Научная статья на тему 'ГЕНЕЗИС ПРАВОВОЙ ИНФОРМАТИЗАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ'

ГЕНЕЗИС ПРАВОВОЙ ИНФОРМАТИЗАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
393
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ / ИНФОРМАЦИЯ / ПРАВОВАЯ ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ДИГИТАЛИЗАЦИЯ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ПРАВОВОЙ ИНФОРМАЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ РЕЕСТР ПРАВОВЫХ АКТОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ / REPUBLIC OF BELARUS / INFORMATION / LEGAL INFORMATIZATION / DIGITALIZATION / NATIONAL CENTER FOR LEGAL INFORMATION OF THE REPUBLIC OF BELARUS / NATIONAL REGISTER OF LEGAL ACTS OF THE REPUBLIC OF BELARUS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Андрияшко Марина Васильевна

Объявление в 2020 г. пандемии, связанной с распространением инфекции COVID-19, подняло на беспрецедентный уровень проблемы, связанные с доступом к информации, подходами к организации информатизации. В условиях полных и частичных карантинных мер, социального дистанцирования и иных ограничительных мероприятий продолжается участие субъектов в большинстве привычных правоотношений: образовательных, медицинских, торговых, по оказанию услуг, в избирательных процессах и др. Отношения в сфере организации правовой информатизации занимают особое место среди прочих видов правоотношений, тем более сохраняется их предопределяющий статус в период установления легальных правоограничений. Учитывая указанное, определенный интерес представляет исследование генезиса правовой информатизации на примере Республики Беларусь. Цель: историко-хронологический анализ правового регулирования отношений в сфере становления и развития правовой информатизации в Республике Беларусь. Методы: применялись общенаучные (системного анализа, дефинирования, системно-структурный, функциональный и методы теории аргументации) и частнонаучные методы (формально-юридический, сравнительно-правовой, сравнительно-исторический). Результаты: исследование позволило с точки зрения хронологии принятия нормативных правовых актов по вопросам развития информационного общества разработать периодизацию становления и развития правовой информатизации в Республике Беларусь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Андрияшко Марина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENESIS OF LEGAL INFORMATIZATION IN THE REPUBLIC OF BELARUS

The announcement in 2020 of the COVID-19 pandemic raised the problems linked to the access to information and approaches to organizing informatization to an unprecedented level. In the context of full and partial quarantine measures, social distancing and other restrictive measures, subjects continue to participate in most of the usual legal relations: educational, medical, trade, services, voting, etc. Relations in the field of organizing legal informatization occupy a special place among other types of legal relations; moreover, their predetermining status is preserved when establishing legal restrictions. Considering the above, the study of the genesis of legal informatization on the example of the Republic of Belarus is of certain interest. Purpose: to carry out a historical and chronological analysis of the legal regulation of relations in the field of the formation and development of legal informatization in the Republic of Belarus. Methods: the author uses general scientific methods (system analysis, definitions, system-structural, functional and methods of argumentation theory) and special scientific methods (formal legal, comparative legal, comparative historical). Results: from the point of view of the chronology of adopting of normative legal acts on the development of the information society, the study develops the periodization of the formation and development of legal informatization in the Republic of Belarus.

Текст научной работы на тему «ГЕНЕЗИС ПРАВОВОЙ ИНФОРМАТИЗАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ»

УДК 340:004.9

DOI 10.33184/pravgos-2020.4.18

ГЕНЕЗИС ПРАВОВОЙ ИНФОРМАТИЗАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

АНДРИЯШКО Марина Васильевна

кандидат юридических наук, PhD, доцент, старший научный сотрудник

кафедры гражданского права и гражданского судопроизводства

Южно-Уральского государственного университета, г. Челябинск,

Россия; кандидат юридических наук, PhD, доцент, доцент кафедры

общеправовых дисциплин и государственного управления Барановичского

государственного университета, г. Барановичи, Республика Беларусь.

E-mail: andryiashkomv@mail.ru

статьи в БД «Scopus» / « Web of Science»:

DOI: 10.20310/2587-9340-2019-3-12-466-478

DOI: 10.15290/SUP.2019.03.01

DOI: 10.15290/SUP.2019.03.02

Объявление в 2020 г. пандемии, связанной с распространением инфекции COVID-19, подняло на беспрецедентный уровень проблемы, связанные с доступом к информации, подходами к организации информатизации. В условиях полных и частичных карантинных мер, социального дистанцирования и иных ограничительных мероприятий продолжается участие субъектов в большинстве привычных правоотношений: образовательных, медицинских, торговых, по оказанию услуг, в избирательных процессах и др. Отношения в сфере организации правовой информатизации занимают особое место среди прочих видов правоотношений, тем более сохраняется их предопределяющий статус в период установления легальных правоограничений. Учитывая указанное, определенный интерес представляет исследование генезиса правовой информатизации на примере Республики Беларусь. Цель: историко-хронологический анализ правового регулирования отношений в сфере становления и развития правовой информатизации в Республике Беларусь. Методы: применялись общенаучные (системного анализа, дефиниро-вания, системно-структурный, функциональный и методы теории аргументации) и частнонаучные методы (формально-юридический, сравнительно-правовой, сравнительно-исторический). Результаты: исследование позволило с точки зрения хронологии принятия нормативных правовых актов по вопросам развития информационного общества разработать периодизацию становления и развития правовой информатизации в Республике Беларусь.

185

Ключевые слова: Республика Беларусь; информация; правовая информатизация; дигитализация; цифровизация; Национальный центр правовой информации Республики Беларусь; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.

Процессы информатизации, дигитализации и цифровизации внесли изменения в привычные сферы жизни общества. Даже в условиях установления правовых ограничений цифровые форматы отдельных сфер деятельности демонстрируют рост и увеличение прибыли. Так, результаты исследования, влияния пандемии COVID-19 на электронную торговлю, проведенного Всемирной торговой организацией, опубликованные 4 мая 2020 г. свидетельствуют о «росте электронной коммерции, вызванном необходимостью соблюдения карантинных мер и социального дистанцирования» [1].

Полагаем, показательны примеры увеличения доходности электронной торговли, отраженные в работе «Пульс мирового рынка электронной коммерции в условиях пандемии COVID-19» Института статистических исследований и экономики знаний НИУ «ВШЭ», в которой упоминается, что «глобальные продажи Amazon выросли на 26 % в первом квартале 2020 г. В случае с количеством интернет-заказов в апреле в США и Канаде наблюдался еще более впечатляющий рост почти в 2,5 раза по сравнению с весной 2019 г.» [2, с. 3]. Исследователи отмечают также, что в России, например, «оборот интернет-магазина Ozon всего за первый квартал 2020 г. вырос на 115 %, до 31,6 млрд руб. с НДС без учета возвратов, а в апреле оборот компании составил 14,9 млрд руб., что почти в три раза больше, чем год назад» [2, с. 4].

Подобные результаты стали реальностью благодаря кропотливой работе по созданию правительствами и бизнесом условий для формирования и использования информационных ресурсов и реализации информационных отношений, становлению и развитию электронного правительства и электронного правосудия как его элемента [3; 4; 5].

Республика Беларусь не является исключением, так как обладает богатым опытом внедрения информатизации и достигла в этой сфере впечатляющих результатов. Вопросы информатизации отражаются в Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь до 2035 г.1, а контекст правовой информатизации был озвучен еще в 1992 г. В связи с указанным интерес представляет хронология становления информационно-

1 Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь до 2035 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.economy.gov.by/uploads/iiles/ ObsugdaemNPA/ NSUR-2035-1.pdf (дата обращения: 11.11.2020).

186

го общества, развитие информационного законодательства в Республике Беларусь (учеными высказываются диаметрально противоположные точки зрения на этот вопрос [6, с. 79; 7, с. 122; 8, с. 137]), а также сопутствующие вопросы, которые должны стать предметом отдельного исследования (например, критерии (факторы) построения правового классификатора блестяще исследованы выдающимся белорусским ученым профессором Н.В. Сильченко [9, с. 8] и другими авторами [10, с. 54]).

Право на информацию гарантировано ст. 34 Конституции Республики Беларусь. Термин «информация» легально определен в абз. 12 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 10 ноября 2008 г. № 455-З «Об информации, информатизации и защите информации» (далее - Закон «Об информации») как «сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления»1.

Происходящие в мире процессы дигитализации характеризуются как глобальными, так и региональными особенностями, но общим остается неоспоримая роль «.. .проникновения глобальной сети Интернет во все сферы жизни.», в силу чего «.появляется сложная проблема фрагментарности сознания, его дезинтеграции» [11, с. 319]. Недопущение таких последствий, правовое просвещение, развитие правовой грамотности, обеспечение качественного доступа к актуальной правовой информации -задачи правовой информатизации. Отметим, что законодательство Республики Беларусь не содержит определения термина «правовая информатизация». Теоретические разработки в этой сфере ведутся давно, а полученные результаты свидетельствуют о широте воззрений ученых на то, что следует понимать под правовой информатизацией [12].

Определение термина «информатизация» дано в абз. 11 ст. 1 Закона «Об информации». Это «организационный, социально-экономический и научно-технический процесс, обеспечивающий условия для формирования и использования информационных ресурсов и реализации информационных отношений».

В Республике Беларусь вопросы, касающиеся правовой информатизации, были отражены в Концепции судебно-правовой реформы 1992 г. в контексте обоснования необходимости «создания при Министерстве юстиции Республики Беларусь республиканского центра правовой ин-

1 Об информации, информатизации и защите информации : закон Республики Беларусь от 10.11.2008 № 455-З (в ред. от 11.05.2016) [Электронный ресурс] // Нац. правовой интернет-портал Республики Беларусь. URL: https://www.pravo.by (дата обращения: 11.11.2020).

187

формации»1. Однако начало формирования информационной инфраструктуры следует связывать с другой датой - 27 ноября 1991 г., когда Советом Министров Республики Беларусь была принята Программа информатизации Республики Беларусь на 1991-1995 гг.

Существенный импульс развитию процессов правовой информатизации придал указ Президента Республики Беларусь от 30 июня 1997 г. № 338 «О создании Национального центра правовой информации Республики Беларусь» (далее - НЦПИ). В настоящее время НЦПИ является «центральным государственным научно-практическим учреждением, осуществляющим сбор, учет, обработку, хранение, систематизацию и актуализацию эталонной правовой информации, ее распространение (предоставление), экспертно-аналитическую деятельность в указанных сферах, а также официальное опубликование правовых актов». Как отмечают авторы учебно-методического пособия «Правовая информатизация в Республике Беларусь», «для национальной истории обнародования (официального опубликования) правовых актов характерны два этапа: бумажный и электронный» [13, с. 58]. В бумажном виде Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь (далее - НРПА) выходил с 1 января 1999 г. по 30 июня 2012 г., а с 1 июля 2012 г. «официальное опубликование нормативных правовых актов, включаемых в НРПА, осуществляется исключительно в электронном виде» [13, с. 58].

Следующий организационный шаг на пути к правовой информатизации был определен указом Президента Республики Беларусь от 20 июля 1998 г. № 369 «О Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь», согласно которому «в целях создания единой системы законодательства Республики Беларусь и формирования эталонного банка данных правовой информации Республики Беларусь с 1 января 1999 г. создан Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь» . По состоя-

1 О Концепции судебно-правовой реформы : постановление Верховного Совета Республики Беларусь от 23.04.1992 № 1611-XII // Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1992. № 16, ст. 270.

2 О создании Национального центра правовой информации Республики Беларусь : указ Президента Республики Беларусь от 30.06.1997 № 338 (в ред. от 30.12.2010) // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. 2010. № 312. 1/12250.

3 О Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь : указ Президента Республики Беларусь от 20.07.1998 № 369 (в ред. от 10.07.2019) [Электронный ресурс] // Нац. правовой интернет-портал Республики Беларусь. URL: https://www.pravo.by (дата обращения: 11.11.2020).

188

нию на 14 ноября 2020 г. в НРПА было зарегистрировано 231 432 нормативных правовых актов1.

В последующем в соответствии с указом Президента Республики Беларусь от 24 июля 1998 г. № 376 «О создании компьютерного банка данных проектов законов Республики Беларусь» (утратил силу) был создан компьютерный банк данных проектов законов Республики Беларусь. В настоящее время на Национальном правовом интернет-портале Республики Беларусь ведется учет находящихся в работе проектов нормативных правовых актов в виде проектов законов и проектов кодексов, а также предусмотрен удобный механизм поиска искомых проектов по реквизитам . Ресурсы Национального правового интернет-портала неиссякаемы и обладают огромным потенциалом для использования в образовательном процессе, в первую очередь для обучающихся по специальностям юридического профиля, о чем много и справедливо упоминают исследователи [14].

Указом Президента Республики Беларусь от 30 октября 1998 г. № 524 «О мерах по совершенствованию государственной системы правовой информации»3 утверждено Положение о НЦПИ, определившее его статус (юридическое лицо, подчиненное Администрации Президента) и необходимость создания в областных городах страны региональных центров правовой информации с правами филиалов НЦПИ.

Адекватная оценка важности и значимости правовой информатизации в последующем нашла отражение в указе Президента Республики Беларусь от 10 апреля 2002 г. № 205 «О Концепции совершенствования законодательства Республики Беларусь»4. Концепция назвала внедрение в правовую сферу достижений информатизации «эффективным инструментом, необходимым для совершенствования нормотворческой деятельности».

1 Информация о количестве правовых актов, зарегистрированных в НРПА [Электронный ресурс] // Нац. центр правовой информации Республики Беларусь. URL: https:// pravo.by/natsionalnyy-reestr/statistika (дата обращения: 14.11.2020).

2 Банк данных проектов законов: как искать? [Электронный ресурс] // Нац. центр правовой информации Республики Беларусь. URL: https://pravo.by/bank-dannykh-proektov-zakonov-respubliki-belarus/bank-dannykh-proektov-zakonov-kak-iskat (дата обращения: 11.11.2020).

3 О мерах по совершенствованию государственной системы правовой информации : указ Президента Республики Беларусь от 30.10.1998 № 524 (в ред. от 10.07.2019) [Электронный ресурс] // Нац. правовой интернет-портал Республики Беларусь. URL: https://www. pravo.by (дата обращения: 11.11.2020).

4 О Концепции совершенствования законодательства Республики Беларусь : указ Президента Республики Беларусь от 10.04.2002 № 205 // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. 2002. № 46. 1/3636.

189

Следующим важным шагом на пути реализации правовой информатизации стало принятие постановления Совета Министров Республики Беларусь от 9 августа 2010 г. № 1174 «О Стратегии развития информационного общества в Республике Беларусь на период до 2015 г. и плане первоочередных мер по реализации Стратегии развития информационного общества в Республике Беларусь на 2010 г.»1, которым была определена стратегическая цель развития информационного общества в Республике Беларусь - «обеспечение устойчивого социально-экономического, политического и культурного развития страны, улучшение качества жизни граждан, создание широких возможностей для удовлетворения потребностей и свободного развития личности».

Без преувеличения, краеугольным в аспекте правовой информатизации является утверждение указом Президента Республики Беларусь от 9 ноября 2010 г. № 575 Концепции национальной безопасности , которая одним из направлений национальной безопасности определила информационную безопасность. Основными национальными интересами в информационной сфере названы «эффективное информационное обеспечение государственной политики; обеспечение надежности и устойчивости функционирования критически важных объектов информатизации».

30 декабря 2010 г. был издан указ Президента Республики Беларусь № 712 «О совершенствовании государственной системы правовой информации Республики Беларусь» , утвердивший Положение о деятельности по распространению (предоставлению) правовой информации, которое ввело в оборот ряд важных терминов и их определения, в частности «правовая информация» (указанное обстоятельство приостановило научные изыскания, посвященные правовой информации [15, с. 108]), «эталонная правовая информация», «государственная система правовой информации Республики Беларусь».

1 О Стратегии развития информационного общества в Республике Беларусь на период до 2015 г. и плане первоочередных мер по реализации Стратегии развития информационного общества в Республике Беларусь на 2010 г. : постановление Совета Министров Республики Беларусь от 09.08.2010 № 1174 // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. 2010. 11 авг. 5/32317.

2 Об утверждении Концепции национальной безопасности Республики Беларусь : указ Президента Республики Беларусь от 09.11.2010 № 575 (в ред. от 24.01.2014) [Электронный ресурс] // Нац. правовой интернет-портал Республики Беларусь. URL: https://www.pravo.by (дата обращения: 11.11.2020).

3 О совершенствовании государственной системы правовой информации Республики Беларусь : указ Президента Республики Беларусь от 30.12.2010 № 712 (в ред. от 10.07.2019) [Электронный ресурс] // Нац. правовой интернет-портал Республики Беларусь. URL: https://www.pravo.by (дата обращения: 11.11.2020).

190

3 июня 2011 г. по итогам совещания по вопросам совершенствования деятельности общих судов был издан указ Президента Республики Беларусь от 10 октября 2011 г. № 454 «О мерах по совершенствованию деятельности общих судов Республики Беларусь»1, которым была продолжена судебно-правовая реформа.

Принятым впоследствии постановлением Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 20 декабря 2013 г. № 11 «Об обеспечении гласности при осуществлении правосудия и о распространении информации о деятельности судов»2 (далее - Пленум № 11) были даны разъяснения о формировании информационного общества. Тем не менее представители судейского корпуса справедливо отмечают, что в Пленуме № 11 «не регламентированы вопросы интернет-трансляций» [16, с. 280], а также указывают на то, что «ни в Конституции, ни в Кодексе Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, ни в законодательных актах, регламентирующих отдельные виды судопроизводства, не содержится норм, которые определяли бы понятие электронного правосудия, раскрывали его содержание» [17, с. 285].

Следующий важный шаг на пути правовой информатизации обусловлен указом Президента Республики Беларусь от 15 июня 2015 г. № 243 «Об электронном документообороте при подготовке и принятии правовых актов»3, согласно п. 11 которого «автоматизация процессов подготовки, согласования, проведения экспертиз, внесения в нормотворче-ский орган и принятия проектов правовых актов Президента Республики Беларусь, иных проектов правовых актов является одним из приоритетных направлений дальнейшего развития нормотворческой деятельности».

В результате одобрения Президиумом Совета Министров Республики Беларусь Стратегии развития информатизации в Республике Беларусь на 2016-2022 гг., одной из основных задач которой является «совершенствование системы управления и правового регулирования процессами ин-

1 О мерах по совершенствованию деятельности общих судов Республики Беларусь : указ Президента Республики Беларусь от 10.10.2011 № 454 // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. 2011. № 115. 1/12986.

2 Об обеспечении гласности при осуществлении правосудия и о распространении информации о деятельности судов : постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 20.12.2013 № 11 (в ред. от 26.09.2019) [Электронный ресурс] // Нац. правовой интернет-портал Республики Беларусь. URL: https://www.pravo.by (дата обращения: 11.11.2020).

3 Об электронном документообороте при подготовке и принятии правовых актов : указ Президента Республики Беларусь от 15.06.2015 № 243 (в ред. от 10.07.2019) [Электронный ресурс] // Нац. правовой интернет-портал Республики Беларусь. URL: https://www.pravo.by (дата обращения: 11.11.2020).

191

форматизации»1, постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 марта 2016 г. № 235 утверждена Государственная программа развития цифровой экономики и информационного общества на 2016-2020 гг. Она включает подпрограммы «Инфраструктура информатизации», «Цифровая трансформация», «Информационно-коммуникационная инфраструктура» и предусматривает «дальнейшее развитие государственной системы правовой информации для совершенствования электронной правовой коммуникации между гражданами, бизнесом и государством»2.

В этих сферах в 2019 г. достигнуты определенные результаты: выпущено 15,3 млн банковских карт; доля безналичных расчетов составила 53,9 %; свыше 60 тыс. услуг от 16,8 тыс. производителей можно оплатить удаленно через Единое расчетное информационное пространство - электронную систему, созданную Национальным банком Республики Беларусь для мгновенной оплаты счетов за товары или услуги; с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2019 г. выписано 10 106 978 электронных рецептов, в том числе льготных - 6 783 682, и др.

Особое значение вопросов реализации правовой информатизации подчеркивается постановлением Совета Безопасности Республики Беларусь от 18 марта 2019 г. № 1 «О Концепции информационной безопасности Республики Беларусь»4, определившей необходимость рассмотрения информационной безопасности как «обособленного феномена и нормативного института, а также правового закрепления основ государственной политики по защите национальных интересов в информационной сфере».

1 Стратегия развития информатизации в Республике Беларусь на 2016-2022 гг. : протокол № 26 от 03.11.2015 [Электронный ресурс]. URL: http://e-gov.by/zakony-i-dokumenty/strategiya-razvitiya-informatizacii-v-respublike-belarus-na-2016-2022-gody (дата обращения: 25.05.2020).

2 Об утверждении Государственной программы развития цифровой экономики и информационного общества на 2016-2020 гг. : постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23.03.2016 № 235 (в ред. от 14.02.2020) [Электронный ресурс] // Нац. правовой интернет-портал Республики Беларусь. URL: https://www.pravo.by (дата обращения: 11.11.2020).

3 ВВП в рост. К чему ведет цифровизация? [Электронный ресурс]. URL: https://www.sb.by/articles/idti-k-ayti.html (дата обращения: 11.10.2020) ; Об АИС «РАСЧЕТ» [Электронный ресурс]. URL: https://raschet.by/o-sisteme/ob-ais-raschet (дата обращения: 11.10.2020) ; В Минсвязи подвели итоги реализации госпрограммы развития цифровой экономики и информационного общества за 2019 г. [Электронный ресурс]. URL: https://pravo.by/novosti/novosti-pravo-by/2020/june/51419 (дата обращения: 11.11.2020).

4 О Концепции информационной безопасности Республики Беларусь : постановление Совета Безопасности Республики Беларусь от 18.03.2019 № 1 [Электронный ресурс] // Нац. правовой интернет-портал Республики Беларусь. URL: https://www.pravo.by (дата обращения: 11.11.2020).

192

Становление и развитие правовой информатизации в Республике Беларусь прошло длительный путь. Условно можно выделить четыре периода этих процессов, начало и окончание которых связаны с принятием нормативных правовых актов по вопросам правовой информатизации:

- первый период (1992-1997), связанный с принятием в 1992 г. Концепции судебно-правовой реформы, в которой обосновывается необходимость создания при Министерстве юстиции Республики Беларусь республиканского центра правовой информации;

- второй период (1998-2009) связан с созданием единой системы законодательства Республики Беларусь, что предусматривалось указом Президента Республики Беларусь от 20 июля 1998 г. № 369 «О Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь»;

- третий период (2010-2015) связан с принятием постановления Совета Министров Республики Беларусь от 9 августа 2010 г. № 1174 «О Стратегии развития информационного общества в Республике Беларусь на период до 2015 г. и плане первоочередных мер по реализации Стратегии развития информационного общества в Республике Беларусь на 2010 г.»;

- четвертый период (2016-2020), связанный с принятием постановления Совета Министров Республики Беларусь от 23 марта 2016 г. № 235 «Об утверждении Государственной программы развития цифровой экономики и информационного общества на 2016-2020 гг.».

Библиографический список

1. E-Commerce, Trade And The Covid-19 Pandemic. URL: https://www.wto.Org/english//tratop_e/covid19_e/ecommerce_report _e.pdf.

2. Лола И.С., Бакеев М.Б. Пульс мирового рынка электронной коммерции в условиях пандемии COVID-19. М. : НИУ «ВШЭ», 2020. 20 с.

3. Lu A. (Xu). Chinese judicial justice on the cloud: a future call or a Pandora's box? An analysis of the 'intelligent court system' of China // Journal Information & Communications Technology Law. 2016. Vol. 26, iss. 1. URL: https://elib.pstu.ru/vufind/EdsRecord/buh,121290542.

4. Simpson B., Collingwood L. Information and communications technology law in changing times // Journal Information & Communications Technology Law. 2021. Vol. 30. URL: https://doi.org/10.1080/13600834.2020.1807135.

5. Brown T.E. Human Rights in the Smart City: Regulating Emerging Technologies in City Places // Regulating New Technologies in Uncertain Times. Information Technology and Law Series / ed. L. Reins. 2019. Vol. 32. P. 329-353. URL: https://doi.org/10.1007/978-94-6265-279-8_4.

193

6. Иванцова Ю.Г. Информационное законодательство Республики Беларусь - комплексная отрасль законодательства? // Правотворчество и правоприменение в условиях инновационного развития общества : сб. науч. ст. : в 2 ч. Ч. 1 / Учреждение образования «Гродненск. гос. ун-т им. Я. Купалы». Гродно : ГрГМУ, 2014. С. 79-84.

7. Шалаева Т.З. Информационное право - отрасль системы белорусского права и законодательства: проблемы и перспективы // Место информационного права в правовой системе Республики Беларусь : сб. матер. кругл. стола, г. Минск, 7 фев. 2014 г. / гл. ред. Д.А. Плетенев. Минск : БГУ, 2014. С. 121-127.

8. Шалаева Т.З. Информационное законодательство Республики Беларусь: проблемы отраслевого строительства // Развитие информатизации и государственной системы научно-технической информации : доклады XIII Междунар. конф., Минск, 20 нояб. 2014 г. / науч. ред.: А.В. Тузиков, Р.Б. Григянец, В.Н. Венгеров. Минск, 2014. С. 136-143.

9. Сильченко Н.В. О факторах построения и путях совершенствования правового классификатора // Вестник Российск. гос. ун-та им. И. Канта. 2009. Вып. 9. С. 7-16.

10. Беспалова Е.В. К вопросу о систематизации законодательства в Республике Беларусь // Информационные технологии и право. (Правовая информатизация - 2015) : матер. V Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 28 мая 2015 г. / под общ. ред. Е.И. Коваленко. Минск : Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2015. С. 54-56.

11. Вершок И.Л. Информационная природа процесса правового сознания // Актуальные вопросы развития правовой информатизации в условиях формирования информационного общества : сб. науч. ст. / под общ. ред. Е.И. Коваленко. Минск : Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2017. С. 319-328.

12. Шаршун В.А. К вопросу о понятии правовой информатизации // Информационные технологии и право. (Правовая информатизация - 2010) : матер. III Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 25 нояб. 2010 г. URL: www. pravo.by/Conf2010/reports/ Sharshun.doc.

13. Правовая информатизация в Республике Беларусь : учеб.-метод. пособие / под общ. ред. Е.И. Коваленко. Минск : НЦПИ, 2020. 120 с.

14. Главницкая И.Н. Использование ресурсов Национального правового интернет-портала Республики Беларусь в образовательном процессе // Информационные технологии в образовании, науке и производстве : III Междунар. науч.-технич. интернет-конф., 20-21 нояб. 2015 г. URL: https://rep.bntu.by/handle/ data/21934.

194

15. Вашкевич С.В. Правовая информация: некоторые теоретические и прикладные аспекты понимания // Вестник БарГУ. Сер.: Исторические науки и археология. Экономические науки. Юридические науки. 2016. Вып. 4. С. 108-112.

16. Анискевич Р.Г. Открытость как основа позиционирования судебной системы в условиях информационного общества // Информационные технологии и право. (Правовая информатизация - 2015) : матер. V Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 28 мая 2015 г. / под общ. ред. Е.И. Коваленко. Минск : Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2015. С.277-280.

17. Воронович Т.В. Правовая информатизация как составляющая реализации концепции электронного правительства в Республике Беларусь // Информационные технологии и право. (Правовая информатизация - 2015) : матер. V Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 28 мая 2015 г. / под общ. ред. Е.И. Коваленко. Минск : Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2015. С. 284-288.

Дата поступления: 30.11.2020

GENESIS OF LEGAL INFORMATIZATION IN THE REPUBLIC OF BELARUS

ANDRIYASHKO Marina Vasilievna

Candidate of Sciences (Law), PhD, Associate Professor, Senior Researcher

of the Department of Civil Law and Civil Procedure of the South Ural State

University, Chelyabinsk, Russia; Candidate of Sciences (Law), PhD, Associate

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Professor, Assistant Professor of the Department of General Legal Disciplines

and Public Administration, Baranovichi State University, Baranovichi,

Republic of Belarus.

E-mail: andryiashkomv@mail.ru

articles in the «Scopus» / «Web of Science» database:

DOI: 10.20310 /2587-9340-2019-3-12-466-478

DOI: 10.15290 /SUP.2019.03.01

DOI: 10.15290 /SUP.2019.03.02

The announcement in 2020 of the COVID-19 pandemic raised the problems linked to the access to information and approaches to organizing informatization to an unprecedented level. In the context of full and partial quarantine measures,

195

social distancing and other restrictive measures, subjects continue to participate in most of the usual legal relations: educational, medical, trade, services, voting, etc. Relations in the field of organizing legal informatization occupy a special place among other types of legal relations; moreover, their predetermining status is preserved when establishing legal restrictions. Considering the above, the study of the genesis of legal informatization on the example of the Republic of Belarus is of certain interest. Purpose: to carry out a historical and chronological analysis of the legal regulation of relations in the field of the formation and development of legal informatization in the Republic of Belarus. Methods: the author uses general scientific methods (system analysis, definitions, system-structural, functional and methods of argumentation theory) and special scientific methods (formal legal, comparative legal, comparative historical). Results: from the point of view of the chronology of adopting of normative legal acts on the development of the information society, the study develops the periodization of the formation and development of legal informatization in the Republic of Belarus. Keywords: Republic of Belarus; information; legal informatization; digitaliza-tion; National Center for Legal Information of the Republic of Belarus; National register of legal acts of the Republic of Belarus.

References

1. E-Commerce, Trade and The Covid-19 Pandemic. Available at: https://www.wto.org/english/7tratop_e/covid19_e/ecommerce_report _e.pdf.

2. Lola I.S., Bakeev M.B. Pul's mirovogo rynka elektronnoj kommercii v usloviyah pandemii COVID-19 [The pulse of the global e-commerce market amid the COVID-19 pandemic]. Moscow, NIU «VSHE» Publ., 2020. 20 p.

3. Lu A. (Xu). Chinese judicial justice on the cloud: a future call or a Pandora's box? An analysis of the 'intelligent court system' of China. Journal Information & Communications Technology Law, 2016, vol. 26, iss. 1. Available at: https://elib.pstu.ru/vufind/EdsRecord/buh,121290542.

4. Simpson B., Collingwood L. Information and communications technology law in changing times. Journal Information & Communications Technology Law, 2021, vol. 30. Available at: https://doi.org/10.1080/13600834.2020. 1807135.

5. Brown T.E.; Reins L. (ed.). Human Rights in the Smart City: Regulating Emerging Technologies in City Places. Regulating New Technologies in Uncertain Times. Information Technology and Law Series, 2019, vol. 32, pp. 329-353. Available at: https://doi.org/10.1007/978-94-6265-279-8_4.

196

6. Ivancova YU.G. Information legislation of the Republic of Belarus - a complex branch of legislation? Pravotvorchestvo i pravoprimenenie v usloviyah innovacionnogo razvitiya obshchestva [Lawmaking and law enforcement in the context of innovative development of society]. Grodno, 2014, pp. 79-84. (In Russian).

7. SHalaeva T.Z. Information law is a branch of the system of Belaru-sian law and legislation: problems and prospects. In Pletenev D.A. (ed.). Mesto informacionnogo prava v pravovoj sisteme Respubliki Belarus' [The place of information law in the legal system of the Republic of Belarus]. Minsk, BGU Publ., 2014, pp. 121-127. (In Russian).

8. SHalaeva T.Z. Information legislation of the Republic of Belarus: problems of industrial construction. In Tuzikov A.V., Grigyanets R.B., Venge-rov V.N. (eds.). Razvitie informatizacii i gosudarstvennoj sistemy nauchno-tekhnicheskoj informacii [The development of informatization and the state system of scientific and technical information]. Minsk, 2014, pp. 136-143. (In Russian).

9. Sil'chenko N.V. Factors of legal classifier construction and improvement methods. Vestnik Rossijskogo gosudarstvennogo universiteta im. I. Kanta =IKRFU' Vestnik, 2009, iss. 9, pp. 7-16. (In Russian).

10. Bespalova E.V. On the issue of systematization of legislation in the Republic of Belarus. In Kovalenko E.I. (ed.). Informacionnye tekhnologii i pravo. (Pravovaya informatizaciya - 2015) [Information technology and law. (Legal informatization - 2015)]. Minsk, NCPI Publ., 2015, pp. 54-56. (In Russian).

11. Vershok I.L. Informational nature of the process of legal consciousness. In Kovalenko E.I. (ed.). Aktual'nye voprosy razvitiya pravovoj informati-zacii v usloviyah formirovaniya informacionnogo obshchestva [Topical issues of the development of legal informatization in the context of the formation of the information society]. Minsk, NCPI Publ., 2017, pp. 319-328. (In Russian).

12. SHarshun V.A. On the question of the concept of legal informatization. Informacionnye tekhnologii i pravo. (Pravovaya informatizaciya - 2010) [Information technologies and law. (Legal informatization - 2010)]. Available at: www.pravo.by/Conf2010/reports/Sharshun.doc. (In Russian).

13. Kovalenko E.I. (ed.). Pravovaya informatizaciya v Respublike Belarus' [Legal informatization in the Republic of Belarus]. Minsk, NCPI Publ., 2020. 120 p.

14. Glavnickaya I.N. Use of the resources of the National Legal Internet Portal of the Republic of Belarus in education. Informacionnye tekhnologii v obra-zovanii, nauke i proizvodstve [Information technologies in education, science and production]. Available at: https://rep.bntu.by/handle/ data/21934. (In Russian).

197

15. Vashkevich S.V. Legal information: some theoretical and applied aspects of understanding. Vestnik BarGU. Seriya: Istoricheskie nauki i arheo-logiya. Ekonomicheskie nauki. YUridicheskie nauki = Bulletin of the Baranovichi State University. Series: Historical Sciences and Archeology. Economic sciences. Legal Sciences, 2016, iss. 4, pp. 108-112. (In Russian).

16. Aniskevich R.G. Openness as the basis for positioning the judiciary in the information society. In Kovalenko E.I. (ed.). Informacionnye tekhnologii i pravo. (Pravovaya informatizaciya - 2015) [Information technology and law. (Legal informatization - 2015)]. Minsk, 2015, pp. 277-280. (In Russian).

17. Voronovich T.V. Legal informatization as a component of the implementation of the concept of electronic government in the Republic of Belarus. In Kovalenko E.I. (ed.). Informacionnye tekhnologii i pravo. (Pravovaya informatizaciya - 2015) [Information technology and law. (Legal informatization - 2015)]. Minsk, NCPI Publ., 2015, pp. 284-288. (In Russian).

Received: 30.11.2020

198

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.