Научная статья на тему 'Основные бесплатные медицинские услуги и платные медицинские услуги в аспекте обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь'

Основные бесплатные медицинские услуги и платные медицинские услуги в аспекте обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
126
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРАВО НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ / ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / БЕСПЛАТНЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ УСЛУГИ / ПЛАТНЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ УСЛУГИ / NATIONAL SECURITY / RIGHT TO HEALTHCARE / HEALTHCARE / FREE MEDICAL SERVICES / PAID MEDICAL SERVICES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Андрияшко Марина Васильевна

Автор анализирует понятия «медицинская помощь», «медицинская услуга», «государственные минимальные социальные стандарты», обращается к содержанию перечней бесплатных и платных медицинских услуг, оказываемых государственными учреждениями здравоохранения. В работе уделяется особое внимание значению вопросов охраны здоровья в контексте обеспечения национальной безопасности. Автором сделан ряд выводов и сформулированы отдельные предложения, в том числе направленные на совершенствование законодательства и устранение несогласованности в тексте концептуальных нормативных правовых актов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASIC FREE MEDICAL SERVICES AND PAID MEDICAL SERVICES IN THE ASPECT OF NATIONAL SECURITY OF THE REPUBLIC OF BELARUS

The author analyzes the concepts of “medical care”, “medical service”, “state minimum social standards”, refers to the contents of the lists of free and paid medical services provided by state healthcare institutions. The work pays special attention to the importance of health issues in the context of ensuring national security. The author made a number of conclusions and formulated individual proposals, including those aimed at improving legislation and eliminating inconsistencies in the text of conceptual normative legal acts.

Текст научной работы на тему «Основные бесплатные медицинские услуги и платные медицинские услуги в аспекте обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь»

УДК 347.4(476) ББК Х404.2

DOI: 10.14529/^190406

ОСНОВНЫЕ БЕСПЛАТНЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ УСЛУГИ И ПЛАТНЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ УСЛУГИ В АСПЕКТЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

М. В. Андрияшко

Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск

Автор анализирует понятия «медицинская помощь», «медицинская услуга», «государственные минимальные социальные стандарты», обращается к содержанию перечней бесплатных и платных медицинских услуг, оказываемых государственными учреждениями здравоохранения. В работе уделяется особое внимание значению вопросов охраны здоровья в контексте обеспечения национальной безопасности. Автором сделан ряд выводов и сформулированы отдельные предложения, в том числе направленные на совершенствование законодательства и устранение несогласованности в тексте концептуальных нормативных правовых актов.

Ключевые слова: национальная безопасность, право на охрану здоровья, здравоохранение, бесплатные медицинские услуги, платные медицинские услуги.

В соответствии с данными Национального статистического комитета Республики Беларусь численность населения страны на 1 января 2019 г. составляла 9 475,2 тыс. человек, а на 1 июля 2019 г. - 9 456,2 тыс. человек.

Согласно данным Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Беларусь численность инвалидов трех групп с учетом детей-инвалидов до 18 лет, получающих пенсию в органах по труду, занятости и социальной защите, по состоянию на 1 августа 2019 г. составила 570 912 человек (например, по состоянию на 1 августа 2013 г. этот показатель составлял 528 568 человек). В настоящее время доля указанной группы граждан от общей численности населения составляет 6,03 % (в 2013 году этот показатель составлял 5,6 %). Из указанного следует прямой вывод о сложившейся тенденции к инвалиди-зации населения, а также ряд косвенных выводов, например, о возрастающем запросе на медицинскую помощь и реабилитационное сопровождение; совершенствовании медицинской инфраструктуры; внедрении и популяризации здоровьесберегающих технологий. Интересно, что согласно абз. 5 ч. 1 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 18 июня 1993 г. № 2435-ХИ «О здравоохранении» (далее -Закон о здравоохранении) термин «здоровье» определен как «состояние полного физического, духовного и социального благополучия человека, а не только отсутствие заболеваний».

На фоне приведенных показателей и в рамках темы исследования интерес представляют официальные статистические данные о показателях смертности и ее причинах среди граждан Республики Беларусь. Согласно данным Национального статистического комитета Республики Беларусь высокие показатели смертности сопровождаются высокими показателями смертности в трудоспособном возрасте. Например, 2016 году численность умерших составляла 119 379 человек, из них в трудоспособном возрасте - 21 439 человек; в

2017 году - 119 311 человек, из них в трудоспособном возрасте - 21 201 человек; в

2018 году соответственно 120 053 человека и 22 253 человека [3, с. 323].

Наибольшими показателями характеризуются следующие причины смертности (данные за 2018 год, продолжает наблюдаться тенденция последних пяти лет, нами включены лишь причины с числовыми показателями, превышающими 5 тыс. человек):

1) болезни системы кровообращения -68 095 человек (56 % от численности умерших);

2) новообразования (в том числе злокачественные) - 18 845 человек (15,69 % от численности умерших);

3) симптомы, признаки и отклонения от нормы, выявленные при клинических и лабораторных исследованиях после наступления смерти - 8 677 человек (7,22 % от численности умерших); это единственная причина, по

которой показатели снизились: например, в 2012 году численность умерших по этой причине составляла 17 920 человек или 14 % от численности умерших в 2012 году) [1, с. 302];

4) внешние причины (несчастные случаи, вызванные воздействием дыма, огня и пламени; несчастные случаи, связанные с транспортными средствами; случайные падения; случайные отравления алкоголем; случайные утопления; самоубийства; убийства) -8 012 человек (6,67 % от численности умерших);

5) болезни нервной системы и органов чувств - 6 670 человек (5,55 % от численности умерших).

Демографическая ситуация и собственно показатели по причинам смертности населения Республики Беларусь подтверждают востребованность Государственной программы «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь» на 20162020 гг., содержание которой преимущественно направлено на создание условий для улучшения здоровья граждан, формирования самосохранительного образа жизни, сокращения уровня смертности, повышения качества жизни.

Концептуальные ориентиры социальной и демографической сфер на долгосрочную перспективу предусмотрены положениями Концепции национальной безопасности, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 9 ноября 2010 г. № 575 «Об утверждении Концепции национальной безопасности Республики Беларусь» (далее - Концепция национальной безопасности).

Социальная безопасность определена в абз. 9 п. 4 Концепции национальной безопасности как состояние защищенности жизни, здоровья и благосостояния граждан, духовно-нравственных ценностей общества от внутренних и внешних угроз.

Демографическая безопасность определена в абз. 10 п. 4 Концепции национальной безопасности как состояние защищенности общества и государства от демографических явлений и тенденций, социально-экономические последствия которых оказывают негативное воздействие на устойчивое развитие Республики Беларусь.

Обращение по существу к перечням национальных интересов в обеих сферах (социальной и демографической) обнаруживает

несогласованность их содержания. Например, с учетом определения социальной безопасности ожидаемым национальным интересом в этой сфере является охрана здоровья. Однако в содержании п. 12 Концепции национальной безопасности, в котором закрытым перечнем закреплены основные национальные интересы в социальной сфере, такое указание отсутствует. Вместе с тем п. 13 Концепции национальной безопасности, закрепляющий основные национальные интересы в демографической сфере, среди прочих к таковым относит «повышение общего уровня здоровья населения, охрана здоровья матери и ребенка». Учитывая указанное, мы полагаем, что следует пересмотреть определения понятий «социальная безопасность» и «демографическая безопасность» посредством уточнения показателей этих явлений. Также следует уточнить основные национальные интересы в обеих сферах (социальной и демографической), которые будут согласованы с определениями понятий «социальная безопасность» и «демографическая безопасность».

В целом отметим возрастающий интерес представителей научного сообщества к проблематике национальной безопасности в аспекте охраны здоровья [2, с. 27; 4, с. 25]. С учетом указанного, особый интерес представляет исследование порядка бесплатного и возмездного оказания медицинской помощи в целях обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь.

Согласно ч. 1 ст. 45 Конституции Республики Беларусь гражданам гарантируется право на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения. Государство создает условия доступного медицинского обслуживания.

В соответствии с абз. 1-3 ст. 3 Закона о здравоохранении к числу основных принципов государственной политики Республики Беларусь в области здравоохранения отнесены создание условий для сохранения, укрепления и восстановления здоровья населения, а также обеспечение доступности медицинского обслуживания, в том числе лекарственного обеспечения.

Обеспечение права граждан Республики Беларусь на доступное медицинское обслуживание осуществляется посредством предоставления бесплатной медицинской помощи на основании государственных минимальных

Андрияшко М. В.

Основные бесплатные медицинские услуги и платные медицинские услуги в аспекте....

социальных стандартов в области здравоохранения в государственных учреждениях здравоохранения.

В соответствии с абз. 2 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 11 ноября 1999 г. № 322-З «О государственных минимальных социальных стандартах» (далее - Закон о государственных минимальных социальных стандартах) понятие «государственный минимальный социальный стандарт» определено как минимальный уровень государственных гарантий социальной защиты, обеспечивающий удовлетворение основных потребностей человека, выражаемый в нормах и нормативах предоставления денежных выплат, бесплатных и общедоступных социальных услуг, социальных пособий и выплат.

При этом согласно абз. 4 ст. 1 Закона о государственных минимальных социальных стандартах под бесплатными и общедоступными социальными услугами понимаются услуги, предоставление которых гарантируется государством за счет финансирования из республиканского и местных бюджетов, а также государственных внебюджетных фондов и которые доступны для всех по возможности приобретения и пользования.

В силу ст. 9 Закона о государственных минимальных социальных стандартах государственными минимальными социальными стандартами в области здравоохранения являются:

1) нормативы бюджетного финансирования расходов на здравоохранение на одного жителя;

2) услуги по оказанию первичной, специализированной, высокотехнологичной и паллиативной медицинской помощи, медико-социальной помощи;

3) нормы и нормативы материально-технического, лекарственного, кадрового обеспечения в государственных учреждениях здравоохранения;

4) нормы питания, обеспечения специальной одеждой и обувью, мягким инвентарем в государственных учреждениях здравоохранения;

5) нормы и нормативы льготного, в том числе бесплатного, обеспечения за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов лекарственными средствами, медицинскими изделиями, биомедицинскими клеточными продуктами и (или) зубопротезиро-ванием.

Таким образом, гарантируя реализацию права на охрану здоровья через бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения, государство не исключает возможность реализации этого права на условиях возмездности. В частности, согласно ч. 1 ст. 15 Закона о здравоохранении медицинские услуги сверх установленного государством гарантированного объема бесплатной медицинской помощи являются дополнительными и оказываются государственными учреждениями здравоохранения на платной основе.

Под гарантированным объемом бесплатной медицинской помощи следует понимать строго регламентированный перечень основных видов медицинских услуг, осуществляемых государственными организациями здравоохранения безвозмездно. Согласно абз. 13 ст. 1 Закона о здравоохранении термин «медицинская услуга» дефинирован как медицинское вмешательство либо комплекс медицинских вмешательств, а также иные действия, выполняемые при оказании медицинской помощи. Термин «медицинская помощь» в абз. 10 ст. 1 указанного Закона понимается как комплекс медицинских услуг, направленных на сохранение, укрепление и восстановление здоровья пациента, включающий медицинскую профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию и протезирование, осуществляемый медицинскими работниками. Становится очевидным, что не в каждом случае потребность гражданина в оказании медицинской помощи будет удовлетворена на безвозмездных условиях.

Согласно Перечню основных бесплатных медицинских услуг по оказанию первичной, специализированной, высокотехнологичной и паллиативной медицинской помощи, медико-социальной помощи гражданам Республики Беларусь государственными учреждениями здравоохранения, утвержденному Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 марта 2016 г. № 259 «О некоторых вопросах государственных минимальных социальных стандартов в области здравоохранения» (далее - Постановление № 259), государственные организации здравоохранения бесплатно оказывают:

1) медицинские услуги по оказанию видов медицинской помощи, за исключением платных медицинских услуг: первичная медицинская помощь; специализированная медицинская помощь; высокотехнологичная ме-

дицинская помощь; медико-социальная помощь в стационарных условиях; паллиативная медицинская помощь;

2) медицинские услуги при всех видах медицинской помощи в случаях внезапного возникновения у пациента заболеваний, состояний и обострения хронических заболеваний, оказываемые в форме скорой медицинской помощи (экстренная медицинская помощь; неотложная медицинская помощь);

3) медицинские услуги (23 наименования) при всех видах медицинской помощи, оказываемые в форме плановой медицинской помощи (санитарно-противоэпидемические; профилактические; диагностические; патоло-гоанатомические; реабилитационные).

Интерес представляет то, что законодатель, раскрывая содержание основных бесплатных медицинских услуг, одновременно оперирует понятиями «медицинские услуги» и «медицинская помощь».

Закрепление видов предоставляемой бесплатно медицинской помощи в виде закрытого перечня позволяет сделать вывод о том, что удовлетворению подлежит не каждая потребность гражданина в сфере охраны здоровья.

Граждане могут нуждаться в предоставлении других видов медицинских услуг, оказание которых на безвозмездных условиях не предусматривается законодательством. Кроме того, по общему правилу в соответствии с ч. 2 ст. 4 Закона о государственных минимальных социальных стандартах эти стандарты пересматриваются не реже одного раза в пять лет, поэтому не исключается возможность ротации бесплатно предоставляемых услуг, их включения в перечень платных услуг и обратных действий в среднесрочной перспективе.

На основании п. 2 Положения о порядке оказания платных медицинских услуг гражданам Республики Беларусь государственными учреждениями здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10 февраля 2009 г. № 182 «Об оказании платных медицинских услуг государственными учреждениями здравоохранения» (далее - Постановление № 182), платные медицинские услуги (38 профилей с выделенными в них видами услуг) являются дополнительными к гарантированному государством объему бесплатной медицинской помощи и оказываются гражданам Республики Беларусь государственными учреждениями

здравоохранения на основании письменных договоров возмездного оказания медицинских услуг, за исключением платных медицинских услуг, оказываемых анонимно.

Обращение к перечню платных медицинских услуг позволило сделать вывод о том, что в отличие от основных видов услуг по оказанию медицинской помощи, осуществляемых бесплатно, указание на платное предоставление медицинской помощи встречается фрагментарно (не более 12). Преимущественно применяется термин «услуга» (более 60 раз).

Вместе с тем отдельные услуги, предоставляемые возмездно на основании Постановления № 182, являются социально значимыми (например, отдельные услуги по акушерству и гинекологии, лечебная физкультура и др. Однако оказываться такие услуги будут на условиях возмездности, за исключением соответствующих услуг, выполняемых по медицинским показаниям.

Представляется перспективной разработка модели дополнительного финансирования системы здравоохранения путем организации при Министерстве здравоохранения Республики Беларусь Фонда медицинского обеспечения в целях предоставления занятым в экономике гражданам, постоянно проживающим на территории Республики Беларусь, возможности участвовать в формировании собственных целевых ресурсов за счет добровольных отчислений из заработной платы на медицинское обеспечение (медицинское обследование, оздоровление, лечение).

Таким образом, в ходе исследования сделаны следующие выводы.

1. Целесообразны актуализация содержания терминов «социальная безопасность» и «демографическая безопасность», предусмотренных Концепцией национальной безопасности Республики Беларусь, посредством уточнения показателей этих явлений; уточнение основных национальных интересов в социальной и демографической сферах посредством их согласования с содержанием терминов «социальная безопасность» и «демографическая безопасность».

2. Содержание термина «медицинская помощь» раскрывается в законодательстве посредством термина «медицинская услуга». При этом применительно к бесплатно предоставляемому медицинскому вмешательству

Андрияшко М. В.

Основные бесплатные медицинские услуги и платные медицинские услуги в аспекте..

преимущественно применяется термин «медицинская помощь», а к предоставляемому на условиях оплаты - «медицинская услуга».

3. С учетом тенденции к инвалидизации населения, возрастающего запроса на медицинскую помощь следует исключить из соответствующего перечня ряд оказываемых на условиях возмездности медицинских услуг, являющихся социально значимыми (например, лечебная физкультура).

4. Расширению возможностей доступа к медицинским услугам, в том числе на условиях оплаты, будет способствовать создание Фонда медицинского обеспечения.

Литература

1. Зиновский, В. И. Демографический ежегодник Республики Беларусь. Статистиче-

ский сборник / В. И. Зиновский. - Минск, 2013. - 420 с.

2. Куковский, А. А. Национальная безопасность и охрана здоровья. Сравнительно-правовой анализ / А. А. Куковский, А. В. Петров // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Право». - 2016. -Т. 16. - № 3. - С. 27-32.

3. Медведева, И. В. Демографический ежегодник Республики Беларусь. Статистический сборник / И. В. Медведева. - Минск, 2019. - 429 с.

4. Шабуров, А. С. Правовая безопасность в системе национальной безопасности / А. С. Шабуров // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Право». - 2015. - Т. 15. - № 3. - С. 24-30.

Андрияшко Марина Васильевна - кандидат юридических наук, PhD, доцент, старший научный сотрудник кафедры гражданского права и гражданского судопроизводства, ЮжноУральский государственный университет, г. Челябинск. E-mail: andryiashkomv@mail.ru.

Статья поступила в редакцию 10 октября 2019 г.

DOI: 10.14529/law190406

BASIC FREE MEDICAL SERVICES AND PAID MEDICAL SERVICES IN THE ASPECT OF NATIONAL SECURITY OF THE REPUBLIC OF BELARUS

M. V. Andryiashka

South Ural State University, Сhelyabinsk, Russian Federation

The author analyzes the concepts of "medical care", "medical service", "state minimum social standards", refers to the contents of the lists of free and paid medical services provided by state healthcare institutions. The work pays special attention to the importance of health issues in the context of ensuring national security. The author made a number of conclusions and formulated individual proposals, including those aimed at improving legislation and eliminating inco nsistencies in the text of conceptual normative legal acts.

Keywords: national security, right to healthcare, healthcare, free medical services, paid medical services.

References

1. Zinovskiy V. I. Demograficheskiy ezhegodnik Respubliki Belarus'. Statisticheskiy sbornik [De-mog raphic Yearbook of the Republic of Belarus. Statistical compendium]. Minsk, 2013, 420 p.

2. Kukovskiy A. A., Petrov A. V. [National security and health. Comparative legal analysis]. Vestnik YUzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya "Pravo" [Bulletin of South Ural State University. Series "Law"], 2016, Vol. 16, no. 3, Vyp. 12, pp. 27-32. (in Russ.)

3. Medvedeva I. V. Demograficheskiy ezhegodnik Respubliki Belarus'. Statisticheskiy sbornik [Demographic Yearbook of the Republic of Belarus. Statistical compendium]. Minsk, 2019, 429 p.

4. SHaburov A. S. [Legal security in the national security system]. Vestnik YUzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya "Pravo" [Bulletin of South Ural State University. Series "Law"], 2015, Vol. 15, no. 3, pp. 24-30. (in Russ.)

Maryna Vasilievna Andryiashka - Candidate of Sciences (Law), PhD, Associate Professor, Senior Researcher, Department of Civil Law and Civil Justice, South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation. E-mail: andryiashkomv@mail.ru.

Received 10 October 2019.

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

Андрияшко, М. В. Основные бесплатные медицинские услуги и платные медицинские услуги в аспекте обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь / М. В. Андрияшко // Вестник ЮУрГУ. Серия «Право». - 2019. - Т. 19, № 4. - С. 3136. БО!: 10.14529Ла%4 90406.

FOR CITATION

Andryiashka M. V. Basic free medical services and paid medical services in the aspect of national security of the Republic of Belarus. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Law, 2019, vol. 19, no. 4, pp. 31-36. (in Russ.) DOI: 10.14529/law190406.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.