Налоговая политика
безналичные расчеты в контексте возврата налога с продаж
(эффект для социально-страховой и социальной защиты населения)
Ю.А. ПРЯЖНИКОВА, ведущий эксперт Центрального банка РФ
А.А. ГУДКОВ кандидат экономических наук, доцент Российского государственного социального университета
Идея замены налога на добавленную стоимость (НДС) налогом с продаж (НсП) недавно начали затрагивать во многих СМИ. Начавшаяся дискуссия не носит чисто журналистский характер: в последнее время данная проблема также активно обсуждается в коридорах власти. Например, первым с предложением о повторном введении НсП выступил начальник экспертного управления Президента России А. Дворкович.
«Подмена» одного налога другим, почти таким же, не устранит всех имеющихся проблем, а напротив — способна увеличить остроту их проявления. Лучше, если введение НсП сочетать с решением о создании технологически передовой, унифицированной системы электронных платежей и расчетов. Эффективность комплексного подхода будет существенно выше. Однако столь радикальная инновация невозможна без всесторонней поддержки прежде всего со стороны Минфина России, Центрального банка РФ и крупнейших структур частного финансового бизнеса.
Системное устройство механизма оборота рублей в унифицированной системе электронных платежей и расчетов заслуживает высказывания ряда соображений. Эти вопросы достойны быть центром научно-экспертной полемики, в том числе и в социальном аспекте, поскольку введение вместо НДС НсП заметно повлияет на процессы воспроизводства человеческого капитала и экономический рост страны на перспективу.
Проблема—стержень в управлении НДС в условиях России в том, что он нормально администриру-ется только лишь в рамках высококультурных стран с высокоразвитой, устоявшейся экономикой, чего
нельзя сказать о России: рост по-прежнему не отличается высокой устойчивостью. Сам по себе НДС сдерживает хозяйственную реструктуризацию, не нацеливает на увеличение в ВВП доли предприятий с высоким добавлением новой стоимости (большой массой человеческого капитала) и переносом на продукт затрат овеществленного труда — стоимости основного и оборотного капитала.
Премьер-министр РФ М. Фрадков подтвердил: налоговое администрирование в настоящее время осуществляется не лучшим образом, в 2005 г. такие налоги, как НДС и налог на доходы физических лиц собирались лишь на 65 — 70 По другим данным, в России 40 % сумм возмещаемого НДС возвращается экспортерам по ложным основаниям. И это общая проблема. В ЕС ущерб от неправомерного возращения этого налога составил в 2004 г. 60 млрд евро2. Однако относительно это в десятки раз меньше, чем у нас.
Большие проблемы с недобором доходов по НДС связаны с недоучетом производственных мощностей хозяйствующих субъектов России. Так, в 2003 г. в России в отраслях промышленного материального производства и отраслях ТЭК работало 35 % всех занятых, производя около 2/3 ВВП. Сотрудники Федеральной службы государственной статистики полагают, будто остальные 65 % работников, занятых в основном в мелком и среднем бизнесе, прежде всего на предприятиях непроизводственной сферы, создают 1/4 часть ВВП. Вроде бы следует констатировать огромные различия в показателях
1 РБК. 09.02.2005. Москва 13:37:00.
2 Данные референта экспертного управления Президента РФ С. Воскресенского.
производительности труда при сравнении двух названных секторов. Однако пяти-шестикратный разрыв между показателями кажется маловероятным. Если же принять гипотезу о сопоставимости уровней данных показателей, то можно предположить, что государственная статистика и налоговые органы фокусируют внимание на пространстве, составляющем только около половины народного хозяйства (вместо 70 — 80 %, как сообщает Федеральная служба государственной статистики).
Возможно, до половины оборота стоимости реально продаваемых товаров и услуг официально не фиксируется. Подобные проблемы, кстати, есть и за рубежом: так, в Бразилии не фиксируется 2/3 всей экономической деятельности.
Откуда же берутся ресурсы для неучитываемой официально деятельности?
В частности, по оценкам Минэкономразвития, в 2005 г. незаконно в страну завезли 85 % электробытовой техники, 90 % мобильных телефонов, 60 % одежды, 50 % мебели и т. д. При сравнении экспортных данных западноевропейских таможен с цифрами по импорту ФТС России первые превышают вторые на 33 млрд долл. США в год3. Контрабандная товарная масса нуждается в широкой товаропроводящей сети, которая в настоящий момент работает «по-серому». «Сэкономленные» на налогах средства превращаются в пресловутый «черный нал», состоящий преимущественно из наличной валюты.
Между тем львиная доля государственной фискальной нагрузки сосредоточилась на известных и крупных промышленных компаниях, против которых «борется» специальное подразделение налоговой инспекции4. Фискальная нагрузка, в особенности на нефтяную и газовую промышленность, близка к контрпродуктивным величинам. Кроме того, 40 % доходов федерального бюджета России формируется за счет топливной промышленности (на добывающих и перерабатывающих предприятиях). В результате — низкие, 2 — 3%-ные темпы роста добычи нефти и газа (данные за 2005 г. и на начало 2006 г.). И это на фоне средних темпов роста ВВП РФ на 6,9 % в течение последних трех
3 Газета «Бизнес». 2006. № 06. 6 июня.
4 Наиболее активными субъектами социально-экономичес-
ких процессов в нынешней России являются менее 250 крупных промышленных корпораций, выпускающих в совокупности продукции почти на 1/5 часть ВВП, ответственных за 35 — 65 %-ю долю выпуска в своих отраслях, а также дающих работу от нескольких тысяч до сотен тысяч сотрудников. Причем, поскольку большая их часть ориентирована на экспорт, ими извлекаются значительные прибыли рентного характера.
лет. Хотя в ТЭК циркулируют огромные объемы денежных потоков, платежи по НДС от многих компаний минимальны. По оценкам депутата Государственной Думы РФ М. Задорнова, в нефтедобывающей отрасли вес налоговых платежей по НДС составляет всего 16 %, поскольку при экспорте продукции налог полностью возмещается.
Министр финансов РФ А. Кудрин констатировал, что «зависимость роста российского ВВП от цен на нефть снизилась с 2000 года в пять раз. Шесть лет назад ВВП при изменении стоимости нефти на 1 долл. менялся на 0,2 процентного пункта, сейчас всего — на 0,04 процентного пункта»5, то есть нефть, как, впрочем, и газ потеряли роль «локомотивов роста» экономики страны.
Сегодня многие крупные компании, в том числе нефтяные, раскрыли информацию о своих реальных доходах, а также о размерах собственных средств — вошли в правовое поле. Так что, начавшиеся еще в 2001 г. законодательные манипуляции с налоговыми ставками, в том числе НДС, как инструменты «отбеливания» нашей экономики теряют действенность. Аргумент в пользу сказанного — непрекращающиеся разногласия в позициях Правительства РФ и работодателей (например, РСПП) по проценту сокращения ставки НДС и отсутствие согласованного мнения о сроках ее снижения.
Вместе с тем снижение ставки ЕСН (единого социального налога) до 26 %, по предварительным данным на начало 2006 г., уже привело к росту уровней бюджетной дефицитности во всех социально-страховых фондах. Новый документ по отнесению видов экономической деятельности к классам профессионального риска, принятый Правительством РФ в 2005 г., грозит нехваткой средств на социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также в целом в системе Фонда социального страхования России, бывшей до того профицитной.
Даже при накоплении 100 — 200 млрд долл. в Стабилизационном фонде РФ кризисное осложнение социальной обстановки в стране лишь оттянется, а не будет исключено. Упреждающий поиск новых источников бюджетных и внебюджетных средств прежде всего, для финансирования социальной сферы, расширения воспроизводства человеческого капитала России является важным делом. На наш взгляд, пришло время задуматься о некотором смещении реперных точек в процессах образования государственных доходов. Кроме того,
5 http://www. svobodanews. т/АгИс1е/2006/06/14/2006061413 3917363.html.
дополнительным устоем фискальной системы могли бы стать и отрасли мелкооптовой и розничной торговли, обслуживания, общественного питания, индивидуального строительства, ремонта и т. д.
«Хотя со стороны Россия кажется страной с экономикой, основанной на производстве, в действительности она — страна с экономикой, основывающейся на потреблении». Это заключение Дж. Коннор-мл. из фонда «Third Millennium Russia», опубликованное на страницах «Чикаго трибьюн» 6. Действительно, объем розничных продаж в России составил в 2005 г. примерно 250 млрд долл. В 2006 г., по данным инвестиционного банка «Renaissance Capital», их рост составит 17 процентов7. За первые 5 месяцев 2006 г. рентабельность сектора розничных продаж выросла на 93 %. Эксперты прогнозируют, что бурный рост данного сектора продлится еще 4 — 5 лет. Уже сейчас оборот сектора сопоставим с деятельностью нефтяной промышленности (для справки: все доходы РФ от экспорта сырой нефти в 2004 г. — 55 млрд. долл. США). Тот же источник: до 2010 г. потребительские расходы увеличатся до величины 555 млрд долл. США в год. Таким образом, Россия уже вправе называться самым динамично развивающимся рынком розничной торговли европейского континента. Все это свидетельства перехода к постиндустриальному обществу в России. Уже ряд лет вне сферы промышленного производства образуется более 52 % ВВП РФ.
Развитие «непроизводственных» секторов, как и смежных отраслей обслуживания и промышленности, нечестная конкуренция со стороны налоговых «уклонистов» подрывают экономику сильнее всего. Адекватная мера борьбы с «теневой» экономикой — это политика форсированного перехода от осуществления платежей и расчетов с применением бумажных денежных знаков ко все возрастающей электронизации оборота рублевых и валютных средств. При этом необходима организация новых форм государственно-частного партнерства прежде всего в секторе финансовых расчетов. Следует стремиться к диалогу между Минфином и ЦБ РФ, с одной стороны, и частными банками — с другой, по поставленным вопросам. В рамках диалога следует сосредоточиться на рассмотрении модели устройства расчетно-платежного сектора, которую рекомендуется выбрать по критериям соответствия интересам различных категорий населения.
Этот круг вопросов соответствует, с одной стороны, интересам государства в смысле увеличения
6 http://www. inosmi. ru/translation/227923.html.
7 http://www. inosmi. ru/translation/227858.html.
прозрачности финансовых потоков и как следствие — равного налогообложения рыночных агентов. Кроме того, с другой стороны, отвечает интересам социально уязвимых слоев населения в силу того, что у государства станет больше бюджетных средств на совершенствование социального страхования и социальной защиты. Мелким, средним и крупным собственникам такие меры также покажутся приемлемыми, если они сочтут их стабилизирующими бизнес и утверждающими правила рыночной «игры», хотя придется «отбеливать» свои доходы. Мелкому и индивидуальному бизнесу это тоже будет выгодно — активизируется процесс санации рынка от нелегальных торговцев, в том числе торговцев фальсификатами, что превратит здоровую конкуренцию в обычную практику.
Более всего, предлагаемая политика будет соответствовать цели развития ведущих финансовых институтов страны, принося дополнительные выгоды в силу пополнения наборов их операций (услуг) и, следовательно, значительного увеличения круга клиентов. Она обеспечит технологическое обновление банковской деятельности, повышение конкурентоспособности национальных финансовых агентов, будет основанием для образования саморегулируемых банковских групп в области электронных расчетов.
Эксклюзивной особенностью выбираемой модели должна бы стать встроенная в нее установка на постоянное информационное взаимодействие унифицированной системы электронных платежей с государственным регулятором денежного обращения и фискальными институтами. Инвариантная черта модели — сеть передовых в плане /Т-технологий центров, создаваемых для обслуживания расчетов по унифицированной карте электронных платежей (УКЭП). Создание унифицированной сети электронных расчетов откроет принципиально большие возможности установления информационных и аналитических связей с банками данных и специалистами государственных учреждений. Станет возможным определять быстрее добросовестность налогоплательщика — юридического лица и легальность его продаж, прослеживая цепочки движения денежных средств со счетов потребителей на банковские счета продавцов по информационным базам эмитентов УКЭП. До сих пор осуществляется это с трудом и довольно медленно.
Таким образом, федеральным властям и общественности предлагается оценить преимущества курса на технико-экономический, даже техноло-
гический, а не исключительно полицейский подход в борьбе с «теневой» экономикой. Ключевой момент нового подхода — противопоставление материальных интересов покупателей-потребителей незаконным намерениям провайдеров товаров и услуг — налоговым «уклонистам». Системное достоинство карт УКЭП как раз в том, что согласно предлагаемому к разработке законодательству вхождение потребителя в новую платежную систему должно означать автоматическое подтверждение его согласия на прозрачность информации об его отношениях с рыночными контрагентами. При условии наличия значительной клиентуры, платящей по картам УКЭП, составляя ежеквартальный отчет, контрагенты отобразят в них средства, полученные от электронных платежей, и соответственно причитающиеся суммы налогов. Рассчитать же оставшуюся часть их задолженности для налоговиков не будет проблематичным.
Необходимо в условиях введения НсП сделать строго обязательным для всех продавцов и провайдеров ведение расчетов с клиентами по УКЭП и другим пластиковым картам за любые предоставляемые товары и услуги, если клиент выражает на то свое желание. В связи с этим, одной из главных забот государства станет разработка легальных механизмов мотивации всех продавцов и провайдеров к безоговорочному приему УКЭП. При условии, что данный механизм расчетов будет внедрен повсеместно8 , нелегальные продажи как товаров, так и услуг будут все сильнее ограничиваться. Но чтобы добиться нужного прогресса, необходимо наладить постановку и обслуживание на точках розничных продаж терминалов для приема платежей по УКЭП, что позволит совершать платежи не в наличной форме, а в безналичной9.
Нам могут резонно возразить, что развитие новых технологий в сфере денежного обращения —
8 У «серого» бизнеса наибольший вес в крупных городах и регионах: в г. Москве, Московской области, г. Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге, Краснодаре и т. п. Там осуществляется до 2/3 оборота товаров и услуг.
9 Часть отечественных предпринимателей, практикуя «серую» схему товарно-денежного оборота, копирует фабулу сказки
«Золушка». По окончании рабочего дня — «в полночь» — вся финансовая документация фирмы по реальному товарно-денежному обороту переделывается. В сдаваемой налоговикам отчетности проставляются минимально приемлемые объемы валовой выручки. Расчеты ведутся по легальному, а не реальному числу занятых, да и тем якобы выплачена заработная плата на уровне регионального МРОТ, чтобы в официальном квартальном балансе НДС, налоги на труд, прибыль и имущество были «оптимизированы». Поэтому целесообразно предусмотреть на законодательном уровне предоставление отчетности в том числе и по электронному обороту.
безналичных платежей посредством электронных расчетов — идет и так. Ответим: оно пока производится не императивным путем, а лишь в силу частных инициатив отдельных банков и «вне противления» государства. Из-за этого усилия на рынке пластиковых карт стихийны, разрознены, локальны, не соответствуют современным вызовам глобализационных процессов и социально-экономическим угрозам. Большинство российских карт является платежными инструментами, дублирующими западные платежные системы со всеми достоинствами и недостатками, им присущими. Действующие на территории страны платежные системы обмениваются информацией со своими головными офисами в США, а не с российскими финансовыми органами.
Главные экономические преимущества форсирования российским государством политики развития и унификации в сфере электронных рублевых платежей и расчетов нам видятся в следующем:
во-первых, активизация борьбы с теневой экономикой и рост налоговых поступлений от ненефтяного сектора;
во-вторых, создание лучших условий работы для добросовестных рыночных субъектов и увеличение объемов легальных расчетов через банки;
в-третьих, снижение чистых и дополнительных издержек обращения на эмиссию бумажных дензнаков и монет, их охрану, хранение, проверку и транспорт;
в-четвертых, предлагаемая система per se — высокоэффективный банковский продукт, который способен помочь росту рентабельности ведущих кредитных организаций России, что чрезвычайно важно накануне вступления в ВТО;
в-пятых, потребители данного банковского продукта могли бы приобрести дополнительные выгоды при покупке товаров и услуг, что активизирует рынки;
в-шестых, возможность анализировать агрегаты конечного потребления россиян в режиме реального времени будет способствовать улучшению управления экономикой компаний, территорий и страны в целом.
Конечно, потребуется радикально переработать часть нормативных правовых актов. Создание нового законодательства должно коснуться таких сфер, как банковская и антимонопольная, а также сферы расчетов и платежей, налогообложения, правил торговли, бухгалтерского учета и т. д. В 1990-х гг. продавцов заставили повсеместно использовать кассовые аппараты; в XXI в. логика
постиндустриального развития толкает нас ко второму этапу упорядочивания рыночных отношений: законодательному и экономическому стимулированию развития безналичных расчетов в электронной форме.
Пластиковые карты УКЭП целесообразно использовать и при осуществлении расчетов в сфере ЖКХ, уплате налогов, оплате проезда и звонков по телефону, получении пенсий и заработной платы, социально-страховых выплат, социальных субсидий и льгот, личной идентификации, ведении кредитной истории, участии в электронном банкинге. Кстати, очень удачным примером электронной унификации пластиковых карт на региональном уровне могут служить эмиссия и хождение «Социальной карты москвича» в столице.
Одно из специфических отличий данной карты— технологическое: ею может быть только пластиковая карта с микропроцессором, т. е. чиповая карта. Объясняется это рядом причин. Упомянем среди них следующие.
Высокая степень защиты от подделки и, соответственно, от совершения мошеннических операций — за счет наличия встроенного чипа. При использовании подобных технологий повышается общая криптостойкость системы «карточка — терминал»10.
Многофункциональность чиповой УКЭП позволяет банку-эмитенту снизить телекоммуникационные расходы за счет возможности работы с картой в режиме офф-лайн, а также более эффективно реализовывать в качестве приложений дополнительные услуги для держателя карты.
Чиповая карта обладает рядом достоинств, позволяя объединить одновременно функции нескольких карт: дисконтной, бонусной, страхового полиса, идентификационных документов, в том числе подтверждающих права на социальные льготы и пособия.
Открывается возможность хранить на микропроцессоре множество различных «приложений», объем которых ограничен лишь мощностью микропроцессора, в том числе возможность использовать карту в качестве «электронного мультивалютного кошелька» и WEB-money (денег для расчетов через Интернет). Важно указать в связи с этим на отрицательный опыт США в налогообложении Интернет-торговли. Кстати, последняя начала бурно разви-
10 В целях более серьезной защиты средств участников в дополнение к чиповой карте необходимо предусмотреть оборудование (банкомат, считывающее устройство), которое позволяло бы использовать технологии электронной подписи.
ваться и в нашей стране. Унифицированная чиповая карта, автоматически сообщающая о том, где, кто, у кого, за сколько и что приобрел — это единственно действенное средство для борьбы с «серым» товарно-денежным оборотом, все более наполняющим российский домен всемирной паутины.
Объективно тормозит внедрение в повсеместное обращение универсального платежного средства типа карты УКЭП с микропроцессором ее высокая себестоимость. Цена изготовления и обслуживания чиповой карты в несколько раз выше, чем магнитной даже при равных характеристиках. Поэтому доля чиповых карт в России не превышает 5 %11 от общего числа эмитированных. Чтобы приступить к массовому выпуску чиповых карт, придется модернизировать дорогостоящее программное обеспечение и закупить много новой техники, не всегда производимой в России. На эти цели потребуются многомиллиардные затраты, которые трудно окупить в ходе «вольного» перехода на чиповые карты от карт с магнитной полосой. Простая эволюция займет довольно длительный период времени, которое вряд ли стоит терять в свете циклического характера развития рыночной экономики в стране и мире (например, в свете угрозы очередного падения мировых цен на энергию, сырье и металлы).
На наш взгляд, самое разумное решение — разработка и затем поэтапное осуществление государственно-частной программы льготного кредитования участников проекта выпуска УКЭП. Ее суть должна заключаться в том, чтобы государство взяло на себя значительную часть рисков в деле создания институциональной и технической инфраструктуры для развития системы безналичных расчетов с применением унифицированных чиповых карт. В стране есть для этого ресурсы, например, в виде золотовалютных резервов Центрального банка, Стабилизационного и инвестиционного фондов и т. д. Как бы то ни было, кредиты должны предоставляться на долгосрочной и льготной основе всем участникам проекта УКЭП с последующей проверкой использования.
Особой стимулирующей мерой привлечения клиентов, а также способом уравнивания конкурентоспособности УКЭП с платежными инструментами зарубежных систем могло бы быть начисление процентов не только на остатки на счетах, но и предоставление бонусов в зависимости от объема (суммы) платежей с карты. Подобный режим ведения счетов возможно финансировать. Надо сразу
11 Банковское обозрение. № 3. 2006. Март.
же предусматривать в величине ставки НсП некую долю, образующую фонд средств по возмещению расходов на льготы при осуществлении капитальных затрат на инфраструктуру проекта УКЭП и заодно стимулирующую процессы расширения клиентской базы.
Благодаря электронному учету расходов конечных потребителей доходы бюджетов по НсП могут быть сформированы в достаточном объеме, чтобы выправлять накопившиеся перекосы, недостатки и просчеты в социальной, научной и культурной политике. Так, Г. Греф признавал: в 2001 г. от 19 млн работников поступления в ПФР не приходили. Также практически ничего в социальные внебюджетные фонды не приносит труд порядка 10 — 15 млн нелегальных мигрантов, ежегодно работающих в России. Если труд и доходы всех этих «скрытых» 30 млн работников12 в результате проверок согласно данным с УКЭП будут легализованы, то работодатели окажутся вынуждены платить за них в полной
12 Фонд социального страхования РФ при разработке своих бюджетов оценивает общее число застрахованных — работающих легально российских граждан и зарегистрированных гастарбайтеров — всего лишь в 52 — 54 млн чел.
мере ЕСН и страховые взносы на социальное страхование профессиональных рисков, НсП и другие платежи13. Тогда консолидированный бюджет и бюджеты социальных страховщиков сильно пополнятся (по нашей оценке, на величину, близкую к величине ныне собираемых поступлений — ~ 0,6 трлн руб.).
Смысл нашей позиции — в указании на крупные недооцениваемые резервы, вскрыв которые можно перебороть хроническую дефицитность бюджетов социальных фондов и органов социальной защиты населения, перманентное недофинансирование бюджетных затрат непроцентного характера. Принципиально важно, что существует возможность для решения задачи по дальнейшему снижению налогов либо для достижения цели улучшения качества и роста перечня социальных услуг, предоставляемых беднейшей части населения (это 1/5 от числа всех граждан России).
13 Нынешняя «теневая» трудовая армия преимущественно состоит из молодых и здоровых мужчин, а также незамужних женщин, что предполагает существенное превышение поступлений над законодательно установленными социальными выплатами.
Не успели оформить
подписку на 2007 год?
Оформить подписку на журналы Издательского дома «Финансы и Кредит» можно с любого номера в редакции или в одном из агентств альтернативной подписки.
Полный список агентств альтернативной подписки можно посмотреть на сайте : www.financepress.ru.
Тел./факс: (495) 621 -69-49, (495) 621-91-90
Http://www.financepress.ru E-mail: post@financepress.ru