Научная статья на тему 'Психоанализ и неопедагогика'

Психоанализ и неопедагогика Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
391
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЗНАТЕЛЬНОЕ / БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ / СИНЕРГЕТИКА / "ИДЕАЛЬНОЕ-Я" / "АКТУАЛЬНОЕ-Я" / РАЗВИТИЕ / САМОРАЗВИТИЕ / "EGO IDEAL" / "EGO ACTUAL" / CONSCIOUS / UNCONSCIOUSNESS / SYNERGETICS / DEVELOPMENT / SELF-DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Рожков Николай Тихонович

Проблема современной педагогики заключается в том, что она ориентирована на сознание учащихся, а данная сфера обладает ограниченными возможностями. Для решения этой проблемы нужна новая педагогика, базирующаяся на основополагающих идеях психоаналитического учения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of modern pedagogics is that it is aimed at student's (pupil's) consciousness. But this sphere has limited possibilities. There exists a new pedagogics for solving this problem based on the basic ideas of psychoanalytic teaching.

Текст научной работы на тему «Психоанализ и неопедагогика»

Габди, как и Мавля Кулый, выступает против курения табака и употребления хмельного напитка.

Не вступай ногами в жилой дом, Дадут там шишки, больше не повторяй [8].

Габди хочет видеть жизнь без изъянов, людей - без пороков. Он думает, что все это можно исправить воспитанием характера.

В целом можно сказать, что татарские мусульманские поэты XVII -XVIII вв. болели за судьбу своего народа. Они стремились своими произведениями воспитать высокую нравственность, предлагали пути избавления общества от духовной деградации. По их мнению, каждый человек должен заниматься самовоспитанием и самосовершенствованием, только тогда он будет любимым и уважаемым членом общества.

Литература:

1. Мухаметшин Р. Ислам в общественной и политической жизни татар и Татарстана в XX веке. - Казань: Татар. кн. изд-во, 2005. - С.22.

2. Алишев С. Х. Тернистый путь борьбы за свободу. Казань: Фен, 1999. - С.24.

3. Аллаhияр Суфи. Собетел-гажизин (Гажизлерге терек) / Терж. Ф. Яхин. - Казан: Татарстан Республикасы «Хетер» нешрияты (ТаРИХ), 2002.

4. Маханова Р. Р. Творчество Суфи Аллаяра и его традиции в татарской литературе. // Дисс. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук. К., 2008.

5. Мэула Колый. Хикметлер. Тез. М. Гайнетдин. - Казан: Иман, 2000.

6. Тухватуллина Л. И. Проблема человека в трудах татарских богословов: конец XIX - начало XX веков. - Казань: Татар. кн. изд-во, 2003. - С.99.

7. Давлетшин К. С. Мауля Кули // Средневековая татарская литература VII -XVIII вв. - Казань: Фан, 1999. - С.174.

8. Абилов Ш. Ш. Творчество поэта Габди // Средневековая татарская литература VII - XVIII вв. - Казань: Фан, 1999.

ПСИХОАНАЛИЗ И НЕОПЕДАГОГИКА Н. Т. Рожков

Проблема современной педагогики заключается в том, что она ориентирована на сознание учащихся, а данная сфера обладает ограниченными возможностями. Для решения этой проблемы нужна новая педагогика, базирующаяся на основополагающих идеях психоаналитического учения.

Ключевые слова: сознательное, бессознательное, синергетика, «идеаль-ное-Я», «актуальное-Я», развитие, саморазвитие

The problem of modern pedagogics is that it is aimed at student's (pupil's) consciousness. But this sphere has limited possibilities. There exists a new pedagogics for solving this problem based on the basic ideas of psychoanalytic teaching.

Key words: conscious, unconsciousness, synergetics, «ego ideal», «ego actual», development, self-development.

На протяжении многих лет психоаналитическое учение не находило своего применения в педагогической деятельности. В педагогике преобладало больше негативное, чем позитивное отношение к психоанализу. Психоанализ воспринимался как какое-то «инородное тело» в здоровом организме существующей психологии, идеи которого наносят большой вред, особенно в такой сфере деятельности человека как воспитание.

Настало время, когда педагогика обратила внимание на основные положения психоаналитического учения. Сегодня она уже не может обойтись без таких понятий как «сознательное», «предсознательное», «бессознательное»; без того, названные уровни сознания личности оказывают непосредственное влияние на качество обучения и воспитания учащихся. Нет смысла говорить о гуманизме в обучении и воспитании, не зная динамики развития психических процессов личности, а психоанализ всегда стоял на позициях психодинамики, единства и целостности психической жизнедеятельности человека. Более того, процесс воспитания - это не ровная и гладкая дорога, при движении по которой педагогу без труда удаётся решать все вопросы. Наоборот, ему постоянно приходится иметь дело с педагогически запущенными учащимися, анализировать причины конфликтного поведения, предупреждать их и преодолевать, изучать причины низкой успеваемости учащихся, анализировать индивидуальные особенности своих воспитанников, условия и среду их воспитания и т.д.

Главная цель психоанализа заключается в том, чтобы помочь чело-156

веку осознать, а, следовательно, обнаружить то, к чему он предрасположен, что он может сделать лучше другого, то есть раскрыть его потенциальные возможности, которые находятся в свернутом состоянии и ждут момента, чтобы заявить о себе. Эти задатки и способности находятся в глубинах подсознания. Поэтому осознание бессознательного - единственный путь индивидуализации, самосовершенствования, обусловленного самопознанием, усилением нашего сознания. Чем больше наших функций становятся объектом внимания, тем шире и полнее сознание личности.

Расширение поля сознания - это включение в область осознанного всё большего количества жизненно важных функций человека. Процесс осознания связан с пробуждением таких общечеловеческих ценностей, как добро, совесть, справедливость, ответственность, долг, стыд и др., которые становятся главными регуляторами поведения личности. Так незаметно для нас поле сознания наполняется ценностными ориентациями. Эти ценности в дальнейшем вытесняют инстинктивные побуждения и занимают их место. Человек превращается в личность, приобретая свой социальный статус. Иначе говоря, психоанализ расширяет поле сознания личности и раскрывает её потенциальные возможности. В то же время педагогику интересует, прежде всего, социальная сущность человека. Поэтому правомерным становится вопрос о возможности синтетического подхода к постановке цели воспитания человека.

Следует обратить внимание на то, что в «Неопедагогике» (Н. М. Та-

ланчук) целью воспитания является формирование гармонически развитой личности, готовой и способной выполнять объективную систему социальных ролей. В понимании Н. М. Таланчука, эту цель воспитания человека не нужно придумывать, точно так же не нужно гадать, каким должен быть идеал человека, а надо лишь постигнуть объективный генезис человека как личности [2, с.19]. В социумах формируются особые ценности, от которых производны социальные роли. Человек принадлежит к системе социумов, поэтому ему объективно присуща система социальных ролей, которые указывают, каким он должен быть как личность. Если социумы и социальные роли более статичны, то социальные ценности динамичны и развиваются во временных рамках жизни человечества. Чтобы достигнуть такой цели надо, прежде всего, сформировать у личности систему ценностных ориентаций, используя для этого не только возможности сознания, но и подсознания.

Проблема современной педагогики заключается в том, что она ориентирована на сознание личности учащегося, а данная сфера обладает ограниченными возможностями. Следовательно, надо задействовать другие, более глубинные уровни сознания личности. Но о них педагоги имеют самые смутные представления. Чтобы решить эту проблему необходимо, с одной стороны, расширить поле сознания личности, а с другой стороны, затронув подсознательную деятельность, вскрыть неисчерпаемые возможности ее развития и саморазвития. Но для этого нужна новая педагогика,

базирующаяся на основополагающих идеях психоаналитического учения. Такой педагогикой должна стать психоаналитическая педагогика [1, с.101].

Отсюда, целью воспитания в психоаналитической педагогике является раскрытие природного потенциала личности, реализация её задатков и способностей в процессе выполнения системы социальных ролей.

Под такой целью понимается следующее: во-первых, развитие и формирование личности связано не только с сознанием, но и включением в этот процесс подсознания; во-вторых, подсознание незаметно активизирует деятельность личности по овладению и качественному выполнению ею системы социальных ролей; в-третьих, в глубинных уровнях сознания сосредоточен огромный потенциал, способствующий раскрытию задатков и способностей личности, а, следовательно, предрасположенности её к определенному виду деятельности; наконец, овладевая наиболее значимыми для себя социальными ролями, личность удовлетворяет главную свою потребность в самоактуализации.

Отсюда главной задачей психоаналитической педагогики является расширение поля сознания личности, формирование её готовности и способности по овладению и качественному выполнению системы социальных ролей.

Для решения поставленных задач воспитания следует воспользоваться системным подходом. Такой подход необходим для того, чтобы целостно представить картину изучаемого процесса.

Как известно, выявлением путей зарождения в хаосе порядка, его поддержанием занимается синергетика. Она изучает нелинейные и неравновесные процессы природы. Но социальная жизнь человека наполнена аналогичными процессами. К ним, прежде всего, следует отнести один из самых сложных процессов, каким является воспитание.

Синергетический подход акцентирует внимание на открытых системах, неупорядоченности, неустойчивости, неравновесности, нелинейных отношениях. Если предположить, что неравновесность является естественным состоянием всех процессов окружающей нас действительности, то естественным оказывается и стремление к самоорганизации как имманентное свойство неравновесных процессов. Именно совместное действие или когерентное поведение элементов неравновесных структур и является тем феноменом, который характеризует процессы самоорганизации. Отсюда логичным будет утверждение, что самоорганизующее начало свойственно и процессу воспитания.

Таким образом, с одной стороны, воспитание - это нелинейный и неравновесный процесс, а с другой - воспитанию свойственно самоорганизующее начало. Казалось бы налицо два взаимоисключающих процесса. Один порождает хаос, а второй - восстанавливает гармонию, устойчивость,

целостность, придает динамичность системе.

Чтобы представить, как в недрах хаоса зарождается гармония и порядок, как прямопротивоположные процессы уживаются и существуют в одной системе, надо нарисовать картину всего происходящего или воплотить все это в образе. Синергетическая модель развития и формирования личности как раз и представляет собой данный образ [см. рис.1].

В соответствии с данной моделью, основными уровнями структурной организации личности являются: сознательный или системно-функционально-ролевой («интегративное-Я»), предсознательный («идеальное-Я», «актуальное-Я»), индивидуально-бессознательный, коллективно-бессознательный. Такое переплетение различных уровней, на первый взгляд, порождает представление о господстве случайности и хаотичности в развитии и становлении личности. Но внимательный анализ обнаруживает, что каждый уровень в отдельности, а, следовательно, и вместе выполняют одну из самых важных функций в развитии личности - самоорганизацию, то есть преобладание организованности, самоорганизованности, упорядоченности над хаотичными, ситуационными изменениями, без которых невозможна жизнь и деятельность каждого из нас.

Внешняя среда

.1

Внешняя среда

Рис. 1. Синергетическая модель развития и формирования личности КБ - коллективное бессознательное

Коллективное бессознательное -это мироздание человека. Структурными элементами коллективного бессознательного являются архетипы. Архетипы коллективного бессознательного ничто иное, как формальные образцы поведения или символические образы, на основе которых оформляются конкретные, наполненные содержанием образы, соответствующие

в реальной жизни стереотипам сознательной деятельности человека.

Коллективное бессознательное -та основа, на которой покоится индивидуальное бессознательное. Данное психическое образование - главная составная часть генома человека, который связывает его не только с конкретным человеческим родом, но и с народностью, нацией и человечеством в целом.

Коллективное бессознательное -программа жизни и деятельности человеческого рода, которая развивается и в пространстве и во времени [1, с.107].

Индивидуальному бессознательному присущи характерные особенности нашего коллективного разума, опыта человеческого рода. Это психическое образование целиком и полностью покоится и произрастает из коллективного бессознательного. Индивидуальное бессознательное ничто иное, как одна из форм реализации личностью той части из огромного потенциала, хранящегося в коллективном бессознательном человеческого рода. Оно наполнено инстинктами, влечениями, стремлениями, переживаниями, страстями, которые ждут своего момента, чтобы вырваться на поверхность и заявить о себе, реализовать себя в той или иной форме [1, с.117].

«Идеальное-Я» является самым ценным образованием в психологической структуре личности. Природа происхождения «идеального-Я» двойственна: с одной стороны, оно порождается индивидуальным бессознательным, а с другой стороны, влиянием окружающей среды. Данная психологическая структура личности есть ничто иное, как многофункциональное, системно-ролевое образование. Многофункциональное потому, что «идеальное-Я» выполняет такие функции как: ориентировочная, самоорганизующая, опосредования, психологической готовности, коммуникативная и др. Системно-ролевой характер «идеального-Я» обусловлен тем, что оно вживается, вращивается во все многообразие социальных ро-160

лей, которые осваивает и выполняет личность в течение всей своей жизни. Выполняя социальные роли, личность всегда нуждается в системном ориентировании или в сформированности соответствующих образов, развитие которых происходит всю жизнь [1, с.123].

«Актуальное-Я» есть инстанция, которая контролирует, анализирует, оценивает, координирует и корректирует, волнуется и переживает за результаты деятельности индивида. Оно глубоко проникает как в «идеальное-Я», индивидуальное бессознательное, так и в «интегративное-Я». Эта инстанция постоянно сравнивает поведение человека с неким внутренним эталоном, образцом и стремится сблизить «интегративное-Я» с ним. Этим эталоном является «идеальное-Я». Причём, как «идеальное-Я» так и «ин-тегративное-Я» - системно-ролевые образования, роль посредника между которыми выполняет «актуальное-Я» [1, с.143].

«Интергативное-Я» - это сознательное и деятельное начало в психосоциальной структуре личности. Это системно-функционально-ролевое образование личности. «Интегративное-Я» вбирает в себя систему ценностных ориентаций личности. Эти ориентации фиксируются в виде образов памяти и наполняют собой «идеальное-Я». Они необходимы для выживания личности в условиях изменяющейся действительности. От того, насколько значимыми для личности стали социальные ценности, можно говорить об уровне развития её культуры [1, с.148].

Главной функцией «интегратив-ного-Я» является формирование системы ценностных ориентаций личнос-

ти. Из всего многообразия социальных ценностей выкристаллизовываются доминирующие, ярко выраженные ценности, присущие в различных сочетаниях всем людям. Эти ценности, превращаясь в отдельно взятые образы, в совокупности образуют символы, которые становятся главными элементами в формировании «идеаль-ного-Я».

Таким образом, синергетическая структура личности представляет собой совокупность устойчивых отношений и связей между её элементами. Эти отношения и связи проявляются посредством действия объективных законов системного синергетизма таких, как закона систем; гармонии; движения, развития и саморазвития. Все структурные образования личности (коллективное бессознательное, индивидуальное бессознательное, «идеальное-Я», «актуальное-Я» и «ин-тегративное-Я») - системы, которые состоят из огромного количества элементов, находящихся в синергетичес-ком взаимодействии.

Психический мир человеческого существа разворачивается в пространстве между коллективным бессознательным и «интегративным-Я». Этот мир воплощает в себе психическую сущность человеческой личности, вследствие того, что все психические явления проходят несколько стадий своего развития. Первоисточником и первопричиной своего появления они обязаны коллективному бессознательному. В дальнейшем, психические явления получают свое развитие

в индивидуальном бессознательном, «идеальном-Я», «актуальном-Я» и реализуют себя в «интегративном-Я». Это и есть, по сути дела, психическая сущность человека.

Социальная сущность человека проявляется в готовности и способности его выполнять систему объективных социальных ролей, то есть тех функций, которые заданы человеку обществом, и которые в той или иной степени ему приходится осваивать и выполнять. По существу, это предметные отношения и предметная деятельность человеческой личности с момента её рождения и до глубокой старости. Раскрывается эта сущность человеческой личности с помощью «интегративного-Я».

Отсюда, синергетическая модель развития и формирования личности есть целостный образ человеческой личности, где психическая сущность и социальная представлены как единое целое образование. Имея целостное представление о структуре личности, её компонентах, их взаимосвязях и взаимодействиях, можно успешно решать проблемы обучения и воспитания подрастающего поколения.

Литература:

1. Рожков Н. Т. Основы психоаналитической педагогики: монография / Н. Т. Рожков. - Орел: Орел ГТУ, 2005.

2. Таланчук Н. М.100 новых идей в педагогике, связанных с открытием фундаментальных законов системного синерге-тизма. Казань: ИСПО РАО. 1993.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.