Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРИНЦИПА РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ'

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРИНЦИПА РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
686
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМ / РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ / ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО / ДЕМОКРАТИЯ / ЗАКОН / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ / СИСТЕМА ПРОТИВОВЕСОВ / ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ / ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ / СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ / CONSTITUTIONALISM / POWERS SEPARATION / RULE OF LAW / DEMOCRACY / LAW / PUBLIC AUTHORITIES / COUNTERBALANCE SYSTEM / LEGISLATIVE AUTHORITY / EXECUTIVE AUTHORITY / JUDICIAL AUTHORITIES

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Туркаева Лаура Вахитовна

Неотъемлемым составляющим правового государства, выступающим в качестве важного атрибута функционирования института российского конституционализма, является наличие органов государственной власти, благодаря которым обеспечивается механизм стабильного управления. Современная модель государственного устройства нашей страны основывается на множестве принципов, особое место среди которых отведено принципу разделения властей, ставшему новеллой Конституции 1993 г. Действие данного принципа сводится в триаду следующих функций: издание законов, контроль за их выполнением и гарантии защиты в случае нарушения. Все три ветви власти принадлежат соответствующим органам государственной власти и реализуются самостоятельно и равносильно. К большому сожалению, на сегодняшний день относительно идеологической и политической сущности данной теории нет единой концепции, хотя научная идеология находится в поиске определения главенства одной из трех ветвей власти. Актуальность и новизна рассматриваемой проблемы основывается на объективных исторических данных, ставших фундаментальной частью в становлении национальной системы права. Рассмотрены правовые основы принципа разделения властей, различные авторские точки зрения в определении его сущности, в том числе как конституционного принципа. Правовая природа конституционного принципа объясняется законодательной регламентацией властных полномочий между различными органами государственной власти и должностными лицами, а также общих полномочий, реализуемых в рамках определенных направлений государственной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION PROBLEMS AND DEVELOPMENT TRENDS OF THE PRINCIPLE OF POWERS SEPARATION

An integral component of the rule of law, which acts as an important attribute of the functioning of Russian constitutionalism institution, is the presence of public authorities, which provides a mechanism for stable governance. The modern model of the state structure of our country is based on many principles, a special place among which is given to the principle of powers separation, which became a novel of the Constitution of 1993. The operation of this principle is reduced to a triad of the following functions: enactment of laws, monitoring their implementation, and guaranteeing protection in case of violation. All three branches of government belong to the relevant public authorities, and are implemented independently and equally. Unfortunately, today there is no single concept regarding the ideological and political essence of this theory, although scientific ideology is in search of the primacy definition of one of three branches of government. The relevance and novelty of the problem under consideration is based on objective historical data, which are a fundamental part in the formation of the national legal system. We consider the legal basis of the principle of powers separation, various author’s points of view in determining its essence, including as a constitutional principle. The legal nature of the constitutional principle is explained by the legislative regulation of power between various public authorities and officials, as well as general powers exercised within certain areas of state activity.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРИНЦИПА РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ»

© Туркаева Л.В., 2020

DOI 10.20310/2587-9340-2020-4-14-180-186

УДК 34.342.5

Шифр научной специальности 12.00.01

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРИНЦИПА РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ

Л.В. Туркаева

Грозненский государственный нефтяной технический университет

им. акад. М.Д. Миллионщикова

364051, Российская Федерация, Чеченская Республика, г. Грозный,

пр-т им. Х.А. Исаева, 100

ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7477-8075, e-mail: turkaevalaura@mail.ru

Аннотация. Неотъемлемым составляющим правового государства, выступающим в качестве важного атрибута функционирования института российского конституционализма, является наличие органов государственной власти, благодаря которым обеспечивается механизм стабильного управления. Современная модель государственного устройства нашей страны основывается на множестве принципов, особое место среди которых отведено принципу разделения властей, ставшему новеллой Конституции 1993 г. Действие данного принципа сводится в триаду следующих функций: издание законов, контроль за их выполнением и гарантии защиты в случае нарушения. Все три ветви власти принадлежат соответствующим органам государственной власти и реализуются самостоятельно и равносильно. К большому сожалению, на сегодняшний день относительно идеологической и политической сущности данной теории нет единой концепции, хотя научная идеология находится в поиске определения главенства одной из трех ветвей власти. Актуальность и новизна рассматриваемой проблемы основывается на объективных исторических данных, ставших фундаментальной частью в становлении национальной системы права. Рассмотрены правовые основы принципа разделения властей, различные авторские точки зрения в определении его сущности, в том числе как конституционного принципа. Правовая природа конституционного принципа объясняется законодательной регламентацией властных полномочий между различными органами государственной власти и должностными лицами, а также общих полномочий, реализуемых в рамках определенных направлений государственной деятельности.

Ключевые слова: конституционализм; разделение властей; правовое государство; демократия; закон; государственные органы; система противовесов; законодательная власть; исполнительная власть; судебная власть

Еще в далекой древности впервые античным философом Аристотелем была предложена идея о необходимости существования в цивилизованном государстве трех самостоятельных ветвей власти, в последующем нашедшая глубокую детализацию в его научных трудах. Современная трактовка данного принципа довольно-таки расходится с древнегреческим пониманием, но самое главное - суть, которая сводится к ее доминирующей специфике в процессе становления и развития демократического правового государства.

В соответствии со статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей провозглашает, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Наряду с этим органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны по отношению друг к другу и гарантируют независимость одной ветви власти от другой в пределах их полномочий. Фундаментальное значение в процессе принятия основного закона сыграл политический опыт государственного управления передовых мировых держав.

На протяжении многих десятилетий определяющим качеством государственной полноценности является принцип единства и разделения властей. В настоящее время уровень развития данной теории стремительно не высок и оставляет желать лучшего. Благодаря богатой практике Россия занимает не самое последнее место на пьедестале правового русла.

10 марта 2006 г. состоялось ежегодное послание Федеральному Собранию Российской Федерации, на котором Президентом страны были озвучены проблемы отсутствия доверия у граждан к отдельным сферам государственной власти, что чревато общественным неблагополучием. В основном тема обращения сводилась к следующему - предельно важно найти необходимые инструменты для политико-правового устройства государства, формирования демократического, правового и справедливого государства, развития гражданского общества, укрепления закона, повышения эффективности правосудия и т. д.1

Конституционное право как наука, отрасль права и учебная дисциплина занимает ведущие позиции в правовой плеяде, что объясняется широким спектром регулируемых социальных отношений, проявляющихся практически во всех сферах жизнедеятельности общества. По-

1 Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию РФ: послание Президента РФ Федеральному Собранию от 10.05.2006 // Российская газета. 2006. 11 мая. № 97.

этому важно сделать акцент на совершенствование конституционного законодательства в плане политико-правового устройства страны, экономической сферы и духовно-нравственных основ общественно-правовой жизни [1, с. 76].

Система органов государственной власти субъектов Российской Федерации (республики, края, области, округа, города федерального значения, автономной области, автономного округа) формируется самостоятельно регионами на основании конституционного строя и общими принципами организации законодательных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом (статья 77 Конституции РФ). Изменениям были подвергнуты положения относительно создания органов исполнительной власти для нормального функционирования деятельности федерального и регионального центра на принципах обоюдности. Поэтому обновленный проект федерального закона «Об общих принципах организации органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации» предусмотрел регламент внесения Президентом России предложений о кандидатуре руководителя высшего исполнительного органа власти посредством определенных консультативных мер. Предложенные кандидатуры на эти должности должны быть рассмотрены законодательным органом власти в течение четырнадцати дней со дня внесения представления [2, с. 20].

Социально-экономическая и политическая тенденции государства обеспечиваются посредством сдержек и противовесов в рамках как конституционного права, так и как самостоятельная правовая категория теории государства и права, учитывая, что в основе известного принципа лежит идея воспрепятствования сосредоточения единой полноты власти в руках одного правителя или государя (органа) [3, с. 129].

В последующем известными французскими философами Джоном Локк и Шарлем Монтескье была предложена аналогичная теория строительства совершенного правового государства, в котором интересы человечества доминировали бы над государственными потребностями, а объединяющим фактором этих убеждений станут равные начала граждан этого государства. Стабильная модернизация и онтогенез современного источника власти как необходимый элемент гармонизации межполитических отношений, распределения государственных полномочий становится показателем многофункциональной системы управления страной. Это является своего рода конституционным ба-

лансом в структуре власти, подверженный частичным изменениям [4, с. 120-124].

Принцип разделения властей, обладая конспективным юридическим темпераментом, выполняет некоторую функцию стержневого балласта недопущения сосредоточения всей полноты власти в одном органе. Наверняка многие зададутся вопросом «что же это может означать?» Согласно данному принципу реализация всех трех ветвей государственной власти осуществляется по теории самостоятельности, равносильности и распределения полномочий относительно дефиниции рациональности, стало быть, рассуждать о схеме сдержек и противовесов нет смысла. Но при всем этом доминирующее положение в конструкции государственной власти отведено институту Главы государства как представителя страны, который не относится ни к одной из ветвей, но при этом обладает масштабными полномочиями во всех сферах [5, с. 8].

Если заглянуть в архив исторических фактов рубежа принятия нынешней Конституции РФ, то можно столкнуться с октябрьским политическим конфликтом между законодательной и исполнительной властями, возникший на тот момент. Естественно, все эти события знаменательно сказались на структуре институтов государственной власти и в определении сущности принципа разделения властей. В нынешнее время для нормального функционирования государственного механизма страны конституционное закрепление принципа разделения властей создало наиболее благоприятную атмосферу.

Судя по всему, анализ теоретической и практической проблемы реализации принципа разделения властей, определение особенностей общественного взаимодействия служат реквизитом формирования социальной политики, без которой невозможно создание государства правового формата государства и гражданского общества.

Список литературы

1. Зражевская Т.Д., Савченко С.А. Процесс развития конституционных принципов разделения власти в России // Разделение властей в современной России: проблемы и перспективы: материалы Всерос. науч.-практ. конф. / под ред. М.С. Ма-тейковича. Тюмень: ТГУ, 2008. С. 73-78.

2. Боброва Н.А. Конституционный строй и конституционализм в России. М.: Юни-ти-Дана, 2007. 20 с.

3. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. М.: Право, 2007. 129 с.

4. Авдеев Д.А. Принцип разделения властей как способ организации власти // Разделение властей в современной России: проблемы и перспективы: материалы Все-

рос. науч.-практ. конф. / под ред. М.С. Матейковича. Тюмень: ТГУ, 2008. С. 120124.

5. Хабриева Т.Я., Ноздрачев А.Ф., Тихомиров Ю.А. Административная реформа: решения и проблемы // Журнал российского права. 2006. № 2. С. 3-23.

Поступила в редакцию 21.05.2020 г. Поступила после рецензирования 18.06.2020 г. Принята к публикации 26.06.2020 г.

Информация об авторе

Туркаева Лаура Вахитовна - старший преподаватель кафедры правовых дисциплин. Грозненский государственный нефтяной технический университет им. акад. М.Д. Миллионщикова, г. Грозный, Чеченская Республика, Российская Федерация. ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7477-8075, e-mail: turkaevalaura@mail.ru

Для цитирования

Туркаева Л.В. Проблемы реализации и тенденции развития принципа разделения властей // Актуальные проблемы государства и права. 2020. Т. 4. № 14. С. 180-186. DOI 10.20310/2587-9340-2020-4-14-180-186

DOI 10.20310/2587-9340-2020-4-14-180-186

IMPLEMENTATION PROBLEMS AND DEVELOPMENT TRENDS OF THE PRINCIPLE OF POWERS SEPARATION

L.V. Turkaeva

Grozny State Oil Technical University named after Academician M.D. Millionshchikov 100 Kh.A. Isaeva Ave., Grozny 364051, Chechen Republic, Russian Federation ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7477-8075, e-mail: turkaevalaura@mail.ru

Abstract. An integral component of the rule of law, which acts as an important attribute of the functioning of Russian constitutionalism institution, is the presence of public authorities, which provides a mechanism for stable governance. The modern model of the state structure of our country is based on many principles, a special place among which is given to the principle of powers separation, which became a novel of the Constitution of 1993. The operation of this principle is reduced to a triad of the following functions: enactment of laws, monitoring their implementation, and guaranteeing protection in case of violation. All three branches of government belong to the relevant public authorities, and are implemented independently and equally. Unfortunately, today there is no single concept regarding the ideological and political essence of this theory, although scientific ideology is in search of the primacy definition of one of three branches of government. The relevance and novelty of the problem under consideration is based on objective histori-

Turkaeva L. V. Implementation problems and development trends of the principle of powers separation

cal data, which are a fundamental part in the formation of the national legal system. We consider the legal basis of the principle of powers separation, various author's points of view in determining its essence, including as a constitutional principle. The legal nature of the constitutional principle is explained by the legislative regulation of power between various public authorities and officials, as well as general powers exercised within certain areas of state activity.

Keywords: constitutionalism; powers separation; rule of law; democracy; law; public authorities; counterbalance system; legislative authority; executive authority; judicial authorities

References

1. Zrazhevskaya T.D., Savchenko S.A. Protsess razvitiya konstitutsionnykh printsipov razdeleniya vlasti v Rossii [The process of developing constitutional principles for the separation of powers in Russia]. Materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy kon-ferentsii «Razdeleniye vlastey v sovremennoy Rossii: problemy i perspektivy» [Proceedings of the All-Russian Scientific and Practical Conference "The Separation of Powers in Modern Russia: Problems and Prospects"]. Tyumen, Tyumen State University, 2008, pp. 73-78. (In Russian).

2. Bobrova N.A. Konstitutsionnyy stroy i konstitutsionalizm v Rossii [Constitutional System and Constitutionalism in Russia]. Moscow, Uniti-Dana Publ., 2007, 20 p. (In Russian).

3. Spiridonov L.I. Teoriya gosudarstva iprava [Theory of State and Law]. Moscow, Law Publ., 2007, 129 p. (In Russian).

4. Avdeyev D.A. Printsip razdeleniya vlastey kak sposob organizatsii vlasti [The principle of separation of powers as a way of organizing power]. Materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Razdeleniye vlastey v sovremennoy Rossii: problemy i perspektivy» [Proceedings of the All-Russian Scientific and Practical Conference "The Separation of Powers in Modern Russia: Problems and Prospects"]. Tyumen, Tyumen State University, 2008, pp. 120-124. (In Russian).

5. Khabriyeva T.Y., Nozdrachev A.F., Tikhomirov Y.A. Administrativnaya reforma: re-sheniya i problemy [Administrative reform: solutions and problems]. Zhurnal ros-siyskogo prava — Journal of Russian Law, 2006, no. 2, pp. 3-23. (In Russian).

Received 21 May 2020

Reviewed 18 June 2020

Accepted for press 26 June 2020

Information about the author

Turkaeva Laura Vahitovna - Senior Lecturer of Legal Disciplines Department. Grozny

State Oil Technical University named after Academician M.D. Millionshchikov, Grozny,

Chechen Republic, Russian Federation.

ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7477-8075, e-mail: turkaevalaura@mail.ru

For citation

Turkaeva L.V. Problemy realizatsii i tendentsii razvitiya printsipa razdeleniya vlastey [Implementation problems and development trends of the principle of powers separation]. Ak-tual'nye problemy gosudarstva i prava - Current Issues of the State and Law, 2020, vol. 4, no. 14, pp. 180-186. DOI 10.20310/2587-9340-2020-4-14-180-186 (In Russian, Abstr. in Engl.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.