© Туркаева Л.В., 2020
DOI 10.20310/2587-9340-2020-4-15-399-406 УДК 342.6
Шифр научной специальности: 12.00.01
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА БЕЗОПАСНОСТИ В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Л.В. Туркаева
Грозненский государственный нефтяной технический университет им. акад. М.Д. Миллионщикова
364051, Российская Федерация, Чеченская Республика, г. Грозный, пр-т им. Х.А. Исаева, 100
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7477-8075, e-mail: [email protected]
Аннотация. В условиях современной политической обстановки в стране актуальность научного исследования обусловлена чрезвычайной важностью теоретической и практической значимости правоохранительной деятельности Федеральной службы безопасности на различных исторических этапах и обеспечения ею национальной безопасности. Научная новизна работы сформирована из комплекса аналитической характеристики деятельности Федеральной службы безопасности и сводится к тому, что в ней представлены специальные стороны профессиональной работы Федеральной службы безопасности, кроме того, проведена сравнительная оценка правовых норм. По причине демократизации российского общества значительные изменения происходят в системе правоохранительных органов. Конституционное закрепление прав и свобод человека и гражданина в качестве основных ценностей определяет их верховенство по отношению к ценностям публично-правового характера. Подчеркнуто, что Федеральная служба безопасности является ведущим центральным органом в системе исполнительной власти, деятельность по обеспечению национальной безопасности которого выстроена с учетом основополагающих принципов законности, уважения, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, конспирации, в сочетании гласных и негласных методов и средств. Обозначена собственная позиция в понимании сущности и особенностей национальной безопасности.
Ключевые слова: Федеральная служба безопасности; политическая обстановка; национальная безопасность; правоохранительная деятельность; общество; конституционные права и свободы; человек; гражданин
В настоящее время необходимым атрибутом успешного развития демократического правового государства, системы обеспечения национальной безопасности России, гарантии защиты прав личности,
общества и государства, поддержания конституционного строя страны является Федеральная служба безопасности как основное правозащитное звено в структуре правоохранительных органов по отстаиванию национальных интересов Российской Федерации. Масштабы деятельности по направлению безопасности - контрразведывательная деятельность, борьба с терроризмом, борьба с преступностью, разведывательная деятельность, пограничная деятельность, обеспечение информационной безопасности - определяют ее сущность, роль и правовое значение.
Центральная спецслужба России, а точнее Федеральная служба безопасности, на счету которой исключительная компетенция профессионалов предшествующих поколений, занимает почетное место в системе национальной безопасности. Исторические архивы ее деятельности повествуют о преданном служении Родине и бесконечной драме тысячи сотрудников, прошедших закалку в ее коридорах.
Изучив функциональную сферу деятельности правоохранительных органов государственной власти, некоторые ученые приравнивают Федеральную службу безопасности к правоохранительным органам, руководствуясь возложенными на нее процессуальными, оперативно-розыскными и иными полномочиями, присущими правоохранительным органам [1, с. 220]. По большому счету нужно согласиться с вышеперечисленными учеными, учитывая то, что профессиональная деятельность Федеральной службы безопасности аналогична области деятельности правоохранительных органов, а именно работа выполняется в строгом соответствии с такими нормативно-правовыми актами, как Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности», Уголовно-процессуальный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях и т. д. Помимо этого в Уголовном кодексе и Кодексе об административных правонарушениях присутствуют специальные статьи относительно их подведомственности Федеральной службе безопасности, а согласно Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности» отдельные ее подразделения осуществляют оперативно-розыскную деятельность.
Правовую основу деятельности Федеральной службы безопасности составляют такие нормативно-правовые акты, как: Конституция РФ1,
1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-Ф3 «О безопасности» , Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности»3, Указ Президента Российской Федерации «Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации»4, Закон Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации»5 и др., в соответствии с которыми обеспечиваются защита важнейших социальных ценностей, прав и свобод человека и гражданина, законность и правопорядок в стране.
Федеральная служба безопасности как ведущий орган в системе исполнительной ветви власти обладает правотворческой инициативой. Это значит, что наравне с высшими органами государственной власти (законодательные, исполнительные и судебные) она может издавать исключительные нормативно-правовые акты, которые при этом должны строго соответствовать конституционным нормам и требованиям федерального законодательства, ибо издаются непосредственно во исполнение основных положений главного законодательства. Качественное содержание изданных нормативно-правовых актов гарантирует положительную динамику в работе Федеральной службы безопасности как центральное ядро в системе федеральных органов исполнительной власти. При этом следует сделать акцент на правовую природу самих нормативно-правовых актов, как результат нормотворческой деятельности, и правовых актов не нормативного характера, которые являются следствием правоприменительной деятельности и направлены на регулирование внутренних правовых отношений [2, с. 37-42].
В процессе исследования любого события важная роль принадлежит понятию «национальная безопасность», поэтому прежде чем обратиться к детальному анализу структуры данного органа, следует в первую очередь разобраться с этим тезисом. Известный русский ученый-правовед В.Д. Катков поделился своей субъективной точкой зрения касательно возникшего вопроса, согласно которой владение точными основными данными - ведомый фактор любого познания и безусловный компонент научного прогресса [3, с. 11].
2 О безопасности: федеральный закон от 28.12.2010 № 390-Ф3 (ред. от 05.10.2015) // СЗ РФ. 2011. № 1. Ст. 2.
3 О федеральной службе безопасности: федеральный закон от 03.04.1995 № 40-ФЗ (ред. от 06.06.2016) // СЗ РФ. 1995. № 15. Ст. 1269.
4 Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ от 11.08.2003 № 960 // СЗ РФ. 2004. № 32. Ст. 3314.
5 О государственной границе Российской Федерации: закон РФ от 01.04.1993. № 47304 // Российская газета. 1993. № 84.
В соответствии с Указом Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», «национальная безопасность»6 - это такой феномен, характеризующий степень человеческой защиты, социума и государства от внутреннего и внешнего воздействия, в результате которого обеспечиваются:
- реализация конституционных прав и свобод человека и гражданина;
- создание благоприятных условий для жизнедеятельности;
- суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность;
- устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации.
Благодаря обстоятельному исследованию понятия «национальная безопасность» удалось прийти к общему умозаключению, определяющему ее как залог государственной безопасности, обеспечиваемой посредством безупречно налаженной системы федеральных органов исполнительной власти, в которой за каждым органом законодательно закреплены функции и полномочия в этой сфере деятельности.
К огромному сожалению, за последнее время мы с вами можем наблюдать и слышать через различные социальные сети, средства массовой информации новости о том, как в очередной раз разоблачению подвергся гражданин России, пойманный в преступном сговоре со спецслужбами иностранных государств. Подобные цифры заставляют задуматься о том, насколько сильно нависла над страной угроза агентурной разведки, способной нанести значительный ущерб государственной безопасности. Проблемы моральной и материальной неудовлетворенности людей, отсутствие потребности в научных кадрах, низкий показатель востребованности специалистов способствуют беспрепятственной вербовке иностранными органами разведки. И стоит заметить, что особый интерес в этом деле проявляется к Вооруженным силам Российской Федерации [4].
Глобальную опасность национальной безопасности России представляет феномен современного терроризма, и первостепенное участие в ликвидации подобных чрезвычайных происшествий принимает Федеральная служба безопасности. К примеру, в ходе одного из заседаний Совета на повестку дня были выставлены вопросы о прекращении процесса вербовки российских граждан в ряды террористических ор-
6 О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 // СЗ РФ. 2016. № 1 (часть II). Ст. 212.
"7
ганизаций , а также усиление мер относительно координации международной деятельности в борьбе против терроризма8.
В результате проведения контртеррористических операций противодействие терроризму приобрело не воспринимающий, а извещающий характер благодаря новейшей системе приемов и способов. Если провести небольшой сравнительный анализ, то по сравнению с последними годами, целенаправленная работа с использованием арсенала возможных сил и средств привела к снижению в 2,5 раза количества преступлений террористической направленности в 2020 г.9
Экономическая безопасность государства является очередной приоритетной задачей в направлении деятельности Федеральной службы безопасности, преследующая цели:
- гарантированная защита производственных, технологических, продовольственных, энергетических, управленческих и информационных элементов;
- борьба с организованной преступностью;
- обеспечение информационной безопасности;
- борьба со шпионажем и несанкционированной утечкой информации из различных областей направлений;
- охрана государственной тайны;
- модернизация системы засекречивания и рассекречивания государственных тайн.
Именно поэтому в целях качественного обеспечения национальной безопасности очень важно выбрать верную расстановку преимуществ, определить секреты, представляющие первостепенную значимость, и направить все усилия на их охрану.
Органы Федеральной службы безопасности России в решении поставленных задач и возложенных обязанностей сотрудничают с муниципальными органами, организациями, общественными объединениями и их должностными лицами, со специальными службами, органами
7 Научные подходы противодействия идеологии терроризма, рассмотренные на заседании секции научного совета при Совете Безопасности Российской Федерации // Официальный сайт Совета Безопасности Российской Федерации. URL: http:// www.scrf.gov.ro/news/991.html# (дата обращения: 05.06.2020).
8 Егоров И. Академики против террористов // Российская газета. URL: https:// rg.ru/2016/03/28/patrushev-prizval-najti-novye-podhody-k-obespecheniiu-nacbezopasnos-ti.html (дата обращения: 05.06.2020).
9 В ФСБ заявили о снижении террористической активности в России за минувший год в 2,5 раза // NEWSru.com. URL: http://palm.newsru.com/russia710nov2015/ fsb.html (дата обращения: 05.06.2020).
правоохранительной деятельности и иными организациями иностранных государств в рамках международных договоров, а также привлекают к содействию отдельных лиц с их согласия на гласной и конфиденциальной основе, в том числе в качестве внештатных сотрудников.
Подводя итоги всему вышесказанному, можно сделать вывод о том, что Федеральная служба безопасности является ведущим центральным органом в системе исполнительной власти, чья деятельность по обеспечению национальной безопасности с учетом основополагающих принципов законности, уважения, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, конспирации, в сочетании гласных и негласных методов и средств направлена на защиту жизненно важных интересов личности, общества и государства от преступных посягательств.
Список литературы
1. Гулягин А.Ю. Особенности правоохранительной деятельности в сфере административной юрисдикции: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2015. 220 с.
2. Морозов Ю.В. Система нормативных правовых актов, регулирующих административно-правовые режимы в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 7-2. С. 37-42.
3. Катков В.Д. К анализу основных понятий юриспруденции. Харьков, 1903.
4. Ушаков В.Н., Трунов И.Л., Патрушев Н.П. ФСБ России. Правовое регулирование деятельности Федеральной службы безопасности по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации. Научно-практический комментарий. М.: Эскимо, 2006. 592 с.
Поступила в редакцию 21.08.2020 г. Поступила после рецензирования 18.09.2020 г. Принята к публикации 25.09.2020 г.
Информация об авторе
Туркаева Лаура Вахитовна - старший преподаватель кафедры «Сети связи и системы коммутации» Института прикладных информационных технологий. Грозненский государственный нефтяной технический университет им. акад. М.Д. Миллионщикова, г. Грозный, Чеченская Республика, Российская Федерация. ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7477-8075, e-mail: [email protected]
Для цитирования
Туркаева Л.В. Федеральная служба безопасности в системе обеспечения национальной безопасности // Актуальные проблемы государства и права. 2020. Т. 4. № 15. С. 399-406. DOI 10.20310/2587-9340-2020-4-15-399-406
DOI 10.20310/2587-9340-2020-4-15-399-406 FEDERAL SECURITY SERVICE IN THE NATIONAL SECURITY SYSTEM
L.V. Turkaeva
Grozny State Oil Technical University named after Academician M.D. Millionshchikov
100 Kh.A. Isaeva Ave., Grozny 364051, Chechen Republic, Russian Federation
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7477-8075, e-mail: [email protected]
Abstract. In the context of the current political situation in the country, the relevance of scientific research is due to its extreme importance, seen through the prism of the theoretical and practical significance of law enforcement activities of the Federal security service at various historical stages, and its provision of national security. The scientific novelty of this work is formed from a complex of analytical characteristics of the Federal Security Service activities and comes down to the fact that it presents the special aspects of the professional work of the Federal Security Service, in addition, a comparative assessment of legal norms is carried out. Due to the democratization of Russian society, significant changes are taking place in the law enforcement agencies system. The constitutional consolidation of human and civil rights and freedoms as basic values determines their supremacy in relation to public law values. We emphasize that the Federal Security Service is the leading central body in the system of executive power, whose activities to ensure national security are built taking into account the fundamental principles of legality, respect, observance of human and civil rights and freedoms, conspiracy, in a combination of overt and covert methods and means. We indicate our own position in understanding the essence and characteristics of national security.
Keywords: Federal Security Service; political situation; national security; law enforcement activities; society; constitutional rights and freedoms; human; citizen
References
1. Gulyagin A.Y. Osobennosti pravookhranitel 'noy deyatel'nosti v sfere administrativnoy yurisdiktsii: dis. ... d-ra yurid. nauk [Features of Law Enforcement in the Field of Administrative Jurisdiction. Dr. jurid. sci. diss.]. Moscow, 2015, 220 p. (In Russian).
2. Morozov Y.V. Sistema normativnykh pravovykh aktov, reguliruyushchikh administra-tivno-pravovyye rezhimy v otnoshenii inostrannykh grazhdan i lits bez grazhdanstva [The system of normative legal acts governing administrative and legal regimes in relation to foreign citizens and stateless persons]. Aktual'nyye problemy gumanitarnykh i estestvennykh nauk [Current Issues of Humanities and Natural Sciences], 2016, no. 7-2, pp. 37-42. (In Russian).
3. Katkov V.D. K analizu osnovnykh ponyatiy yurisprudentsii [To the Analysis of the Basic Concepts of Jurisprudence]. Kharkiv, 1903. (In Russian).
4. Ushakov V.N., Trunov I.L., Patrushev N.P. FSB Rossii. Pravovoye regulirovaniye deyatel'nosti Federal'noy sluzhby bezopasnosti po obespecheniyu natsional'noy bezo-pasnosti Rossiyskoy Federatsii. Nauchno-prakticheskiy kommentariy [FSB of Russia.
Legal Regulation of the Activities of the Federal Security Service to Ensure the National Security of the Russian Federation. Scientific and Practical Commentary]. Moscow, Eskimo Publ., 2006, 592 p. (In Russian).
Received 21 August 2020 Reviewed 18 September 2020 Accepted for press 26 September 2020
Information about the author
Turkaeva Laura Vahitovna - Senior Lecturer of "Communication Networks and Switching Systems" Department of Applied Information Technologies Institute. Grozny State Oil Technical University named after Academician M.D. Millionshchikov, Grozny, Chechen Republic, Russian Federation.
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7477-8075, e-mail: [email protected] For citation
Turkaeva L.V. Federal'naya sluzhba bezopasnosti v sisteme obespecheniya natsional'noy bezopasnosti [Federal Security Service in the national security system]. Aktual'nye proble-my gosudarstva i prava — Current Issues of the State and Law, 2020, vol. 4, no. 15, pp. 399-406. DOI 10.20310/2587-9340-2020-4-15-399-406 (In Russian, Abstr. in Engl.)