АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА 2021. Т. 5. № 18 http://journals.tsutmb.ru/current-issues-of-the-state-and-law.html
AKTUAL'NYE PROBLEMY GOSUDARSTVA I PRAVA = CURRENT ISSUES OF THE STATE AND LAW 2021, vol. 5, no. 18 http://journals.tsutmb.ru/current-issues-of-the-state-and-law-eng.html
ISSN 2587-9340
Перечень ВАК, РИНЦ, CrossRef, НЭБ «eLIBRARY.RU», ЭБ «КиберЛенинка»
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ NATIONAL SECURITY
© Андрияшко М.В., 2021
НАУЧНАЯ СТАТЬЯ
УДК 342.72/.73
DOI 10.20310/2587-9340-2021-5-18-329-340
БЕЗОПАСНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА И ГОСУДАРСТВА: ОТ ПОТРЕБНОСТИ К КОНЦЕПЦИИ
М.В. Андрияшко
УО «Барановичский государственный университет»
225404, Республика Беларусь, Брестская обл., г. Барановичи, ул. Войкова, 21
andryiashkomv(@,mail. га
Аннотация. Феномен безопасности со времен Платона, обозначившего ее в качестве одной из потребностей человека, относится к той редкой группе явлений, которые будут оставаться востребованными всегда, вне зависимости от смены идеологий и эпох. Изменяются лишь технологии и механизмы обеспечения безопасности, чему способствует технологическая сингулярность, ускоренный прогресс информационно-коммуникационных технологий. Тем не менее остается открытым вопрос о том, что первично: безопасность человека или государства. Даже в эпоху Новейшего времени после страшных мировых войн, террористических атак, техногенных катастроф подходы к ответу на этот вопрос изменялись неоднократно. В связи с указанным, цель настоящей работы состоит в том, чтобы проследить развитие философской мысли по вопросам обеспечения безопасности, а также определить подходы к современному пониманию этого феномена, проблематике смыслов и значений. Посредством применения общелогических, эмпирических и теоретических методов сформировано представление о новых тенденциях в сфере обеспечения безопасности, которые свидетельствуют о становлении концепции безопасности человека.
Ключевые слова: безопасность, ретроспектива понятия «безопасность», законодательство Республики Беларусь, акты Организации Объединенных Наций
Введение. Согласно теории иерархии потребностей, разработанной Абрахамом Маслоу [1, с. 48], обновленной американскими и канадскими учеными в 2010 г., потребность человека в безопасности является базовой и следует сразу после физиологических потребностей. Потребность в безопасности есть также у общества и государства.
Исследованию вопросов о ретроспективе становления и развития понятия «безопасность», содержании и видах безопасности, легального закрепления определения этого понятия, элементах права на безопасность, субъектах права на безопасность посвящены труды философов, историков, экономистов, юристов и специалистов в других областях знаний, что выводит учение о безопасности на междисциплинарный и интерсекциональный уровень.
Постановка задачи. Цель настоящего исследования состоит в приращении знания по вопросам генезиса понятия «безопасность», а также оформления и формального закрепления права на безопасность в международном и белорусском законодательстве.
Исследование проводилось с применением трех групп приемов: общелогические - главными из которых выступили методы анализа, синтеза и абстрагирования; эмпирические - преимущественно описание; теоретические - формализация, а также метод единства исторического и логического.
Результаты. Развитие теории национальной безопасности, разработка действенной системы ее обеспечения невозможны без ретроспективного анализа представлений о безопасности как самостоятельном правовом понятии.
А.Г. Сачек, исследуя становление безопасности как самостоятельного правового понятия, отмечает, что древние греки связывали благополучие и безопасность общества с обеспечением прав и свобод личности [2, с. 37]; древнеримские философы связывали обеспечение безопасности с обеспечением личной безопасности правящих кругов [2, с. 38]; в средневековом обществе идеи безопасности связывались со «спасением души» [2, с. 38]; в ХУП-ХУШ веках обосновывалась взаимосвязь личной и общественной безопасности [2, с. 38].
Авторитетный белорусский ученый В.В. Пузиков, руководствуясь другими критериями, предлагает иную периодизацию развития понимания феномена безопасности. В частности, выделяя три этапа: 1) до
XVIII века, когда отождествлялась безопасность правившего лица и государства; 2) с конца XVIII века, когда отождествлялась безопасность государства и безопасность элиты; 3) XX век, когда в оборот вводятся понятия государственных и национальных интересов и формируются представления об общечеловеческих ценностях и интересах [3, с. 10].
Очевидным представляется вывод о том, что акцент в понимании безопасности как потребности одного лица с течением времени и эпох смещается в сторону интересов и потребностей коллективных субъектов (государств, их объединений, наций). Считаем возможным привести следующий пример. По состоянию на 2019 г. в США на каждые 100 человек установлены 15,28 камеры скрытого видеонаблюдения (первое место в мире), на втором - Китай (14,36), на третьем - Великобритания (7,5). При этом по общему числу установленных камер Китай стоит на первом месте в мире с показателем в 200 млн камер; в США - 50 млн устройств1. Непрерывный видеомониторинг на стратегических объектах и объектах инфраструктуры направлен на предупреждение угроз с высоким потенциалом возникновения и минимизацию угроз, реально возникающих. Тайна частной жизни отодвигается на второй план.
По словам М.И. Баишевой, «в философии категория «безопасность» традиционно выступает формой выражения жизнеспособности и жизнестойкости объектов материального мира» [4, с. 15].
Раскрывая лексическое значение слова «безопасность», авторы словаря русского языка под редакцией Н.Ю. Шведовой отмечают, что это слово означает «положение, при котором не угрожает опасность кому-нибудь, чему-нибудь» . Антиподом безопасности, следовательно, является опасность. Лексическое значение слова «опасность» определено авторами указанного словаря как «возможность, угроза чего-
3 „
нибудь опасного» . В свою очередь слово «опасный» определено как «способный вызвать, причинить какой-нибудь вред, несчастье»4.
Возможность или угроза наступления «чего-нибудь опасного» вызывает необходимость предотвращать наступление нежелательных вредных и опасных последствий. Удачным видится представленное в
1 США заняли первое место в мире по числу камер видеонаблюдения на душу населения. URL: https://ra-bezh.ru/ kompanii-i-ryinki/news/19/12/10/ssha-zanyali-pervoe-mesto-v-mire-po-cliislu-kamer-videonablyudeni (дата обращения: 11.02.2021).
2 Ожегов С.II. Словарь русского языка / под ред. Н.Ю. Шведовой. М.: Рус. яз., 1988. С. 37.
3 Там же. С. 364.
4 Там же.
толковом словаре русского языка под редакцией Д.Н. Ушакова лексическое значение слова «предотвращать» (несовершенный вид слова «предотвратить») как «заблаговременно устранить, заранее отвратить (что-н. угрожающее)»5.
Справедливой следует назвать точку зрения авторов, отметивших, что «...в отечественной и российской литературе можно обнаружить различные формулировки даже самых основополагающих понятий в области безопасности [5, с. 11]. Поэтому становится необходимым разработка точного понятийно-категориального аппарата и точное следование ему.
Исследователи отмечают традиционную взаимосвязь понятия и содержания безопасности «...с основным объектом отношений в этой сфере - безопасностью государства» [6, с. 14]. Вместе этим признают, что «...решение государством и обществом созидательных задач напрямую зависит от обеспечения безопасности и соблюдения прав и свобод человека и гражданина» [6, с. 16].
Соглашаясь с позицией известных белорусских ученых, придерживаемся мнения о том, что «безопасность» следует рассматривать как сложное социальное явление, в трактовке которого акцент следует делать на социальном, а не на технологическом подходе. Технологический подход к дефинированию этого понятия применяется в связи с обеспечением безопасности в технологической сфере (безопасность работ и труда в промышленности [7, с. 22], дорожного движения [8, с. 77], полетов [9, с. 123], навигации [10, с. 18] и др.). Однако даже «... технологические определения безопасности базируются на том, что в производстве должна обеспечиваться безопасность человека» [11, с. 14]. Тем самым предопределяется первичность безопасности человека.
Полагаем, предотвращая потенциальную или реальную опасность, устраняя возможность наступления вреда или заблаговременно принимая контрмеры по минимизации вредных последствий наступившей опасности, запускается механизм обеспечения безопасности. Исходя из предметных характеристик субъекта, можно говорить о безопасности человека, общества, государства, а также о генерализированном феномене - национальной безопасности.
Предложенное нами понимание понятия «безопасность» опирается, в том числе, на суждения Платона, который понимал под безопас-
5 Толковый словарь русского языка: в 4 т. Т. 3: П - Ряшка / гл. ред. Б.М. Волин, Д.Н. Ушаков; сост. В.В. Виноградов [и др.]; под ред. Д.Н. Ушакова. М.: Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1939. С. 720.
ностью «предотвращение вреда» [5, с. 14] и обращал внимание на то, что «...необходимость граждан в государстве обусловлена потребностями, одной из которых является безопасность» [2, с. 37]. При этом целям обеспечения безопасности, по мнению Платона, служило законодательство, которое «...должно быть основано на добродетели, взятой во всей ее совокупности, и на справедливости, имеющей целью всеобщий мир и безопасность граждан, а не войну и приобретение богатства» [12, с. 628].
Информационно-аналитический ресурс «Юридический словарь», размещенный на официальном правовом интернет-портале Республики Беларусь (ргауо.Ьу)6, отражает разнообразие и особенности современной терминологии белорусского законодательства. Указанный словарь содержит в настоящий момент 122 определения термина «безопасность» применительно к различным направлениям частноправовых и публично-правовых отношений в сфере безопасности (начиная от авиационной безопасности, заканчивая ядерной безопасностью), а также тематические (ассоциативные) связи этого термина.
Легальные определения термина «безопасность» в настоящий момент дефинированы пятью нормативными правовыми актами, составу
ляющими законодательство Республики Беларусь .
Объединяет содержащиеся в перечисленных нормативных паровых актах определения указание на «недопустимый риск», «вред интере-
6 Юридический словарь. Минск: Нац. центр правовой информации Респ. Беларусь, 1998-2021. URL: http://multilang.pravo.by/ra (дата обращения: 10.02.2021).
7 О развитии предпринимательства: Декрет Президента Респ. Беларусь от 23.11.2017 № 7 // Нац. правовой интернет-портал Респ. Беларусь. 2017. 25 нояб. 1/17364; Основные термины и понятия в экологической сфере: рекомендации: постановление Межпарламентской Ассамблеи государств-участников Содружества Независимых Государств от 27.11.2015 № 43-10 // Информац. бюллетень Межпарламентской Ассамблеи СНГ. 2016. № 64; Законодательные основы Концепции устойчивого и безопасного развития государств-участников МПА СНГ в области образования и науки: постановление Межпарламентской Ассамблеи государств-участников Содружества Независимых Государств от 18.04.2014 № 40-7 // Информац. бюллетень Межпарламентской Ассамблеи СНГ. 2014. № 61; Соглашения о проведении согласованной политики в области технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер: Евразийская экономическая комиссия, 2021. URL: http://www.eurasiancom-mission.org/ru/act/texnreg/deptexreg/nonnbaza/Pages/Sogl_teh_san_lpart.aspx (дата обращения: 10.03.2021); Приложение № 9 «Протокол о техническом регулировании в рамках Евразийского экономического союза» к Договору о Евразийском экономическом союзе: Договор от 29.05.2014; Протокол о внесении изменений в Договор о Евразийском экономическом союзе от 01.10.2019 // Нац. правовой интернет-портал Респ. Беларусь. 2020. 22 июля. 3/3816.
сам», «нанесение ущерба», «защиту от угроз и опасностей» как ожидаемые негативные последствия необеспечения либо ненадлежащего обеспечения должной степени безопасности, подлежащие предотвращению.
Перечисленные маркеры не являются случайными. Оформленная в середине XX века в связи с созданием Организации Объединенных Наций (далее - ООН) и работой над текстом Устава этой организации, правовая рамка понятия «безопасность» предусматривала именно такие маркеры. Например, в преамбуле к Уставу ООН содержится призыв народов объединенных наций к объединению сил «...для поддержания международного мира и безопасности...» В других разделах Устава ООН перечисляются «предотвращение и устранение угрозы миру и подавления актов агрессии...» (статья 1), «не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость» (статья 2), «не должны наносить ущерба правам, притязаниям или положению... сторон» (статья 40), «интересы населения... являются первостепенными» (статья 73)9.
В последующий период дискурс термина «безопасность» в документах ООН ведется в плоскости коллективной безопасности. Например, Декларация ООН о воспитании народов в духе мира (1978) фиксирует неотъемлемое право всех народов и всех людей на жизнь в мире (статья I)10; Декларация ООН о праве народов на мир (1984) провозглашает, что «...народы нашей планеты имеют священное право на мир...» (пункт 1)11. Указанное стало результатом развития концепции полколонии прав человека и выделении в отдельную группу коллективных прав человека, к которым отнесены, например, право на мир, на развитие народов, безопасность, здоровую окружающую среду и др.
При этом интересы коллективной «государственной безопасности» противопоставляются интересам индивидуальной личности. С целью предупреждения неправомерных злоупотреблений в связи с необходи-
8 Устав Организации Объединенных Наций: Библиотека по правам человека. Университет Миннесоты. URL: http://hrlibrary.uinn.cdu/russian/instrcc/Runchartcr.html (дата обращения: 11.02.2021).
9 Там же.
111 Декларация ООН о воспитании народов в духе мира (1978). Резолюция 33/73 Генеральной Ассамблеи ООН от 15.12.1978. URL: https://www.un.org/ru/documents /decl_conv/declarations/life_in_peace.shtml (дата обращения: 11.02.2021).
11 Декларация ООН о праве народов на мир (1984): Резолюция 39/11 Генеральной Ассамблеи ООН от 12.11.1984. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/ declarations /right_to_peace.shtml (дата обращения: 11.02.2021).
мостью обеспечения государственной безопасности устанавливаются критерии правомерных ограничений прав личности в связи с потенциальной угрозой интересам государства или общественным интересам. Такие критерии правомерных ограничений впоследствии стали отражаться в текстах конституций суверенных постовестких государств. В частности, их можно обнаружить в статьях 23 и 63 Конституции Республики Беларусь.
Изначально такие критерии предусматривались, например, статьей 12 Международного пакта о гражданских и политических правах (1966), согласно которой право на свободное передвижение и свобода выбора местожительства (часть первая) может быть ограничено в предусмотренных законом случаях, если это необходимо «...для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравст-
12
венности населения или прав и свобод других...» (часть третья) [19]. Критерии правомерных ограничений прав личности предусмотрены также статьями 18, 19, 21 и 22 указанного пакта.
С началом нового тысячелетия современные вызовы и угрозы повлияли на формирование новой концепции - концепции «безопасности человека, которая признает, что угрозы могут не только исходить от государств и негосударственных субъектов, но и направляться против безопасности как государств, так и народов»13. Оформлению этой концепции способствовали тезисы доклада «При большей свободе: к развитию, безопасности и правам человека для всех»14 бывшего Генерального секретаря ООН Кофи Аннана, который отметил, что «угрозы для мира и безопасности в XXI веке включают не только международные войны и конфликты, но и насилие против гражданского населения, организованную преступность, терроризм и оружие массового уничтожения. В их число входят также нищета, смертоносные инфекционные заболевания и деградация окружающей среды, поскольку эти явления могут иметь не менее катастрофические последствия» (пункт 78)15.
12 Международный пакт о гражданских и политических правах: Резолюция 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи ООН от 16.12.1966. URL: https://www.un.org/ru/docu-ments/decl conv/conventions/pactpol.shtinl (дата обращения: 11.02.2021).
13 Новое международное право в области защиты и безопасности: Организация Объединенных Наций. URL: https://www.un.org/ru/clironicle/article/21998 (дата обращения: 11.02.2021).
14 При большей свободе: к развитию, безопасности и правам человека для всех: Доклад Генерального секретаря ООН, пятьдесят девятая сессия, 21 марта 2005 г. URL: https://undocs.Org/ru/A/59/2005 (дата обращения: 11.02.2021).
15 Там же.
Указанные положения получают свое развитие в работах белорусских, российских, армянских ученых. В частности, профессор В.А. Карташкин, излагая свою позицию относительно прав человека и международной безопасности, отмечает, что «безопасный мир возможен только при исключении войн и терроризма из жизни нашего общества и всеобщем соблюдении фундаментальных прав и свобод человека» [13, с. 34]. Е.А. Лукашева полагает, что «для дальнейшего изучения проблем прав человека в контексте национальной безопасности следует постоянно учитывать их включенность в реальные общественные отношения...» [14, с. 7]. Г.М. Худоян также приходит к выводу о том, что «происходит ценностная переориентация в отношениях власти и человека. Если на предшествующих этапах развития отсчет шел от государства к человеку, то теперь обозначился новый подход: исходным становится человек, а государство призвано оберегать его гражданские интересы, обеспечивать «всеобщее благо» [15, с. 91].
Выводы. Маятник понимания безопасности как потребности одного лица с течением времени смещался в сторону потребностей коллективных субъектов - государств, их объединений, наций. На формирование современной правовой рамки понятия «безопасность» оказало влияние содержание Устава ООН, преамбула которого содержит призыв к объединению общих сил для поддержания международного мира и безопасности. И лишь в начале XXI века возникают идеи о первичности безопасности человека, и начинается процесс оформления соответствующей концепции.
Список литературы
1. МаслоуА.Г. Мотивация и личность / пер. с англ. 3-е изд. СПб.: Питер, 2003. 392 с.
2. Сачек А.Г. Безопасность как социальный феномен: ретроспективный анализ // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2015. № 2 (66). С. 3639.
3. Пузиков В.В., Громович А.II. Экономическая безопасность и экономическая преступность. Социально-экономический анализ. Минск: Армита-Маркетинг, Менеджмент, 2001. 250 с.
4. Баишева МП Понимание безопасности личности как ценности в трудах античных философов // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. №2. С. 15-17.
5. Пузиков В.В. Основы теории обеспечения национальной безопасности: курс лекций. Минск: ГИУСТ БГУ, 2013. 512 с.
6. Ардашев AJI. Конституционные основы обеспечения безопасности личности в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.02. М.: Росс. гос. соц. ун-т, 2008. 25 с.
7. Додонова Ю.В., Борисов А.Ф. Актуальные вопросы проектирования корпоративных систем управления безопасностью труда и промышленной безопасностью // Безопасность и охрана труда. 2011. № 46. С. 22-25.
8. Гончаров II.В. Безопасность движения транспорта: уголовно-правовой аспект // Актуальные проблемы государства и права. 2020. Т. 4. № 13. С. 77-87. https://doi.org/10.20310/2587-9340-2020-4-13-77-87
9. Пушкин A.M. Системное управления безопасностью полетов авиакомпании по международным стандартам эксплуатационной безопасности IOSA // Проблемы безопасности и чрезвычайных ситуаций. 2015. № 6. С. 123-130.
10. Степанов Д.Н. Интеллектуальные системы технического зрения для безопасности и навигации // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. 2008. № 3 (59). С. 18-25.
11. Мясникович М.В., Пузиков В.В. и др. Основные направления обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь. Современное состояние и перспективы. Минск: Изд-во «Экономика и право», 2003. 451 с.
12. Платон. Государство. Законы. Политик / пер., предисл. Е.И. Темнова. М.: Мысль, 1998. 798 с.
13. Карташкин В.А. Права человека и международная безопасность // Труды Института государства и права Российской академии наук. 2013. № 1. С. 33-59.
14. Лукашева Е.А. Права человека - индикатор национальной безопасности // Труды Института государства и права Российской академии наук. 2013. № 1. С. 7-33.
15. Худоян Г.М. Человек, государство и национальная безопасность: правовые аспекты соотношения // Регион и мир. 2017. № 1. С. 89-95.
Статья поступила в редакцию 13.03.2021 Одобрена после рецензирования 24.05.2021 Принята к публикации 22.06.2021
Информация об авторе
Андрияшко Марина Васильевна, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры общеправовых дисциплин и государственного управления, Барановичский государственный университет, г. Барановичи, Брестская область. Республика Беларусь, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-2527-2224
Для цитирования
Андрияшко М.В. Безопасность человека и государства: от потребности к концепции // Актуальные проблемы государства и права. 2021. Т. 5. № 18. С. 329-340. https://doi.org/10.20310/2587-9340-2021-5-18-329-340
ORIGINAL ARTICLE
DOI 10.20310/2587-9340-2021-5-18-329-340
HUMAN AND STATE SECURITY: FROM NEED TO CONCEPT
M.V. Andryiashka
Baranovichi State University
21 Voikova St., Baranovichi 225404, Brest Region, Republic of Belarus
andryiaslikomv(®,inail. ru
Abstract. The phenomenon of security since the time of Plato, who identified it as one of the human needs, belongs to that rare group of phenomena that will remain in demand forever, regardless of the change of ideologies and eras. Only technologies and mechanisms for ensuring security are changing, which is facilitated by the tech-nological singularity, the accelerated progress of information and communication technologies. Nevertheless, the question remains open of what comes first: the security of human or state. Even in the Modern Era, after the terrible world wars, terrorist attacks, man-made disasters, the approaches to answering this question have changed many times. In connection with the above, the purpose of this work is to trace the development of philosophical thought on security issues, as well as to determine approaches to the modern understanding of this phenomenon, problems of meanings and values. Through the use of general logical, empirical and theoretical methods, an idea of new trends in the field of security is formed, which testify to the formation of the concept of human security.
Keywords: security, retrospective of concept "security", legislation of the Republic of Belarus, United Nations acts
References
1. Maslou A.G. Motivatsiva i lichnost' [Motivation and Personality]. St. Petersburg, Piter Publ., 2003, 392 p. (InRussian).
2. Sachek A.G. Bezopasnost' kak sotsial'nyy fenomen: retrospektivnyy analiz [Safety as social phenomenon: retrospective analysis]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta Ml'D Rossii - Bulletin of St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2015, no. 2 (66), pp. 36-39. (InRussian).
3. Puzikov V.V., Gromovich A.I. Ekonomicheskaya bezopasnost' i ekonomicheskaya prestupnost'. Sotsial'no-ekonomicheskiy analiz [Economic Security and Economic Crime. Socio-Economic Analysis]. Minsk, Armita-Marketing, Menedzhment Publ., 2001, 250 p. (InRussian).
4. Baisheva M.I. Ponimaniye bezopasnosti lichnosti kak tsennosti v trudakh antichnykh filosofov [Understanding the security of the individual as a value in the works of ancient philosophers]. Gumanitarnyye, sotsial'no-ekonomicheskiye i obshchest\>ennvye nauki - Humanities, Social-Economic and Social Sciences, 2015, no. 2, pp. 15-17. (In Russian).
5. Puzikov V.V. Osnovv teorii obespecheniya natsionaVnov bezopasnosti: kurs lektsiv [Fundamentals of the Theory of Ensuring National Security: A Course of Lectures]. Minsk, SIMST BSU Publ., 2013, 512 p. (In Russian).
6. Ardashev A.I. Konstitutsionnyye osnovv obespecheniya bezopasnosti lichnosti v Rossivskov Federatsii: avtoref. dis. ... kand.yurid. nauk: 12.00.02 [Constitutional Foundations of Personal Security in the Russian Federation: Cand. jurid. sci. diss, abstr.: 12.00.02]. Moscow, Russian State Social University Publ., 2008, 25 p. (In Russian).
7. Dodonova Y.V., Borisov A.F. Aktual'nyye voprosy proyektirovaniya korporativnykh sistem upravleniya bezopasnost'yu trada i promyshlennoy bezopasnost'yu [Topical issues of designing corporate safety and industrial safety management systems]. Bezo-pasnost' i okhrana truda [Safety and Labor Protection], 2011, no. 46, pp. 22-25. (In Russian).
8. Goncharov I.V. Bezopasnost' dvizheniya transporta: ugolovno-pravovoy aspekt [Transport traffic safety: criminal legal aspect]. Aktual'nye problemy gosudarsh'a i prava - Current Issues of the State and Law, 2020, vol. 4, no. 13, pp. 77-87. https://doi.org/10.20310/2587-9340-2020-4-13-77-87. (In Russian).
9. Lushkin A.M. Sistemnoye upravleniya bezopasnost'yu poletov aviakompanii po mezhdunarodnym standartam ekspluatatsionnoy bezopasnosti IOSA [The airline safety management system to international standards of operational safety IOSA], Problemy bezopasnosti i chrez\>vchaynvkh situatsiy - Safety and Emergencies Problrms, 2015, no. 6, pp. 123-130. (In Russian).
10. Stepanov D.N. Intellektual'nyye sistemy tekhnicheskogo zreniya dlya bezopasnosti i navigatsii [Intelligent vision systems for safety and navigation], Nauchno-tekhnicheskiye vedomosti Sankt-Peterburgskogo gosudarsh'ennogo politekhnicheskogo universiteta - St. Petersburg State Polvtechnical University Journal, 2008, no. 3 (59), pp. 18-25. (In Russian).
11. Myasnikovich M.V., Puzikov V.V. et al. Osnovnyve naprmleniya obespecheniya nat-sional 'nov bezopasnosti Respubliki Belarus'. Sovremennove sostovanive i perspekthy [The Main Directions of Ensuring the National Security of the Republic of Belarus. Current State and Prospects]. Minsk, "Economics and Law" Publ., 2003, 451 p. (In Russian).
12. Platon. Gosudarsh'o. Zakony. Politik [State. Laws. Politician], Moscow, Mysl Publ., 1998, 798 p. (In Russian).
13. Kartashkin V.A. Prava cheloveka i mezhdunarodnaya bezopasnost' [Human rights and international security]. Trudy Instituta gosudarsh'a i prava Rossivskov akademii nauk -Proceedings of the Institute of state and law of the RAS, 2013, no. 1, pp. 33-59. (In Russian).
14. Lukasheva E. A. Prava cheloveka - indikator natsional'noy bezopasnosti [Human rights are indexes of national security]. Trudy Instituta gosudarsh'a i prava Rossivskov akademii nauk - Proceedings of the Institute of state and law of the RAS, 2013, no. 1, pp. 7-33. (InRussian).
15. Khudoyan G.M. Chelovek, gosudarstvo i natsional'naya bezopasnost': pravovyye as-pekty sootnosheniya [The human state and the national security: legal aspects of correlation], Region i mir - Region and the World, 2017, no. 1, pp. 89-95. (In Russian).
The article was submitted 13.03.2021
Approved after reviewing 24.05.2021
Accepted for publication 22.06.2021
Information about the author
Maryna V. Andryiashka, Candidate of Law, Associate Professor, Associate Professor of General Legal Disciplines and Public Administration Department, Baranovichi State University, Baranovichi, Brest Region, Republic of Belarus, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-2527-2224
For citation
Andryiashka M.V. Bezopasnost' cheloveka i gosudarstva: ot potrebnosti k kontseptsii [Human and state security: from need to concept]. Aktual'nyeproblemy gosudarstva ipra-va - Current Issues of the State and Law, 2021, vol. 5, no. 18, pp. 329-340. https://doi.org/10.20310/2587-9340-2021-5-18-329-340 (In Russian, Abstr. in Engl.)
Работа доступна по лицензии
Creative Commons Attribution («Атрибуция») 4.0
Всемирная