богословском факультете в KTU. Однако статус таких текстов и их значение для богословской науки не вполне понятны. Авторы, очевидно, не претендуют ни на полноту освещения заявленной темы8, ни на то, чтобы дать в своих лекциях окончательный ответ на массу вопросов, которые поставил собор. Тем не менее в последние годы было издано несколько работ, предлагающих богословский комментарий документов II Ватиканского собора и описывающих его богословскую рецепцию9. Ни одна из них не находит упоминания в текстах сборника. Отсутствует также какой-либо анализ существующей по темам лекций литературы. Некоторые доклады сохраняют элементы устного повествования, а названия отдельных докладов можно отнести к публицистическому жанру.
Тем не менее рецензируемая работа может представлять определенный интерес для студентов и ученых-богословов. Тексты сборника позволяют понять, что целью II Ватиканского собора было отнюдь не предлагать решения и письменно их фиксировать. По словам Гюнтера Василовски, чтобы по-настоящему понять и верно интерпретировать деяния собора, надо обращаться не к окончательным текстам, а к уникальному опыту собора во всей его полноте и сложности. Важны «habitus» (характер) и «стиль», которых Католическая Церковь придерживалась однажды на II Ватиканском соборе, «дух», а не «буква» (с. 34).
А. И. Черный
(диакон, кандидат богословия, ПСТГУ;
Zulehner P. M. Mitgift. Autobiografisches anderer Art. Ostfildern: Patmos, 2014.296 S.
Рецензируемая работа не является научным трудом в строгом смысле слова. Ни стиль, ни структура изложения материала, ни оформление не выдержаны в академическом ключе. Тем не менее данная книга может дать самое глубокое и совершенно неформальное представление об истории католического богословия в Западной Европе в новейший период. Отдельные факты и имена могут соединиться в единую картину, предстать в виде увлекательной истории, полной ярких событий, подлинного драматизма, борьбы и противоречий, пережитых автором лично и переданных с удивительной откровенностью.
8 Например полностью отсутствует церковно-историческая проблематика.
9 Достаточно назвать девятитомник «Богословский комментарий на II Ватиканский собор», выпущенный издательством «Herder» в 2005 г. (Herders Theologischer Kommentar zum ZweitenVatikanischen Konzil / Hünermann P., Hilberath J., Hrsg Freiburg; Basel; W., 2009. Bd. 1—9.), а также сборник «Рецепция II Ватиканского собора в современном богословии и церковном праве» (Münsterischer Kommentar zum Codex Iuris Canonici / Meier D., OSB, Platen P., Reinhardt H. E. F., Sanders F., Hrsg. Essen: Ludgerus Verlag, 2008. Bhft. 55). См. также: Aufbruch des Zweiten Vatikanischen Konzils heute / Kremer J., Hrsg. Innsbruck; W., 1993, и др.
Представляемая книга, вышедшая в 2014 г. в издательстве «Patmos», называется «Митгифт1: Другая автобиография». Ее можно отнести к довольно популярному жанру научных автобиографий2. Ее автор — один из известнейших католических богословов и социологов Европы, недавно отпраздновавший свое 75-летие, ученик Карла Ранера и Томаса Лукмана, многолетний декан теологического факультета Венского университета, автор 1370 статей и монографий профессор Пауль Михаэль Цуленер (Paul M. Zulehner). Он родился 20 декабря 1939 г. в Вене. После окончания гимназии изучал философию и богословие в университете Инсбрука, живя в иезуитском конвикте. В этот период богословский факультет Инсбрука переживал период расцвета благодаря Карлу Ранеру (Karl Rahner), Хуго Ранеру (Hugo Rahner), Йозефу А. Юнгману (Joseph A. Jungmann), Йохан-несу Шашингу (Johannes Schasching), Эммериху Корету (Emmerich Coreth) и др. Многие инсбрукские профессора сочетали талант с прогрессивностью взглядов, из-за чего неоднократно подвергались критике со стороны католического священноначалия.
Ситуация усугублялась тем, что на годы перед II Ватиканским собором приходился пик борьбы Католической Церкви с модернизмом. Создавались специальные антимодернистские комиссии, и в результате одной из инспекций в Инсбрук по обвинению в модернизме был запрещен профессор церковной истории Альберт Эрхард (Albert Erhard). Однако и другие профессора попадали под подозрение. Даже Карл Ранер3 всегда находился в опасности быть запрещенным, поскольку пытался в своих работах преодолеть неосхоластику путем диалога с современной философией и конкретно с философией Мартина Хайдеггера. Профессор Райнхольд Штехер (Reinhold Stecher), преподававший у Цуленера религиозную педагогику, став впоследствии епископом Инсбрука, активно критиковал Ватикан и призывал рукополагать женатых мужчин. Он был отправлен на покой за то, что подверг жесткой критике энциклику «Humanaevitae» (1968), посвященную проблемам контроля над рождаемостью.
При активном участии инсбрукского профессора литургики Йозефа Ан-дреаса Юнгмана (Josef Andreas Jungmann), а также Карла Ранера была проведена литургическая реформа II Ватиканского собора. Цуленер во время работы собора был душепопечителем у своего дяди Франца Таубера, где активно претворял
1 Немецкое слово «Mitgift» трудно в данном контексте перевести на русский язык. Буквально оно означает «приданое». Цуленер использует игру слов: «Mit-Gift» — «дар, который человек приносит с собой».
2 Подробные воспоминания оставили, например, профессора дореволюционных духовных академий А. Л. Катанский (Катанский А. Л. Воспоминания старого профессора. С 1847 по 1913 год. Н. Новгород, 2010), Е. Е. Голубинский (Голубинский Е. Е. Воспоминания. Кострома, 1923). Из католических ученых-богословов известны, например, автобиографии Ж. Дание-лу (Daniélou J. Etquiestmonprochain? Mémoires. P., 1974), И. Конгара (Congar Y. Leur résistance: Mémorial des officiersévadésanciens de Colditzet de Lübeckmorts pour la France. P., 1948; Congar Y. Une passion: L'unité: Réflexions souvenirs, 1929—1973. P., 1974), Анри де Любака (Lubac H. de. Mémoiresurl'occasion de mesécrits (OC). P., 2006, и др.
3 Цуленер вместе со своим другом Андреасом Хеллером (Andreas Heller) уговорили 60-летнего Ранера написать вместе книгу, доступно излагающую теологию современного ду-шепопечения (Zulehner P. M., Rahner K. Denn du kommst unserem Tun mit deiner Gnade zuvor. Zur Theologie der Seelsorge heute. Düsseldorf, 1984; 20022).
в жизнь литургические новшества. Став священником в 1964 г., он почти сразу стал служить по-новому, резко критикуя консервативных пастырей, продолжающих совершать тридентскую мессу4. Коренной перелом, произошедший на II Ватиканском соборе, происходил и в его взглядах. Цуленер описывает эволюцию своих убеждений: «До сих пор помню, как я, будучи гимназистом, потряхивал сборником папских документов и цитировал Пия XII. Лишь очень медленно я понимал, что собор обозначил конец неосхоластики и начал новую эпоху в богословии и в Церкви» (с. 73).
Цуленер оказался весьма способным учеником, восприняв от своих учителей не только обширные знания и квалификацию, но и прогрессивность взглядов. Он защитил несколько кандидатских диссертаций подряд, причем первую — в возрасте 21 года5, став самым молодым и перспективным6 кандидатом в Австрии. После Инсбрука он продолжил обучение у К. Ранера в Мюнхене, куда тот был приглашен преподавать, а также у всемирно известного социолога Томаса Лукманна (Thomas Luckmann) в Констанце. В 1974 г. защитил докторскую диссертацию по пастырскому богословию и пастырской социологии у Рольфа Церфасса (Rolf Zerfaß) в Вюрцбурге. С этого момента начинается взлет академической карьеры Цуленера. Он получает приглашение на профессорскую должность сразу в несколько университетов Германии. В последующие годы Цуленер преподает пастырское богословие в Бамберге7, Пассау, а с 1984 г. возглавляет основанную в 1774 г. старейшую в мире кафедру пастырского богословия в Венском университете. В скором времени он был выбран деканом богословского факультета и занимал эту должность в течение многих лет.
Еще во время учебы Цуленер становится ассистентом профессора Й. Ша-шинга в институте социальной этики (Institutfür Sozialethik). Именно под влиянием Шашинга Цуленер встал на путь эмпирических исследований религии. Позднее он занял место Шашинга в комиссии Института церковных социологических исследований (Institut für kirchliche Sozialforschung (IKS)). В Институте Цуленер участвует в нескольких масштабных проектах, в том числе в опросе священников8, тридцатилетнем исследовании «Религия в жизни Австрийцев» (1970—2010), исследовании европейских ценностей 1991 и 2008 гг. и
4 Здесь Цуленер пошел дальше своего учителя, поскольку сам Юнгман считал обе формы совершения Литургии (дособорная и постсоборная) соответствующими духу собора.
5 Первая диссертация была защищена по философии и называлась «Религия без Церкви? Религиозное поведение работников сферы промышленности».
6 Каждая диссертация Цуленера была отмечена престижной национальной премией.
7 В Бамберге Цуленер в течение четырех семестров читал лекции по пастырскому богословию, которые издал в 1976 г. в четырех томах: Zulehner P. M. Pastoraltheologie. Bd. 1: Fundamental-Pastoral. Düsseldorf, 1989; Zulehner P. M. Pastoraltheologie. Bd. 2: Gemeindepastoral. Düsseldorf, 1989; Zulehner P. M. Pastoraltheologie. Bd 3: Übergänge. Düsseldorf, 1990; Zulehner P. M. Pastoraltheologie. Bd. 4: Pastorale Futurologie. Düsseldorf, 1990.
8 Zulehner P. M. Kirche und Priester zwischen dem Auftrag Jesu und den Erwartungen der Menschen. Ergebnisse der Umfrage des Instituts für kirchliche Sozialforschung in Wien über «Religion und Kirche in Österreich» und «Priester in Österreich». W., 1974.
гендерных исследованиях 19929 , 20 0210 , 201211 гг., принесших ему мировую известность. Кроме того, Цуленер проводил исследования католического священства (2000)12, пастырских референтов (2006)13, работников приходских советов (2009)14, а также в 1978 и 2008 гг. вместе с Миклосом Томка (Miklos Tomka) — исследование религиозности в посткоммунистических странах Восточной и Центральной Европы.
Несмотря на такое обилие религиозно-социологических исследований, по основной специальности и по своему самосознанию Цуленер является в первую очередь специалистом в области пастырского богословия. Здесь он проявил себя не только ярким автором и мыслителем, но и активным церковным деятелем и одаренным организатором научной работы. Из огромного числа проектов с его участием остановимся лишь на некоторых. Еще в 1977 г. он стал членом совета Конференции немецкоговорящих пастырских богословов (Konferenz der deutschsprachigen Pastoral theologInnen)15. Со временем он стал преемником председателя Людвига Берча (Ludwig Bertsch). Здесь Цуленер знакомится со всеми видными пастырскими богословами германоязычных стран: Норбертом Метте (Norbert Mette), Норбертом Грайнахером (Norbert Greinacher), Оттмаром Фуксом (Ottmar Fuchs), Германом Штайнкампом (Hermann Steinkamp), Йоханнесом Хиршманом (Johannes B. Hirschmann) и, наверное, первым по значению немецким пасторологом Фердинандом Клостерманном (Ferdinand Klostermann16). Еще при председательстве Берча конференцией были разработаны важнейшие документы по пастырским вопросам для Всеобщего Синода немецких епархий17. Синод должен был приспособить постановления II Ватиканского собора к немецким реалиям. Многие участники конференции проявляли интерес к теологии
9 Zulehner P. M., Slama A. Österreichs Männer unterwegs zum neuen Mann? Wie Österreichs Männer sich selbst sehen und wie die Frauen sie einschätzen. Erweiterter Forschungsbericht, bearbeitet im Rahmen desLudwig Boltzmann Instituts für Werteforschung. Österreichisches Bundesministerium für Jugend und Familie. W., 1994.
10 Zulehner P. M. MannsBilder. Ein Jahrzehnt Männerentwicklung. Ostfildern, 2003.
11 Zulehner P. M, Steinmair-Pösel P. Gleichstellung in der Sackgasse? Frauen, Männer und die erschöpfte Familie von heute.W., 2014.
12 Zulehner P. M. Priester im Modernisierungsstress. Forschungsbericht der Studie Priester. 2000. Ostfildern, 2001; Zulehner P. M, Hennersperger A. «Sie gehen und werden nicht matt» (Jes 40,31). Priester in heutiger Kultur. Ergebnisse der Studie Priester. 2000. Ostfildern, 2001; Hennersperger A. Ein ein(z)iges Presbyterium: Zur Personalentwicklung von Priestern. Amtstheologische Reflexionen zu Daten der Studie Priester. 2000. Ostfildern, 2002.
13 Zulehner P. M, Renner K. Ortsuche. Umfrage unter Pastoralreferentinnen und Pastoralreferenten im deutschprachigen Raum. Ostfildern, 2006.
14 Zulehner P. M. Der Reichtum der Kirche sind ihre Menschen. Pfarrgemeinderäte beleben die Kirchengemeinden. Bericht über eine Umfrage. Ostfildern, 2010; Zulehner P. M, Hennersperger A. Damit die Kirche nicht ratlos wird. Pfarrgemeinderätefürzukunftsfähige Gemeinden. Ostfildern, 2010.
15 Официальная страница организации: http://pastoraltheologie.de/aktuelles/archiv/ (дата доступа: 05.10.2015).
16 До Цуленера Клостерманн возглавлял кафедру в Вене; во время работы II Ватиканского собора был консультантом кардинала Кёнига. Цуленер называет его «отцом католической Акции» (c. 140).
17 См.: Bertsch L. Pastorale. Handreichung für den pastoralen Dienst. Mainz, 1970; Bertsch L. Pastorale 2. Handreichung für den pastoralen Dienst. Mainz, 1974.
освобождения и хотели перенести ее на немецкую почву. При этом отношение к официальному Ватикану было весьма непростым. Цуленер пишет об этом так: «С моим другом и коллегой Германом Штенгером (Hermann Stenger) я постоянно стремился научиться понимать "Рим". Это приводило к тому, что другие наши коллеги, которые считали "Рим" безнадежно устаревшим, иногда просто качали головами» (S. 140).
Другим масштабным проектом, организованным профессором П. М. Цу-ленером, является «Пастырский форум» (Pastorales Forum18) в Вене, недавно отметивший свое 25-летие. Основной задачей этой организации является научное руководство и обеспечение стипендиями студентов и аспирантов (преимущественно для студентов из Центральной и Восточной Европы), специализирующихся по пастырскому богословию. За эти годы сотрудники «Форума» довели до защиты чуть менее 150 работ, обеспечив их авторов стипендиями на общую сумму порядка 4 млн евро.
Отдельного внимания заслуживает церковно-общественная деятельность Цуленера. На этом поприще он был не менее активен, чем на других. И именно эта активность снискала Цуленеру репутацию рупора либерального течения в католичестве. Он в течение многих лет открыто выступал за отмену обязательного целибата для духовенства19, феминизацию и децентрализацию церковной жизни, усиление роли мирян, официальный допуск к причастию второбрачных и т. д. Следует учитывать, что в Австрии такая позиция не является чем-то из ряда вон выходящим20. Католическая Церковь в Австрии издавна пользовалась относительно большей независимостью (как от государства, так и от Рима), по сравнению с другими странами. II Ватиканский собор вызвал у австрийских католиков надежду на новые послабления. Поскольку далеко не все ожидания оправдались, руководство Австрийской Церкви не стало дожидаться официального решения Рима по ряду вопросов. Например, уже около 30 лет в Австрии причащают вто-робрачных21, что совершенно немыслимо в других странах и вызывает серьезные недовольства у консервативного большинства. Стремление к реформированию Католической Церкви исходит не только сверху, но и из самых широких слоев католического населения Австрии. Так, в 1995 г. здесь была организована масштабная акция за реформирование Католической Церкви «Референдум церковного народа» (Kirchenvolks-Begehren), собравшая более полумиллиона подписей в Австрии и еще 1 млн 800 тыс. в Германии22. Интересно, что, несмотря на личное
18 Официальная страница «Форума»: http://pastorales-forum.net/ (дата доступа: 05.10.2015).
19 Цуленер предпринимал конкретные шаги, для того чтобы добиться официального признания Ватиканом возможности рукополагать женатых мужчин («viri probati»). Например, он активно поддерживал епископа Фрица Лобингера (Fritz Lobinger), проводившего такие «эксперименты» в Южной Африке (см.: Lobinger F. Wie Gemeinden Priester finden. Ein Weg aus dem Pfarrermangel. Graz, 1998; Zulehner P. M., Lobinger F. Um der Menschen und der Gemeinden willen. Plädoyer zur Entlastung von Priestern; weitere Folgerungen aus der Studie Priester. 2000. Ostfildern, 2002).
20 Схожих взглядов придерживались, например, несколько венских епископов: достаточно вспомнить Хельмута Крэтцля (Helmut Krätzl), «красного кардинала» Франца Кёнига (Franz König) и его преемника кардинала Кристофа Шёнборна (Christof Schönborn).
21 Этого добились венские епископы Хельмут Крэтцль и кардинал Франц Кениг.
22 Акция была инициирована Томасом Планкенштайнером (Thomas Plankensteiner) и Мартой Хайце (Martha Heize). Участники требовали демократизации и феминизации церков-
согласие с требованиями участников акции и личную просьбу организаторов, Цу-ленер отказался ее поддержать, поскольку не признавал такой подход к делу. Более того, Цуленер написал статью в английскую газету «Tablet»23, в которой осуждал выбранную инициаторами стратегию. За это он подвергся острой критике со стороны австрийских СМИ, общественных деятелей и богословов. Например, небезызвестный Ганс Кюнг (Hans Krag), прочитав эту статью, лично написал Цуленеру письмо, в котором в целом одобрял его деятельность, но предостерегал от подобных шагов, которые могут вообще изолировать его от академического сообщества, что, конечно, оказалось большим преувеличением.
Фигура Пауля М. Цуленера весьма противоречива. С одной стороны, он придерживается крайне либеральных взглядов, открыто и активно выступает за радикальное реформирование Католической Церкви, не боясь конфликтов. С другой стороны, он является признанным ученым, авторитетным церковным экспертом24 и исключительно плодовитым автором. Воспоминания такого человека представляют огромный интерес, поскольку он сам являет собой живую историю католического богословия второй половины XX в. Он был знаком со многими видными учеными-богословами германоязычных стран, с одними как ученик, с другими как сотрудник или учитель. Более того, Цуленер на протяжении всей карьеры находился в самом центре событий церковно-общественной жизни и являлся участником или непосредственным свидетелем этих событий. На материале его воспоминаний можно познакомиться с наиболее либеральным направлением католической теологии и католической церковной жизни, получившим развитие в германоязычных странах и особенно в Австрии. Такие работы дают возможность в новом свете взглянуть на историю католичества в XX в., понять, что случилось с Католической Церковью на II Ватиканском соборе.
Повествование сопровождается ссылками, иллюстрациями и даже стихами, часть которых написана самим автором. Легкий стиль изложения, многообразие описанных событий и откровенность автора делают рецензируемую работу интересной самому широкому кругу читателей.
А. И. Черный
(диакон, кандидат богословия, ПСТГУ;
ной жизни, отмены обязательного целибата для духовенства, разрешения причащать второбрачных и гомосексуалистов, разрешения контрацепции и т. д.
23 Zulehner P. M. Austria's naive reformers / The Tablet. L., 1996. 2—3 November. 1534f.
24 В разные годы он являлся членом епархиального синода Вены (1968—1972), советником президента Совета европейских епископских Конференций (CCEE) (1985—2000), до сих пор является членом Австрийской и Европейской академий наук, а в 2009 г. был удостоен большого серебряного знака отличия за заслуги перед Австрийской республикой.