Научная статья на тему 'Первопричина конфликта'

Первопричина конфликта Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1209
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИНЕРГЕТИКА / СИМВОЛ / КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ / ИНДИВИДУАЛЬНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ / "ИДЕАЛЬНОЕ-Я" / "АКТУАЛЬНОЕ-Я" / «ИНТЕГРАТИВНОЕ-Я» / "EGO IDEAL" / "EGO ACTUAL" / «EGO INTEGRATIVE» / SYNERGETICS / A SYMBOL / THE COLLECTIVE UNCONSCIOUSNESS / THE INDIVIDUAL UNCONSCIOUSNESS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Рожков Н. Т.

Коллективное бессознательное основа жизни и деятельности человека. Эта сфера приоткрывает не только прошлое человека, но и его настоящее и будущее, его призвание и судьбу. Данное психическое образование первопричина конфликта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PRIMARY CAUSE OF CONFLICT

The collective unconsciousness is the basis of a persons life and activity. This sphere touches upon not only the past but the present and the future of a person, this vocation and destiny. This psychical education is the primary cause of conflict.

Текст научной работы на тему «Первопричина конфликта»

Н.Т. РОЖКОВ, кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка и педагогики Орловского государственного технического университета Тел. 8(4862) 45-57-48,8-919-262-68-74; г^_ jaz@ostu.ru

ПЕРВОПРИЧИНА КОНФЛИКТА

Коллективное бессознательное - основа жизни и деятельности человека. Эта сфера приоткрывает не только прошлое человека, но и его настоящее и будущее, его призвание и судьбу. Данное психическое образование - первопричина конфликта.

Ключевые слова: синергетика, символ, коллективное бессознательное, индивидуальное бессознательное, «идеальное-Я», «актуальное-Я», «интегратив-ное-Я».

Причины конфликтного поведения личности связаны с уровнем её развития, с условиями её жизнедеятельности и теми реальными отношениями, которые складываются в данный момент, а также с предыдущим опытом этих отношений. Другими словами, конфликтность личности и её поведение можно объективно понять, если изучение этого явления строится целостно. Такая целостность касается всей структуры личности, всей совокупности её отношений и жизнедеятельности и тех факторов и условий, с которыми они связаны.

Как известно, синергетический подход акцентирует внимание на открытых системах, неупорядоченности, неустойчивости, неравновесности, нелинейных отношениях. Если предположить, что неравновесность является естественным состоянием всех процессов окружающей нас действительности, то естественным оказывается и стремление к самоорганизации как имманентное свойство неравновесных процессов. Именно совместное действие или когерентное поведение элементов неравновесных структур и является тем феноменом, который характеризует процессы самоорганизации. Отсюда логичным будет утверждение, что самоорганизующее начало свойственно и процессу воспитания. Точнее говоря, воспитание - это нелинейный и неравновесный процесс, а с другой - воспитанию свойственно самоорганизующее начало. Казалось бы, налицо два взаимоисключающих процесса. Один порождает хаос, а второй восстанавливает гармонию, устойчивость, целостность, придает динамичность системе.

Чтобы представить, как в недрах хаоса зарождаются гармония и порядок, как прямо противоположные процессы уживаются и существуют в одной системе, надо нарисовать картину всего происходящего или воплотить все это в образе. Синергетическая структурная модель личности [2, с. 106] как раз и представляет собой данный образ [см. рис. 1].

В соответствии с данной моделью основными уровнями структурной организации личности являются: сознательный или системно-функционально-ролевой («ин-тегративное-Я»), предсознательный («идеальное-Я», «актуальное-Я»), индивидуально-бессознательный, коллективно-бессознательный. Такое переплетение различных уровней на первый взгляд порождает представление о господстве случайности и хаотичности в развитии и становлении личности. Но внимательный анализ обнаруживает то, что каждый уровень в отдельности, а следовательно, и вместе выполняют одну из самых важных функций в развитии личности - самоорганизации, то есть преобладания организованности, самоорганизованности, упорядоченности над хаотичными, си© Н.Т. Рожков

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

Рисунок 1 - Синергетическая структурная модель личности Внешняя среда

Внешняя среда КБ - коллективное бессознательное

туационными изменениями, без которых невозможны жизнь и деятельность человека.

Коллективное бессознательное - это мироздание человека. Структурными элементами коллективного бессознательного являются архетипы. Архетипы коллективного бессознательного не что иное, как формальные образцы поведения или символические образы, на основе которых оформляются конкретные, наполненные содержанием образы, соответствующие в реальной жизни стереотипам сознательной деятельности человека.

Коллективное бессознательное - та основа, на которой покоится индивидуальное бессознательное. Данное психическое образование - главная составная часть генома человека, который свя-

зывает его не только с конкретным человеческим родом, но и с народностью, нацией и человечеством в целом.

Коллективное бессознательное - программа жизни и деятельности человеческого рода, кото -рая развивается и в пространстве, и во времени [2, с. 107].

Индивидуальному бессознательному присущи характерные особенности коллективного разума, опыта человеческого рода. Это психическое образование целиком и полностью покоится и произрастает из коллективного бессознательного. Индивидуальное бессознательное не что иное, как одна из форм реализации личностью части из огромного потенциала, хранящегося в коллективном

бессознательном человеческого рода. Оно наполнено инстинктами, влечениями, стремлениями, переживаниями, страстями, которые ждут своего момента, чтобы вырваться на поверхность и заявить о себе, реализовать себя в той или иной форме [2, с. 117].

«Идеальное-Я» является самым ценным образованием в психологической структуре личности. Природа происхождения «идеального-Я» двойственна: с одной стороны, оно порождается индивидуальным бессознательным, а с другой стороны, окружающей нас средой. Данная психологическая структура личности есть не что иное, как многофункциональное, системно-ролевое образование. Многофункциональное потому, что «идеаль-ное-Я» выполняет такие функции, как ориентировочная, самоорганизующая, опосредования, психологической готовности, коммуникативная и др. Системно-ролевой характер «идеального-Я» обусловлен тем, что оно вживается, вращивается во все многообразие социальных ролей, которые осваивает и выполняет личность в течение всей своей жизни. Выполняя социальные роли, личность всегда нуждается в системном ориентировании или в сформированности соответствующих образов, развитие которых происходит всю жизнь [2, с. 123].

«Актуальное-Я» есть инстанция, которая контролирует, анализирует, оценивает, координирует и корректирует, волнуется и переживает за результаты нашей деятельности. Оно глубоко проникает как в «идеальное-Я», индивидуальное бессознательное, так и в «интегративное-Я». Данное структурное образование постоянно сравнивает поведение индивида с неким внутренним эталоном, образцом и стремится сблизить «интегративное-Я» с ним. Этим эталоном является «идеальное-Я». Оно ориентирует «интегративное-Я» на выполнение личностью определенной социальной роли. Причём как «идеальное-Я», так и «интегративное-Я» - системно-ролевые образования, роль посредника между которыми выполняет «актуальное-Я» [2, с. 143].

«Интегративное-Я» - это сознательное и деятельное начало в психосоциальной структуре личности. Это системно-функционально-ролевое образование личности. «Интегративное-Я» вбирает в себя систему ценностных ориентаций личности. Эти ориентации фиксируются в виде образов памяти и наполняют собой «идеальное-Я». Они необходимы для выживания личности в условиях

изменяющейся действительности. В зависимости от того, насколько значимыми для личности стали социальные ценности, можно говорить об уровне развития её культуры [2, с. 148].

Главной функцией «интегративного-Я» является формирование системы ценностных ориентаций личности. Из всего многообразия социальных ценностей выкристаллизовываются доминирующие, ярко выраженные ценности, присущие в различных сочетаниях всем людям. Эти ценности, превращаясь в отдельно взятые образы, в совокупности образуют символы, которые становятся главными элементами в формировании «идеального-Я».

Из всех структурных образований личности особую роль играет коллективное бессознательное. Данная инстанция хранит опыт конкретного человеческого рода, который наследуется, то есть передается от поколения к поколению в виде типичных поведенческих реакций в конкретных жизненных ситуациях. Именно в ситуациях фрустрации (препятствия), столкновения, противоречия и т.д. проявляется истинное лицо индивида, его поведенческие реакции. В таких ситуациях на помощь индивиду приходит подсознание, потому что времени на принятие взвешенных, продуманных решений нет. В этом отношении прав был А.Я. Анцупов, когда писал: «Бессознательное и подсознательное играют в повседневной жизни человека гораздо более значительную роль, чем это представляется обыденному взгляду» [1, с. 20]. И далее цитируем: «В принятии человеком решения на выбор того или иного варианта поведения в конфликте участвуют все уровни его психики. Сам человек наиболее полно фиксирует и осознает те психические процессы, которые происходят на уровне сознания. Однако из этого не следует, что сознание всегда играет определяющую роль в поведении и деятельности индивида. Сознание гораздо менее устойчиво к воздействиям стрессовых факторов по сравнению с бессознательным и подсознанием. В стрессовых конфликтных ситуациях регулирующая роль бессознательного и подсознания в поведении и деятельности человека заметно возрастает по сравнению с обычными ситуациями. В конфликтных ситуациях часто не бессознательное «обслуживает» сознание, а наоборот - сознание адаптирует, если успевает и может, стереотипы поведения, заложенные в бессознательном, к особенностям конкретной обстановки» [там же, с. 20]. Это дало основание ученому

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

считать, что «для конфликтолога крайне важно стремиться максимально учесть бессознательные и подсознательные элементы психической деятельности людей при исследовании различных конфликтов. Без этого невозможно выработать сколь-нибудь действенные практические рекомендации по регуляции поведения и деятельности человека в конфликтных ситуациях» [там же, с. 21]. По существу, такого же мнения придерживается и Н.М. Амосов. Он считает, что «биологического в человеке вдвое больше, чем социального. Следовательно, невозможно всесторонне оценить поведение человека в конфликте, не учитывая его биологическую природу. Сделать это довольно сложно, поскольку человек биологические мотивы своего поведения часто не осознает, а если осознает, то маскирует их от окружающих и даже от самого себя» [1, с. 25].

Как коллективное бессознательное, так и индивидуальное содержат типичные поведенческие реакции индивида, и проявляются они в тот момент, когда возникают соответствующие условия, активизирующие деятельность подсознания. При этом надо быть внимательным наблюдателем, чтобы адекватно реагировать на них, понимая, что ввести их под контроль сознания не так просто. При попытке сделать такой шаг, как обычно, можно слышать в свой адрес резкие эмоциональные возмущения. Это говорит о том, что мы затрагиваем самые сокровенные устремления человека, кото -рые для него являются родными, близкими, хотя до конца не осознаваемыми. И это встречается практически на каждом шагу. Например, педагог, сделав замечание студенту о нарушении дисциплины во время проведения занятия, слышит из уст последнего эмоциональное недовольство, что его в очередной раз побеспокоили. Или, получив неудовлетворительную оценку, студент в порыве гнева может даже оскорбить педагога. Но это касается не всех студентов. Ведь большинство студентов адекватно реагируют на требования педагогов, и негативных эмоциональных реакций с их стороны при этом не возникает. Конечно, всё можно отнести на издержки воспитания, низкой педагогической культуры родителей, влияние окружающей среды. В действительности как раз в ситуациях препятствия, когда время на осознанный поступок ограничено, у человека автоматически включается программа действия, которая хранится глубоко в подсознании и которая многократно

была опробована представителями конкретного человеческого рода в аналогичных или близких по форме и содержанию ситуациях. Поэтому для того, чтобы увидеть истинное лицо человеческой личности, надо только создавать проблемные ситуации, воспитывающие ситуации, ситуации препятствия, провоцировать столкновения и т.д.

Коллективное бессознательное наполнено архетипами или первообразами, представляющими собой глубинную структуру психики человека. Эти первообразы не что иное, как формальные образцы поведения или символические образы, на основе которых оформляются конкретные, наполненные содержанием образы, соответствующие в реальной жизни стереотипам сознательной деятельности человека. Действие архетипов протекает инстинктивно, то есть они возбуждают соответствующий инстинкт, который затем формирует образ поведения и деятельности человека. Недаром Г. Айзенк утверждал, что «генетически наследуемой является предрасположенность человека поступать и вести себя определенным образом при попадании в определенные ситуации» [3, с. 319].

Отсюда логично предположить, что символы коллективного бессознательного являются первопричиной привычного поведения индивида независимо от того, осознает он это или нет. Обусловлено это тем, что индивид никогда не научится тому, как вести себя, например, в ситуациях, связанных с угрозой его жизни и безопасности. Он будет поступать так, как подсказывает ему коллективный разум или коллективный опыт, на основе которого формируются коллективные поведенческие реакции, отработанные до мелочей предыдущими поколениями.

В этом отношении педагогическая деятельность не является исключением. Здесь, как нигде, проявляется вся многогранность человеческой личности. В частности, принято считать, что педагогическая запущенность - устойчивое отклонение от норм в нравственном сознании и поведении детей и подростков, обусловленное отрицательным влиянием среды и воспитания. Но надо помнить о том, что поведенческие реакции в большинстве своем осуществляются неосознанно и в глубинах подсознания они хранятся в готовом виде, лишь только ждут удобного момента, чтобы заявить о себе. Поэтому педагогическая запущенность среди учащихся и студентов -

это явление, которое имеет не только социальные корни, но и сугубо личностные, связанные с индивидуально-психологическими особенностями личности и прежде всего с коллективным бессознательным.

Таким образом, с полным основанием можно считать, что причины негативных явлений в отношениях между людьми кроются в символах кол -

лективного бессознательного. В ситуациях препятствия, когда время на осознанный поступок ограничено, у человека автоматически включается программа действия, которая хранится глубоко в подсознании и которая многократно была апробирована представителями конкретного человеческого рода в аналогичных или близких по форме и содержанию ситуациях.

Библиографический список

1. Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе / А.Я. Анцупов. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.

2. Рожков Н.Т. Основы психоаналитической педагогики: Монография / Н.Т. Рожков. - Орел: ОрелГТУ, 2005.

3. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). - СПб.: Издательство «Питер», 1999.

N.T. ROZHKOV

THE PRIMARY CAUSE OF CONFLICT

The collective unconsciousness is the basis of a person’s life and activity. This sphere touches upon not only the past but the present and the future of a person, this vocation and destiny. This psychical education is the primary cause of conflict.

Key words: synergetics, a symbol, the collective unconsciousness, the individual unconsciousness, «ego ideal», «ego actual», «ego integrative».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.