обстоятельно исследована деятельность В. И. Межова, А. Н. Пыгпша, П. К. Симони, Д. К. Зеленина, М. К: Азадовского п др.
За сорокалетний профессиональный путь М. Я. Мельц подготовлено около 120 публикаций, 52 из них - библиографические работы, которые прочно иошли в арсенал лучших пособий. Авторитет их настолько высок, что степень их использования является показателем научности исследований. Труд М. Я. Мельц справедливо оценен как «подвиг во имя русской культуры» (Нева. 1986. № 10. С. 147).
Неутомимая труженица, отзывчивая и щедрая душой, она и сегодня проявляет интерес к своему делу. Те, кто знают Микаэлу Яковлевну, испытывают обаяние ее гуманной личности. В ней сочетаются строгая требовательность, сердечная отзывчивость и удивительная скромность.
Г. А. Губанова
ВЫДАЮЩИЙСЯ ФОЛЬКЛОРИСТ-СЛАВИСТ
Исполнилось 75 лет всемирно известному русскому исследователю фольклора Виктору Евгеньевичу Гусеву - доктору исторических наук, профессору, заслуженному деятелю искусств России. .
Имя В. Е. Гусева нам, уральцам, особенно дорого, потому что почти десять лет своей жизни он отдал Челябинску и первые научные труды посвятил собиранию, и изучению народной поэзии Южного Урала. По подбору и качеству текстов его сборник «Русские народные песни Южного Урала» (1957) можно считать классическим. Лекции, читанные им в 40-50-е годы в Челябинском педагогическом институте, пользовались необыкновенным успехом и остались в памяти слушателей как образец высокого профессионализма: научная глубина сочеталась в них с прекрасной формой изложения.
В историю мировой науки В. Е. Гусев вошел прежде всего как замечательный теоретик фольклора. Его капитальный труд «Эстетика фольклора» (1967) стал настольной книгой для всех,, кто интересуется художественным творчеством народа, стремится понять природу этого искусства, его прошлое, настоящее и будущее. Книга переведена на многие языки мира, вызывала и вызывает острые дискуссии; без нее не может обойтись ни один исследователь фольклора - пи филолог, ни музыковед, ни искусствовед.
Любопытно, что этому теоретическому трактату предшествовала серия столь же серьезных монографий, посвященных вопросам фольклористики в работах русских революционеров-демократов и классикой марксизма-ленинизма (Русские революционные демократы о народной поэзии.- М., 1955; Марксизм и русская фольклористика конца XIX - начала XX века - М.; Л., 1961; Проблемы фольклора в истории эстетики - М.; Л., 1963 и др.). Казалось бы, в новых исторических условиях эти работы должны были устареть в основных своих положениях, но - нет: перечитывая их в наше время, убеждаешься, что по-прежнему на них смело можно (упереться при рассмотрении, например, таких принципиальных вопросов, как происхождение искусства слова, соотношение литературы и устной поэзии, сущность понятий «фольклор», «коллективное творчество», «народность» и т. п. Объясняется это просто: Виктор Евгеньевич никогда не был конъюнктурщиком и в марксизме ценил не букву, а самый его дух - диалектический способ мышления, историзм в подходе к сложным вопросам эстетики. Он и сейчас не спешит в отличие от многих своих коллег откреститься от собственных убеждений и работ, понимая, конечно, что не все в них выдержало
испытание временем, но многое сохранило свою научную значимость, представляя определенный этап на пути постижения истины.
В 70-80-е годы научные интересы В. Е. Гусева реализовывались в исследованиях, посвященных в основном двум проблемам: истории русского народного (фольклорного) театра и взаимосвязям сладшнских народов в области фольклора и бытовой культуры (Истоки русского народного театра. - 1977; Славянские партизанские песни. 1 Л979; Русский фольклорный театр XVII - начала XX веков. - 1980 и др.). Как всегда исследователь опирается • на огромный фактический материал, добывая его из разных труднодоступных источников, и поэтому его наблюдения, выводы отличаются новизной, оригинальностью, главное -убедительностью.
В последнее десятилетие ни одна крупная встреча фольклористов (всесоюзная конференция, международный конгресс, симпозиум), не обходится без заглавного доклада ленинградского ученого. Многие его положения, идеи приобрели значение первооткрытия и проложили путь для других исследователей - его учеников и последователей. Таковы, например, его глубокие суждения о фрльклоризме и его формах в современной культуре, о типах фольклоризма (серия блестящих выступлении на страницах различных журналов, а начало было положено докладом на конференции в Кичкемете, венгерском городе - 1981 г.). Культурологическим аспектам изучения фольклора В. Е. Гусев посвятил свои интересные доклады на IX и X Международных съездах славистов.
Обращает на себя внимание многосторонность творческих интересов исследователя. Специалисты по истории древне!* русской литературы знают его как ученого, подготовившего к публикации «Житие протопопа Аввакума» (М., 1960; Иркутск, 1979) - по исполнению, по качеству выверки и комментирования текста это, пожалуй, лучшее издание знаменитого памятника русской словесности. Исследователи русской литературы XVIII и XIX веков высоко оценили В. Е. Гусева как составителя и публикатора двух прекрасных сборников: «Песни и романсы русских поэтов» (1965) и «Русские песни и романсы» (1989). Театральный мир любит Виктора Евгеньевича как публикатора многих сборников по истории театра. А совсем недавно' он удивил всех публикацией сборника своих стихотворений (Избранное, 1993), Оказывается, этот сугубый теоретик, каковым мы все его знали и ценили, может создавать прекрасные душевные стихи.
Говоря о Викторе Евгеньевиче, нам, его ученикам, нельзя умолчать о нем как о талантливом педагоге-воспитателе и просто как об очень хорошем человеке, подлинном интеллигенте, тонком ценителе прекрасного. Обремененный огромными заботами, связанными с его деятельностью в многочисленных международных комиссиях и советах, а также в Институте театра, музыки и кинематографии, он всегда находит время пообщаться со своими коллегами, старыми и новыми учениками, не оставит без ответа ни одного их письма, ни одной просьбы.
Многочисленные почитатели и последователи ученого желают ему здоровья, многих лет жизни и плодотворной работы.
Л. И. Лачареп, Л. И. Лаюрева