SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7
3(5), May, 2023
БЕСЕДА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ
Зайнутдинова Д.Т.
к.ф.н. доцент кафедры Узбекского и русского языков Ташкенстского университета Информационных технологий
АННОТАЦИЯ
В статье дано описание метода развития неподготовленной речи и этим методом является беседа. Дано описание особенностей данного эффективного метода и перечислены виды спонтанно общения, виды общения, составные части беседы, ее модели.
Ключевые слова: речевой контакт, запрос информации, устанoвление контакта, линейная модель, концентрическая модель.
CONVERSATION AS A MEANS OF SPEECH DEVELOPMENT
Zaynutdinova D.T.
Ph.D., Associate Professor of the Department Uzbek and Russian languages at Tashkent University Information technology
The article describes the method of development of unprepared speech and this method is a conversation. The description of the features of this effective method is given and the types of spontaneous communication, types of communication, components of the conversation, its models are listed.
Keywords: speech contact, information request, contact establishment, linear model, concentric model.
Одной из важных задач в обучении языку является развитие неподготовленной речи. Беседа-средство, с помощью которого достигается эта задача. Что представляет собой беседа как вид общения? В чем ее особенности? Различают следующие типичные виды общения:
1.Официальный речевой контакт
2.Неофициальный деловой разговор
3.Неофициальную свободную беседу
Официальный речевой контакт возникает между лицами, находящимися в официальных отношениях.При этом коммуникативный акт четко ограничен одной темой, как правило, связанный с выполнением коммуникантами определенных социальных функций в сфере некоторой деятельности
ABSTRACT
SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7
3(5), May, 2023
Неофициальный деловой разговор рассматривается как необходимое звено в контексте некоторой внеречевой деятельности как средство решения вытекающих из нее проблем (деловое свидание с товарищем, обсуждение хозяйственных дел с членами семьи и т. д).Свободная беседа представляет собой самостоятельную деятельность общения или такую деятельность, цель которой установление контакта, взаимопонимания, воздействие на систему социальных ценностей (убеждений) эмоциональное состояние другого человека и т д
Тематика свободной беседы отличается широтой диапазона и в принципе не зависит от места действия .К типичным видам речевых стимулов свободной беседы можно отнести следующие:
а) информирование кого-либо о чем-либо
б) запрос информации об интересующем лице, объекте, событии
в) выражение своего отношения к какому-либо событию, к чьим-либо словам, суждениям
г) обмен мнениями или впечатлениями о чем-либо , о ком-либо
д) установление контакта (например знакомства)
е) поддержание разговора
ж) использование общения в качестве" клапана" для змоциональной разрядки и т. д.
К наиболее распространенным темам , являющимися предметом свободной беседы относятся:
1) человек, его поступки, действия, успехи, характер, внешность ,убеждения, чувства.
2) событие (в личной, общественной ж изни либо в естественной среде-явление, происшествие ,мероприятие)
з) вещь (любой предмет, являющийся объектом внимания, действия потребления
4) отношение коммуникантов друг к другу, к третьим лицам, к происходящим событиям
По контекстуально-смысловой связанности реплик участников групповой беседы диалог может иметь самую различную структуру Можно указать две основные ее модели. Первая-линейная, при которой каждое последующее высказывание-реплика коммуниканта является реакцией на речевое участие его предшественника. Вторая-концетрическая ,при которой любое последующее высказывание является развитием первоначального. Для учебной беседы интерес представляет вторая модель.Под учебной беседой как формой работы
SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7
3(5), May, 2023
мы понимаем упражнения, стимулирующие условно-коммуникативную, неподготовленную и инициативную речь обучающихся посредством высказывания на определенную тему и программирование речевой реакции студентов.
В структуре учебной беседы можно выделить некоторые составные части: 1) тема беседы; 2) экспозиция (начальное высказывание); 3) Ключевые слова; 4) программа речевых реакций; 5) речевая реакция-высказывания обучающихся.Рассмотрим каждый из компоентов.Тема беседы. Учебная беседа может быть самой разнообразной по своей тематике: жизнь института, его студентов, события в группе, общественные мероприятия, новости, международные события, искусство, литература, спорт, бытовые вопросы. Сама по себе тема не содержит явного стимула к разговору .Здесь очень важен второй компонент- экспозиция.Начальное высказывание является тем словесным стимулом, который должен вызвать цепь реакций. Понятно, что спровоцировать речь, а тем более активный разговор, беседу может только интересная информация о каком-либо событии
Прогнозируя речевую реакцию обучающихся и связанные с нею лексические трудности, преподавателю следует подготовить ряд ключевых слов и выражений котрорые могут понадобиться обучающимся при работе.Эти слова должны быть знакомы учащимся, усвоены заранее, их назначение-служить смысловой опорой, подсказкой в случае необходимости. Программа речевых реакций. Она может быть дана либо в номинативно-свернутом виде (комментарий, переспрос), либо в виде императивных предложений (уточните детали. Подтвердите высказывание Выразите сомнение) Рекомендуется проводить учебную беседу следующим образом: Преподаватель записывает на доске (или предъявляет на экране) серии ключевых выражений, сгруппированных по темам запланированных бесед и прорабатывает их со студентами. Затем следует обратить внимание на программу речевых реакций (также на доске, экране, плакате) и дать студентам время на ознакомление.Далее преподаватель произносит первую экспозицию и студенты начинают беседу. Речевая реакция на экспозиции должна быть естественной, достоверной и максимально приближенной к реальной жизни. Учебная беседа при наличии благоприятных условий (речевая раскованность обучающегося, нерегламентированность во времени, включение в разговор новых экспозиций, неожиданные интересные повороты темы) может перейти в беседу естественную, проблемную, реально интересующую обучающихся. От
SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7
3(5), May, 2023
преподавателя требуется не приглушать этот настрой обучающихся, развивать его дальше, умело направляя и расширяя беседу.
REFERENCES
1. Булычёва М. Ф. Учебные экскурсии для формирования лингвокультурологической компетенции курсантов //Science and Education. -2023. - Т. 4. - №. 1. - С. 808-813.
2. Булычёва М. Ф. Применение на начальном этапе различных видов наглядности //Science and Education. - 2022. - Т. 3. - №. 12. - С. 751-758.
3. Булычёва М. Ф. АКТУАЛЬНОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСТВА ЭРНЕСТА ХЕМИНГУЭЯ НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ //Academic research in educational sciences. - 2022. - Т. 3. - №. 3. - С. 298-304.
4. Булычёва М. Ф. СИСТЕМА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАГЛЯДНОСТИ В УСЛОВИЯХ КРАТКОСРОЧНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ [НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП] //Вестник науки и образования. - 2020. - №. 24-1 (102). - С. 71-76.
5. Булычёва М. Ф., Валиева Х. А. Принципы и правила проведения занятия в малых группах на примере военного вуза //Наука и образование сегодня. -2019. - №. 12 (47). - С. 72-74.
6. Булычёва М. Ф., Зайнутдинова Д. Т. К вопросу о методических рекомендациях по работе с авторской песней //Science and Education. - 2023. -Т. 4. - №. 3. - С. 735-747.
7. Рашидова Мунаввар Хайдаровна. 2022. Из истории развития скаффолдинга. International conferences. 1 (16). С. 16-18.
8. M.X.Rashidova, D.B.Namozova. Teaching technical subjects through English. Узбекистонда миллий тадкикотлар: даврий анжуманлар: 10-кисм. 32-б.
9. Rashidova Munavvar Xaydarovna. 2021. Discourse competence as the component of communicative competence. EPRA International Journal of Research and Development. Volume 6. Issue 3. pp.39-41
10. D.A.Akhmedov, D.I.Xashimov, M.X.Rashidova, D.B.Namozova. 2020. Simulation of the effect of turning steering wheel intensity on the vehicle stability. International journal of recent technology and engineering (IJRTE). 9 (2) pp. 242247.
11. Namozova D. B. Development of phonetic competence //Science and Education. - 2022. - Т. 3. - №. 9. - С. 413-415.
12. Namozova D. B. The problems of phonetic interference in speech of cadets //Science and Education. - 2022. - Т. 3. - №. 7. - С. 192-196.
SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7
3(5), May, 2023
13. Намозова Д. Б. PECULIARITIES OF PHONETIC COMPETENCE DEVELOPMENT IN CONDITIONS OF ARTIFICIAL MULTILINGUALISM //ИННОВАЦИИ В ПЕДАГОГИКЕ И ПСИХОЛОГИИ. - 2021. - Т. 4. - №. 1.
14. Berdimurotovna N. D. Difficulties cadets face while practicing listening and the ways of eliminating them //International Journal of Research and Development. -2021. - Т. 6. - №. 5. - С. 36-38.
15. Rashidova Munavvar Xaydarovna. 2023. Instructional scaffolding to improve learning. Innovative development in educational activities. 2 (7) pp. 135-140.
16. Rashidova Munavvar Xaydarovna, Namozova Dilnoza Berdimurotovna. 2020. Review of the research on boburology abroad and in Uzbekistan. The American Journal of Interdisciplinary Innovations and Research. Volume 2 Issue 9. pp. 55-60.
17. Рашидова Мунаввар Хайдаровна. 2021. Развитие коммуникативной компетенции в обучении курсантов устной речи. Инновации в педагогике и психологии. Номер 4, Выпуск 1. С.82-86.