Научная статья на тему 'Информация о правоприменительной практике государственных органов в системе правовой информации как сферы правового регулирования'

Информация о правоприменительной практике государственных органов в системе правовой информации как сферы правового регулирования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
260
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА / LAW ENFORCEMENT PRACTICE / ИНФОРМАЦИЯ О ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ / ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ / LEGAL INFORMATION / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ПРАВОВОЙ ИНФОРМАЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ / STATE SYSTEM OF LEGAL INFORMATION OF THE REPUBLIC OF BELARUS / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ РЕСУРСЫ / STATE LEGAL INFORMATION RESOURCES / ДОСТУП К ПРАВОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / ACCESS TO LEGAL INFORMATION / ЭТАЛОННЫЙ БАНК ДАННЫХ ПРАВОВОЙ ИНФОРМАЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ / STANDARD DATABANK OF LEGAL INFORMATION OF THE REPUBLIC OF BELARUS / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ПРАВОВОЙ ИНФОРМАЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ (НЦПИ) / NATIONAL CENTRE OF LEGAL INFORMATION OF THE REPUBLIC OF BELARUS (NCLI) / INFORMATION ON LAW ENFORCEMENT PRACTICE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Вашкевич Светлана Владимировна

Рассматриваются вопросы, связанные с определением понятия информации о правоприменительной практике государственных органов. Исследуется использование соответствующего термина в научной литературе, а также в законодательстве Республики Беларусь. Анализируется действующая система правового и информационного обеспечения доступа граждан и организаций к информации о правоприменительной практике государственных органов в Республике Беларусь. Обозначены дальнейшие перспективы реализации доступа к данной информации (формирование единой системы такого доступа) для судов, органов прокуратуры, адвокатуры, других организаций и граждан. Обосновывается необходимость разработки законодательных механизмов в этой сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION ON THE LAW ENFORCEMENT PRACTICE OF PUBLIC AUTHORITIES IN THE SYSTEM OF LEGAL INFORMATION AS A SPHERE OF LEGAL REGULATION

Issues related to the definition of the concept of information in the law enforcement practice of public authorities are considered. The use of this term in research publications and laws of the Republic of Belarus is studied. The current system of legal and information support for the access of citizens and organisations to information on the law enforcement practice of public authorities in the Republic of Belarus is analysed. Further prospects for ensuring access to this information (formation of a single system of such access) for courts, prosecution bodies, (defence) lawyers, other organisations and citizens are pointed out. A justification is given for developing law-making mechanisms in this sphere.

Текст научной работы на тему «Информация о правоприменительной практике государственных органов в системе правовой информации как сферы правового регулирования»

Информация о правоприменительной практике государственных органов в системе правовой информации как сферы правового

регулирования

Вашкевич С. В.1

Ключевые слова: правоприменительная практика, информация о правоприменительной практике, правовая информация, государственная система правовой информации Республики Беларусь, государственные информационно-правовые ресурсы, доступ к правовой информации, эталонный банк данных правовой информации Республики Беларусь, Национальный центр правовой информации Республики Беларусь (НЦПИ).

Аннотация. Рассматриваются вопросы, связанные с определением понятия информации о правоприменительной практике государственных органов. Исследуется использование соответствующего термина в научной литературе, а также в законодательстве Республики Беларусь. Анализируется действующая система правового и информационного обеспечения доступа граждан и организаций к информации о правоприменительной практике государственных органов в Республике Беларусь. Обозначены дальнейшие перспективы реализации доступа к данной информации (формирование единой системы такого доступа) для судов, органов прокуратуры, адвокатуры, других организаций и граждан. Обосновывается необходимость разработки законодательных механизмов в этой сфере.

DOI: 10.21681/2226-0692-2017-4-61-68

П оложения Конституции Республики Беларусь, гарантирующие гражданам право на информацию, в том числе получение полной, достоверной и своевременной правовой информации2, обусловливают тенденцию к открытости и прозрачности деятельности государственных органов. Данная тенденция проявляется, в частности, в расширении информирования о правоприменительной практике этих органов посредством обеспечения доступа к ней для граждан и организаций.

Указанное информирование имеет важнейшее значение для стабильного функционирования и развития правовой системы Республики Беларусь в силу ряда обстоятельств. Так, правоприменительная практика выступает, по мнению С.А.Калинина, основным элементом правовой системы, «тестирующим» общеобязательные нормы на предмет

2 Статья 34 Конституции Республики Беларусь 1994 года [Электронный ресурс] : с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2017.

их эффективности, качественности, логичности, системности и т.д.3. В связи с этим информация о правоприменительной практике является, в том числе, необходимым условием принятия обоснованных решений уполномоченными субъектами в процессе дальнейшего совершенствования законодательства.

Кроме того, как отмечает Н.Ю. Благовещенский, правоприменительная практика играет существенную интегрирующую роль, связывая в единое целое юридическую действительность и нормативные правовые предписания, правовые идеи и принимаемые на их основе решения [1, с. 4-5]. Из этого вытекает, что информация о правоприменительной практике является важнейшим ориентиром право-

3 Калинин, С. А. Прогнозирование эффективности применения нормативных правовых актов и анализ правоприменительной практики в Республике Беларусь / С. А. Калинин // Прогнозирование последствий принятия нормативных актов и анализ правоприменительной практики : сб. материалов. Минск : Нац. центр законопроектной деятельности при Президенте Респ. Беларусь, Программа развития ООН, 2005. С. 141-148. С. 143.

1 Вашкевич Светлана Владимировна, магистр юридических наук, аспирант кафедры теории и истории государства и права юридического факультета Белорусского государственного университета, младший научный сотрудник отдела научно-методического обеспечения правовой информатизации управления правовой информатизации Национального центра правовой информации

Республики Беларусь, Республика Беларусь, г. Минск.

E-mail: vashkevich@ncpi.gov.by

мерной деятельности субъектов общественных отношений и отражает эффективность действующих правовых норм, выполняя для субъектов нормотворчества функцию «обратной связи».

Названными обстоятельствами обусловливается придание информации о правоприменительной практике государственных органов значения неотъемлемого элемента в системе правовой информации Республики Беларусь, в том числе на законодательном уровне.

Так, в соответствии с Положением о Национальном центре правовой информации Республики Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 30 октября 1998 г. № 5244, Положением о деятельности по распространению (предоставлению) правовой информации в Республике Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 30 декабря 2010 г. № 7125 [5, п. 8], Посланием о перспективах развития системы общих судов Республики Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 10 октября 2011 г. № 4546, Указом Президента Республики Беларусь от 15 июня 2015 г. № 243 «Об электронном документообороте при подготовке и принятии правовых актов»7 государственные органы и иные государственные организации в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Республики Беларусь обеспечивают направление в Национальный центр правовой информации (далее - НЦПИ) для формирования государственных информационно-правовых ресурсов правовые акты этих органов и информацию правоприменительного характера. Указанные обстоятельства свидетельствуют об актуальности анализа теоретических и прикладных аспектов соответствующих вопросов.

4 Пункт 6 Положения о Национальном центре правовой информации Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Указ Президента Респ. Беларусь, 30 окт. 1998 г., № 524 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2017.

5 Пункт 8 Положения о деятельности по распространению (предоставлению) правовой информации в Республике Беларусь [Электронный ресурс]: Указ Президента Респ. Беларусь, 30 дек. 2010 г., № 712 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2017.

6 О мерах по совершенствованию деятельности судов общей юрисдикции Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Указ Президента Респ. Беларусь, 10 окт. 2011 г., № 454 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2017.

7 Об электронном документообороте при подготовке и

принятии правовых актов [Электронный ресурс]: Указ Пре-

зидента Респ. Беларусь, 15 июня 2015 г., № 243 // ЭТАЛОН. За-

конодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой

информ. Респ. Беларусь. Минск, 2017.

Вместе с тем сам термин «информация о правоприменительной практике», а также содержание общественных отношений в области формирования ресурсов правоприменительной практики, обеспечения доступа к информации о правоприменительной практике государственных органов и ее использования недостаточно исследованы в отечественной научной правовой литературе. Общетеоретические и отдельные практические аспекты обозначенной проблемы в некоторой мере отражены в работах А.Г. Тиковенко, С.А. Калинина, И.П. Сидорчук, В.А. Шаршуна, В.А. Кучинского, Н.А. Горбатка и др.

Стоит отметить, что в юридической литературе нет единого мнения относительно подходов к определению понятия «правоприменительная практика». Она либо отождествляется с правоприменительной деятельностью, либо рассматривается как относительно самостоятельное явление, отражающее объективированный итог, обобщенный опыт или результат такой деятельности, либо представляет собой неразрывное единство правоприменительной деятельности и сформировавшегося на ее основе социально-правового опыта. Так, по мнению С.А. Калинина, «правоприменительная практика есть практическая реализация норм права в реальных общественных отношениях»8. Н.Н. Вопленко определяет правоприменительную практику как «опыт властного индивидуального регулирования общественных отношений, который дополнительно к нормативной системе правового регулирования в ряде случаев является основой для разрешения юридического дела»9.

По мнению Л.Н. Берг, правоприменительная практика представляет собой диалектическое единство двух сторон: а) практической правоприменительной деятельности как наиболее простой, поверхностной, видимой стороны правоприменительной практики и б) опыта этой деятельности, выраженного в правоприменительных актах10. Своеобразную черту в полемике по данному вопросу подвели Н.Н. Вопленко и А.П. Рожнов, которые пришли к выводу, что правоприменительная

8 Калинин, С. А. Прогнозирование эффективности применения нормативных правовых актов и анализ правоприменительной практики в Республике Беларусь / С. А. Калинин // Прогнозирование последствий принятия нормативных актов и анализ правоприменительной практики : сб. материалов. Минск : Нац. центр законопроектной деятельности при Президенте Респ. Беларусь, Программа развития ООН, 2005. С. 141-148. С. 142.

9 Вопленко, Н. Н. Правоприменительная практика: понятие, основные черты и функции : монограф. / Н. Н. Вопленко, А. П. Рожнов // Волгоград: ВолГУ, 2004. 205 с. С. 113.

10 Берг, Л. Н. Исследование правоприменительной практики с помощью правового мониторинга / Л. Н. Берг // Известия Урал. гос. экон. ун-та. № 1 (27). 2010. С. 75-81. С. 76.

практика представляет собой достаточно сложное и полиструктурное явление, имеющее свои иерархически соотносящиеся элементы, складывающиеся и развивающиеся на основе своих внутренних закономерностей бытия11.

Таким образом, каждое из указанных пониманий правоприменительной практики, отличающихся той или иной степенью обобщенности, занимает свое собственное место в иерархии научных знаний применительно к области права. При этом наиболее обоснованным представляется определение правоприменительной практики как вида юридической практики, представляющей собой единство специальной властной деятельности компетентных государственных органов, направленной на вынесение индивидуально-конкретных предписаний и вырабатыванию в ходе такой деятельности правового опыта.

Формирование правоприменительной практики осуществляется в результате деятельности различных государственных органов (их должностных лиц) законодательной, судебной и исполнительной власти, включая учреждения юстиции, контрольные, правоохранительные и надзорные, нормотворческие органы, по принятию специальных решений в целях возникновения, изменения и прекращения правоотношений на основе норм действующего законодательства. Данная практика в значительной степени отражается в издаваемых указанными органами индивидуальных актах, не имеющих нормативного характера. Такие акты различны по своим формам (решения, постановления, приказы и т.д.), однако объединяющим является то, что правоприменительная практика показывает, насколько правовые нормы находят свое практическое воплощение.

В научной и учебной правовой литературе понятия «ненормативный акт» и «индивидуальный акт», как правило, используются как синонимы12. Такого рода документы нацелены на индивидуальное регулирование общественных отношений. Справедливо мнение авторов монографии «Правоприменение: теоретические и практические проблемы», согласно которому правоприменение является одним из видов индивидуального правового регулирования [2, с. 39].

Тем не менее, некоторые авторы высказывают точку зрения о том, что индивидуально-договорная практика является видом правоприменительной практики, а к актам правоприменения можно

11 Вопленко, Н. Н. Правоприменительная практика: понятие и содержание / Н. Н. Вопленко, А. П. Рожнов // Вестн. Волгоград. гос. ун-та. Сер. 5: Юриспруденция. Волгоград: ВолГУ 2003. № 6. С. 14-30. С. 30.

12 Лагун, Д. А. Общая теория права : курс лекций / Д. А. Лагун. Минск : БГУ, 2010. 184 с. С. 150.

отнести индивидуальный договор13. Данный теоретический подход, безусловно, обогащает научное творчество и привносит в него новизну, однако в юридической науке не получил широкого распространения. На наш взгляд индивидуальный договор является самостоятельным результатом юридической деятельности участников правоотношений, так называемой «договорной практики».

В научных работах российских авторов, например Н.Н. Вопленко и А.П. Рожнова, особое внимание уделено исследованию вопросов структуры правоприменительной практики в диалектическом единстве ее содержания и формы; при этом указывается, что в современных научных трудах так и не предложено сколько-нибудь внятной концепции структуры накапливаемого в ходе правоприменительной деятельности опыта14. Указанные авторы полагают, что практика в виде аккумулированного в ней опыта правоприменения должна разделяться на несколько пластов ее содержания: повседневную текущую практику издания индивидуальных предписаний по конкретным юридическим делам; объективированный опыт интерпретационной и правоконкретизирующей деятельности в виде прецедентов и правоположений; организационно-методические правила и рекомендации руководящего характера, а также практику органов судебного контроля или так называемую практику правотворческого толкования15. Н.Н. Вопленко и А.П. Рожнов отмечают также, что в рамках каждого уровня формируется многообразие материалов правоприменительной практики, причем особое и вместе с тем необходимое средство обеспечения законности и единообразия в правоприменительной деятельности представляют следующие материалы: руководящие разъяснения, методические письма, информационные справки и обзоры правоприменительной практики высших государственных органов. Авторы подчеркивают значимость данных материалов, поскольку они призваны информировать, пропагандировать и рекомендовать наиболее правильные и законные приемы и образцы рассмотрения и разрешения юридических дел16.

13 Ядринцева, О. В. Индивидуальный договор как акт правоприменения / О. В. Ядринцева // Рос. судья. 2006. № 7. С. 43-45.; Ядринцева, О. В. Индивидуально-договорное правоприменение : дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01 / О. В. Ядринцева - Нижн. Новгород, 2006. 169 с.

14 Вопленко, Н. Н. Правоприменительная практика: понятие, основные черты и функции : монограф. / Н. Н. Вопленко, А. П. Рожнов // Волгоград: ВолГУ, 2004. 205 с. С. 113.

15 Вопленко, Н. Н. Правоприменительная практика: понятие и содержание / Н. Н. Вопленко, А. П. Рожнов // Вестн. Волгоград. гос. ун-та. Сер. 5: Юриспруденция. Волгоград: ВолГУ, 2003. № 6. С. 14-30. С. 15.

16 Вопленко, Н. Н. Правоприменительная практика: понятие и содержание / Н. Н. Вопленко, А. П. Рожнов // Вестн.

Данный вопрос не остался без внимания и представителей белорусской правовой науки. В частности, А.Г. Тиковенко усматривает проблему в том, что до сих пор не для всех субъектов правоприменительной практики детально закреплена в законе унифицированная форма (наименование) индивидуального правового акта, что порождает правовые споры по обозначенному вопросу17.

В статье 3 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» легально закреплено понятие правовых актов, не являющихся нормативными, а также дан открытый перечень таких актов18. В соответствии с вышеназванной статьей к ненормативным правовым актам относятся распоряжения Президента Республики Беларусь, если иное не предусмотрено Президентом Республики Беларусь; распоряжения председателей палат Парламента - Национального собрания Республики Беларусь; распоряжения Премьер-министра Республики Беларусь; акты органов прокуратуры и прокуроров, за исключением нормативных правовых актов Генерального прокурора Республики Беларусь; акты органов, регистрирующих акты гражданского состояния; иные правовые акты, не являющиеся нормативными19. Для указанных правовых актов характерно то, что ими осуществляются конкретные (разовые) организационные, контрольные или распорядительные мероприятия. Ненормативными считаются также акты, которые рассчитаны на однократное применение.

В рамках рассматриваемого вопроса необходимо подчеркнуть также, что существенные особенности приобретает толкование в правоприменительной деятельности. В литературе отмечено, что в каждом случае, реализуя юридические нормы, субъекты уясняют их содержание, а нередко дают их официальное разъяснение [2, с.50]. Как индивидуальное правовое регулирование в целом, так и правоприменительная практика в частности связаны прежде всего с казуальным толкованием.

Волгоград. гос. ун-та. Сер. 5: Юриспруденция. Волгоград: ВолГУ, 2003. № 6. С. 14-30. С. 24.

17 Тиковенко, А. Г. Индивидуальные (ненормативные) правовые акты: характерные признаки / А. Г. Тиковенко // Правовое обеспечение инновационного развития экономики Республики Беларусь : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (21-22 окт. 2010 г., г. Минск). Минск: Позитив-центр, 2010. С. 56-58. С. 58.

18 О нормативных правовых актах Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 10 янв. 2000 г., № 361-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2017.

19 О нормативных правовых актах Республики Беларусь

[Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 10 янв. 2000 г., № 361-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2017.

В правовой науке сложилось понимание казуального толкования как официального разъяснения, вызванного необходимостью уяснения сути юридических норм, их правильной реализации применительно к конкретному юридическому делу, ситуации, случаю (казусу). Казуальное толкование чаще всего содержится в текстах материалов, закрепляющих правоприменительную деятельность по конкретному делу.

В связи с указанным следует также обратить внимание и на акты, принимаемые субъектами правоприменительной деятельности на основе анализа и обобщения правоприменительной практики. По поводу таких актов Н.А. Горбаток отмечает: «Им не присуще свойство первичности. Они как результат официального нормативного толкования должны действовать вместе с толкуемыми нормами и прекращать свое существование вместе с их отменой» [2, с.53]. По мнению данного автора, несмотря на то, что такие акты безусловно связаны с правоприменением, они представляют собой несколько иную сферу юридической деятельности, поскольку создаются не в процессе разрешения конкретных юридических дел. Тем не менее, стоит согласиться с отмеченной Н.Н. Вопленко и А.П. Рожновым особенностью, что в индивидуальном опыте правоприменения по конкретным делам всегда присутствует в скрытом виде практика более высокого порядка20.

Таким образом, из проведенного анализа вытекает, что официальной формой и итогом выражения правоприменительной практики государственных органов выступают не только правоприменительные акты (акты применения норм права, индивидуальные акты, индивидуальные (ненормативные) правовые акты), но и акты толкования норм права (интерпретационные или интерпретационно-правовые акты), а также иные официальные документы по вопросам применения законодательства, изданные государственными органами (их должностными лицами) на основе анализа и обобщения правоприменительной практики.

При этом под информацией о правоприменительной практике государственных органов представляется обоснованным понимать сведения о документах, в которых оформлена правоприменительная практика, и их содержании. Такие документы направлены не только на решение конкретных жизненных ситуаций, но и на единообразное понимание и применение законодательства Республики Беларусь.

20 Вопленко, Н. Н. Правоприменительная практика: понятие и содержание / Н. Н. Вопленко, А. П. Рожнов // Вестн. Волгоград. гос. ун-та. Сер. 5: Юриспруденция. Волгоград: ВолГУ, 2003. № 6. С. 14-30. С. 15.

Важное место в системе информации о правоприменительной практике государственных органов занимает судебная правоприменительная практика. Данный вид правоприменительной практики формируется на основе строго определенного законодательством процессуального порядка. Конкретными актами, воплощающими результат правоприменительной судебной практики, как правило, являются различные формы (решения, постановления, определения и др.) судебных актов.

Значимость информации о правоприменительной практике государственных органов для эффективного действия права актуализирует вопрос о повышении степени открытости доступа к данной информации. Это позволило бы повысить информированность субъектов правотворчества и правоприменения, а также обеспечить общественный контроль за реализацией уполномоченными государственными органами правовых предписаний.

В Республике Беларусь предоставление доступа к информации о правоприменительной практике государственных органов осуществляется в самых различных формах - от ее опубликования в официальных периодических печатных изданиях до размещения на различных интернет-ресурсах в глобальной компьютерной сети Интернет, включая официальные сайты государственных органов, а также внедрения в компьютерные правовые системы и базы данных. Устоявшейся практикой обеспечения доступа к материалам правоприменительной практики в Республике Беларусь стало их опубликование в специализированных периодических печатных изданиях: например, судебная практика публикуется в журналах «Вестник Конституционного Суда Республики Беларусь», «Судовы весшк», «Судебный вестник Плюс: экономическое правосудие».

Однако полагаем, что опубликование в печатных изданиях является недостаточно эффективным способом организации доступа к правоприменительным актам государственных органов в современных условиях развития информационно-коммуникационных технологий.

Наряду с традиционными печатными формами опубликования информации о правоприменительной практике все большее распространение получают электронные источники. На официальных сайтах большинства государственных органов осуществляется размещение в различной форме документов, в которых оформлена правоприменительная практика: решения, постановления, приказы, разъяснения, методические рекомендации и указания, информационные справки, инструктив-

но-методические письма, обобщения правоприменительной практики и др. Вместе с тем пока не представляется возможным утверждать, что данные документы размещаются в сети Интернет в полном объеме и находятся актуальном состоянии. Также нельзя констатировать наличие единых подходов у государственных органов к формированию и наполнению рубрик, содержащих информацию о правоприменительной практике. Указанное создает дополнительные трудности в поиске необходимых документов.

Следует отметить, что в целях повышения эффективности выполнения возложенных на государственные органы задач и функций, усиления их связи с населением в течение ряда лет проводились мероприятия по информатизации их деятельности. В рамках государственных, а также отраслевых и региональных программ информатизации (в настоящее время принято и реализуется 45 таких программ [3, с. 21]) в Республике Беларусь практически во всех органах государственного управления были созданы информационные системы и ресурсы. Формирование последних происходило на основе документированной информации, создаваемой, обрабатываемой и накапливаемой в процессе осуществления государственными органами своих полномочий, в том числе полномочий, связанных с реализацией и применением на практике принимаемых ими правовых актов.

Вместе с тем, к документам с информацией о правоприменительной практике пока не организован централизованный доступ (в отличие от нормативной правовой информации). Отсутствие в Республике Беларусь единого центра, который осуществлял бы сбор, учет, хранение, обобщение, систематизацию и др. в отношении данных документов, независимо от их принадлежности тому либо иному субъекту правоприменения, побуждают распространителей правовой информации, в том числе и НЦПИ, осуществлять инициативное создание и ведение подобных ресурсов.

За время своей деятельности НЦПИ разработано значительное количество банков данных (далее - БД) правовой информации. При этом преобладающее их большинство формируется за счет нормативной правовой информации. НЦПИ на постоянной основе осуществляет также формирование и ведение ряда ресурсов, обеспечивающих доступ к информации о правоприменительной практике государственных органов. Данная деятельность до недавнего времени осуществлялась в соответствии с Положением о порядке распространения правовой информации в Республике Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 1 декабря 1998 г.№ 565. В со-

ответствии с пунктом 11 данного Положения осуществляется распространение: У Национального реестра правовых актов Республики Беларусь; У эталонного БД правовой информации; У Свода законов Республики Беларусь в электронной форме (БД правовой информации «Свод законов Республики Беларусь»); У печатных изданий и тематических БД правовой информации21.

Одним из таких ресурсов является БД «Судебная практика». Данный ресурс был создан НЦПИ в 2003 году при участии Верховного Суда Республики Беларусь и Министерства юстиции Республики Беларусь для максимально полного обеспечения всех заинтересованных в актуальной и достоверной информации о правоприменительной практике судов. По мнению В. А. Шаршуна, уникальность банка данных «Судебная практика» состоит в том, что в ресурс включены судебные решения, определения, приговоры судов общей юрисдикции, судебных коллегий Верховного Суда по гражданским, уголовным, экономическим делам и по делам интеллектуальной собственности [4].

Детально вопросы обеспечения предоставления доступа к судебным актам Конституционного Суда Республики Беларусь и единого высшего судебного органа по гражданским, уголовным, административным и экономическим делам - Верховного Суда Республики Беларусь посредством БД «Судебная практика» рассматривались автором ранее [5]. В результате исследования были выявлены значительные резервы в развитии информационного содержания указанного БД.

В настоящее время БД «Судебная практика» распространяется (предоставляется) в составе информационно-поисковых систем (далее - ИПС) «ЭТАЛОН» и «ЭТАЛОН-ОЖШЕ» с учетом норм Положения о деятельности по распространению (предоставлению) правовой информации в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 30 декабря 2010 г. № 712. Пунктом 8 данного Положения установлена обязанность для государственных органов (организаций) направлять в НЦПИ для формирования государственных информационно-правовых ресурсов правовые акты рекомендательного характера, методические рекомендации, разъяснения и иные документы, связанные с реализацией и применением на практике принима-

21 О порядке распространения правовой информации в Республике Беларусь [Электронный ресурс] : Указ Президента Респ. Беларусь, 1 дек.1998 г., № 565 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2017.

емых ими правовых актов22. К ресурсам, формируемым с учетом такой информации, можно отнести БД «Правоприменительная практика», созданный в 2011-2012 гг. Он объединяет в себе систематизированные по видам актов (документов) и рубрикам Единого правового классификатора Республики Беларусь, как материалы правоприменительной практики государственных органов, так и научно-техническую информацию в области права (авторские научные материалы, научно-практические комментарии к законодательству и статьи по праву, практические алгоритмы действий и др.).

Во исполнение положений Послания о перспективах развития системы судов общей юрисдикции Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 10 октября 2011 г. № 454 «О мерах по совершенствованию деятельности общих судов Республики Беларусь»23, с 2014 года НЦПИ начато формирование в составе БД «Судебная практика» специального ресурса судебных решений, распространение которого осуществляется в рамках ИПС «ЭТАЛОН» и «ЭТАЛОН-ОЖШЕ».

Перспективным и востребованным направлением деятельности НЦПИ стало формирование для государственных органов и иных организаций на договорной основе БД, содержащих правовые акты этих органов и материалы правоприменения. Это позволяет пользователям получать в составе ИПС «ЭТАЛОН» доступ не только к нормативным правовым актам, но и к своим решениям, обработанным, систематизированным и поддерживаемым в актуальном состоянии.

Таким образом, аккумулирование НЦПИ информации о правоприменительной практике государственных органов осуществляется в едином ресурсе ИПС «ЭТАЛОН» с применением общих правил систематизации, классификации и технологической обработки правовой информации. Созданные БД «Судебная практика», «Судебные решения», «Правоприменительная практика», локальные БД государственных органов (организаций) являются источником достоверной информации о деятельности государственных органов в Республике Беларусь, способствуют обеспечению

22 Пункт 8 Положения о деятельности по распространению (предоставлению) правовой информации в Республике Беларусь [Электронный ресурс]: Указ Президента Респ. Беларусь, 30 дек. 2010 г., № 712 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2017.

23 О мерах по совершенствованию деятельности судов

общей юрисдикции Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Указ Президента Респ. Беларусь, 10 окт. 2011 г., № 454 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2017.

всех заинтересованных информационными материалами по применению законодательства, информированию граждан о практике рассмотрения государственными органами различных категорий дел, и тем самым повышению уровня их правовой культуры.

Указом Президента Республики Беларусь от 15 июня 2015 г. № 243 «Об электронном документообороте при подготовке и принятии правовых актов» ряду субъектов поручено обеспечить совместно с НЦПИ формирование БД, содержащих принимаемые (издаваемые) государственными органами (должностными лицами), иными государственными организациями локальные правовые акты и документы, связанные с использованием и применением на практике принимаемых ими правовых актов в составе ИПС «ЭТАЛОН». Данным Указом установлены конкретные сроки выполнения данного поручения соответствующими субъектами:

государственным органам и иным организациям, подчиненным (подотчетным) Президенту Республики Беларусь, а также Комитету государственного контроля, Генеральной прокуратуре, Аппарату Совета Министров Республики Беларусь, республиканским органам государственного управления, иным государственным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, областным и Минскому городскому исполнительным комитетам - до 1 января 2017 г.;

исполнительным и распорядительным органам базового территориального уровня, местным администрациям районов в городах, государственным организациям, подчиненным республиканским органам государственного управления, а также обособленным территориальным подразделениям, входящим в структуру этих органов - до 1 января 2018 г.24.

Таким образом, можно говорить о постепенном переходе от инициативного создания и ведения подобных ресурсов, которые, как показала практика, не могут в полной мере удовлетворить все информационные потребности как государственных органов (организаций), так и граждан для выполнения различных задач в области нормотворчества, мониторинга правоприменения, повышения эффективности надзорно-контрольной и судебной деятельности, к осуществлению поступательного развития единой системы доступа к информации о правоприменительной практике государственных

24 Об электронном документообороте при подготовке и принятии правовых актов [Электронный ресурс]: Указ Президента Респ. Беларусь, 15 июня 2015 г., № 243 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2017.

органов в рамках интеграции информационных ресурсов и их взаимодействия.

Данный вопрос не остался без внимания представителей юридических и технических наук Республики Беларусь и Российской Федерации. Так, по мнению белорусского исследователя И.П. Сидор-чук, «Проблема состоит в том, что различные виды информационных ресурсов рассматриваются в отрыве друг от друга... речь должна идти о взаимодействии...» [6, с. 141]. Профессор Российской Федерации В.Г. Баев подчеркивает, что недостаточно классифицировать информационные ресурсы или установить минимальные требования к их содержанию, ресурсы обязательно должны взаимодействовать, что может быть обеспечено технологией сетей и их режимов25. А.А. Литвинов также считает, что улучшение информационного обеспечения органов власти и удовлетворение информационных потребностей личности и общества возможно при интеграции информационных ресурсов26. Представители технических наук М.М. Маханек, Р.Б. Гри-гянец, В.П. Вырво, Г.Н. Науменко отмечают: «Государственное регулирование отношений между всеми участниками в процессах. формирования информационных ресурсов должно обеспечивать интеграцию информационных ресурсов и информационное взаимодействие систем»27.

Исходя из проведенного анализа научно-правовой литературы, а также законодательства Республики Беларусь, полагаем, что именно в процессе информатизации государства и общества появляются новые правовые институты и понятия, которые нуждаются в теоретическом обосновании и законодательном закреплении.

Кроме того, приведенная аргументация свидетельствует о необходимости постановки вопроса относительно перехода к формированию и развитию единой системы доступа к информации о правоприменительной практике государственных органов в Республике Беларусь в рамках интеграции информационных ресурсов и их взаимодействия. По мере развития эта система будет включать все более широкий круг предоставляемой информации, тем самым способствуя реализации консти-

25 Баев, В. Г. Системный подход к соотношению понятий информационной деятельности и правового регулирования / В. Г. Баев, В. В. Гришина // Информ. право. 2008. № 1. С. 3-6. С. 6.

26 Литвинов, А. А. Обеспечение правовой информацией как основа формирования правового государства / А. А. Литвинов // Вестн. Томск. гос. ун-та. № 2(30). 2003. С. 47-50. С. 49.

27 Маханек, М. М. Актуальные вопросы интеграции государственных информационных ресурсов / М. М. Маханек, Р. Б. Григянец, В. П. Вырво, Г. Н. Науменко // Доклады V Между-нар. конгресса «Электронное содружество. Парк высоких технологий. Безопасные телематические приложения» (Минск, 10-11 нояб. 2005 г.). Минск : ГУ «БелИСА», 2005. С. 93-97. С. 94.

туционных прав и свобод граждан и обеспечению всех заинтересованных необходимой правовой информацией. По своему назначению и предполагаемым взаимосвязям рассматривать данную систему следует как составную часть государственной системы правовой информации Республики Беларусь. Формирование такой системы позволит вывести на новый уровень процессы нормотворчества, правоприменения, контрольно-надзорную, судебную деятельность и т. д. Очевидно, что подобные меры будут способствовать повышению уровня доступности указанной информации, осведомленности населения, прозрачности государственной правовой политики, а также оказывать существенное влияние на повышение эффективности правоприменения и законодательства в целом.

Задача по формированию единой системы доступа к информации о правоприменительной практике государственных органов в Республике Беларусь предопределяет необходимость поиска рациональных и возможных в условиях нашего государства путей ее решения. Имеющаяся в системе законодательных актов неполнота правового регулирования общественных отношений, складываю-

щихся по поводу правоприменительной информации как разновидности ненормативной правовой информации, обусловливает целесообразность постановки вопроса о разработке и принятии нормативного правового акта, направленного на комплексное регулирование отношений, связанных с ненормативной правовой информацией. Данным нормативным правовым актом предлагается урегулировать виды ненормативной правовой информации и уровни доступа к ней; вопросы учета, сбора, обеспечения доступа и иных процессов в отношении данной информации; компетенцию государственных органов (организаций) по обеспечению информационных процессов в рамках формирования системы доступа к данной информации.

Таким образом, информация о правоприменительной практике приобретает качество неотъемлемой составной части правовой информации как сферы правового регулирования и правомерно может рассматриваться как область общественных отношений, поддающаяся правовому воздействию и требующая регулирования нормами права.

Рецензент: Андрианова Дарья Владимировна, кандидат юридических наук, начальник отделения ФБУ «Научный центр правовой информации» при Минюсте России, Москва, Россия. E-mail: 9150610614@mail.ru

Литература

1. Благовещенский, Н. Ю. Создание портала мониторинга правоприменения на основе системы ведения федеральных регистров и государственных реестров Минюста России / Н. Ю. Благовещенский // Правовая информатика. 2012. № 2. С. 4-13.

2. Правоприменение: теоретические и практические проблемы / В.И. Берестень [и др.] ; под ред. В. А. Кучинского ; учреждение образования «Академия Министерства внутренних дел Республики Беларусь». Минск : Акад. МВД, 2014. 375 с.

3. Трушко, Г. В. Мониторинг на государственном уровне / Г. В. Трушко // Весшк сувяз1. 2015. № 2. С. 21-23.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Шаршун, В. А. Банк данных «Судебная практика» как источник правовой информации о деятельности судебных органов [Электронный ресурс] / В. А. Шаршун // Информационные технологии и право (Правовая информатизация - 2015) : материалы V Междунар. науч.-практ. конф. (Минск, 28 мая 2015 г.) [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2015. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

5. Вашкевич, С. В. Обеспечение свободного доступа к судебным постановлениям в практике Республики Беларусь / С. В. Ваш-кевич // Развитие информатизации и государственной системы научно-технической информации (РИНТИ-2014) : докл. XIII Междунар. конф. (Минск, 20 нояб. 2014 г.) / Объединен. ин-т проблем информатики Нац. акад. наук Беларуси. Минск : ОИПИ НАН Беларуси, 2014. С. 87-92.

6. Сидорчук, И. П. Государственные информационно-правовые ресурсы Беларуси: состояние и перспективы развития / И. П. Сидорчук // Право.Ьу. 2011. № 3. С. 139-144.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.