Научная статья на тему 'Обеспечение безопасности логистической системы: проблемы и решения'

Обеспечение безопасности логистической системы: проблемы и решения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2503
295
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
LOGISTIC SYSTEM (LS) / SECURITY SYSTEM / RISKS / LOGISTIC SAFETY / LOGISTIC COMPANY (LC) / ECONOMIC SAFETY / ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА (ЛС) / СИСТЕМА БЕЗОПАСНОСТИ / РИСКИ / ЛОГИСТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЛОГИСТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ (ЛК) / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузнецова Юлия Леонидовна, Ипатьева Ирина Адьевна

Статья посвящена выявлению и анализу факторов, оказывающих влияние на эффективное обеспечение логистической системы (ЛС) торговых предприятий. В рамках данной статьи авторами были рассмотрены основные проблемы, возникающие при формировании, внедрении и реализации системы безопасности ЛС, и их решению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Provision of the Logistic System Safety: Issues and Solutions

The article is devoted to detection and analysis of factors that influence on the effective provision of the logistic system (LS) in trading companies. In this article the authors have reviewed main issues that emerge during formation, introduction and implementation of the LS security system and their resolution.

Текст научной работы на тему «Обеспечение безопасности логистической системы: проблемы и решения»

Кузнецова, Ю.Л., Ипатьева, И.А. (2016). Обеспечение безопасности логистической системы: проблемы и решения. Торгово-экономический журнал, 3(2), 163-172. doi: 10.18334/tezh.3.2.35407

Язык публикации: русский

Russian Journal of Retail Management, 2016, Volume 3, Issue 2

Provision of the Logistic System Safety: Issues and Solutions

Yulia Kuznetsova1, Irina Ipatieva1

1 Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russian Federation

ABSTRACT_

The article is devoted to detection and analysis of factors that influence on the effective provision of the logistic system (LS) in trading companies. In this article the authors have reviewed main issues that emerge during formation, introduction and implementation of the LS security system and their resolution.

KEYWORDS_

logistic system (LS), security system, risks, logistic safety, logistic company (LC), economic safety

CITATION_

Kuznetsova, Yu.L., Ipatieva, I.A. (2016). Provision of the Logistic System Safety: Issues and Solutions. Russian Journal of Retail Management, 3(2), 163-172. doi: 10.18334/tezh .3.2.35407

JEL: L21, L91, M11 Original Research Language: Russian

Received: 15 Jun 2016, Published: 30 Jun 2016

© Kuznetsova Yu.L., Ipatieva I.A. / Publication: Creative Economy Publishers This work is licensed under a Creative Commons BY-NC-ND 3.0

H For correspondence: irina-rin@bk.ru

HIGHLIGHTS

► the logistic system (LS) needs the external support of other components of economic activity, and, primarily, provision of its safety

► the logistic system as the complex of various industrial, trade, transport and other elements, is prone to the constant risk, which expression and implementation destabilize the work of the whole structure and implies the financial, material and image damage

► if every member of the LC sets to provide the technical safety, issues of the economic safety as a whole fall on the shoulders of the managing logistic company

► the issue of the safety provision is resolved by two main ways: control under consequences of risky situations or gradual control under factors that encourage making a risk that is more effective

► management of small and medium business pays the least attention to the environmental safety

► the structure of security system operation shall be created because the effective operation as a whole allows to increase the security level of the company

Торгово-экономический журнал, 2016, Том 3, Выпуск 2

Обеспечение безопасности логистической системы: проблемы и решения

Юлия Кузнецова1, Ирина Ипатьева1

1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Россия

АННОТАЦИЯ_

Статья посвящена выявлению и анализу факторов, оказывающих влияние на эффективное обеспечение логистической системы (ЛС) торговых предприятий. В рамках данной статьи авторами были рассмотрены основные проблемы, возникающие при формировании, внедрении и реализации системы безопасности ЛС, и их решению.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА_

логистическая система (ЛС), система безопасности, риски, логистическая безопасность, логистическая компания (ЛК), экономическая безопасность

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:_

Кузнецова, Ю.Л., Ипатьева, И.А. (2016). Обеспечение безопасности логистической системы: проблемы и решения. Торгово-экономический журнал, 3(2), 163-172. doi: 10.18334/tezh.3.2.35407

JEL: L21, L91, M11

Язык публикации: русский

© Кузнецова ЮЛ., Ипатьева И.А. / Публикация: Издательство «Креативная экономика» Статья распространяется по лицензии Creative Commons BY-NC-ND 3.0

н Для связи: irina-rin@bk.ru

ТЕЗИСЫ

► логистическая система (ЛС) нуждается во внешней поддержке других составляющих экономической деятельности и, в первую очередь, обеспечении ее безопасности

► логистическая система, являясь сложным комплексом различных производственных, торговых, транспортных и др. элементов, подвержена постоянному риску, проявление и реализация которого дестабилизирует работу всей структуры и влечет за собой финансовый, материальный и имиджевый ущерб

► если за обеспечение технической безопасности берется каждое звено ЛС, то вопросы экономической безопасности, целиком ложатся на плечи управляющей логистический компании

► вопрос обеспечения безопасности решается двумя основными путями: контролем над последствиями рисковых ситуаций или поэтапным контролем над самими факторами, побуждающими свершение риска, что более эффективно

► меньше всего внимания руководством предприятий малого и среднего бизнеса уделяется экологической безопасности

► следует создать структуру управления системой безопасности, так как эффективное управление позволяет в целом повысить уровень защищенности компании

Об авторах:

Кузнецова Юлия Леонидовна, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Ипатьева Ирина Адьевна, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (irina-rin@bk.ru)

На современном этапе развития экономики на первое место выходит логистика, как один из главных факторов обеспечивающих качественную реализацию правила 7R, максимизацию эффективности функционирования компании и минимизацию издержек. Однако и сама логистическая система (ЛС) нуждается во внешней поддержке других составляющих экономической деятельности и, в первую очередь, обеспечения ее безопасности. Подобное положение обуславливается тем, что логистическая система, являясь сложным комплексом различных производственных, торговых, транспортных и др. элементов, подвержена постоянному риску, проявление и реализация которого дестабилизирует работу всей структуры и влечет за собой финансовый, материальный и имиджевый ущерб. Таким образом, вопросы обеспечения безопасности логистических операций является особо актуальным.

Под системой безопасности логистических процессов понимается комплекс организационных мероприятий и технических решений, направленных на выявление, предупреждение и пресечение дестабилизирующих факторов, а также устранение последствий их воздействия, с целью обеспечения эффективной работы организаций.

Проблема 1. Кто принимает решения по вопросам безопасности. В процессе осуществления деятельности логистической системы принимает участие множество заинтересованных (поставщики, подрядчики, заказчик) и вовлеченных (работники РЖД, автозаправочные станции, специализированные подрядные организации и др.) лиц. Безусловно, каждый из них имеет свой статус и интерес от участия в ЛС и каждый по-своему стремиться минимизировать возможные риски и убытки, возникающие при реализации угроз. Однако в силу своих ограниченных возможностей и личных интересов каждый из участников берет ответственность лишь за малую часть, причем ряд участков ЛС остаются не охваченными вовсе, таким образом мы видим, что вопросы обеспечения безопасности «размываются» между всеми участниками этого процесса (Воронков, 2014; Панюкова, 2014).

В таких условиях, если, например, за обеспечение технической безопасности берется каждое звено ЛС, то вопросы экономической безопасности, целиком ложатся на плечи управляющей логистический

компании. ЛК, в свою очередь, как правило, полагается на службы безопасности комплексов, предприятий и проч.

Закономерным результатом описанной выше ситуации является недостаточность и фрагментарность системы безопасности, что в рисковых ситуациях может привести к фатальным последствиям. Избежать этого возможно было бы имея некий «объединяющий» элемент1, задачей которого станет приведение всех участников ЛС к использованию согласованных принципов и методологических направлений при принятии решений по вопросам обеспечения безопасности участка логистической цепи. На взгляд авторов, требуемым «объединяющим» элементом может стать общий для всех документ, содержащий в себе основные принципы формирования, внедрения и реализации ЛС.

Проблема 2. Принцип принятия решений. В современной отечественной логистике вопросы обеспечения безопасности логистических систем (ЛС) в основной своей массе решаются посредством применения методов и принципов риск-менеджмента. Все решения, принимаемые в его рамках, основываются на результатах аналитической составляющей в управлении цепью поставок, где основной методологической базой служит Методология комплексной безопасности цепей поставок (CSCS) и логистический реинжиниринг процессов2.

Однако, несмотря на то, что особенность риск-менеджмента состоит в том, что все принимаемые и реализуемые управленческие решения, направлены на снижение вероятности возникновения неблагоприятного результата и минимизацию возможных потерь проекта, вызванных его реализацией, в практике действующих на российском рынке малых и средних предприятий решения принимаются по нижеследующему принципу.

Исходя из того, что риск возникает по закону «причина-следствие», то есть первоначально возникает некий побуждающий фактор, в результате которого формирует рисковая ситуация. В качестве

1 Гнатив, В. (2007Ь). Технология обеспечения безопасности логистических комплексов. Режим доступа: http://www.ises.ru/about-us/mass-media/logistic.php

2 Управление процессами в транспортно-логистических системах (2011). М.: МАДИ.

подобной причины выступает некое внутреннее или внешнее событие (поломка оборудования, природные катаклизмы). И именно контроль над результатом влияния подобных событий берет на себя риск -менеджмент в условиях российских реалий, в то время как намного эффективнее разработать максимально возможный контроль над самими факторами, что обуславливает риск-ориентированный подход к системе безопасности в целом (Прасолов, Кашурников, 2016). Пример риск-ориентированной модели находим в проекте новой финансовой стратегии «Газпрома», в котором предлагается на основе модели достижимого роста Джеймса Ван Хорна определять максимальный размер продаж с учетом ресурсов корпорации и состояния рынка (управление безубыточностью), а для расширения деятельности инвестировать в проекты с рентабельностью не ниже 15 % годовых (управление финансовой устойчивостью, использование эффекта финансового рычага).

Существует и иной подход, который основывается на применении Методологии CSCS, которая предполагает управление организациями различных отраслей: производства, транспорта, снабжения как единым процессом, ориентированным не только безопасность в традиционном ее понимании, но и на обеспечение устойчивости всей воспроизводящей цепочки3. ина тесно взаимосвязана с использованием международных стандартов, формирующих системный инструментарий безопасности поставок (ISO 9000, касающиеся продукции и систем качества, стандартами в области технологий автоматической идентификации; ISO 28000:2007 «Spécification for security management systems for the supply chain»). Использование подобной модели можно заметить в практике крупных международных торговых компаний.

Исходя из рассмотренного материала, можно сделать вывод, что в отечественной логистике вопрос обеспечения безопасности решается, как минимум, двумя основными путями: контролем над последствиями рисковых ситуаций, что позволяет компенсировать убытки, но не устраняет причины их возникновения, или наоборот, что более

3 Некрасов, А.Г. Управление безопасностью в цепях поставок предметов снабжения. Режим доступа: http://fskp.gost.ru/state/fskp_docs/Rubrikator/Material_vistavok/Mir_standartov/Nekrasov.doc

эффективно, осуществляется поэтапный контроль над самими факторами, побуждающими свершение риска. На взгляд авторов, обе концепции имеют право на свое существование, в зависимости от того, в каких компаниях и в каких целях они будут применяться. Но в то же время для достижения гармоничности построения логистической безопасности рациональным будет формирование некоего комплекса ОБЛС (обеспечение безопасности логистических систем). Более того сегодня созданы предпосылки для комплексного применения SCM (Supply Chain Management - управление цепочками поставок; такие системы предназначены для автоматизации и управления всеми этапами снабжения предприятия и контроля товародвижения) и CALS-технологий (Continuous Acquisition and Lifecycle Support - непрерывная информационная поддержка поставок и жизненного цикла изделий), что потребует серьезного пересмотра практики применения как самой интегрированной логистической поддержки и поставок предметов снабжения в высокотехнологичных секторах экономики, так и решение вопросов безопасности. Методы интегрированной логистики призваны объединить бизнес-процессы и инженерно-технические процессы на протяжении всего жизненного цикла.

Проблема 3. Качественность обеспечения безопасности. Еще одной немаловажной проблемой является некачественное обеспечение безопасности ЛС (логистических систем). Такие проблемы могут возникнуть во всех сферах обеспечения безопасности ЛС предприятия: экономической, техногенной, информационной, пожарной, научно-технической, экологической. Безусловно, пожарная безопасность является самой востребованной, так как противопожарные системы внедряют любые предприятия на всех складах. Обеспечение информационной и техногенной безопасности, то есть уменьшение опасности влияния человеческого фактора так же очень популярны. Для решения данной проблемы на предприятии создают специальную внутреннюю сеть Интранет для обмена данными, подписывают с сотрудниками договоры о коммерческой тайне и о ее неразглашении. Для минимизации техногенного фактора с водителями проводят семинары и курсы повышения квалификации. Меньше всего внимания среди предприятий малого и среднего бизнеса уделяется экологической

безопасности, чего нельзя сказать о крупном бизнесе, в частности о производствах. В данной области вопросы по экологической безопасности встают на первое место, так как предприятие -производитель не только подвержен постоянным изменениям законодательства в сфере охраны окружающей среды, но и представляют реальную угрозу для общества при реализации данного риска.

Решением данной проблемы можно предложить создание концепции безопасности ЛС предприятия. Авторы выделяют следующие этапы при разработке такой концепции:

На первом этапе необходимо поставить цели и задачи системы безопасности. У всех участников логистического процесса, от заказчика до руководителя, свой спектр целей, задач и функций, их все необходимо учесть. Как инструмент достижения цели можно использовать методику SMART.

На втором этапе предполагается разработать принципы организации и функционирования системы безопасности. Как пример, это могут быть принципы эффективности, непрерывности, законности, координации и управления и т. п.

Далее необходимо выделить конкретные объекты защиты: персонал, клиенты, финансовые средства и товарно-материальные ценности, имущество клиентов, информационные ресурсы, имидж компании и т. п.

Теперь выявляются угрозы и риски ЛС, нужно построить матрицу безопасности, которая показывает взаимосвязь объектов защиты с рисками и угрозами.

На пятом этапе происходит определение состава и структуры системы безопасности, выбираются программные средства ее реализации.

Как продолжение предыдущего этапа, определяются средства и ресурсы, необходимые для реализации концепции безопасности. Примером могут послужить выбор совокупности двух или более средств обеспечения безопасности: физическая охрана, технические средства безопасности, средства информационной безопасности.

Далее нужно создать структуру управления системой безопасности, так как эффективное управление позволяет в целом повысить уровень защищенности компании.

Последнее, что нужно учесть - это результаты, которые ожидаются после внедрения концепции безопасности. Необходимо учесть, что последовательность выполнения данного плана является важнейшим нюансом разработки концепции системы безопасности ЛС предприятия.

ИСТОЧНИКИ:

Воронков, А.Н. (2014). Экономическая безопасность торгово-логистических систем. Поволжский торгово-экономический журнал, 4, 6-12.

Панюкова, В.В. (2014). Принципы обеспечения безопасности логистических процессов в торговле. Научные труды Вольного экономического общества России, 188, 298302.

Прасолов, В.И., Кашурников, С.Н. (2016). Риск - ориентированная модель концепции экономической безопасности. Новая наука: Опыт, традиции, инновации, 1-1, 153-157.

Гнатив, В. (2007a). Комплексная система безопасности. Современный склад.

Гнатив, В. (2007Ь). Технология обеспечения безопасности логистических комплексов. Режим доступа: http://www.ises.ru/about-us/mass-media/logistic.php

Лобанов, Н., Ребров, А. (2012). Безопасность грузоперевозок. Особенности организации обеспечения безопасности при экспедировании грузов в логистических компаниях. Директор по безопасности, 6. Режим доступа: http://logist.ru/articles/bezopasnost-gruzoperevozok-osobennosti-organizacii-obespecheniya-bezopasnosti-pri

Миротин, Л., Некрасов, А. (2002). Безопасность в логистике - новые правила игры. Наука и жизнь, 7. Режим доступа:

http://www.nkj.ru/archive/articles/4476/index.php?mobile=N&ELEMENT_ID=4476

Некрасов, А.Г. Управление безопасностью в цепях поставок предметов снабжения. Режим доступа:

http://fskp.gost.ru/state/fskp_docs/Rubrikator/Material_vistavok/Mir_standartov/N ekrasov.doc

Управление процессами в транспортно-логистических системах (2011). М.: МАДИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.