Научная статья на тему 'KATHOLISCHE THEOLOGIE AN DER UNIVERSITäT. SITUATION UND ZUKUNFT / J. SCHMIEDL, J. E. HAFNER, HRSG. OSTFLLDERN: MATTHIAS-GRüNEWALD-VERLAG, 2009.120 S'

KATHOLISCHE THEOLOGIE AN DER UNIVERSITäT. SITUATION UND ZUKUNFT / J. SCHMIEDL, J. E. HAFNER, HRSG. OSTFLLDERN: MATTHIAS-GRüNEWALD-VERLAG, 2009.120 S Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
82
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «KATHOLISCHE THEOLOGIE AN DER UNIVERSITäT. SITUATION UND ZUKUNFT / J. SCHMIEDL, J. E. HAFNER, HRSG. OSTFLLDERN: MATTHIAS-GRüNEWALD-VERLAG, 2009.120 S»

В заключение можно отметить, что рассмотренный сборник, безусловно, интересен для читателя, ибо в общих чертах позволяет познакомиться с самым широким кругом проблем, которые продолжают рассматриваться в западном богословии, и прежде всего в свете результатов историко-критических исследований земного служения Иисуса. Не в последнюю очередь интерес к книге может быть обусловлен и нынешней ситуацией, когда создаются догматические и популярные тексты, авторы которых стремятся учесть современную христоло-гическую проблематику.

К. В. Неклюдов (ЦНЦ ПЭ, МДА)

КаШо^сИе ТИео^1е ап der ишуеге1Ш. 8И:иа1;юп иМ 2икипЙ / X 8сЬш1вШ, X Е. На^ег, Н^. 08ШМегп: Ма11Ма8-Огйпе«'аШ-Уег^, 2009. 120 8.

Поводом к составлению рецензируемого сборника послужило заседание немецкой сессии Европейского общества католической теологии (ЕигоршБсИе Gesellschaft Айг КаШоИБсИе ТИео1о£1е) 9 и 10 октября 2008 г. в Фульде. Книга была издана председателем немецкой секции Общества профессором церковной истории университета г. Валендара Й. Шмидлом и профессором религиоведения (специализация — христианство) на философском факультете в Потсдаме Й. Е. Хафнером.

В ходе болонского процесса обозначается ряд проблем, имеющих решающее значение для будущего теологии как науки и учебной дисциплины. В этой связи необходимо следить за тем, как эти проблемы осмысляются и решаются в европейском контексте, в котором, во-первых, научный статус богословия не подвергается сомнению, а во-вторых, образовательная реформа начала проводиться раньше и, соответственно, раньше вызвала реакцию. Так, в католической среде в последнее время активно обсуждается место теологии в университете, ее положение по отношению к другим предметам и значение свободного теологического исследования, церковная должность учителя католической теологии и другие проблемы. Дискуссии проходят в разных аудиториях — начиная с богословских факультетов, где спорят об изменении структуры учебного процесса, и кончая епископскими конференциями и политическими кругами. На самом высоком уровне существуют несколько организаций, контролирующих научную теологию и учебный процесс на католических богословских факультетах, например Конгрегация по католическому образованию, занимающаяся преимущественно структурными вопросами, и Конгрегация по вероучению, отвечающая за содержательную сторону.

С самого момента своего возникновения в дискуссию включилось Европейское общество католической теологии, центр которого находится в Бельгии. Оно делится на несколько секций в разных европейских странах, из которых крупнейшей и самой активной является немецкая секция. В издаваемом с

1990 г. журнале «Bulletin ET» регулярно появлялись статьи, посвященные месту теологии в университете1, положению преподавателя католической теологии в свете осмысления католической должности церковного учителя2, общественнополитической роли теологии3, взаимоотношению теологии и Церкви4 и др. Эти темы поднимались также на регулярных конференциях Общества5. Однако, поскольку все эти обсуждения нигде не представлены в цельном виде, что затрудняет анализ их значения и масштаба, представляется необходимым обратиться к рецензируемому сборнику, в котором преподаватели высшей школы наиболее полно раскрывают проблемные области современного богословского образования, причем некоторые из авторов обладают в данной области исключительной компетенцией.

Книга состоит из трех разделов. В первой части авторы (издатели Шмидл и Хафнер) определяют католическую теологию как существенную часть университетской жизни и рассматривают научный статус этой связанной с конфессией дисциплины. Шмидл делает обзор учебных учреждений Германии, в которых изучается католическая теология, и кратко обозначает современные проблемы. Хафнер6 делает аналогичный обзор истории и современного состояния немецкого религиоведения, обращая внимание на отсутствие сегодня некоего консолидирующего центра, такого как Американская академия религии (American Academy of Religion), что затрудняет религиоведческие исследования и не позволяет учебным заведениям преодолеть тематическую замкнутость. Эти два доклада нельзя назвать научными в строгом смысле слова. Авторы предлагают достаточно поверхностные обзоры современной немецкой ситуации, не увлекаясь комментариями.

Доклады второй части представлены крупнейшими специалистами в вопросах католического высшего образования. Например, К. Мюллер (Мюнстер) — профессор самого крупного в Германии католического богословского факультета — являлся членом комиссии по науке Немецкой конференции епископов,

1 См., например: Schmidinger H. Theologie an staatlichen Universitaten // Bulletin ET. 2000. Bd. 11. S. 162—170; ZottlA. Zur Lage der katholischen Universitatstheologie in Deutschland // Bulletin ET. 1993. Bd. 4. 1. S. 13—24.

2 См., например: GrocholewskiZ. Kardinal. Das kirchliche nihil obstat. Die Berufung des Professors fur Katholische Theologie // Bulletin ET. 2001. Bd 12. S. 51—64; Lederhilger S. J. Kirchlichkeit der Theologie. Das Verhaltnis der Theologie und Lehramt in kanonischer Perspektive // Bulletin ET. 2000. Bd. 11. S. 17—33.

3 См., например: Heimbach-Steins M. Angst vor der eigenen Courage // Bulletin ET. 2004. Bd. 15. S. 192—207.

4 См., например: Siebenrock R. A. Die Kirchlichkeit der Theologie. Orientierungen // Bulletin ET. 1999. Bd. 10. S. 117—137.

5 Например, в 2006 г. конференция в Шмерленбахе «Перспективы и вызовы учебной реформы» была посвящена профессиональной ориентации в богословском образовании. Эта тема продолжает быть актуальной, о чем свидетельствует выбор тематики для конференции в октябре текущего года в Вене: «Католические богословские факультеты: “автономия” университета и связь с Церковью».

6 Статья автора с таким же заглавием вышла в Мюнстере в другом сборнике. См.: Im Spannungsfeld von Glauben und Denken, Festschrift fur Klaus Kienzler / M. Negele, K. Ceming, Hrsg, MUnster, 2009. S. 89-109.

где был экспертом по вопросам учебной реформы. О его интересах и компетенции в данной области говорят также его работы7. Х. Халлерманн — один из лучших знатоков католического церковного права — уже давно занимается вопросами образования. Его диссертация называлась «Присутствие Церкви в вузе»8, а совсем недавно вышла в свет его книга «Католическая теология в болонском процессе»9.

Авторы раскрывают некоторые структурные проблемы теологии как учебной дисциплины. К. Мюллер пишет о новых требованиях к структуре учебного процесса в связи с болонской учебной реформой. Представив отдельные мнения преподавателей католического богословия, критикующих болонскую систему, он замечает, что они в целом соответствуют общему тону. Однако, с точки зрения автора, потребность в реформе учебного процесса на богословских факультетах и так имелась уже давно. Целью таких реформ, по Мюллеру, должно стать большее соответствие богословского образования особой роли, которую теология играет в обществе и науке. Автор предлагает конкретные новые формы занятий, которые могли бы этому способствовать. Последнее представляется чрезвычайно интересным в свете современной реформы духовного образования в России.

Статья Х. Халлерманна посвящена проблеме преподавательских кадров на католических богословских факультетах — острому вопросу, вокруг которого уже давно идет дискуссия. На эту тему писали, например, такие крупные ученые, как Шмиц10, Пуза11, Ригер12 и Листл13. Халлерманн приводит последние примеры епископского запрещения профессоров католической теологии14, на основе которых очерчивает круг проблем, касающихся преподавательских кадров. Основная их часть связана с некоторыми церковными требованиями к организации

7 См., например: Kompetenzbildung im theologischen Lehramtsstudium. Ein wissenschafts-theoretischer Zwischenruf // Dokumentation zum Studientag «Wissenschaftliche Ausbildung von Religionslehrerinnen und Religionslehrern» des Katholisch-Theologischen Fakulatentages. 27. Januar 2003. Fulda, 2003. S. 25-37; Wissenschaftliche Theologie an staatlichen Universitaten // Una Sancta. 2011. Hf. 2. S. 90-102, и др.

8 Prasenz der Kirche an der Hochschule. Eine kirchenrechtliche Untersuchung zur Verfassung und zum pastoralen Auftrag der katholischen Hochschulgemeinden in Geschichte und Gegenwart. Mйnchen, 1996.

9 Katholische Theologie im Bologna-Prozess: Gesetze, Dokumente, Berichte. Paderborn; Mйnchen; Wien; Ztoich, 2011.

10 Schmitz Н. Neue Studien zum kirchichen Hochschulrecht. Wtozburg, 2005.

11 Puza R. Bestandsgarantie und Umbildung von Lehrstohlen und Professorenstellen an staatlichen Katholisch-Theologischen Fakultaten in Deutschland // Zeitschrift der Savigny-Stiftung fur Rechtsgeschichte. Kanonistische Abteilung, 2002. Bd. 119. S. 391-410.

12 Rieger R. M. Communiter sint sacerdotes. Standesanforderungen ffir Dozenten an den staatlichen Katholisch-Theologischen Fakultaten in Deutschland nach Kirchen-und Staatskirchenrecht. Essen, 2005.

13 Listl J. Lehrer der Theologie an staatlichen Hochschulen // Das Grundrecht der Religionsfrei-heit. Berlin, 1971. S. 139-141.

14 Причем одним из «запрещенных» преподавателей был известный фрайбургский профессор религиозной педагогики и катехетики В. Чеч (Prof. Dr. Werner Tzscheetzsch), являвшийся с 2005 по 2006 г. председателем немецкой секции Европейского общества католической теологии.

13б

обучения будущих священников, которые уже не представляется возможным выполнить. Например, автор указывает на то, что, согласно церковному праву, принимать в качестве преподавателя на католический факультет мирянина (не говоря уже о женщинах) дозволяется лишь в качестве исключения. Выполнить это требование невозможно уже ни в одном вузе, поэтому Халлерманн ожидает в ближайшее время изменений в церковном законодательстве. Примечательно, что автор, в компетенции которого трудно усомниться, высказывает нетрадиционную точку зрения, согласно которой обучение кандидатов в священство и будущих ученых богословов на факультетах государственных университетов нужно расценивать как выражение кризиса современного национального государства, а именно невозможность для Церкви самостоятельно готовить своих служителей (с. 33). Такая точка зрения авторитетного ученого позволяет считать, что мнение оппозиционного Фульдского епископа Й. Дибы (Dyba), высказывающегося за изменение всей системы богословского образования15, продолжает находить сторонников и сегодня.

Однако ее не разделяет автор следующего доклада Р. Хартманн. Он критикует богословские факультеты в ведении епархий и монашеских орденов — альтернативу государственным факультетам. Сделав обзор церковных образовательных учреждений в Германии, автор последовательно раскрывает их слабые стороны, делая вывод, что усиление церковных факультетов может повредить факультетам государственным, а следовательно, церковным интересам. Он предлагает стратегию развития факультетов, находящихся в ведении Церкви, которую можно охарактеризовать как стремление к максимально возможной свободе от церковной опеки. Неожиданно предложение Хартманна упразднить католические профессиональные школы путем интеграции их в бакалаврские программы. Это может повлечь дополнительные практические сложности, однако поможет на время снять проблему уменьшения числа студентов-богословов, уже приведшую к приостановлению деятельности католических богословских факультетов в Бамберге и Пассау.

Следующий доклад представлен председателем Общества немецко-говорящих доцентов философии в изучении католической теологии в научных вузах (Die Arbeitsgemeinschaft deutschsprachiger Philosophiedozentinnen und dozenten im Studium der Katholischen Theologie an wissenschaftlichen Hochschulen)16 Й. Брахтендорфом. Текст представляет собой поверхностный обзор истории соседства богословия и философии, современных тематических пересечений. Уклоняясь в публицистику, Брахтендорф выбивается из общей канвы сборника. Тем не менее в конце следуют конкретные предложения по интенсификации изучения философии на богословских факультетах — путем учреждения философских институтов (кафедр).

Последний доклад второй части представлен руководителем тюбингенского Католического института профессионально-ориентированной религиозной

15 См.: WeberH. Theologische Fakultaten und Professuren im weltanschaulich neutralen Staat // Neue Zeitschrift fur Verwaltungsrecht, 2000. Bd. 8. S. 848-857.

16 Членом этого общества является также автор другого доклада второй части — К. Мюллер.

педагогики (Institut fur berufsorientierte Religionspadagogik) Бизингером и его заместителем Шмидтом. Авторы поднимают одну из важнейших проблем современного богословского образования — как католического, так и протестантского. Приведенные в докладе результаты опроса демонстрируют, что большинство студентов-богословов не собираются связывать свое будущее с чем-либо из того, что предлагает Церковь17 (с. 73). При этом студенты, будучи довольны своим образованием, хотят работать по специальности, но не в Церкви. Удивительно, что авторы доклада никак не объясняют сложившуюся ситуацию. Нежелание студентов богословских факультетов работать в Церкви является для Бизингера и Шмидта лишь сигналом к реорганизации учебного процесса для лучшего удовлетворения потребностей светского общества, которое и само остро нуждается в богословах, как в гарантии критического сопровождения технического и экономического прогресса.

Третья часть сборника, несмотря на свое название («Программные горизонты»), посвящена отдельной узкой теме — соотношению теологии и религиоведения. По мысли обеих статей этой части, теология не может растворяться в религиоведении (Religious Studies). Президент Европейского общества католической теологии (2005-2009) Бёве раскрывает это положение в научнокультурологическом ключе, а Хафнер доказывает, что теология — не пограничная дисциплина по отношению к религиоведению, но некая общая составляющая в изучении религии, которой нельзя избежать.

Рецензируемый сборник призван стать вкладом в процесс обсуждения роли теологии в университете в нашем отечестве. Авторы еще раз подтверждают, что теология имеет свою специфическую и важную роль в каноне гуманитарных наук. Она не только формально-исторически, но и по своей природе имеет свое законное место в университете, который представляет собой, несомненно, нечто большее, чем просто учебное заведение. Многообразие тем и различная специализация авторов, с одной стороны, легко создают общее представление, но с другой — влекут за собой некое несоответствие стилей и уровней статей. Одними авторами (Мюллер, Халлерманн) представлены полноценные научные тексты, другими — статьи, граничащие с публицистикой (Брахтендорф) или поверхностные обзоры ситуации (Шмидл).

Вызывает недоумение то обстоятельство, что ни один из авторов не упоминает о единственном в Германии католическом университете в Айхштетте — для авторов сборника как будто вообще не стоит такой проблемы, что странно, ведь президент Европейского общества католической теологии Бёве ранее писал на эту тему18, а один из издателей сборника и автор завершающей статьи (Хафнер) преподавал там три года и не может не иметь представления об идее католического университета, имеющей долгую и захватывающую историю.

17 Нам трудно в должной мере осознать серьезность ситуации, поскольку именно в Германии Католическая Церковь предлагает наиболее разнообразную палитру перспектив для выпускников богословских факультетов. Наряду со священством, требующим целибата, студенты могут служить в епархиях пастырскими референтами, пастырскими ассистентами, постоянными диаконами, а также преподавать религию в школе.

18 Boeve L. The Identity of a Catholic University in Post-Christian European Societies: Four Models // Louvain Studies. 2006. 31. P. 238-258.

Кроме того, сборник показывает, что данная тема окончательно вышла из церковно-правового контекста, которым еще недавно ограничивалась. И причины этого не сводятся к болонскому процессу. Напротив, это произошло в результате процессов, протекавших, с одной стороны, в университетской среде, а с другой — внутри Католической Церкви Германии. Накопившиеся проблемы лишь обнажились и обострились в ходе болонского процесса. Оказалось далее невозможным закрывать на них глаза.

Несмотря на то что представленное в сборнике обсуждение в какой-то мере уже устарело, рецензируемое издание является на сегодняшний момент единственной попыткой в возможной полноте охарактеризовать проблемы, связанные с теологией в университете и учебным процессом на богословских факультетах. Эта попытка не должна остаться без внимания, поскольку, во-первых, Россия также участвует в болонском процессе, который уже коснулся как духовных школ, так и кафедр теологии в светских вузах, а во-вторых, проблемы, поднятые в сборнике, уже отчасти имеются у нас и требуют решения.

А. И. Черный (ПСТГУ)

Religion, Class Coalitions, and Welfare States / K. van Kersbergen, P. Manow, eds. Cambridge: Cambridge University Press, 2009. 318 p.

Книга «Религия, классовые коалиции и государство благосостояния» под редакцией Ф. Маноу и К. ван Керсбергена представляет собой сборник статей, объединенных одной теоретической рамкой и основным исследовательским вопросом: какие причины лежат в основе формирования и развития того или иного типа социальной политики (государства благосостояния) и, в частности, какова в этом процессе роль религии.

Книга состоит из десяти глав. В первой главе Ф. Маноу и К. ван Керсберген вводят теоретические основы для анализа путей влияния религии на формирование раличных типов социальной политики. В последующих главах производится попытка применить заданную теоретическую рамку для анализа социальной политики в отдельных странах Европы и в США.

Ф. Маноу и К. ван Керсберген отталкиваются от классификации типов государства благосостояния, введенной Г. Эспинг-Андерсеном в книге «The Three Worlds of Welfare Capitalism»1, а также логики анализа влияния политических классовых коалиций на развитие социальной политики, предложенной Т. Ивер-сеном и Д. Соскисом2.

1 Esping-Andersen G. The Three Worlds of Welfare Capitalism. Cambridge, 1990.

2 Iversen T., Soskice D. Electoral Institutions and the Politics of Coalitions: Why Some Democracies Redistribute More Than Others // American Political Science Review. 2006. Vol. 100. № 2. P. 165-181.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.