Научная статья на тему 'Berufschancen fur Theologinnen und Theologen / P. Becker, G. Pelzer, Hrsg. Herder, 2012'

Berufschancen fur Theologinnen und Theologen / P. Becker, G. Pelzer, Hrsg. Herder, 2012 Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
86
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Berufschancen fur Theologinnen und Theologen / P. Becker, G. Pelzer, Hrsg. Herder, 2012»

Berufschancen ftir Theologinnen und Theologen / P. Becker, G. Eelzer, Hrsg. Freiburg im Breisgau: Herder, 2012.120 S.

В последние годы проблема подготовки теологов на богословских факультетах и кафедрах теологии приковывает внимание широкой общественности. Так, совсем недавно в Общественной палате Российской Федерации прошел круглый стол «Преодоление ценностного кризиса: кадровый аспект», затем в Москве прошло расширенное патриаршее совещание «Теология в вузах: взаимодействие Церкви, государства и общества». Одной из тем, обсуждаемых в рамках обоих мероприятий, была проблема, стоящая сегодня довольно остро: проблема трудоустройства выпускников кафедр теологии. Оказывается, что, несмотря на очевидную нехватку компетентных экспертов в области теологии, стандартные пути трудоустройства для таких специалистов еще не подготовлены. Например, в общероссийском классификаторе занятий до сих пор не существует профессии «теолог». Поэтому в некоторых регионах выпускники кафедр теологии подчас не могут устроиться по специальности. Отчасти это связано с тем, что для российской действительности и даже для самой Церкви светский специалист-богослов до сих пор представляет собой новое явление. Кафедры теологии Тульского, Рязанского и ряда других университетов, на которых трудоустройство выпускников по специальности приближается к 100 %, на общем фоне являются приятными исключениями.

Не так обстоит дело в Германии, где выпускники богословских факультетов повсеместно имеют широкие возможности трудоустройства и применения богословских знаний как в церковном служении и преподавании религии, так и в других сферах деятельности. Здесь исторически сложилась ситуация, при которой, вне зависимости от специализации и будущей деятельности, богословие изучается на богословских факультетах всеми на равных условиях. Поэтому здесь достаточно рано появилась потребность знакомить студентов со всем спектром профессиональных возможностей для специалистов-теологов, а также дать им представление о профессиональных преимуществах, которые теологи имеют перед представителями других специальностей.

Рецензируемая работа является последней попыткой такого ознакомления. Книгаизданав издательстве «Herder» сопредседателями AGT(«Arbeitsgemeinschaft Studierende der Katholischen Theologie in Deutschland») Патриком Бекером (в настоящее время научный сотрудник кафедры систематического богословия Рейн-Вестфальской технической высшей школы) и Георгом Пельцером. Издание было осуществлено при поддержке секретариата Немецкой конференции епископов и Конференции католических богословских факультетов (Katholisch-Theologischer Fakultatentag).

Данный сборник представляет собой обновленную и дополненную версию книги, вышедшей шестью годами ранее под редакцией тех же авторов и с таким же названием — «Возможности трудоустройства по специальности для теологов». Основу работы составил анализ результатов опроса, проведенного среди выпускников богословского факультета Альберта Людвига во Фрайбур-

re в 2010 г. Опрос был проведен Обществом «Arbeitsgemeinschaft Studierende der Katholischen Theologie in Deutschland» (AGT), чью сферу интересов всегда составляло профессиональное будущее выпускников теологических факультетов. По словам издателей, к составлению сборника AGT побудило сокращение числа выпускников, выбирающих церковное служение, а также все более трудное положение на рынке труда.

Новое издание преследует цель облегчить профессиональную ориентацию для студентов-теологов. В нем наряду с последними исследованиями и опросами учтены новые учебные программы и усиленная ориентация на компетенции в современных вузах. Основу сборника составляют, с одной стороны, статьи отдельных авторов, а с другой — анализ упомянутого опроса, проведенного среди выпускников. Составители стремились дать студентам-богословам стимул для выбора профессии и помочь им в профессиональном становлении, донести до них важность получения дополнительных квалификаций и компетенций, указав для этого конкретные пути. Одновременно с этим авторы находят важным, чтобы и преподаватели могли ознакомиться с широким спектром профессий их выпускников, чтобы избежать односторонности при происходящем сегодня пересмотре учебных программ.

Несмотря на то что главной задачей этих факультетов до сих пор является подготовка священников, в первую очередь рассматриваются не классические формы занятости, связанные с пастырским служением, а вполне светские, «нестандартные» (с. 12) для богословов профессии1. Вероятно, это связано с тем, что в процентном соотношении все меньшее число выпускников-теологов становятся священниками2.

В статье «Профессиональные сферы на свободном рынке труда» Патрик Бекер утверждает, что изучение теологии уже само по себе предлагает множество тем, которые открывают доступ к общественным, культурным или религиозным сферам. Данный очерк базируется на опросе выпускников католических факультетов, который проводился в 2004 г. и был повторен для настоящего издания в 2010 г. Опрос показал, что многочисленные выпускники теологических факультетов работают в профессиональных сферах, в которых не всегда возможно предположить их участие. При этом нужно различать профессиональные сферы, непосредственно связанные с богословием, как, например, занятость в церковных образовательных учреждениях или в церковных СМИ, и такие сферы, которые лишь отчасти рассматриваются в богословском образовании. По результатам опроса был составлен перечень профессий, предложено краткое описание каждой профессии, а также значимость богословского образования для каждой из них.

Автор рассматривает только те профессиональные области, в которых работает значительное число теологов. Среди них: религиозная просветительская

'Хотя, при описании профессий для богословов во введении сохраняется классическая последовательность: священники, пастырские референты, учителя религии, профессии на свободном рынке труда.

2 По приведенным в книге данным, из 6800 поступивших на католические богословские факультеты Германии в зимнем семестре 2009/2010 гг. только 800 одновременно поступили в семинарии.

деятельность, журналистика, издательская деятельность, связи с общественностью, социальная работа, сфера религиозного образования, университетская карьера и некоторые другие. Кроме представления непосредственно профессий, в данном разделе предпринята попытка описать необходимые для каждой профессии дополнительные квалификации, лишь часть которых сейчас предлагается в рамках богословских учебных программ или практик, и указываются конкретные учебные учреждения, предоставляющие эти квалификации. Автор также описывает пути трудоустройства, в том числе занятость во время учебы, сначала даже на добровольной основе, которая позволяет ознакомиться с данной профессией, получить опыт работы и установить профессиональные связи.

По мнению автора, широкое гуманитарное образование дает большое преимущество студентам-богословам при поступлении на работу в описанных сферах. Так, в образовательной сфере, в издательствах или в церковных СМИ могут быть полезны такие компетенции, как умение работать с текстом, анализировать и представить материал, способность структурировать информацию и владение церковной проблематикой. В сфере работы с общественностью и в социальной работе востребованы социальная компетенция и знания в области антропологии.

Следующие три раздела посвящены описанию профессиональных сфер, в которых традиционно заняты выпускники богословских факультетов Германии. К ним относятся пастырское служение3 и преподавание религии в школе. Кроме университетского диплома для деятельности в данных сферах необходимо благословение епископа — «пшвю сапошса».

Пастырское служение осуществляют прежде всего священники и пастырские референты. Оба служения особым образом связаны с Церковью, а потому подразумевают единую программу обучения, а также дополнительную подготовку в церковных учебных учреждениях. Подготовку и служение пастырей описывает ректор священнической семинарии архиепископии Мюнхен и Фрайцинг, председатель немецкой конференции ректоров семинарий (Бе^сЬе ЯеяейепкопГегепг) Франц-Йозеф Баур. Автор в самых общих чертах характеризует деятельность католического священника, описывает задачи священнической семинарии, основные этапы подготовки священников в Германии, а также особые неформальные требования к студентам, желающим посвятить себя священническому служению.

Студенты, стремящиеся к пастырскому служению, но не готовые принять сан, имеют возможность получить профессию «пастырский референт». Эта сфера деятельности описана руководителем церковных курсов обучения пастырских референтов в епархии Роттенбург—Штутгарт Михаэлем Цёллером. Эта профессия существует в Германии уже около 40 лет. Помощники пастырей участвуют во всех сферах церковной деятельности, за исключением совершения Таинства евхаристии. Ввиду острой нехватки священников, в настоящее время обсуждается

’Следует обратить внимание, что пастырское служение в Германии понимается в самом широком смысле. Можно сказать, что под пастырством понимается любая церковная активность, любая деятельность от лица Церкви, осуществляемая любыми ее членами — как клириками, так и мирянами.

вопрос о возможности назначения пастырских референтов настоятелями приходов (с. 43)4. Для будущих пастырских референтов Церковь организует подготовку в рамках специальных епархиальных структур — «менторатов» (Mentorat). Эта подготовка может отличаться в разных епархиях, но заканчивается обязательно пастырским экзаменом. Как и в случае со священством, пастырская деятельность референтов предполагает ряд неформальных требований к кандидатам на эти должности.

Третью, «классическую», профессиональную сферу составляют учителя религии. Данная область также является совместной прерогативой Церкви и государства. Автор статьи о подготовке и сфере занятости учителей религии Петер Хаферс является ментором для студентов и стажеров, готовящихся к должности учителя и в настоящее время также председателем конференции менторов по подготовке учителей религии (Konferenz der Lehramtsmentor(inn)en). Автор описывает церковные требования к будущим учителям и структуру их подготовки, включающую в себя две фазы — обучение на богословском факультете и рефендариат (практика в школе). Каждая фаза оканчивается государственным экзаменом. Церковная подготовка осуществляется в рамках ментората и позволяет получить «missio canonica» — разрешение учить религии от лица Католической Церкви.

Следующие два раздела посвящены преимуществам и слабостям богословов с точки зрения работодателя. Первая статья «Компетенции и ключевые квалификации» написана Патриком Бекером. Он обращает внимание на то, что при объявлении о вакансиях всегда имеет место определенный набор требуемых качеств. Причем наряду со специальными качествами и знаниями всегда оговариваются также так называемые ключевые квалификации или ключевые компетенции (key competences) — общепрофессиональные знания, умения и навыки, а также личные качества наддисциплинарного характера. Автор приводит развернутую классификацию ключевых компетенций и на основании этой классификации дает оценку факультетам теологии. Он демонстрирует, что богословские факультеты предлагают широкое гуманитарное образование, поскольку в их основе лежит широкое разнообразие специализаций: история Церкви, практическая теология, церковное право, а также рассмотрение широкого круга этических, моральных и философских вопросов. Кроме того, посредством научного изучения текстов теология дает основу для уверенного обращения с ними, а благодаря глубокому знанию христианского учения теологи получают также социальную компетенцию, помогающую в обращении с людьми, а также приобретают лояльность по отношению к другим, что выражается в высокой культуре служебной этики. После рассмотрения профессиональных сфер, ключевых квалификаций и возможностей переподготовки, а также того, что отличает теологов с точки зрения работодателя, речь идет о том, как и где возможно приобрести эти компетенции. Автор утверждает, что заботиться о приобретении учащимися ключевых компетенций должны как университетские структуры и внешние светские организации, так и церковные структуры. Мероприятия и программы, готовящие к профессии, по мнению автора, должны стать неотъемлемой со-

4 Действующий кодекс канонического права Католической Церкви этого не предусматривает.

ставляющей каждого университета и соответствовать его профилю. Несмотря на то что во многих университетах действуют центры занятости (Career-Center) и осуществляется взаимодействие с работодателями, на сегодняшний день эта проблема в Германии окончательно не решена.

Автор другой статьи Мануэль Хердер — глава издательства «Herder» во Фрайбурге — продолжает рассмотрение проблемы занятости теологов в альтернативных профессиональных сферах. На основе собственного опыта собеседований с выпускниками богословских факультетов, желающих устроиться в его издательство, Хердер демонстрирует их сильные и слабые стороны. Например, по его мнению, ни одна гуманитарная специальность не дает такого умения работы с текстами и написания текстов, как теология (с. 59). Кроме того, широкие знания в области смежных гуманитарных наук, терпеливое отношение к людям и высокий уровень профессиональной этики делают теологов востребованными со стороны работодателей, в том числе вне Церкви.

Следующий раздел представляет собой анализ опроса, проведенного среди выпускников богословского факультета Фрайбурга в 2008 г. Его автором является референт по обеспечению качества образования того же факультета Мария Галь-да. Автор представляет общую характеристику выпускников-теологов, их род занятий, средний заработок, оценку своей учебы и т. д. Результаты опроса позволяют судить о различных профессиональных сферах, значимости богословского образования для практики, а также о необходимых дополнительных квалификациях. На основе этих данных можно утверждать, что выпускники теологических кафедр имеют все предпосылки для успешного трудоустройства, востребованы и профессионально успешны: подавляющее большинство выпускников теологов довольно своей учебой и университетом, не имело серьезных проблем при поиске работы, связало свою деятельность с полученной специальностью, имеет высокий заработок. Лишь 13% выпускников работают в областях, не связанных с церковной проблематикой. Из минусов полученного образования многие опрошенные отмечают недостаточно высокий уровень языковой подготовки и неспособность мыслить экономически и работать на прибыль — нетрудно догадаться, что эти навыки не относятся к центральным составляющим богословского образования.

Следующие два раздела представляют собой обширный справочный материал, характеризующий ситуацию в немецких университетах. Первая статья посвящена описанию конкретных возможностей для получения компетенций во время обучения. Во второй статье Георг Пельцер рассматривает магистерские программы и возможности дополнительного образования и повышения квалификации. Наконец, две заключительные статьи дают подробное руководство и предлагают конкретные шаги для трудоустройства.

Несмотря на очевидную актуальность и практическую пользу данной работы, нельзя не отметить ряд существенных недостатков. Прежде всего вызывает сомнения обоснованность выбранной стратегии подачи материала: отдельные статьи в сборнике претендуют на рассмотрение в целом немецкой ситуации. Однако для этого, как представляется, недостаточно опросить выпускников только одного факультета. Наряду с представленным подробным опросом справедливо

ожидать привлечения статистических данных, позволяющих судить в целом о занятости выпускников католических факультетов Германии. Кроме того, сами результаты опроса в определенном смысле противоречат замыслам авторов сборника, поскольку демонстрируют вполне классический вариант трудоустройства большинства в ы п у с к н и к о в - т е о л о г о в: 86% опрошенных имеют «церковную профессию», и во всяком случае недостатка в учителях религии на данный момент не наблюдается. Также в отдельных статьях материал излагается недостаточно последовательно и логично, часто используется публицистический стиль. Наконец, когда описываются церковные требования для профессий, предполагающих «пшвю сапошса», не приводятся ссылки на конкретные документы.

Все это не умаляет значение данной работы, которая, несомненно, будет полезна как для студентов, так и для преподавателей. При всей ограниченности проведенного исследования и возникающих в связи с этим вопросах методологического характера оно дает довольно стройную систематизацию самой проблемы трудоустройства выпускников-теологов. Этот системный подход хотя и требует учета собственной специфики, но может быть эффективно применен в отечественной системе теологического образования. Ознакомившись со столь всеобъемлющим описанием немецкой ситуации, работники российского богословского образования получат возможность облегчить трудоустройство выпускников православных факультетов и кафедр теологии. Такая потребность уже давно назрела.

А. И. Черный (ПСТГУ)

Paranthropology: Journal of Anthropological Approaches to the Paranormal / J. Hunter, ed. Bristol: Paranthropology, 2012. 271 p.1

В июле 2010 г. увидел свет новый журнал, посвященный неординарной теме — «парантропологии». На его страницах представлены исследования профессиональных антропологов в области того, что принято называть «паранормальным» — измененные состояния сознания, религиозный опыт различных культур и племен, феномены ясновидения, телепатии и т. п. До настоящего момента вышло десять номеров журнала. В 2012 г. редактором Джеймсом Хантером (James Hunter) был издан сборник статей, посвященных методологии исследования паранормальных феноменов. Материалы этого сборника нам бы и хотелось рассмотреть подробнее.

Казалось бы, зачем вообще заниматься темой паранормальных явлений? Научное сообщество смотрит на исследователей в этой сфере с немалым подозрением, а сами исследователи уже давно создали свои, альтернативные официальным сообщества, в которых и занимаются изучением паранормаль-

1 Исследование осуществлено в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2013— 2014 гг., проект № 12-01-0005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.