Научная статья на тему '«Отраженный свет»: образ ученого и человека в письмах, адресованных А. И. Лазареву'

«Отраженный свет»: образ ученого и человека в письмах, адресованных А. И. Лазареву Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
117
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / ЭПИСТОЛЯРИЙ / КОНЦЕПТ / ОБРАЗ УЧЕНОГО

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Голованова Е.И.

В статье анализируется концептуальное содержание писем из архива профессора, доктора филологических наук, известного исследователя фольклора А. И. Лазарева. Утверждается, что в эпистолярном наследии ученого, в частности в обращенных к нему письмах, раскрывается многогранный образ адресата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Отраженный свет»: образ ученого и человека в письмах, адресованных А. И. Лазареву»

36

ЧЕЛЯБИНСКИМ ГУМАНИТАРИИ 2014 № 1 (26)

«ОТРАЖЕННЫЙ СВЕТ»: ОБРАЗ УЧЕНОГО И ЧЕЛОВЕКА В ПИСЬМАХ, АДРЕСОВАННЫХ А. И. ЛАЗАРЕВУ

Е. И. Голованова

Челябинский государственный университет, Челябинск

В статье анализируется концептуальное содержание писем из архива профессора, доктора филологических наук, известного исследователя фольклора А. И. Лазарева. Утверждается, что в эпистолярном наследии ученого, в частности в обращенных к нему письмах, раскрывается многогранный образ адресата.

Ключевые слова: личность, эпистолярий, концепт, образ ученого.

В семейном архиве известного уральского ученого-фольклориста, заведующего кафедрой литературы и фольклора Челябинского государственного университета, доктора филологических наук, профессора Александра Ивановича Лазарева (1928-2001) сохранилось более тысячи писем и открыток. Читая их, не перестаешь удивляться, насколько едины в своих чувствах такие далекие в пространстве и времени люди, когда они обращаются к Александру Ивановичу. Причина этого - в незаурядной личности адресата, уникально соединившего в себе представления о великом труженике и поэте, серьезном организаторе и задорном шутнике, нежном друге и принципиальном ученом.

Из множества концептов, которые отражены в текстах писем, главный концепт -ДЕЛО. Именно вокруг него группируются остальные. Это прежде всего большая научная деятельность Александра Ивановича: статьи, книги, рецензии, отзывы; работа в диссертационном совете, заявки на гранты, редактирование научных сборников, консультации, доклады на конференциях. Каждодневный труд на поприще фольклористики и литературоведения (подробнее см.: [4; 6]).

В целом ряде писем и открыток авторы сердечно благодарят Александра Ивановича за написанную им рецензию или другой отклик на их труд (монографию, сборник, учебник, серию журнальных статей и т. п.). Юрий Георгиевич Круглов: «Огромное спасибо за рецензию в “Филнауках”! Я Ваш должник!» Микаэла Яковлевна Мельц: «Благодарю за рецензию 1-й части 5-го тома библиографии, я сейчас читаю корректуру 2-й части». Виктор Евгеньевич Гусев: «Спасибо за Вашу рецензию на мою книгу (по телефону А. С. Ре-шетов зачитал только критическую часть, которая вполне справедлива). Очень рад и благодарен». Мурат Рахимкулов: «Спасибо за добрые слова о нас, грешных уфимцах, в “Урале”. Сидоров, Скачилов и я очень внимательно их читали и хвалили Вас». В другом письме: «Очень благодарен Вам, дорогой Александр Иванович, за доброе, уважительное отношение ко мне и моей скромной работе. Спасибо Вам!»

Из писем мы узнаем о том, что профессор Лазарев постоянно читал и рецензировал рукописи своих коллег (к примеру, Вячеслав Павлинович Тимофеев просит его поискать в своих материалах сборник зауральских сказок, которые Александр Иванович рецензировал).

С наукой тесно связана и учебная деятельность Лазарева: кроме любимых курсов устного народного творчества и древнерусской литературы, спецкурсы по истории литературы Урала, литературному фольклоризму, составление учебных планов, программ (об этом пишут коллеги из Уфы; Лев Григорьевич Бараг просит прочитать спецкурс по «Слову о полку Игореве»), а еще - создание учебников, пособий, участие в больших издательских проектах. Так, письма Анны Михайловны Новиковой и профессора Василенко из Кокчетава полностью связаны с подготовкой к переизданию учебника по устному народному творчеству и изданием хрестоматии по фольклору. Каждое письмо информирует

ФИЛОЛОГИЯ И ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

37

о состоянии дел, о заседаниях авторского коллектива, напоминает о сроках и условиях отправки машинописи.

ДЕЛО - это и огромная, требующая постоянной отдачи и сил организаторская работа: строительство кафедры, проведение Бирюковских чтений, фольклорных экспедиций, праздников, концертов, заседания в различных советах - это малая толика того, что нес на своих плечах Александр Иванович.

Можно лишь догадываться, сколько сил было отдано любимой кафедре по тем письмам, которые приходили ему от коллег. Константин Глебович Исупов, переехавший в Ленинград, в каждом послании к Александру Ивановичу передает привет кафедралам, пишет о своем желании встретиться на челябинской земле, увидеть всех-всех. Андрей Ваганов, выпускник филфака университета, совсем недолго проработавший на кафедре, в первые месяцы своей срочной службы в армии пишет Александру Ивановичу о том, как дорога ему кафедра, как много значат для него советы, полученные им когда-то от своего заведующего.

Много внимания и времени уделял Александр Иванович организации и проведению Бирюковских чтений. О них и обо всем, что с ними связано, постоянно пишет в своих многочисленных письмах М. Рахимкулов, о своей возможности или невозможности приехать сообщают Л. Г. Бараг, В. Е. Гусев, И. Е. Карпухин и многие другие.

Александр Иванович брал на себя обязанность рассылать выходящие сборники Би-рюковских чтений и другую уральскую литературу коллегам в Москве, Ленинграде и других научных центрах.

Известный библиограф фольклора Татьяна Григорьевна Иванова пишет: «Вы любезно передали книги для меня. Спасибо Вам огромное! Сейчас так трудно уследить за всем, что выходит, и еще труднее купить. <...> книга, особенно научная, которая выходит в областных центрах, крайне нужна в Москве и Петербурге. Еще раз спасибо за книги! Желаю Вам всего доброго».

Отдельная забота Александра Ивановича - «Вестник Челябинского университета». Именно благодаря его настойчивости и инициативе начался выпуск филологической серии, он же возглавил редакцию этого журнала.

Приведем одно из писем - от Виктора Евгеньевича Гусева, в котором дается оценка труда Лазарева:

«Дорогой Александр Иванович!

Получил бандероль с двумя выпусками Вестника Челяб. университета. Спасибо. К стыду своему (а отчасти и вследствие Вашей излишней скромности), я только теперь узнал об издании филологич. серии Вестника и о том, что Вы - гл. редактор этой серии. Извините великодушно мою неинформированность (не известили меня ни Г. А. Губанова, ни М. Я. Мельц, а после ее ухода на пенсию в Пушкинском Доме текущей библиографией в секторе фольклора практически не занимаются). Так что Ваш подарок оказался для меня приятной неожиданностью.

Прежде всего поздравляю Вас и Ваших коллег с успешной издательской деятельностью. Уровень выпусков за 93’ и 94’, качество большинства статей вполне соответствует уровню современной филологии, я не обнаружил признаков «провинциализма». Меня очень радует продуктивность и широта научных интересов челябинцев. Просто поразительно, как удалось Вам собрать такое количество квалифицированных авторов и издать такие интересные, содержательные сборники. Молодец!

С удовольствием прочитал Вашу своевременную статью о народности. Несмотря на некоторую фрагментарность, она в целом, по-моему, свежо, умно и убедительно открывает проблему. Одобряю Вашу объективность и смелость (принимая во внимание отречение многих наших коллег, в том числе и общих знакомых, от наследства, творческого, марксизма) в напоминании о некоторых не утративших значения научных, культурологи-

38

ЧЕЛЯБИНСКИМ ГУМАНИТАРИИ 2014 № 1 (26)

ческих идеях Маркса, Энгельса, Ленина (жаль, не упомянули Плеханова). К сожалению, кое-кто (даже мой друг Б. Н. Путилов) ставит под сомнение само понятие народа (!), народности как эстетической категории и фольклоре как народной художественной культуре. Ваша статья заслуживает того, чтобы с ней познакомились не только местные читатели (пошлите этот номер В. П. Аникину). Я уже обратился с просьбой к М. Я. Мельц, чтобы она написала обзор фольклористических статей и материалов Вестника для нашего журнала «Живая старина». А Вас и Людмилу Николаевну я приглашаю к сотрудничеству в этом журнале (и на первый раз - срочно написать небольшую информацию о последних фольклорных экспедициях по Южному Уралу, о состоянии фольклорной традиции).

Что касается Вашей статьи к моему 75-летию, то, разумеется, я ей обрадовался и сердечно благодарю Вас за доброе отношение и оценку (завышенную) моего труда. <...> Дружески Ваш В. Е. Гусев».

Вообще, надо сказать, что в каждом отправленном А. И. Лазареву письме и даже в поздравительных открытках непременно есть строки о делах. Очень много просьб: заказать билеты, написать рекомендательное письмо к присуждению звания, похлопотать о приеме рукописи к изданию (к примеру, М. Г. Китайник просит помочь ему с публикацией повести о дочери Мамина-Сибиряка в Южно-Уральском книжном издательстве), выслать материалы конференций, сборники, оттиски статей, вырезки из газет, написать отзыв на диссертацию, прислать статью, выступить на заседании и проч. и проч.

А вот простая поздравительная открытка от коллектива библиотеки Челябинского райпрофсожа Южно-Уральской железной дороги: «Сердечно благодарим за помощь в организации работы нашей библиотеки. Желаем всего самого, самого хорошего».

Особо нужно сказать о письмах простых людей - тех, с кем Александр Иванович познакомился в фольклорных экспедициях, тех, кто написал ему после выхода телевизионных и радиопередач. В письмах не только желание поделиться сокровенными мыслями, но и просьбы почитать и оценить опыт их собственного творчества (стихи, рассказы, поэмы). Отдельные авторы стали постоянными корреспондентами Александра Ивановича.

Не можем не привести строк хотя бы из нескольких открытых писем:

«Дорогие Александр Иванович и Ваша семья! <...> Как самый яркий день в жизни вспоминаю и буду вспоминать, пока живу, Ваш приезд к нам. Спасибо! Попова, Бердяуш. Приезжайте, когда сможете, Всегда рады встрече с Вами. Дружески Вас обнимаем».

«Спасибо Вам, что поддержали меня в трудную минуту. Спасибо, что дали сыну Володе возможность петь. Сегодня собираюсь с ним в Златоуст, там будет его концерт. С глубоким уважением.»

«Рада была увидеть Вас по челябинскому телевидению. Словно опять у Вас побывала. Спасибо, Александр Иванович, за сообщение о передаче, а то бы я прозевала и не увидела Вас. Бердяушцам передача понравилась. Одна учительница сказала, что все время плакала, когда я пела. Вид у меня, конечно, уже не тот, что был когда-то. В тот день у меня отнимались ноги, и я чуть-чуть передвигалась с палочкой. Даже в комнате не могла ходить без палочки. Пришлось вызывать скорую на другой день, но сейчас получше.»

«Дорогой Александр Иванович! Спасибо за вдохновляющее поздравление с Новым годом. Я пишу Вам поздравление с Днем Советской Армии, а в глазах - те мальчишки, что в 1941 ушли добровольцами и отдали свои юные жизни за то, чтобы был на земле мир. (Дальше идут стихи, сочиненные автором.) Александр Иванович, хоть бы вы объединили таких вот горе-песенников, чтобы могли и мы сказать свое слово песней в борьбе за мир к 40-летию победы».

«Дорогой Александр Иванович! Были рады видеть Вас по челябинскому телевидению. С удовольствием прослушали Ваш рассказ о колядках (далее следуют воспоминания сельских жителей о славильщиках в Рождество. - Е. Г.). Смотрели фильм о фольклорной экспедиции, были очень рады видеть и слышать хоть по телевидению, словно сами

ФИЛОЛОГИЯ И ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

39

побывали на празднике. Вспоминали Ваш приезд к нам, когда был самый счастливый праздник для нас. Поповы: Гаврил Гаврилович, Анна Ивановна и Владимир, Бердяуш».

«Дорогой Александр Иванович! Простите меня за это письмо. Долго и давно думала обратиться к Вам за советом... Пишу Вам и плачу. Мне стыдно Вас просить, но и жить с запечатанной, обреченной на молчание душой, не могу. Простите меня. Посылаю Вам свои стихи. Если то, что ко мне пришло, чего-то стоит, кому-то интересно, то может быть А. И. поможете нам в этом. Хоть бы малюсенькую книжечку “Мать и сын”. Жалко бросать в огонь то, что откуда-то пришло. Никого и ничего не выдумала. Жду ответа. С уважением, Попова».

Елена Георгиевна и Алексей Михайлович Маметьевы: «Я благополучно вернулся домой и приступил к работе. У нас были представители программы “Взгляд”, снимали Париж, фольклорный ансамбль, показ 10-11 мая 1990 года. Получил письмо от народного артиста СССР Леонида Сметанникова, по приглашению Челябинской оперы собирается к нам, было бы здорово и мы Вас пригласим на встречу с ним».

Александр Иванович предстает в этих письмах как цельная и глубокая натура, великодушный и мудрый человек. Письма словно светятся отраженным светом, по силе и глубине которого можно судить о силе и глубине источника. Сквозными, а точнее скрепляющими концептами всех и каждого послания являются ЛЮБОВЬ, РАДОСТЬ, ДРУЖБА, СЧАСТЬЕ, ДОМ (подробнее о концептуальном анализе эпистолярия см. [2]).

Вот строки из писем:

«Слов нет, как я рад был увидеть Вас и всех-всех»;

«Дружески радуюсь за Вас, обнимаю и желаю крепкого здоровья, творческих сил и свершения новых замыслов».

Борис Гайсеевич Ахметшин: «Все время с благодарностью вспоминаю, как хорошо провели мы минувшей зимой несколько прекрасных дней в вашем гостеприимном городе, как на славу потрудились, плодотворно обменялись волновавшими нас научными проблемами и чудесно отдохнули в вашем изумительно теплом и ласковом доме.»

Иван Алексеевич Дергачев: «Дорогой Александр Иванович! .С удовольствием вспоминаю конференцию и милое застолье в Вашем доме. Все было очень хорошо. .Еще раз спасибо за добрый привет и интересные встречи».

Виктор Евгеньевич Гусев: «Дорогой Александр Иванович! Спасибо за настойчивое и убедительное приглашение на Бирюковские чтения. <.>

Радуюсь энтузиазму челябинцев, догадываюсь, что здесь немалая Ваша заслуга. От души желаю успешного проведения чтений. <.> Обнимаю по-братски Ваш В. Гусев». В другом письме: «. Крепко жму руку Ваш В. Гусев».

Владимир Прокопьевич Аникин: «Дорогой Александр Иванович! Простите меня великодушно за опоздание с этим письмом. Посланную Вами книгу и журналы я получил. Сердечное и теплое Вам спасибо за подарок и внимание.»

Заканчивается большинство писем традиционно: «Любящий Вас.»; «Дружески Ваш.»; «Дружески обнимаю Вас».

Приведем также несколько характерных окончаний писем к А. И. Лазареву - с выражением благодарности и признательности:

«Спасибо за память, за праздничные поздравления и за все-все. Очень хочется верить, что мое искреннее желание быть на чтениях, повидать всех вас, хороших людей, сбудется. М. Рахимкулов»;

«Спасибо за тепло и ласку, за истинно дружеское участие. Вероятно, все это способствовало моему успешному выздоровлению. Сегодня уже могу немного посидеть за столом, а это что-то значит»;

«Мне было приятно почувствовать Вашу дружбу»;

40

ЧЕЛЯБИНСКИМ ГУМАНИТАРИИ 2014 № 1 (26)

«Я счастлив, что среди моих самых верных и лучших друзей, которых по пальцам перечесть (одной руки), есть и ты! Будь долго-долго всем нам на радость!»;

«Александр Иванович, Ваши добрые, полезные советы, поучения помогают во всем. Испытываю огромное чувство благодарности к Вам»;

«Общение с Вами - всегда радость и праздник»;

«Какое счастье жить рядом с Вами! Какая радость видеть в Вас друга! Живите долго и счастливо! Вы так нужны всем!!! <.. .> Любим. Ваши Нарские, Шевцовы»;

«Рады быть Вашими современниками, коллегами, друзьями. Спасибо Вам за поддержку, доверие, бескорыстное, широкое и доброе русское сердце! Преданные Вам и любящие Вас Л. П. и В. И. Гальцевы».

Трогательная любовь к Александру Ивановичу и его семье ощущается в обращениях фольклористов:

«Добрый день, дорогие Лазари!»;

«Дорогие Лазоревые цветочки.»;

«Здравствуйте, фольклористы-певуны и наши оптимусы!»;

«Дорогие мои певчие сердечники!»;

«Дорогие Лазарята!»

КРАСОТА - еще один концепт, помогающий понять и оценить масштаб личности Лазарева. Красота, по народным представлениям, - в созвучии, гармонии, в соразмерности внутреннего и внешнего, содержания и формы.

Процитируем письмо доктора филологических наук, профессора Уральского университета Валентина Владимировича Блажеса:

«Дорогой Александр Иванович!

Только что прочитал Ваш отчет о проделанной работе по грантовскому проекту. Это так впечатляет, что я решил написать Вам. Как интересно, размашисто (по охвату материала, конечно), как методологически красиво! Хотя для меня фольклор и литература всегда находились в состоянии неразрывности, но и неслиянности, все равно Ваша мысль исследовать литературу и фольклор как художественную систему весьма и весьма привлекательна и представляется результативной. Ваш отчет убеждает и заставляет сказать в Ваш адрес слова восхищения. Столько сделать! Дай бог Вам здоровья, молодого задора, удачных решений. Вообще Вы за многие годы столько сделали для русской культуры и науки (или наоборот: для науки и культуры), что перед Вами хочется снять шляпу (правда, я ее не ношу). А если совсем серьезно, то Ваш декан давно уже должен был бы инициировать выдвижение Вас, скажем, на государственную премию или членом-корре-спондентом Российской Академии наук, вообще на что-то очень значительное. Вы этого вполне заслужили. . Вы так достойно, так результативно, так самобытно работаете в науке, что я просто не могу не сказать Вам об этом, и выразить сожаление, что Ваши коллеги не отдают Вам должное. Конечно, большое видится на расстоянии. Ваш В. Блажес. 23.01.97».

Письма высвечивают такие черты Александра Ивановича, как настойчивость, твердость, оптимизм, великодушие, умение поддержать словом и делом, уважение к людям, отзывчивость, чуткость, преданность, верность, мудрость, человечность, чувство юмора, такт, душевная чистота, взыскательность к себе, скромность.

Думается, что личность Лазарева - это воплощение во всей полноте национальных черт русского народа. Это человек, выстроивший себя, свою жизнь, судьбу в точном соответствии с народным идеалом. Незаурядность, уникальность личности Лазарева в том и состоит, что он - плоть от плоти народного понимания жизни, традиционного представления о должном.

Те концепты, которые мы выделили в письмах к нему, - любовь, радость, хорошо, друг, дело, счастье, дом - составляют ядро русского языкового сознания [7]. Это значит,

ФИЛОЛОГИЯ И ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

41

что Александру Ивановичу удалось уловить «ускользающую» от непосредственного восприятия суть жизни. И суть эта - в познании самого себя и народа, в нахождении этнических констант, древнейших и устойчивых категорий народного восприятия мира (см. об этом [1]).

Философ И. А. Ильин писал: «Каждый народ призван к тому, чтобы принять свою народную и историческую “данность” и духовно проработать ее, одолеть ее, одухотворить ее по-своему, пребывая в своем, своеобразном национально-историческом акте. Это его неотъемлемое, естественное, священное право; и в то же время это его историческая, общечеловеческая <...> обязанность. Он не имеет духовного права отказаться от этой обязанности и от этого призвания. А раз отказавшись - он духовно разложится и погибнет.» [3. С. 232-233].

Во всех своих работах Лазарев стремился нащупать те основные, определяющие характеристики русского народа, без которых невозможно его жизненное предназначение. Можно сказать, что этническое самопознание стало смыслом всей его жизни. Поэтому вполне закономерно, что итогом работы души и ума, напряженных размышлений ученого стал учебник народоведения, обращенный к детям [5].

Всемерная отзывчивость, которую Ф. М. Достоевский назвал характерной духовной чертой русского человека, стала яркой чертой характера и бытия Александра Ивановича. Его образ, восстанавливаемый из переписки, убеждает нас в том, что основой русского миропонимания по-прежнему остается глубокая вера в преображение мира и людей (в соответствии с чем главным праздником Церковного круга в Православии является Пасха, т. е. Воскресение и Преображение).

В трудах отечественных мыслителей подчеркивается, что русский человек стремится к созданию на земле высшего божественного порядка, к восстановлению в мире той гармонии, которую он ощущает в себе. Основной его духовный импульс не жажда власти, но стремление через любовь воссоединить и освятить все разобщенное в этом мире. В людях он видит не врагов, а братьев, и потому к ближнему в его понимании нужно относиться серьезно, радушно и бережно.

Именно такие установки, мотивы и стремления мы находим в письмах, обращенных к Лазареву, и ощущаем в них «отраженный свет» незаурядной личности этого ученого и человека.

Список литературы

1. Голованов, И. А. Константы национального сознания в русском фольклоре [Текст] / И. А. Голованов // Пятые Лазаревские чтения: «Лики традиционной культуры» : материалы междунар. науч. конф. : в 2 ч. - Челябинск, 2011. - Ч. 1. - С. 35-39.

2. Голованова, Е. И. Языковая личность А. П. Чехова в эпистолярном дискурсе [Текст] / Е. И. Голованова // Интерпретация текста: лингвистический, литературоведческий и методический аспекты : материалы IV Междунар. науч. конф. - Чита, 2011. - С. 232-236.

3. Ильин. И. А. Путь духовного обновления [Текст] / И. А. Ильин // Путь к очевидности. - М., 1993. - С. 134-289.

4. Лазарев, А. И. История русской литературы. Литература Урала. Статьи о театре: избранное [Текст] / А. И. Лазарев. - Челябинск, 2011. - 511 с.

5. Лазарев, А. И. Народоведение [Текст] : учеб. для общеобразоват. шк., гимназий, лицеев / А. И. Лазарев : в 4 ч. - Челябинск, 1997-2005.

6. Лазарев, А. И. Фольклор. Фольклористика. Народоведение: избранное [Текст] / А. И. Лазарев. - Челябинск, 2008. - 384 с.

7. Уфимцева, Н. В. Языковое сознание и образ мира славян [Текст] / Н. В. Уфимцева // Языковое сознание и образ мира : сб. ст. М., 2000. С. 207-219.

42

ЧЕЛЯБИНСКИМ ГУМАНИТАРИИ 2014 № 1 (26)

“REFLECTED LIGHT”: THE IMAGE OF THE SCIENTIST AND THE MAN IN LETTERS ADDRESSED TO A. I. LAZAREV

E. I. Golovanova

Челябинский государственный университет, Челябинск. ligol@csu.ru

In article analyzes the conceptual content of the letters from the archive of professor, philologist, folklorist A. I. Lazarev. It is alleged that in the epistolary heritage scientist, particularly in the letters addressed to him, disclosed the multifaceted image of the addressee. The author uses special methods of epistolary analyses which help to find out the key concepts of different ego-documents. The major concept of these letters is ‘business ’ (means activity around big projects connected with science, education, folklore). At the time other concepts are important also: ‘love’, ‘friendship’, ‘house’, ‘happiness’. The author of this article confirms that all this content of letters can be used as characteristic of addressee and uses term “reflected light” for description of this phenomenon.

Keywords: personality, epistolary, concept, image of the scientist.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.