литературоведения: они объединила исследователей творчества П. Нилина и В. Астафьева, А. Солженицына и В.. Набокова, Н. Эрдмана и В. Брюсова.
Конференцию отличал демократизм: в ее работе приняли участие ученые, писатели, у тате л я школ, студенты и школьники. В трех секциях: «Творчество Б. А. Ручьева и проблемы краеведческого литературоведения», «Проблема «Литература - писатель - политика» и современный литературный процесс», «Проблема «Литература - писатель - политика» в истории русской, литературы. Методические аспекты изучения проблемы» - было прочитано более 40 докладов.
На пленарное заседание, посвященное памяти Б. А. Ручьева (1993 год - год 80-летия писателя и 20-летия со дня его смерти), были представлены материалы незавершенной книги Л. А. Заманского о литературе Магнитогорска («Он вошел в нашу жизнь как учитель. О Борисе Ручьеве») и доклад профессора Челябинского института культуры Л. П. Гальцевой «Неизвестный Б. А. Ручьев (по материалам архивов, мемуаров, эпистолярия}».
Традиция проведения межвузовских научных конференций на базе кафедры русской литературы XX века' Магнитогорского пединститута возрождена.
В дальнейшем Ручьевские чтения предполагается проводить через 23 года по проблеме «Литература - писатель - политика».
Сборник материалов прошедшей конференции готовится к печати.
К. В. Замапская
БЕСЦЕННЫЙ ИСТОЧНИК
В апреле 1994 года исполняется 70 лет со дня рождения видного отечественного библиографа М. Я. Мельц, с именем которой неразрывно связано развитие библиографии русского фольклора и .фольклористики. Исключительное дарование, редкий талант ученого и высокий профессионализм библиографа позволили ей, по словам академика Д. С. Лихачева, создать «выдающиеся труды, имеющие не только большое практическое, но и теоретическое значение». Микаэла Яковлевна является автором многочисленных библиографических пособий, посвященных различным фольклорным жанрам - песне, частушке, пословице, поговорке, народной прозе и др. Ею создан целый ряд проблемно-тематических указателей, таких как: «Фольклор и русская советская литература» (М.; Л., 1962), «Народно-поэтическое творчество Великой Отечественной войны» (М.; Л., 1964), «Русский фольклор и историческая действительность» (Л., 1981) и др. Особую ценность представляют персональные указатели, отражающие работы известных ученых - В. Я. Проппа, В. Г. База нова, П. Д. Ухова, А. М. Астаховой,-Э. В. Померанцевой, И. И. Земцовского и др.
Главный труд М. Мельц,- фундаментальный указатель в шести томах «Русский фольклор»(Л., 1961-1985), который является предельно достоверным и точным сводом печатной продукции отрасли за три четверти XX столетия. Специалисты России и ряда европейских стран сошлись во мнении, что указатель - явление уникальное среди отечественных работ и на фоне международной библиографии.
Ученому миру широко известны теоретические публикации Мельц по истории фольклористики и фольклорной библиографии, составившие содержание диссертационной рабрты «Русская фольклористика и проблемы библиографии фольклора* (Л., 1970). Особенно глубоко и
обстоятельно исследована деятельность В. И. Межова, А. Н. Пыгпша, П. К. Симони, Д. К. Зеленина, М. К: Азадовского п др.
За сорокалетний профессиональный путь М. Я. Мельц подготовлено около 120 публикаций, 52 из них - библиографические работы, которые прочно иошли в арсенал лучших пособий. Авторитет их настолько высок, что степень их использования является показателем научности исследований. Труд М. Я. Мельц справедливо оценен как «подвиг во имя русской культуры» (Нева. 1986. № 10. С. 147).
Неутомимая труженица, отзывчивая и щедрая душой, она и сегодня проявляет интерес к своему делу. Те, кто знают Микаэлу Яковлевну, испытывают обаяние ее гуманной личности. В ней сочетаются строгая требовательность, сердечная отзывчивость и удивительная скромность.
Г. А. Губанова
ВЫДАЮЩИЙСЯ ФОЛЬКЛОРИСТ-СЛАВИСТ
Исполнилось 75 лет всемирно известному русскому исследователю фольклора Виктору Евгеньевичу Гусеву - доктору исторических наук, профессору, заслуженному деятелю искусств России. .
Имя В. Е. Гусева нам, уральцам, особенно дорого, потому что почти десять лет своей жизни он отдал Челябинску и первые научные труды посвятил собиранию, и изучению народной поэзии Южного Урала. По подбору и качеству текстов его сборник «Русские народные песни Южного Урала» (1957) можно считать классическим. Лекции, читанные им в 40-50-е годы в Челябинском педагогическом институте, пользовались необыкновенным успехом и остались в памяти слушателей как образец высокого профессионализма: научная глубина сочеталась в них с прекрасной формой изложения.
В историю мировой науки В. Е. Гусев вошел прежде всего как замечательный теоретик фольклора. Его капитальный труд «Эстетика фольклора» (1967) стал настольной книгой для всех,, кто интересуется художественным творчеством народа, стремится понять природу этого искусства, его прошлое, настоящее и будущее. Книга переведена на многие языки мира, вызывала и вызывает острые дискуссии; без нее не может обойтись ни один исследователь фольклора - пи филолог, ни музыковед, ни искусствовед.
Любопытно, что этому теоретическому трактату предшествовала серия столь же серьезных монографий, посвященных вопросам фольклористики в работах русских революционеров-демократов и классикой марксизма-ленинизма (Русские революционные демократы о народной поэзии.- М., 1955; Марксизм и русская фольклористика конца XIX - начала XX века - М.; Л., 1961; Проблемы фольклора в истории эстетики - М.; Л., 1963 и др.). Казалось бы, в новых исторических условиях эти работы должны были устареть в основных своих положениях, но - нет: перечитывая их в наше время, убеждаешься, что по-прежнему на них смело можно (упереться при рассмотрении, например, таких принципиальных вопросов, как происхождение искусства слова, соотношение литературы и устной поэзии, сущность понятий «фольклор», «коллективное творчество», «народность» и т. п. Объясняется это просто: Виктор Евгеньевич никогда не был конъюнктурщиком и в марксизме ценил не букву, а самый его дух - диалектический способ мышления, историзм в подходе к сложным вопросам эстетики. Он и сейчас не спешит в отличие от многих своих коллег откреститься от собственных убеждений и работ, понимая, конечно, что не все в них выдержало