Научная статья на тему 'Психоанализ и воспитание'

Психоанализ и воспитание Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1625
205
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЗНАТЕЛЬНОЕ / БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ / СИНЕРГЕТИКА / "ИДЕАЛЬНОЕ-Я" / "АКТУАЛЬНОЕ-Я" / РАЗВИТИЕ / САМОРАЗВИТИЕ / "EGO IDEAL" / "EGO ACTUAL" / CONSCIOUS / UNCONSCIOUSNESS / SYNERGETICS / DEVELOPMENT / SELF-DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рожков Н. Т.

Проблема современной педагогики заключается в том, что она ориентирована на сознание учащихся, а данная сфера обладает ограниченными возможностями. Для решения этой проблемы нужна новая педагогика, базирующаяся на основополагающих идеях психоаналитического учения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOANALYSIS AND PEDAGOGY

The problem of modern pedagogics Is that It Is aimed at student's (pupil's) consciousness. But this sphere has limited possibilities. There exists a new pedagogics for solving this problem based on the basic ideas of psychoanalytic teaching.

Текст научной работы на тему «Психоанализ и воспитание»

Н.Т. РОЖКОВ, кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка и педагогики Орловского государственного технического университета

Тел. 8(4862) 45-57-48; гт[email protected]

ПСИХОАНАЛИЗ И ВОСПИТАНИЕ

Проблема современной педагогики заключается в том, что она ориентирована на сознание учащихся, а данная сфера обладает ограниченными возможностями. Для решения этой проблемы нужна новая педагогика, базирующаяся на основополагающих идеях психоаналитического учения.

Ключевые слова: сознательное, бессознательное, синергетика, «идеальное-Я», «актуальное-Я», развитие, саморазвитие.

На протяжении многих лет психоаналитическое учение не находило своего применения в педагогической деятельности. В педагогике преобладало больше негативное, чем позитивное отношение к психоанализу. Психоанализ воспринимался как какое-то «инородное тело» в здоровом организме существующей психологии, идеи которого наносят большой вред, особенно в такой сфере деятельности человека, как воспитание.

Настало время, когда педагогика обратила внимание на основные положения психоаналитического учения. Сегодня она уже не может обойтись без таких понятий, как «сознательное», «предсознательное», «бессознательное», без того, что названные уровни сознания личности оказывают непосредственное влияние на качество обучения и воспитания учащихся. Нет смысла говорить о гуманизме в обучении и воспитании, не зная динамики развития психических процессов личности, а психоанализ всегда стоял на позициях психодинамики, единства и целостности психической жизнедеятельности человека. Более того, процесс воспитания - это не ровная и гладкая дорога, при движении по которой педагогу без труда удаётся решать все вопросы. Наоборот, ему постоянно приходится иметь дело с педагогически запущенными учащимися, анализировать причины конфликтного поведения, предупреждать их и преодолевать, изучать причины низкой успеваемости учащихся, анализировать индивидуальные особенности своих воспитанников, условия и среду их воспитания и т.д.

Решить эту проблему можно только на основе интеграции наук о человеке, а не пытаться реанимировать старые идеи, недостаток которых состоял в одностороннем подходе к процессу воспитания подрастающего поколения. Сущность такого подхода заключалась в том, что педагоги стремились воспитать человека социальным существом, не обращая особого внимания на его природу и внутреннюю культуру. А ведь человек представляет собой единство трех сущностей: природной, культурной и социальной. Соответственно этому и воспитание надо рассматривать в трех измерениях - как существо природное, культурное и социальное - не односторонне, а целостно. Всё это реальные системы, представляющие человека во всём его многообразии. Как существо биологическое, он подчиняется биологическим и физиологическим законам, как существо социальное - он часть социума и продукт общественного развития, как существо культурное - он продукт одного и второго [1, с. 6].

Стремление педагогов человека природного как можно быстрее сделать человеком социальным, игнорируя необходимость развития и формирования внутренней культуры личности, показало свою несостоятельность. Культура человека является связующим звеном между его биологической сущностью и социальной. Посредством культуры происходит естественное вхождение человека в социальную жизнь. Культура человека - это результат его саморазвития и самосовершенствования, это его собственное достояние, уникальная, неповторимая ценность.

© Н.Т. Рожков

Прежняя педагогика страдала дефицитом знаний о человеке, потому что основывалась не на законе развития и саморазвития личности, а на законе движения, обеспечиваемого внешними силами, воздействиями, побуждениями, вследствие этого опиралась только на сознание человека, забывая при этом его бессознательную деятельность, не использовала современных достижений психологии и физиологии в изучении внутреннего мира личности, природных элементов человеческого существа. Поэтому педагогика отводила ученику роль пассивного наблюдателя, объекта процесса познания и учения, абсолютизировала значение знаний,социальныхтребований и правил к поведению и деятельности.

Причина такого положения дел состоит в том, что десятилетиями складывалась традиция исследовать в психологии лишь психическое, а в педагогике - педагогическое. А в человеке всё это взаимосвязано, взаимообусловлено. Примером того, что внутренняя культура является связующим звеном между природой и окружающей социальной средой, служит деятельность К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинско-го. В воспитании они видели великую силу формирования личности, не стараясь преобразовать окружающую среду. Педагоги понимали, что внутренняя культура человека проявляется в социальной среде, создает её и определяет. Человек окультуривает окружающую среду по образу и подобию самого себя, уровню развития своей культуры. Многие идеи выдающихся педагогов по-разному были восприняты, а некоторые просто забыты [1, с. 7].

Однако развитие педагогической мысли за последнее десятилетие вселяет в нас определенный оптимизм. Многие педагогические новации направлены на развитие личности ребёнка как уникального и самоценного явления, что, несомненно, сказывается на соблюдении разумного баланса развития природных и социальных качеств. В педагогической теории и практике прочно утверждается идея о решающем значении собственной активности учащегося в работе над собой. Об этом свидетельствует возврат к идеям и принципам педагогики сотрудничества, к педагогике гуманизма. Но пытаться решить эту проблему, не опираясь на закономерности развития и саморазвития личности, значит опять вводить педагогов в заблуждение, похоронить вновь благие намерения, уводя их от глубинного постижения психологопедагогической теории. Особенно относится это к воспитанию, сложнейшую сущность и методические пути осуществления которого нельзя по-

нять, не приложив соответствующего труда и не разобравшись как следует в теоретических основах. Именно этот труд превращается в педагогическую мудрость, из которой рождаются воспитательное мастерство и успехи в обучении и воспитании учащихся. Решить эту задачу без овладения педагогами психоаналитической культурой невозможно, потому что она является самой важной частью общей культуры педагога.

Как психолог, так и педагог в своей практической деятельности нуждаются в глубоком изучении личности, её мыслей, воспоминаний, желаний, сопротивлений, неосознанных конфликтов, ценностных ориентаций с целью гармонического ее развития. Педагог не сможет учить и воспитывать учащихся, не овладев в совершенстве психоаналитической культурой. Если педагог - плохой аналитик, то он не будет мастером своего дела, потому что диагностика - это одна из самых важных функций педагогического мастерства. Эта функция раскрывает первопричины и позитива, и негатива в учебно-воспитательном процессе. Кроме того, психоаналитическая культура необходима и учащемуся как субъекту процесса познания и учения, поскольку результаты его учебной и самовоспи-тательной деятельности зависят от того, насколько у него расширились границы сознания, а следовательно, и самосознания.

Главная цель психоанализа заключается в том, чтобы помочь человеку осознать, а следовательно, обнаружить то, к чему он предрасположен, что он может сделать лучше другого, то есть раскрыть его потенциальные возможности, которые находятся в свернутом состоянии и ждут момента, чтобы заявить о себе. Эти задатки и способности находятся в глубинах подсознания. Поэтому осознание бессознательного - единственный путь индивидуализации, самосовершенствования, обусловленного самопознанием, усилением нашего сознания. Чем больше наших функций становится объектом внимания, тем шире и полнее сознание личности.

В большинстве своём наши действия непроизвольные, привычные, не требующие усилий на их реализацию. Они уходят из-под контроля нашего сознания и связаны с бессознательным началом. Сущность осознания бессознательного в том и состоит, чтобы вначале всё многообразие наших поведенческих реакций ввести в поле сознания, проверить их в действии, убедиться в их гуманном характере, а затем «вернуть в сферу бессознательного». Критерием гуманности в отношениях между людьми в этом случае становятся привычные действия, которые подчинены общечело-

веческим ценностям и совершаются бескорыстно, просто так, как бы между прочим.

Расширение поля сознания - это включение в область осознанного всё большего количества жизненно важных функций человека. Процесс осознания связан с пробуждением таких общечеловеческих ценностей, как добро, совесть, справедливость, ответственность, долг, стыд и др., которые становятся главными регуляторами поведения личности. Так незаметно для нас поле сознания наполняется ценностными ориентациями. Эти ценности в дальнейшем вытесняют инстинктивные побуждения и занимают их место. Человек превращается в личность, приобретая свой социальный статус. Иначе говоря, психоанализ расширяет поле сознания личности и раскрывает её потенциальные возможности. В то же время педагогику интересует прежде всего социальная сущность человека. Поэтому правомерным становится вопрос о возможности синтетического подхода к постановке цели воспитания человека.

Следует обратить внимание на то, что в «Неопедагогике» (Н.М. Таланчук) целью воспитания является формирование гармонически развитой личности [2, с. 19], готовой и способной выполнять объективную систему социальных ролей [см. илл.1]. В понимании Н.М. Таланчука, эту цель воспитания человека не нужно придумывать, точно так же не нужно гадать, каким должен быть идеал человека, а надо лишь постигнуть объективный генезис человека как личности. В социумах формируются особые ценности, от которых производны социальные роли. Человек принадлежит к системе социумов, поэтому ему объективно присуща система социальных ролей, которые указывают, каким он должен быть как личность. Если социумы и социальные роли более статичны, то социальные ценности динамичны и развиваются во временных рамках жизни человечества. Чтобы достигнуть такой цели, надо прежде всего сформировать у личности систему ценностных ориентаций, используя для этого возможности не только сознания, но и подсознания.

Проблема современной педагогики заключается в том, что она ориентирована на сознание личности учащегося, а данная сфера обладает ограниченными возможностями. Следовательно, надо задействовать другие, более глубинные уровни сознания личности. Но о них педагоги имеют самые смутные представления. Чтобы решить эту проблему, необходимо, с одной стороны, расширить поле сознания личности, а с другой стороны, затронув подсознательную деятельность, вскрыть неисчерпаемые возможности ее развития и са-

моразвития. Но для этого нужна новая педагогика, базирующаяся на основополагающих идеях психоаналитического учения. Такой педагогикой должна стать психоаналитическая педагогика [1, с. 101].

Отсюда целью воспитания в психоаналитической педагогике является раскрытие природного потенциала личности, реализация её задатков и способностей в процессе выполнения системы социальных ролей.

Под такой целью понимается следующее: во-первых, развитие и формирование личности связано не только с сознанием, но и включением в этот процесс подсознания; во-вторых, подсознание незаметно активизирует деятельность личности по овладению и качественному выполнению ею системы социальных ролей; в-третьих, в глубинных уровнях сознания сосредоточен огромный потенциал, способствующий раскрытию задатков и способностей личности, а следовательно, предрасположенности её к определенному виду деятельности; наконец, овладевая наиболее значимыми для себя социальными ролями, личность удовлетворяет главную свою потребность - в самоактуализации.

Задачи психоаналитической педагогики вытекают из её цели. Все социальные роли указывают на задачи воспитания и самовоспитания личности. Эти задачи не являются произвольными, а генетически обусловлены структурой и составом социальных ролей. Эта связь прослеживается прежде всего в том, что, расширяя поле сознания личности, мы тем самым раскрываем её природный потенциал в виде задатков и способностей. В свою очередь, свои задатки и способности личность может реализовать только тогда, когда её сознание будет наполнено системой ценностных ориентаций, имеющих системно-ролевую природу происхождения.

Отсюда главной задачей психоаналитической педагогики является расширение поля сознания личности, формирование её готовности и способности по овладению и качественному выполнению системы социальных ролей.

Для решения поставленных задач воспитания следует воспользоваться системным подходом. Такой подход необходим для того, чтобы целостно представить картину изучаемого процесса.

Как известно, выявлением путей зарождения в хаосе порядка, его поддержанием занимается синергетика. Она изучает нелинейные и неравновесные процессы природы. Но социальная жизнь человека наполнена аналогичными процессами. К ним прежде всего следует отнести один из самых сложных процессов, каким является воспитание.

Иллюстрация 1

СИСТЕМНО-РОЛЕВАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ (по Н.М.Таланчуку)

Сферы Социальные роли личности Задачи воспитания и самовоспитания Критерии воспитанности личности

С Сыновне-дочерняя Формирование сыновне-дочернего Сыновне-дочерний долг

Е долга и ответственность

М Супружеская Формирование супружеской Супружеская культура

Ь культуры

Отцовско-материнская Формирование педагогической Педагогическая роди

Я культуры тельская культура

К Профессионально-трудовая Формирование профессиональных Профессиональное

О знаний и умений мастерство и культура

л Экономическая Формирование экономической Экономическая культу

и А тт культуры ра

л Организаторско-самоуправ Формирование умений Культура самоорганиза

Е ленческая самоорганизации и самоуправления ции и самоуправления в

К коллективе

Т И Коммуникативная Формирование культуры общения Коммуникативная куль

В тура

Экологическая Формирование экологической куль Экологическая культура

туры

О Патриотическая Воспитание патриотизма Патриотизм

Б Национально-интернацио Воспитание национально-интерна Национально-интерна

ттт нальная циональной культуры циональная культура

и Классово-интерклассовая Воспитание классово-интерклас Классово-интерклассо

Е совой культуры вая культура

С і Политическая Воспитание политической куль туры Политическая культура

Т В Морально-правовая Воспитание морально-правовой Морально-правовая

О культуры культура

М Геосоциальные и интерсо Интерсоциальное воспитание и Интерсоциальная куль

И циальные самовоспитание тура личности как

Р гражданина мира

Субъект материальных пот Воспитание культуры материаль ных Культура материальных

ребностей потребностей потребностей

Я Субъект духовных потреб Воспитание культуры духовных Культура духовных пот

л ностей потребностей ребностей

— Субъект познания и учения Формирование культуры учения Культура учения, само

С образования и познания

Ф Субъект самовоспитания Формирование культуры самовос Культура самовоспита

Е питания ния

Р Субъект творчества Формирование творческих способ Творческие способности

ностей

А Субъект психической само Воспитание культуры психической Культура психической

регуляции саморегуляции саморегуляции

Целеутверждающая Формирование деловой культуры Деловая культура

Синергетический подход акцентирует внимание на открытых системах, неупорядоченности, неустойчивости, неравновесности, нелинейных отношениях. Если предположить, что неравновес-ность является естественным состоянием всех

процессов окружающей нас действительности, то естественным оказывается и стремление к самоорганизации как имманентное свойство неравновесных процессов. Именно совместное действие или когерентное поведение элементов неравно-

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

1>сш

весных структур и является тем феноменом, который характеризует процессы самоорганизации. Отсюда логичным будет утверждение, что само-организующее начало свойственно и процессу воспитания.

Таким образом, с одной стороны, воспитание -это нелинейный и неравновесный процесс, а с другой - воспитанию свойственно самоорганизую-щее начало. Казалось бы, налицо два взаимоисключающих процесса: один порождает хаос, а вто-

рой восстанавливает гармонию, устойчивость, целостность, придает динамичность системе.

Чтобы представить, как в недрах хаоса зарождается гармония и порядок, как прямо противоположные процессы уживаются и существуют в одной системе, надо нарисовать картину всего происходящего или воплотить все это в образе. Синергетическая модель развития и формирования личности [1, с.106] как раз и представляет собой данный образ [см. рис.1].

Внешняя среда

Внешняя среда КБ - коллективное бессознательное

Рисунок 1 - Синергетическая модель развития и формирования личности

В соответствии с данной моделью основными уровнями структурной организации личности являются: сознательный или системно-функционально-ролевой («интегративное-Я»), предсознатель-ный («идеальное-Я», «актуальное-Я»), индивидуально-бессознательный, коллективно-бессознательный. Такое переплетение различных уровней на первый взгляд порождает представление о господстве случайности и хаотичности в развитии и становлении личности. Но внимательный анализ обнаруживает то, что каждый уровень в отдельности, а следовательно, и вместе выполняют одну из самых важных функций в развитии личности - самоорганизации, то есть преобладания организованности, самоорганизованности, упорядоченности над хаотичными, ситуационными изменениями, без которых невозможна жизнь и деятельность человека.

Коллективное бессознательное - это мироздание человека. Структурными элементами коллективного бессознательного являются архетипы. Архетипы коллективного бессознательного не что иное, как формальные образцы поведения или символические образы, на основе которых оформляются конкретные, наполненные содержанием образы, соответствующие в реальной жизни стереотипам сознательной деятельности человека.

Коллективное бессознательное - та основа, на которой покоится индивидуальное бессознательное. Данное психическое образование - главная составная часть генома человека, который связывает его не только с конкретным человеческим родом, но и с народностью, нацией и человечеством в целом.

Коллективное бессознательное - программа жизни и деятельности человеческого рода, которая развивается и в пространстве, и во времени [1, с. 107].

Индивидуальному бессознательному присущи характерные особенности нашего коллективного разума, опыта человеческого рода. Это психическое образование целиком и полностью покоится и произрастает из коллективного бессознательного. Индивидуальное бессознательное не что иное, как одна из форм реализации личностью части из огромного потенциала, хранящегося в коллективном бессознательном человеческого рода. Оно наполнено инстинктами, влечениями, стремлениями, переживаниями, страстями, которые ждут своего момента, чтобы вырваться на поверхность и заявить о себе, реализовать себя в той или иной форме [1, с. 117].

«Идеальное-Я» является самым ценным образованием в психологической структуре личности.

Природа происхождения «идеального-Я» двойственна: с одной стороны, оно порождается индивидуальным бессознательным, а с другой стороны, - влиянием окружающей среды. Данная психологическая структура личности есть не что иное, как многофункциональное, системно-ролевое образование. Многофункциональное потому, что «идеальное-Я» выполняет такие функции, как ориентировочная, самоорганизующая, опосредования, психологической готовности, коммуникативная и др. Системно-ролевой характер «идеально-го-Я» обусловлен тем, что оно вживается, вращи-вается во все многообразие социальных ролей, которые осваивает и выполняет личность в течение всей своей жизни. Выполняя социальные роли, личность всегда нуждается в системном ориентировании или в сформированности соответствующих образов, развитие которых происходит всю жизнь [1, с. 123].

«Актуальное-Я» есть инстанция, которая контролирует, анализирует, оценивает, координирует и корректирует, волнуется и переживает за результаты деятельности индивида. Оно глубоко проникает как в «идеальное-Я», индивидуальное бессознательное, так и в «интегративное-Я». Эта инстанция постоянно сравнивает поведение человека с неким внутренним эталоном, образцом и стремится сблизить «интегративное-Я» с ним. Этим эталоном является «идеальное-Я». Причём как «иде-альное-Я», так и «интегративное-Я» - системноролевые образования, роль посредника между которыми выполняет «актуальное-Я» [1, с. 143].

«Интергативное-Я» - это сознательное и деятельное начало в психосоциальной структуре личности. Это системно-функционально-ролевое образование личности. «Интегративное-Я» вбирает в себя систему ценностных ориентаций личности. Эти ориентации фиксируются в виде образов памяти и наполняют собой «идеальное-Я». Они необходимы для выживания личности в условиях изменяющейся действительности. В зависимости от того, насколько значимыми для личности стали социальные ценности, можно говорить об уровне развития её культуры [1, с. 148].

Главной функцией «интегративного-Я» является формирование системы ценностных ориентаций личности. Из всего многообразия социальных ценностей выкристаллизовываются доминирующие, ярко выраженные ценности, присущие в различных сочетаниях всем людям. Эти ценности, превращаясь в отдельно взятые образы, в совокупности образуют символы, которые становятся главными элементами в формировании «идеального-Я».

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

Таким образом, синергетическая структура личности представляет собой совокупность устойчивых отношений и связей между её элементами. Эти отношения и связи проявляются посредством действия объективных законов системного синер-гетизма таких как: законы систем, гармонии, движения, развития и саморазвития. Все структурные образования личности (коллективное бессознательное, индивидуальное бессознательное, «иде-альное-Я», «актуальное-Я» и «интегративное-Я») -системы, которые состоят из огромного количества элементов, находящихся в синергетическом взаимодействии.

Психический мир человеческого существа разворачивается в пространстве между коллективным бессознательным и «интегративным-Я». Этот мир воплощает в себе психическую сущность человеческой личности вследствие того, что все психические явления проходят несколько стадий своего развития. Первоисточником и первопричиной своего появления они обязаны коллективному бессознательному. В дальнейшем психические явления получают свое развитие в индивидуаль-

ном бессознательном, «идеальном-Я», «актуаль-ном-Я» и реализуют себя в «интегративном-Я». Это и есть, по сути дела, психическая сущность человека.

Социальная сущность человека проявляется в готовности и способности его выполнять систему объективных социальных ролей, то есть тех функций, которые заданы человеку обществом, и которые в той или иной степени ему приходится осваивать и выполнять. По существу, это предметные отношения и предметная деятельность человеческой личности с момента её рождения и до глубокой старости. Раскрывается эта сущность человеческой личности с помощью «интегративного-Я».

Отсюда синергетическая модель развития и формирования личности есть целостный образ человеческой личности, где психическая сущность и социальная представлены как единое целое образование. Имея целостное представление о структуре личности, её компонентах, их взаимосвязях и взаимодействиях, можно успешно решать проблемы обучения и воспитания подрастающего поколения.

Библиографический список

1. Рожков Н.Т.Основы психоаналитической педагогики: Монография / Н.Т. Рожков. - Орёл: ОрёлГТУ, 2005.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Таланчук Н.М. 100 новых идей в педагогике, связанных с открытием фундаментальных законов системного синергетизма. - Казань: ИСПО РАО, 1993.

N.T. ROZHKOV

PSYCHOANALYSIS AND PEDAGOGY

The problem of modern pedagogics is that it is aimed at student’s (pupil’s) consciousness. But this sphere has limited possibilities. There exists a new pedagogics for solving this problem based on the basic ideas of psychoanalytic teaching.

Key words: conscious, unconsciousness, synergetics, «ego ideal», «ego actual», development, self-development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.