Научная статья на тему 'Das II. Vatikanische Konzil und die Wissenschaft Theologie / A. Kreutzer, W. Gunther, Hrsg. Peter Lang, 2014'

Das II. Vatikanische Konzil und die Wissenschaft Theologie / A. Kreutzer, W. Gunther, Hrsg. Peter Lang, 2014 Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
57
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Das II. Vatikanische Konzil und die Wissenschaft Theologie / A. Kreutzer, W. Gunther, Hrsg. Peter Lang, 2014»

Das II. Vatikanische Konzil und die Wissenschaft Theologie / A. Kreutzer,

W. Günther, Hrsg. Frankfurt am Main: Peter Lang, 2014(Linzer PhilosophischTheologische Beiträge). 341 S.

Рецензируемая работа под названием «II Ватиканский собор и богословская наука» представляет собой сборник лекций, прочитанных в течение летнего семестра 2012 г. на богословском факультете Католическо-богословского Частного университета Линца (Katholisch-Theologischen Privatuniversität Linz (KTU)) в Австрии. За исключением фрайбургского богослова Петера Вальтера, все авторы являются членами профессорско-преподавательской корпорации этого университета. Сборник, как и предшествующий ему курс лекций, приурочен к 50-летнему юбилею II Ватиканского собора и посвящен соотношению собора и богословской науки в контексте общественных вызовов.

Три доклада представляют собой концептуальные рамки для всей книги. Первый доклад обозначает основные направления для богословской герменевтики деяний собора, поднимая при этом давний вопрос о продолжении или прерывании католической традиции на II Ватиканском соборе. В первую очередь речь идет о нововведениях, получивших особенно широкий резонанс: о литургической реформе и установке на экуменический диалог. Автор доклада — фрайбургский догматист Петер Вальтер — замечает, что не все, что существует в Церкви, может быть расценено как незыблемая церковная традиция. Однако определить критерии оценки в данном случае бывает очень непросто. Церковные решения по некоторым вопросам могут создать впечатление, что традиция прервана, однако, по его мнению, эти решения являются временными, поскольку становятся реакцией на конкретные проблемы конкретной эпохи. На нескольких примерах из новейшей истории Католической Церкви П. Вальтер демонстрирует комплексность и сложность проблемы преемственности церковной традиции. За 50 лет, прошедшие после собора, условия существования Церкви вновь изменились, соборные документы уже не помогают в решении насущных проблем «критической современности» (с. 27—28). Поэтому в настоящее время соборные деяния подвергаются критике не только со стороны консерваторов, но и со стороны либералов. По образному выражению автора, «Церковь — не скала в бушующих волнах, на которой уже начертаны ответы на все вопросы... Она должна предлагать людям помощь в условиях "живой современности", помогать различать "знамения времени". Сохраненное в Предании учение Церкви должно изучаться и излагаться так, как этого требует время» (c. 28).

Во втором докладе церковный историк Гюнтер Василовски прослеживает влияние богословских идей на решения II Ватиканского собора на примере одного из богословов-консультантов, участвовавших в работе собора — Карла Ранера. Ранер не только активно участвовал в подготовке соборных документов, но и подробнейшим образом описал в своих научных трудах всю проблематику вокруг собора. Формально Ранер был богословом-экспертом Венского кардинала Франца Кёнига, но фактически действовал совершенно самостоя-

Das II. Vatikanische Konzil und die Wissenschaft Theologie / A. Kreutzer, W. Günther, Hrsg.

тельно. Его влияние на соборные решения неоднократно становилось предметом рассмотрения в литературе1. В отдельных работах основные «группировки» на соборе предлагалось свести к наиболее видным ученым-богословам, самый влиятельный из которых представлялся неким «тайным архитектором» собора, ключевой фигурой, имеющей решающий голос во всех дискуссиях. Именно в таком ключе нередко писали о Карле Ранере. Однако сам Ранер не разделял такую точку зрения: по его словам, собор — это коллективный поиск истины, в котором «никто не является "поваром", но каждый сам "варится"» (с. 38). Тем не менее, по мнению Василовски, пример Ранера демонстрирует принципиально новый подход Католической Церкви к организации своей жизни. Например, впервые за всю историю католических соборов группа богословов2, в которую входил Ранер, предложила не исправить, а целиком отменить документ, составленный подготовительными органами, проверенный подготовительной комиссией и утвержденный папой. В газетах об этом писали как о «прорыве плотины» (с. 41—42). Кроме того, особого внимания заслуживает оценка К. Ранером происшедшего на соборе. Уже в 1979 г. он писал, что именно на II Ватиканском соборе Католическая Церковь впервые заявила о себе как о Вселенской Церкви ^еккксИе) (с. 35). Собор стал символическим событием, выходящим за свои пределы: впервые имела место реальная коллегиальность3, ставшая «основой для новой "кафоличности" католического мира» (с. 36). Собор обозначил конец европоцентризма — новое отношение к миру и новый взгляд на положение Церкви в мире. И именно разработки немецких богословов с участием Ранера4 стали основой для новой экклезиологической модели, предложенной собором. Наконец, по мнению Василовски, именно благодаря Ранеру на II Ватиканском соборе впервые практические нужды современных людей стали критерием для богословского высказывания, что позволило придать собору преимущественно пастырский характер.

Наконец, доклад профессора фундаментальной теологии Ансгара Кройтце-ра посвящен общественному контексту, имевшему большое влияние на работу собора и на соборное богословие.

В качестве лейтмотива II Ватиканского собора автор рассматривает стремление приспособиться к современной ситуации5, получившее распространение под названием «Аджиорноменто». Этот термин происходит из разговорного итальянского языка и переводится буквально «осовременивание»6. Папа Иоанн

1 Например, книга одного американского исследователя называлась «Рейнские потоки в Тибр» (Wiltgen R. The Rhine Flowsin to the Tiber: A History of Vatican II. N. Y., 1967).

2 Группа теологов, о которой идет речь, была организована за несколько недель до начала соборных заседаний вокруг Майнцского епископа Германа Фолька. Кроме Карла Ранера, ее ядро составляли еще два иезуита — Отто Земмерлот (Otto Semmelroth) и Алоис Грилльмейер (Alois Grillmeier), а также тогдашний боннский теолог и будущий папа Йозеф Ратцингер.

3 Впервые присутствовали епископы — представители Азии и Африки.

4 Так называемая «немецкая схема» (с. 46—52).

5 Вступительная речь папы Иоанна XXIII. Речь идет о «прописке» католицизма в современном мире.

6 Термин «аджиорноменто» использовался в бухгалтерском учете и означал подведение книг и регистров под современные стандарты. Английским аналогом понятия «аджорнамен-

XXIII использовал его неоднократно и в различной связи — от реформирования системы подготовки священников до обновления церковного права. «Аджор-номенто» характеризует цель II Ватиканского собора и означает установку на углубление веры с учетом современных условий. «Обновление» Католической Церкви с учетом проблем, волнующих современных людей, проблем мира и социальной справедливости не могли не вызвать сочувствия в обществе. В своем докладе Кройтцер анализирует ожидания от собора в СМИ и отмечает воодушевленное взаимодействие Католической Церкви и СМИ как в ходе соборной работы, так и после окончания соборных заседаний. Конечно, католическое обновление не могло произойти без обновления теологии. Однако автор доклада говорит о необходимости «обновления "Аджорноменто"» (с. 318), новой актуализации деяний собора, которая, по его словам, должна заключаться в осмыслении Церкви и теологии в контексте гражданского общества7: ключевыми богословскими проблемами должны стать проблемы Католической Церкви в гражданском обществе. Теология приобретает в этом ключе особую функцию: она должна стать «переводчиком» религии на язык социальных реалий. Такая направленность Церкви может, по Кройтцеру, способствовать устранению социальных дисбалансов.

Другие авторы сборника раскрывают соотношение деяний собора и богословской науки в широком спектре отдельных теологических дисциплин, и пограничных гуманитарных наук. Последовательность докладов соответствует распределению богословских предметов: систематическая теология (Ханхо Зау-эр и Франц Грубер), нравственное богословие (Михаель Розенбергер), библейские дисциплины (Кристоф Ниманд). Однако наибольшее внимание уделено практическому богословию, что соответствует общему пастырскому характеру соборных текстов: пастырское богословие (Хильдегард Вустманс), литургика (Эвальд Фольгер), религиозная педагогика (Ильзе Кёглер), социальная этика (Фердинанд Райзингер), каноническое право (Северин Ледерхильгер). Авторы убедительно демонстрируют, что богословская наука в ее тогдашнем виде определяющим образом повлияла на работу собора. И, наоборот, именно в результате работы собора теология приобрела те черты, которые сегодня ее характеризуют. В то же время именно теология позволяет осмыслить совершившийся в Католической Церкви перелом.

Характеризуя данный сборник, можно заметить, что сама по себе традиция ежегодного проведения междисциплинарного курса лекций по актуальной богословской теме с последующим изданием сборника представляет большой интерес. Очевидно, такие мероприятия очень важны для учебного процесса на

то» можно назвать «Update» («Обновление»). После II Ватиканского собора этот термин получил широкое распространение. Например, он был воспринят в социальных науках. Так знаменитый испано-американский социолог Дж. Казанова утверждает со ссылкой на II Ватиканский собор, что религии могут найти место в современности, не теряя своей самобытности (Casanova J. Europas Angstvorder Religion. B., 2009. S. 64).

7 Кройтцер приводит слова Х. Хёна: «Церковь — гражданская инициатива Святого Духа» (Höhn H. J. "Bürgerinitiative der Heiligen Geist". Kirchein der Zivilgesellschaft // Höhn H. J. Fremde Heimat Kirche. Glaubeninder Weltvonheute. Freiburg, 2012. S. 65.

Zulehner P. M. Mitgift. Autobiografisches anderer Art

богословском факультете в KTU. Однако статус таких текстов и их значение для богословской науки не вполне понятны. Авторы, очевидно, не претендуют ни на полноту освещения заявленной темы8, ни на то, чтобы дать в своих лекциях окончательный ответ на массу вопросов, которые поставил собор. Тем не менее в последние годы было издано несколько работ, предлагающих богословский комментарий документов II Ватиканского собора и описывающих его богословскую рецепцию9. Ни одна из них не находит упоминания в текстах сборника. Отсутствует также какой-либо анализ существующей по темам лекций литературы. Некоторые доклады сохраняют элементы устного повествования, а названия отдельных докладов можно отнести к публицистическому жанру.

Тем не менее рецензируемая работа может представлять определенный интерес для студентов и ученых-богословов. Тексты сборника позволяют понять, что целью II Ватиканского собора было отнюдь не предлагать решения и письменно их фиксировать. По словам Гюнтера Василовски, чтобы по-настоящему понять и верно интерпретировать деяния собора, надо обращаться не к окончательным текстам, а к уникальному опыту собора во всей его полноте и сложности. Важны «habitus» (характер) и «стиль», которых Католическая Церковь придерживалась однажды на II Ватиканском соборе, «дух», а не «буква» (с. 34).

А. И. Черный

(диакон, кандидат богословия, ПСТГУ;

[email protected])

Zulehner P. M. Mitgift. Autobiografisches anderer Art. Ostfildern: Patmos, 2014.296 S.

Рецензируемая работа не является научным трудом в строгом смысле слова. Ни стиль, ни структура изложения материала, ни оформление не выдержаны в академическом ключе. Тем не менее данная книга может дать самое глубокое и совершенно неформальное представление об истории католического богословия в Западной Европе в новейший период. Отдельные факты и имена могут соединиться в единую картину, предстать в виде увлекательной истории, полной ярких событий, подлинного драматизма, борьбы и противоречий, пережитых автором лично и переданных с удивительной откровенностью.

8 Например полностью отсутствует церковно-историческая проблематика.

9 Достаточно назвать девятитомник «Богословский комментарий на II Ватиканский собор», выпущенный издательством «Herder» в 2005 г. (Herders Theologischer Kommentar zum ZweitenVatikanischen Konzil / Hünermann P., Hilberath J., Hrsg Freiburg; Basel; W., 2009. Bd. 1—9.), а также сборник «Рецепция II Ватиканского собора в современном богословии и церковном праве» (Münsterischer Kommentar zum Codex Iuris Canonici / Meier D., OSB, Platen P., Reinhardt H. E. F., Sanders F., Hrsg. Essen: Ludgerus Verlag, 2008. Bhft. 55). См. также: Aufbruch des Zweiten Vatikanischen Konzils heute / Kremer J., Hrsg. Innsbruck; W., 1993, и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.