получения желаемого результата на конечном этапе логистической системы. Необходимо использовать интегрированную логистическую систему [4], которая выступает как средство сотрудничества между единомышленниками. Такой подход сродни действующему стандарту QS-9000 [5], который объединяет предприятие и поставщиков для выполнения главной цели — выпуска безопасной, надежной и качественной продукции.

Рассматривая функционирование логистической системы производства и распределения продукции с ограниченным сроком реализации, следует обратить внимание на риски, возникающие на всем протяжении логистических процессов, снижение которых позволит минимизировать экономические затраты, а также повысить её качество и безопасность.

Такую логистическую систему условно можно разбить на отдельные составляющие, такие как: снабжение производства сырьем и материалами, производство продукции, ее поставка, распределение и реализация конечному потребителю. Все протекающие процессы в данной логистической системе должны обеспечивать безопасность, которую следует рассматривать с позиций интегрированного подхода [6]. Для проведения анализа безопасности логистической системы представим её в виде дерева целей (рис. 1).

Рисунок 1 — Дерево целей логистической системы

Из рисунка 1 видно, что для достижения безопасности логистических процессов необходимо обеспечить достижение целей второго порядка, а именно:

цель 1 — безопасность снабжения производства сырьем;

цель 2 — безопасность процесса производства;

цель 3 — безопасность процесса транспортировки;

цель 4 — безопасность процесса реализации.

Для достижения целей первого порядка «Безопасность снабжения производства сырьем» необходимо обеспечить безопасность самого сырья и материалов (отсутствие физических, химических, микробиологических, механических и других видов опасностей), соблюдение условий их поставки (техническое состояние транспортного сред-

ства, условия климатического режима и др.), а также соблюдение условий и правил приемки сырья, материалов и их хранения непосредственно перед процессом производства.

Для обеспечения второй цели «Безопасность процесса производства» необходимо выявить причины производственных опасностей. Они могут возникнуть на различных этапах производства: при организации трудовой деятельности работника, при эксплуатации оборудования, при обеспечении санитарно-гигиенического состояния оборудования и др. Кроме того, к причинам производственных опасностей можно отнести личные качества работников.

Причины нарушения организации трудовой деятельности: нарушение условий труда при установлении продолжительности рабочего дня и переры-

вов, отсутствие повышения квалификации работников, отсутствие инструктажей работников по технике безопасности, отсутствие извещения работников о наличии опасных или вредных факторов на рабочих местах, отсутствие должностных инструкций работников и др.

Причины нарушений при эксплуатации оборудования: неудовлетворительное состояние или отсутствие поверки и калибровки оборудования; нарушение бесперебойности процесса, отказы оборудования и др.

Санитарно-гигиенические причины: санитарное состояние оборудования, помещений, персонала, занятого на основном и вспомогательном производстве.

Личностные причины: некомпетентность, отсутствие стрессоустойчивости, нестабильное психологическое состояние, отсутствие ответственности и др.

Цель «Безопасность цепи поставок» логистического процесса можно разделить на два вида целей. По нашему мнению, они могут включать: организационную безопасность и охрану поставок, а также различные условия окружающей среды, техническую обеспеченность транспортных средств, которые могут зависеть и не зависеть от человеческого фактора.

Так, например одной из целей второго порядка обеспечения безопасности цепи поставок является отсутствие ДТП. Для решения проблемы безопасности дорожного движения необходимо решить следующие задачи:

- обеспечить дисциплинированность участников дорожного движения;

- обеспечить исправное состояние транспортных средств;

- совершенствовать состояние автомобильных дорог;

- осуществлять эффективную государственную политику по обеспечению безопасности дорожного движения.

Кроме того, для обеспечения безопасности цепи поставок необходимо проведение мероприятий по ее защите

от незаконного вмешательства, терроризма, хищения и др.

Четвертая цель «Безопасность процесса реализации» обусловлена множеством причин, которые в основном носят характер зависящих от менеджмента и персонала.

Таким образом, для достижения условий безопасности логистической системы необходимо проводить постоянный мониторинг, позволяющий прогнозировать качество протекания логистических процессов. Для повышения достоверности прогнозирования безопасности логистических процессов существуют различные модели развития ситуаций. К одной из таких моделей можно отнести предложенное американскими исследователями Р. Акоффом и Ч. Черчменом «дерево целей» [7], которое учитывает максимум потенциальных возможностей достижения поставленной основной цели и при этом позволяет свести риск к минимуму или избежать его. Практическое применение дерева целей продемонстрировал Альфред Адлер, разработавший дерево жизненных целей и задач [8].

Сущность дерева целей как иерархического представления достижения целей заключается в том, что основная цель, которая подвержена ожидаемым рискам, подразделяется на подцели более низкого уровня. При этом необходимо учитывать обязательность достижения подцелей более низких уровней для целей верхнего уровня, которые являются приоритетными.

Метод «дерево целей» позволяет получить структурированную совокупность целей, которые ставит перед собой организация. Главная цель располагается на вершине дерева, цели более низкого порядка располагаются ниже в виде ярусов.

На рисунке 2 представлено «дерево целей» логистической системы производства и распределения скоропортящейся продукции, которое должно быть направлено на обеспечение потребителя безопасной продукцией в соответствии с правилами логистики [9].

Рисунок 2 — Дерево целей при производстве и распределении скоропортящейся продукции

Метод оценки относительной важности целей и значимости связей между ними производится экспертами методами ранжирования и взвешивания.

Метод ранжирования заключается в определении значимости каждой цели и присвоении ей соответствующего номера. Метод взвешивания определяет коэффициент важности каждой цели в долях или процентах относительно целей более высокого уровня.

Определение коэффициентов значимости по отношению к главной цели определяется по формуле (1):

№л)]_/ = о_] х к_\, (1)

где К (гл)/ — коэффициент значимости 1-й цели по отношению к главной цели; О] — вес цели более высокого уровня по данной цепочке целей; М — коэффициент весомости /-й цели.

Проверка степени совпадения оценок экспертов оценивается коэффициентом конкордации (2):

Ж = (12 * 5) / (п Л 2 (т л 3 - т)), (2) где 5 — сумма квадратов отклонений количества рангов или предпочтений каждого объекта от среднего арифметического значения;

п — количество экспертов; т — количество оцениваемых объектов.

Значение коэффициента конкор-дации может находиться в диапазоне от 0 до 1. Если Ж = 0, считается, что мнения экспертов не согласованны. Если Ж= 1, то оценки экспертов полностью согласованы [10].

Изложенный метод позволяет определить значимость логистических процессов и обратить внимание на процессы, требующие корректирующих мероприятий.

По вышеизложенной методике была проведена оценка безопасности логистических процессов при производстве и реализации скоропортящейся продукции. Экспертная оценка важности целей путем ранжирования осуществлялась пятью независимыми экспертами. В роли экспертов выступили менеджеры крупных торговых сетей: ЗАО «Тандер» магазин «Магнит», ЗАО ТД «Перекресток», магазин «Пятерочка», супермаркет «Солнечный круг», супермаркет «Ассорти продукт».

Результаты исследования важности целей представлены в таблице 1.

Таблица 1 — Ранжирование важности целей по отношению друг к другу

т а е в Цели Сумма рангов

о И <Г) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

1 16 8 12 15 10 7 3 14 11 5 2 1 13 9 6 4 136

2 14 6 11 13 9 8 1 15 12 4 3 2 16 10 7 5 136

3 13 7 9 16 10 6 2 11 14 5 4 1 15 12 8 3 136

4 15 9 13 12 8 6 1 16 10 3 4 2 14 11 7 5 136

5 14 8 12 15 9 7 2 16 11 5 3 1 13 10 6 4 136

Сумма

рангов каждого 72 38 57 71 46 34 9 72 58 22 16 7 71 52 34 21

показателя

Коэффициент весомо- 0,53 0,28 0,42 0,52 0,34 0,25 0,066 0,53 0,43 0,16 0,12 0,05 0,52 0,38 0,25 0,15

сти

На основании экспертного мнения коэффициенты значимости по всей цепочке целей более высокого уровня соответствовали следующим значениям: цель 1.1 - к 1.1 = 0,1; цель 1.2 - к 1.2 = 0,4; цель 1.3 - к 1.3 = 0,2; цель 1.4 - к 1.4 = 0,3. Таким образом, коэффициент значимости цели 1.1.1 по отношению к главной цели равен:

#(гл)1.1.1 = 0,1 х 0,53 = 0,053.

Это означает, что достижением цели 1.1.1 будет обеспечено достижение главной цели на 5,3 %.

Результаты расчетов коэффициентов значимости других целей приведены в таблице 2. Исходя из проведенных расчетов, можно сделать вывод, что наибольший процент достижения главной цели приходится на цель 2 (безопасность процесса производства).

Таблица 2 — Коэффициенты значимости целей третьего порядка по отношению к главной цели

Цель Подцель Коэффициент значимости Процент достижения главной цели

Безопасность снабжения производства сырьем 1.1.1 0,053 5,3

1.1.2 0,028 2,8

1.1.3 0,042 4,2

Безопасность процесса производства 1.2.1 0,208 20,8

1.2.2 0,136 13,6

1.2.3 0,1 10,0

1.2.4 0,026 2,6

Безопасность процесса транспортировки 1.3.1 0,106 10,6

1.3.2 0,086 8,6

1.3.3 0,12 12,0

1.3.4 0,024 2,4

1.3.5 0,01 1,0

Безопасность процесса реализации 1.4.1 0,156 15,6

1.4.2 0,114 11,4

1.4.3 0,075 7,5

1.4.4 0,045 4,5

Исходя из проведенных расчетов, можно сделать вывод, что наибольший процент достижения главной цели приходится на цель 2 (безопасность процесса производства). Однако однозначно делать такой вывод можно только

Результаты расчета коэффициента конкордации показали его близость к единице (Ж = 0,95) при оценке важности целей, что говорит о высокой степени согласованности мнений экспертов.

Исследования производства и распределения скоропортящейся продукции, раннее проведенные авторами, показали, что если в одном из процессов или звене логистической системы возникнут условия, снижающие безопасность, это может отразиться на конечном этапе — процессе реализации, повысив опасность потребления [11].

Изложенное выше говорит о том, что для снижения рисков и повышения безопасности процессов в логистической системе производства и распределения скоропортящейся продукции целесообразно обратить внимание на цели послед-

тогда, когда определена точность экспертных оценок по согласованности мнений экспертов.

В таблице 3 представлены результаты расчета коэффициента конкорда-ции мнений экспертов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

него этапа — процесса реализации, который может свести на нет безопасность всей системы. Для этого целесообразно рекомендовать создание на предприятии — производителе скоропортящейся продукции группу специалистов отдела сбыта, основное назначение которой — отслеживание и корректировка выявленных несоответствующих процессов. Таким образом, производство становится генератором связей между всеми участниками логистических процессов.

Резюмируя вышесказанное, нами предлагается для повышения безопасности логистических процессов создать интегрированную логистическую систему, все звенья которой должны быть нацелены на снижение рисков, повышение качества процесса и минимизацию экономических затрат.

Таблица 3 — Заключения экспертов о важности целей

Цель Эксперт Сумма рангов

1 2 3 4 5 каждого показателя Отклонение В/ В/2

1.1.1 16 14 13 15 14 72 +29,5 870,25

1.1.2 8 6 7 9 8 38 -4,5 20,25

1.1.3 12 11 9 13 12 57 +14,5 210.25

1.2.1 15 13 16 12 15 71 +28,5 812,25

1.2.2 10 9 10 8 9 46 +3,5 12,25

1.2.3 7 8 6 6 7 34 - 8,5 72,25

1.2.4 3 1 2 1 2 9 - 33,5 1122,25

1.3.1 14 15 11 16 16 72 +29,5 870,25

1.3.2 11 12 14 10 11 58 +15,5 240,25

1.3.3 5 4 5 3 5 22 - 20,5 420,25

1.3.4 2 3 4 4 3 16 - 26.5 702,25

1.3.5 1 2 1 2 1 7 - 35,5 1260,25

1.4.1 13 16 15 14 13 71 +28,5 812,25

1.4.2 9 10 12 11 10 52 +9,5 90,25

1.4.3 6 7 8 7 6 34 -8,5 72,25

1.4.4 4 5 3 5 4 21 -21,5 462,25

Сумма 136 136 136 136 136 680 8050

Библиографический список

1. ИСО 28000:2005 «Технические условия на системы менеджмента безопасности в цепочке поставок».

2. ГОСТ Р 53662-2009 (ИСО 28001:2006) «Система менеджмента безопасности цепи поставок. Наилучшие методы обеспечения безопасности цепи поставок. Оценки и планы».

3. ГОСТ Р 53661-2009 (ИСО 28004:2006) «Система менеджмента безопасности цепи поставок. Руководство по внедрению».

4. Миротин, Л., Некрасов, А. Безопасность в логистике — новые правила игры // Наука и жизнь. — 2002.

— № 07. — С. 59.

5. Пурлик, В. М. Рынок инвестиционных товаров и логистика : моногр.

— М. : Международный университет бизнеса и управления, 1997. — 192 с.

6. Ackoff, R. L., Churchman, C. W. Methods of inquiry: An introduction to philosophy and scientific method. — St. Louis : Educational Publishers, 1950. — 558 p.

7. Кондратенко, В. Т., Донской, Д. И., Игумнов, С. А. Общая психотерапия. — М. : Институт Психотерапии, 2003. — 458 с.

8. Моисеева, Н. К. Экономические основы логистики : учебник. — М. : ИНФРА-М, 2008. — С. 465

9. Федюкин, В. К. Квалиметрия. Измерение качества промышленной продукции : учеб. пособие. — М. : КНОРУС, 2010. — 320 с.

10. Датченко, А., Гиссин, В. О формировании безопасности процессов товародвижения пищевых продуктов в логистической системе. Управление логистическими системами: глобальное мышление — эффективные решения : материалы междунар. науч.-практ. юбилейного Х Южно-Российского логистического форума, 10-11 октября 2014 г.

— Ростов н/Д : ИПК РГЭУ (РИНХ), 2014. — Т. I. — 344 с.

Bibliographic list

1. ISO 28000:2005 «Specification for security management system for the supply chain».

2. GOST R 53662-2009 (ISO 28001:2006) «Security management systems for the supply chain. Best practices for implementing supply chain security. Assessments and plans».

3. GOST R 53661-2009 (ISO 28004:2006) «Security management system for the supply chain. Guidelines for the implementation».

4. Mirotin, L., Nekrasov, A. Safety in logistics — the new rules of the game // Science and Life. — 2002. — № 07. — P. 59.

5. Gissin, V. I. Quality Management. Training guide. — Rostov-on-Don : March, 2003. — P. 400.

6. Purlik, V. M. The market of investment goods and logistics : monograph. — M. : International University of Business and Management, 1997. — P. 192.

7. Ackoff, R. L., Churchman, C. W. Methods of inquiry: an introduction to philosophy and scientific method. — St. Louis : Educational Publishers, 1950. — 558 p.

8. Kondrashenko, V. T., Donskoy, D. I., Igumnov, S. A. General psychotherapy. — M. : Institute of Psychotherapy, 2003. — P. 458.

9. Moiseeva, N. Economic bases of logistics : textbook. — M. : INFRA-M, 2008. — P.4 65.

10. Fedyukin, V. K. Qualimetry. Measuring of the quality of industrial products: training guide. — M. : KNORUS, 2010. — P. 320.

11. Datchenko, A., Gissin, V. About formation of safety of stock movement of products in logistic system. Management of logistics systems: global thinking — effective Solutions : materials of the international scientific-practical anniversary X South Russian Logistics Forum, 10-11 of October 2014. — Rostov-on-Don : PPC of RSUE (RINH), 2014. — Vol. 1. —344 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.