УДК 378. 14
Рожков Н.Т.
«Государственный университет-УНПК», доцент кафедры русского языка и педагогики, кандидат педагогических наук, доцент
Бессознательное как составная часть генома человеческого рода
Выявлением путей зарождения в хаосе порядка, его поддержанием занимается синергетика. Она изучает нелинейные и неравновесные процессы природы. Но, социальная жизнь человека наполнена аналогичными процессами. К ним, прежде всего, следует отнести один из самых сложных процессов, каким является воспитание.
Синергетический подход акцентирует внимание на открытых системах, неупорядоченности, неустойчивости, неравновесности, нелинейных отношениях. Если предположить, что неравновесность является естественным состоянием всех процессов окружающей нас действительности, то естественным оказывается и стремление к самоорганизации как имманентное свойство неравновесных процессов. Именно совместное действие или когерентное поведение элементов неравновесных структур и является тем феноменом, который характеризует процессы самоорганизации. Отсюда логичным будет утверждение, что самоорганизующее начало свойственно и процессу воспитания.
Таким образом, с одной стороны, воспитание - это нелинейный и неравновесный процесс, а с другой - воспитанию свойственно самоорганизующее начало. Казалось бы на лицо два взаимоисключающих процесса. Один порождает хаос, а второй - восстанавливает гармонию, устойчивость, целостность, придает динамичность системе.
Чтобы представить, как в недрах хаоса зарождается гармония и порядок, как прямопротивоположные процессы уживаются и существуют в одной системе, надо нарисовать картину всего происходящего или воплотить все это в образе. Синергетическая структурная модель развития и формирования личности [2, с.106] как раз и представляет собой данный образ [см. рис.1].
В соответствии с данной моделью, основными уровнями структурной организации личности являются: сознательный или системно-функционально-ролевой («интегративное-Я»), предсознательный («идеальное-Я», «актуальное-Я»), индивидуально-бессознательный, коллективно-бессознательный. Такое переплетение различных уровней на первый взгляд порождает представление о господстве случайности и хаотичности в развитии и становлении личности. Но внимательный анализ обнаруживает то, что каждый уровень в отдельности, а, следовательно, и вместе выполняют одну из самых важных функций в развитии личности - самоорга-
низации, то есть преобладания организованности, самоорганизованности, упорядоченности над хаотичными, ситуационными изменениями, без которых невозможна жизнь и деятельность человека.
^ешняя среда
КБ - коллективное бессознательное Рис. 1. Синергетическая структурная модель развития и формирования личности
Из всех представленных структурных образований личности особая роль принадлежит коллективному бессознательному. Это та основа, на которой строится будущая человеческая личность с её уникальностью и неповторимостью. Структурными элементами коллективного бессознательного являются архетипы. Архетипы коллективного бессознательного ничто иное, как формальные образцы поведения или символические обра-
зы, на основе которых оформляются конкретные, наполненные содержанием образы, соответствующие в реальной жизни стереотипам сознательной деятельности человека. Действие архетипов протекает инстинктивно, то есть они возбуждают соответствующий инстинкт, который затем формирует образ поведения и деятельности человека. Реализация же того или иного действия может быть осуществлена или на уровне бессознательного, когда индивид, не обдумывая, совершает действия, или на уровне сознания, когда он осознанно подходит к их выполнению [2, с.110]. Недаром Г. Айзенк утверждал, что «генетически наследуемой является предрасположенность человека поступать и вести себя определённым образом при попадании в определённые ситуации» [6, с.319].
Эти идеи находят своё подтверждение и в высказываниях других психологов. В частности, один из основателей гештальтпсихологии В. Ке-лер и его последователи считают гештальт (образ) такой формой деятельности мозга, которая не является результатом накопления организмом индивидуального опыта, а существует в мозгу «заранее». При этом в процессе сложного поведения новые трудные задачи решаются организмом благодаря врожденному инсайту, то есть внезапному внутреннему озарению, а не путём использования ранее приобретенных навыков или выработки новых в соответствии с новыми обстоятельствами [7, с.361]. С другой стороны, И. Кант главную цель своего творчества связывал с получением ответа на вопрос о возможности синтетических суждений априори, благодаря чему и в какой мере можно достичь познания посредством чистого разума. Он полагал, что возможность познания опыта зависит от спонтанности мышления как особых форм самодеятельности рассудка. Эти понятийные предпосылки И. Кант назвал понятиями чистого рассудка, понятиями априори, или категориями. По его мнению, категории, полученные за счёт мышления не зависимо от опыта, затем превращаются в личный опыт [2, с.114]. В свою очередь, в представлении А. Маслоу, у каждого человека изначально заложена некая сущность, которая хранится в «свернутом виде». Человек, так или иначе, подвластен ей и поэтому не может обладать полной свободой воли. Отсюда главная задача педагога состоит в том, чтобы «помочь человеку обнаружить то, что в нём уже заложено, а не обучать его, «отливая» в определённую форму придуманную кем-то заранее». Это подтверждает принцип уникальности и неповторимости развития каждого индивидуума, в соответствии с унаследованной им природой [2, с.15] Наконец, по словам К.Г. Юнга, архетипические мотивы берут своё начало от архетипических образов в человеческом уме, которые передаются не только посредством традиции и миграции, но также с помощью наследственности [2 с.114]. Следовательно, можно считать, что в символических образованиях формируется основа будущих противоречий в отношениях между людьми. На силу и характер противоречий влияют такие факторы как: язык, обряды, обычаи, традиции, и в целом, культура народа. Вот почему К.Г. Юнг обратился к мифам, сказаниям, легендам того или иного народа, пытаясь найти единые символы свойственные всем людям. В силу
ограниченного времени жизни человека, он просто не успевает разобраться в символах своего человеческого рода, а об архетипах народности, нации и всего человечества он имеет самые смутные представления. Поэтому между людьми возникают непонимания, противоречия и конфликты.
Казалось бы, между высказываниями учёных нет никакой связи. В действительности все они признают существование некоей инстанции, которая получила название коллективное бессознательное.
Во-первых, на наш взгляд, инсайт или озарение (В. Келер) возникает в тот момент, когда внутренний образ индивида и внешний совпадают. При этом возникает так называемый синергетический эффект, который не только активизирует деятельность подсознания, но и усиливает поведенческие реакции индивида особенно в ситуациях препятствия, вследствие того, что у сознания нет времени на принятие взвешенного, продуманного решения.
Во-вторых, можно считать, что коллективное бессознательное является банком, в котором накоплен огромный опыт человеческого рода. Проблема заключается лишь в том, чтобы воспользоваться данным опытом и вывести его на уровень сознания. Здесь логичным будет предположить, что носителями внеопытных знаний «априори» (И. Кант) являются символы коллективного бессознательного, когда коллективный опыт помогает решать те или иные проблемы, аналогов решения которых не было, то есть мы получаем знания как бы в чистом виде.
В-третьих, согласно принципу уникальности и неповторимости у каждого человека есть та сущность (А. Маслоу), которая является основой в развитии его способностей. Но такая сущность не может не наследоваться, передаваться от поколения к поколению. Такой инстанцией, в нашем понимании, является коллективное бессознательное, являющаяся «хранилищем» коллективного опыта человеческого рода.
В-четвертых, символическая природа мотивов поведения человека (К.Г. Юнг), свидетельство того, что причины конфликтов надо искать в глубинах бессознательного
На основе проведенного анализа, логично предположить, что символы коллективного бессознательного являются первопричиной привычного, типичного поведения индивида независимо от того, осознаёт он это или нет. Обусловлено это тем, что индивид никогда не научится тому, как вести себя, например, в ситуациях, связанных с угрозой его жизни и безопасности. Он будет поступать так, как подсказывает ему коллективный разум или коллективный опыт, на основе которого формируются коллективные поведенческие реакции, отработанные до мелочей предыдущими поколениями.
Коллективное бессознательное наиболее ярко проявляет себя в подростковый период развития человека. Как заметил Т. Циен, подростковый период является тем утёсом, о который разбиваются люди с патологической наследственностью. В этот период как говорили в старину все «бесят-
ся»: одни - больше, другие - меньше. Этот период как ветрянка, который надо переболеть. У некоторых эта болезнь протекает уродливо, с преступными действиями, попытками самоубийства и т.д. Эти негативные реакции временны, основаны больше на эмоциях и проходят с возрастом.
В этом отношении педагогическая деятельность не является исключением. Здесь как нигде проявляется вся многогранность человеческой личности. В частности, принято считать, что педагогическая запущенность - устойчивое отклонение от норм в нравственном сознании и поведении детей и подростков, обусловленное отрицательным влиянием среды и воспитания. Но надо помнить о том, что поведенческие реакции, в большинстве своём, осуществляются неосознанно, и в глубинах подсознания они хранятся в готовом виде, лишь только ждут удобного момента, чтобы заявить о себе. Поэтому педагогическая запущенность среди учащихся и студентов - это явление, которое имеет не только социальные корни, но и сугубо личностные, связанные с индивидуально-психологическими особенностями личности и, прежде всего, с коллективным бессознательным.
Таким образом, с полным основанием можно утверждать, что причины негативных явлений в отношениях между людьми кроются в символах коллективного бессознательного. Это подструктура, которая хранит типичные поведенческие реакции индивида присущие человеческому роду. Наиболее ярко они проявляются в ситуациях препятствия.
Коллективное бессознательное является основой для развития и формирования индивидуального бессознательного. Данному структурному образованию присущи характерные особенности коллективного разума, опыта человеческого рода. Это психическое образование целиком и полностью покоится и произрастает из коллективного бессознательного. Индивидуальное бессознательное наполнено инстинктами, влечениями, стремлениями, переживаниями, страстями, которые ждут своего момента, чтобы вырваться на поверхность и заявить о себе, реализовать себя в той или иной форме [2, с. 118]. Сама природа оригинально решила проблему зарождения инстинктов, как первоисточников активности человека. Многочисленные комбинации инстинктов предков, она превратила в символы и закодировала их в виде образов или типичных форм поведения. Эти символы (архетипы), разворачиваясь в пространстве и времени, порождают инстинкты, которые трансформируются затем в соответствующие задатки и способности, а точнее говоря, предрасположенность личности к той или иной деятельности.
Природа происхождения индивидуального бессознательного двойственна. Оно формируется под действием как биологических, так и социальных факторов. Одну из самых главных функций в этом процессе выполняют символы коллективного бессознательного, потому что они являются составной частью генома человека. При этом, индивидуальное бессознательное в течение жизни индивида претерпевает изменения, а точнее
говоря, коррекцию вследствие меняющихся условий его жизни и деятельности [2, с.122].
Сказанное выше подтверждается исследованиями, проведёнными психологами и педагогами. Так, например, в представлении Э. Фромма, бессознательное - есть та часть нас, которая исключена из организованного эго, идентифицированного нами с нашим «Я» - включает в себя как самое низменное, так и самое возвышенное, как самое худшее, так и самое лучшее. Он полагал, что «мы открываем в себе желания, страхи, мысли, озарения, которые были исключены из нашего сознания и замечались лишь в других людях, но не в самих себе» [5, с.292]. С другой стороны, З. Фрейд под бессознательным понимал нереализованные влечения, которые в результате конфликта с требованиями социальных норм не допускались в сознание, отчуждались с помощью механизма вытеснения, обнаруживая себя в обмолвках, оговорках, шутках, сновидениях, юморе и т.д. Он был убеждён в том, что в бессознательном прошлое, настоящее и будущее сосуществуют, объединяясь в одном психическом акте, например в сновидении [4, с.20]. Иначе говоря, влечения, побуждения, стремления берут своё начало в бессознательном. Не случайно К.Д. Ушинский заметил, что «в основе всякой нашей сознательной деятельности всё же лежит бессознательное стремление» [3, с.41]. Его точку зрения разделял и А.С. Макаренко. По его словам, в моей работе воспитания характеров, организовать сознание было очень легко, но научить человека поступать правильно, когда никто не слышит, не видит и ничего не узнает, - это очень трудно. В итоге, он пришёл к выводу, что между сознанием, как нужно поступить, и привычным поведением существует противоречие. Между ними есть какая-то маленькая канавка, и нужно эту канавку заполнить опытом. Речь идёт о том, что бессознательное самым непосредственным образом оказывает влияние на поведенческие реакции личности.
Кроме того, Н.Д. Узнадзе доказал, что многие поведенческие реакции, могут формироваться без участия сознания. Он выделил в качестве особой детерминанты целостную установку субъекта, определяющую его связи с окружающей средой, создающую готовность совершить акт, который ведёт к удовлетворению потребности. Целостный субъект, согласно Н.Д. Узнадзе, должен рассматриваться с точки зрения его взаимодействия с ситуацией удовлетворения его потребностей. В этом взаимодействии и возникает то специфическое состояние субъекта, которое можно охарактеризовать как его готовность, как его установку на совершенно определённую деятельность [7, с.516]. Ещё более определенно на вопрос о происхождении установок ответил А. Тессер. В его представлении, некоторые установки связаны с геномом человеческого рода. Он был убеждён в том, что гены - ключевое звено в формировании установок; чем больше установка связана с наследственностью, тем она устойчивее [1, с.221]. В итоге, учёный пришёл к выводу, что на формирование установок влияют такие факторы, как темперамент и индивидуальные особенности личности [там
же, с.218]. Другими словами, индивид всегда заранее «установлен», и от его установки зависит характер как восприятия, так поведенческих реакций. Более того, учитывая, что индивидуальное бессознательное является производным от коллективного бессознательного, следует согласиться с высказыванием А. Тессера, что гены являются основой в формировании установок.
С коллективным бессознательным связаны победы и поражения человека, его взлёты и падения, успехи и неудачи; достижения в науке, технике, искусстве, литературе и т.д. Эта сфера приоткрывает не только прошлое человека, но его настоящее и будущее, его призвание и судьбу. Если прошлое связано с жизнью и деятельностью большого количества предков индивида, настоящее - с тем насколько он овладел социально-значимыми ролями, реализовал себя в сфере профессиональной деятельности, стал социокультурным существом, то будущее заключено в его программе жизнедеятельности как самоорганизующегося существа, рожденной человеческим родом и передаваемой из поколения в поколение [2, с.111].
Коллективного бессознательного - ключ к интеллектуальной деятельности человека. Весьма важное значение этому придавал А. Бандура. По его мнению, благодаря своей необычайной способности использовать символы люди могут думать, творить и планировать, то есть они способны к познавательным процессам, которые постоянно проявляются через открытые действия [6, с.377]. Он был убеждён в том, что высшие интеллектуальные способности, например, способность оперировать символами, дают нам мощное средство воздействия на наше окружение [6, с.379]. Только активизируя деятельность глубинных уровней подсознания, педагог в праве надеяться на положительный результат в обучении и воспитании учащихся.
Мы часто говорим о законах развития природы, общества, человека, но очень мало уделяем внимания конкретному человеческому роду. О его развитии в историческом измерении мы имеем самые смутные представления. Эти знания явно недостаточны для того, чтобы можно было выбрать оптимальные пути развития задатков и способностей личности, предрасположенности её к определенному виду деятельности. По сути дела, процесс формирования личности начинается всегда с начала, так как мы не знаем её индивидуально-психологических особенностей. Ещё В.Г. Белинский утверждал, что на родителях, на одних родителях лежит священная обязанность сделать детей человеками; обязанность же учебных заведений сделать их учёными гражданами, членами государства на всех его ступенях. В сущности, такого же мнения придерживался и К.А. Гельвеций. По его словам, чтобы победить отвращение к науке, надо быть воодушевленным страстью. А так как большая или меньшая сила наших страстей зависит от природы, то, следовательно, ум надо рассматривать как дар природы. В коллективном бессознательном сосредоточены задатки и способности конкретного человеческого рода. Они ждут удобного мо-
мента, чтобы заявить о себе. Дети смотрят на окружающий мир глазами своих предков, поэтому на родителях лежит огромная ответственность за их воспитание [2, с.117].
Коллективное бессознательное, есть синтез символов не только отдельно взятого человеческого рода, но и символов всего человечества. Данное психическое образование - главная составная часть генома человека, который связывает его не только с конкретным человеческим родом, но и с народностью, нацией и человечеством в целом. Это программа жизни и деятельности человеческого рода, которая развивается и в пространстве и во времени.
Литература:
1. Аронсон, Э. Большая психологическая энциклопедия. Почему человек ведет себя так. А не иначе. Психологические законы человеческого поведения / Элиот Аронсон, Тим Уилсон, Робин Эйкерт. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008.
2. Рожков, Н.Т.Основы психоаналитической педагогики: монография / Н.Т. Рожков. - Орёл: Орёл ГТУ, 2005.
3. Ушинский, К.Д. Педагогические сочинения. В 6т. Т.6 (Сост. С.Ф. Егоров). - М.: «Педагогика», 1990.
4. Фрейд, З. О клиническом психоанализе. Избр. соч. - М.: «Медицина», 1991.
5. Фромм, Э. Иметь или быть? Пер. с англ. (Общ. ред. и посл. В.И. Доброненков). - 2-е изд., доп. - М.: «Прогресс», 1990.
6. Хьелл, Л., Зиглер, Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). - СПб: Издательство «Питер», 1999.
7. Ярошевский, М.Г. История психологии. - 3-е изд., дораб. - М.: «Мысль», 1985.