Научная статья на тему 'КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ИМПЕРАТИВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ'

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ИМПЕРАТИВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
127
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ИМПЕРАТИВЫ / ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРАВОСОЗНАНИЕ / SOCIAL POLICY / CONSTITUTIONAL AND LEGAL IMPERATIVES / DEMOGRAPHIC SECURITY / LEGAL AWARENESS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Андрияшко Марина Васильевна

Проведен анализ конституционно-правовых императивов социальной политики, определяющих обеспечение устойчивого состояния демографической безопасности Республики Беларусь, а также установлено место правосознания граждан в сфере социально-обеспечительных отношений. Сделан ряд выводов: о преимущественно успешной реализации мероприятий по совершенствованию социального законодательства (вместе с тем отмечены отдельные направления, по которым прогнозируемые результаты не достигнуты); о достаточности конституционно-правовых императивов социальной политики; о повышении степени самостоятельности граждан и уровня их правосознания в социально-обеспечительных отношениях. Замечено, что симбиоз социально-экономических конституционно-правовых императивов, отраженных в тексте действующего Основного Закона Республики Беларусь, соответствует духу времени. Констатировано, что в настоящее время, преломляясь через призму динамично развивающихся экономических отношений, сфера социальной политики наполняется новым смыслом и новыми формами, вовлекающими граждан, как получателей этих социальных благ и ценностей, в процесс реализации гарантированных конституционно-правовых императивов. Отмечено, что государственный патернализм, как модель социальной защиты, не исчерпал своих возможностей даже в условиях современных, динамично развивающихся социально-экономических отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTITUTIONAL AND LEGAL IMPERATIVES OF ENSURING DEMOGRAPHIC SECURITY OF THE REPUBLIC OF BELARUS

In this work, we analyze the constitutional and legal imperatives of social policy that determine the sustainable state of demographic security of the Republic of Belarus, and also we establish the place of citizens legal awareness in the field of social and security relations. We make a number of conclusions: on the predominantly successful implementation of measures to improve social legislation (at the same time, certain areas were noted in which the predicted results were not achieved); the sufficiency of constitutional legal imperatives of social policy; on increasing the degree of independence of citizens and the level of their legal awareness in social and security relations. We note that the symbiosis of social and economic constitutional and legal imperatives reflected in the text of the current Basic Law of the Republic of Belarus corresponds to the spirit of the times. We also state that at present, refracting through the prism of dynamically developing economic relations, the sphere of social policy is filled with new meaning and new forms involving citizens, as recipients of these social benefits and values, in the process of implementing guaranteed constitutional and legal imperatives. In addition, we note that state paternalism, as a model of social protection, has not exhausted its capabilities even in the conditions of modern, dynamically developing social and economic relations.

Текст научной работы на тему «КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ИМПЕРАТИВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ»

© Андрияшко М.В., 2019

DOI 10.20310/2587-9340-2019-3-12-466-478 УДК 342.415

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ИМПЕРАТИВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

М.В. Андрияшко

Южно-Уральский государственный университет

(Национальный исследовательский университет)

454080, Российская Федерация, г. Челябинск, пр-т Ленина, 76

ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3851-7198, e-mail: [email protected]

Аннотация. Проведен анализ конституционно-правовых императивов социальной политики, определяющих обеспечение устойчивого состояния демографической безопасности Республики Беларусь, а также установлено место правосознания граждан в сфере социально -обеспечительных отношений. Сделан ряд выводов: о преимущественно успешной реализации мероприятий по совершенствованию социального законодательства (вместе с тем отмечены отдельные направления, по которым прогнозируемые результаты не достигнуты); о достаточности конституционно-правовых императивов социальной политики; о повышении степени самостоятельности граждан и уровня их правосознания в социально-обеспечительных отношениях. Замечено, что симбиоз социально-экономических конституционно-правовых императивов, отраженных в тексте действующего Основного Закона Республики Беларусь, соответствует духу времени. Констатировано, что в настоящее время, преломляясь через призму динамично развивающихся экономических отношений, сфера социальной политики наполняется новым смыслом и новыми формами, вовлекающими граждан, как получателей этих социальных благ и ценностей, в процесс реализации гарантированных конституционно-правовых императивов. Отмечено, что государственный патернализм, как модель социальной защиты, не исчерпал своих возможностей даже в условиях современных, динамично развивающихся социально-экономических отношений.

Ключевые слова: социальная политика; конституционно-правовые императивы; демографическая безопасность; правосознание

ФОРМУЛИРОВКА ЦЕЛЕЙ И МЕТОДОВ, ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Целью исследования является анализ конституционно-правовых императивов социальной политики, определяющих обеспечение ус-

тойчивого состояния демографической безопасности Республики Беларусь. Исследование опирается на диалектический метод научного познания явлений окружающей действительности, отражающий взаимосвязь теории и практики. Обоснование положений, выводов и рекомендаций, отраженных в исследовании, осуществлено путем комплексного применения сравнительно-правового и статистического, и других практических методов. Задачи исследования сводятся к выявлению конституционно-правовых императивов социальной политики; определению закономерностей взаимосвязи социальных и экономических отношений; установлению места правосознания граждан в сфере социально-обеспечительных отношений.

ВВЕДЕНИЕ

15 марта 1994 г. на тринадцатой сессии Верховного Совета Республики Беларусь двенадцатого созыва принята Конституция Республики Беларусь - Основной Закон Республики Беларусь, имеющий высшую юридическую силу и закрепляющий основополагающие принципы и нормы правового регулирования важнейших общественных отношений, в том числе отношений в рамках социальной политики государства. Действующая Конституция является первой в истории суверенной республики и пятой по счету Конституцией Беларуси, принятой после Октябрьской революции 1917 г. В контексте указанного следует упомянуть, что «...исходя из меняющихся реалий, новых социальных и экономических задач, стоящих перед страной, планомерно проводится работа по совершенствованию законодательства», в том числе, - по подготовке изменений в Конституцию Беларуси, о чем стало известно в апреле 2019 г.1

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

По сравнению с предшествующими документами той же юридической силы действующая Конституция Республики Беларусь (далее -Конституция) имеет ряд отличительных черт. Однако наиболее значимым в аспекте рассматриваемой темы, нам видится, является закрепле-

1 Изменения в Конституцию должны отвечать интересам Беларуси на современном этапе // БЕЛТА - Новости Беларуси, 1999-2019 гг. URL: https://www.belta.by/ president/view/izmenenija-v-konstitutsiju-dolzhny-otvechat-interesam-belarusi-na-sovre-mennom-etape-lukashenko-344655-2019/ (дата обращения: 26.07.2019).

ние норм-принципов: многообразие форм собственности в качестве экономической основы общественных отношений (статья 13); установление равных и взаимных обязательств между государством и гражданином (статья 1); конституционно-правовой императив социальности государства (статья 1; статьи 47-48) .

В соответствии с частью первой статьи 2 Конституции, человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства3. При этом частью второй статьи 2 Основного Закона предусмотрена корреляция ответственности в диаде «государство - гражданин». Так, предусматривается общее правило о том, что государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности, а гражданин ответствен перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией, при этом механизмы и процедуры исполнения таких обязанностей предусматриваются соответствующими законодательными актами.

В этой связи можно привести справедливое мнение Н.Е. Садохи-ной, которая отмечает, что «юридическая природа конституции такова, что этот акт направлен на урегулирование наиболее важных отношений во всех сферах общественной жизни, его положения сформулированы достаточно абстрактно и универсально, что позволяет закрепить основные ценности государственно-правового развития и обеспечить стабильность Основного закона» [1, с. 138].

Согласимся с мнением о том, что права и свободы являются разновидностями социальных благ, «...поскольку без них невозможно цивилизованно приобрести другие социальные блага» [2, с. 165]. Любая социальная ценность, являясь идеальным выражением значимости объекта человеческого интереса, занимает свое место в иерархии человеческих ценностей. Одна из таких социальных ценностей гарантирована статьей 47 Конституции, согласно которой «гражданам Республики Беларусь гарантируется право на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кор-

4

мильца и в других случаях, предусмотренных законом» .

2 Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24.11.1996 и 17.10.2004). Минск: Амалфея, 2005. 48 с.

3 Там же.

4 Там же.

Провозглашением человека, его прав, свобод и гарантий их реализации высшей ценностью и целью общества и государства опосредована необходимость обеспечения устойчивости демографической безопасности государств, а также реализуемая в этом направлении государственная политика - демографическая политика - деятельность республиканских органов государственного управления и социальных институтов, направленная на создание устойчивых количественных и качественных параметров воспроизводства населения (абзац седьмой статьи 1 Закона Республики Беларусь от 4 января 2002 г. № 80-З «О демографической безопасности Республики Беларусь») (далее - Закон «О демографической безопасности»)5.

Согласно абзацу второму статьи 1 Закона «О демографической безопасности», под демографической безопасностью понимается состояние защищенности социально-экономического развития государства и общества от демографических угроз, при котором обеспечивается развитие Республики Беларусь в соответствии с ее национальными демографическими интересами6. Абзац второй статьи 1 этого закона определяет национальные демографические интересы как совокупность сбалансированных демографических интересов государства, общества и личности на основе конституционных прав граждан Республики Беларусь7.

Указанное позволяет сделать вывод о том, что дефинируя понятие «демографические интересы», законодатель руководствовался конституционно-правовыми императивами обеспечения в целом национальной безопасности. Такой подход является традиционным и всегда приветствуется как учеными, так и государственным аппаратом. В частности, отмечается, что «безопасность - фундаментальнейшая из человеческих свобод. Это безусловный императив всегда» [2, с. 170].

Определяя демографические угрозы как демографические явления и тенденции, социально-экономические последствия которых оказывают отрицательное воздействие на устойчивое развитие Республики Беларусь, действующее законодательство к таковым относит депопуляцию; старение населения; нерегулируемые миграционные процессы; де-

5 О демографической безопасности Республики Беларусь: закон Республики Беларусь от 04.01.2002 № 80-З; в ред. закона Республики Беларусь от 09.01.2018 № 91-З // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь. 2018. 2/2529.

6 Там же.

7 Там же.

градацию института семьи, что предусмотрено частью первой статьи 3 Закона «О демографической безопасности»8.

Улучшение демографической ситуации, содействие устойчивому развитию включены в число принципов устойчивого развития, что отражено в Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г9. В целом к числу важнейших социально-экономических составляющих устойчивого развития страны до 2020 г. отнесены:

1) повышение уровня и качества жизни населения;

2) борьба с бедностью;

3) охрана и укрепление здоровья;

4) улучшение демографической ситуации;

5) противодействие криминализации жизни общества;

6) изменение структуры потребления и производства.

Один из блоков перечисленных направлений напрямую согласован с конституционными правами граждан: на достойный уровень жизни (статья 21 Конституции); на социальное обеспечение (статья 47 Конституции); на труд, а следовательно, - на вознаграждение (статьи 41-42 Конституции); на охрану здоровья (статья 45 Конституции)10. И, полагаем, перечисленные права следует относить к категории конституционно-правовых императивов социальной политики.

Другой блок важнейших социально-экономических направлений устойчивого развития страны (улучшение демографической ситуации; противодействие криминализации жизни общества; изменение структуры потребления и производства) косвенно подкрепляется конституционно-правовыми императивами: статья 32 Конституции, провозглашающая государственную защиту институтов брака, семьи, материнства, отцовства и детства; статьи 24 и 62 Конституции, провозглашающие защиту государством жизни человека от любых противоправных посягательств, и право на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод; статья 13 Конституции, гарантирующая всем равные возможности свободного использования способностей и

8 О демографической безопасности Республики Беларусь: закон Республики Беларусь от 04.01.2002 № 80-З; в ред. закона Республики Беларусь от 09.01.2018 № 91-З // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь. 2018. 2/2529.

9 Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. / Нац. комиссия по устойчивому развитию Респ. Беларусь; редкол.: Я.М. Александрович [и др.]. Минск: Юнипак, 2004. С. 14.

10 Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24.10.1996 и 17.10.2004).

имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности11.

Симбиоз социально-экономических конституционно-правовых императивов, отраженных в тексте действующего Основного Закона, соответствует духу времени. Наш выдающийся современник, профессор Г.А. Василевич, оценивая содержание социально-экономических прав, закрепленных в Конституции, отмечает, что «доступность прав во многом обусловлена экономическим благосостоянием общества и государства. В соответствии с Основным Законом страны, Республика Беларусь - это социальное правовое государство. Поэтому ее социальная политика должна быть спутницей экономической политики. Социальная политика является инструментом всемерного развития человека. Здесь действует принцип, согласно которому современное общество тогда функционирует удовлетворительно, когда его члены могут наиболее полно развивать и применять свои способности и навыки» [3, с. 45].

В этой связи традиционными векторами в области социально-экономической политики страны стали повышение степени занятости населения, повышение уровня и качества жизни населения, увеличение средней продолжительности жизни, обеспечение равных возможностей для получения образования, медицинской и лекарственной помощи, восстановления здоровья, социальная защита престарелых, инвалидов и других социально уязвимых групп населения.

В разделе «Социальное законодательство» Концепции совершенствования законодательства Республики Беларусь, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 10 апреля 2002 г. № 205 «О Концепции совершенствования законодательства Республики Беларусь»12, предусмотрен ряд направлений социальной сферы, нуждающихся в совершенствовании правового регулирования:

1) законодательное закрепление трехуровневой пенсионной системы (социальные, трудовые (страховые), дополнительные негосударственные (включая профессиональные) пенсии), ее финансовые и организационные основы функционирования;

2) разработка необходимых нормативных правовых актов по вопросам системы адресной социальной помощи;

11 Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24.10.1996 и 17.10.2004).

12 О Концепции совершенствования законодательства Республики Беларусь: указ Президента Республики Беларусь от 10.04.2002 № 205 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2002. № 46. 1/3636.

3) создание правовой базы по регулированию вопросов добровольного медицинского страхования, предусмотрев при этом гарантии социальной защиты граждан;

4) комплексное урегулирование правоотношения по вопросам лекарственного обеспечения;

5) разработка консолидированного нормативного правового акта о здравоохранении с перспективой внедрения наряду с государственным здравоохранением страховой медицинской системы;

6) совершенствование законодательства в сфере физической культуры, спорта и туризма.

Можно отметить согласованность позиции законодателя и мнений исследователей относительно физической культуры и спорта как части сферы социальной политики. В частности, О.А. Шевченко к числу детерминантов в сфере социально-трудовых отношений профессиональных спортсменов относит «конституционно-правовой императив социальности государства и обусловленный им механизм поддержки спорта и стимулирования его развития» [4].

В целом следует указать на преимущественную успешность реализации предусмотренных Концепцией мероприятий по совершенствованию социального законодательства. Вместе с тем по отдельным направлениям прогнозируемые результаты реализации положений Концепции не достигнуты.

Например, в качестве одного из прогнозируемых результатов совершенствования законодательства предусматривался пересмотр законодательства СССР и БССР, а также нормативных правовых актов Республики Беларусь, принятых до 26 ноября 1996 г. Тем не менее, например, блок законодательства в области санаторно-курортного лечения и оздоровления населения содержит многочисленные действующие нормативные правовые акты, принятые в 1960-1980 гг., что представляется нуждающимся в корректировке сообразно складывающейся современной конъюнктуре отношений, с учетом развития рыночных отношений, тенденций в социально-экономической сфере, востребованности у граждан запроса на оказание такого рода услуг.

По данным, размещенным на сайте Республиканского центра по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения, по состоянию на 1 января 2018 г. «в республике функционируют 306 аттестованных санаторно-курортных и оздоровительных организаций на 66,0 тыс.

13

койко-мест...» , при этом «в 2017 г. в республике прошли санаторно-курортное лечение и оздоровление более 1 млн 288 тыс. человек.»14. Отметим, что численность населения Беларуси на 2017 г. составляла 9492 тыс. человек15, то есть каждый седьмой гражданин воспользовался услугами по оздоровлению и санаторно-курортному лечению.

Важнейшим ресурсом устойчивого развития страны является ее население. Главным фактором его роста являются процессы воспроизводства. Они определяют возобновление и качество трудовых ресурсов, оказывают воздействие на динамику общественного производства и потребления, уровень развития сферы услуг. Главной проблемой демографического развития Беларуси является уменьшение численности населения вследствие установившегося суженного режима воспроизводства, для которого характерны низкая рождаемость и высокая смертность. Так, по состоянию на 1 июля 2019 г. численность населения Республики Беларусь составила 9456,2 тыс. человек16, притом, что на 1 января 2019 г. численность составляла 9475,2 тыс. человек.

Высокая смертность, обусловленная внешними причинами (несчастные случаи, связанные с транспортными средствами; случайные отравления алкоголем; случайные утопления; самоубийства; убийства), наркотизация и алкоголизация населения свидетельствуют, в том числе, об уровне правосознания отдельных граждан. Из 119311 случаев наступления смерти граждан в 2017 г. 7948 смертей наступило от

^ 17

внешних причин, из них 1945 - самоубийства . Численность пациентов, состоящих под наблюдением в организациях здравоохранения в связи с алкоголизмом и алкогольными психозами, составляла в 2017 г. 175 тыс. человек, кроме этого зарегистрировано 18,2 тыс. пациентов с

13 Основные показатели деятельности санаторно-курортных и оздоровительных организаций в 2017 году // Республиканский центр по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения. URL: https://rco.by/?art=4746 nsnovnie pokazateli deyatelnosti sanatorno kurortnih i ozdorovitelnih organizaciy v 2017 godu (дата обращения: 26.07.2019).

14 Там же.

15 Демографический ежегодник Республики Беларусь: статистический сборник = Demographic Yearbook of the Republic of Belarus: Statistical book / редкол.: И.В. Медведева (пред.), И.С. Кангро [и др.]. Минск: Нац. стат. ком. Респ. Беларусь, 2018. С. 25.

16 О демографической ситуации на 01 июля 2019 г. // Нац. статистический комитет Республики Беларусь. 1998-2019. URL: http://www.belstat.gov.by (дата обращения: 26.07.2019).

17 Статистический ежегодник Республики Беларусь: статистический сборник / редкол.: И.В. Медведева (пред.), И.С. Кангро [и др.]. Минск: Нац. стат. ком. Респ. Беларусь, 2018. С. 71.

впервые в жизни установленным диагнозом алкоголизм и алкогольный

18 и

психоз . На начало 2017 г. число лиц, больных наркоманией, составило 8649 человек19.

В этой связи нельзя не согласиться с профессором К.В. Старостен-ко, который отмечает, что «не принижая значимости воплощения принципов права в содержании юридических норм и их законодательной фиксации, нельзя оставить без внимания их связь с правосознанием и правоотношениями» [5, с. 97]. Продолжая эту мысль, можно упомянуть мнение К.Е. Сигалова, который справедливо указывает на то, что «императивный характер права самоочевиден, но некоторые правовые понятия несут особый смысл, ибо их организационно-функциональный строй в огромной мере определяет не только архитектонику правосознания, но и ментальность субъектов права, выстраивает их отношения между собой» [6, с. 43].

По мере постепенной переориентации социально-обеспечительных отношений, призванной «нивелировать длительно применявшуюся практику государственного патернализма» [7, с. 66], отмечается постепенное снижение у населения удовлетворенности набором и качеством социальных благ и временные финансовые трудности государства по исполнению взятых на себя социальных обязательств, так как по мере развития социальной ориентации экономики «стали обнаруживаться серьезные проблемы организации социальных институтов, следствием которых стало социальное иждивенчество» [8], что является ожидаемым результатом, так как закономерным следствием государственного патернализма является распространение в обществе иждивенческих настроений и личной безответственности, повсеместная зависимость граждан от социальных программ государства [7, с. 66].

Полюса социальной политики стали двигаться. И, если, по словам Е.В. Аристова, «защита физического благосостояния граждан от внешних и внутренних угроз изначально была основополагающей обязанностью государства, вопрос состоял в мере императивности такой обязанности государства, в масштабах охвата государственной заботой слоев населения» [9, с. 45], то в настоящее время, преломляясь через

18 Статистический ежегодник Республики Беларусь: статистический сборник / редкол.: И.В. Медведева (пред.), И.С. Кангро [и др.]. Минск: Нац. стат. ком. Респ. Беларусь, 2018. С. 185.

19 Большинство зарегистрированных в стране пациентов с диагнозом «наркомания» - в возрасте от 20 до 40 лет // Sputnik. 2019. URL: https://sputnik.by/society/2017 0301/1027680845/minzdrav-narkomanov-v-belarusi-za-10-let-stalo-bolshe-v-1-4-raza.html (дата обращения: 28.07.2019).

призму динамично развивающихся экономических отношений, сфера социальной политики наполняется новым смыслом и новыми формами, вовлекающими граждан, как получателей этих социальных благ и ценностей, в процесс реализации гарантированных конституционно-правовых императивов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Государственный патернализм как модель социальной защиты не исчерпал своих возможностей даже в условиях современных динамично развивающихся социально-экономических отношений. Привычной является система пенсионирования, субсидирования нуждающихся граждан, лиц с особенностями развития вместо создания условий для их полной интеграции в общество.

При действующем объеме конституционно-правовых императивов социальности белорусского государства и обусловленном им механизме социальной защиты населения, стимулировании его воспроизводства, роста благосостояния, а также с учетом императива о взаимной ответственности друг перед другом государства и гражданина, полагаем, следует ряд выводов. Во-первых, о безусловном значении для обеспечения устойчивого состояния демографической безопасности Республики Беларусь конституционно-правовых императивов социальной политики. Во-вторых, в действующей Конституции Республики Беларусь конституционно-правовые императивы социальной политики достаточны (на достойный уровень жизни; на социальное обеспечение; на труд и вознаграждение; на охрану здоровья и другие). В-третьих, полагаем, анонсированные изменения в Конституции затронут роль граждан как субъектов-реципиентов в социально-обеспечительных отношениях, повысится предполагаемая степень самостоятельности граждан и уровня их правосознания.

Список литературы

1. Садохина Н.Е. Определение конституционной ответственности как вида юридической ответственности: к постановке проблемы // Актуальные проблемы государства и права. 2018. Т. 2. № 7. С. 133-140. DOI 10.20310/2587-9340-2018-2-7133-140.

2. Ланс А.Н. Конституционно-правовые ценности - конституционно-правовое выражение свободы // Вопросы российского и международного права. 2017. Т. 7. № 7А. С. 165-180.

3. Василевич Г.А. Доступность конституционных прав и свобод - важнейший юридический императив // Сборник научно-методических материалов. Минск, 2002. С. 42-47.

4. Шевченко О.А. Правовая доктрина регулирования труда в сфере профессионального спорта и пути ее реализации в России: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2014. 40 с.

5. Старостенко К.В. Конституционно-правовой принцип политического многообразия в системе принципов права // Вестник государственного и муниципального управления. 2011. № 1. С. 95-101.

6. Сигалов К.Е. Императивные основания правового сознания // Вестник Тамбовского университета. Серия Общественные науки. 2017. Т. 3. Вып. 1 (9). С. 43-50.

7. Андрияшко М.В. Переориентация социально-обеспечительных отношений в аспекте поддержания устойчивого состояния демографической безопасности // Юстиция Беларуси. 2016. № 9. С. 63-68.

8. Сивец С.М. К вопросу о роли социальной политики в обеспечении стабильности конституционного строя государства // Право.Ьу. 2011. № 4. С. 36-42.

9. Аристов Е.В. Социальность государства: зарубежный опыт конституционно-правового обеспечения: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Пермь, 2017. 46 с.

Поступила в редакцию 17.09.2019 г. Поступила после рецензирования 16.10.2019 г. Принята к публикации 21.11.2019 г.

Информация об авторе

Андрияшко Марина Васильевна - старший научный сотрудник кафедры «Гражданское право и гражданское судопроизводство». Южно-Уральский государственный университет (Национальный исследовательский университет), г. Челябинск, Российская Федерация.

ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3851-7198, e-mail: [email protected] Для цитирования

Андрияшко М.В. Конституционно-правовые императивы обеспечения демографической безопасности Республики Беларусь // Актуальные проблемы государства и права. 2019. Т. 3. № 12. С. 466-478. DOI 10.20310/2587-9340-2019-3-12-466-478

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

DOI 10.20310/2587-9340-2019-3-12-466-478

CONSTITUTIONAL AND LEGAL IMPERATIVES OF ENSURING DEMOGRAPHIC SECURITY OF THE REPUBLIC OF BELARUS

M.V. Andryiashka

South Ural State University (National Research University)

76 Lenina Ave., Chelyabinsk 454080, Russian Federation

ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3851-7198, e-mail: [email protected]

Abstract. In this work, we analyze the constitutional and legal imperatives of social policy that determine the sustainable state of demographic security of the Republic of Belarus, and also we establish the place of citizens legal awareness in the field of social and security relations. We make a number of conclusions: on the predominantly successful implementation of measures to improve social legislation (at the same time, certain areas were noted in which the predicted results were not achieved); the sufficiency of constitutional legal imperatives of social policy; on increasing the degree of independence of citizens and the level of their legal awareness in social and security relations. We note that the symbiosis of social and economic constitutional and legal imperatives reflected in the text of the current Basic Law of the Republic of Belarus corresponds to the spirit of the times. We also state that at present, refracting through the prism of dynamically developing economic relations, the sphere of social policy is filled with new meaning and new forms involving citizens, as recipients of these social benefits and values, in the process of implementing guaranteed constitutional and legal imperatives. In addition, we note that state paternalism, as a model of social protection, has not exhausted its capabilities even in the conditions of modern, dynamically developing social and economic relations.

Keywords: social policy; constitutional and legal imperatives; demographic security; legal awareness

References

1. Sadokhina N.E. Opredeleniye konstitutsionnoy otvetstvennosti kak vida yuridicheskoy otvetstvennosti: k postanovke problem [Constitutional responsibility determination as a legal responsibility type: on the issue statement]. Aktual'nye problemy gosudarstva i prava - Current Issues of the State and Law, 2018, vol. 2, no. 7, pp. 133-140. DOI 10.20310/2587-9340-2018-2-7-133-140. (In Russian).

2. Lans A.N. Konstitutsionno-pravovyye tsennosti - konstitutsionno-pravovoye vyrazhe-niye svobody [Constitutional legal values as the constitutional and legal expression of freedom]. Voprosy rossiyskogo i mezhdunarodnogo prava - Matters of Russian and International Law, 2017, vol. 7, no. 7A, pp. 165-180. (In Russian).

3. Vasilevich G.A. Dostupnost' konstitutsionnykh prav i svobod - vazhneyshiy yuridi-cheskiy imperative [Accessibility of constitutional rights and freedoms - the most important legal imperative]. Sbornik nauchno-metodicheskikh materialov [Digest of Scientific and Methodic Materials]. Minsk, 2002, pp. 42-47. (In Russian).

4. Shevchenko O.A. Pravovaya doktrina regulirovaniya truda v sfere professional'nogo sporta i puti eye realizatsii v Rossii: avtoref. dis. ... d-ra yurid. nauk [The Legal Doctrine of Labor Regulation in the Field of Professional Sports and the Ways of Its Implementation in Russia. Dr. jurid. sci. diss. abstr.]. Moscow, 2014, 40 p. (In Russian).

5. Starostenko K.V. Konstitutsionno-pravovoy printsip politicheskogo mnogoobraziya v sisteme printsipov prava [Constitutional legal principle of political diversity in the system of principles of law]. Vestnik gosudarstvennogo i munitsipal'nogo upravleniya -Journal of Public and Municipal Administration, 2011, no. 1, pp. 95-101. (In Russian).

6. Sigalov K.E. Imperativnye osnovaniya pravovogo soznaniya [Imperative foundations of legal consciousness]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Obshchestvennye nauki - Tambov University Review. Series: Social Sciences, 2017, vol. 3, no. 1 (9), pp. 43-50. (In Russian).

7. Andryiashka M.V. Pereoriyentatsiya sotsial'no-obespechitel'nykh otnosheniy v aspekte podderzhaniya ustoychivogo sostoyaniya demograficheskoy bezopasnosti [Reorientation of social security relations in the aspect of maintaining a stable state of demographic security]. Yustitsiya Belarusi [Justice of Belarus], 2016, no. 9, pp. 63-68. (In Russian).

8. Sivets S.M. K voprosu o roli sotsial'noy politiki v obespechenii stabil'nosti konstitut-sionnogo stroya gosudarstva [On the role of social policy in ensuring the stability of the constitutional system of the state]. Pravo.by, 2011, no. 4, pp. 36-42. (In Russian).

9. Aristov E.V. Sotsial'nost' gosudarstva: zarubezhnyy opyt konstitutsionno-pravovogo obespecheniya: avtoref. dis. ... d-ra yurid. nauk [State Sociality: Foreign Experience of Constitutional and Legal Support. Dr. jurid. sci. diss. abstr.]. Perm, 2017, 46 p. (In Russian).

Received 17 September 2019 Reviewed 16 October 2019 Accepted for press 21 November 2019

Information about the author

Andryiashka Marina Vasil 'evna - Senior Research Worker, Civil Law and Civil Legal Procedures Department. South Ural State University (National Research University), Chelyabinsk, Russian Federation.

ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3851-7198, e-mail: [email protected] For citation

Andryiashka M.V. Konstitutsionno-pravovyye imperativy obespecheniya demograficheskoy bezopasnosti Respubliki Belarus' [Constitutional and legal imperatives of ensuring demographic security of the Republic of Belarus]. Aktual'nye problemy gosudarstva i prava - Current Issues of the State and Law, 2019, vol. 3, no. 12, pp. 466-478. DOI 10.20310/2587-9340-2019-3-12-466-478 (In Russian, Abstr. in Engl.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.